Главная
страница 1
УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании м/о

_________________________ ____________________

И.А. Малахова Т.В. Пискунова

протокол № ___ от

«____» __________2011 г. « ____» ________2011 г. «____» ________2011 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО МУЗЫКЕ
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Классы: 5 - 8

Учителя: Смирнова О.В.

Количество часов - 140

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

МОСКВА

2011 год


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ

V-VIII классы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Музыка» для 5-8-х классов ГБОУ СОШ № 2025 составлена в соответствии с Федеральным государственным стандартом основного общего образования, на основе примерной программы по «Музыке» для V-VII, VIII-IX классов (2004 г., Министерство образования и науки РФ), программы по предмету «Музыка» для I—VIII классов основной школы под руководством Д.Б. Кабалевского (2006 г., 3-е издание, Министерство образования и науки РФ), положениями художественно-педагогической концепции В.А. Школяр, В.О. Усачевой. В данной программе отразилась тенденции современной методологии, потребности педагогов-музыкантов в обновлении содержания предмета, специфика преподаваемого предмета (духовное воспитание), новые технологии общего музыкального образования.

Программа ориентирована на реализацию философской, художественной специфики предмета: восстановление целостности эмоции-мысли, познания законов общей драматургии (музыкальной в частности), раскрытие добавочных приемов искусства, рефлексию новых открытий, выведения понятий (нового знания). «Погружение» в мир музыкального искусства через восприятие категорий «красоты», «правды», познания диалектичности чувств, выразительной и изобразительной силы музыки.



Цель программы – познать человеческий опыт нравственно-эстетической оценки мира через наследие композиторов, музыкантов, художников, поэтов.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА

Важнейшей особенностью программы является ее тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы создает условия для достижения цельности урока, единства всех составляющих его элементов, поскольку в основу этого построения положены не различные «виды деятельности учащихся», а различные грани музыки как единого целого.



Приоритетные задачи:

- формирование музыкально-жизненного опыта детей;

- воспитание интонационно-образного восприятия музыкального произведения в единстве его содержания и формы;

- овладение самостоятельной деятельностью по выявлению того, как реальное, привычное в повседневности становится художественным;

- овладение практическими умениями и навыками творческой деятельности;

- освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств;

- развитие художественного мышления, общей музыкальности и эмоциональности.

Основные методические принципы:

- принцип «мысленного экспериментирования»;

- принцип образного «накопления» (анализ проблем жизни и искусства);

- принцип смысловой и эмоциональной драматургии;

- принцип тождества и контраста (диалектичность процессов);

- принцип диалога «композитор-слушатель»;

- принцип «сочинения сочиненного».

Таким образом, весь процесс погружения в музыкальное, поэтическое, изобразительное искусство выглядит как совместная деятельность учителя и детей по приближению к истине и выражению ее художественными средствами, где «коллеги» отличаются только уровнем знаний и опыта (В.А. Школяр).


Основные содержательные линии:

- обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения учащихся к музыке;

- усвоение изучаемых музыкальных произведений и знаний о музыке;

- овладение способами музыкальной деятельности (умения и навыки);

- обогащение опыта музыкально-творческой деятельности.

Каждая из указанных содержательных линий находит свое воплощение в целевых установках учебной программы и получает последовательное многоаспектное раскрытие в содержании музыкального образования.



Формы музыкальных занятий:

конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий — это слушание музыки и размышления о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, разнообразного рода импровизации, дискуссии, виртуальные путешествия.



Музыкальный материал программы: «При изучении своеобразия современной музыки учебный материал может изменяться и дополняться (по усмотрению учителя) с целью приближения его к панораме современной музыкальной жизни, условиям учебно-воспитательного процесса и сфере интересов учащихся» (цитата из примерной программы основной школы «Музыка», стр.12). Таким образом, предполагается активное использование на уроках музыки творческих опытов интонационно-образного анализа произведений народной, религиозной традиции, золотого фонда классической и современной музыки, личностную оценку разнообразных явлений музыкальной культуры. Материал имеет значимость и педагогическую целесообразность. Кроме музыкального материала, включены произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы). Данная вариация реализуется в VII – VIII классах, когда предмет «Музыка» интегрируется с «Искусством»: интегративный курс (в VII классе – 10 часов на интеграцию, в VIII классе – 12 часов).
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа основного общего образования по музыке составлена в соответствии с количеством часов, указанных в Федеральном базисном учебном плане. Предмет «Музыка» изучается в V-VII классах в объеме 105 часов (по 35 часов в каждом классе), VIII-IX классах – 70 часов. Согласно Московскому базисному учебному плану в IX классе изучается курс «Мировой художественной культуры» в объеме 34 часа.

