Главная
страница 1
Чудо колокольчиков.
Впервые возможность общаться с колокольчиками я получила в 2002 году, когда училась на ассоциативном АМИ курсе 3-6 под руководством тренера АМИ Марии Рот и Софии Ивановны Сумнительной.

Как музыкант, проработавший почти 20 лет в системе традиционного музыкального образования, я сразу почувствовала огромный потенциал этого материала. Его можно использовать для целенаправленного развития слуха и музыкального обучения детей, независимо от их проявленных данных. По окончании ассоциативного курса я стала вести музыкальные уроки в Монтессори-группе. Тогда же возникла идея начать работать над программой "Монтессори-музыка". Основой стали материалы, разработанные самой Марией Монтессори, которые можно найти в книге "Руководство по воспитанию детей от 3 до 6 лет". В 2008году я приобрела полный комплект музыкальных материалов, производимых в Голландии. Это позволило мне сделать собственные открытия и накопить большой практический опыт. Особенно интересно было наблюдать за детьми, у которых, как считали их родители, "медведь на ухо наступил". После полугода работы с колокольчиками все дети начали различать звуки, даже если ещё плохо их интонировали. Музыканты знают, что интонирование связано не столько со слухом, сколько с ещё не установившейся связью между «слышу – осознаю – пою». Поэтому в возрасте от 3-х до 6-ти мы не заставляем детей петь и не сообщаем им о недостатках их голоса, а развиваем их слух. Ребёнок поёт, если хочет, если нет – то слушает пение учителя и других детей, а это уже есть пассивное пение.


