Главная
страница 1
Когда возникла музыка?

Этот вопрос давно волнует людей. Еще в глубокой древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Древние" греки считали, что музыка дарована им богами.

Ученые же на основе археологических и этнографических исследований установили, что музыка появилась еще в первобытном обществе.

У древних людей она была связана с их повседневной жизнью. Женщины напевали, баюкая детей, пастухи созывали стадо звуками рожков, воинственные возгласы повергали в ужас врагов.

Музыка, ее ритм и мелодия оказывали на человека сильное эмоциональное воздействие.

Какой была первобытная музыка, мы не знаем, но, вероятно, не очень благозвучной. В ней было много звукоподражаний: в песнях первобытные люди повторяли звуки окружающего их мира -крики диких зверей, птиц.

Главным элементом первобытной музыки был ритм.

Он помогал людям четко выполнять движения во время работы. Певцы подчеркивали ритм ударами в ладоши или притопыванием.

Позже люди подметили, что ритмичные громкие звуки издают при ударе плоские камни, куски дерева, раковины. Они-то и стали первыми музыкальными инструментами.

У африканских племен до сих пор существуют огромные барабаны из пустотелого ствола дерева, барабаны поменьше из высушенной тыквы, а также рога, раковины - прообразы современных ударных и духовых инструментов.



Зачем оркестру дирижер?

Вам наверняка приходилось бывать в оперном Театре. Вы пришли и заняли свои места в зале. Спектакль еще не начался. Но внизу перед сценой уже собрались музыканты. Вы слышите, как они настраивают свои инструменты. До вас доносится невообразимый шум! Кажется, что из этих звуков ничего красивого не получится. А ведь еще будут певцы-солисты и хор! Но вот открывается занавес, и... полилась прекрасная музыка. В том, что все инструменты звучат слаженно и четко, заслуга дирижера - он руководит огромным оркестром. А происходит все с помощью небольшой деревянной палочки.Эту тоненькую палочку иногда называют волшебной. Ведь один ее взмах может вызвать гром литавр и звуки труб, пение скрипок и нежные трели флейт. Волшебной палочка становится только в руках дирижера. Он нужен в опере и в симфоническом оркестре, в хоре и в ансамбле - везде, где музыку исполняет большой коллектив.В древнегреческом театре главной фигурой был корифей - он дирижировал хором, ему подчинялись и музыканты. Ритм корифеи отбивали подошвой, окованной железом, а дирижировали руками.В средние века церковные дирижеры пользовались особым уважением. Символом их музыкальной власти был тяжелый, искусно отделанный жезл.В опере 18 века дирижера называли «дровосеком», потому что в его руках была палка длиной 1 метр 80 сантиметров. Этой палкой -по-итальянски ее называли «баттута» - во время спектакля отбивали громко ритм. Не очень-то приятно было слушать музыку в таком сопровождении, ведь руководитель оркестра колотил в пол, отбивая ритм.А в итальянской опере дирижеров было двое: один, скрипач, руководил оркестром, другой, клавесинист, - певцами. Место за клавесином было опасным, там обычно сидел автор оперы. Ему частенько приходилось испытывать на себе реакцию публики на его произведении. Если темпераментным итальянцам не нравилась музыка, в несчастного автора летели гнилые помидоры и тухлые яйца.В 19 веке состав симфонического оркестра увеличился, и стало просто невозможно одновременно играть на инструменте и дирижировать. И вот тогда первый скрипач оркестра, его называли концертмейстер, отложил свою скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры и усложнением многоголосия появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра и возникло тихое дирижирование – жестами руки. Но музыкантам не всегда удавалось уследить за движениями руки дирижера и чтобы сделать жест более заметным, мастера стали использовать различные предметы.Чаще всего инструментом дирижирования был скрипичный смычок или несколько нотных листков, свернутых в рулон. Некоторые маэстро выбирали более габаритные предметы – композитор Мендельсон дирижировал тростью, обтянутой кожей, а Гектор Берлиоз и вовсе считал идеальным предметом обычную сучковатую ветку. Однако все дирижеры стояли всегда лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным.Первым традицию нарушил Рихард Вагнер. Он и его современники Мендельсон, Лист, Берлиоз и были первыми дирижерами в современном понимании. Они вели за собой оркестр.А небольшую деревянную палочку для дирижирования впервые применили композиторы и дирижеры Карл Вебер и Людвиг Шпор. Сделали они это независимо друг от друга. Новый способ дирижирования так понравился, что палочка стала верной помощницей дирижера.Говорят, когда замечательный русский композитор Александр Глазунов приехал в Англию, где должен был дирижировать, то, не зная английского языка, выучил лишь одну фразу, с которой и обратился к оркестрантам: «Господа, прошу вас сыграть то, что я нарисую концом своей палочки».

