Главная
страница 1
Урок истории -8 класс.

Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна.

Тема урока: «Отечественная война 1812 года».


Повторительно-обобщающий урок.

Форма урока : урок-соревнование

Цели:

Образовательные :

  • на основе повторения обобщить и систематизировать пройденный материал.

Развивающие:

  • способствовать развитию речи, мышления, воображения;

  • продолжить развивать умения работать в группах, взаимодействовать со сверстниками.

Воспитательные:

  • воспитывать интерес и уважение к истории своего Отечества.

Урок проводится в форме игры-соревнования между командами. Класс предварительно делится на несколько групп – по 4 человека в каждой. Это даёт возможность каждому участнику внести свой посильный вклад в победу своей команды. За каждый правильный ответ команда получает жетон. В конце урока подводятся итоги, подсчитываются баллы набранные каждой командой, выставляются оценки.

Оборудование урока:

- Карта “Отечественная война 1812 года”.

- Учебник “История государства и народов России XIX век” Под редакцией А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М., “Дрофа”, 2001 г.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Главным направлением внешней политики России в начале 19 века была борьба с наполеоновской Францией. Значительная часть Европы была оккупирована французскими войсками. В 1807 г. после ряда поражений Россия подписала унизительный Тильзитский мир. В это же время Россия вела войны с Ираном, Турцией, Швецией, которые завершились для неё выгодным миром с каждой из стран.

В 1811 г. противоречия между Россией и Францией обострились, купцы и дворяне требовали отказа от континентальной блокады и продолжали тайно торговать с Англией. Это было вызовом Наполеону. В герцогство Варшавское Наполеон начал стягивать войска, создавая военные склады. Стремясь к мировому господству, Наполеон решил покорить Россию, лишить её независимости, превратить в аграрный придаток промышленной Франции. После покорения России Наполеон собирался пройти через неё в Индию, но просчитался.

Россия также готовилась к войне: укреплялись границы, крепости, создавались продовольственные базы, проводились рекрутские наборы. Русская армия обладала высокими моральными и боевыми качествами.



III. Закрепление.

Задание 1

Проверка знания дат по истории Отечественной войны 1812 года.

На доске вывешиваются даты, связанные с войной России с наполеоновской Францией. Участники каждой из команд по очереди называют дату и соответствующее событие.

1 12 июня 1812 г. – Французские войска перешли реку Неман (границу России) и вторглись на территорию нашей страны.

2 4-6 августа 1812 г. – Смоленское сражение (1 и 2 армии)

3 17 августа 1812 г – Кутузов М.И. прибыл в армию

4 24 августа 1812 г. – бой за Шевардинский редут

5 26 августа 1812 г.

7 сентября 1812 г. - Бородинское сражение



6 1 сентября 1812 г. – Военный совет в Филях

7 2 сентября 1812 г. – Русская армия покинула Москву

8 7 октября 1812 г. – Наполеоновские войска вышли из Москвы по направлению к Калуге

9 14-16 ноября 1812 г. – Сражение у реки Березины

10 25 декабря 1812 г. – Наполеоновская армия покинула Москву.

11 13 октября 1813 г. – Сражение под Лейпцигом (Германия) “Битва народов”

12 март 1814 г. – Союзные войска вступили в Париж (Пруссия, Австрия, Россия, Англия)

Наполеон арестован и отправлен на остров Эльба



Задание 2

Кто сказал следующие слова, и по какому поводу:

1) “Я не положу оружия, доколе ни единого неприятельского воина не останется в царстве моём”

- Александр I, в начале Отечественной войны 1812 г.

2) “Наполеон не сможет нас победить, потому что для этого нужно нас наперёд перебить”

- Жители Москвы, при приближении Наполеона к столице.

3) “Общество желало его назначения, и я его назначил, сам же я умываю руки”

- Александр I о назначении Кутузова М.И. главнокомандующим русской армии.

4) “Если только Смоленск застану в наших руках, то неприятелю не бывать в Москве”

- Кутузов М.И., направляясь в армию в августе 1812 г.

