Главная
страница 1



УТВЕРЖДАЮ УТВЕРЖДАЮ
____________________________ ____________________________

Глава администрации Архиепископ

города Нижнего Новгорода Нижегородский и Арзамасский

В.Е. БУЛАВИНОВ ГЕОРГИЙ

КОНЦЕПЦИЯ

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА

«Сормовская слобода»

Нижний Новгород

2010

Актуальность проекта

Сегодня в нижегородском регионе накоплен большой опыт плодотворного взаимодействия государственной и муниципальной системы образования с Нижегородской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по духовно-нравственному воспитанию и гражданско-патриотическому образованию, который, в свою очередь, требует серьезного анализа, обобщения и распространения.

Так с 2003 по 2005 год в Нижнем Новгороде были успешно реализованы мегапроект «Ильинская слобода – Започаинье» и проект «Школа культур». Они были нацелены как на возрождение историко-культурных объектов, связанных со светской и духовной жизнью нижегородцев, так и на создание такой модели образования, которая позволила бы сформировать гармонично развитую и духовно-нравственную личность, достойного гражданина и патриота своей Родины.

В ходе реализации этих проектов был получен уникальный опыт взаимодействия приходов Нижегородской епархии с учреждениями образования и культуры Нижегородского района Нижнего Новгорода, который необходимо развивать и распространять с целью духовно-нравственного просвещения педагогов, учащихся и их родителей.

В связи с вышесказанным для развития идей мегапроекта «Ильинская слобода – Започаинье» и проекта «Школа культур» предлагается с 2010 по 2015 год на территории Сормовского района Нижнего Новгорода реализовать новый просветительский проект «Сормовская слобода».
Миссия проекта – укрепление российской государственности через сохранение ее духовной и культурной самоидентичности: «РОССИЯ – СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА» (официальный текст гимна Российской Федерации).
Обоснование миссии проекта

У России, как и у каждого другого государства, всегда была и сегодня есть своя социокультурная миссия. Наиболее четко эта миссия выражается в национальной идее. На каждом историческом этапе жизни нашей страны у нее всегда была именно та национальная идея, которая, с одной стороны, наиболее полно отражала суть происходящих в стране процессов, а с другой - указывала путь дальнейшего ее развития. Русская земля времен Киевской, Новгородской и Владимирской Руси: СВЯТАЯ РУСЬ! Московское государство: МОСКВА – ТРЕТИЙ РИМ! Российская империя: ПРАВОСЛАВИЕ, САМОДЕРЖАВИЕ, НАРОДНОСТЬ! СССР: МАРКСИЗМ, ЛЕНИНИЗМ, КОММУНИЗМ!

Современная Россия тоже нуждается в новой национальной идее, которая стала бы консолидирующей силой нашего общества и четко ответила на вопрос, чем является Россия сегодня. На взгляд авторов проекта «Сормовская слобода», одним из вариантов новой национальной идеи могли бы стать первые слова нашего Гимна: РОССИЯ – СВЯЩЕННАЯ НАША ДЕРЖАВА!

В этих словах нашего Гимна лучше всего выражено то, что у России есть свои национальные святыни – священные ценности, которые, как об этом красноречиво свидетельствует весь ее многовековой путь, своими корнями неразрывно связаны с богатым духовным и культурным наследием православия. И среди этих ценностей одной из наиболее важных является понятие Отечества – Родины, которой и является для нас Россия – суверенное и самобытное государство «Священная наша Держава».

В последнее время к нам приходит осознание того, что сегодня наш гражданский долг заключается именно в том, чтобы донести знания об этих ценностях до каждого гражданина нашего Отечества, до каждого молодого россиянина. Всем известно, что наиболее эффективным воспитанием является семейное воспитание, но так как институт семьи в настоящее время существенно ослаблен, то в этом нам способны помочь только два общественных института – школа и Церковь. Церковь является хранителем самобытного духовного и культурного достояния нашего Отечества, а школа в современных условиях исполняет роль посредника между семьей и гражданским обществом. Поэтому наш проект будет реализовываться в системе образования при активном участии церковных структур.
Цель проекта – духовно-нравственное оздоровление общества (на базе социальной инфраструктуры Сормовского района Нижнего Новгорода).
Задачи проекта:


  • приобщение жителей Сормовского района Нижнего Новгорода к богатому культурно-историческому и духовно-нравственному наследию района, города, нижегородского края и нашего Отечества через создание и апробацию модели эффективного взаимодействия муниципальной системы образования, учреждений культуры и церковного благочиния;

  • создание и апробация модели новой российской школы, образование в которой будет осуществляться исходя из принципа самобытности российской цивилизации и базироваться на отечественных культурно-исторических традициях и духовно-нравственных ценностях;

  • создание и апробация новой модели прихода – приход как миссионерский, духовно-просветительский и социокультурный центр своего микрорайона.


