Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

проект

(БЮДЖЕТНЫЙ КОДЕКС КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(Вводится в действие Законом Кыргызской Республики

______________________________________________)

РАЗДЕЛ I.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1.

Правовые основы Кодекса

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Кодексом

Настоящий Кодекс устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в сфере управления государственными финансами, в процессе составления, рассмотрения, утверждения и исполнения республиканского и местных бюджетов.



Статья 2. Действие настоящего Кодекса

1. Настоящий Кодекс действует на всей территории Кыргызской Республики и распространяется на всех физических и юридических лиц.

3. Проекты законов и других нормативных правовых актов Кыргызской Республики, в которых находят отражение вопросы, касающиеся бюджета и государственных финансов, в обязательном порядке согласовываются с Центральным уполномоченным органом по планированию и исполнению бюджета.

4. Нормативные правовые акты Кыргызской Республики, которые влекут за собой изменение бюджетных обязательств на текущий год, могут быть приняты не позднее 1 ноября текущего года и введены в действие не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия.

5. Не допускается установление в иных нормативных правовых актах Кыргызской Республики, кроме настоящего Кодекса, вопросов зачисления доходов.

Глава 2.


Основные понятия и принципы

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе

1. В настоящем Кодексе используются следующие основные понятия:

Администратор поступлений – территориальное, структурное и подведомственное подразделение главного администратора поступлений, осуществляющее сбор и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налоговых, неналоговых и иных платежей, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики.

Активы - имущественные и неимущественные блага и права, имеющие ценовую стоимость, полученные в государственную, муниципальную собственность в результате операций прошлых периодов.

Бюджет – централизованный фонд денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственных органов, органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования денежные средства, предусмотренные бюджетной росписью на бюджетный год для исполнения бюджетных обязательств.

Бюджетная резолюция – ежегодное официальное заявление Жогорку Кенеша Кыргызской Республики об основных направлениях налогово-бюджетной политики государства на среднесрочный период, озвучиваемый не позднее 15 марта.

Бюджетная классификация Кыргызской Республики - группировка доходов, расходов, государственных (муниципальных) финансовых и нефинансовых активов и обязательств, используемой для составления и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Кыргызской Республики, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Кыргызской Республики.

Бюджетная комиссия – рабочий орган, обеспечивающий своевременную и качественную разработку проекта бюджета и выработку предложений по уточнению и исполнению бюджета, размещению свободных остатков денежных средств.

Бюджетный кредит - денежные средства, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и платной основе.

Бюджетная ссуда - денежные средства, выделяемые из бюджета на возвратной, срочной и безвозмездной основе.

Бюджетная роспись – документ о поквартальном распределении доходов, расходов бюджета и операций с активами и обязательствами, составляемый в соответствии с Бюджетной классификацией Кыргызской Республики.

Бюджетная система - регламентируемая нормами права система отношений по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению республиканского и местных бюджетов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Кыргызской Республики.

Бюджетное учреждение - организация, созданная государственными органами, органами местного самоуправления для осуществления государственных функций (функций органов местного самоуправления), деятельность которой осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

Бюджетный процесс - регламентированная настоящим Кодексом деятельность по планированию, рассмотрению, утверждению, уточнению и исполнению бюджетов, ведению бюджетного учета и отчетности, финансовому управлению и контролю.

Бюджетный циркуляр - методическое руководство, которое содержит регламент по подготовке и исполнению бюджетов для государственных органов и органов местного самоуправления, которое доводится до их сведения до 31 мая Центральным уполномоченным органом по планированию и исполнению бюджета.

Бюджетные средства - денежные средства и иные активы государства, поступление в государственную собственность и расходование которых отражаются в бюджете в денежной форме.

Главный администратор поступлений – орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, Национальный банк Кыргызской Республики и иная организация, имеющиеся в своем ведении администраторов поступлений и (или) являющейся администраторами доходов бюджета.

Главный распорядитель - государственный орган или местного самоуправления, а также иной прямой получатель бюджетных средств, определенный законом (решением) о бюджете и наделенный полномочиями по распределению ассигнований по направлениям и между распорядителями и получателями бюджетных средств.

