Главная
страница 1
Фаер-шоу среди городских субкультур

Fire-show among urban subcultures

А.В. Москвина

A.V. Moskvina

Научный руководитель: Е. Е.Тихомирова

Supervisor: E. E.Tikhomirova

В статье даются подходы к анализу современной молодежной субкультуры фаер-шоу, определяется ее внешняя атрибутика и идеология, и намечаются подходы к исследованию способов социализации представителей этой субкультуры

In article are given approaches to the analysis of youth modern fire show subculture, its external attributes and ideology and defined approaches to research the ways of socialization of its members.

Современные исследователи характеризуют нынешнее состояние культуры, как «переходное». Внедрение информационных технологий влияет на устоявшийся культурный уклад, происходит смена культурных парадигм. Современное общество становится все более и более разнообразным, усложняется его внутренняя структура, культура же превращается в «мультикультуру», в ней выявляются все новые потребности и ориентиры. Эти изменения затрагивают коренные миропредставления, ценностные ориентации современного человека, усложняют процесс культурной самоидентификации личности.

Для характеристики внутренних градаций в системе культуры и процессов, происходящих в ней, используется понятие субкультуры.

Субкультура – 1) совокупность норм, ценностей, идеалов, символов какой-либо социальной группы, существующей относительно независимо от культуры общества в целом (например, городская и сельская, молодежная субкультуры и др.). 2) устойчивая, организованная форма культуры со своими специфическими традициями, ценностями, устоями, которая существует наряду с традиционной обычной культурой [1].

В Культурологии субкультура рассматривается с точки зрения социализации человека. Считается, что приобщение к культурным стандартам – процесс сложный и противоречивый, постоянно наталкивающийся на психологические и иные, трудности. Именно данный процесс вызывает возникновение субкультур, основанных на тех жизненных устремлениях молодежи, которые отвечают их жизненному порыву.

В основе выделения субкультуры из общей культуры лежит неопределенность социальных ролей молодежи, неуверенность их в собственном социальном статусе. Сущность субкультуры – поиск социального статуса, и именно это делает данную тему актуальной в наши дни.

Самые доступные социальные площадки для дел молодежи – досуг, где можно проявить собственную самостоятельность, доказать свое умение руководить и организовывать. Досуг – это своего рода игра для молодежи, и отсутствие подобной игры может привести к тому, что в последующей жизни человек будет считать себя свободным от обязательств. Однако, не каждая досуговая деятельность может стать субкультурой.

Отсюда, целью данной работы будет определение, на основе анализа, признаков субкультуры в движении фаерщиков.

Фаерщики, спинеры, артисты оригинального жанра или пироманы – люди, занимающиеся одной из разновидностей уличного выступления (выступления оригинального жанра) – огненным шоу или фаер-шоу, поингом. Огненное шоу популярно в качестве развлечения гостей на празднике, но, также, участники этого шоу представляют собой отдельную субкультуру.

На данный момент, имеется мало информации об истории огненного шоу. Известно, что оно зародилось на побережье Тихого океана, предположительно в Новой Зеландии, в племени маори. Из письма Дейзи Хемана – жительницы Веллингтона, НЗ, мы узнаем, что в их племени передается генеалогия поев, «созданных богом и придуманных с использованием льняных мешков для хранения яиц птицы Моа. Мы называем эти мешки кии. Эти мешки стали потом использоваться нашими воинами в тренировках. Они клали в кии большие камни и крутили вокруг себя, чтобы сделать руки и запястья гибкими и сильными и проверить реакцию. Кии имели короткие веревки, но затем, когда воин или мальчик тренировался, эти веревки постепенно удлинялись».

Однако, по словам Дейзи, «когда птицы Моа вымерли, отпала необходимость традиционно использовать кии-мешки, потому что больше ни у какой другой птицы в нашей стране нет таких больших яиц. Кии стали применяться только для игры и для тренировки, они назывались киитоа или поитоа.

Позднее появились песни про поитоа, название сократилось, и они стали просто пои. Так были кии - льняные мешки с веревкой для переноски яиц птицы Моа, потом веревка исчезла и появилась игра с мячом, а для тренировок были кии с более длинной веревкой и камнем внутри.

Значительно позже киитоа превратились в пои, и остаются такими по сей день»[2].

В ХХ веке пои переняли у новозеландских аборигенов артисты бродячих австралийских цирков. Так в 1960-1970-х годах такие огненные развлечения стали популярны в Западной Европе и США, фаер-шоу вошло в программу многих западных цирков[3]. Увлечение огнём распространилось и в среде хиппи, которые с радостью начали осваивать приёмы покорения огня. Идеи хиппи весьма удачно сочетались с новым увлечением: движение хиппи увлеклось огненным экстримом, а огненное шоу начало обретать некий философский подтекст, единение со стихией, природой.