Нормативно-правовое обеспечение реализации проекта

Работа по реализации проекта будет осуществляться в строгом соответствии с современными нормативно-правовыми документами, регламентирующими вопросы образования и религии:



  • международные акты:

  • Всеобщая декларация прав человека (принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948);

  • Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 – вступила в силу 02.09.1990). Ратифицирована третьей сессией Верховного Совета СССР 13.06.1990;

  • российские правовые акты:

  • Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993);

  • Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1 (в ред. федеральных законов от 17.12.2009 № 313-ФЗ);

  • Закон РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 № 125-ФЗ (в ред. федеральных законов от 23.07.2008 № 160-ФЗ);

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (в ред. федеральных законов от 17.12.2009 N 326-ФЗ)

  • Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 № 51-ФЗ;

  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации (утверждена постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);

  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 № 1756-р);

  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 годы» (утверждена постановлением Правительства РФ 11.07.2005 № 422);

  • Закон РФ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» от 01.12.2007 № 309-ФЗ;

  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010 Пр-271);

  • подзаконные акты всероссийского уровня:

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 19.03.1993 №47/20—11п «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • Методическое письмо Министерства образования и науки от 25.03.1994 РФ № 35-М «О светском характере образования в государственных образовательных учреждениях Российской Федерации»;

  • Инструктивное письмо Министерства образования и науки РФ «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 04.06.1999 № 14-53-281ин/14-04;

  • Договор Министерства образования и науки Российской Федерации и Московской Патриархии Русской Православной Церкви от 02.08.1999;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 16.07.2000 № 549/28-16 «О запрещении деятельности на территории России представителей нетрадиционных религиозных объединений»;

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 01.07.2003 № 2833 «О предоставлении государственным и муниципальным образовательным учреждениям, религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 22.10.2002 № 14-52 87 ин/16 «О примерном содержании курса «Основы православной культуры»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 13.02.2003 № 01-51-013/ин о примерном содержании курса «Об изучении в школах «Основ православной культуры»;

  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.02.2007 № 03-230 «Об изучении религиозной культуры в системе образования»;

  • подзаконные акты Нижегородской области:

  • Соглашение Правительства Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) «Об основах взаимодействия Правительства Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)» от 16.09.2003;

  • Договор о сотрудничестве министерства образования Нижегородской области и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 16.12.2003 (пролонгирован 24.09.2009);

  • Договор о сотрудничестве между ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» и Нижегородской епархией Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 16.09.2006;

  • Письмо министерства образования и науки Нижегородской области «О религиозном образовании и воспитании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» от 17.08.2004 № 27-01-24/1623;

  • Письмо департамента образования Нижегородской области «О религиозном образовании и воспитании в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» от 31.10.2006 № 404-01-52/2944;

  • Письмо министерства образования Нижегородской области «О духовно-нравственном воспитании и образовании» от 05.12.2008 №316-01-52/5497;

  • подзаконные акты Нижнего Новгорода:

  • Договор о сотрудничестве администрации города Нижнего Новгорода и Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) от 28.10.2005;

  • Договор о сотрудничестве департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации города Нижнего Новгорода и отдела религиозного образования и катехизации Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в области духовно-нравственного образования и воспитания от 08.12.2005 (пролонгирован в 2009 году);

  • подзаконные акты Сормовского района Нижнего Новгорода:

  • Договор о сотрудничестве администрации Сормовского района города Нижнего Новгорода и III нижегородского благочиния Нижегородской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности от 02.07.2008;

  • Районная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи на 2008 – 2012 гг.» (утверждена приказом управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода 22.09.2008 № 875).


Участники проекта:

  • представители муниципальных органов власти, системы образования и культуры:

  • администрация Сормовского района Нижнего Новгорода,

  • управление образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода,

  • образовательные учреждения Сормовского района Нижнего Новгорода (по согласованию),

  • отдел культуры администрации Сормовского района Нижнего Новгорода,

  • учреждения культуры Сормовского района Нижнего Новгорода (библиотеки, клубы, музеи и др.) (по согласованию);

  • представители Нижегородской епархии:

  • руководство III нижегородского благочиния,

  • приходы III нижегородского благочиния (по согласованию),

  • Сормовская православная гимназия,

  • воскресные школы (по согласованию).