Государственная инвестиционная политика – часть социально-экономической политики государства, представляющая собой совокупность целей, принципов, механизмов и действий, реализуемых в области инвестиционной деятельности.

Государственные инвестиции – средства государственного бюджета и иных финансовых источников, использование которых определяется Программой государственных инвестиций, вкладываемые в объекты экономической деятельности в целях достижения полезного эффекта.

Государственные услуги - это услуги, которые предоставляются физическим и юридическим лицам по их запросу органами исполнительной власти в рамках их компетенции.

Гранты - денежные средства и иные активы, поступающие в бюджет или выделяемые из бюджета, на безвозмездной и безвозвратной основе на определенные цели.

Добровольные взносы - средства, предоставляемые физическим или юридическим лицом бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе для выполнения задач и функций, входящих в компетенцию государственных органов и органов местного самоуправления.

Инвестиционная деятельность – комплекс практических действий получателей бюджетных средств по реализации государственных инвестиций.

Инвестиционный проект – программа действий, направленных на эффективную реализацию инвестиций.

Индикаторы - количественные и качественные показатели, отражающие результаты реализации бюджетной программы для достижения поставленной цели.

Капитальные вложения – вложение бюджетных средств на создание новых, реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующих основных фондов, а также приобретение финансовых и нефинансовых активов.

Контрольные цифры - предельный показатель бюджетных средств, в рамках которых предусматривается осуществление расходов бюджетных учреждений.

Лимиты бюджетных обязательств - бюджетные средства, предусмотренные сметой расходов на бюджетный год.

Межбюджетные трансферты - средства, передаваемые из одного бюджета в другой на определенные цели.

Местный бюджет – бюджет местного сообщества, образование и расходование которого предназначено для финансового обеспечения задач и функций органов местного самоуправления.

Общегосударственные доходы – установленные законодательством Кыргызской Республики налоговые, неналоговые и иные платежи, которые подлежат распределению между уровнями бюджетов.

Отраслевые (секторальные) программы - программы, разрабатываемые министерствами и ведомствами и утверждаемые Правительством Кыргызской Республики, направленные на решение стратегических и наиболее важных задач отдельных отраслей (секторов) экономики.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение и/или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании действующего законодательства Кыргызской Республики, решения соответствующего органа или договора и ответственная за их целевое использование.

Полученные официальные трансферты - безвозмездные, невозвратные, необязательные поступления, имеющие нерегулярный, единовременный , добровольный характер, полученных от других органов государственного управления (резидентов и нерезидентов) или международных организаций.

Прогноз социально-экономического развития Кыргызской Республики - система научно обоснованных представлений о направлениях, критериях, принципах, целях и приоритетах социально-экономического развития Кыргызской Республики на предстоящий период с указанием основных прогнозируемых показателей и целевых ориентиров

Программа государственных инвестиций – документ, определяющий государственную стратегию государственной инвестиционной политики и устанавливающий приоритеты, объемы, источники финансирования и сроки осуществления инвестиционных проектов.

Расходы бюджета - бюджетные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государственных органов и органов местного самоуправления.

Сектор государственного управления -

Смета расходов - документ, определяющий объем, целевое направление бюджетных средств в разрезе статей классификации расходов с поквартальной разбивкой.

Сметные назначения - плановые показатели, предусмотренные в смете бюджетного учреждения на соответствующий отчетный период в соответствие с функциональными требованиями бюджетного учреждения и устанавливающие целевое направление средств.

Свободный остаток средств - превышение доходов над расходами, образующиеся на конец года в результате перевыполнения доходов или экономии в расходах за минусом оборотной кассовой наличности.

Центральный уполномоченный орган по планированию и исполнению бюджета - центральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Кыргызской Республики, осуществляющий выработку государственной политики, координационное регулирование и исполнительные функции в бюджетно-налоговой и финансовой сферах.

