Главная
страница 1

  1. ПРОГРАММА ПРЕДДИПЛОМНОЙ ПРАКТИКИ

Студенты дневной формы обучения проходят два вида практики – производственную и преддипломную. Содержание преддипломной практики является продолжением тем производственной практики.

Студенты заочной и заочно-дистанционной формы обучения проходят только преддипломную практику по отдельному календарно-тематическому плану.



5.1 Календарно-тематический план прохождения преддипломной практики студентами заочно-дистанционной формы обучения студентами специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

п/п

Наименование тем

Кол-во дней

1

2

3




1. По дисциплине "Бухгалтерский учет"




1

Ознакомление с предприятием и постановкой экономической работы на нем

1

2

Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии.

1

3

Учет основных средств и нематериальных активов

4

4

Учет производственных запасов

4

5

Учет труда и заработной платы

5

6

Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ и услуг)

5

7

Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации.


4

8

Учет денежных, расчетных и кредитных операций.

2

9

Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов

2

10

Отчетность предприятия

2




Итого:

30




2. По дисциплине "Анализ хозяйственной деятельности"

по согласованию с руководителем практики от института изучается и представляется отчет по теме 1 и по одной-двум из следующих тем



(выбирается наиболее информационно обеспеченная тема и тема по профилю дипломной работы)

7


1

Организация экономического анализа на предприятии




2

Анализ основных средств предприятия




3

Анализ материальных ресурсов предприятия




4

Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда




5

Анализ затрат на производство и себестоимости продукции (работ, товаров и услуг)




6

Анализ производства и реализации продукции




7

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия




8

Анализ финансового состояния предприятия







Итого

7




3. По дисциплине "Ревизия и аудит"по согласованию с руководителем практики от института изучается и составляется отчет по одной из следующих тем:

5

1

Ревизия (аудит) кассы и кассовых операций, расчетов по

операциям с банком и подотчетных сумм

по




2

Ревизия (аудит) расчетных и кредитных операций




3

Ревизия (аудит) операций по учету основных средств и нематериальных активов




1

2

3

4

Ревизия (аудит) учета затрат на производство и калькуляции себестоимости продукции




5

Ревизия (аудит) учета выпуска и движения готовой продукции




6

Ревизия (аудит) товарно-материальных ценностей








7

Ревизия (аудит) формирования и использования прибыли, учета внереализационных доходов и расходов





8

Контроль организации, состояния учета и отчетности на предприятии








Итого:

5




4. Составление и представление отчета по практике

3




Всего:

45

5.2. Обязательная часть программы практики

5.2.1. Содержание тем по дисциплине "Бухгалтерский учет"

Для изучения вопросов программы практики на предприятии и их освещения в отчете по практике необходимо изучить следующие темы программы:



Тема 1. Ознакомление с предприятием и постановкой экономической работы на нем. Практика начинается с ознакомления с предприятием, его структурой и системой управления, организацией и технологией производства продукции (работ, услуг), которые являются предметом основной деятельности предприятия. Студент уточняет ведомственную подчиненность и отраслевую принадлежность предприятия, его мощность, уровень автоматизации производственных процессов.

С помощью руководителя практики студент знакомится с бизнес-планом (техпромфинпланом), годовым отчетом предприятия и пояснительной запиской к нему. Выписывает для отчета важнейшие экономические показатели деятельности предприятия, составляет схемы организационного построения предприятия и управления, оформляет таблицу важнейших экономических показателей за 2-3 года и осуществляет краткий аналитический обзор работы предприятия.



Тема 2. Ознакомление с учетной политикой организации, постановкой бухгалтерского учета и инструктивными документами по учету в бухгалтерии. Руководитель практики знакомит студента с постановкой учета на предприятии, положением о бухгалтерии, формой организации бухгалтерского учета и уровнем его автоматизации, знакомит с бухгалтерией, ее подотделами, функциональными обязанностями и должностными инструкциями работников бухгалтерии.

Изучение системы бухгалтерского учета следует начать с ознакомления с учетной политикой предприятия, ее содержанием, планом работы бухгалтерии и рабочим планом счетов. При изучении учетной политики предприятия студент использует для отчета необходимые данные: по какой форме осуществляется бухгалтерский учет, с помощью каких методов оцениваются производственные запасы, какой применяется способ учета готовой продукции и ее реализации, как классифицируются основные средства, по какому методу начисляется амортизация, порядок проведения инвентаризации, учет незавершенного производства, принципы образования фондов и резервов и др.

Необходимо также ознакомиться с отраслевыми нормативными документами по учету.