Партнеры проекта:

  • светские структуры и вузы:

  • ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»,

  • ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования»,

  • Славяно-греко-латинский кабинет Приволжского федерального округа при ГОУ ВПО «Нижегородский государственный лингвистический университет»,

  • ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт»,

  • Волго-Вятское отделение Международной славянской академии;

  • церковные структуры и вузы:

  • НОУ ВПО «Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет»,

  • Институт экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений,

  • Нижегородская духовная семинария,

  • Катехизические курсы при кафедральном Александро-Невском соборе Нижнего Новгорода,

  • Музей Нижегородской епархии при нижегородском Вознесенском Печерском мужском монастыре;

  • Просветительский центр «Глагол».


Методологическая основа проекта

Основной методологической базой проекта являются следующие положения современного российского законодательства:



  • принцип светскости;

  • признание особой роли православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры;

  • принцип уважения многонационального и многоконфессионального уклада жизни российского общества и права других на выражение в рамках законодательства своего мнения.


Научное обоснование проекта

Открывая XVIII Международные Рождественские образовательные чтения, которые проходили в Москве с 24 по 29 января 2010 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Для всякого человека, неравнодушного к проблеме моральной атмосферы в обществе, сегодня очевидно, что мы живем в эпоху, когда фундаментальные нравственные устои человеческого общежития оказались подвержены коррозии… Очевидно, что в данном случае, имея дело с проблемой прогрессирующей нравственной деградации части общества, мы стоим не только перед задачей улучшения морального климата, но и перед вопросом национального выживания… В связи с этим следует сказать, что школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков». Эти слова Патриарха как нельзя лучше раскрывают всю суть проблем нашего общества и являются прямым указанием к действию. И именно они станут для нашего проекта его духовной основой.

Руководствуясь словами Святейшего Патриарха Кирилла, авторы проекта предлагают для реализации вышепоставленной цели разработать и апробировать на базе ряда образовательных учреждений, учреждений культуры и приходов Сормовского района Нижнего Новгорода (III нижегородского благочиния Нижегородской епархии) ряд современных и эффективных моделей взаимодействия государственной и муниципальной системы образования с церковными структурами.

Все вышеуказанные модели будут разрабатываться в полном соответствии с требованиями современной нормативно-правовой базы. В соответствии с российским законодательством современное образование должно не навязывать то или иное мировоззрение, а учитывать соответствующую мировоззренческую позицию семьи и ребенка и в этом смысле быть комфортным для детей, которые пришли в образовательное учреждение уже со сделанным в семье определенным мировоззренческим выбором. Созвучным в этом смысле является п. 4 ст. 14 ФЗ «Об образовании»: «Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

Кроме того в соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство признает православие как государствообразующую и культурообразующую конфессию страны. По этому поводу в преамбуле этого закона, в частности, сказано: «Российская Федерация, являясь светским государством, признает особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры…».

Однако, несмотря на то, что в основных нормативно-правовых документах провозглашено о необходимости духовно-нравственного воспитания и даже о признании особой роли православия в жизни нашей страны («Закон об образовании», закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», «Национальная доктрина образования в Российской Федерации», «Концепция модернизации российского образования»), на сегодняшний день государство находится еще на пути выработки необходимых условий и эффективных механизмов для реализации этих законодательных норм. Поэтому вопрос сохранения духовной и культурной самоидентичности и укрепления российской государственности по-прежнему остается важнейшей проблемой современного российского общества, по сути, являясь вопросом национально-государственной безопасности нашей Родины.

Сегодня эта проблема усугубляется еще и тем, что наша молодежь, не имея духовно-нравственного иммунитета, продолжает попадаться на ослепительно гламурную рекламу разврата и вредных привычек, гибнуть от наркомании и алкоголизма. Существенно ослаблен институт семьи. Кроме того в последнее время все отчетливее заметна тенденция к тому, что компактно проживающие национальные общины не проявляют интереса к изучению истории и культуры нашей страны, ее духовного наследия, а это, в свою очередь, может привести к сепаратистским настроениям. Поэтому сегодня нам необходимо такое образование, которое представляло бы собой систему, базирующуюся на отечественных историко-культурных традициях и цивилизационном принципе культурной самоидентичности Российской государственности.

Авторы проекта уверены, что в «Нашей новой школе» среди предметов обязательно должны быть предметы по выбору, учитывающие религиозное, национальное и культурное многообразие различных регионов нашей страны. Но среди этих предметов должен появиться и такой, который будет обязательным предметом для всех. И этот предмет, под условным названием «Культура России» (наряду с базовыми предметами отечественного образования, такими как «Русский язык» – становой хребет нашей культуры, «Русская литература» и «История России»), давал бы школьнику независимо от его национальной, культурной или религиозной принадлежности целостное представление о самобытной Российской цивилизации, ее культуре и ценностях, то есть эффективно способствовал интеграции всего культурного и духовного многообразия страны в единое национально-государственное пространство.

