Главная
страница 1
Информация о результатах проверки эффективности деятельности и использования муниципального имущества, закрепленного за МУП «Центральный рынок» города Ярославля

Проверка проводилась в соответствии с «Положением о контрольно- счетной палате города Ярославля» (решение муниципалитета от 15.12.2011 № 594), планом работы КСП города Ярославля, утвержденным приказом председателя КСП города Ярославля от 28.11.2011 и Программой проверки, утвержденной председателем КСП города Ярославля 01.06.2012.

Лица, ответственные за финансово-хозяйственную деятельность в проверяемом периоде:

- генеральный директор Предприятия - Бреев Дмитрий Александрович, в должности с 29.05.2012, до него Сахов Владимир Александрович;

-главный бухгалтер Предприятия - Боброва Нина Николаевна.

Проверкой охвачен период с 01.01.2010 по 31.12.2011.



  1. Общие сведения. Анализ нормативной правовой базы деятельности

Муниципальное унитарное предприятие «Центральный рынок» города Ярославля учреждено постановлением мэра города Ярославля от 27.11.1992 № 1170. Предприятие является правопреемником муниципального предприятия «Сервис» зарегистрированного регистрационно-лицензионной палатой города Ярославля 18.03.1994 № 220, муниципального унитарного предприятия «Рынок Ленинского района» города Ярославля, зарегистрированного регистрационно-лицензионной палатой города Ярославля 29.10.1993 № 377 и муниципального унитарного предприятия «Охранное предприятие «Ярославль», зарегистрированного регистрационно-лицензионной палатой города Ярославля 28.06.2002 №18203.

Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), законодательством Российской Федерации, правовыми актами органов городского самоуправления и Уставом Предприятия, утвержденным распоряжением комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля (далее - КУМИ) от 10.06.2003 №646 и зарегистрированного Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кировскому району города Ярославля 23.06.2003.

Предметом и видами деятельности Предприятия являются:

- эксплуатация и содержание универсального рынка - имущественного комплекса, предназначенного для осуществления торговой деятельности по установленным правилам и нормам, отвечающего требованиям к содержанию его территорий и оборудования;

- предоставление торговых мест, в том числе оборудования - отвечающих санитарным требованиям и специфике реализуемого товара, а также организация вспомогательных служб: примерочных комнат, туалетов и других.

В структуру Предприятия входят, центральный рынок, обособленные подразделения «рынок Ленинского района (далее – Рынки), дворец водного спорта (ДВС) «Лазурный» и «бассейн «Шинник».

Согласно представленным к проверке штатным расписаниям среднесписочная численность работников Предприятия в 2011 году составляла 220 единиц, что на 14 единиц или на 6% меньше, чем в 2010 году.

Фонд оплаты труда в 2011 году составлял 41 043,17 тыс. рублей, что на 1 223,58 тыс. рублей или на 3% меньше чем в 2010 году.

Уменьшение штатной численности работников произошло в основном из-за сокращения численности младшего обслуживающего персонала.

Среднемесячный доход 1 работника в 2011 году составлял 15 110,78 рублей, что больше чем в 2010 году на 479,43 рублей или на 3%.

Оплата труда на Предприятии производилась в соответствии с Коллективным договором, и локальными актами в области оплаты труда и премирования работников.

2. Анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности

Выручка Предприятия от продажи товаров, продукции, работ и услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2660,0 тыс. рублей или на 2,6 % и составила 104416,0 тыс. рублей.

По источникам получения выручка складывалась из доходов, полученных Рынками от предоставления торговых мест, сдачи недвижимости в аренду и спортивной базой, в состав которой входили дворец водного спорта (далее - ДВС) «Лазурный», ледовый дворец спорта (далее - ЛДС) «Торпедо», функционировавший по 31.12.2010 (соглашение о расторжении договора аренды недвижимого имущества от 03.12.2010 б/н), бассейн «Шинник», функционирующий с 01.01.2011 (приказ председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии города Ярославля от 06.12.2010 № 6/2072, акт приема-передачи от 06.12.2010 б/н).

Анализ выручки полученной Рынками показал, что увеличение доходов 2011 года по сравнению с 2010 годом обусловлено повышением ставок платных услуг с 01.10.2010 (постановление мэрии города Ярославля от 20.09.2010 № 3865).

Рост выручки от услуг, предоставляемых ДВС «Лазурный» в 2011 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года произошел в связи с:

- увеличением посещаемости разовых клиентов на 8,0%;

- повышением стоимости оказания услуг населению с 01.09.2011на 10,0%;

- увеличением объема оказанных услуг муниципальным образовательным учреждениям на 14,0%.