Стихи о музыке

Музыка всюду живёт. Вадим Семернин

Ветер чуть слышно поёт,

Липа вздыхает у сада…

Чуткая музыка всюду живёт –

В шелесте трав,

В шуме дубрав –

Только прислушаться надо.

Звонко струится ручей,

Падает гром с небосвода –

Это мелодией вечной своей

Мир наполняет природа!

Тихие слёзы свои

Ива роняет у брода…

Трелью приветствуют ночь соловьи.

Звоном ветвей, песней дождей

Мир наполняет природа.

Птицы встречают восход,

Ласточка солнышку рада!

Чуткая музыка всюду живёт, -

Только прислушаться надо.



Музыка. Вадим Семернин

Так было: весна голубела,

И женщина древних веков

Огонь разводила и пела

Под щёлканье шустрых щеглов.

Была у забавы – синицы

Подслушана дробная трель, -

Петь так же искусно, как птицы,

Заставили люди свирель…

Я понял: из голоса ветра,

Где плещется в берег волна,

Возникла та музыка щедро,

Что в залах концертных слышна!

Уж с музыкой нам не проститься…

А в том и её красота,

Что в музыке – ветер, и птица,

И волны, и женщина та…

Музыкальные шутки и анекдоты

Бабушка с внучкой на кухне:

- Да, в наше время музыка была намного мелодичнее.

- Бабушка, да ведь это миксер работает!..

***

- Папа, а тётя Клава кем работает?



- Она музыковед!

- Нет, музыковед - это дядя, а она - музыковедьма!

***

Мама говорит Вовочке:



- Перестань петь, я из-за тебя не могу уснуть!

- Ясно. Я подожду, пока ты уснёшь, - отвечает Вовочка.

***

Родители маленького вундеркинда решили обучать его музыке у известного в прошлом музыканта. После нескольких уроков престарелый маэстро заявил, что его миссия окончена.



- Разве он уже научился играть? - спросили удивленные родители.

- Нет, просто я забыл, чему учить дальше, - ответил педагог.

***

Отец провожает сына в первый класс с напутственными словами:



- Сынок, будешь хорошо учиться, куплю тебе компьютер.

- А если я буду плохо учиться? -Тогда купим пианино!..

***

Седьмой класс отправился в театр оперы и балета на «Спящую красавицу». Во время спектакля двое приятелей громко разговаривают. Сидящие впереди них, потеряв всяческое терпение, начинают возмущаться:



- Как так можно разговаривать? Ведь нам практически ничего не слышно!

- А почему, собственно, вы должны слышать, о чем мы говорим? - изумляется один из приятелей.

***

Знаешь, мама, наш сосед очень добрый человек.



- Почему ты так думаешь?

- Мы с Колькой во дворе играли как всегда: он на барабане, а я - на гармошке. Вышел сосед и подарил нам с Колькой красивый такой ножик и молоток и спросил у нас, не хотим ли мы узнать, что находится внутри барабана и гармошки...

***

- Пап, а почему певец качается, когда поет? - спрашивает мальчуган у отца во время антракта в оперном театре.



- В движущую цель труднее попасть, сынок, - сострил отец.

***


В магазине:

- Странная у вас комбинация товаров: только саксофоны и револьверы.

