Главная
страница 1
Кравченко Виктория Ивановна,

логопед первой категории,

г. Новая Каховка, Херсонской области,

я/с №9 «Алёнушка»,

стаж работы – 19 лет

Методические рекомендации по организации занятий по обучению детей составлению рассказов, пересказу в логопедической группе для детей с ОНР. Конспекты занятий по темам «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».



Обучение детей пересказу литературных произведений с диалогами, составлению

рассказов.

Текст для пересказа, картинки для составления рассказа должны соответствовать следующим критериям:

- небольшой объем произведения (соответственно уровню речевого развития, возрасту ребенка);

- доступность содержания, сюжета;

- четкость композиции;

- простота сюжета;

- направленность на воспитание высоких моральных качеств;

- высокий уровень использования выразительных средств языка.

Русские народные сказки, рассказы В. Сутеева, Е. Чарушина, В. Бианки, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, К.Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, серии картин из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста» помогут педагогу в выборе произведений для проведения занятий.

Этапы обучения детей пересказу, составлению рассказов.

1.Первое знакомство с текстом. При первом знакомстве с текстом педагог не просит детей запомнить произведение. Дети воспринимают его непосредственно, в процессе чтения. Педагог поддерживает эмоциональное восприятие текста детьми. Для знакомства с содержанием произведения педагог может использовать следующие приемы:



  • чтение произведения;

  • показ произведения куклами кукольного театра;

  • инсценировка произведения ранее подготовленными детьми.

2.Второе чтение произведения, направленное на запоминание и пересказ.

При составлении рассказов педагог начинает работу с третьего этапа.

3.Беседа по содержанию текста, картины, серии картин, заданной теме. Её целью является запоминание содержания произведения, уточнение сюжета, взаимосвязи между событиями, понимание смысла произведения, авторского замысла. Педагог использует разные виды вопросов (репродуктивные, поисковые, проблемные), а также вопросы, которые помогают направить внимание детей на художественные особенности, приемы, выразительные средства, особенности лексики текста.

4.Работа с текстом произведения:

- рассматривание иллюстраций, картинок;


  • выстраивание в логической последовательности серии сюжетных картинок к рассказу, сказке;

  • придумывание дополнительной и недостающей картинки к отдельным фрагментам текста;

  • выделение из текста фраз к каждой картинке;

  • выделение, объяснение, заучивание выразительных средств (метафор, эпитетов, сравнений, повторов);

  • выделение, проговаривание, заучивание отдельных реплик героев, закрепление соответствующих ситуации интонации, мимики, жестов;

  • лексико-грамматические упражнения по тексту произведения.

5.Третье чтение текста произведения (проводится после беседы по содержанию и работы над текстом). Данный этап проводится при пересказе произведений.

6.Составление плана рассказывания. При составлении плана необходимо использовать в качестве вспомогательных средств серии сюжетных картинок, предметные картинки, символы и пиктограммы.

7.Пересказывание произведения детьми, составление рассказа. Виды рассказывания:

- коллективное;

- выборочное;

- с изменением лица;

- с элементами драматизации.

При пересказывании, составлении рассказов можно предложить детям перевоплотиться в героев произведения, используя костюмы, маски, кукол кукольного, настольного и пальчикового театров. Такой прием активизирует детей, создает необходимый положительный эмоциональный фон.

Педагог обязательно оценивает ответ ребенка, отмечая положительные стороны и указывая на ошибки. Такой прием помогает другим детям более полно пересказать произведение.

Вашему вниманию предоставляются конспекты подгрупповых занятий по развитию речи для детей с общим недоразвитием речи, 111 уровня в старшей группе, второй год обучения.



Конспект занятия по теме

«Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка».

Цель. Учить детей пересказывать текст, отвечать на вопросы, подбирать синонимы, уточнить значение слова «утро», употреблять наречия с уменьшительно-ласкательными суффиксами, подбирать антонимы, учить передавать вопросительную интонацию, составлять диалог на заданную тему, развивать память, внимание, логическое мышление, воспитывать желание не лениться.

Оборудование. Опорные картинки к рассказу, картинки с изображением разного времени суток, одежда для дедушки и Яринки, ширма для кукольного театра, кукла Дедушка, фишки за правильные ответы, иллюстрации к рассказу, кукла Буратино, декорация «Комната», иллюстрации к рассказу.

