Главная
страница 1


Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеский центр г. Петрозаводска
УТВЕРЖДЕНО

на 2009-2010 учебный год


Зам. директора ДЮЦ
____________ Д.В.Рогаткин
«_____» августа 2009 г.

Образовательная программа


«Юный таэквондист»

для детей от 6 до 9 лет

Продолжительность программы: 3 года

Педагог дополнительного образования:


Никифоров Артём Игоревич
Учебная нагрузка:
1-й год обучения: 4 учебных часа в неделю;

2-й год обучения: 5 учебных часов в неделю;

3-й год обучения: 6 учебных часов в неделю.

Настоящая программа является трёх годичной программой дополнительного образования детей. Программа реализуется в рамках образовательной программы ДЮЦ физкультурно-спортивной направленности.

Программа реализуется в Детско-юношеском центре с 2008 учебного года. Настоящая редакция программы одобрена Методическим советом ДЮЦ и утверждена к реализации на 2009-2010 учебный год.


Петрозаводск, 2009 г.

Пояснительная записка
В наше время в связи с постоянным ростом НТП и развитием инфраструктуры в стране большая часть населения перешла от активного образа жизни к пассивному (офисная работа, просмотр телевизора, общение и развлечение через Internet). Эта тенденция коснулась и наших детей. Они стали слишком много времени проводить за компьютером, виртуальные игры предпочитают игре со сверстниками. Также не самым благоприятным образом сказывается на здоровье детей городской климат, когда даже частые прогулки не приносят желаемой пользы. Чтобы уберечь подрастающее поколение от пагубного влияния городской среды и пассивного образа жизни, необходимо создавать условия, способствующие укреплению физического и социального здоровья каждого ребенка.

В этом направлении ведется большая работа и в основном и в дополнительном образовании, но чем разнообразнее будут формы и подходы, тем больше шансов привлечь к занятиям спортом детей и подростков. Как одна из форм на базе ДЮЦ организована секция Таэквондо (ИТФ), где дети занимаются одним из интереснейших видов боевых искусств.

Таэквондо́ — корейское боевое искусство. В Корее традиционный бой ногами «тхэккён» был известен более 2000 лет назад. В 1955 г. генерал-майор Чхве Хон Хи, взяв за основу несколько школ борьбы, создал таэквондо. Таэквондо, в отличие от других боевых искусств, характеризуется большим количеством высоких прыжков с ударами ногами. С 2000 года таэквондо является олимпийским видом спорта.

Значительное омоложение, произошедшее в спорте в последние годы (начало тренировок с 5-6 лет и даже с более раннего возраста), создало предпосылки для обязательного осуществления начальных занятий на спортивно-оздоровительном этапе подготовки.

Основная цель этого этапа: обеспечение отбора, физической и ко­ординационной готовности к простейшим упражнениям (общеразвивающим и специальным упражнениям своего вида). На протяжении спортив­но-оздоровительного этапа подготовки начинающие юные спортсмены должны познакомиться с техникой нескольких видов: легкой атлетики, акробатики, игровых и единоборных видов спорта.

Школьники в настоящее время ограничиваются двумя обязательны­ми уроками физкультуры в неделю. При таком объеме физическая рабо­тоспособность практически не растет. Только насыщенный двигатель­ный режим в спортивно-оздоровительных группах даст благоприятные изменения в состоянии здоровья и адаптации организма детей к физическим нагрузкам, значи­тельно повысит их интерес к занятиям спортом.



Для того чтобы значительно повысить работоспособность (физиче­скую и умственную), создать надежные предпосылки к укреплению здо­ровья, необходимо заниматься не менее шести часов в неделю, с учетом факторов, ограничивающих физическую нагрузку - отсутствие специ­фических двигательных навыков и адаптации к физическим нагрузкам (вообще).
Данная программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста - спортивно-оздоровительный этап (СО).

Задачи программы: вовлечение максимального числа детей и подростков в систему спортивной подго­товки по Таэквон-до, укрепление здоровья и гармоничное развитие всех органов и систем организма де­тей; формирование стойкого интереса к занятиям спортом вообще; овладение основами техники выполнения обширного комплекса физи­ческих упражнений и освоение техники подвижных игр; воспитание тру­долюбия; развитие и совершенствование физических качеств (с преиму­щественной направленностью на быстроту, ловкость и гибкость); до­стижение физического совершенствования, высокого уровня здоровья и работоспособности, необходимых для подготовки к общественно по­лезной деятельности; отбор перспективных детей и молодежи для даль­нейших занятий Таэквон-до.
Кроме того, в процессе занятий Таэквон-до решаются и специальные задачи:
Воспитательная:

Тип воспитательной системы: социальная ориентация. В основе системы – следующий комплекс приоритетных ценностей: справедливость, общество, коллектив и т.д. В данной воспитательной системе воспитание рассматривается как процесс целенаправленной социализации подрастающих поколений.