Вышеуказанными обстоятельствами вызвана и острая необходимость в формировании успешной и одновременно высоконравственной личности – достойного гражданина и патриота своей Родины. Как достигать жизненного успеха и приносить пользу обществу, не жертвуя своими моральными устоями? Семья сегодня не в состоянии взять на себя решение этой задачи. А в области образования эта проблема выражается в противоречии между запросом общества на качественное, духовно обоснованное образование и пока еще слабой способностью современной системы образования реализовать этот запрос. В качестве основных подходов к решению этой проблемы можно выделить три: светский, конфессиональный и атеистический. Светскость, конфессиональность и атеистичность – три совершенно разные модели общественного устройства, а в образовании это три различных методологических принципа.

При этом необходимо помнить, что светскость не является синонимом такого понятия, как атеизм. По своей сути атеизм является идеологией, базирующейся на материалистическом мировоззрении и отрицающей важнейшие религиозные духовно-нравственные ценности, лежащие, в частности, в основании культурно-исторического фундамента современной российской цивилизации. Кроме того, из года в год на образовательных Рождественских чтениях в НИРО, подводя итоги обсуждений, педагогическая общественность нашей области неоднократно подчеркивала, что воспитание должно осуществляться исключительно на носящих объединительное начало отечественных духовно-нравственных традициях, но никак не на атеистических, которые в истории нашей страны являлись носителями идеологии насилия, разделения и противостояния. Воинствующая атеистическая идеология виновна не только в массовом разрушении тысяч церквей, мечетей и прочих памятников истории и культуры нашего отечества, но, что более страшно, она виновна в уничтожении без суда и следствия немалой части нашего народа. Эта идеология точно не научит наших детей любить Родину, ее великую историю, богатую культуру и ее талантливый народ. В одном из своих выступлений министр образования Нижегородской области С.В. Наумов по этому поводу, в частности, заметил: «В условиях глобализации и социальной унификации резко возрастает роль культурной идентичности для обеспечения национальной безопасности страны. Решение этой проблемы во многом зависит от взаимодействия светского и религиозного образования, способствующего возрождению России».

В свою очередь, светскость активно начинает выходить на историческую арену в эпоху Возрождения, а наиболее ярко проявляет себя во время Великой Французской революции конца XVIII века. В этот период светскость (от латинского – saecularis (секулярность) понимается как характеристика общественного и индивидуального сознания, свободного от догматического влияния религии, отличающегося рациональностью мышления (материализм) и склонностью к экспериментам и компромиссам. Секулярное общество предполагает вынесение религиозных и духовно-ценностных вопросов за границы активной общественной жизни. Однако, как показал мировой исторический опыт, те государства и общества, которые ставили над своими народами подобные социальные эксперименты, трагически заканчивали свое существование. В результате в небытие уходили великие культуры и целые цивилизации, среди которых Византийская, Французская, Германская, Австрийская и Российская империи, СССР и др. Сегодня светскость, понимаемая как секулярность, вновь бросает вызов нашей стране и мировому сообществу под видом глобализации и либерализма.

Современное понимание светскости, как об этом пишет директор Института государственно-конфессиональных отношений и права, профессор Российской академии государственной службы, доктор юридических наук И.В. Понкин, - это «обусловленная особенностями государства и его правовой системы, национально-культурными традициями, картиной распределения национально-культурной и религиозной идентичности общества система взглядов на содержание светскости государства и обусловленные светскостью государства ограничения на взаимоотношения между государством и религиозными объединениями». С одной стороны, она выражается в правовой нейтральности, отстраненности от диктата любой идеологии или вероучения, а с другой – в создании комфортных условий для сохранения и развития в первую очередь богатого духовно-ценностного и культурно-исторического наследия нашего Отечества, а также культурных традиций различных народов нашей страны.