В наше время популярность фаер-шоу на Западе только увеличилась, и постепенно, фаер-коллективы стали появляться и в нашей стране. Фаерщики освоили городские парки, скверы и набережные, центральные площади и прочие удобные для тренировки и выступлений места. Чем крупнее город, тем больше фаерщиков. Встретить их можно в любое время суток, но само огненное шоу чаще всего устраивается в темное время суток, когда зрелищность действия достигает своего максимума. Неотъемлемым атрибутом таких собраний является живая музыка: барабаны, бубны и прочие ударные инструменты не только определяют ритм, в котором будут крутиться снаряды, но и создают особую атмосферу. Кажется, будто ты не парке родного города, а на каком-то таинственном шаманском ритуале. Фаерщикам глухие удары барабанов помогают сосредоточиться и держать ритм, чтобы не сбиться.

С развитием данного направления, фаерщики стали объединяться в коллективы и команды, образовывая «театры огня». Такие театры – желанные гости на многих концертах, фестивалях и праздниках, обладающие собственным репертуаром, стилем выступлений. И постепенно, простые выступления, предназначенные для того, чтобы показать свои умения, стали настоящими театральными номерами, с трюками, выстроенными в сюжетную линию. Некоторые театры возят с собой целый штаб музыкантов, костюмеров и техников.

Арсенал фаер-снарядов постоянно пополняется новыми приспособлениями, но среди основных элементов можно обозначить следующие:

• Пои (poi) — пара фитилей или грузов, прикрепленных к шнуру или цепи. Пои бывают нескольких видов, различаются прежде всего по типу использования («тренировочные» — для отработки новых элементов и «боевые» — для выступлений), по виду («огненные» — пои пропитываются горючим составом и поджигаются и «световые» — пои светятся благодаря светодиодным элементам либо химическим источникам света). Пои состоят из фитиля (который пропитывается в горючем веществе), цепи (тонкой, прочной и гибкой цепочки) и петель (и иногда вертлюгов(для вращения цепи в новом направлении)), надеваемых на пальцы. В некоторых случаях вместо петель используются специальные рукоятки. Существуют также разновидности пои, у которых на концах цепи прикреплен не один, а несколько фитилей.

• Стафф, шест (staff) — как правило металлическая труба (изредка — деревянная палка, обмотанная термофольгой), к каждому концу которой прикреплен фитиль.Cуществует два типа стаффов: спиновые (кручение которых совершается посредством рук)и контактные (стафф катается по телу артиста)

• Роуп-дарт (ropedart) — пришёл нам из китайского ушу. Представляет из себя один крупный фитиль на длинной верёвке и короткой цепи (цепь соединяет верёвку и фитиль). Часто для роуп-дарта используется фитиль "комета", представляющий из себя 2-3 соединённых в форме сферы кольца. Такой фитиль даёт очень зрелещный огненный след, но большой вес и размер не позволяют проводить многие элементы.

• Парные метеоры (duble meteor) — цепь, с фитилями на обоих концах. Размер зависит от желания владельца: некоторые предпочитают крутить скреплённые пои, а кому-то больше нравится длинная цепь, которая, сложенная пополам, может касаться кончика правой руки одним концом, а другим — левого плеча.

• Девилстик (devilstick) — название не имеет ничего общего с дьяволом и происходит от греческого слова devil, которое означает «перебрасывать». Один из самых сложных снарядов — внешне напоминает небольшой стафф, но в движение приводится не кистями рук, а парой специальных палочек.

• Веера (fans) — несколько жестко скрепленных у одного конца металлических прутьев, каждый из которых с другого конца увенчан небольшим фитилем.

• Когти, или «огненные пальцы» — металлические прутья с фитилями на концах, которые, в отличие от вееров, не скрепляются жестко друг с другом, а с помощью специальных насадок или перчаток крепятся на пальцах.

• Дабл стаффы, даблы (double staff, doubles) — два коротких стаффа.

• Трипл (три стаффа) (triple) — три стаффа, у каждого по краем по фитилю. Основные приемы — жонглирование тремя стаффами.

• Факелы — два факела можно крутить в руках, а тремя и более — жонглировать.

• Огненная скакалка (skip rope) — это скакалка, которая горит. Можно прыгать через нее в одиночку, крутить ею, можно сделать веревку подлиннее так, чтобы двое держали и крутили, а третий (и четвертый?) прыгал, совершая различные акробатические трюки.

• Хулахуп (hoop) — алюминиевый или пластиковый обруч с 5-8 фитилями. Можно крутить на теле либо на руках, подбрасывать в воздух. При небольшом весе можно жонглировать либо крутить несколько обручей одновременно.

• Палм-торчи, палмы (Palm Torches) — стержень с фитилём на конце, крепящийся на ладони.

Также используются огненные хлысты, мечи с лезвиями, которые обмотаны стеклотканью, и многое другое.

