Главная
страница 1
Музейный праздник

(На примере молодежного праздника в Коломенском)

Гыскэ Елена Вячеславовна,

сотрудник МГОМЗ

Понятие «Музейный праздник» определяется в литературе как «комплексная форма культурно-образовательной деятельности, в структуру которой включаются элементы театрального представления, экскурсии, тематического вечера и др., объединенные единой темой». Проще говоря, «музейный праздник – это день, который протекает необычно; день радости, развлечений и обучения. А раз музейный – значит, с обязательным использованием музейных предметов, экспозиций, активным участием, как сотрудников, так и посетителей»1.

Московский государственный объединенный музей-заповедник Коломенское – Измайлово – Лефортово – Люблино проводит большое количество массовых мероприятий, в том числе праздников, в подготовке и проведении которых органично сочетаются методы и приёмы музейной и театральной педагогики. В этом сообщении речь идет только об одном из направлений - празднике в рамках музейно-педагогической работы музея.

Традиционным на протяжении последних лет является молодежный музейный праздник, проводимый в мае. Праздник является итогом работы двух музейных программ «Юные экскурсоводы» и «Вознесение. Наследие и наследники».

В программе «Юные экскурсоводы» участвуют старшеклассники, которые в течение двух месяцев изучают историю музея, его памятники, экспозиции, а также знакомятся с особенностями проведения экскурсий и работы с экскурсионной группой. Итогом участия ребят в программе является самостоятельное проведение экскурсий в День исторического и культурного наследия г. Москвы и в Международный день музеев.

Программа «Вознесение. Наследие и наследники» ставит перед участниками вопросы, связанные с важностью сохранения памятников истории и культуры и роли каждого в сохранении наследия и передачи его будущим поколениям. Основанием для ее проведения является то, что МГОМЗ хранит один из величайших памятников, включенных в 1994 году в Список всемирного культурного наследия – Церковь Вознесения Господня в Коломенском. В ходе трех месяцев разработки программы участники подробно знакомятся с деятельностью ЮНЕСКО по сохранению всемирного наследия и с историей памятника, посещая экспозицию и храмовое пространство. Музейные занятия проходят в форме тематических встреч, которые включают информационную часть, обмен мнениями и выполнение творческих заданий. Помимо новых знаний, участники приобретают навыки публичных выступлений и работы в команде.

Итак, две группы старшеклассников, прошедшие две разные программы, являются ядром в проведении молодежного праздника. Поскольку праздник состоит из ряда заданий, требующих коммуникабельных участников, способных творить, открытых к публичным выступлениям, то нами приглашается группа студентов педагогического колледжа.

Для знакомства трех групп участников в этом году был выбран вариант проведения брейн-ринга по истории Коломенского, что явилось своеобразной "разминкой" и началом праздника.

Для проведения главной части праздника участники делятся на несколько команд и участвуют в следующих тематических "станциях": литературная, художественная, археологическая, исторической реконструкции и журналистского интервью. На прохождение каждой станции отводится строго определенное время, поэтому группы работают динамично, эмоционально, с азартом.

На литературной площадке перед ребятами стоит задача составить логичные тексты из разрозненных частей. В качестве текстов даются фрагменты из летописи и воспоминаний Г.Берлиоза, А.Ахматовой, В.Васнецова о Коломенском.

Задание по археологии заключается в сопоставлении конкретного артефакта с эпохой 17 века и жизнью Государева двора.

Вот это задание: изучите археологические находки (фрагмент изразца, помадная банка, фрагмент лемеха кровли, деньга и полушка, глиняная свистулька) и впишите их в соответствующие строки:

(Два персонажа – «лишние»)



Царь

__________________________________

Царица

__________________________________

Царевич

__________________________________

Аптекарь

__________________________________

Ключник

__________________________________

Плотник

__________________________________

Ценинных (печных) дел мастер

__________________________________

Для выполнения задания по исторической реконструкции группе предоставляются все элементы женского аристократического костюма 17 века, которые нужно изучить, найти соответствия правого и левого столбца таблицы, освоить новые понятия и "нарядить" одну из участниц в старинный боярский костюм.

Кика

старинный русский женский полотенчатый головной убор - покрывало

Убрус

Древнерусские украшения, покрытые жемчугом, усиливают свойства оберега

Подубрусник


оплечье-ожерелье на торжественной одежде

Наручи


корона замужества, женский головной убор

Барма


женский головной убор, надеваемый под убрус, т. е. полотенце или длинный плат, которым покрывали голову.

Группа, берущая интервью, находит респондентов среди посетителей музея, желающих поделиться своими мыслями по теме "Что для меня значит Коломенское".

Наконец, художественный конкурс позволяет отразить команде их образ Коломенского (фотографии).

После выполнения всех заданий каждой команде по жребию достается одна из тем "станций" в качестве итоговой. Для ее защиты и презентации отводятся заключительные несколько минут.

В этом году сценой для презентаций являлся холм у основания храма Вознесения, а сам храм осенял участников праздника и участвовал в действе. В итоге участники увидели эмоциональные, заразительные этюды о Коломенском с элементами театрализации и костюмирования .

После окончания Праздника участники не хотели расходиться, началась импровизированная молодежная игра в кругу, где звучали пожелания, впечатления, идеи.

Итак, молодежный музейный праздник в Коломенском в 2012 г, как и раньше, явился итогом работы двух тематических программ музея "Юные экскурсоводы" и "Вознесение. Наследие и наследники". Праздник был днем радости, развлечения и обучения. В празднике использовались музейные экспонаты, памятники, и все происходило непосредственно в музейном пространстве. В празднике участвовали сотрудники, участники, а точнее, друзья музея и, конечно, посетители. Было бы правильно проводить молодежный праздник ежегодно, учитывая приобретаемый опыт и вовлекая все большее количество посетителей музея в общее праздничное действо.
Список литературы:

1. Артемов Е.Г. Музейно-педагогическая технология. СПб., 1999.

2. Васильева Л.А., Михеечева Е.Н, Чубарова О.В.. Обучение в развлечении. Пути реализации. «Музей на рубеже веков. Опыт прошлого, взгляд в будущее» (9 – 13 октября 2000 года). Тезисы докладов. М., 2000. .

3. Кушова О.А. Праздник в музее. Методический сборник «Музей и посетитель». Киров, 1991



4. Музейное дело России. Под рек. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А.

1 Чусова Е.А., Васильева Л.А




Смотрите также:
Музейный праздник (На примере молодежного праздника в Коломенском) Гыскэ Елена Вячеславовна
53.65kb.
1 стр.
Проект «Музейный эшелон» к празднику Великой Победы
10.36kb.
1 стр.
Музейный листок
17.07kb.
1 стр.
Новогодние традиции в нашей стране
23.12kb.
1 стр.
Сценарий праздника 1 сентября 2012 г
53.56kb.
1 стр.
На правах рукописи Злотникова Елена Вячеславовна
371.6kb.
1 стр.
В этом году Красноярский музейный центр будет праздновать Новый год первым! Приглашаем вас посетить новогодний музейный хеппининг «Негламурная ёлка с Митьками» 24 декабря с 17: 00 до 23: 00
16.41kb.
1 стр.
Спортивный праздник
17.93kb.
1 стр.
Праздник труда, надежды и дружбы
37.2kb.
1 стр.
Но что такое праздник? Как он возник? Как действует? И почему не умирает?
2338.8kb.
18 стр.
День матери: история и традиции праздника
89.28kb.
1 стр.
Методическая разработка Внеклассное мероприятие Праздник «Чайные традиции Англии»
28.73kb.
1 стр.