Вид воспитательной системы:

Основные компоненты ценностно-смыслового ядра

Вид воспитательной системы

Основные характеристики данного вида воспитательной системы

1. Личность

Воспитательная система развития личности

Наличие личностного идеала, целевые программы и проекты, направленные на формирование отдельных личностных качеств.

2. Коллектив

Воспитательная система - коллектив

Создание коллектива.

3. Справедливость и внимание

Воспитательная система - справедливое общество

Обеспечение внимания к каждому учащемуся, разрешение возникающих конфликтов по справедливости, оперативное рассмотрение детских обид.

4. Самореализация

Воспитательная система - самореализация

Соревнования, чемпионаты, первенства, направленные на осознание своих возможностей.


Цель воспитания

Цель воспитания направлена на воспитание гражданина, которого можно охарактеризовать следующими качествами:



  • Осознание и принятие ценности человеческого общества, социального взаимодействия;

  • Справедливый по отношению к людям;

  • Соблюдающий принципы равноправия и ненасилия в процессе взаимодействия с людьми;

  • Социально-активный, законопослушный.

Компоненты воспитательной системы

Используются педагогические технологии: творческая деятельность, спортивные лагерные сборы.

Ключевым направлением работы может являться:


  • Социальная адаптация учащихся;

  • Формирование умения выполнять социальные требования;

  • Решать различных социальных проблем.

Компоненты воспитательной системы:

  • Создание системы социально-педагогической помощи и поддержки учащихся;

  • Система обучения социальным навыкам (безопасности жизни, общение и коммуникация, самореализация, профориентация).

Работа с родителями включает в себя:

  • Создание родительского актива;

  • Создание условий для проявления социальной активности родителей и их детей.

Диагностика достижения воспитательных результатов

Основными результатами воспитательной деятельности являются:



  • Достижения учащихся в различных социальных сферах;

  • Высокий уровень сформированности коммуникативной культуры.

Методы отслеживания прогресса в достижении воспитательных результатов:

  • Изменение статуса воспитанника в объединении (например, присвоение очередного ранга);

  • Набор достижений воспитанника (успешно осуществлённые проекты и т.п.);

  • Оценка со стороны представителей ближайшего социального окружения (классный руководитель, родители и пр.)


Содержание программы

Программа составлена с учетом периодизации учебно-тренировочного процесса в 3-х годичном цикле.

В нее включено 8 основных разделов:


  1. Общие положения

  2. Стойки и передвижения

  3. Приемы выполняемые руками

  4. Техника ударов ногами

  5. Формальные комплексы

  6. Поединок (спарринг)

  7. Заключительные положения

  8. Общеразвивающие игры

Эти 8 разделов позволяют эффективно овладеть основами Таэквондо, т.к. каждый этап построен по индивидуальному принципу, т.е. учитывая возрастную специфику психического развития ребенка, данный принцип оптимален для развития личности с точки зрения возрастной психологии и педагогики.

Наполняемость тренировочных групп не меньше 15 человек. Количество групп может быть различным в зависимости от условий занятий (расположения и наличия залов, количества специального оборудования).

Первый раздел программы раскрывает теоретическую основу боевого искусства, что позволяет развивать познавательный интерес ребенка к данному виду боевых искусств, кроме того объясняются основные принципы на которых строится техника и философия Таэквондо:


  • Принцип волны

  • Принцип концентрации силы

  • Принцип равновесия

  • Принцип ритма и расчета времени

  • Принцип почтительности

  • Принцип собранности

  • Принцип настойчивости

  • Принцип самообладания

  • Принцип непоколебимости духа

На основе полученных теоретических знаний приобретаются практические навыки в процессе физических тренировок (см. учебно-тематический план).
Учебно-тематический план 1-й год обучения


Раздел

Кол-во часов




Теория

Практика

Всего

1. Общие положения

    1. история Таэквон-до


3




3

2. Стойки и передвижения

2.1. стойки

2.2. передвижения



3

2


7

4


10

6

3. Приемы выполняемые руками

3.1. приемы атаки

3.2. приемы защиты



2

2


6

6


8

8

4.Техника ударов ногами

4.1. основные принципы и разновидности ударов




4


10


14

5. Формальные комплексы (Тыль):

подготовительные комплексы




9


10


19

7. Заключительные положения

7.1. классификационная система




3


1


4

8. Общеразвивающие игры

8.1. Акробатика

8.2. Подвижные игры

8.3. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)

8.4. Соревновательные игры (эстафеты и т.д.)