Колокольчики Марии Монтессори - это сенсорный материал, который естественным путём раскрывает музыкальный слух ребёнка. Он заложен природой в каждом человеке независимо от того предназначено ему быть музыкантом или нет. Мария Монтессори не ставила задачу воспитать музыкантов из своих учеников. Работу с колокольчиками она рассматривала в качестве вводных упражнений для освоения речи, которые особым образом концентрировали бы внимание ребёнка на различении "модуляций человеческого голоса". "Но помимо развития речи подобные упражнения также приучают детское ухо воспринимать различные шумы, улавливать самые лёгкие шорохи, отличать их от звуков и с неприятием относиться к резким и нестройным шумам. Подобное воспитание - пишет Мария Монтессори в книге "Мой метод", - ценно ещё и потому, что воспитывает эстетический вкус и в высшей степени способствует выработке дисциплины в практической жизни".
Ребенок очарован чувственным исследованием музыкального звука, когда общается с колокольчиками. Важно, что ухо ребенка на пути музыкального воспитания с самого начала встречается с эталоном звука, и это становится первой записью в его музыкальной памяти. С рождения ребенок слышит много звуков, в том числе и музыкальных, но, общаясь с колокольчиком, он не просто слышит звук, он в него вслушивается, а значит - запоминает!
В своей книге "Мой метод: начальное обучение" Мария Монтессори пишет:"Наш опыт показывает, что из 40 детей 3-6 лет, впервые взявших в руки данный материал, только 6 или 7 сразу смогли по слуху выстроить мажорную гамму. Однако, постоянно упражняясь с колокольчиками, все 40 достигли этого уровня. Так же, как все научились читать, писать. Разная скорость достижения такого уровня зависела скорее не от способностей, а от увлеченности ребенка."
В Москве и Санкт-Петенрбурге я провела ряд семинаров, на которых присутствовали как Монтессори-учителя, так и преподаватели музыкальных школ, что было знаменательно, так как отзывы последних были особенно важны для меня. Реакция превзошла все мои ожидания. После этих семинаров многие детские сады в Москве и Санкт-Петербурге приобрели колокольчики Марии Монтессори.
Музыка для каждого.
Работая с детьми, я окончательно убедилась в правоте М. Монтессори. В книге "Мой метод: начальное обучение" она пишет: "Некоторые знатоки музыки раскритиковали наш материал, заявив, что он не поможет овладеть музыкальным искусством, доступным лишь избранным. Однако речь идет о различении разных звуков, т.е. колебаний разной частоты. Это вполне материальное, ощутимое отличие, которое способно уловить любое нормальное ухо. Для этого не нужно никакой музыкальной одаренности. Иначе мы дойдем до утверждения, что только гений способен отличать оттенки цвета. Особая трудность музыки - иного, высшего порядка: интуитивное чувство гармонии и контрапункта, творческое вдохновение".
Открытые мною классы по «Монтессори-музыке» позволяют дать детям правильное естественное музыкальное воспитание. В классе 4-5 детей. Я комплектую группы по возрасту 3 -4,5 года и 4,5 - 6лет. Я не проверяю музыкальные способности детей, так как моя задача их раскрыть и делать это будет музыкальный материал Марии Монтессори, а я всего лишь устанавливаю связь между ребёнком и материалом и наблюдаю.
Музыкальный материал Марии Монтессори - это набор из 13 белых(8) и черных(5) колокольчиков, которые соответствуют тонам и полутонам До-мажорной гаммы, и 13 парных им коричневых колокольчиков. Их звук совпадает со звуком клавиш второй октавы фортепиано. Материал из 13 парных коричневых колокольчиков обладает основным свойством сенсорных материалов: предметы различаются только одним параметром, в данном случае - высотой звука, что обостряет развиваемое чувство. Они, совершенно одинаковые по форме и размеру, издают разные звуки. Если мы посмотрим на клавиатуру фортепиано, то увидим разницу между чёрными и белыми клавишами. У ребёнка складывается впечатление, что играть на чёрных клавишах - это сложно, а значит и звуки, которые они издают, трудно извлечь. Дети не любят чёрные клавиши, а, следовательно, диезы и бемоли, которые за ними стоят. Чёрные колокольчики, наоборот, притягивают внимание ребёнка. И если белые колокольчики являются олицетворением европейского мажорного лада, то чёрные - это восточная пентатоника: 13 колокольчиков соединяют в себе одновременно Европу и Восток. И ухо трёхлетнего ребёнка уже это слышит.
Учить играючи.
Работу с колокольчиками дети воспринимают как игру. У них нет страха ошибки. Они играют со звуком, они слушают звук, они впитывают звук. Музыканты знают, как это важно научить ребёнка слушать один звук. Но ни один инструмент не даёт возможности подобного вслушивания, впитывания звука. Не случайно для воспитания слуха Мария Монтессори выбрала колокольчик, так как эволюционно колокол является символом любви и духовности. Отличие Монтессори-урока от обычного занятия в музыкальной школе в том, что у нас нет программ, поурочных планов и зачётов. Мы идём от ребёнка, от его биологического темпа работы, мы наблюдаем и не торопим ребёнка сделать самостоятельные открытия. Главное - это то, что мы не сообщаем ребёнку о его ошибке. Если ребёнок ошибся, при выполнении задания, Монтессори-учитель никогда не скажет об этом ребёнку. Очень важно оставить его сознание в чистом виде, и на следующем уроке повторить упражнение.
Колокольчики могут быть презентованы ребёнку сразу, как только он получит достаточный контроль над движением, чтобы обращаться с материалом тщательно и успешно. В классе во время Монтессори-урока работа с колокольчиками может проходить одновременно с работой с другими Монтессори-материалами сразу, как только ребенок начинает ходить в Монтессори-класс. Некоторые дети приходят в более старшем возрасте, однако они проходят начальные упражнения быстро, включая чтение нотной записи. Это даёт им необходимую подготовку к работе с нотными знаками, зелеными и серыми досками. Такие занятия предоставляют ребёнку удовольствие музыкального творчества. Дети могут петь с колокольчиками, играть импровизированно и по нотам, исполнять известные мелодии песен на слух, сочинять свои произведения и исполнять их. Удовольствие от подобной игры является важным компонентом в детском раннем музыкальном опыте.
Интересно наблюдать работу с колокольчиками детей 3-4 лет: для них колокольчик - это одушевлённый предмет. Они слушают его звук, разговаривают с ним, старательно держат молоточек и редко используют глушитель. Детям нравится то, как долго держится звук в пространстве. Иногда они подходят ко всей установке и играют сразу на всех колокольчиках. Музыка, которая возникает в классе, завораживает не только присутствующих на уроке детей, но даже взрослых, так как она рождена здесь и сейчас, и сделана руками 3-х – 4-хлетнего сознания.
Вот что происходит с детьми при работе с колокольчиками. Миша (4года): работа с колокольчиками выявила у него абсолютный слух. Миша научился слышать отдельный звук и называть его. Звук каждого взятого колокольчика Миша слышал независимо от других звуков, так же, как он различал имена своих друзей. Олег (4,5года): после полугода занятий в подготовительном классе престижной музыкальной московской школы, у него было напрочь отбито желание вообще слышать о музыке. Колокольчики вернули его к жизни. Олег с удовольствием стал общаться с колокольчиками, сочинять музыку, играть на флейте, записывать собственные произведения. Коля (6лет): отказался ходить в подготовительный класс традиционной музыкальной школы. У мальчика явные музыкальные данные. После года обучения в классе «Монтессори-музыка», Коля успешно поступил в школу искусств на народное отделение, чем порадовал не только себя, но и своих родителей. Егора(5лет) привела мама, которая сообщила мне, что её сыну "медведь на ухо наступил". На первом же уроке Егор «прилип» к колокольчикам и вслушивался в один звук. Я не торопила его, наблюдая за тем, как колокольчик завоёвывал ухо ребёнка. На втором занятии Егор легко определил разницу звуков, при подборе пар, после чего я с уверенностью объявила его маме, что у ребёнка есть музыкальный слух, и я в это верю. Саша (5,5лет): от родителей я узнала, что у неё проблемы со слухом. Саша долго не слышала разницу между звуками. Я ждала. Прошло полгода, а я не была уверена: слышит Саша сама или угадывает по реакции других детей? Наступило лето. А в октябре мы снова все встретились на Монтессори-музыке. И вот – о, чудо! – Саша легко сама составила все восемь пар звуков и выстроила мажорный звукоряд! Теперь она это делает играючи.
Не следует торопить ребёнка, ради собственных амбиций. Вера в материал, педагогическое терпение, доверие природе и наблюдение за ребёнком, помогают понять истинность и гениальность Монтессори-материала! Не знаю как, но колокольчики Марии Монтессори работают во имя ребёнка и ради него!
Любите свой инструмент.
Как и любой другой материал в классе, колокольчики должны использоваться детьми, независимо от их возраста, бережно и с уважением.
Это - сенсорный материал. Он служит чувственному развитию детей. Его цель - увеличить остроту слухового восприятия. Работа с данным материалом развивает музыкальный слух ребенка. Звук колокольчика является эталоном музыкального звука. Работая с колокольчиками, ребенок может развить свой музыкальный слух до абсолютного естественным образом! Колокольчики - красивый самостоятельный музыкальный инструмент, требующий уважения и должного хранения. Каждый раз, обращаясь к данному материалу, учитель презентует ребенку своё отношение к колокольчикам.
Кроме колокольчиков, Мария Монтессори разработала дополнительные материалы для письма и чтения нот. К ним относятся:
зеленая доска с пронумерованным нотным станом;

