Главная
страница 1
Рассмотрено Согласовано

МО № зам.дир. по УВР

________________ ______________

от «__»_____ 2011 «__»_______2011



Учебно-тематическое планирование

по курсу

«Изобразительное искусство»

Общее количество- 34 ч

Учитель: Шабалина Н.Н.


Класс: 4 «А»

Количество часов: всего 34 часа; в неделю 1 час
Уровень обучения: базовый

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

– Л.А. Неменская «Изобразительное искусство», учебник для 4 класса начальной школы, М «Просвещение», 2007

Форма итоговой аттестации обучающихся – зачётная работа.

В авторскую программу изменения не внесены.



Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

            Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

             Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это  дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

            Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Целью художественного воспитания и обучения в 4 классе является формирование представления о многообразии культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека. 

Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.

Приобщаясь через уподобление сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, обучающиеся начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости богатства человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Темы раскрывают богатство и разнообразие представлений народов о красоте явлений жизни. Здесь все – и понимание природы, и связь с ней построек, и одежда, и праздники – разное. Обучающиеся должны осознать: прекрасно именно то, что человечество столь богато разнообразными художественными культурами и что они не случайно разные.    

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

            Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.  Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения.  При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром («Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества»), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

            В рабочей программе по изобразительному искусству 4 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. 

Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

Изучение изобразительного искусства и художественного труда в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

            • развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» отводится 1 час в неделю. Всего на изучение программного материала отводится  34 часа. Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство и художественный труд» 4 класс разработана на основе авторской программы Б. М. Неменского, В. Г. Гурова, Л. А. Неменской.

Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. На учебных занятиях используются коллективные способы обучения в парах постоянного состава (ППС), в малых группах. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках.

В 4 классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: пастель, гравюра, репродукция, панно.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

На уроках изобразительного искусства формируются умения:


♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;

♦ выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений;

♦ анализировать результаты сравнения;

♦ объединять произведения по видовым и жанровым признакам;

♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;

♦ решать творческие задачи на уровне импровизаций, проявлять оригинальность при их решении;

♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;

♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);

♦ работать с пластилином, глиной, бумагой, гуашью, мелками;

♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного города;

♦ конструировать из бумаги макеты детских книжек;

♦ складывать бумагу в несколько слоев, соединять простые объемные бумажные формы в более сложные бумажные конструкции (создание игрушечного транспорта);

♦ передавать на доступном уровне пропорции человеческого тела, движения человека.


Результаты обучения

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать (понимать):

• основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

• известные центры народных художественных ремесел России;

• ведущие художественные музеи России.



В результате изучения изобразительного искусства ученик должен уметь:

• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;

• узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

• сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

• использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки.

     Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• самостоятельной творческой деятельности;

• обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

• оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества.



В конце 4 класса учащиеся должны:

• усвоить основы трех видов художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов:  

• приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живопись, графика, скульптура, дизайн декоративно-прикладные и народные виды искусства;

• развивать по возможности свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

• развивать фантазию воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

•  приобрести первичные навыки изображения предметного мира, изображения растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений;

• освоить выразительные возможности художественных материалов: гуашь, акварель, мелки, карандаш, пластилин, бумага для конструирования;

• приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, то есть значение в жизни человека и общества;

• приобрести навыки общения через выражение художественного смысла, выражение эмоционального состояния, своего отношения в творческой  художественной деятельности и при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

• приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в создании среды жизни и предметного мира;

• сформировать представления и деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

• научиться анализировать произведения искусства, обрести знание конкретных произведений выдающихся художников в различных видах искусства; научиться активно использовать художественные термины и понятия;



• овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности.  


урока

Тема учебного занятия


Элементы обязательного минимума образования

Обязательный результат обучения

Способы организации деятельности учащихся

Формы контроля

Домашнее задание


внешние

внутренние



Систематизация знаний о видах и жанрах изобразительного искусства. Рисование осеннего пейзажа по представлению

Уметь строить пейзажное пространство с учетом перспективы и законов композиции

Уметь рисовать пейзаж, используя приемы «по-сырому» или «по-сухому»

Беседа, рассматривание картин, самостоятельная работа

ИНМ

Индив.


Создать сказочный образ дерева



Знакомство с разнообразием пейзажных сюжетов. Изображение характерных черт разных времен года

Уметь строить пейзажное пространство с учетом перспективы и законов композиции

Уметь передавать характерные особенности времен года в изображении пейзажа родной земли

Беседа, дидактическая игра, рассматривание картин, самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Прочитать русские народные сказки с описанием русского быта



Знакомство с образом традиционного русского дома. Обучение построению макета избы.

Уметь конструировать объемные модели

Уметь изображать русскую избу, используя различные приемы и материалы

Беседа, кроссворд, рассматривание иллюстративного материала, самостоятельная работа в паре

ИНМ

Индив.


Подобрать стихи о жизни русской деревни



Знакомство с деревянной храмовой архитектурой. Коллективное создание панно «Русская деревня»

Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, приобрести навыки коллективного творчества

Уметь создавать панно, работая в группе

Групповая работа

ЗЗСД

Груп.