1

1

1

1


14

14

14

24


15

15

15

25

ИТОГО:

32

110

144



Учебно-тематический план 2-й год обучения


Раздел

Кол-во часов




Теория

Практика

Всего

1. Общие положения

1.1. ударные точки

1.2. история Таэквон-до



2

2




2

2

2. Стойки и передвижения

2.1. стойки

2.2. передвижения



1

1


3

3


4

4

3. Приемы выполняемые руками

3.1. Прямые удары

3.2. Приемы защиты (блоки)

3.3. удары в прыжках





2

3

1



2

2

2



4

5

3


4. Техника ударов ногами

4.2. удары от ноги стоящей сзади

4.3. от ноги стоящей впереди

4.4. удары с подшагом




1

1

1


6

6

6


7

7

7

5. Формальные комплексы (Тыль):

  1. подготовительные комплексы

  2. Чон Джи


3

3



10

10


13

13

6. Поединок (спарринг)

6.2. спарринг на три шага




4


10


14

7. Заключительные положения

7.1. классификационная система

7.2. правила соревнований



5

6




5

6

8. Общеразвивающие игры

8.1. Акробатика

8.2. Подвижные игры

8.3. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)

8.4. Соревновательные игры (эстафеты и т.д.)



1

1

1

1


15

25

25

15


16

26

26

16

ИТОГО:

40

140

180



Учебно-тематический план 3-й год обучения


Раздел

Кол-во часов




Теория

Практика

Всего

1. Общие положения

1.1. ударные точки

1.2. история Таэквон-до



2

2




2

2

2. Стойки и передвижения

2.1. стойки

2.2. передвижения



2

2


4

4


6

6

3. Приемы выполняемые руками

3.1. Прямые удары

3.2. Приемы защиты (блоки)

3.4. Удары в прыжках

3.5. Круговые удары



1

1

2

2


2

2

1

1


3

3

3

3

4. Техника ударов ногами

4.2. удары от ноги стоящей сзади

4.3. от ноги стоящей впереди

4.4. удары с подшагом




4

4

4


9

9

9


13

13

13

5. Формальные комплексы (Тыль):

  1. подготовительные комплексы

  2. Чон Джи

  3. Дан Гунн


2

2

2


3

7

7


5

9

9

6. Поединок (спарринг)

6.1. условный спарринг

6.2. спарринг на три шага



6

4


11

3


17

17

7. Заключительные положения

7.1. классификационная система

7.2. правила соревнований



3

3




3

3

8. Общеразвивающие игры

8.1. Акробатика

8.2. Подвижные игры

8.3. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)

8.4. Соревновательные игры (эстафеты и т.д.)



2

2

2

2


19

19

19

19


21

21

21

21

ИТОГО:

55

158

216


1. Общие положения

1.1. ударные точки

- знание сегментов тела используемых для атаки и блокирования

- уровни для атаки и блокирования

- уязвимые точки тела

- правильное сжатие кулака

- формирование голеностопа для определенных ударов ногами

1.2. история Таэквон-до

- что означает Таэквон-до

- дата основания и основатель Таэквон-до

- история появления Таэквон-до в России

- самые значимые события в истории развития Таэквон-до



2. Стойки и передвижения

2.1. стойки

- знание стоек используемых в формальных комплексах соответствующих году обучения

- свободная (боевая) стойка

- умение объяснить параметры правильного выполнения стоек

2.2. передвижения

- передвижения в классических стойках

- развороты, смены фронтальностей, переходы из одной стойки в другую

- спарринговые передвижения

3. Приемы выполняемые руками

3.1. прямые удары

- прямые классические и спарринговые удары

- выполнение ударов в разные уровни

3.2. приемы защиты

- разновидности блоков

- накладки и подставки

3.3. удары в прыжках

- одиночные удары в прыжках

- серии ударов

- накладка, сбивка + удар

3.4. круговые удары

- круговые классические и спарринговые удары

- выполнение ударов в разные уровни



4. Техника ударов ногами

4.1 основные принципы и разновидности ударов

- махи ногами вперед-вверх

- прямые махи в сторону

- круговые махи вперед (изнутри кнаружи, снаружи внутрь)