Преобладающими в структуре выручки являлись доходы от услуг, оказываемых Рынками: 60543,0 тыс. рублей (59,5%) в 2010 году и 67105,0 тыс. рублей (64,3%) в 2011 году, а их доля в 2011году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 4,8%.

Анализ себестоимости проданных товаров (работ, услуг) показал, что в 2011 году она составила 110289,0 тыс. рублей, что на 12984,0 тыс. рублей или на 13,4% больше, чем в 2010 году.

Анализ структуры расходов по направлениям показал, что в 2011 году по сравнению с предыдущим годом значительно выросли расходы на содержание, ремонт и обслуживание спортивных сооружений на 12358,0 тыс. рублей (на 25,2%), а их доля увеличилась на 5,2% с 50,4% до 55,6%. Расходы только на ремонт бассейна «Шинник» в 2011 году составили 24011,5 тыс. рублей.

Анализ затрат Предприятия по элементам показал, что в их структуре преобладающими являлись:

а) материальные затраты: 30717,0 тыс. рублей (31,6%) в 2010 году и 46129,0 тыс. рублей (41,8%) в 2011 году;

б) затраты на оплату труда: 40355,0 тыс. рублей (41,5%) и 39613,0 тыс. рублей (35,9%) соответственно;

в) отчисления на социальные нужды: 10293,0 тыс. рублей (10,6%) и 13048,0 тыс. рублей (11,8%) соответственно.

Увеличение материальных затрат в 2011 году на 15412,0 тыс. рублей (на 50,2%) обусловлено увеличением восстановительных работ в связи с высоким износом основных фондов (ремонтные работы в бассейне «Шинник), ростом тарифов на воду, теплоэнергию и электроэнергию.

Рост отчислений на социальные нужды на 2755,0 тыс. рублей (на 26,8%) обусловлен изменением налогового законодательства в части увеличения ставки ЕСН с 26,2% до 34,2%.

Уменьшение суммы прочих затрат в 2011 году на 4452,0 тыс. рублей (на 37,2%) обусловлено в основном отсутствием затрат на ремонт основных средств.

Изменение затрат на оплату труда и амортизационных отчислений незначительно.

В анализируемом периоде на Предприятии прослеживалась негативная тенденция опережающих темпов роста затрат (13,4%) к темпам роста выручки (2,6%).

Анализ прочих доходов Предприятия показал, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом они снизились на 458,0 тыс. рублей или в 2,6 раза в основном по причине отсутствия доходов от реализации основных средств.

Преобладающими в структуре прочих доходов являлись поступления от:

- реализации основных средств: 425,0 тыс. рублей (56,4%) в 2010 году;

- прочей реализации: 4,0 тыс. рублей (0,5%) в 2010 году и 114,0 тыс. рублей (38,7%) в 2011 году;

- возмещения понесенных расходов: 179,0 тыс. рублей (23,8%) и 13,0 тыс. рублей (4,4%) соответственно;

- пени, штрафов: 58,7 тыс. рублей (7,7%) и 47,0 тыс. рублей (15,9%) соответственно;

- оприходования материалов: 97,0 тыс. рублей (32,9%) в 2011 году.

Кроме того, в 2011 году получены прочие доходы в виде процентов, начисленных банком на остатки денежных средств на расчетном счете Предприятия в размере15,0 тыс. рублей, в 2010 году в размере 8,0 тыс. рублей.

Анализ прочих расходов Предприятия показал, что в 2011 году по сравнению с 2010 годом они уменьшились на 669,0 тыс. рублей или на 21,8% в основном из-за сокращения размера благотворительной помощи. Кроме того, Предприятие понесло расходы на уплату процентов за пользование заемными средствами: 36,0 тыс. рублей в 2010 году и 243,0 тыс. рублей в 2011 году.

Преобладающими в структуре прочих расходов являлись:

- благотворительная помощь: 979,0 тыс. рублей (31,9%) в 2010 году и 285,0 тыс. рублей (11,9%) в 2011 году (приложение 5);

- материальная помощь: 913,0 тыс. рублей (29,7%) и 850,0 тыс. рублей (35,4%) соответственно;

- услуги банка: 265,0 тыс. рублей (8,6%) и 253,0 тыс. рублей (10,5%) соответственно;

- налоги и сборы: 214,0 тыс. рублей (7,0%) и 244,0 тыс. рублей (10,2%) соответственно;

- штрафы: 150,0 тыс. рублей (6,2%) в 2011 году (непроизводительные расходы).