Центральный уполномоченный орган по экономическому планированию - центральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Кыргызской Республики, осуществляющий разработку и реализацию единой государственной политики в области экономического развития.

2. Другие понятия, не указанные в настоящей статье используются в значениях, определяемых в соответствующих статьях настоящего Кодекса и других законодательных актах Кыргызской Республики.



Статья 4. Принципы бюджетной системы Кыргызской Республики

1. Бюджетная система Кыргызской Республики основывается на следующих принципах:

принцип единства – проведение государственными органами и местного самоуправления единой бюджетно-финансовой политики; единство основ организации и функционирования бюджетной системы Кыргызской Республики, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации; единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов, ведения бюджетного учета и отчетности бюджетов и бюджетных учреждений;

принцип полноты - отражение в республиканском и местных бюджетах, всех поступлений и расходов, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, недопущение зачетов взаимных требований с использованием бюджетных средств, равно как и уступок прав требований по бюджетным средствам;

принцип реалистичности - надежность показателей прогноза социально-экономического развития республики и ее соответствующих территорий и реалистичность планирования доходов и расходов бюджета; соответствие утвержденных показателей бюджета утвержденным параметрам и направлениям стратегий социального и экономического развития страны и среднесрочного прогноза бюджета;

принцип транспарентности/гласности - обязательное обнародование нормативных правовых актов в области бюджетного законодательства Кыргызской Республики, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, другой информации, касающейся бюджетной политики государства, за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну; открытость бюджетного процесса;

принцип последовательности - соблюдение государственными органами и органами местного самоуправления принятых ранее решений в сфере бюджетных отношений;

принцип преемственности - планирование республиканского и местных бюджетов, с соблюдением направлений социально-экономического развития республики, среднесрочной фискальной политики, принятых за основу в предыдущий период, с учетом результатов оценки эффективности реализации программ и исполнения бюджета истекшего и текущего финансовых годов;

принцип эффективности - разработка и исполнение бюджетов, исходя из необходимости достижения запланированных целей при привлечении минимального объема бюджетных средств;

принцип приоритетности - формирование бюджетов в соответствии с приоритетными направлениями социально-экономического развития республики и ее территорий;



принцип самостоятельности бюджетов – закрепление за соответствующими бюджетами на постоянной основе собственных источников доходов; право государственных органов и органов местного самоуправления на определение направлений использования средств в соответствие с законодательством Кыргызской Республики; право и обязанность государственных органов, органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

принцип сбалансированности бюджета - объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета с учетом операций с активами и обязательствами.



РАЗДЕЛ II.

КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА

Глава 3.

Компетенция государственных органов в области регулирования бюджетного процесса

Статья 5. Компетенция Президента Кыргызской Республики

1. Президент Кыргызской Республики в области регулирования бюджетных отношений:



  • Подписывает закон о республиканском бюджете на очередной бюджетный год и закон об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета Кыргызской Республики отчета

Статья 6. Компетенция Жогорку Кенеша Кыргызской Республики

1. Жогорку Кенеш Кыргызской Республики:



  • определяет основные направления и приоритеты республиканского бюджета на предстоящий период в ежегодной Бюджетной резолюции Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;

  • утверждает республиканский бюджет, а также изменения и дополнения в республиканский бюджет;

  • утверждает отчеты Правительства Кыргызской Республики об исполнении республиканского бюджета и Счетной Палаты Кыргызской Республики об аудите исполнения республиканского бюджета;

  • утверждает чрезвычайный государственный бюджет в случае введения чрезвычайного положения на территории Кыргызской Республики и определяет порядок его разработки.