Таким образом, изучение предмета «Музыка» заканчивается в VIII классе. В курсе музыки в VII-VIII классах интегративно изучается Мировая художественная культура в общем объеме 22 учебных часа.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ

* Музыка, будучи видом искусства и реализуя его предназначение, воспроизводит родовую сущностную силу человека - способность к эстети­ческой оценке мира и самого себя (Ф.Энгельс).

* Опыт оценки человеком мира и самого себя именно с нравственно-эс­тетических позиций, данный в концентрированном виде и выраженный худо­жественно-символическим языком, является содержанием музыки. В этой сво­ей содержательной сущности музыка выступает действенным духовно-практи­ческим способом обработки людей людьми (А.Н.Сохор даже выделяет воспита­тельную функцию искусства в "сверхфункцию").

* Первооснова музыки - интонация, носитель собственно музыкального смысла в единстве его содержания и формы, является художественным выра­жением оценочной деятельности человека вообще и в такой своей роли ста­новится всеобщей категорией.

* Строительство (форма) музыки осуществляется как процесс, через тождество и контраст, энергетическим источником этого процесса выступают интонационные противоречия - воспроизведение в музыке "закона единства и борьбы противоположностей".
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

по окончании VIII класса учащиеся научатся:

- понимать взаимосвязь различных видов искусств через их интеграцию;

- активно созерцать произведения различных видов искусств;

- размышлять о чувствах (переводить палитру собственных эмоций в поэтические высказывания, понимать противоречивость, многогранность языка чувств, их диалектичность);

- анализировать художественные произведения на высшем содержательном уровне;

- разбираться в определении музыкальных жанров, средств художественной выразительности;

- уметь определять художественную идею произведения, логику его развития (драматургию);

- осуществлять исследовательскую деятельность художественно-эстетической направленности;

- расширять опыт учебной деятельности в образовательном пространстве сети Интернет;

- владеть музыкальной терминологией, составлять музыкальные портреты;

- определять стилевое своеобразие классической, народной, религиозной, современной музыки, разных эпох;

- проявлять инициативу в организации и проведении концертов;

- посещать музеи столицы, слушать самостоятельно дома классическую музыку.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Основное содержание образования в рабочей программе представлено следующими разделами: «Музыка как вид искусства» (5-6 класс), «Музыкальный образ и музыкальная драматургия» (7 класс), «Музыка в современном мире: традиции и инновации» (8 класс).



Музыка как вид искусства (5-6 класс, 70 часов). Основы музыки: интонационно-образная, жанровая. Интонация в музыке как звуковое воплощение художественных идей и средоточие смысла. Музыка вокальная, симфоническая, вокально-инструментальная, камерно-инструментальная. Национальные школы и их традиции. Творчество зарубежных и отечественных композиторов.

Взаимодействие и взаимосвязь с другими видами искусства (литература, изобразительное, театральное искусство, архитектура). Родство образов, общность выразительных средств, раскрытие единых принципов красоты.

Воздействие музыки на человека, ее преобразующая функция (сила). Музыкальное искусство как воплощение жизненной красоты и жизненной правды.

Музыкальный образ и музыкальная драматургия (7 класс, 35 часов).

Жизненное содержание музыкальных образов, их характеристика, взаимосвязь, развитие. Лирические, драматические, романтические, героические образы. Эмоциональная оценка композитора.

Общие закономерности развития музыки: принцип тождества и контраста, борьба и дух противоречия, единство и многообразие.

Разнообразие музыкальных форм: 2-3-х частная, рондо, вариации, сонатно-симфонический цикл.

Взаимодействие музыкальных образов, драматургическое и интонационное развитие на примере произведений русской и зарубежной музыки от эпохи Средневековья до рубежа XIX-XX вв.