Приложением к отчету по данной теме должна быть копия приказа предприятия об учетной политике, положение о бухгалтерии, примеры должностных инструкции работников бухгалтерии, рабочий план счетов бухгалтерского учета.



Тема 3. Учет основных средств и нематериальных активов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета внеоборотных активов и документальному оформлению их движения.

В процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:



  • состав основных средств, их классификацию и организацию аналитического учета;

  • учетную политику организации по внеоборотным активам;

  • документальное оформление и учет поступления основных средств;

  • способы, методы и порядок учета начисленной амортизации основных средств, формирования и использования амортизационного фонда;

  • документальное оформление и учет выбытия и перемещения основных средств;

  • учет затрат на ремонт основных средств;

  • порядок проведения и отражения в учете инвентаризации и переоценки основных средств;

  • состав, документальное оформление и учет нематериальных активов;

По счетам 01, 02, 03, 04, 05, 07, 08, 001, 005, 010, 011, 012, 014 представить информацию в таблице (см. приложении 2).

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:



  • акт о приеме-передачи объекта основных средств (форма № ОС-1);

  • акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) (ф. № ОС-4);

  • инвентарная карточка учета объекта основных средств (форма № ОС-6);

  • инвентарная карточка учета нематериальных активов (форма № НА-2);

  • акт переоценки основных средств;

  • расчет амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам.

На предприятиях, где учет основных средств и нематериальных активов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета основных средств и нематериальных активов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета.



Тема 4. Учет производственных запасов. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета оборотных активов и документальному оформлению их движения.

В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:



  • учетную политику организации по производственным запасам;

  • документальное оформление и учет поступления материальных ценностей и расчетов с поставщиками;

  • документальное оформление и порядок отпуска материалов со склада в производство;

  • учет материалов на складе и в бухгалтерии;

  • учет отдельных предметов в составе оборотных средств;

  • порядок проведения инвентаризации производственных запасов и отражение ее результатов в учете.

По счетам 10, 15, 16, 18, 60, 76/3, 002, 003 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:



  • договор с поставщиком на поставку материальных ценностей;

  • доверенность на получение материальных ценностей (форма М-2);

  • товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей, (ф. ТН-2), товарно-транспортная накладная (ф. ТТН-1);

  • акт приемки материалов (ф. № M-7);

  • фрагмент книги покупок;

  • первичный документ на отпуск материалов в производство и на хозяйственные нужды;

  • карточка складского учета материалов формы М-12;

  • учетные регистры по счетам 10 "Материалы", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

На предприятиях, где учет производственных запасов ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных запасов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и по совершенствованию организации и техники учета.



Тема 5. Учет труда и заработной платы. По данной теме студент должен приобрести практические навыки в организации учета расчетов с персоналом предприятия, начислении заработной платы и удержания из нее , расчета пособий по временной нетрудоспособности и учету заработной платы в учетных регистрах.

В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:



  • применяемые на предприятии формы и системы оплаты и стимулирования труда;

  • порядок составления штатного расписания, оформления приема на работу и движения персонала предприятия, учета рабочего времени;

  • начисление заработной платы различным категориям работников за отработанное время, за дни отпуска, пособий по временной нетрудоспособности, за работу в выходные, праздничные и ночные часы, других видов выплат;

  • расчет и учет удержаний из заработной платы;

  • действующие на предприятии ставки, расчет и учет обязательных отчислений от фонда оплаты труда органам социального страхования, в бюджет и на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • учет и выплата пособий, компенсаций, вознаграждений материальной помощи, дивидендов и других выплат работникам предприятия;

  • составление расчетно-платежных ведомостей, ведение лицевых счетов, отражение начисленной заработной платы в регистрах учета.

По счетам 70,69, 73, 76/1, 76/5 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:



  • ведомость начисления заработной платы;

  • расчет заработной платы за дни отпуска;

  • расчет пособия по временной нетрудоспособности;

  • лицевой счет работника;

  • учетный регистр по счету 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». На предприятиях, где учет расчетов по труду и заработной плате ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета расчетов с персоналом по труду и заработной плате на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по их устранению и совершенствованию организации и техники учета.

Тема 6. Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции, работ, услуг. Изучение данного раздела программы практики следует начинать с ознакомления с действующей отраслевой инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции. Особое внимание должно быть уделено характеристике затрат, включаемых в каждую калькуляционную статью, методике составления плановых и нормативных калькуляций по видам изделий, организации учета производственных расходов и составлению отчетных калькуляций.

