Главная
страница 1страница 2страница 3


Приложение к письму
департамента экономического развития
Ярославской области

от 30.05.2008 № 03/01-502


Методические рекомендации
по разработке программы социального и экономического развития муниципального образования Ярославской области

1. Общие положения

Главное назначение настоящих методических рекомендаций - обеспечить методическое единство программ социального и экономического развития муниципальных образований Ярославской области и областных программ, взаимоувязанность целей и задач развития муниципальных образований с целями и задачами развития Ярославской области в целом.

Программа социального и экономического развития муниципального образования Ярославской области (далее - Программа) – это документ, представляющий собой увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам комплекс мероприятий, направленных на решение приоритетных для муниципального образования области задач. Программа служит инструментом реализации экономической и социальной стратегии развития муниципального образования, способом концентрации ресурсов для решения ключевых территориальных проблем и повышения на этой основе уровня жизни и обеспечения занятости населения муниципального образования, развития производственного потенциала и социальной сферы.

Программы разрабатываются, согласовываются и утверждаются органами местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством. При этом цели и задачи Программ, механизм их реализации администрации муниципальных образований определяют самостоятельно, с учетом прогноза социально-экономического развития Ярославской области, а также целей и задач развития Ярославской области, утвержденных стратегией социально-экономического развития Ярославской области, программой социального и экономического развития Ярославской области на среднесрочный период.

Программы разрабатываются на период, аналогичный периоду действия программы социального и экономического развития Ярославской области, то есть на 5 лет.

2. Рекомендуемая структура Программы

Программа содержит следующие разделы:

1. Общая характеристика муниципального образования.

1.1. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования.

1.2. Основные проблемы и перспективы социально-экономического развития муниципального образования.

1.3. Оценка действующих мер по улучшению социально-экономического положения муниципального образования.

2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации Программы.

3. Система программных мероприятий и прогноз.

4. Механизм реализации Программы.

5. Ресурсное обеспечение Программы.

6. Оценка эффективности социально-экономических и экологических последствий реализации Программы.

7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее реализации.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ

Приложение 1. Паспорт программы

Приложение 2. Основные показатели анализа и прогноза социального и экономического развития муниципального образования

Приложение 3. Перечень программных мероприятий

Приложение 4. Эффективность программных мероприятий

Приложение 5. Объемы и источники финансирования

Приложение 6. Мероприятия, предлагаемые для софинансирования

Приложение 7. Инвестиционные предложения организаций


3. Содержание разделов Программы.

3.1. Общая характеристика муниципального образования

Характеристика социального и экономического положения муниципального образования включает общую информацию о муниципальном образовании с данными о географическом положении, особенностях природных условий, численности и национальном составе населения, крупных населенных пунктах, структуре экономики, главных транспортных магистралях.

Данный раздел представляет собой обобщенную информацию по результатам анализа социально-экономического развития муниципального образования за предшествующий не менее чем трехлетний период. Рекомендуемые направления анализа и примерный перечень показателей приведены в Приложении 2 к настоящим методическим рекомендациям. Особое внимание в ходе анализа следует уделить направлениям, тесно связанным с вопросами, находящимся в компетенции органов местного самоуправления. Целесообразно среднедушевые значения показателей сравнить с показателями соседних муниципальных образований или муниципальных образований, сходных по специализации и типу хозяйства, а также с показателями по Ярославской области в целом. Для более полного анализа состояния муниципального образования могут использоваться не только данные Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, но и доступная информация других федеральных и региональных органов исполнительной власти, в том числе данные ведомственной статистики. Также используются показатели, которыми располагает администрация муниципального образования по направлениям, не охваченным статистическим наблюдением, но важным для проведения анализа социально-экономического положения муниципального образования.

В случае несопоставимости данных за ряд предыдущих лет в связи с изменением действующего законодательства и при невозможности приведения их к одинаковому виду, в анализе не рекомендуется учитывать периоды, отличающиеся от действующего (на момент написания программы) законодательства.