Подобрать иллюстративный материал «Образ русской женщины»



Знакомство с творчеством В.М.Васнецова. Формирование образа русской женщины

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь отображать пропорции и мимику лица в портрете, характерные особенности русского национального женского костюма

Беседа, рассматривание иллюстративного материала, самостоятельная работа

ИНМ

Индив.


Подобрать иллюстративный материал «Образ русского мужчины»



Знакомство с творчеством П.Корина. Формирование образа русского богатыря

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь отображать пропорции и мимику лица в портрете, характерные особенности русского национального мужского костюма

Беседа, рассматривание иллюстративного материала, самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Подобрать пословицы о труде



Знакомство с творчеством А.Пластова. Формирование умения изображать человека в движении, в трудовой деятельности

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь изображать человека в движении

Беседа, кроссворд, самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Подобрать литературные произведения о народных праздниках



Совершенствование умения изображать человека в движении. Создание коллективного панно «Народный праздник»


Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека, приобрести навыки коллективного творчества

Уметь изображать человека в движении

Беседа, слушание литературных произведений о народных праздниках, коллективная работа

ЗЗСД


груп

Узнать о традициях русской ярмарки



Обобщение по теме «Истоки родного искусства». Обучение конструированию куклы из соломы

Приобрести первичные навыки в декоративно - прикладном искусстве

Уметь конструировать куклу из соломы

Беседа, выставка работ по теме, самостоятельная работа

ОЗСД

Индив.


Подобрать иллюстративный материал «Древнерусский город»



Знакомство с древнерусским зодчеством. Формирование умения изображать город-крепость

Приобрести первичные навыки изображения строений

Уметь изображать каменные постройки

Беседа, коллективное обсуждение, самостоятельная работа

ИНМ

Индив.


Подобрать иллюстративный материал «Древнерусский собор»



Знакомство с особенностями архитектуры древних соборов. Формирование умения изображать собор, церковь

Приобрести первичные навыки изображения строений

Уметь изображать каменные постройки

Беседа, выполнение схематического рисунка, самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Подобрать иллюстративный материал «Московский Кремль»



Знакомство с организацией внутреннего пространства города. Формирование умения изображать город на основе перспективы пространства

Приобрести первичные навыки изображения пространства на плоскости

Уметь изображать город на основе перспективы пространства

Беседа, рассматривание иллюстративного материала, самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Задания нет



Закрепление умения изображать фигуру человека. Изображение древнерусского воина

Уметь передавать конструктивно-анатомическое строение фигуры человека

Уметь изображать фигуру человека

Беседа, дидактическая игра «Князь и его дружина», самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Узнать, что такое изразец



Знакомство с архитектурой древних русских городов

Приобрести навыки художественного восприятия различных видов искусства

Иметь представление об исторической архитектуре и памятниках древних русских городов

Беседа

РЗСД

Индив.


Задания нет



Знакомство с вариантами украшения царских палат. Формирование умения выполнять роспись элементов интерьера.

Приобрести первичные навыки в декоративно - прикладном искусстве

Уметь выполнять декоративную роспись

Беседа, дидактическая игра «Настроение и орнамент», самостоятельная работа

ЗЗСД

Индив.


Задания нет



Обобщение по теме «Древние города нашей земли». Создание коллективного панно «Княжеский пир»

Овладеть опытом самостоятельной творческой деятельности, приобрести навыки коллективного творчества

Уметь создавать панно, работая в группе

Беседа, выставка работ по теме, коллективная работа

ОЗСД

груп


Задания нет



Знакомство с образом японских построек, с традиционным японским праздником «Цветение вишни- сакуры».

Изображение японских построек

Знать художественный образ японской культуры; уметь изображать японские постройки

Работа на панно

ИНМ

Индив.


Найти репродукцию японской живописи



Знакомство с творчеством японского художника К. Хокусая. Знакомство с красотой природы в японской культуре

Красота природы в японской культуре

Знать различия образов японского от русского пейзажей; известного японского художника К. Хокусая

Свитки- пейзажи

РЗСД

Индив.


Найти изображения японской одежды- кимоно



Знакомство с изображением японской женщины, с японским костюмом

Техника изображения японской женщины

Знать технику оригами.

Уметь изображать национальный костюм японской женщины



Работа на панно; на свитках( большие листы)

РЗСД

Индив.


Найти сказки народов гор и степей



Знакомство с образом степного мира в конструкции степного жилья - юрты

Образ степного мира в конструкции степного жилья - юрты

Знать о способности человека жить в разных природных условиях ; уметь изображать юрту

Выражение цветом особенности природы степей

РЗСД

Индив.


Подобрать иллюстрации с изображением архитектурных памятников Средней Азии



Знакомство с образом художественной культуры Средней Азии, с декором старинных мечетей , минаретов

Памятники архитектуры Средней Азии

Знать о декоре старинных мечетей, минаретов; уметь работать в технике аппликации

Обрывная аппликация на цветной бумаге

РЗСД

Индив.