5) “Пришёл Кутузов бить французов”

- Русские солдаты.

6) “Записался под знамёна не для чина, не для креста и не по выбору собственному, а потому что в это время всякому должно быть военным, даже и не имея охоты”.

- Русский поэт Василий Андреевич Жуковский, ушедший с ополчением навстречу врагу.

7) “ Пока будет ещё существовать армия и находиться в состоянии противиться неприятелю, до тех пор останется ещё надежда с честью окончить войну, но при уничтожении армии не только Москва, но и вся Россия будет потеряна”.

- Кутузов М.И. на военном совете в Филях.

8) “Я буду властелином мира, остаётся одна Россия, но я раздавлю её”.

- Наполеон перед нападением на Россию в 1811 г.

9) “Война, которую готовит французский император против России, имеет цель поставить Россию в то положение, в котором она находилась до царствования Петра Великого, лишить того значения, которое она имеет в Европе”

- Русский посол в Париже князь А.Б.Куракин в 1811 г.

10) “Вам придётся защищать землю родную, послужить верой и правдой до последней капли крови!”

- Кутузов в своём обращении к солдатам перед Бородинской битвой.

11) “ Воины! Вот сражение, которого вы столько желали. Победа зависит от вас. Она необходима для нас. Она доставит нам всё нужное, удобные квартиры и скорое возвращение в Отечество!”

- Наполеон, обращаясь к своим солдатам перед Бородинской битвой.

12) “Вот она, азиатская столица, сказочный город. Он у моих ног. Это не сон!”

- Наполеон, стоя на Поклонной горе, восхищался Москвой, ожидая депутацию “бояр”

13) “ Я буду проклят потомством, если меня сочтут зачинщиком какого-либо соглашения. Таковы в настоящий момент чувства моего народа!”

- Кутузов, когда Наполеон будучи в Москве пытался заключить мирный договор с Россией.

14) “ Из всех моих сражений самое страшное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми”.

- Наполеон, вспоминая в последствии о Бородинском сражении.



Задание 3

Командам раздаются тексты тестов.

1. Назовите даты правления Александра I:

а) 1801 - 1825 гг.

б) 1796 - 1801 гг.

в) 1812 - 1824 гг.

2. Отступление русских войск в начале войны 1812 г. было вызвано:

а) Внезапностью нападения наполеоновской армии на Россию

б) Превосходством сил Наполеона

в) Неумелым руководством Александра I

3. Трёхдневная “Битва народов” в 1813 г, в которой были разбиты войска Наполеона, произошла:

а) Под Аустерлицем

б) При Ватерлоо

в) Под Лейпцигом

4. Из приведённых ниже участников войны 1812 г. партизанским отрядом командовал:

а) П.И.Багратион

б) Н.Н.Раевский



в) Д.В.Давыдов

5. Одним из итогов подписания Тильзитского минного договора (1807) стало:



а) Присоединение России к континентальной блокаде.

б) Укрепление позиций России на Балтике

в) Усиление роли России в Европе

6. Государства, вошедшие в “Священный союз”, созданный в 1815 г.:

а) Россия, Франция, Испания

б) Россия, Австрия, Пруссия

в) Россия, Польша, Турция

7. Название, не связанное с событиями войны 1812 года:

а) р. Березина



б) Тильзит

в) Малоярославец

8. Автор слов: “С потерей Москвы не потеряна ещё Россия”:

а) Александр I

б) Д.В.Давыдов

в) М.И.Кутузов

9. Решение М.И.Кутузова оставить Москву без боя преследовало цель:



а) Сохранить русскую армию

б) Навязать Наполеону зимнюю компанию

в) Вызвать всенародный гнев к Наполеону

10. Дата Бородинского сражения:



а) 7 сентября 1812 г.

б) 26 августа 1812 г.

в) 8 ноября 1812 г.

11. 1 сентября в деревне под Москвой М.И.Кутузов проводил вошедший в историю военный совет. Какой главный вопрос решался на нём?