Музыка в современном мире: традиции и инновации (8 класс, 35 часов).

Народно-песенные истоки профессионального музыкального творчества. Великие наши современники (вечные темы искусства). Современная музыкальная жизнь: отечественная и зарубежная музыка XX века. Стилевое многообразие: спиричуэл-с, блюз, джаз, рок-н-ролл, кантри, рок, мюзикл и др. Певческие голоса: сопрано, меццо-сопрано, альт, тенор, баритон, бас. Музыкальные инструменты: духовые, струнные, ударные, современные электронные. Виды оркестра: симфонический, духовой, народных инструментов, эстрадно-джазовый.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тема урока

Кол-во часов

V класс (35 ч.)

Музыка и литература (17 ч.)

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Связь музыки и литературы

2

Вокализ

1

А.Н. Римский-Корсаков. Оперное наследие

2

П.И. Чайковский: интонационность русского балета

2

Музыкальная викторина. Программные произведения: Ф. Шопен

2

Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Обратная взаимосвязь

1

Музыкальные слова. Музыкальные сказки

2

Музыка к кинофильмам: И.Дунаевский

1

Музыка на праздниках. Новогодний урок – концерт

4

Музыка и изобразительное искусство (18 ч.)

Можем ли мы увидеть музыку? Изобразительность

1

Богатырские образы в музыке А.П. Бородина, М.П. Мусоргского

2

Музыкальный портрет: А.И. Хачатурян

1

Картины природы в музыке: Ф.Шуберт, С.Рахманинов

1

Образы борьбы в музыке: Л.Бетховен, Ф.Шопен

2

С. Прокофьев. Ария Кутузова

1

Обобщающий урок

1

Обратная взаимосвязь живописи и музыки

1

Звучание полотен. Звуковая палитра. Изобразительность и выразительность

3

Картины о музыкантах

1

Музыка «Празднеств»

2

Заключительный урок – концерт года

2

VI класс (35 ч.)

Преобразующая сила музыки (17 ч.)

Преобразующая сила русских народных песен

2

Сила воздействия музыки П. И.Чайковского

2

C.С. Прокофьев. Балет. «Танец рыцарей»

2

Сила воздействия патриотической музыки

1

Философия музыки И.С. Баха

1

Энергия музыки Л.В. Бетховена

1

Преобразующая сила музыки С.В. Рахманинова

1

Революционная музыка

1

Музыкальные народные драмы

1

Оперы - сказки

2

Балеты - сказки

2

Музыкальная викторина

1

«В чем сила музыки?» (18 ч.)

Сила музыки. Красота музыки

2

Жизненная правда в музыке

1

Шутка в музыке

1

Опера – сказка Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

3

Категория трагического в музыке

1

Изобразительность в музыке. Картины природы в русской народной музыке. Музыкальная викторина

3

Картины природы в музыке русских композиторов

1

Формулы жизни в музыке В.А. Моцарта

1

Музыка, с которой мы победили

2

Обобщающие уроки: музыка и жизнь. Урок-концерт. Музыкальная викторина

3


VII класс (35 ч.)

Музыкальный образ (17 ч.)

интегрированные уроки – 4 ч.

Художественный образ. Эмоциональная оценка композитора

2

1 И.

интегрированный



Образы дорог в музыки

1

Истоки русской интонационности. Образы природы: С.Рахманинов, К.Моне

2

1 И.

интегрированный



Образ счастья, идеала. Ф.Шопен баллада соль минор

1

Образ тишины, покоя: р.н.п. Музыкальная викторина

2

Образ борьбы. Побудительная сила конфликта

2

1 И.

интегрированный



Образы борьбы и победы. А.Вивальди. Р.Брэдбери

1

Танцевальные образы: Брамс

1

Философские образы в музыке И.С.Баха

1

Образы фортепианной музыки Ф.Шопена

1

Праздничные образы в музыкальных произведениях И.Стравинского

1

Формула гениальности В.Моцарта

1

1 И.

интегрированный



Обобщающий открытый урок

1

Музыкальная драматургия (18 ч.)

интегрированные уроки – 6 ч.

Различные виды искусства: архитектура

1

1 И.

интегрированный



Драматургия формы: Акрополь. Классика ордеров

3

3 И.