В процессе дальнейшей работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:



  • учетную политику организации по затратам на производство и калькулированию себестоимости продукции;

  • в подразделениях основного и вспомогательного производства необходимо изучить первичную документацию по учету выработки, заработной платы производственных рабочих, использованию основных и вспомогательных материалов, полуфабрикатов, топлива, электроэнергии и других затрат на производство;

  • номенклатуру производственных расходов и методику учета затрат по элементам и статьям калькуляции;

  • порядок распределения основных и вспомогательных материалов, топлива и электроэнергии, основной и дополнительной заработной платы и отчислений на социальное страхование, в бюджет, на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

  • организацию учета расходов на содержание и эксплуатацию оборудования, общепроизводственных и общехозяйственных расходов, а также распределения этих расходов по видам продукции;

  • действующие налоги и отчисления, включаемые в себестоимость продукции (работ и услуг);

  • порядок проведении инвентаризации незавершенного производства и оценки его остатков;

  • составление свода затрат на производство и отчетных калькуляций по изделиям;

  • порядок калькулирования себестоимости продукции.

Вопросы темы должны быть отражены с учетом отраслевой специфики предприятия (промышленность, строительство, транспорт и т.д.).

По счетам 20, 23, 25, 26, 28, 29, 44 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:


  • разработочные таблицы распределения затрат на производство по видам продукции,

  • первичные документы по учету и оценке незавершенного производства,

  • учетные регистры по счетам учета затрат,

  • плановую и отчетную калькуляцию по одному из основных видов продукции.

На предприятиях, где учет производственных затрат ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета производственных затрат на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.



Тема 7. Учет готовой продукции (работ, услуг), ее отгрузки и реализации. Для закрепления теоретических знаний и приобретения практических навыков студенту в процессе работы над темой следует изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:

  • учетную политику организации по готовой продукции и товарам;

  • порядок и документальное оформление поступления готовой продукции из производства на склад;

  • порядок и документальное оформление поступления товаров и торговых наценок;

  • организацию хранения продукции на складах и учета в бухгалтерии, сверку данных складского учета с данными учета бухгалтерии;

  • порядок учета отгруженной продукции, материальных ценностей, тары, работ и услуг промышленного и непромышленного характера, расчета фактической себестоимости отгруженной продукции и оказанных услуг;

  • работу отдела сбыта (службы маркетинга) по изучению спроса и предложения, заключению договоров поставки, оперативный контроль за отгрузкой и исполнением договоров;

  • документальное оформление и учет реализованной продукции (товаров, работ и услуг), ценообразование, технология расчета фактической себестоимости реализованной продукции, выявление финансовых результатов от реализации;

  • состав, учет и порядок распределения коммерческих расходов;

  • учет и расчет налогов, исчисляемых из выручки, полученной от реализации продукции, работ и услуги.

По счетам 40, 41, 43, 45, 90, 62, 68 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров, раскрыв их содержание в тексте:



  • первичные документы по выпуску продукции;

  • договор на поставку продукции (товаров, выполнение работ и оказания услуг);

  • товарная накладная на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей, (ф. ТН-2), товарно-транспортная накладная (ф. ТТН-1);

  • счет-фактура по налогу на добавленную стоимость (СФ-1);

  • приемо-сдаточная накладная;

  • акт выполненных работ и услуг или приемо-сдаточный акт по оказанным услугам и выполненным работам;

  • расчет фактической себестоимости отгруженной (реализованной) продукции (услуг);

  • карточка складского учета готовой продукции (форма М-12);

  • учетные регистры по счетам 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)", 41 "Товары", 42-1 "Торговая наценка” – 43 "Готовая продукция", 45 "Товары отгруженные", 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".

На предприятиях, где учет готовой продукции ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета выпуска и реализации готовой продукции (товаров, работ и услуг) на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.



Тема 8. Учет денежных, расчетных и кредитных операций. При изучении данной темы студенту необходимо приобрести практические навыки в организации учета кассовых операций, операций по счетам в банке, по расчетным и кредитным операциям. В процессе работы над темой следует изучить и отразить в отчете по практике следующие вопросы:

  • порядок получения и сдачи денег в банк, движения наличных денег в кассе предприятия;

  • порядок заполнения и обработки кассовых документов и ведения регистров по учету кассовых операций;

  • оформление банковских документов на оплату при различных формах расчетов, применяемых предприятием:

  • порядок расчетов с поставщиками за полученные материальные ценности и по претензиям;

  • отражение в учете расчетов с покупателями и заказчиками за отгруженную продукцию, товары, выполненные работы и оказанные услуги;

  • учет расчетов с бюджетом и органами социального страхования;

  • порядок обработки банковских выписок, ведения регистров по учету операций на банковских счетах предприятия;

  • документальное оформление получения, погашения и учет кредитов банка и процентов по ним;

  • учет расчетов с подотчетными лицами, обработка оправдательных документов и ведение учетных регистров;

  • порядок возмещения материального ущерба, дебиторской и кредиторской задолженностей;

  • порядок проведения сверки расчетов с поставщиками, покупателями, бюджетом по налогам и сборам и др.