В образовании светскость выражается в том, что изучаются вероучение, культ, история, влияние религии на культуру, религиозные духовно-нравственные ценности, психологические и социальные аспекты, но не осуществляется обучение самой вере. Среди светских научных подходов к вопросам религиозной тематики основными являются религиоведческий, культурологический, феноменологический и теологический. Наука не стоит на месте, она постоянно находится в движении и развитии. Однако надо признать, что в нашей стране, пережившей в XX веке трагическую эпоху войн, революций и идеологического монополизма, до сих пор сильны идеологические штампы прошлого. Их суть заключается в том, что под наукой некоторые представители научного и образовательного сообщества по-прежнему ошибочно понимают только материализм, основой которого является позитивистская методология, а все остальные знания по привычке считают ненаучными. На самом деле материалистический взгляд на мир является лишь частью огромного мирового научного пространства, включающего в себя и идеализм Платона, и метафизику Аристотеля, и немецкую классическую философию, и теологию, и пр. В частности, мировое и отечественное религиоведческое наследие XX века может быть представлено такими именами как К.Г. Юнг, М. Элиаде, А.Б. Зубов и др., которые в своих исследованиях не стояли на позициях атеизма и материализма.

Конфессиональное общество – исторически древнейшая форма общественно-государственного устройства. Она выражается в том, что на государственном уровне законодательно закреплен приоритет одной государственной религии. В истории конфессиональными государствами были и Древний Египет, и Древний Рим, и Византия, Французское королевство, Российская империя и др. Среди современных конфессиональных государств наиболее классическими примерами являются Израиль, Исламская республика Иран, Финляндия и Греция. В образовании конфессиональность (несветская форма религиозного образования) выражается в изучении вероучения как совокупности истин, необходимых для полноценной религиозной жизни и принадлежности к религиозному сообществу. Сегодня в нашей стране вопросами конфессионального религиозного образования каждая конфессия занимается только в своих духовных и религиозных образовательных учреждениях.

Исходя из вышесказанного следует заметить, что авторы проекта «Сормовская слобода» в своей работе планируют руководствоваться исключительно светскими подходами, о которых и шла речь выше. Этим проектом авторы хотят показать, что современное понимание светскости может стать эффективным механизмом консолидации российского общества, на площадке которого современная российская система образования сможет выстроить диалог с Церковью по вопросам гражданского образования, духовно-нравственного, патриотического воспитания. Что в результате будет способствовать сохранению российской духовной и культурной самоидентичности и укреплению российской государственности.

Поэтому сегодня, для того чтобы успешно решить вышеуказанную проблему современного российского общества – сохранение российской самоидентичности, в первую очередь педагогу надо быть по-настоящему компетентным в религиозной проблематике и профессионально разбираться в вопросах богатого наследия отечественной духовно-нравственной культуры. Педагогу сегодня необходимо овладеть всем комплексом знаний, знать не только внешнюю, но и внутреннюю сторону религии, понимать ее смысловое и ценностное содержание. Авторы проекта рассчитывают, что педагоги, обладая критическим мышлением и руководствуясь принципом светскости, смогут, после соответствующей подготовки, во-первых, компетентно представить весь современный научный спектр позиций относительно такого явления как религия и ее духовно-нравственные ценности, а во-вторых, весь соответствующий материал донести до учащихся в непротиворечивой и доступной форме.

А для того чтобы современная система образования смогла полноценно овладеть этим духовно-нравственным ресурсом и эффективно применять его в своей работе, прежде всего надо активно развивать взаимодействие с Русской Православной Церковью как на епархиальном, так и на благочинническом и приходском уровнях. А также необходимо использовать просветительские возможности церковных структур: духовных учебных заведений, епархиальных гимназий, воскресных школ и др., а именно это и предполагает новый просветительский проект «Сормовская слобода».
Содержание проекта

Авторы просветительского проекта «Сормовская слобода», развивая идеи проектов «Ильинская слобода – Започаинье» и «Школа культур», предполагают разработать и апробировать ряд следующих моделей:



  1. Отработка взаимодействия дошкольного учреждения, школы, учреждения дополнительного образования, а также учреждений культуры (библиотеки, музеи, музыкальные школы, школы искусств и т.п.) с приходами благочиния для полноценного духовно-нравственного воспитания учащихся.

  2. Изучение возможностей изменения содержания образования в части обогащения обычных школьных предметов учебными модулями и дополнительными элективными курсами, позволяющими совмещать нормы православного мировоззрения и научные знания.

  3. Создание такой модели образования, которая приобщала бы всех учащихся, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности, к богатому духовно-нравственному и культурно-историческому наследию отечественной культуры, воспитывая достойных граждан и патриотов России.

  4. Создание районного методического объединения педагогов, работающих в области духовно-нравственной культуры. Разработка районной программы повышения квалификации педагогов по вопросам духовно-нравственной культуры и воспитания. Проведение встреч учителей школ с преподавателями духовной семинарии, богословами и современными светскими учеными.

  5. Организация и проведение районных педагогических конференций, круглых столов и конкурсов по проблемам духовно-нравственного воспитания и гражданско-патриотического образования.