Предварительная работа. Первое чтение рассказа воспитателем с целью целостного восприятия произведения детьми, уточнение понятия «утро».


Ход занятия.

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Мое утро».

- Покажите, как вы утром спите, просыпаетесь, встаете, умываетесь, одеваетесь, идете в детский сад. А теперь вам не хочется вставать, но прибежал солнечный лучик. Вы почувствовали его на своем лице. Обрадовались и удивились.

11.Сообщение темы.

Дети рассматривают иллюстрации к рассказу В. Сухомлинского «Ленивая подушка», отвечают на вопросы.

- Посмотрите на иллюстрации. Кто нарисован на них? Что делают дедушка и Яринка? Вы догадались, к какому рассказу подойдут эти иллюстрации?

- Правильно. Это рассказ В. Сухомлинского «Ленивая подушка». Послушайте его еще раз. Постарайтесь рассказ запомнить, вы будете его пересказывать.

111.Работа над рассказом.

1.Второе чтение рассказа.

2.Беседа по содержанию рассказа.

Как зовут маленькую девочку? Куда ей нужно идти каждое утро? Ей хочется? У кого Яринка спросила, почему ей не хочется вставать? Как дедушка объяснил, кто виноват? Что нужно делать, чтобы подушка перестала лениться? Хотелось Яринке вставать на следующий день? Она поднялась быстро? Что она взяла? Куда понесла? Куда положила? Что сделала с подушкой? Чем Яринка выбивала из подушки лень? Куда она потом ее отнесла? Что побежала делать? Где мяукала кошка? Где ветерок шумел? Кто в усы улыбался?

Почему Яринке не хочется вставать? Почему Яринка встала на следующий день? Может ли подушка быть ленивой? Почему же дедушка назвал ее так? Кто на самом деле ленился? Смогла ли Яринка перестать лениться? Кто ей помог в этом? Как?

3.Подбор синонимов.

- Когда Яринке надо вставать? (Рано-рано.)

- Объясните, рано – это когда? (Утром.)

- Что происходит утром в природе? Что делают утром люди, животные?

Дети отвечают на вопросы, рассматривая сюжетные картинки.

(Утром солнце просыпается. Солнце поднимается из-за горизонта. Небо красное или розовое. Люди и животные просыпаются. Дети умываются, одеваются, идут в школу или в детский сад. Утром можно пойти на рыбалку.)

- Мы говорили, что маленькой Яринке нужно рано вставать. Вспомните, какими словами можно заменить слово «рано».

(Утром, на утренней зорьке, рано утром, с первыми лучами солнца, на рассвете).

- Составьте предложения о том, когда маленькой Яринке нужно вставать. Употребляйте разные слова вместо слова «рано».

Дети составляют предложения:

Маленькой Яринке надо рано вставать. Маленькой Яринке надо утром вставать. Маленькой Яринке надо вставать с первыми лучами солнца.

Дидактическая игра «Выбери картинку».

Дети рассматривают картинки с изображением разного времени суток, выбирают картинки, на которых нарисовано утро.

4.Формирование умения передавать вопросительную интонацию. Разыгрывание диалога дедушки и Яринки.

- Сейчас мы покажем кусочек рассказа, в котором Яринка пришла с вопросом к дедушке. Нам нужно выбрать Яринку. На роль Яринки подойдет та девочка, которая правильно спросит дедушку. Спросить нужно так, чтобы по вашему голосу мы поняли, что это вопрос.

Дидактическая игра «Угадай по голосу».

Логопед произносит вопрос Яринки «Дедушка, почему утром вставать не хочется?» с разной интонацией (повествовательной, вопросительной). Дети хлопают в ладоши, если логопед произносит вопрос с вопросительной интонацией.

Девочки произносят вопрос Яринки. Дети выбирают Яринку, дедушку. Они разыгрывают диалог Яринки и дедушки (в костюмах). Логопед напоминает детям, последовательность и содержание реплик диалога.

5. Разыгрывание сценки «На следующее утро».

- Наш театр продолжается. Сейчас дети покажут, что происходило на следующее утро. Дети выбирают Яринку, дедушку и кошку.

Дыхательное упражнение «Ветерок».

