Главная
страница 1страница 2страница 3
Правительство Российской Федерации

Санкт-Петербургский государственный университет

Юридический факультет

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Право собственности и способы его защиты»

The right of ownership and methods to protect

Язык обучения русский

Трудоемкость 4 зачетных единицы

Регистрационный номер

рабочей программы:


2012/

Cанкт-Петербург

2012

Раздел 1. Характеристики, структура и содержание учебной дисциплины/практики/курсовой работы (выбрать нужное)


    1. Цели и результаты изучения дисциплины


Цели изучения дисциплины: Обучение студентов правильному пониманию правовых норм, регулирующих отношения по поводу права собственности (далее – изучаемые отношения) с учетом того, что вопросы права собственности являются предметом регулирования различных отраслей права; привитие студентам навыков толкования правовых норм, регулирующих изучаемые отношения; выработка у студентов навыков разрешения коллизий между правовыми нормами разных отраслей, регулирующими изучаемые отношения; выработка у студентов навыков применения правовых норм, регулирующих изучаемые отношения, к конкретным практическим ситуациям.

Результаты изучения дисциплины: Познание основных институтов, регулирующих изучаемые отношения; формирование у студентов целостной картины правового регулирования отношений собственности; умения проводить анализ наиболее сложных теоретических проблем, связанных с регулированием изучаемых отношений; усвоение места правовых норм, регулирующих изучаемые отношения, в системе права; изучение судебной практики применения правовых норм, регулирующих изучаемые отношения, формирование умения оценить соответствие норм, регулирующих изучаемые отношения, требованиям законодательства и эффективность этих норм; умения применять эти нормы при разрешении споров, возникающих в области изучаемых отношений; умения применять эти нормы при составлении и анализе договоров и других юридических документов, и давать экспертные заключения по поводу таких документов.



    1. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты)

Требуется освоение учебных дисциплин «Гражданское право», «Административное право», «Бюджетное право», «Уголовное право», «Гражданский процесс», «Административный процесс», «Международное частное право».




    1. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения)




    • готов самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях (ОКМ-4);

    • знает состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере (ПК-1);

    • знает закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования (ПК-3);

    • знает состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере (ПК-4);

    • умеет применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики (ПК-8);

    • умеет аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений (ПК-9)

    • владеет навыками составления письменных документов юридического содержания; разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов (ПК-14);

    • владеет навыками составления экспертных заключений; владеет навыками изучения правовой действительности с помощью научной методологии (ПК-16);

    • владеет навыками консультирования граждан по правовым вопросам (ПК-18).




    1. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимся

1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать:

  • цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере на современном этапе;

  • закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования общественных отношений в соответствующей сфере;

  • состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере;

  • соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов;

  • методологию получения юридических знаний.

1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь:



  • применять нормы права, регулирующие общественные отношения в соответствующей сфере, в том числе при пробелах и противоречиях между нормами;

  • анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений;

  • аргументировать принятые решения и предвидеть последствия принятых решений;

  • проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также иных юридических документов;

  • объяснить действие норм права лицам, в отношении которых действуют нормы.

1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками:



  • составления письменных документов юридического содержания;

  • устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике;

  • ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом;

  • составления экспертных заключений;

  • консультирования граждан по правовым вопросам.




    1. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий

Для освоения дисциплины используются следующие формы учебной работы. Аудиторные занятия (всего – 32 часа), а именно: 1) классические лекционные методы - 6 часов; 2) активная форма аудиторной учебной работы в виде практических занятий – 26 часов. Самостоятельная работа - 62 часа. Итого, трудоемкость дисциплины – 94 часа.


1.6. Организация учебных занятий




Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся


Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Аудиторная учебная работа обучающихся (часов)

Самостоятельная работа (часов)

Объём активных и интерактивных форм учебных занятий

Трудоёмкость

лекции

семинары

консультации

практические
занятия

лабораторные
работы

контрольные
работы

коллоквиумы

текущий контроль

промежуточная
аттестация

под руководством
преподавателя

в присутствии
преподавателя

в т.ч. с использованием методических материалов

текущий контроль

промежуточная
аттестация

Очная форма обучения

 C1

6




2

26













2

62










2

26

4

зачётных
единицы











































ИТОГО:

6




2

26













2

62










2

26

4

зачётных
единиц


Указываются виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации по модулям и формам обучения в таблице:

Виды, формы и сроки
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Код модуля в составе дисциплины, практики и т.п.

Промежуточная аттестация

Текущий контроль

Виды

Сроки

Формы

Сроки

очная форма обучения

С1

Экзамен

До 26 января







 

 

 

 

 



Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры гражданского права:



  1. Тема 1. Понятие и содержание права собственности, его ограничения – 4 часа (мастер-класс эксперта).

