Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА Тип педагогической Программы: учебная программа Вид Программы: рабочая программа учебного курса по географии Контингент обучающихся: учащиеся 8 класса МОУ Новокаолиновая СОШ Цель Программы: оказание содействия обучающимся в освоении содержания учебного курса «География России. Природа», 8 класс. Ведущие принципы построения Программы: научность, последовательность, сбалансированное соотношение теории и практики, универсальность Назначение Программы:
Форма обучения: очная Сроки освоения Программы: 1 год Объем учебного времени: 70 часов. Режим учебных занятий: 2 часа в неделю. Уровень освоения содержания географического образования: общекультурный Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Виды и формы контроля: текущий контроль (поурочный опрос), входной контроль (тестирование), промежуточный контроль (тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами). Формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут Способы обучения: индивидуальное, индивидуально-групповое, групповое и коллективное Средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, раздаточный материал), Интернет – ресурсы, ЦОРы Формы организации работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная, парная Виды деятельности обучающихся: Устные сообщения; Обсуждения; Мини – сочинения; Работа с источниками; Доклады; Защита презентаций; Рефлексия. Структура рабочей программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся. Содержание программы достаточно универсально, что представляет себе широкие возможности для создания авторских учебно-тематических планов. При этом учителю предлагается дать собственный подход в части структурирования учебного материала, а также путей формирования системы знаний, умений, способов деятельности, развития и социализации учащихся. Рабочая программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Рабочая программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса географии, формированию ключевых компетенций, развитию и воспитанию школьников. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Нормативно-правовые документы Преподавание учебного предмета «География. Природа России» в МОУ Новокаолиновая СОШ Карталинского муниципального района осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами и инструктивно-методическими материалами:
- «государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных программ курсов, дисциплин» (ст. 15, п. 1; ст. 28); - к компетенции и ответственности образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (ст. 32, п. 2.7);
общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от 05. 03.2004 г. № 1089); 3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федеральных перечней учебников, рекомендованных учреждениям, реализующих программы общего образования имеющих государственную аккредитацию, на 2012-2013учебный год.
здравоохранения и социального развития РФ (Минздравсоцразвития России)
Министерства образования и науки российской Федерации от 07.07.2005 года. № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального базисного плана.
утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277; 2. Документы и материалы регионального уровня: 1) Приказы Министерства образования и науки Челябинской области: «Об утверждении областного базисного учебного плана»; 2) Письма Министерства образования и науки Челябинской области: - «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях» от 31.07.2009 г. № 103/3404; - «Об особенностях преподавании учебных предметов в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 учебном году» от 10.07.2012 г. № 24/5135; - «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012/2013 учебный год» (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 10.07.2012 г. № 24- 5135); 3) Концепция краеведческого образования в Челябинской области (приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006); Для информационной и методической поддержки модернизации географического образования создан и функционирует сайт Министерства образования и науки РФ и издательства Просвещения (http://www.mccme.ru/edu/oficios/standarty/2004/standart/); консультационная линия на сайте Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (http://www.apkpro.ru/). Для поиска информационных ресурсов в сети Интернет по проблемам модернизации географического образования рекомендуется использовать информационно-методическое пособие «Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://www.window.edu.ru).
Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа по географии 8 класса полностью реализует идеи стандарта основного образования, и составлена с учетом новой Концепции географического образования. География относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте государственного стандарта определены как обязательные для изучения в основной школе. Базовое содержание образования, требования к подготовке учащихся по предмету, контроль над выполнением этих требований независимы от типа учебного заведения или территории, где ведётся обучение, его профиля или источника финансирования. В основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков грамотного географического наблюдения, на формирование навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета позволяет организовать деятельность учащихся по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
• освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; • овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний; • воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде; • формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности. Организуя учебный процесс по физической географии России, применяется комплексный подход к изучению территории – от идеальных компонентов природы и природных комплексов к проблемам взаимодействия «природа – общество». Такой подход позволил сконцентрировать материал вокруг следующих сквозных направлений: - тесная взаимосвязь между географическими объектами на территории, которая рассматривается иерархично: от положения страны в мире через характеристику всех компонентов природы страны, ее крупных регионов до локального (местного уровня); - ориентация на комплексный подход в решении разнообразных экологических, экономических, социальных задач; - показ роли человека в возникновении и решении проблемы «взаимодействие природы и общества». В более общем виде цель географического образования заключается во владении учащимися законченной системой географических знаний и умений, а также возможностями их применения в повседневной жизни.