- обратные круговые махи в сторону

- махи прямой ногой назад

- выходы на заряды для ударов ногами (прямой вперед, круговой вперед, прямой в сторону, прямой назад)

4.2. удары от ноги стоящей сзади

- прямой удар вперед

- нисходящий удар (ануро, бакуро)

- передний круговой удар

- прямой удар в сторону

- прямой удар назад

4.3. удары от ноги стоящей впереди

- прямой удар вперед

- нисходящий удар (ануро, бакуро)

- передний круговой удар

- прямой удар в сторону

4.4. удары с подшагом

- удары выполняются впередистоящей ногой

5. Формальные комплексы

- набор различных блоков и ударов, выполняемых ногами и рукам, усложняющихся в зависимости от подготовленности, года обучения.



6. Поединок (спарринг)

6.1. условный спарринг

- спарринг без противника имитирующий атаку и защиту

6.2. спарринг на три шага

- выполняется с партнером, при этом применяются простейшие блоки и удары руками

7. заключительные положения

7.1. классификационная система

- градация по разрядам, поясам (гыпам, данам)

- значение цветов поясов, логика развития цветовой гаммы

- программа экзамена на ученический и черный пояс

- порядок проведения экзамена

7.2. правила соревнований

- форма участников

- ранги соревнований и условия участия в них

8. Общеразвивающие игры

8.1. Акробатика

8.2. Подвижные игры

8.3. Спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол и т.д.)

8.4. Соревновательные игры (эстафеты и т.д.)
Для более успешного выполнения данной программы необходимы контрольные точки, позволяющие корректировать содержание программы в течении года:


  • Различного рода тесты (ОФП, СФП)

  • Аттестации на пояса

  • Фестивали и публичные мероприятия

  • Диагностика развивающейся личности

  • Корректировка программы



Прогнозируемые результаты

  • Осуществление целей и задач намеченных в программе

  • Социализация личности ребенка и ее развитее

  • Наработка основных методов и форм

  • Осознание проблем и выход на новый качественный уровень педагога

Предложенная программа отвечает основным требованиям, предъявляемым дополнительным образованием: привлечь наибольшее количество детей в деятельности направленной на формирование позитивных качеств личности. Кроме этого программа дает теоретическую базу и конкретные методические рекомендации, которыми может воспользоваться педагог, работающий в данном направлении.

В перспективе развития стоят задачи:

  • Привлечение максимального количества детей

  • Сотрудничество с другими организациями, работающими в этом направлении.



Используемая литература


  1. Основы Таэквондо – м.: Советский спорт, 1994г. Соколов И.С.

  2. Таэквондо – СПб. ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2001г. Сафонкин С.Н.

  3. Энциклопедия Таэквондо перевод 1993г. АО «ТКО», 1988г. By Gen. Choy Hon Hi

  4. Теория и методика физического воспитания.: М. Ф и С. 1976г. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова.

5. Гимнастика в школе - М., 1978 Бобров Г.А.

6. Физическое воспитание в начальной школе - М., 1983 Качаткин В.М.

7. Первая медицинская помощь - М., 1996 Луковицкий К.К.

8. Физическое воспитание учащихся - М., 1993 Ляков В.И. Мейксон Г.Б.

9. Самостоятельные занятия учащихся по физической культуре - М., 1986

Мейксон Г.Б. Шаукин В.Н.





Смотрите также:
Образовательная программа «Юный таэквондист»
164.48kb.
1 стр.
Образовательная программа дополнительного образования по спортивному туризму и спортивному ориентированию «Юный турист»
1187.58kb.
9 стр.
Образовательная программа «юный стилист»
707.86kb.
5 стр.
Образовательная программа «Юный железнодорожник»
672.08kb.
4 стр.
Профильного лагеря дневного пребывания «Юный Видовец» маоу сош №40 на июнь
51.01kb.
1 стр.
«Крепость столетий» ( образовательная программа дополнительного образования детей) Куликова Елена Викторовна педагог дополнительного образования
125.69kb.
1 стр.
Образовательная программа: «Базовая образовательная программа, 1998г.»
73.7kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования
1211.09kb.
7 стр.
Образовательная программа для сотрудников индустрии гостеприимства Образовательная программа «Менеджмент в гостиничном и ресторанном бизнесе»
36.55kb.
1 стр.
Образовательная программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
1319.81kb.
7 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Казмасская сош»
1983.93kb.
9 стр.
Основная образовательная программа основного общего
2017.88kb.
11 стр.