- Выбрать Ветерок нам поможет новая игра. Всем известно, что Ветерок умеет хорошо дуть. А наши дети не только хорошо, но и правильно умеют это делать. Я напомню вам, как правильно надо дуть:

- станьте прямо, расправьте плечи;

- делайте вдох носом, выдох – ртом;

- не поднимайте плечи во время вдоха;

- не надувайте щеки.

Дети выполняют упражнение, выбирают Ветерок.

Логопед читает рассказ от слов «На следующий день…» и до конца, а дети показывают его.

6.Подбор антонимов, образование наречий с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- К нам пришел Буратино. Он тоже слушал рассказ о Яринке и хорошо его запомнил. Послушайте. Что он говорит:

«Маленькой Яринке нужно поздно вставать.»

«Дедушка сказал Яринке: «Выбей слегка подушку».

«На следующий день Яринка медленно оделась»

- Буратино правильно говорит? Исправьте его.

Дети повторяют предложения правильно.

- Слова «рано», «хорошо», «быстро» мы можем сказать ласково: «раненько», «хорошенько», «быстренько». Так же они звучат и в рассказе.

Дидактическая игра «Назови ласково».

Логопед называет наречия «рано», «хорошо», «быстро», а дети образуют их уменьшительно-ласкательные формы.

7.Составление диалога на тему «Как перестать лениться?».

- Дети, а вы поняли, кто на самом деле ленился: подушка или Яринка? Смогла ли Яринка перестать лениться? Кто ей помог? Как? Это хорошо лениться? А вы ленитесь иногда? Назовите, что вы ленитесь делать.

Дети составляют предложения типа:

«Я ленюсь чистить зубы».

- К нам пришел дедушка Яринки. Он может помочь вам, ребята. Подойдите к нему, поздоровайтесь. Расскажите, что вы ленитесь делать, выслушайте ответ, поблагодарите и попрощайтесь.

Дети составляют диалог с дедушкой.

Используется ширма для кукольного театра и кукла Дедушка. Роль дедушки исполняет логопед.

- Здравствуйте, дедушка.

- Здравствуй, внучок! Что у тебя случилось?

- Я ленюсь чистить зубы.

- Твоей беде можно помочь. Как только ты не хочешь чистить зубы, скажи такие слова:

Топ-топ-топ!

Раз, два, три!

- Ну-ка, лень, уходи!

Сам все сделать я смогу

И друзьям помогу!

- Потом быстро-быстро начинай чистить зубы. Тогда лень сразу убежит.

- Спасибо, дедушка!

8. Динамическая пауза, логоритмические упражнения.

- Вы запомнили слова дедушки? Давайте их повторим.

Дети повторяют слова, выполняют движения.

Топ-топ-топ, Руки на поясе, топают.

Раз, два, три! Хлопают.

- Ну-ка, лень, уходи! Грозят «лени» поочередно правой, левой рукой.

Сам все сделать я смогу Показывают на себя.

И друзьям помогу! Берутся за руки.

9.Третье чтение рассказа с установкой на пересказ.

10.Составление плана пересказа, выставление опорных картинок.

Логопед выставляет опорные картинки, напоминает детям о том, в какой последовательности нужно передавать события рассказа.

11.Пересказ рассказа детьми.

Дети надевают костюмы: девочки – костюм Яринки, мальчики – костюм дедушки, пересказывают рассказ.

Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

- Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Теперь вы знаете, как научить себя не лениться.

В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.



Василий Сухомлинский «Ленивая подушка»

Маленькой Яринке надо рано вставать, чтобы в школу идти, а не хочется, ой как не хочется! Вечером спрашивает Яринка у дедушки:

- Дедушка, почему утром вставать не хочется? Научи меня, дедушка, спать так, чтобы хотелось вставать и идти в школу.

- Это подушка у тебя ленивая, - ответил дедушка.

- А что ей сделать, чтобы она не была ленивой?

- Знаю я тайну, - шепотом сказал дедушка. - Вот именно тогда, когда вставать не хочется, возьми подушку, вынеси на свежий воздух, хорошо побей ее кулачками - она ​​и не будет ленивой.

- Действительно? - Обрадовалась Яринка. - Я так и сделаю завтра.

Еще слишком рано, а надо собираться в школу. Не хочется вставать Яринке, но надо же наконец подушку проучить, лень из нее выбить.