По счетам 50-52, 55, 57, 58, 60, 62, 66-68, 71, 76, 006, 007 представить информацию в таблице по форме, приведенной в приложении 2.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных первичных и сводных документов, регистров учета, раскрыв в тексте отчета их содержание и методику ведения:



  • отчет кассира с приложенными к нему приходными и расходными кассовыми ордерами;

  • выписку банка по расчетному счету с приложенными платежными документами;

  • документы по оформлению полученного банковского кредита или займа, расчету процентов по ним;

  • авансовый отчет с описанием приложенных к нему первичных документов;

  • акт инвентаризации кассы;

  • акты сверки данных;

  • журналы-ордера и ведомости по кассе, расчетному счету, по расчетам с подотчетными лицами. На предприятиях, где учет денежных средств ведется с применением автоматизированных систем, прикладываются соответствующие машинограммы, сформированные на ЭВМ.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета денежных средств и расчетов на предприятии, внесены предложения по устранению обнаруженных в процессе изучения темы недостатков в организации и технике учета.

Тема 9. Учет финансовых результатов, источников собственных средств и резервов. Для приобретения практических навыков в процессе работы над темой следует изучить по организации и отразить в отчете по практике следующие вопросы:

  • учет финансовых результатов по основным видам деятельности;

  • учет операционных доходов и расходов;

  • учет внереализационных доходов и расходов;

  • доходы будущих периодов, их виды и порядок учета;

  • порядок формирования и учет конечного финансового результата;

  • учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка);

  • учет формирования и изменения уставного фонда;

  • учет формирования и использования резервного фонда;

  • учет добавочного фонда;

  • учет резервов предстоящих расходов.

По этой теме к отчету необходимо приложить копии заполненных документов и учетных регистров по организации, раскрыв их содержание в тексте.

По счетам 90, 91, 92, 97, 98, 99, 84, 80, 82, 83, 96 представить информацию в виде таблице по форме, приведенной в приложении 1.

В заключение темы должны быть сделаны выводы о состоянии учета финансовых результатов, источников собственных средств и резервов на предприятии, указаны недостатки в действующей практике учета, внесены предложения по совершенствованию организации и техники учета.

Тема 10 Отчетность предприятия. При раскрытии темы необходимо изучить по предприятию и отразить в отчете по практике следующие вопросы:


  • состав бухгалтерской отчетности, представляемой организацией,

  • нормативные документы, используемые при заполнении форм отчетов;

  • суть подготовительной работы (включая инвентаризацию), предшествующей годовому отчету и обеспечивающей реальность показателей отчетности;

  • источники информации, методику заполнения форм бухгалтерской отчетности;

  • порядок рассмотрения, утверждения и представления бухгалтерской отчетности.

К отчету должны быть приложены в заполненном виде формы годовой отчетности, пояснительная записка, аудиторское заключение.

5.2.2. Содержание тем по дисциплине «Анализ хозяйственной деятельности»

Тема 1. Организация экономического анализа на предприятии. В ходе рассмотрения данной темы необходимо изучить структуру экономической службы предприятия, распределение обязанностей между специалистами при планировании и проведении аналитической работы, механизм составления бизнес-плана, а также степень использования результатов анализа хозяйственной деятельности для повышения эффективности производства.

Тема 2. Анализ основных средств предприятия. Проанализировать состав, структуру, движение и техническое состояние основных средств и сделать соответствующие выводы.

Изучить и рассчитать влияние факторов на изменение фондоотдачи с одного рубля основных средств.

По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы повышения эффективности использования основных средств.

Тема 3. Анализ материальных ресурсов предприятия. Проанализировать обеспеченность предприятия материальными ресурсами и эффективность их использования. По результатам анализа сделать выводы, показать влияние использования материальных ресурсов на выпуск продукции.

Тема 4. Анализ трудовых ресурсов и оплаты труда. Проанализировать обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами в целом и по категориям персонала. Дать анализ использования фонда рабочего времени. Определить влияние использования трудовых ресурсов на изменение выпуска продукции.

Проанализировать производительность труда и трудоемкость продукции.

По анализу фонда заработной платы определить абсолютное и относительное отклонение по фонду заработной платы, соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы.

По результатам анализа сделать выводы, определить резервы улучшения использования трудовых ресурсов и роста производительности труда.



Тема 5. Анализ затрат на производство и себестоимости продукции, работ, товаров и услуг. Необходимо изучить затраты на производство по элементам и статьям калькуляции.