  6. Организация и проведение районных детских конференций, круглых столов, конкурсов и олимпиад по вопросам духовно-нравственной культуры.

  7. Организация в летний период в рамках городских и профильных лагерей специальных тематических православно ориентированных смен, экскурсий, экспедиций, походов и трудовых бригад по восстановлению храмов и монастырей.

  8. Развитие духовно-просветительского компонента образования на основе современных информационных технологий.

  9. Отработка модели взаимодействия Церкви и системы образования в духовно-нравственном воспитании «трудных» подростков (установление духовного диалога между «трудными» детьми и представителями церковной общественности, духовенством).

  10. Использование возможностей патриотического и физического воспитания молодежи как канала формирования духовно-нравственных ценностей. Основной сложностью воспитания сегодняшних подростков является дефицит авторитета. Зачастую самым авторитетным является либо спортивный тренер, либо лидер патриотического движения. Следовательно, необходимо использовать эти возможности для духовно-нравственного и гражданско-патриотического роста подрастающего поколения.

  11. Создание в муниципальной и школьной библиотечной сети православного библиотечного фонда и «уголков» православной книги. Просветительская деятельность с работниками библиотек, позволяющая им ориентироваться в данном фонде. Организация катехизических бесед на базе библиотек.

  12. Формирование программы клуба молодой семьи на базе Дома бракосочетания. Способствовать осознанному отношению настоящих и будущих родителей к Миссии Родительства, к созданию крепкой, счастливой семьи как к достойному пути самоактуализации личности, исполнению высокого духовного и гражданского долга.

  13. Через работу с родителями учащихся, как на базе муниципальных образовательных учреждений, так и на базе приходов, способствовать возрождению традиций российского семейного воспитания и его нравственных ценностей, укреплению и сохранению института семьи, формированию педагогической культуры родителей. Укрепление авторитета семьи, законного и церковного брака, семейного воспитания, духовно-нравственных отечественных ценностей и здорового образа жизни.

  14. Создание модели социального служения для духовной помощи больным и умственно отсталым детям. Основная идея этой модели заключается в том, что Церковь традиционно брала на себя заботу о больных и обделенных детях. Поэтому и сегодня Церковь возьмет на себя заботу, духовную поддержку этих детей, причем не только во время их пребывания в специализированных учебных заведениях, но и после выхода из них. Сегодня это особенно важно, так как выпускники подобных школ после выхода из них зачастую остаются в одиночестве, не могут найти себя в обществе и нередко гибнут от равнодушия и безысходности.

  15. Создание и апробация новой модели прихода на базе одного из приходов благочиния – приход как миссионерский, духовно-просветительский и социокультурный центр своего микрорайона.

  16. Создание при центральном храме III нижегородского благочиния просветительского центра духовно-нравственной культуры, который будет включать в себя научно-методический кабинет, библиотеку, конференц-зал и др. Основные функции и формы работы просветительского центра духовно-нравственной культуры:

  • проведение конференций, лекториев, семинаров, выставок, конкурсов и праздников, в частности: педагогические конкурсы по духовно-нравственному воспитанию, детские Рождественские чтения, работа секции научного общества учащихся Нижнего Новгорода «Православная теология» и т.п.;

  • площадка для общения между духовенством, общественностью, педагогами, родителями и детьми.

В ходе реализации проекта возможно создание и других образовательных и духовно-просветительских моделей.
Основные принципы реализации проекта

В ходе реализации просветительского проекта «Сормовская слобода» авторы предполагают выстроить работу таким образом, чтобы при создании и апробации вышеуказанных моделей были учтены все основные положения Президентской инициативы «Наша новая школа»:



  1. Возможность раскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов.

  2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.

  3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.

  4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе – должно быть комфортно.

  5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.


Экспертиза и научное консультирование проекта

Все полученные в ходе реализации проекта результаты с целью присвоения им соответствующего общественного, церковного и научного статуса необходимо подвергнуть соответствующей профессиональной экспертизе. Для этого в качестве экспертов и научных консультантов авторы проекта планируют приглашать компетентных специалистов из числа государственных, общественных и церковных деятелей, а также деятелей науки и образования. Исходя из вышесказанного работа по реализации проекта будет стоиться следующим образом:



        • во время реализации проекта для научного консультирования планируется привлекать ученых-специалистов соответствующих областей знания;

        • все полученные в ходе реализации проекта результаты будут подвергнуты соответствующей профессиональной экспертной оценке.