Учебный план является основным нормативным документом образовательного учреждения, осуществляющего учебный процесс в рамках классно-урочной системы и предметной структуры обучения. Учебный план – элемент государственного образовательного стандарта, база для разработки учебных программ и учебно-методических пособий. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» в курсе 8 класса из расчета 2-х учебных часов в неделю.
Организуя учебный процесс по географии в 8 классе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для: - познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей; - сравнения объектов, процессов и явлений; моделирования и проектирования; - ориентирования на карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; - соблюдения норм поведения в окружающей среде; - оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Известным функциям знаний добавляется социально-адаптивная, связанная удовлетворением потребности общества не в узких специалистах, а функционально грамотных людях со сформированными ключевыми компетенциями. Наиболее эффективными формами организации учебной деятельности, оптимальными для развития ключевых компетенций, и ориентированными на самостоятельную деятельность обучающихся являются: 1) Разнообразные виды работы с различными источниками информации 2) Проектно-исследовательская деятельность 3) Групповые формы обучения для формирования коммуникативных умений 4) Модульная технология обучения
Организация учебного процесса должна носить деятельностный характер обучения, с ориентацией на развитие самостоятельности и ответственности ученика, созданием условий для приобретения опыта постановки и достижения целей, организацией продуктивной групповой работы и индивидуальной траектории обучения. При рассмотрении проблемы взаимодействия учителя и ученика, исходя из основных целей и задач, следует особо выделить, что учитель не навязывает ученикам учебные цели, не ставит учеников в ситуацию соревнования и избегает временных ограничений. Задания должны соответствовать возрастным особенностям и иметь оптимальный уровень сложности. В изменении деятельности учителя и учеников следует обратить внимание на то, что ученикам предоставляется право выбора учебной задачи, а учитель ставит перед учащимися задания с элементами новизны и творческие задания. Предполагаемые результаты обучения Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья. Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий. В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНО - ДИДАКТИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МОУ НОВОКАОЛИНОВАЯ СОШ Год: 2012 – 2013 Предмет: география Класс: 8
Учитель: Маканова З.Ш. Количество часов по программе: 70 часов Количество часов по учебному плану: 70 часов Количество недельных часов по школьному учебному плану: 2 часа Количество часов по четвертям:
Планирование составлено на основе: Программы авторского коллектива географического факультета МПГУ под редакцией И.В. Душиной. Примерной программы основного общего образования по географии в соответствии с методическим письмом Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07. 2005 года №03-1263 «О примерных программах по учебным предметам Федерального базисного учебного плана». Учебника географии «География России. Природа» для 8 класса, И.И.Баринова, 2008 год. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Часть I. Природа России (70 часов) Введение (5 часов) Наша родина на карте мира Географическое положение России. Моря, омывающие берега России. Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки. Исследование территории России Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества. Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы. Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь. Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий. Раздел 1. Особенности природы и природные ресурсы России (22 часа). Тема 1. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые (5 часов) Особенности рельефа страны. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления. Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение. Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин. Практические работы: Взаимосвязь рельефа, геологического строения и полезных ископаемых. Характеристика природного комплекса Азовское море по плану.
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения. Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений. Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Определение по картам суммарной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны. Определение по синоптической карте состояния погоды для различных пунктов. Определение по климатической карте суммарной радиации, коэффициента увлажнения для отдельных пунктов. Тема 3. Внутренние воды и внутренние ресурсы (4 часа) Разнообразие внутренних вод России. Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение. Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей ее хозяйственного использования. Тема 4. Почвы и почвенные ресурсы (4 часа) Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв. Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы. Персоналии: В.В. Докучаев. Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Природно – ресурсный потенциал России. Раздел 2. Природные комплексы России (37 часов) Тема 1. Природное районирование (7 часов) Разнообразие природных комплексов России. Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Моря, как крупные природные комплексы. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт. Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг. Практические работы: «Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон». «Характеристика природной зоны» (по выбору учащегося) «Характеристика природного комплекса Азовского моря по плану» Тема 2. Природа регионов России (30 часов)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Природные комплексы Русской равнины. Полезные ископаемые Русской равнины. Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Памятники природы. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности. Проблемы использования природных ресурсов. Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье. Кавказ – самые высокие горы России (3 часа) Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа. Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен. Урал – каменный пояс России (5 часов) Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек. Своеобразие природы Урала. Природные уникумы. Экологические проблемы. Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западносибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима, многолетняя мерзлота, болота. Природные ресурсы и условия их освоения. Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи. Восточная Сибирь: величие и суровость природы (8 часов) Географическое положение. Состав Восточной Сибири: Средняя Сибирь, Северо – Восточная Сибирь, горы Южной Сибири. Древняя Сибирская платформа. Природные районы. Природные ресурсы и проблемы их освоения. Рельеф и полезные ископаемые. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки Сибири. Реки – основные транспортные пути. Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Природные зоны. Агроклиматические ресурсы. Жемчужина Сибири – озеро Байкал. Экологические проблемы Байкала. Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты, омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь, возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера. Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев, П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский. Дальний Восток – край контрастов (4 часа) Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока. Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун. Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз. Обобщение темы «Природные районы России» (3 часа) Практические работы: Раздел 3. Природа и человек (6 часов) Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий. Антропогенные воздействия на природу. Рациональное природопользование. Природные уникумы. Природные ресурсы и освоение их человеком. Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Практическая работа: «Характеристика экологического состояния одного из регионов России»
МОУ Новокаолиновая СОШ осуществляет реализацию программы по географии 8 класса по линии издательства «Дрофа» автора Бариновой И.И.