Качественно проведенный анализ социально-экономического положения муниципального образования позволит оценить потенциал территории и степень его использования. Проведение сравнительной характеристики позволит оценить имеющиеся ресурсы и перспективы развития, обусловленные внутренними и внешними факторами.

Анализ социально-экономического положения муниципального образования можно завершить SWOT-анализом, позволяющим выявить сильные и слабые стороны конкретного муниципального образования, а также тенденции во внешней для него среде, которые могут повлиять (позитивно или негативно) на его развитие и, соответственно, должны учитываться при выборе перспектив развития. Использование такого инструмента позволит определить «точки роста» муниципального образования и перейти к приоритетам развития и определению путей достижения динамичного развития муниципального образования.

Завершить анализ социально-экономического положения муниципального образования рекомендуется количественной характеристикой основных проблем, которые препятствуют динамичному социально-экономическому развитию муниципального образования в настоящее время и могут возникнуть в планируемом периоде. Для количественной характеристики основных проблем, связанных с ресурсными ограничениями, целесообразно применять оценки обеспеченности важнейшими ресурсами (финансовыми, трудовыми, топливно-энергетическими и т.д.) .

Выявление основных проблем муниципального образования и причин их порождающих создаст объективную основу для системного построения целей и задач программы и позволит распределить их по этапам программы.

Перечень и характеристику каждой проблемы рекомендуется отражать в форме следующей примерной таблицы с кратким пояснением:




п/п

Показатель,
единица измерения


Значение показателя по Ярославской области всего или в среднем

Значение показателя по муниципальному образованию

Отношение графа 4 / графа 3,
%


1

2

3

4

5

1.

Наименование показателя, ед. измерения
2004 год -
2007 год -










2.

Наименование показателя, ед. измерения
2004 год -
2007 год -









Перспективные направления развития муниципального образования указываются в виде списка.


При выполнении оценки действующих мер по улучшению социально-экономического положения муниципального образования рассматриваются все действующие формы и методы управления со стороны органов местного самоуправления и государственной власти, направленные на социально-экономическое развитие муниципального образования. Проводится анализ эффективности реализуемых мер исходя из оценки динамики социально-экономического развития муниципального образования:


  • эффективность функционирования на территории учреждений социальной сферы – образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, состояние правопорядка;

  • проводимая работа по развитию жилищно-коммунального хозяйства, развитию инженерной инфраструктуры и т.д.

  • строительство объектов муниципальной собственности;

  • реализация муниципальных программ;

  • участие в областных, федеральных программах, национальных проектах;

  • вопросы бюджетной обеспеченности;

  • работа с населением, с предпринимателями;

  • взаимодействие с центром занятости;

В ходе оценки действующих мер особый акцент делается на действиях органов местного самоуправления, которые предпринимались для решения имеющихся проблемных вопросов, сохраняющих свою актуальность в планируемом периоде.

На основе данной работы будут определяться цели, задачи, сроки, этапы реализации Программы, а также перечень программных мероприятий.


3.2. Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы

Формируемые в данном разделе цели и задачи программы должны учитывать и соотносится с приоритетами и целями, изложенными в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положениях стратегий и программ социально-экономического развития Российской Федерации и Ярославской области, нормативных правовых актах муниципального образования.

Цели и задачи определяются исходя из необходимости дальнейшего развития наметившихся положительных тенденций и сосредоточения интеллектуальных, финансовых и иных ресурсов муниципального образования на решении ключевых проблем функционирования экономики и социальной сферы. Качественно сформулированные цели и задачи отличают следующие свойства:


  • значимость для муниципального образования;

  • достижимость в пределах срока реализации программы;

  • возможность проверки факта достижения запланированных результатов (конкретных значений качественных или количественных показателей);

  • соответствие компетенции органов местного самоуправления.

Формулировка цели должна содержать описание желаемого состояния социально-экономического развития муниципального образования по окончании срока реализации программы.

Постановка задач Программы должна обеспечивать достижение сформулированной цели Программы. Здесь целесообразно конкретизировать те направления, которые будут реализовываться в рамках планируемых мероприятий.