Одежда пойстеров должна быть максимально удобной и безопасной, чтобы не помешать движениям и не подвергать пойстера дополнительной опасности, которая и так подстерегает его на каждом шагу. Однако пойстеры со стажем уверяют, что риск получить травму или ожог со временем сводится к минимуму. Обычно уже через пару месяцев тренировок новичок начинает более-менее сносно управляться с огнём[4].

Для устроения огненного, или светового, шоу, используются различные светящиеся составы, такие как:

• Керосин осветительный – пригоден для файрболов, горит удовлетворительно.

• Смесь жидких парафинов – Как правило, это флаконы по 0,5 л под разными марками, но ключевая фраза - "Состав: смесь жидких парафинов". Смесь не имеет запаха, абсолютно прозрачна и при горении не образует копоти, пригодна для помещений.

• Керосин авиационный – вспыхивает со взрывом - очень высокая испаряемость. На большей скорости пламя меняет цвет

• Уайт Спирит – горит так же как. Пламя получается маленькое и очень быстро вспыхивает.

Помимо этого, для изготовления реквизита используется различный материал:

• Кевлар – прочный и удобный материал для изготовления поёв. Хорошо впитывает топливо и почти не прогорает.

• Асбест – практически не подвержен сгоранию. Асбестовый шнур - не колется, не сыпется.

• Стекловата – практически не подвержена сгоранию Вредна своей летучестью.

• Джинса – при правильном изготовлении служит достаточно долго. Горит ярко.

Почему же мы можем назвать фаерщиков субкультурой? Каковы вообще признаки субкультуры?

Когда речь идет о структуре культуры, то имеется в виду, что устойчивые элементы культурной системы (нормы, институты, группы и т.д.) находятся в определенном соотношении и взаимодействии между собой, обеспечивая стабильность социокультурной системы, ее воспроизводство, возможность трансляции культурного опыта.

Для любой субкультуры обязателен следующий набор характерных черт:

• Наличие своеобразных норм, ценностей, мировосприятия, что часто приводит к нонконформизму, входящих в данную субкультуру;

• Специфический стиль жизни и поведения;

• Наличие внешней атрибутики, проявляющейся в одежде, украшениях, манерах, жаргоне и т.п.;

• Наличие более или менее явного инициативного центра, генерирующего идеи [5].

Исследование, проведенное выше, показывает наличие данных характерных черт у фаерщиков, а следовательно, и их положение, как субкультуры. У фаерщиков есть свой жаргон, своя внешняя атрибутика, стиль поведения и жизни, свои кумиры и подражатели. Фаер-шоу объединяет совершенно разных людей, которые объединены общим любимым занятием, что свойственно многим субкультурам. Также, при подготовке данной работы, было выяснено, что в каждой группе фаерщиков существуют свои инициативные центры, как правило, состоящие из лидера данной группы, и ближайших к нему, людей, которые занимаются проектной деятельностью, подготавливая коллективы к определенным мероприятиям, а также, придумывают номера и атрибутику.



Список литературы

  1. Гуревич П.С. Современный гуманитарный словарь-справочник. - М., 1999. – С.319

  2. Poister.ru [Электронный ресурс]. – М., 2010. – Режим доступа: http://www.poister.ru/articles/article_10/ (дата обращения 27.04.2013)

  3. Insurgent [Электронный ресурс]. – М., 2011. – Режим доступа: http://insurgent.ru/faer (дата обращения 27.04.2013)

  4. Википедия [Электронный ресурс]. – М., 2013. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Фаер-шоу (дата обращения 27.04.2013)

  5. Сотников И.М. Дифференциация студенческой субкультуры в современном Российском обществе. Дис.канд. соц. наук. – М., 2009.


Смотрите также:
Фаер-шоу среди городских субкультур Fire-show among urban subcultures
88.57kb.
1 стр.
Queen The Show Must Go On Куин Шоу должно продолжаться
14.16kb.
1 стр.
Saint-Petersburg Urban Race городская приключенческая гонка
31.31kb.
1 стр.
Saint-Petersburg Urban Race городская приключенческая гонка
34.66kb.
1 стр.
Общие технические требования. Методы испытания Fire equipment. Specialized fire department tools General technical requirements
264.73kb.
1 стр.
Особенности ценностной сферы и личности представителей различных молодежных субкультур К. Б. Мокрушина
47.4kb.
1 стр.
Конкурс по современным танцам «Закрытие сезона 2011-2012»
35.34kb.
1 стр.
-
260.14kb.
1 стр.
Шоу анатолия евдокимова
30.71kb.
1 стр.
Грибы-целлюлозолитики в городских почвах
22.91kb.
1 стр.
«пицца-шоу 2010» Финал Чемпионата Краснодарского края СочиЭкспо. Морпорт. 15 октября 2010 года, в рамках выставки «Гостинично- ресторанный Олимп»
35.07kb.
1 стр.
Шоу роботов 19 мая в рамках 51 недели математико-механического факультета спбгу состоялось традиционное и захватывающее мероприятие, «Шоу роботов». Шоу проходило в спортзале мат-меха
28.53kb.
1 стр.