Предприятием в 2010 году списана дебиторская задолженность с истекшими сроками исковой давности на сумму 62,0 тыс. рублей, в 2011 году на сумму 14,0 тыс. рублей. Кроме того, списаны безнадежные долги в сумме 61,0 тыс. рублей.

Таким образом, непроизводительные расходы Предприятия, не давшие результата (безрезультатные) и повлиявшие на формирование прибыли в анализируемом периоде составили 287,0 тыс. рублей, в том числе 62,0 тыс. рублей в 2010 году и 225,0 тыс. рублей в 2011 году.

Анализ состояния дебиторской задолженности в Обществе свидетельствует о том, что ее размер за период с 01.01. 2010 по 31.12. 2011 уменьшился на 2498,0 тыс. рублей или в 5,8 раза с 3024,0 тыс. рублей до 526,0 тыс. рублей.

Кредиторская задолженность Предприятия уменьшилась с 8959,0 тыс. рублей по состоянию на 01.01.2010 до 7545,0 тыс. рублей на 31 .12. 2011 на 1414,0 тыс. рублей или 15,8 %.

На 01.01.2012 кредиторской задолженности со сроком возникновения более 3-х лет на Предприятии не числилось.

В 2010 году Предприятием начислено налогов и сборов 26668,6 тыс. рублей, в том числе в бюджет города – 3249,5 тыс. рублей, перечислено 25598,1 тыс. рублей, в том числе в бюджет города - 3236,1 тыс. рублей.

В 2011 году начислено 25648,6 тыс. рублей, в том числе в бюджет города -2694,7 тыс. рублей, перечислено 26905,8 тыс. рублей, в том числе в бюджет города – 2939,5 тыс. рублей.



3. Экспресс-анализ бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность Предприятия представлена для анализа в полном объеме и по своему составу соответствует требованиям положений ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н «Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской федерации», от 06.07.1999 № 43н «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету « Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), от 02.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организации.

В нарушение п.5 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ, п. 38 приказа Минфина РФ от 29.07.1998 № 34н, п.п. 14, 17 приказа Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках не подписаны генеральным директором и главным бухгалтером Предприятия, а также не содержат следующие обязательные реквизиты: наименование организации с указанием ее организационно-правовой формы; формат представления числовых показателей бухгалтерской отчетности. Пояснительная записка к бухгалтерской отчетности подписана только генеральным директором.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год не содержит следующую существенную информацию о Предприятии:

- сведения, предусмотренные законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (Основание: п.4 ст.13 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ). Следует отметить, что в Программе развития Предприятия на 2011 год из запланированных средств на развитие в сумме 24961,3 тыс. рублей планировалось направить на мероприятия по энергосбережению 5434,0 тыс. рублей или 21,8 %;

- о порядке признания выручки организации (Основание: п.17 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99);

- о принятых Предприятием сроках полезного использования объектов основных средств (по основным группам);

- о способах начисления амортизационных отчислений по отдельным группам объектов основных средств (Основание: п.32 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01);

- о среднегодовой численности работающих за отчетный период или численности работающих на отчетную дату (Основание: п.31 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99).

При проверке соответствия показателей по одноименным и корреспондирующим статьям, представленным в различных отчетных формах, установлено, что изменение отложенных налоговых обязательств, отраженное в форме №2 "Отчет о прибылях и убытках" по строке 2430, не соответствует изменению данных по строке 1420 "Отложенные налоговые обязательства" Баланса. Подтверждением выявленной неточности является и то, что даже в сальдированном виде отложенные налоговые активы и обязательства в форме №1 и форме №2 за отчетный период не совпадают на 1,0 тыс.рублей.

При сверке соответствия «Отчетов о финансово-хозяйственной деятельности за 2011 год» (далее - Отчет), хранящихся в бухгалтерии Предприятия и в департаменте социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (далее - ДСЭРГ) установлено несоответствие по следующим показателям:

- в разделе 8 «Мероприятия по развитию организации» по графе 4 «План на отчетный период» по Отчету, хранящемуся в ДСЭРГ, отражена сумма 23622,1 тыс. рублей, соответствующая данному показателю в уточненной «Программе развития Предприятия на 2011 год». В Отчете, хранящемся в бухгалтерии Предприятия, по данному показателю отражена сумма 24962,3 тыс. рублей, соответствующая первичной «Программе развития Предприятия на 2011 год». Расхождение составляло 1340,2 тыс. рублей;

- в разделе 6 «Формирование и использование чистой прибыли организации» не урегулированы показатели по строкам: «Нераспределенная прибыль», «Непокрытый убыток прошлых лет», «Использованная чистая прибыль», что свидетельствует об отсутствии должной системы контроля за документооборотом и организации взаимодействия между экономической и бухгалтерской службами Предприятия, а также с ДСЭРГ.