Проанализировать затраты на рубль произведенной продукции и себестоимость основных изделий.

Провести анализ прямых материальных и трудовых затрат.

По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы снижения себестоимости продукции.



Тема 6. Анализ производства и реализация продукции. Проанализировать динамику и выполнение плана по объему производства и реализации продукции в разрезе ассортимента. Рассчитать влияние изменения объема, структуры и ассортимента на изменение выпуска продукции в стоимостном выражении.

Изучить показатели, характеризующие качества продукции.

Рассчитать влияние изменения сортового состава продукции на изменение объема выпуска продукции в стоимостном выражении и определить процент выполнения плана по качеству.

Проанализировать ритмичность производства, отгрузки и реализации продукции. Рассмотреть факторы, влияющие на объем реализации продукции.

По результатам анализа сделать выводы, выявить резервы и пути увеличения выпуска продукции и ее реализации.

Тема 7. Анализ финансовых результатов деятельности предприятия.

Проанализировать влияние факторов на изменение прибыли от реализации продукции, товаров, работ и услуг, а также рентабельность производственной деятельности предприятия и важнейших изделий.

По результатам анализа сделать выводы, определить резервы увеличения прибыли и уровня рентабельности.

Тема 8. Анализ финансового состояния предприятия. Изучить состав, структуру и динамику источников собственных и заемных средств предприятия.

Проанализировать оборачиваемость оборотных средств, финансовую устойчивость и платежеспособность предприятия.

По результатам анализа сделать выводы о финансовом состоянии предприятия и резервах его улучшения.

5.2.3. Содержание тем по дисциплине "Ревизия и аудит"

При прохождении практики студенты должны выяснить, как правильно отражаются в учете хозяйственные операции, как вскрывать возможные искажения в нем, завуалированные факты злоупотреблений и хищений, уметь обобщать результаты ревизий и аудиторских проверок и на их материалах разрабатывать конкретные мероприятия, направленные на улучшения конечных результатов хозяйствования ревизуемых организаций.

Цель изучения тем данной дисциплины – выработать у студентов практические навыки и умения по осуществлению контроля в процессе проведения комплексных ревизий и аудиторских проверок различных сторон финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования Республики Беларусь.

Тема 1. Ревизия (аудит) кассы и кассовых операций, расчетов по операциям с банком и подотчетных сумм. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:


  • обеспечение условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при доставке их из банка;

  • соблюдение Правил ведения кассовых операций и кассовой дисциплины;

  • соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче наличных денег;

  • соблюдение своевременного и полного оприходования денег, полученных из банка, а также при реализации товарно-материальных ценностей за наличный расчет;

  • соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды;

  • наличие выписок по лицевым счетам, открытых в банке и подтверждение операций соответствующими подлинными документами;

  • правильность и обоснованность перечисления денежных средств за товарно-материальные ценности;

  • правильность отражения операций на валютных счетах в банке;

  • правильность выдачи и целевое использования подотчетных сумм;

  • целесообразность расходов и соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов.

Источниками проверки являются: кассовые книги, отчеты кассира, корешки чеков, выписки банков со счетов предприятия, журналы-ордера по счетам 50, 51, 52, 55, 57, приказы и распоряжения по предприятию, авансовые отчеты, Главная книга, баланс предприятия.

К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии денежных средств, акт инвентаризации наличных денег в кассе.



Тема 2. Ревизия (аудит) расчетных и кредитных операций. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:

  • правильность и целевое использование подотчетных сумм;

  • правильность выявления незаконных и нецелесообразных расходов;

  • соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов;

  • достоверность и законность учетных данных о состоянии расчетов;

  • соблюдение расчетно-финансовой дисциплины и ее влияния на платежеспособность предприятия;

  • установление реальности задолженности;

  • правильность заключенных договоров на поставку продукции;

  • правильность формирования отпускных цен;

  • проверка расчетов по претензиям за невыполнение договорных обязательств;

  • правильность использования предприятием ссуд банка и своевременность их погашения;

  • соблюдение правильной методики расчетов с бюджетом по отчислениям из прибыли и другим платежам;

  • правильность и своевременность расчетов с работниками по оплате труда;

  • соблюдение действующего законодательства и правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок;

К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии расчетных и кредитных операций.