  2. Тема 5. Вопросы права собственности в международном частном праве – 4 часа (2 часа интерактивная лекция; 2 часа классическая лекция); 8 часов (самостоятельная работа)

  3. Тема 7. Возникновение и прекращение права собственности. Гражданско-правовая защита права собственности – 4 часа (разбор конкретных ситуаций); 8 часов (самостоятельная работа).

  4. Промежуточная аттестация – 2 часа.

Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры правовой охраны окружающей среды: 2 часа – классическая лекция, 6 часов – практические занятия в интерактивной форме.

Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры государственного и административного права: 2 часа – классическая лекция, 4 часа – практические занятия в интерактивной форме.

Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры гражданского процесса: 2 часа – практические занятия в интерактивной форме.

Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры уголовного права: 2 часа – практические занятия в интерактивной форме.

Объем часов по каждому виду занятий дисциплины, обеспечиваемый преподавателями кафедры уголовного процесса: 2 часа – практические занятия в интерактивной форме.

1.7. Структура и содержание учебной дисциплины


Тема 1. Понятие и содержание права собственности, его ограничения

Собственность как экономическая категория. Право собственности как юридическая категория. Основные признаки права собственности. Право собственности в конституционно–правовом и гражданско-правовом смыслах. Проблема формулирования понятия права собственности в иных, помимо гражданского права, отраслях. Проблема распространения норм о праве собственности и его защите на иные, помимо вещей, объекты гражданских прав. Полномочия собственника. Границы права собственности и ограничения права собственности. Понятие и виды обременений.


Классические лекции: нет

Семинары: нет

Мастер –класс эксперта (начальника Управления частного права КС РФ А.О. Рыбалова) на тему: «Возможно ли право собственности на объекты, которые не являются вещами?» - 2 часа

Мастер –класс эксперта (начальника Управления частного права КС РФ А.О. Рыбалова) на тему «Право собственности в конституционно–правовом и гражданско-правовом смыслах в практике КС РФ» - 2 часа.

Тема 2. Право собственности на недвижимость

Влияние публично правового интереса на процедуру приобретения права собственности на недвижимое имущество. Правовой смысл государственной регистрации. Влияние регистрационных процедур на возникновение субъективных гражданских прав на вновь созданные объекты недвижимости и на совершение сделок недвижимостью. Особенности возникновения и осуществления права собственности на жилую недвижимость



Классические лекции: нет

Семинары - нет

Интерактивная лекция: «Особенности возникновения и осуществления права собственности на жилую недвижимость» - 2 часа

Дискуссия на тему: «Осуществление права собственности на общее имущество в многоквартирном доме» - 2 часа

Самостоятельная работа студентов по подготовке к дискуссии – 6 часов

1) подготовка к интерактивной лекции, обобщение судебной практики и изучение работ: Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н.Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М., «Статут». 2008. С. 414 – 533; Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 113-195.

2) подготовка к дискуссии, обобщение судебной практики и изучение работ: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М., «Юрайт-Издат». 2009.С. 467-480; 518-524; Певницкий С.Г., Чефранова Е.А. Многоквартирные дома: проблемы и решения. М., 2006. С. 197-260.


Тема 3. Право собственности на природные ресурсы

Источники правового регулирования отношений по приобретению и осуществлению права собственности на природные ресурсы. Объекты права собственности на природные ресурсы. Содержание права собственности на природные объекты и его ограничения. Особенности возникновения и прекращения прав на природные объекты.



Классические лекции: 2 часа

Семинарское занятие - нет
Интерактивные лекции: Обсуждение вопроса «Договорные конструкции опосредующие использование недр» – 2 часа.

Самостоятельная работа студентов – 8 часов

1) обобщение судебной практики

2) подготовка к интерактивной лекции, изучение конспекта лекции и работ: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М., «Юрайт-Издат». 2009. С. 497-517; Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н.Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М., «Статут». 2008. С. 380- 412;

Тема 4. Право собственности государства и иных публично-правовых образований

Публичные образования как собственники. Виды имущества, находящегося в собственности публичных образований. Особенности возникновения, прекращения и осуществления права собственности публичных образований.



Классические лекции: нет

Семинарское занятие: нет
Интерактивная лекция: «Анализ проблем разграничения собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Разрешение коллизий между гражданским и бюджетным законодательством, регулирующим отношения по поводу имущества публичных образований». - 2 часа.

Самостоятельная работа студентов – 8 часов

1) обобщение судебной практики:

2) подготовка к интерактивной лекции, изучение работ: Право собственности: актуальные проблемы / Отв. ред. В.Н.Литовкин, Е.А. Суханов, В.В. Чубаров. М., «Статут». 2008. С. 260-311;


Тема 5. Вопросы права собственности в международном частном праве
Способы и принципы регулирования отношений собственности с иностранным элементом. Международные акты, направленные на унификацию норм, регулирующих отношения собственности. Право, подлежащее применению к отношениям по поводу содержания права собственности, его возникновения и прекращения.
Классические лекции: 2

Семинарское занятие: нет
Интерактивная лекция по теме: «Частноправовые проблемы международного оборота культурных ценностей» - 2 часа