Вскочила Яринка быстро, оделась, взяла подушку, вынесла во двор, положила на лавку - и кулачками ее, кулачками. Вернулась домой, положила подушку на кровать - и умываться. Кошка на дереве мяукает. За окном ветерок шумит. А дедушка в усы улыбается.

Конспект занятия по теме

«Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка».

Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка» из пособия для воспитателей и логопедов Филичевой Т. Б., Каше Г. А. «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение,1989.

Картинка №1 – Мальчик выронил чашку, собака лежит на коврике.

Картинка №2 – Мама показывает на осколки чашки, спрашивает: «Кто разбил чашку?», сын показывает на собаку.

Картинка №3 – Мама выгоняет собаку на улицу. На улице зима, лежит снег, холодно.

Картинка №4 – Собака царапает лапами дверь, просится домой.

Картинка №5 – Собака сидит под окном, мальчик смотрит на нее из окна.

Картинка №6 – Сын подходит к маме и рассказывает о том, что это он разбил чашку.



Цель. Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картинок, отвечать на вопросы, подбирать имена прилагательные к именам существительным, образовывать имена прилагательные от глаголов, использовать средства межфразовой связи, составлять предложения с предлогами, произносить предложения с вопросительной интонацией, развивать память, внимание, логическое мышление, воспитывать честность.

Оборудование. Серия сюжетных картинок «Разбитая чашка», чашка, мяч, фартук для мамы, жилет для сына, фишки.

Предварительная работа. Разучивание пословиц и поговорок о правде и лжи.

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Психогимнастика «Мое настроение».

- Покажите, как вы обрадовались, испугались, обиделись, расстроились, успокоились.

11.Сообщение темы.

- Сегодня мы с вами поговорим о правде и лжи. Скажите, чем правда лучше лжи? Вспомните пословицы и поговорки о правде и лжи.

Дети называют пословицы и поговорки:

«Правда в огне не горит и в воде не тонет»,

«Правда дороже золота»,

«Правда светлее солнца»,

«Правда со дна моря выносит»,

«Правдой мир держится»,

«Вранью короткий век»,

«Ложь света боится»,

«Ложь человека не красит».

Логопед показывает детям красивую чашку.

- Посмотрите, какая чашка появилась у нас в группе. Она поможет нам понять, чем правда лучше лжи. Расскажите, какая она.

Дети описывают чашку, подбирая имена прилагательные к слову «чашка»:

чашка (какая?) – хрупкая, красивая, новая, большая, широкая, тяжелая, белая, скользкая.

- С одной из подружек этой красивой хрупкой чашки произошла удивительная история. Давайте с ней познакомимся.

111.Работа над рассказом.

1.Рассмаривание картинок, ответы на вопросы.

Кто нарисован на первой картинке? Придумайте, как зовут мальчика, собаку. Что случилось с чашкой?

Кто нарисован на второй картинке? Что лежит на полу? Как вы думаете, о чём спросила мама мальчика? Что он ответил?

Посмотрите на третью картинку, скажите, как мама поступила с Бобиком? Какая погода стояла на улице?

Кто нарисован на четвертой картинке? Что делает собака?

Рассмотрите пятую картинку, где сидит собака? Кто выглядывает в окно?

Посмотрите на шестую картинку, кто пришел к маме? Для чего сын пришел к маме?

Логопед смешивает картинки, предлагает детям расставить их в правильном порядке. Дети расставляют картинки, затем отвечают на проблемные вопросы.

Правильно ли сделал Дима, когда сказал, что это Бобик разбил чашку? Почему он так поступил? Что почувствовала мама, когда узнала, что собака разбила чашку? Бобик понял, за что его наказали? Что он чувствовал, когда сидел под окном? Что почувствовал Дима, когда выглянул в окно? Это хорошо – обманывать?

2.Составление предложений, использование средств межфразовой связи.

- Как можно назвать мальчика? (Дима, сын, он, мальчик)

- Как можно назвать собаку? (Бобик, пес, он, собака, верный друг).

Дидактическое упражнение «Замени слово».

Дети повторяют предложения «Дима выглянул в окно», «Бобик сидит под окном», заменяя слова «Дима», «Бобик».

3.Объяснение значения слова «осколки».

- Когда чашка разбилась, она распалась на мелкие острые кусочки. Кусочки разбитых предметов, которые сделаны из стекла, фарфора, глины называются осколки. Они имеют острые края. Если неаккуратно взять осколки в руки, можно порезаться. Не берите осколки в руки. Если вы разбили какой-то стеклянный или глиняный предмет, позовите взрослых, они помогут убрать осколки.