При выборе данного учебника и учебно – методического комплекта учитывались следующие факторы:
Особенность учебно – методического комплекта по географии 8 класса издательства «Дрофа» - комплексный характер подхода к его разработке. Главные отличительные особенности линии: - учебный материал обеспечивает комплексность и преемственность всех уровней школьного образования; - переход от раздельного изучения физической и социально - экономической географии к интегрированному курсу, что соответствует тенденциям развития современной географической науки; - расширена информация о современных методах географических исследований, источниках географической информации, роли географии в обществе, приводится список Интернет-ресурсов; - усилены гуманистический и культурологический подходы к раскрытию учебного материала, приводится много примеров географических объектов, в том числе и российских, входящих в список Всемирного природного и культурного наследия; - большое внимание уделяется практическим видам деятельности, содержание практических работ разработано с учетом новых требований к результатам обучения, применению географических знаний и умений в повседневной жизни; - значительное количество тем ориентируют учащихся на изучение родного края, введены вопросы и задания, требующие применения полученных знаний к анализу ситуации в своей местности; - содержание учебников, в том числе термины и понятия, соответствует современным научным взглядам, предложенные трактовки терминов не противоречат используемым в настоящее время; - единый подход к подаче материала, оформлению и методике объединяют все учебники. Кроме учебника и методических пособий, выпущены настенные таблицы, карты, атласы и контурные карты для учащихся, научно – познавательная литература. Необходимо также отметить комплект интерактивных наглядных пособий по географии России издательства «Дрофа» (в том числе представлен материал по Уральскому региону). Пособия предназначены для предметных кабинетов, оборудованных мультимедийными проекторами с экранами или интерактивными досками. Эти пособия могут применяться как для занятий в классе, так и для организации самостоятельной работы учащихся. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности карт. Главные из преимуществ пособий состоят в том, что они обеспечивают возможность увеличения отдельных участков карты для более подробного изучения; рисовать на карте и наносить на неё надписи, что позволяет успешно использовать эти инструменты, как для изучения нового материала, так и для проверки знаний учащихся. Перечень компонентов учебно-методического комплекса, обеспечивающего реализацию рабочей программы (базовый учебник, дополнительная литература для учителя и учащихся, перечень Интернет-ресурсов и других электронных информационных источников, перечень обучающих, справочно-информационных, контролирующих и прочих компьютерных программ, используемых в образовательном процессе).
Обоснование выбора тематики НРК. Под национально-региональным компонентом (далее НРК) понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий: - историческое, культурное, национальное, географическое, природно-экологическое своеобразие Урала, Челябинской области; - региональную специфику развития. УМК по реализации НРК в новом учебном году дополнен учебными пособиями: «Челябинская область. Атлас» «Природа Челябинской области» «Практикум по краеведению для 6 класса», который дополнит вышедший ранее учебник по краеведению. При реализации НРК по географии в 8 классе следует использовать следующие пособия: - Андреева М.А., Маркова А.С. География Челябинской области: Учебное пособие для учащихся 7-9 классов основной школы. - Челябинск: Южно-Урал. кн. изд-во, 2002. - Южноуральская панорама событий и достижений. Краеведение. Челябинская область. Книга для чтения по краеведению. «Абрис», 2006. - Левит А.И. Южный Урал: география, экология, природопользование. Челябинск. Южноуральское книжное издательство, 2005 год. - Маркова А.С., Малышева Т.Н., Чистякова Н.М. Уроки географии по изучению географии Челябинской области. 9 класс. Пособие для учителей. – Челябинск: Абрис, 2009. - Познай свой край. Челябинская область. Краткий географический справочник. Челябинск: Абрис, 2011. - Чибилёв А.А. Евро- азиатская граница//География, 2012. Январь, - с. 7 -13 Реализация НРК в предмете «География» в 8 классе:
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
|