Формулировка задачи должна отражать содержание проблемы, препятствующей достижению поставленной цели.

Реализация Программы может осуществляться поэтапно. Этапы реализации Программы определяются местными условиями, поставленными целями и задачами, характером выполняемых мероприятий.


3.3. Система программных мероприятий

Для достижения определенных Программой целей и решения поставленных задач предусматривается система программных мероприятий, как правило, связанных с:



  • совершенствованием нормативной правовой базы;

  • реализацией некоммерческих мероприятий;

  • реализацией коммерческих инвестиционных проектов.

Формулировка мероприятия должна содержать описание предпринимаемых в рамках своей компетенции действий субъектов управления, по решению поставленных задач в ходе достижения целей Программы.

Перечень мероприятий по совершенствованию нормативной правовой базы приводится в тексте программы в таблице по следующей форме:




Наименование задачи

Содержание
мероприятия

Вид документа

Сроки

Исполнитель

Реализация некоммерческих (социальных, экологических и других) мероприятий планируется преимущественно в форме строительства объектов муниципальной собственности, муниципальных целевых программ, участия в реализации областных и федеральных целевых программ, мер организационного характера. Перечень некоммерческих мероприятий приводится в Приложении 3 «Система программных мероприятий». Все мероприятия рекомендуется сгруппировать по направлениям в соответствии с целями и задачами программы, определенными в разделе 2 «Цели, задачи, сроки и этапы реализации программы». Необходимость их реализации следует оценивать по степени влияния на процессы в экономике и социальной сфере.

Каждое мероприятие характеризуется:


  • наименованием;

  • содержанием мероприятия - конкретным планом действий по достижению заданной цели;

  • объемом и источниками финансирования;

  • результатами реализации (с точки зрения обеcпечения потребностей населения и эффективности функционирования бюджетной системы);

  • ожидаемым результатом (социальным или экономическим эффектом).

Мероприятия, включаемые в данное приложение, необходимо указывать с наименованием конкретной территории (населенного пункта), формы собственности объекта. Объемы финансирования указываются в ценах соответствующих лет.

В качестве финансовых источников могут быть указаны:



  • средства местных бюджетов (городского округа, муниципального района, сельских и городских поселений, располагающихся на территории муниципального района);

  • средства областного бюджета (ожидаемая оценка);

  • средства федерального бюджета (ожидаемая оценка);

  • внебюджетные источники финансирования (ожидаемая оценка).

Объемы финансирования мероприятий из средств областного или федерального бюджетов указываются в соответствии с объемами, предусмотренными соответствующими документами, подтверждающими объемы финансирования, или возможность получения межбюджетных трансфертов. Ссылку на реквизиты соответствующего документа целесообразно приводить в тексте раздела.

По каждому мероприятию указываются итоги по всем строкам и столбцам таблицы за все время реализации мероприятия. Также целесообразно указывать итоги по каждой из задач.

В столбце «Ожидаемые результаты» указывается как текстовое описание достигаемых результатов, так и числовое их выражение (если это возможно).

Общий объем текущих затрат и программных мероприятий за счет средств местного бюджета должен соответствовать прогнозируемым параметрам расходной части бюджета муниципального образования на соответствующий год.

Перечень коммерческих инвестиционных проектов приводится в Приложении 7 «Инвестиционные предложения организаций». В этот раздел могут быть включены инвестиционные предложения организаций и информация об инвестиционных площадках муниципального образования. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации эта информация носит информационный характер и не является обязательствами хозяйствующих субъектов.

Прогноз социального и экономического развития муниципального образования составляется на весь период действия Программы (5 лет) с разбивкой по годам и по направлениям, аналогичным направлениям анализа (Приложение 2). При этом расчет рекомендуется осуществлять по двум вариантам:

Вариант 1 – прогноз развития муниципального образования при сохранении существующих тенденций социальной и экономической политики;

Вариант 2 – прогноз развития муниципального образования в случае реализации Программы.