Самостоятельная работа студентов – 8 часов

1) обобщение судебной практики: По делу о проверке конституционности Федерального закона от 15 апреля 1998 года «О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны и находящихся на территории Российской Федерации: Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июля 1999 г. N 12-П// СЗ РФ. 1999. №30. Ст.3929;

2) подготовка к интерактивной лекции, изучение конспекта лекции и работ: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте. Правовые аспекты. М., 2005. С. 106-221; Галенская Л.Н. Музы и право. Правовые вопросы международного сотрудничества в области культуры. Л., 1987. С.154-221; Лунц Л.А. Курс международного частного права в трех томах. М., 2002. С.425; Ануфриева Л.П. Международное частное право. Особенная часть. М., 2002. С. 120; Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб., 2004.С.421-423; Хлестова О.И. Проблемы юрисдикционного иммунитета иностранного государства (законодательство и практика). М., 2002. С.15-33.

Тема 6. Особенности осуществления права собственности участником судебного процесса и должником в исполнительном производстве

Процессуальные возможности ограничения права собственности ответчика в суде и должника в исполнительном производстве. Защита прав истца и взыскателя при отчуждении ответчиком и должником соответственно вещи, являющейся предметом спора или взыскания. Судьба обременений при смене собственника во время судебного или исполнительного производства.


Классические лекции: нет

Семинарское занятие: нет
Анализ ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей по теме: «Защита прав истца и взыскателя при отчуждении ответчиком и должником соответственно вещи, являющейся предметом спора или взыскания» - 2 часа

Самостоятельная работа студентов – 8 часов

1) обобщение судебной практики

2) подготовка к анализу ситуаций на основе кейс-метода, изучение работ: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М., «Юрайт-Издат». 2009. С. 398-399; 450-462; Практика применения Гражданского процессуального кодекса РФ / Под ред. В.Н. Соловьева. 2-е изд. М., «Юрайт-Издат». 2009. С. 564-580; Микрюков В.А. Ограничения и обременения гражданских прав. М., 2007. С. 100- 104;

Тема 7 Возникновение и прекращение права собственности. Гражданско-правовая защита права собственности.

Первоначальные и производные способы возникновения права собственности. Приобретение права собственности по договору. Приобретение право собственности при совершении сделки с неуправомоченным отчуждателем. Понятие и условия виндикации. Последствия виндикации. Негаторный иск. Иск о признании.


Классические лекции: нет

Семинарские занятия: нет

Разбор конкретных ситуаций из судебной практики по теме: «Защита добросовестного приобретателя. Приобретение права собственности добросовестным приобретателем от неуправомоченного отчуждателя» - 4 часа .

Самостоятельная работа студентов – 8 часов

1) обобщение судебной практики: По делу о проверке конституционности положений пунктов 1 и 2 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан О.М. Мариничевой, А.В. Немировской, З.А. Скляновой, Р.М. Скляновой и В.М. Ширяева: Постановление Конституционного Суда РФ от 21 апреля 2003 г. № 6-П // СЗ РФ. 2003. № 17. Ст. 1657; Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 29.04.2010 г. № 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 6. С. 80 – 104; Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13.11.2008 г. № 126 «Обзор судебной практики по некоторым вопросам, связанным с истребованием имущества из чужого незаконного владения» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 1. С. 154 сл.

2) подготовка к разбору конкретных ситуаций, изучение работ: Практика применения Гражданского кодекса РФ части первой / Под общ. ред. В.А. Белова. М., «Юрайт-Издат». 2009. С.386; 415-446; 555-620; Лапач В.А. Система объектов гражданских прав. СПб., 2002. С. 477-481; Рудоквас А.Д. Комментарий отдельных положений Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2010. № 7. С. 54 – 73; Рудоквас А.Д. Приобретательная давность и защита добросовестного приобретателя в Концепции развития законодательства о вещном праве // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 7 (200). С. 94 – 114; Рудоквас А.Д О презумпции правомерности владения при виндикации // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 2. С. 6 -29; Рудоквас А.Д. Владение и владельческая защита в Концепции развития законодательства о вещном праве // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2009. № 5 (198). С. 22 – 53.

следующая страница >>
Смотрите также:
Рабочая программа учебной дисциплины «Право собственности и способы его защиты»
604.59kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международно-правовая охрана интеллектуальной собственности» «International Legal Protection of Intellectual Property»
435.19kb.
3 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Право на недвижимость
383.1kb.
2 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Договорное право»
201.58kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное частное право» «International Private Law»
761.58kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Коммерческое право» «Commercial Law»
1600.09kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Международное коммерческое право» «International Сommercial law»
179.26kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «Уголовное право»
143.64kb.
1 стр.
Рабочая программа по дисциплине «Международное гуманитарное право и сми» Курс 5 дневное отделение Семестр 1 Лекции: 24 ч
229.92kb.
1 стр.
Кафедра государственно-правовых дисциплин рабочая программа учебной дисциплины финансовое право
892.98kb.
4 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины
152.79kb.
1 стр.