Статья 7. Компетенция Счетной палаты Кыргызской Республики

1. Счетная палата Кыргызской Республики:



  • осуществляет аудит исполнения республиканского и местных бюджетов;

  • готовит по результатам аудита отчеты и заключения касательно деятельности объекта аудита;

Статья 8. Компетенция Правительства Кыргызской Республики

1. Правительство Кыргызской Республики:



  • представляет на рассмотрение и утверждение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики проект республиканского бюджета и обеспечивает его исполнение после утверждения;

  • представляет на рассмотрение и утверждение Жогорку Кенеша Кыргызской Республики ежегодный отчет об исполнении республиканского бюджета;

  • разрабатывает основные направления формирования и исполнения государственного бюджета;

  • обеспечивает проведение налогово-бюджетной, таможенной, ценовой, тарифной, инвестиционной, внешнеэкономической политики;

  • разрабатывает и реализует общегосударственные программы экономического и социального развития;

  • рассматривает вопросы, связанные со Среднесрочной бюджетной основой и подготовкой проекта республиканского бюджета;

  • утверждает Среднесрочную бюджетную основу;

  • определяет приоритеты привлечения и использования иностранных инвестиций, предоставляемых под гарантию Правительства Кыргызской Республики, а также экономической помощи и прямых иностранных инвестиций;

  • рассматривает вопросы, связанные с предоставлением гарантий Правительства Кыргызской Республики по заимствованиям;

  • рассматривает и одобряет проекты долгосрочных, среднесрочных и годовых программ привлечения внешней помощи;

Статья 9. Компетенция Центрального уполномоченного органа по планированию и исполнению бюджета

1. Центральный уполномоченный орган по планированию и исполнению бюджета:



  • осуществляет разработку и реализацию государственной бюджетно-финансовой политики;

  • формирует Среднесрочную бюджетную основу;

  • разрабатывает проекты законов о республиканском бюджете на очередной бюджетный год, о внесении изменений и дополнений в бюджет и представляет их на рассмотрение Правительству Кыргызской Республики;

  • координирует процесс разработки стратегии расходов в рамках Среднесрочной бюджетной основы;

  • осуществляет руководство процессом подготовки республиканского бюджета;

  • осуществляет методологическое обеспечение управления государственными финансами, в том числе бюджетного процесса и системы государственных закупок;

  • осуществляет распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений с учетом возвратов (зачетов) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, между бюджетами бюджетной системы Кыргызской Республики по нормативам, действующим в текущем бюджетном году, установленным настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными нормативными правовыми актами, и их перечисление на Единый казначейский счет в порядке, установленном Правительством;

  • перечисляет средства, необходимые для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с Единого казначейского счета на соответствующие счета Единого плана счетов, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Кыргызской Республики, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

  • открывает в Национальном банке Кыргызской Республики и коммерческих банках счета по учету средств бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики, и иные счета для размещения временно свободных средств, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики, устанавливает совместно с Национальным банком Кыргызской Республики режим этих счетов в соответствии с настоящим Кодексом;

  • направляет в Национальный банк Кыргызской Республики и коммерческие банки представления о приостановлении операций в валюте Кыргызской Республики по счетам, открытым бюджетным учреждениям в коммерческих банках, в нарушение настоящего Кодекса, в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

  • осуществляет приостановление операций по счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств в территориальных отделениях Центрального уполномоченного органа по планированию и исполнению бюджета, в предусмотренных настоящим Кодексом случаях, и в порядке, установленном Правительством Кыргызской Республики;

  • осуществляет управление операциями со средствами на Едином казначейском счете в установленном Правительством Кыргызской Республики порядке;

  • устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики в соответствии с настоящим Кодексом;

  • осуществляет в установленном порядке открытие и ведение счетов для учета операций администраторов поступлений, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского бюджета Кыргызской Республики, а также открывает и ведет счета для учета операций администраторов поступлений, распорядителей и получателей средств местных бюджетов Кыргызской Республики;

  • ведет сводный реестр администраторов поступлений, главных распорядителей, распорядителей и получателей средств республиканского и местных бюджетов Кыргызской Республики;

  • доводит до главных распорядителей (распорядителей, получателей) средств республиканского бюджета лимиты бюджетных обязательств;

  • -осуществляет составление и ведение кассового плана исполнения республиканского бюджета;

  • ведет учет операций по кассовому исполнению республиканского и местных бюджетов в соответствии с Единым планом счетов, составляет и представляет в Правительство Кыргызской Республики информацию и отчет о кассовом исполнении республиканского бюджета в соответствии с настоящим Кодексом, иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;