Дети повторяют слово «осколки», отхлопывая его ритм.

- Что увидела мама на полу? (Мама увидела осколки чашки.)

4.Образование имен прилагательных от наречий, глаголов, подбор имен прилагательных к именам существительным.

- Сейчас мы расскажем, какими были мама, Дима, Бобик – герои нашего рассказа.

Дима побоялся сказать правду. Он был трусливым.

Аналогично логопед объясняет значения слов: грустный, смелый, честный, правдивый, сердитая, справедливая, добрая, грустная, веселая, довольная, печальная, расстроенная.

Дидактическая игра «Подскажи словечко».

Дети повторяют названия качеств человека, затем образовывают их самостоятельно.

Логопед бросает мяч, говорит: «Мама поступила справедливо, значит, она какая?»

Ребенок отвечает: «Справедливая».

5.Составление диалога мамы и сына, отработка вопросительной интонации.

- Что спросила мама, когда увидела осколки чашки? (Кто разбил чашку?)

- Послушайте, как можно задать этот вопрос. Определите, когда я скажу строго, удивленно, весело, грозно.

Логопед произносит вопрос по-разному, дети определяют как он произнесен.

- Попробуйте сами произнести вопрос мамы строго, удивленно, весело, грозно.

- Подумайте, что сказал сын, когда пришел к маме? Что ответила мама?

Дети подбирают реплики, разыгрывают диалог мамы и сына.

6. Развитие общей моторики.

- Как вы думаете, Бобик простил Диму? (Да.)

- Давайте поиграем так, как это делает Бобик, когда у него хорошее настроение.

Бобик


Вот он крутится волчком.

Бобик, Бобик, хвост крючком.

Вот летит во весь опор,

То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот –

Словом дел невпроворот.

(По А. Прокофьеву.)

Дети выполняют движения соответственно текста.

7.Составление плана рассказывания, подбор названия рассказа.

Дети придумывают название рассказу. Логопед напоминает детям последовательность событий в рассказе.

8.Составление рассказов детьми.

Дети составляют рассказ, надевая костюмы мамы (фартук), сына (жилет).

Логопед предлагает детям рассказывать индивидуально, парами, по цепочке.

Логопед оценивает рассказ каждого ребенка.

1V.Подведение итогов.

- Молодцы, ребята. У вас получились хорошие рассказы. Я надеюсь, вы поняли, почему правда лучше лжи.



В течение всего занятия за каждый правильный ответ дети получали фишки. Логопед предлагает детям подсчитать фишки, которые они получили, определить, у кого их больше.


Смотрите также:
Конспекты занятий по темам «Пересказ рассказа В. Сухомлинского «Ленивая подушка», «Составление рассказа по серии сюжетных картинок «Разбитая чашка»
145.73kb.
1 стр.
«Пересказ рассказа Скребицкого Г. А.
66.5kb.
1 стр.
Э. Успенский. Рассказ «Чебурашка» Чтение рассказа, ответы на вопросы. Краткий пересказ по вопросам
88.73kb.
1 стр.
Урок «Знакомьтесь Александр Костютин»
42.85kb.
1 стр.
Конспект непосредственно образовательная деятельность по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи «Пересказ рассказа
66.54kb.
1 стр.
Вопросы и задания
230.04kb.
1 стр.
Рассказа «И явился монолит»
1618.08kb.
8 стр.
Рассказа о семи повешенных л н. андреева
60.76kb.
1 стр.
Лекции 13 лабораторные занятия 13 экзамен нет зачет
153.5kb.
1 стр.
Самостоятельная работа № Тема: Farms in Tatarstan. Составление рассказа о фермерских хозяйствах Татарстана. Студент должен знать
380.36kb.
3 стр.
Оборудование: портрет М. А. Шолохова, текст произведения, репродукции к рассказу «Судьба человека», словарь С. И. Ожегова, видеокадры фильма С. Бондарчука «Судьба человека». Опережающее задание
165.39kb.
1 стр.
Конспект фронтального занятия по развитию связной речи Тема: «Зима». Цель: составление рассказа по теме : «Зима». Основные задачи
29.29kb.
1 стр.