При проверке порядка хранения документов установлено, что на Предприятии отсутствует должная организация документооборота с момента создания документов до завершения их исполнения и сдачи в архив. На Предприятии с начала его деятельности номенклатура дел, обеспечивающая распределение документов и формирование дел, а также их учет, не заводилась. Соответственно, правила формирования дел не соблюдались. Специальная служба документационного обеспечения управления, подчиненная непосредственно руководителю Предприятия, отсутствовала. (Основание: Общие требования к документам и службам документационного обеспечения, утвержденные приказом Главархива СССР от 23.05.1988 № 33) В настоящее время на Предприятии в штате имеется должность делопроизводителя в составе финансового отдела с двойным подчинением: начальнику юридического отдела и главному бухгалтеру, которая фактически не обеспечивает исполнение тех функций и задач, которые должны выполнятся специальной службой документационного обеспечения управления.


4. Анализ финансового положения и эффективности деятельности Предприятия


Анализ финансового положения и эффективности деятельности Предприятия выполнен за период c 01.01.2011 по 31.12.2011. Качественная оценка значений финансовых показателей проведена с учетом отраслевых особенностей деятельности Предприятия (отрасль - "Операции с недвижимым имуществом; аренда, бытовой прокат; прочие услуги", классы по ОКВЭД – 70,71,74).

По результатам проведенного анализа выделены и сгруппированы по качественному признаку основные показатели финансового положения (по состоянию на последний день анализируемого периода (31.12.2011)) и результатов деятельности Предприятия за рассматриваемый период.

Единственным показателем, имеющим положительное значение, являются «чистые активы», которые превышают уставный капитал, при этом за анализируемый период наблюдалось увеличение чистых активов.

Среди положительных показателей финансового положения организации можно выделить следующие: коэффициент автономии выше оптимального нормативного значения (0,75) и составляет 0,81; коэффициент абсолютной ликвидности соответствует нормативному значению; изменение собственного капитала практически равно общему изменению активов организации; коэффициент покрытия инвестиций соответствует норме (доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме Предприятия составляет 86%).

Негативно характеризует финансовое положение Предприятия не соблюдение нормальных соотношений активов по степени ликвидности и обязательств по срокам погашения.

Имеют критические значения показатели финансового положения и результатов деятельности Предприятия:

- значение коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами равное -1,87, на 31 декабря 2011 года является крайне неудовлетворительным;

- коэффициенты текущей (общей) и быстрой (промежуточной) ликвидности существенно ниже нормальных значений;

- отрицательная динамика рентабельности продаж по валовой прибыли (-10 процентных пункта от рентабельности 4,4% за такой же период прошлого года);

- финансовое положение Предприятия по величине собственных оборотных средств является критическим;

- за 2011 год получен убыток от продаж (-5 873 тыс. руб.), причем наблюдалась отрицательная динамика по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (-10 324 тыс. руб.);

- убыток от финансово-хозяйственной деятельности за весь анализируемый период составил 6 958 тыс. руб.

Таким образом, на основании вышеизложенного финансовое состояние Предприятия характеризуется как неудовлетворительное.

Выводы

Муниципальное унитарное предприятие «Центральный рынок» города Ярославля осуществляло свою финансово-хозяйственную деятельность, в основном, в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, учредительных документов и принятой учетной и налоговой политикой.

Деятельность Предприятия была направлена на выполнение функций по удовлетворению потребностей предприятий, учреждений, организаций и граждан в различных товарах и услугах, развитие производственной инфраструктуры, адекватной условиям рыночной экономики и получение прибыли.

Приведенные в акте проверки данные свидетельствуют о том, что финансовое состояние Предприятия осложнялось тем, что оно выполняло возложенные на него функции, по ремонту и содержанию спортивных объектов города.

Выручка Предприятия от продажи товаров, продукции, работ и услуг в 2011 году по сравнению с 2010 годом увеличилась на 2660,0 тыс. рублей или на 2,6 % и составила 104416,0 тыс. рублей. По результатам деятельности Предприятия в 2010 году чистая прибыль составляла 1102,0 тыс. рублей. По результатам деятельности за 2011 год получен чистый убыток в размере 6958,0 тыс. рублей, на формирование которого, в основном, повлияли затраты по капитальному ремонту бассейна «Шинник».