3.4. Механизм реализации Программы

В данном разделе приводится описание организационных, экономических и правовых механизмов, необходимых для полноценной реализации Программы.

Деятельность органов местного самоуправления по реализации Программы заключается в эффективном расходовании бюджетных средств и создании благоприятных условий для деятельности организаций.

Механизм реализации Программы должен предусматривать использование комплекса мер организационного, экономического и правового характера, исходить из принципа «баланса интересов», обеспечивающего согласование и координацию действий всех участников реализации Программы (органов местного самоуправления, органов государственной власти, и предприятий и организаций различных форм собственности, коммерческих банков и иных инвестиционных институтов).

Механизм реализации Программы включает следующие звенья:


  1. Нормативно-правовая база, обеспечивающая реализацию Программы.

  2. Стратегическое прогнозирование и программно-целевое планирование развития важнейших отраслей и сфер деятельности.

  3. Система целеполагания в деятельности органов местного самоуправления, включающая систему бюджетирования, ориентированного на результат (далее - БОР), а также ежегодные доклады о результатах и направлениях деятельности (далее - ДРОНД).

  4. Экономические методы регулирования, обеспечивающие создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, добросовестной конкуренции на товарных рынках, свободного перемещения товаров, стабильных условий осуществления инвестиционной деятельности.

  5. Организационная структура управления Программой с четким определением состава, функций, механизмов координации действий заказчика и исполнителей мероприятий Программы, включая уполномоченный орган, ответственный за целеполагание и планирование результатов деятельности участников Программы.

  6. Финансово-кредитные рычаги управления:

- рациональное использование бюджетных средств, их концентрацию на решении приоритетных социально-экономических проблем;

- эффективное использование экономических и финансовых инструментов для выравнивания уровня социально-экономического развития территории;

- максимальное привлечение внебюджетных источников финансирования, в том числе через развитие ипотечного жилищного кредитования, лизинговой деятельности;

- обеспечение доступности финансовых ресурсов через субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков;

- привлечение частного капитала на территорию муниципального образования;

- активное участие в проектах международных организаций;

- налоговые льготы инвесторам.


  1. Создание условий для размещения объектов областной и федеральной собственности на территории муниципальных образований.

  2. Возможность софинансирования ряда конкретных проектов и мероприятий за счет средств федерального и областного бюджетов в рамках действующих федеральных и областных целевых программ, национальных проектов, ведомственных программ.

3.5. Ресурсное обеспечение Программы

В данном разделе определяется общий объем финансирования программы с указанием всех источников финансирования. Объемы финансирования указываются в ценах соответствующих лет.

Распределение объема финансирования программных мероприятий по источникам, годам реализации, с выделением расходов на капитальные вложения указывается в соответствии с Таблицей «Структура финансирования программы по объемам и источникам финансирования».





п/п


Источник
финансирования


ИТОГО

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

1.

ВСЕГО

1.1.

Бюджет Российской

Федерации*





















1.2.

Областной бюджет *



















1.3.

Собственные средства



















1.4.

Другие источники



















1.5.

ИТОГО



















2.

в том числе
БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И КАПИТАЛЬНЫЕ ВЛОЖЕНИЯ


2.1.

Бюджет Российской

Федерации*





















2.2.

Областной бюджет *



















2.3.

Собственные средства



















2.4.

Другие источники



















2.5.

ИТОГО



















* Подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов федерального и областного бюджетов
Средства федерального и областного бюджетов могут указываться в сумме ожидаемой оценки в случае, если это подтверждено соответствующими документами, в объемах, предварительно согласованных с органами исполнительной власти Ярославской области. Указанные объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению при разработке проектов бюджетов исходя из возможностей.
Подробная информация об источниках и объемах финансирования конкретных мероприятий приводится в Приложении 5.
3.6. Оценка результативности, эффективности, социально-экономических и экологических последствий реализации программы

Система целей и задач программы дополняется системой показателей и индикаторов, позволяющих судить о ходе решения каждой задачи и степени достижения конечных целей, результативности Программы. Система плановых и прогнозных показателей, как правило, должна согласовываться с набором показателей, использованных для иллюстрации проблем социально-экономического развития муниципального образования.