а) Как пополнить продовольственные запасы армии

б) Кто должен возглавить русскую армию

в) Оставить Москву без боя или сражаться за неё до последней капли крови

12. В начале войны с Наполеоном русская армия была разделена на три далеко стоящие друг от друга группы. Кто командовал одной из них?

а) М.И.Кутузов

б) Александр I

в) Багратион

13. Какую реку форсировала французская армия, чтобы начато войну с Россией?

а) Березину

б) Неман

в) Прут


14. Кто был военным министром России к началу войны с Наполеоном?

а) М.И.Кутузов

б) А.А.Аракчеев

в) М.Б. Барклай де Толли

15. После какого сражения французской армии пришлось отступать из Москвы по старой Смоленской дороге?

а) под Смоленском

б) под Калугой



в) под Малоярославцем

16. Назовите день вступления Наполеона в оставленную русской армией Москву:



а) 2 сентября 1812 г.

б) 15 августа 1812 г.

в) 7 ноября 1812 г.

Задание 4

На доске вывешиваются фамилии участников событий Отечественной войны 1812 г. Команды по очереди называют участника войны и дают ему краткую характеристику.



1) Кутузов Михаил Илларионович

С августа 1812 г главнокомандующий русской армией



2) Романов Александр Павлович

Александр I – император России 1801-1825 гг.



3) Барклай де Толли Михаил Богданович

С января 1810 г. военный министр России. Командующий 1-й армией



4) Давыдов Денис Васильевич

Подполковник гусарского полка, руководитель крупного партизанского отряда



5) Багратион Пётр Иванович

Руководитель 2-й русской армии. О нём Наполеон говорил: “Багратион - лучший генерал русской армии”. Служил под командованием Суворова А.В. в Бородинском сражении получил тяжелейшее ранение и через 3 недели скончался.



6) Ростопчин Фёдор Васильевич

Граф, генерал-губернатор Москвы в 1812 г.



7) Раевский Николай Николаевич

На Бородинском поле Раевский стоял в центре русских позиций.

Знаменитая батарея Раевского участвовала в сражениях под Дрезденом, Лейпцигом, Парижем.

8) Романов Константин Павлович

Младший брат императора, Александра I. Вместе со своей матерью, вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной и любимцем царя Аракчеевым возглавил группировку, требующую мира с Наполеоном



9) Курин Герасим

Крепостной крестьянин возглавил партизанский отряд численностью более 5 тысяч человек



10) Платов Матвей Иванович

Казачий атаман, командовал артиллерией в Бородинском сражении. Организовывал манёвры в тыл наполеоновских войск



Задание 5

Восстановите хронологическую последовательность событий:

1 а) Переход Наполеона через Неман

5 б) Бородинское сражение

3 в) Назначение Кутузова главнокомандующим

4 г) Шевардинское сражение

6 д) совет в Филях

2 е) Смоленское сражение

7 ж) Пожар Москвы

Восстановите хронологическую последовательность событий:

2 а) Бородинское сражение

4 б) Пожар Москвы

3 в) Совет в Филях

1 г) Приезд М.И. Кутузова в армию

6 д) Бой за Малоярославец

5 е) Оставление Москвы наполеоновской армией

7 ж) Переправа через Березину

Задание 6

Работа по карте. Команды по очереди подходят к карте, показывают географические объекты, связанные с Отечественной войной 1812 г.

- р. Неман

-р. Березина

- г. Смоленск

- деревня Бородино – 120 км от Москвы

- деревня Фили

- г. Москва

-г. Малоярославец

-г. Калуга

- Литва -1-я армия под командованием Барклая де Толли М.Б.

- Украина -3-я армия под командованием Тормасова Александра Петровича

- остров Эльба в 1814г. отправили Наполеона в ссылку

- остров Святой Елены (около Африки) 1815 г. отправлен Наполеон в ссылку



Задание 7

Текст с ошибками



1.

Зимой 1812 года французская республиканская армия во главе с Наполеоном I вторглась в пределы России.

Форсировав реку Березину, французские рекруты быстро продвигались к Москве.



Уже в начале войны Кутузов Михаил Илларионович – опытный полководец возглавил русские войска.

