Главная
страница 1
СОДЕРЖАНИЕ



Заключение 4

Литература 5




Введение
Проблема сознания занимает одно из основных мест в системе научно – психологического знания (в частности, в «Аналитической психологии»). А. В. Петровский определяет сознание как «высший уровень психики, наиболее свойственный человеку» [7, с. 26]. Человеческое сознание включает в себя: совокупность знаний об окружающем мире, о человеке (о познании, чувствах, воле, характере, о душе). Появление первых попыток объяснения человеческой природы и структуры окружающего мира свидетельствует о выделении сознательного в психике. Эти донаучные и вненаучные представления своеобразны, они зародились в недрах философии. Философия возникла в эпоху распада первобытнообщинного строя и перехода к рабовладельческому обществу почти одновременно как на Востоке (Древняя Индия, Китай), так и на Западе (Древняя Греция, Древний Рим) в VI в. до н. э. В силу исторических условий развития в Вавилоне и древнем Египте философия не сложилась, здесь продолжала свое существование религиозно – мифологическая идеология.

Можно условно выделить следующие мифологические стадии эволюции сознания:



  • VI в. до н. э.-V в. н. э. – формирование двух направлений материализма и идеализма в объяснении происхождения мира в Древних цивилизациях. Первые представления о человеке, психических процессах и явлениях (восприятии, познании, чувствах, воли, характере). Выделение проблем «душа и тело». В период перехода от первобытнообщинного строя к рабовладельческому.

  • V – VIII вв. Развитие учения о теле, душе, духе в период распада рабовладельческих отношений и зарождения мировых религий (в частности христианства).

Чтобы получить представление о составляющих сторонах мифологических стадий эволюции сознания, следует рассмотреть представления древних философов.


Заключение

Мы изучили: представления древних философов о мире, человеке, психических процессах и явлениях (познании, чувствах, воле, характере) на первой стадии эволюции сознания (VI в. до н. э. – V в. н. э.); представления древних о душе на второй стадии эволюции сознания в период распада рабовладельческих отношений, перехода к феодализму и зарождения мировых религий (V - VIII в. н. э.); оценку мифологических представлений сознания в отечественной (А. Р. Лурия, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин) и зарубежной (К. Юнг) психологии, пришли к выводу о том, что примитивные зачаточные представления человека о себе и окружающем мире объясняются низким уровнем развития знания, что влечет за собой низкий стадиальный уровень развития сознания. С выделением в знании о человеке его психической сферы, которая меняет относительные свойства человека, является особой ценностью, областью высших идеалов, совокупностью вечных свойств человека, рассматриваются под новым углом зрения понятия «тела», «души» и «духа». Сознание поднимается на новый стадиальный этап своего развития. Однако этим этапом не заканчивается процесс формирования сознания. Этот процесс находится в развитии. Под развитием понимается переход от низших ступеней, к высшим ступеням, от количественных изменений к качественным изменениям. Познать сознание человека не представляется возможным, можно лишь расширять границы своих представлений о нем.


Литература


1. Аболин Л. М. Валиахметов Х. Х. Духовно- нравственное развитие личности в со-бытийности. - Казань: Карпол.-С. 12 - 74

2. Аристотель. Сочинения: 1 т.-М.: Мысль, 1975.-550 с.

3.Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Педагогика, 1979. - Т. 1. - 304 с.

4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т..- М.: Педагогика, т. 1, 1982.-487 с.

5. Ильенков Э. В. Философия и культура. - М.: Политиздат, 1991.-462 с.

6.Лурия А. Р. Язык и сознание. - Ростов - на – Дону: Феникс, 1998.-413 с.

7.Петровский А. В. Общая психология.-М.: Просвещение, 1970.-С. 26

8. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева.-М.: Советская энциклопедия.-1983.-840 с.

9. Столяренко Л. Д. Психология .-Спб.: Лидер, 2004.-С. 270 – 279

10.Эльконин Д. Б. избранные психологические труды / Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко.-М.: Педагогика, 1989.-554 с.

11. Юнг К. Архетип и символ.-М.: Университетская книга, 1998.-720 с.

12 Ярошевский М. Г. История психологии.-М.: Мысль.-1985, С. 25







Смотрите также:
Заключение 4 Литература 5 Введение Проблема сознания занимает одно из основных мест в системе научно – психологического знания в частности, в «Аналитической психологии»
30.78kb.
1 стр.
Лекция 1 Введение. Психология как наука: предмет, объект и методы психологии. Место психологии в системе наук. История развития психологического знания и основные направления в психологии. Индивид, личность, субъект, индивидуальность
1544.75kb.
8 стр.
Вопросы для обсуждения
465.05kb.
3 стр.
Столбовой Марины Михайловны Миасское, 2010 год Введение в ряду духовных ценностей, созданных человеком, одно из ведущих мест занимает художественная литература
876.93kb.
5 стр.
Руководство по аналитической психологии Под редакцией Полли Янг-Айзендрат и Теренса Даусона
4903.38kb.
25 стр.
I. Место дифференциальной психологии в структуре психологического знания и предмет ее исследования
65.59kb.
1 стр.
1. Культурология в системе социально-гуманитарного знания Особенности культурологии
3090.71kb.
20 стр.
Сентября 2011 Международная научно-практическая конференция Проблема здоровья личности в теоретической и прикладной психологии
80.7kb.
1 стр.
Великий реформатор комедии
315.62kb.
1 стр.
История развития психологического знания и основные направления в психологии
201.7kb.
1 стр.
Заключение 5 литература 7
54.26kb.
1 стр.
О системе империали
41.26kb.
1 стр.