  • составляет на основании данных бюджетного учета отчетность об исполнении республиканского бюджета и представляет ее в Правительство Кыргызской Республики;

  • составляет и представляет в Правительство Кыргызской Республики отчет об исполнении государственного бюджета Кыргызской Республики;

  • обеспечивает в пределах остатков средств на счетах бюджетов бюджетной системы Кыргызской Республики проведение кассовых расходов из бюджетов от имени и по поручению администраторов поступлений, исполнительных органов местного самоуправления и получателей бюджетных средств;

  • осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств республиканского и местных бюджетов и администраторов поступлений республиканского и местных бюджетов;

  • устанавливает порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов;

  • осуществляет планирование и анализ государственного и гарантированного государством заимствования и долга;

  • определяет порядок ведения бюджетного учета, порядок составления и представления отчетности;

  • является уполномоченным органом по внутреннему аудиту государственных органов и бюджетных учреждений Кыргызской Республики;

  • осуществляет разработку и совершенствование нормативной правовой методологической базы бухгалтерского учета и финансовой отчетности в секторе государственного управления Кыргызской Республики;

  • организует и координирует внедрение бухгалтерского учета и финансовой отчетности в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности сектора государственного управления.

Статья 10. Компетенция Центрального уполномоченного органа по экономическому планированию

1. Центральный уполномоченный орган по экономическому планированию:



  • разрабатывает основные направления, государственные программы и прогнозы социально-экономического развития страны;

  • координирует разработку макрофискального прогноза среднесрочной бюджетной основы;

Статья 11. Компетенция отраслевых министерств

1. Отраслевые министерства:



  • разрабатывают стратегии развития отрасли;

  • формируют и исполняют бюджет государственных органов, подведомственных им бюджетных учреждений;

  • готовят и представляют отчеты по использованию бюджетных средств;

Глава 4.

Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетного процесса



Статья 12. Компетенция местных кенешей

1. Местные кенеши:



  • утверждают прогнозы социально-экономического развития территорий;

  • утверждают среднесрочный прогноз местных бюджетов;

  • определяют основные направления и приоритеты местного бюджета;

  • утверждают местный бюджет, а также изменения и дополнения в местный бюджет;

  • утверждают отчеты об исполнении местного бюджета;

  • вводят местные налоги и сборы, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики;

Статья 13. Компетенция исполнительных органов местного самоуправления

1. Исполнительных органы местного самоуправления:



  • разрабатывают и обеспечивают реализацию программ социально-экономического развития территорий;

  • разрабатывают среднесрочный прогноз местных бюджетов;

  • формируют проекты местных бюджетов и обеспечивают их исполнение после утверждения местными кенешами;

  • формируют и представляют на рассмотрение местных кенешей отчеты об исполнении местных бюджетов.


следующая страница >>
Смотрите также:
Кодекс кыргызской республики вводится в действие Законом Кыргызской Республики
893.64kb.
4 стр.
Кодекс кыргызской республики вводится в действие Законом Кыргызской Республики
3797.19kb.
14 стр.
Закон кыргызской республики "О защите государственных секретов Кыргызской Республики"
119.27kb.
1 стр.
Закон Кыргызской Республики "О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики"
1164.85kb.
8 стр.
Закона Кыргызской Республики о внесении дополнений в Закон Кыргызской Республики "О предельной штатной численности и об условиях оплаты труда государственных и муниципальных служащих Кыргызской Республики"
28.34kb.
1 стр.
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Кыргызской Республики
165.67kb.
1 стр.
Кмс 1195: 2010 национальный стандарт кыргызской республики
555.18kb.
4 стр.
Статья Настоящая Конституция Кыргызской Республики вступает в силу со дня подписания
90.38kb.
1 стр.
Законом Кыргызской Республики «О государственном пенсионном социальном страховании»
22.58kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики
135.15kb.
1 стр.
Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике»
52.01kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об административно-территориальном устройстве Кыргызской Республики
112.61kb.
1 стр.