интегрированный



Каноны красоты, прочности в шедеврах Рима

2

2 И.

интегрированный



Драматургия Увертюры: М.Глинка, Л. Бетховен

1

Драматургия контрастных сопоставлений А.Грибоедов, А.Хачатурян

1

Драматургия камерных произведений: М.Мусоргский, М.Глинка

2

Драматургия в музыке В.А.Моцарта

1

Драматургия в музыке П.И.Чайковского

1

Драматургия духовных произведений

1

Драматургия в произведениях о войне

2

Музыкальная викторина

1

Выведение законов музыкальной драматургии. Обобщающий урок

2

VIII класс (35 ч.)

Музыка в современном мире (17 ч.)

интегрированные уроки – 7 ч.

Зарождение искусства – как закономерный факт жизни человека. Обряды, ритуалы

1

1 И.

интегрированный



Нравственно-эстетические категории. Эмоционально-оценочная деятельность. С.Прокофьев. Балет «Ромео и Джульетта»

2

Путь творца. Биполярные эмоции

1

1 И.

интегрированный



Художественная идея. Художественный образ. М.Мусоргский

2

Финал оперы. Образ Юродивого

1

Художник. Обобщенное и конкретное. Интеграция искусств

1

1 И.

интегрированный



Литература – синтетический жанр. Финал поэмы и оперы «Демон»

2

2 И.

интегрированный



Что стало бы с литературой, если бы не было музыки? Категории искусства

1

Р. Бредбери.

1

1 И.

интегрированный



Скрипичный концерт Зима. Классика, ремикс

1

Музыка XVI века. Викторина

1

Музыка-поэзия-живопись. Леонардо да Винчи, Рембрандт

1

1 И.

интегрированный



Тема фортуны. Кармина Бурана

1

Личность. Трагедия. Жизнь Л.Бетховен. Произведение 1801 г.

1

Классика XX века (18 ч.)

интегрированные уроки – 5 ч.

Великие наши современники: классика XX века. Культурный центр – Америка

1

Народная негритянская музыка. Жанр спиричуэлс. Творчество Луи Армсторнга

1

Жанр госпел. Творчество Мэхелии Джексон

1

Рождение блюза. Доминанта ритма. Интонации свинга

2

Противостояние музыки европейцев и афроамериканцев. Создание саксофона

1

Джаз. Джазовый квадрат. Творчество Чарли Паркера, Диззи Гиллеспи

2

Европейские жанры: регтайм, рок-н-ролл, хилбилли

1

Зачетный урок по жанрам. Музыкальная викторина

1

Красота в искусстве и жизни

1

1 И.

интегрированный



Эстетическое переживание

1

1 И.

интегрированный



Женские образы в произведениях искусства: Э.Григ, У.Шекспир

2

2 И.

интегрированный



Композиция. Гармония. Ритм

1

1 И.

интегрированный



Тайна «Реквиема» В.Моцарта

2

Д.Верди «Риголетто»: рок судьбы

2


Смотрите также:
Рабочая программа по музыке основное общее образование V-VIII классы
162.27kb.
1 стр.
Рабочая программа по английскому языку начальное общее образование классы: 3 А,б учитель : Понамаренко Н. И
409.63kb.
1 стр.
Рабочая учебная программа по музыке 1 класс, общеобразовательный
1191.31kb.
8 стр.
Рабочая программа по искусству (музыка, изо) Ступень обучения (класс) начальное общее образование (1 класс) Количество часов: 66
98.74kb.
1 стр.
Рабочая программа по предмету: физика 7-9 класс
1019.6kb.
7 стр.
Рабочая программа Английский язык 6 класс
488.97kb.
5 стр.
Начальное общее образование Основное общее образование
65.03kb.
1 стр.
Программа музыка Ступень обучения: начальное общее образование (1-4 классы)
563.98kb.
4 стр.
Рабочая программа по музыке для 5-7 классов Разработана Н. В. Лозовской, учителем музыки Пос
519.66kb.
4 стр.
Основное общее образование
218.39kb.
1 стр.
2. Основное общее образование Образовательная область
94.65kb.
1 стр.
Общеобразовательные основные программы, основное общее образование
51.36kb.
1 стр.