Механизм реализации проекта

Для эффективной реализации просветительского проекта «Сормовская слобода» его авторы предлагают создать ряд структур:



  • наблюдательный совет просветительского проекта «Сормовская слобода» (далее – Наблюдательный совет проекта);

  • межведомственный координационный совет по реализации просветительского проекта «Сормовская слобода» (далее – Координационный совет проекта);

  • рабочая группа просветительского проекта «Сормовская слобода» (далее – Рабочая группа проекта);

  • попечительский совет просветительского проекта «Сормовская слобода» (далее – Попечительский совет проекта).

  • Наблюдательный совет проекта

Орган стратегического планирования и развития проекта «Сормовская слобода».

Функции совета:

  1. Осуществляет координацию деятельности структур и учреждений, задействованных в ходе реализации проекта «Сормовская слобода».

  2. Рассматривает вопросы, выносимые Координационным советом проекта «Сормовская слобода».

Члены совета:

  • глава администрации Нижнего Новгорода В.Е. Булавинов – сопредседатель совета;

  • архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий – сопредседатель совета;

  • заместитель главы администрации Нижнего Новгорода по социальным вопросам, вице-мэр Т.Н. Беспалова;

  • директор департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации Нижнего Новгорода И.Б. Тарасова;

  • глава администрации Сормовского района В.Ю. Моисеев;

  • руководитель отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Николай Игошев;

  • благочинный III нижегородского благочиния протоиерей Александр Долбунов;

  • автор проекта, начальник управления образования и СПЗД администрации Сормовского района Е.М. Поляшова;

  • автор проекта, первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Алексий Горин;

  • председатель Попечительского совета проекта;

  • другие представители (по согласованию).

  • Координационный совет проекта

Орган управления ходом реализации проекта «Сормовская слобода».

Функции совета:

  1. Рассматривает и утверждает ежегодные планы реализации проекта.

  2. Рассматривает вопросы, выносимые рабочей группой.

  3. Подводит итоги ежегодной работы.

Члены совета:

  • глава администрации Сормовского района Нижнего Новгорода В.Ю. Моисеев – председатель совета;

  • благочинный III нижегородского благочиния протоиерей Александр Долбунов – сопредседатель совета;

  • автор проекта, начальник управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода Е.М. Поляшова;

  • автор проекта, первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Алексий Горин;

  • начальник отдела культуры администрации Сормовского района Нижнего Новгорода Н.А. Елизарова;

  • представители Попечительского совета проекта (по согласованию);

  • другие представители (по согласованию).

  • Рабочая группа проекта

Исполнительный орган просветительского проекта «Сормовская слобода».

Функции рабочей группы:

  1. Претворение в жизнь решений Координационного совета.

  2. Готовит материалы и вопросы, выносимые на рассмотрение Координационного совета.

  3. Осуществляет мониторинг хода реализации проекта.

Члены рабочей группы:

  • автор проекта, начальник управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода Е.М. Поляшова – руководитель рабочей группы;

  • автор проекта, первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии протоиерей Алексий Горин – соруководитель рабочей группы;

  • методист методической службы управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода С.В. Краснова;

  • помощник благочинного по образованию III нижегородского благочиния иерей Валерий Макушкин;

  • представители управления образования, методической службы района и образовательных учреждений Сормовского района Нижнего Новгорода (по согласованию);

  • представители управления и учреждений культуры Сормовского района Нижнего Новгорода (по согласованию);

  • представители общественных организаций Сормовского района Нижнего Новгорода (по согласованию);

  • представители III нижегородского благочиния (по согласованию);

  • представители Попечительского совета проекта (по согласованию);

  • другие представители (по согласованию).

  • Попечительский совет проекта

Орган гуманитарной и финансово-материальной поддержки проекта. Попечительский совет планирует свою работу в соответствии с решениями Наблюдательного и Координационного советов.

Функции Попечительского совета проекта:

  1. Осуществляет гуманитарную поддержку проекта.

  2. Осуществляет финансовую и хозяйственно-материальную поддержку проекта.

Члены Попечительского совета проекта:

  • представители предприятий и организаций Сормовского района и Нижнего Новгорода (по согласованию);

  • представители общественных организаций Сормовского района и Нижнего Новгорода (по согласованию);

  • другие представители (по согласованию).

Председатель Попечительского совета проекта:

назначается решением Наблюдательного совета проекта.