Тема 3. Ревизия (аудит) операций по учету основных средств и нематериальных активов. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:

  • обеспечение контроля за наличием, сохранностью и техническим состоянием основных средств;

  • правильность отнесения предметов к основным средствам, их группировки по классификации, принадлежности и по характеру участия в производственном процессе;

  • правильность оценки основных средств в учете;

  • правильность оформления и отражения в учете операций по поступлению и выбытию основных средств;

  • правильность начисления и отражения в учете амортизации основных средств;

  • выполнение плана ремонтов, их своевременность и качество;

  • правильность и эффективность использования основных средств;

  • правильность определения результатов от реализации и выбытия основных средств;

  • правильность отражения в учете данных о наличии и движении основных средств в бухгалтерском учете;

  • законность и правильности включения ценностей в состав нематериальных активов;

  • правильность оценки нематериальных активов в регистрах бухгалтерского учета и начисления амортизации.

К отчету по этой теме необходимо приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии основных средств и нематериальных активов, сличительные ведомости и инвентаризационные описи, основных средств.

Тема 4. Ревизия (аудит) затрат на производств и калькуляция себестоимости продукции. При изучении темы следует осветить следующие вопросы:

  • правильность включения в себестоимость продукции отдельных видов затрат;

  • достоверность отчетных данных о фактической себестоимости всей продукции и объема товарной продукции в отпускных ценах предприятия;

  • оценка выполнения планового задания по себестоимости продукции;

  • организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции;

  • правильность формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности;

  • правильность расчетов налога на прибыль и своевременность его уплаты в бюджет;

  • полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, внереализационных результатов и прочих доходов и расходов;

  • правильность выявления отклонений фактического использования прибыли от планируемого.

  • Источниками проверки являются: плановые задания по себестоимости продукции, план экономического и социального развития предприятия, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, первичная документация по счетам производственных затрат, данные аналитического и синтетического учета затрат на производство.

Тема 5. Ревизия (аудит) учета выпуска и движения готовой продукции. При изучении темы следует осветить следующие вопросы:

  • достоверность документального оформления поступления готовой продукции с производства на склады предприятия и отражение в бухгалтерском учете;

  • состояние складского хозяйства, условий хранения и обеспечения сохранности продукции;

  • реальность числящихся остатков готовой продукции на складе;

  • правильность определения потерь, обусловленных естественными условиями и условиями хранения продукции и ее транспортировки;

  • правильность оформления первичных документов, связанных с реализацией продукции;

  • полноту и своевременность поступления выручки на счета предприятия;

  • организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции;

  • правильность формирования финансовых результатов от хозяйственной деятельности;

  • правильность расчетов налога на прибыль и своевременность его уплаты в бюджет;

  • полноту отражения на счетах бухгалтерского учета выручки от реализации продукции, внереализационных результатов и прочих доходов и расходов;

  • правильность выявления отклонений фактического использования прибыли от планируемого.

Источниками проверки являются: плановые задания по выпуску продукции, плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, первичная документация и регистры по учету готовой продукции, ее отгрузки и реализации.

Тема 6. Ревизия (аудит) товарно-материальных ценностей. При раскрытии темы необходимо проанализировать следующие вопросы:

  • состояние учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;

  • полноту и своевременность оприходования, законности и целесообразности расходования и списания товарно-материальных ценностей (ТМЦ);

  • обоснование и соблюдение установленных норм расхода ТМЦ, своевременности и качества инвентаризации, а также правильности принимаемых по результатам ревизии решений;

  • выявление сверхнормативных и неиспользуемых материальных ценностей;

  • состояния складского хозяйства, условий хранения ценностей.

К отчету по этой теме приложить следующие материалы: ведомость нарушений, выявленных при проведении ревизии товарно-материальных ценностей, расписки материально-ответственных лиц, сличительные ведомости, расчеты по списанию потерь товарно-материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Тема 7. Ревизия (аудит) формирования и использования прибыли (учета внереализационных доходов и расходов).При изучении темы следует осветить следующие вопросы:

  • действующий на предприятиях порядок планирования и использования прибыли от основной и внереализационной деятельности;

  • обоснованность списания на убытки штрафов, пени и неустоек, недостач и потерь;

  • правильность расчета налогов из прибыли;

  • порядок формирования и использования фондов и резервов.

Источниками проверки являются регистры бухгалтерского учета и оправдательные документы к ним по формированию и использованию прибыли, отчет о прибылях и убытках и другие формы отчетности, отражающие формирование и использование прибыли, фондов и резервов.