- Совсем не странная: как только кто-нибудь покупает саксофон, вскоре приходит сосед и приобретает револьвер!

***


Приходит мужчина в музыкальный магазин и говорит:

- У вас есть что-нибудь успокаивающее? Например, кассеты с записью голосов птиц?

- к сожалению, они закончились. Но у нас есть более успокаивающие кассеты - с записью голосов рыб.

Великие пианисты

Великие пианисты. Как же становятся великими пианистами? Это всегда громадный труд. А начинается все в детстве. Многие пианисты и композиторы начинали заниматься музыкой с 4, а то и с 3 лет.

Если совершить путешествие в историю фортепианной науки, то можно узнать много интересного. Например о том, что в разное время, разную эпоху ключевые традиции в игре на фортепиано определялись одним или несколькими великими композиторами, которые в совершенстве владели игрой на клавесине или позднее с приходом фортепиано были прекрасными пианистами.

Начиная с 18 века историю фортепианного искусства можно условно разделить на 3 этапа:

эпоха Моцарта, эпоха Листа и эпоха Рахманинова.

Каждый из них остался в веках как великий композитор, но в свое время каждый определял и ключевые тенденции в пианизме: классицизм, романтизм и ранний модернизм. Вместе с тем одновременно с каждым из них действовали другие великие пианисты. Некоторые из них, также были великими композиторами.Это были: Франц Шуберт,Людвиг ван Бетховен,Иоганн Брамс, Фредерик Шопен, Шарль Валантен Алькан, Роберт Шуман и другие.

История развития пианистической техники -это история культур и стилей.

В числе непременных умений пианиста 18-19 веков должна была быть импровизация, тогда пианист еще не отделился от композитора, а если он исполнял чужую музыку, то правилом считалось весьма вольное, индивидуально творческое обращение с нотным текстом, бытовала практика расцвечивания и вариаций, что сейчас считается недопустимым. Стиль мастеров XIX столетия был наполнен таким исполнительским своеволием, что мы сочли бы его стопроцентно безвкусным и неприемлемым.

Но к какому бы времени не принадлежал музыкант, великим его делал не только талант, а еще и полное растворение в музыке.По мнению американского музыкального критика Гарольда Шонберга "фортепиано - это начало и конец всего, не столько музыкальный инструмент, сколько образ жизни, и смысл - не в музыке ради музыки, а в музыке ради фортепиано".

XX век смело можно назвать веком великих пианистов: так много в одном небольшом промежутке времени, кажется, их еще не бывало никогда. Падеревский, Гофман, Рахманинов, Корто, Шнабель - в начале века, С. Рихтер, Рубинштейн, Гилельс, Кемпфф - во второй половине. Список можно продолжать бесконечно...Вот некоторые из них:

Сергей Рахманинов 1873 - 1943

Владимир Горовиц 1904 -1989

Святослав Рихтер 1915 -1997

Эмиль Гилельс 1916 -1985

Глен Гульд 1932 -1982

Ван Клиберн 12.07-1934



Владимир Ашкенази 06.07-1937


Смотрите также:
Когда возникла музыка?
71.84kb.
1 стр.
Интервью с Distimia [terror infection / rus zud] Музыка она растет так же, как и человек, я бы сказал даже эволюционирует
28.67kb.
1 стр.
Времена. События. Даты 1150 лет (862г.)
175.47kb.
1 стр.
Фио участника: Беляев Александрович
75.71kb.
1 стр.
Фио участника: Алёхин Максим Юрьевич
78.78kb.
1 стр.
«Музыка тоже лечит»
43.78kb.
1 стр.
История Португалии
330.85kb.
1 стр.
I новый облик европейского союза юрий Борко
511.77kb.
6 стр.
Что может музыка
120.79kb.
1 стр.
Занятие по развитию речи «Как написать письмо»
191.97kb.
1 стр.
Дети и музыка: слушать или нет?
36.44kb.
1 стр.
Летопись знаменательных дат развития математики
142.15kb.
1 стр.