Оценку эффективности отдельных мероприятий рекомендуется приводить в табличной форме (Приложение 4) с необходимыми методическими пояснениями в соответствующем разделе текста программы.
3.7. Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации

Общее руководство и контроль за ходом реализации Программы осуществляет заказчик программы. К функциям заказчика Программы, как правило, относятся:



  • подготовка проекта Программы и его согласование;

  • координация исполнения программных мероприятий, включая мониторинг их реализации, оценка результативности и эффективности;

  • непосредственный контроль за ходом реализации мероприятий Программы;

  • подготовка отчетов о реализации Программы;

  • внесение предложений о корректировке Программы;

  • представление информации о ходе реализации Программы.

4. Принятие Программы, мониторинг хода её реализации.

Проект Программы, рекомендуется направить в департамент экономического развития Ярославской области для рассмотрения на предмет соответствия программе (стратегии) социально-экономического развития Ярославской области.

Департамент экономического развития направляет проект Программы в соответствующие структурные подразделения Правительства и органы исполнительной власти Ярославской области для рассмотрения на предмет соответствия программе (стратегии) социально-экономического развития Ярославской области в части объектов и мероприятий, планируемых к реализации с использованием средств областного и федерального бюджетов. Сводное заключение по проекту Программы направляется департаментом экономического развития Ярославской области главе муниципального образования.

Доработанная программа может быть предложена для рассмотрения на заседании Координационного совета по вопросам планирования и контроля результатов деятельности органов исполнительной власти Ярославской области.

Принятую в установленном порядке органами местного самоуправления Программу рекомендуется направить в департамент экономического развития Ярославской области для включения в реестр муниципальных программ.

Мониторинг выполнения программы рекомендуется осуществлять путем разработки и утверждения органами местного самоуправления ежегодных планов мероприятий, с последующим формированием и рассмотрением отчетов об их исполнении.

Годовой план мероприятий по реализации Программы целесообразно утверждать не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому, отчет о выполнении составлять не реже 1 раза в полугодие, не позднее 2-х месяцев по окончании отчетного периода. Копии годовых планов мероприятий по реализации Программы и отчетов о выполнении Программы рекомендуется направлять в департамент экономического развития Ярославской области в недельный срок после принятия соответствующих документов.




следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по разработке программы социального и экономического развития муниципального образования Ярославской области Общие положения
801.42kb.
3 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Жемконский 1-й наслег» на 2007-2011 г г
806.69kb.
3 стр.
Методические рекомендации для разработки прогноза социально-экономического развития муниципального образования
220.75kb.
1 стр.
Приложение №1 к Комплексной программе социально-экономического развития Солнечногорского муниципального района Московской области на 2011-2013 г г. Характеристика социально-экономического положения муниципального образования Основные демографические
685.2kb.
6 стр.
Закон ярославской области о благотворительной деятельности в ярославской области принят Государственной Думой, Ярославской области 5 марта 2002 года Глава Общие положения Статья 1
111.52kb.
1 стр.
Паспорт программы 4 раздел Общие положения 6 Статья Цель Программы социально-экономического развития
1171.59kb.
4 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «красносельское сельское поселение»
1039.62kb.
12 стр.
Паспорт программы комплексного социально-экономического развития муниципального образования «Северодвинск»
1022.85kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития муниципального образования «Каргасокский район» Томской области
4104.37kb.
26 стр.
Постановление От 18. 04. 2013 с. Аскиз №553-п Об итогах реализации Комплексной программы социально-экономического развития муниципального образования Аскизский район на 2012-2016 годы за 2012 год
806.82kb.
6 стр.
Концепция долгосрочного развития театрального дела в Ярославской области на период до 2020 года Общие положения
564.66kb.
2 стр.
Методические рекомендации о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательными учреждениями Мурманской области Общие положения Настоящие рекомендации раскрывают понятие
77.91kb.
1 стр.