Тема 8 Контроль состояния учета и отчетности на предприятии. При изучении данной темы следует осветить следующие вопросы:

  • финансовую устойчивость предприятия, усиление его независимости от внешних факторов в результате наращивания источников собственных средств;

  • целевое накопление и использование накопленных денежных и материальных ресурсов преимущественно на развитие предприятия, его обновление и техническое перевооружение;

  • правильность организации бухгалтерского учета и отчетности в соответствии с планом счетов и инструкцией по его применению;

  • наличие инструкции по выполнению служебных обязанностей работниками бухгалтерии;

  • выполнены ли предложения и указания по результатам предыдущих проверок состояния учета и отчетности;

  • обеспечивается ли бухгалтерией предварительный и текущий контроль за сохранностью совершаемых хозяйственных операций, правильным и рациональным расходованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью собственности;

  • своевременность составления и качество оформления первичных документов;

  • правильность применения журналов-ордеров либо типовых программ автоматизации бухгалтерского учета;

  • взаимную согласованность оборотов и сальдо по счетам аналитического учета с данными Главной книги, баланса и других форм отчетности;

  • правильность и достоверность сводных бухгалтерских отчетов и своевременность их представления;

  • состояние хранения бухгалтерских документов, наличие архива и оформленных описей документов на предприятии.

К отчету по внутреннему аудиту и ревизии производственной и финансово-хозяйственной деятельности приложить рекомендации по совершенствованию контрольно-ревизионной работы.

5.3. Индивидуальные задания

5.3.1. Перечень тем индивидуальных заданий по дисциплине
"Бухгалтерский учет"


  1. Учет денежных документов.

  2. Учет расчетов чеками и аккредитивами.

  3. Учет внутрихозяйственных расчетов.

  4. Учет переводов в пути.

  5. Учет расчетов с персоналом предприятия по прочим операциям

  6. Учет финансовых вложений

  7. Учет капитальных вложений при подрядном способе ведения работ.

  8. Учет капитальных вложений при хозяйственном способе ведения работ.

  9. Документальное оформление и учет приобретения оборудования.

  10. Учет затрат на модернизацию и реконструкцию основных средств.

  11. Учет арендованных основных средств (у арендатора).

  12. Учет сданных в аренду основных средств (у арендодателя).

  13. Учет лизинговых операций у лизингодателя.

  14. Учет лизинговых операций у лизингополучателя.

  15. Порядок переоценки основных средств и отражение в учете ее результатов.

  16. Особенности учета нефтепродуктов.

  17. Учет расчетов по претензиям.

  18. Брак в производстве и его учет.

  19. Учет расчетов по займам и кредитам.

  20. Учет расчетов по обязательному страхованию.

  21. Состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг) для определения облагаемой налогом прибыли.

  22. Особенности учета драгоценных металлов и драгоценных камней.

  23. Учет переработки сырья на стороне.

  24. Учет издержек обращения (при наличии фирменных магазинов).

  25. Учет товарных потерь.

  26. Учет переоценки товаров.

  27. Учет экспортных операций.

  28. Учет импортных операций.

  29. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции растениеводства (при наличии подсобных хозяйств).

  30. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости продукции животноводства (при наличии подсобных хозяйств).

  31. Учет затрат и порядок исчисления себестоимости строительно-монтажных работ (при наличии капитального строительства).

  32. Налоговый учет.

  33. Учет налогов и сборов, включаемых в себестоимость продукции.

  34. Учет налогов и сборов, уплачиваемых из выручки.

  35. Учет налогов и сборов, уплачиваемых из прибыли.

  36. Подготовка отчетности при использовании бухгалтерских программ.

  37. Организация автоматизированного учета основных средств.

  38. Организация автоматизированного учета производственных запасов.

  39. Организация автоматизированного учета готовой продукции и ее реализации.

  40. Организация автоматизированного учета товаров и их реализации.

  41. Организация автоматизированного учета расчетов с персоналом по оплате труда.

5.3.2. Перечень тем индивидуальных заданий по дисциплине
«Анализ хозяйственной деятельности»


  1. Анализ распределения прибыли.

  2. Анализ налогов и платежей.

  3. Анализ инвестиционной деятельности.

  4. Общая оценка результатов хозяйственной деятельности и прогнозирование вероятности банкротства субъекта хозяйствования.

  5. Анализ денежных потоков.

  6. Анализ дебиторской задолженности.

  7. Анализ кредиторской задолженности.

  8. Анализ кредитоспособности предприятия.

  9. Анализ финансовой деятельности.

  10. Анализ убыточности предприятия.


6. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ОТЧЕТА ПО ПРАКТИКЕ

По результатам преддипломной практики студенты составляют письменный отчет о выполнении программы практики и представляют его руководителю практики от предприятия. Составление отчета по практике осуществляется студентом в процессе прохождения каждой темы, чтобы к сроку окончания практики было закончено и составление отчета.