две разлинованные зеленые доски;

коробки с музыкальными символами и нотами;

ключ Соль и ключ Фа;

восемь черных дисков с числами на одной стороне и названиями нот на другой;

40 белых дисков с названиями нот;

простые черные диски (большие и малые),черные диски с отверстиями;

внутри (графический символ целой ноты), штили, 2диеза, 2 бемоля, 2 бекара, 2 тактовые черты.


Этот материал должна иметь каждая группа, которая называет себя группой Монтессори. Это основной и базовый материал в этой методике, любые другие материалы могут дополнять, но могут и мешать музыкальному образованию маленького ребенка.
Я была совершенно поражена, когда встретилась со специалистом по музыке, которая защитила программу «Музыкальное развитие детей по методу Марии Монтессори». Я спросила: «А есть ли у Вас колокольчики?» « Нет! А зачем?», - ответили мне. Поэтому я хочу рекомендовать всем родителям: придя в Монтессори-группу, помимо трёх вопросов, которые Вы зададите её руководителю – 1) Где у Вас линия; - 2) Покажите мне наездника; - 3) Как скоро мой ребёнок начнёт читать; спросите – 4) А есть ли у Вас колокольчики?
Кроме колокольчиков, дети играют на металлофоне Марии Монтессори: это 15 белых призм и 10 чёрных призм с металлическими пластинами, которые по звуку соответствуют малой и первой октавам фортепиано. Особенностью этого металлофона является то, что призмы не соединены между собой. Это позволяет разбирать металлофон на составляющие звуки (анализ), а затем составлять звукоряд заново (синтез). На металлофоне дети изучают басовый ключ, легко строят всевозможные звукоряды и играют гаммы. Музыкальный метод, разработанный Марией Монтессори в сотрудничестве с музыкантом Анной Маккерони ещё 100 лет назад, не является старым – он проверен временем! Он позволяет ребёнку в возрасте 3 – 6 лет сенсорно освоить объём знаний, который соответствует 1-7 классу традиционной музыкальной школы без ущерба его слуху, здоровью и интересу к музыке! Это единственный метод, который не убивает любовь к музыке, а даёт возможность стать музыкантом уже в три года.
Ольга Салаурова


Смотрите также:
Сценарий развлечения в старшей группе «Волшебный колокольчик»
62.16kb.
1 стр.
Чудо колокольчиков
81.74kb.
1 стр.
В. П. Лега Проблема чуда с точки зрения современного научного и христианского мировоззрения
169.81kb.
1 стр.
Развитие художественных способностей школьников А. А. Мелик-Пашаев, Доктор психологических наук
93.42kb.
1 стр.
Первый открытый виртуальный творческий конкурс детей с ограниченными возможностями здоровья «Чудо-чудо, Новый год»
142.76kb.
1 стр.
Дружелюбное программирование
144.66kb.
1 стр.
Многие усмотрели в благополучном исходе дела вмешательство высших сил, поскольку, действительно, все это было похоже на чудо
47.72kb.
1 стр.
Паутина чудо природы
70.52kb.
1 стр.
День Святого Валентина сценарий
50.79kb.
1 стр.
Введение в проблему
2100.2kb.
15 стр.
Праздник книги. Выходят три Магистра и чтецы. Магистр!
116.29kb.
1 стр.
Именно в тот момент, когда человек без лица вошел в кабинет Паниковского, мироздание начало рушиться
305.61kb.
1 стр.