Прочитать мифы Древней Греции



Знакомство с древнегреческими скульптурами и искусством греческой вазописи. Представление о древнегреческом образе прекрасного человека

Древнегреческая скульптура и искусство греческой вазописи

Уметь изображать фигуры олимпийских спортсменов

Построение фигуры человека

ИНМ

Индив.


Подобрать иллюстрации с изображением древнегреческой архитектуры



Знакомство с понятием «ордер» в архитектуре; виды древнегреческих ордеров

Характер древнегреческой архитектуры

Знать понятие «ордер» в архитектуре; уметь изображать греческие храмы

Объемное моделирование греческих храмов

РЗСД

Индив.


Иметь краски, клей, ножницы



Ознакомление о проведении Олимпийских игр в Древней Греции Создание панно.

Главный храм Зевса

Знать дату рождения Олимпийских игр; Уметь изображать фигуры человека

Панно «Олимпийские игры в Древней Греции»

РЗСД

Индив.


Нет задания



Знакомство с образом готического храма и его декором

Образ готического храма и его декора

Уметь конструировать готический храм из бумаги

Конструирование средневековых готических зданий

РЗСД

Индив.


Средневековая одежда



Знакомство с образом средневекового готического костюма

Стилистическое единство средневековой архитектуры и средневекового костюма

Уметь работать в группе, строить композиции

Панно «Праздник цехов ремесленников»

РЗСД

Индив.


Графические материалы



Обобщение по теме «Каждый народ – художник»

Стилистическое единство образа природы, архитектуры и человека в культуре

Знать образы культур

Беседа, кроссворд

ЗЗСД

Индив.


Пословицы разных народов о материнстве



Представление о едином образе матери в искусстве разных народов

Изображение матери и дитя

Знать пропорции, расположение частей лица у взрослых и ребёнка

Построение лица

ИНМ

Индив.


Подобрать иллюстрации с изображением мудрости старости



Знакомство с работами Леонардо да Винчи и Рембрандта. Совершенствование навыка рисования по представлению пожилого человека

Изображение любимого пожилого человека

Соблюдать пропорции тела, лица человека




РЗСД

Индив.


Прочитать литературное произведение «Плач детей» Н. Некрасова, «Лебёдушка» С. Есенина.



Знакомство с работами В. Перова и Рембрандта. Обучение сопереживать чужому горю

Основные формы туловища, головы животных

Уметь прорисовать основные части тела

Прорисовка основных частей тела

ИНМ

Индив.


Подобрать иллюстрации с изображением памятников героям разных народов



Знакомство с монументальной скульптурой

Монументальная скульптура

Знать о работе скульптора, технологии его работы над скульптурой

Эскиз памятника герою

ИНМ

Индив.


Подобрать книги о памятниках эпохи возрождения



Знакомство с творчеством Микеланджело. Формирование умения передавать пропорции частей тела единое целое

Умение передавать пропорции

Уметь работать с пластилином передавать пропорции,соотнести массу частей тела

Изготовление эскиза памятника герою по наброскам из пластилина

РЗСД

Индив.


Подобрать стихи о детях, их играх



Знакомство с творчеством некоторых художников и их произведениями о детях. Формирование навыков изображение людей

Изображение строение человеческой фигуры

Знать творчество художников, которые обращались к детскому портрету и теме детства

Экспресс выставка

РЗСД

Индив.


Повторить материал по теме «искусство объединяет народы»



Обобщение по теме «Искусство объединяет народы»

Искусство разных народов

Знать узорочье теремов княжеский терем, архитектуру

Искусствоведческая викторина

ОЗСД

Индив.


Нет задания




Смотрите также:
Учебно-тематическое планирование по курсу «Изобразительное искусство» Общее количество- 34 ч Учитель: Шабалина Н. Н. Класс
200.64kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по Искусству (изо) Класс
359.91kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по предмету искусство (музыка) Класс 5
263.45kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по физике Класс 11 Учитель Замалова Алсу Хамзовна
209.97kb.
1 стр.
Тематическое планирование по предмету изобразительное искусство в подготовительной группе 1 год обучения в дхш
149.21kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «рисунок» 540700 Профиль: Изобразительное искусство
374.49kb.
2 стр.
Тематическое планирование По немецкому языку Класс 8 Учитель Шугурина Ирина Петровна Количество часов в неделю 3 час. Количество часов по четвертям
362.94kb.
3 стр.
Тематическое планирование по английскому языку Класс 3 Учитель Аширова Лилия Хамитовна Количество часов Всего 68 ч., в неделю 2 ч. Плановых контрольных уроков 4, зачетов, тестов
863.93kb.
3 стр.
Тематическое планирование по географии Класс 7 Учитель Сафина С. С. Количество часов: Всего- 70 часов в неделю- 2 часа Плановых обобщающих уроков- 5
464.04kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по истории Класс
288.88kb.
3 стр.
Календарно-тематическое планирование по курсу биологии 9 класс
198.89kb.
1 стр.
Тематическое планирование по немецкому языку Класс : 10 Учитель : Светличная Альмира искандеровна Количество часов в неделю 3 час. Количество часов по четвертям
342.61kb.
3 стр.