Отчет по практике на предприятии должен включать следующие разделы:


  1. Краткая технико-экономическая характеристика предприятия

  2. Учетная политика организации, характеристика техники и методов ведения бухгалтерского учета

  3. Организация аналитической работы и анализ хозяйственной
    деятельности предприятии

  4. Организация и проведение ревизионной деятельности и аудита

  5. Отчет по индивидуальному заданию

  6. Заключение

  7. Список литературы

  8. Приложения

Титульный лист отчета оформляется по образцу, приведенному в приложении 2, структура текста должна соответствовать содержанию программы практики для различных видов организаций (предприятий).

Материал должен излагаться четко и логично. Отчет должен быть оформлен на одной стороне стандартного листа с полями: с левой стороны 3 см (для подшивки), сверху и снизу 2 см, справа 1,5 см. Шрифт должен быть 14 пт, интервал 1,2.

Текст отчета по каждому разделу программы пишется с новой страницы.

В каждом разделе отчета или в приложении приводятся таблицы, графики, формы, расчеты, документы и регистры учета. По каждому вопросу, в соответствии с программой должен быть проведен анализ, сделаны выводы и предложения.

Объем отчета от 30 – до 50 страниц без приложений.

Отчет должен иметь сплошную нумерацию листов текста, включая титульный лист и приложения. Все таблицы в тексте нумеруют сквозной нумерацией.

Перечень литературы приводится в конце отчета.

Отчет подписывается студентом - практикантом и руководителями практики от предприятия и института.

К отчету прилагаются:


  1. Дневник прохождения практики.

  2. Календарный план-график прохождения практики с отметкой о его выполнении.

  3. Характеристика студента-практиканта с места практики с оценкой работы студента по пятибалльной системе, выданная руководителем от предприятия.

Все перечисленные документы должны быть подписаны и заверены руководителем практики на предприятии.

7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ПРАКТИКИ

По окончании практики студент представляет руководителю практики от кафедры дневник, отзыв-характеристику, и отчет для последующей защиты.

Защита отчетов по результатам практики проводится в течение 5 дней после ее окончания, перед комиссией, назначенной распоряжением декана.

Студенты, не выполнившие программу практики по уважительной причине, повторно направляются на практику в свободное от учебы время.

Студенты, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку при защите отчета, могут быть отчислены из института как имеющие академическую задолженность.

Итоги практики обсуждаются на заседаниях кафедры и отражаются в отчете кафедры.



Приложение 1

Информация об операциях,
отраженных по счету(ам) бухгалтерского учета
____________________________________________

по _________________________________________________________

(наименование организации)



Содержание

хозяйственной

операции

Наименование документа,

ссылка на

приложение

в отчете

Корреспонди

рующие счета

Сумма,

руб.

Учетный регистр,

ссылка на приложение в отчете

дебет

кредит

1

2

3

4

5

6

1.
















2.
















3.





















































Приложение 2

Форма титульного листа отчета
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ, СТАТИСТИКИ И ИНФОРМАТИКИ (МЭСИ)
МИНСКИЙ ФИЛИАЛ


Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

ОТЧЕТ

О ПРЕДДИПЛОМНОЙ) ПРАКТИКЕ

студента группы _____ курса _______

специальности 060 500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

__________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)
Место практики _____________________________________________________

(наименование предприятия, организации, учреждения)


Руководитель от института

(ученая степень, звание) ______________________________________

(подпись, имя, отчество, фамилия)
Руководитель от предприятия _______________________________________

(должность, подпись, имя, отчество, фамилия)



Период прохождения практики с _______________ по ___________200__ г.
Минск 200__





Смотрите также:
Программа преддипломной практики
406.36kb.
1 стр.
Программа преддипломной производственной практики
131.98kb.
1 стр.
Памятка по написанию отчета и содержанию преддипломной практики Содержание преддипломной практики
51.03kb.
1 стр.
Методические рекомендации по прохождению преддипломной практики 1 Цель, задачи и объект преддипломной практики
327.68kb.
1 стр.
Программа преддипломной педагогической практики
1325.17kb.
8 стр.
Программа преддипломной практики для студентов специальности 1-25-01 03 «Мировая экономика», 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
344.24kb.
1 стр.
Методические указания по организации и прохождению преддипломной практики Для студентов заочного факультета
123.89kb.
1 стр.
Дипломной практики 190701. 65 «Организация перевозок и управление на транспорте»
188.01kb.
1 стр.
Руководство о порядке прохождения преддипломной практики на предприятиях ООО "тнг-групп" студентов кфу, обучающихся по направлению
107.6kb.
1 стр.
1. Краткая характеристика предприятия 4
328.16kb.
1 стр.
Результаты прохождения преддипломной практики
246.79kb.
1 стр.
Цель преддипломной практики
54.06kb.
1 стр.