Он- то и решил оставить Москву, чтобы потом, на Бородинском поле, нанести как можно больший урон живой силе противника.

Наполеон простоял в Москве неделю и решил оставить город, так как в Париже началась революция и его армия была нужна во Франции.

8 ошибок


2.

В 120 км. от Москвы, у села Бородино, 3 русские армии соединились. Именно здесь Александр I, главнокомандующий русской армией, решил дать генеральное сражение.

Расположение русских войск на Бородинском поле было очень выгодным, так как они прикрывали три московские дороги, ведущие в Смоленск.

Бородинская битва началась в полдень 24 августа 1812 года.

Русские войска проиграли Бородинское сражение и вынуждены были отступить.

На военном совете в Москве Александр I решил оставить Москву, вопреки мнению Кутузова М.И., так как необходимо было сохранить армию и флот.

10 ошибок

Задание 8

Накануне урока учащиеся получили творческое задание на дом - написать письмо с Отечественной войны 1812 года

1) От имени русского или французского воина другу (родственнику)

2) В форме донесения

3) В форме дневниковой записи учащиеся по очереди зачитывают свою работу.

Задание 9

Закончи выражение:

- 12 июня 1812 года “великая армия” Наполеона переправившись….

(через реку Неман, вторглась в пределы России)

- В конце июля 1812 года у Смоленска….

(двум русским армиям удалось соединиться)

- 17 августа 1812 года Кутузов….

(прибыл в армию, встреченный всеобщим ликованием)

- 1 сентября 1812 года в простой крестьянской избе…

(в деревне Фили проходил военный совет, где решалась судьба Москвы)

- Москва горела…

(6 дней. Погибло 3/4 городских построек. Пожар уничтожил склады с продовольствием)

- Приближались холода и Наполеон принял решение…

(вывести свою армию из Москвы в Калугу, где располагались продовольственные склады, там перезимовать и весной возобновить военные действия)

- В 1814 году Наполеон был сослан….

(на остров Эльба в Средиземном море. Через год он сбежал и захватил на 100 дней власть в Париже)

- В июне 1815 года в битве ….

(на картофельных полях близ селения Ватерлоо в Бельгии армия Наполеона окончательно была разбита).



IV. Итог урока.

- подсчёт жетонов в командах;



- оценивание команд (выставление оценок).

V. Домашнее задание:


Смотрите также:
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Обобщающий урок в 7-м классе Урок-соревнование по теме «Отдел водоросли» 7 класс Тема урока: «Строение, жизнедеятельность и значение водорослей»
56.92kb.
1 стр.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
Тема «Методическая разработка итогового урока по истории: СССР в 1953-1964 гг.» (Урок в 11-м классе). Проект урока Тема урока: Контрольно обобщающий урок по теме «ссср в 1953-1964 гг.»
144.54kb.
1 стр.
Урок по истории России 7 класс Тема урока: Провела учитель истории Семёновской основной школы Борисова Н. Я
200.84kb.
1 стр.
Урок по истории. 5 класс. Учитель истории Иванов Василий Михайлович Тема урока : Рабство в Древнем Риме
77.48kb.
1 стр.
Разработка урока Макерова М. А. учитель истории Тема урока: древняя греция ( 5 класс) Тип урока: повторительно-обобщающий
58.44kb.
1 стр.
Учитель Коннова Наталья Борисовна От истоков кризиса к великим потрясениям Повторительно-обобщающий урок
35.93kb.
1 стр.
Урок 31-32 Тип урока повторительно-обобщающий урок Класс 11 Дата 13. 10
223.83kb.
1 стр.
Отечественная война 1812 года
74.61kb.
1 стр.
Урок английского языка в 4 классе (2-й год обучения, 1 урок в неделю) Учитель : Доронина Т. А. Тема урока: «Цвета» (первый урок по теме) Тип урока : творческий проект «Изготовление Рождественской открытки»
48.04kb.
1 стр.
Урок тема «смертные боги» Форма урока: урок-лекция. Жанр урока: урок-презентация. Цель
55.64kb.
1 стр.