Непроизводительные расходы Предприятия, не давшие результата (безрезультатные) и повлиявшие на формирование прибыли в анализируемом периоде составили 287,0 тыс. рублей, в том числе 62,0 тыс. рублей в 2010 году и 225,0 тыс. рублей в 2011 году.

По состоянию на 01.04.2012 числится дебиторская задолженность со сроками возникновения свыше 3-х лет в размере 116,5 тыс. рублей, решения судебными органами по которой приняты, но денежные средства до настоящего времени не получены.

Заключались крупные сделки без согласования с заместителем мэра города Ярославля, выполняющим в соответствии с правовыми актами органов городского самоуправления координацию деятельности Предприятия на сумму 75212,6 тыс. рублей, что свидетельствует о неправомерном использовании денежных средств.

Результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности показали, что в данный момент Предприятие является платежеспособным, однако показатели финансового положения и результатов деятельности, имеющие критические значения свидетельствуют о неудовлетворительном финансовом состоянии.

Имели место и другие недостатки, отмеченные в акте.



Предложено:

1.Привести статус обособленных подразделений в соответствие с требованиями ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

2.Разработать положения о филиалах или представительствах Предприятия в соответствие с п. 4 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

3.Внести соответствующие изменения в Устав Предприятия о его филиалах или представительствах согласно п.5 ст. 5 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях».

4.Исключить из главы 7 Коллективного договора, Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», утративший силу.

5.Осуществлять согласование приема на работу главного бухгалтера предприятия, руководителей структурных подразделений Предприятия, заключения, изменения и прекращения трудовых договоров с ними, в соответствии с постановлением мэра города Ярославля от 18.11.2003 № 3997 «О полномочиях структурных подразделений мэрии города Ярославля по осуществлению прав собственника имущества муниципального унитарного предприятия».

6.При заключении договоров на сумму, превышающую 10% уставного фонда, выполнять требования, предусмотренные ст. 23 Федерального закона № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и постановления мэра города Ярославля от 18.11.2003 № 3997 «О полномочиях структурных подразделений мэрии города Ярославля по осуществлению прав собственника имущества муниципального унитарного предприятия».

7.Исключить непроизводительные (безрезультатные) расходы.

8.Выполнить требования нормативно-правовых актов, регулирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации, по включению в отчетные формы бухгалтерской отчетности обязательных реквизитов, объему содержания пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности, соответствию показателей по одноименным и корреспондирующим счетам, представленным в различных формах отчетности.

9.Обеспечить соответствие показателей отчетности, хранящейся на предприятии, показателям отчетности, сданной в департамент социально-экономического развития города мэрии города Ярославля.

10.Обеспечить ведение делопроизводства в части наличия номенклатуры дел, формирования, хранения и учета документов, организации специальной службы документационного обеспечения и привести его в соответствие с нормативно-правовыми актами, регламентирующими архивное дело в Российской Федерации.

11.В целях дальнейшего сохранения Предприятия и эффективности его производственной деятельности и выполнения стоящих перед Предприятием задач обеспечить платежеспособность и устойчивость его финансового положения.

Выписано Представление об устранении нарушений от 29.06.2012 №01-36/04.

__________________________






контрольно-счетная палата города Ярославля


Смотрите также:
Информация о результатах проверки эффективности деятельности и использования муниципального имущества, закрепленного за муп «Центральный рынок» города Ярославля
140.51kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки финансового состояния муп «Спецавтохозяйство по уборке города» города Ярославля
201.62kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки экономической эффективности использования доли города Ярославля (100%) в уставном капитале открытого акционерного общества «Ярославльводоканал»
112.81kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки использования средств
28.23kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки использования средств
46.38kb.
1 стр.
Отчете о результатах проверки эффективности финансово хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия Привольненского сельского поселения Каневского района «Благоустройство»
27.37kb.
1 стр.
Отчет проверки эффективности использования муниципального медицинского оборудования закупленного для муз «Сорочинская црб»
499.61kb.
3 стр.
Информация о результатах проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия «Производственное объединение банно-прачечного хозяйства «Чайка» г. Воронежа
436.53kb.
3 стр.
Отчет о деятельности областного государственного автономного учреждения, подведомственного департаменту культуры Кировской области и об использовании закрепленного за ними имущества
91.94kb.
1 стр.
Инвестиционный паспорт города Ярославля содержание общая информация о городе 3
671.24kb.
11 стр.
Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств
76.5kb.
1 стр.
Информация о результатах проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств муниципальным бюджетным
42.25kb.
1 стр.