Этапы реализации проекта:

  • первый этап – 2010 – 2012 годы (разработка и апробация моделей и форм работы):

  • установление рабочих связей и заключение необходимых договоров о совместной работе (создание рабочего пространства);

  • разработка и апробация моделей и форм работы в образовательных учреждениях (по согласованию);

  • организация жизни прихода (по согласованию) как миссионерской, духовно-просветительской и социокультурной доминанты своего микрорайона;

  • второй этап – 2013 – 2015 годы (тиражирование отработанных моделей и форм работы на районном уровне):

  • тиражирование отработанных в образовательных учреждениях моделей и форм работы на районном уровне;

  • распространение опыта жизни прихода как миссионерской, духовно-просветительской и социокультурной доминанты своего микрорайона на другие приходы благочиния;

  • создание районной системы духовно-нравственного образования.


Уровни реализации проекта:

  • первый уровень – территория микрорайона (приходской):

  • создание и отработка на базе ряда образовательных учреждений моделей по духовно-нравственному воспитанию (по согласованию);

  • создание на базе одного из приходов благочиния (по согласованию) новой модели прихода – приход как миссионерский, духовно-просветительский и социокультурный центр своего микрорайона (приходская лаборатория по духовно-нравственному воспитанию);

  • второй уровень – районный (благочиннический):

  • создание на базе центрального прихода благочиния просветительского центра благочиния (лекторий для педагогов, библиотека, конференц-зал и т.п.);

  • создание районной системы духовно-нравственного образования.


Планируемые результаты проекта

Авторы проекта по итогам реализации просветительского проекта «Сормовская слобода» планируют достичь следующих результатов:



  1. Создать в Сормовском районе Нижнего Новгорода районную систему духовно-нравственного образования.

  2. Создать при центральном храме III нижегородского благочиния просветительский центр духовно-нравственной культуры, который будет включать в себя научно-методический кабинет, библиотеку, конференц-зал и др.

  3. Создать и апробировать модель новой российской школы с учетом основных положений Президентской инициативы «Наша новая школа», образование в которой будет осуществляться исходя из принципа самобытности российской цивилизации и базироваться на отечественных культурно-исторических традициях и духовно-нравственных ценностях.

  4. Создать на базе одного из приходов благочиния новую модель прихода – приход как миссионерский, духовно-просветительский и социокультурный центр своего микрорайона.


Информационная поддержка проекта

С целью информирования широкой общественности Сормовского района и Нижнего Новгорода о ходе реализации проекта информацию планируется размещать как в светских, так и в епархиальных СМИ, в том числе и на электронных носителях.

Кроме того в рамках проекта планируется разработать ряд новых туристических маршрутов по историческим местам Сормовского района с целью историко-культурного просвещения жителей и гостей Нижнего Новгорода.
Авторы проекта

Елена Михайловна Поляшова, заслуженный учитель Российской Федерации, начальник управления образования и социально-правовой защиты детства администрации Сормовского района Нижнего Новгорода
___________________________
протоиерей Алексий Горин, кандидат философских наук, доцент Международной славянской академии, доцент кафедры словесности и культурологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», преподаватель Нижегородской духовной семинарии, первый заместитель руководителя отдела образования Нижегородской епархии
___________________________


СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

_________________________ _________________________

директор департамента образования руководитель

и социально-правовой защиты детства отдела образования

администрации г. Нижнего Новгорода Нижегородской епархии

И.Б. ТАРАСОВА протоиерей НИКОЛАЙ ИГОШЕВ




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

_________________________ _________________________

глава администрации благочинный

Сормовского района III нижегородского благочиния

г. Нижнего Новгорода Нижегородской епархии

В.Ю. МОИСЕЕВ протоиерей АЛЕКСАНДР ДОЛБУНОВ




© Е.М. Поляшова, 2010

© А.Ю. Горин, 2010



Смотрите также:
Управление по делам молодежи Новосибирской области
1438.64kb.
7 стр.
Санкт-Петербургский
212.02kb.
1 стр.
Просветительского проекта
305.45kb.
1 стр.
Центральная городская библиотека Отдел развития
396.13kb.
2 стр.
Развития общественного просветительского движения в городе Москве Основные разделы
223.5kb.
1 стр.
+32 Ильичев И. В. научный сотрудник Научно-информационного и просветительского центра
166.46kb.
1 стр.
Пояснительная записка Основные принципы реализации проекта Девиз проекта Кредо проекта Информационно-педагогическая карта проекта
409.11kb.
2 стр.
Биография проекта. Цели и задачи проекта. Ожидаемые результаты. Предполагаемые трудности. География проекта
74.14kb.
1 стр.
А. Описание возможностей проекта название проекта
46.38kb.
1 стр.
«Гимназия» г. Моршанска
194.23kb.
1 стр.
De l’investissement andi- состояние продвижения инвестиционного проекта
30.57kb.
1 стр.
Международная научная конференция «Аристотелевские чтения. Античное наследие и современные гуманитарные науки»
140.4kb.
1 стр.