Главная
страница 1страница 2


Леженина Т.В.

Обновление азиатских моделей модернизации в свете уроков глобального кризиса*

1. Модель модернизации Вьетнама.

С 1986 года правительство Вьетнама резко изменило вектор экономической политики, отказавшись от командно-административной системы и внешнеэкономической изоляции, и сумело, не смотря на сложные внешнеполитические условия, возникшие в связи с прекращением льготной экономической помощи России, успешно завершить в основном рыночные преобразования и привлечь иностранный капитал других государств в крупных размерах. 1

Было достигнуто оптимальное соотношение между темпами экономического роста и инфляции. Удалось справиться с продовольственной проблемой, из импортера продовольствия стать вторым в Азии (после Таиланда) экспортером риса. Вьетнам сумел нарастить крупный экспортный потенциал, поэтому экспорт стал надежным источником поступления в страну иностранной валюты. Экономическая реформа обеспечила создание во Вьетнаме многоукладной экономики, где прямые иностранные инвестиции активно участвуют в формировании новых отраслей промышленности, модернизируют транспортную инфраструктуру. Национальная промышленность стала основным фактором экономического роста, поскольку обеспечивает 50% годового прироста ВВП и развивается в условиях глобализации. Вьетнам выстраивал свою модель модернизации, ориентируясь на развитие некоторых отраслей новой экономики (телекоммуникации, автомобилестроение, космос, интернет и пр.).

На формирование экономической политики и выбор промышленной модели влияет хорошая обеспеченность страны трудовыми и естественными ресурсами, что предопределяет возможность развивать отраслевую и международную специализацию национального производства. Обеспеченность трудовыми и естественными ресурсами повлияла на выбор трудозатратной модели модернизации. Согласно переписи, проведенной в 2009г., численность населения составляет 85,789 млн. человек, и по этому показателю Вьетнам занимает 3е место в ЮВА и 13е в мире. 2

Как и в Китае, в СРВ проводится регулирование темпа рождаемости по принципу « в одной семье – 2 ребенка», поэтому среднегодовой прирост населения снизился с 1,7% в 1999г. до 1,2% в 2009г. Рост населения и трудовых ресурсов сопровождается увеличением числа незанятых в трудоспособном возрасте.

В городах Вьетнама наивысший процент безработных наблюдался среди молодежи от 15 до 24 лет (14,6% к общему незанятому городскому населению). Больше всего в число безработных попадают неквалифицированные трудовые ресурсы. Среди них преобладают женщины, не прошедшие даже школьного обучения, это 7,5 млн. человек, или 17% к общему числу безработных. В городах на 100 работающих в 2006г. приходился один без школьного образования, а на селе – 5 человек из 100. 3



Таблица 1

Квалификационный уровень занятых в 2006г., млн. человек




Общая численность занятых

Без образования

Дошкольное образование

Начальная школа

Неполное среднее школьное образование

Полное среднее школьное образование

Технические и профессионал. школы

Колледжи и университеты

В целом по стране

44,6

1,8

5,7

13,3

14,7

4,8

1,9

2,6

Мужчины

23,0

0,7

2,7

6,8

7,7

2,8

1,0

1,4

Женщины

21,6

1,1

3,0

6,5

7,0

2,0

0,9

1,2



Источник: Восточная Азия: проблемы и противоречия в начале XXI века. Сборник научных статей, М,2009, стр.74

В 2006г. в городе численность трудовых ресурсов составляла 12 млн. человек (26,4%), в сельских районах – 33,5 млн. человек (73,6%).4 Среди аграрного населения большая часть занятых приходится на мелкие домашние хозяйства, т.н. self-employments (44%). На зарплату (wage labor) трудятся 11,9 млн. (или 26,8%) преимущественно в промышленности и в сфере услуг в городах и поселках городского типа.

Политика государства по повышению заработной платы корреспондируется с уровнем инфляции. С начала XXI века уровень инфляции стал повышаться, что вынудило власти 1 октября 2005г. повысить минимальный уровень заработной платы с 350 тыс. донгов до 1050 тыс. донгов, т.е. почти в 3 раза. Особо уделяется внимание вьетнамским рабочим на совместных предприятиях, где минимальная заработная плата до 2006г. не должна была быть ниже 626 тыс. донгов. Рост цен на внутреннем рынке Вьетнама заставил пересмотреть регулирование ставки заработной платы и на совместных предприятиях в сторону их повышения. Согласно постановлению правительства (Decree 03/2006/ND-CP) с 1 февраля 2006г. минимальный уровень месячной заработной платы на СП установлен по трем показателям: от 710 тыс. донгов, до 790 тыс. донгов и 870 тыс. донгов. 5

Огромные трудовые ресурсы Вьетнама предопределили трудозатратную модель индустриализации и преимущества в сравнении с другими сопредельными странами региона для привлечения иностранного капитала в результате более низкой стоимости рабочей силы.

Страна обладает промышленными запасами различных полезных ископаемых, крупными топливно-энергетическими ресурсами, сельскохозяйственными и аквакультурами, которые дают возможность развивать многоотраслевой промышленный комплекс, увеличивать промышленный экспорт в различные страны мира. Наличие благоприятных условий для развития тропического земледелия, лесного комплекса с ценными породами тропической древесины позволило Вьетнаму войти в число крупных экспортеров продовольствия и мебели. Радикальное решение проблемы создания относительно полного комплекса отраслей промышленности было связано с крупными инвестиционными затратами и интенсивным новым строительством. Освоение естественных ресурсов происходило «точечным» методом: в промышленность крупных городов Северного и Южного Вьетнама вкладывались в основном заёмные средства, а в развитие малого, среднего производства в местной промышленности привлекались отечественные инвестиции. На малых и средних предприятиях частного и государственного сектора в середине 90-х гг. производилось более 70% промышленной продукции. Новое крупное капитальное строительство осуществляется в ТЭК (угольная, энергетическая, нефтегазовая промышленность, автомобилестроение) исключительно на основе привлечения внешних инвесторов, на предприятиях со 100% иностранным капиталом. Ориентация на сочетание большой и малой индустриализации объективно обуславливалась не только острым дефицитом отечественных инвестиций, но и необходимостью использования крупных трудовых ресурсов. Последствия такого направления промышленной политики выразились в низкой технической оснащенности подавляющего числа предприятий, неэффективности и неконкурентоспособности многих отраслей экономики СРВ. Политика госдотации из бюджета на поддержку государственных предприятий также сыграла негативную роль, т.к. сдерживала развитие их хозяйственной инициативы и самостоятельности, заинтересованность во внедрении инноваций.

Внешнеэкономическая открытость требовала усиления международной специализации отраслей промышленного комплекса. Из 30-ти основных промышленных товаров на мировой и региональный рынок вывозится не более десяти, которые пользуются относительным небольшим спросом: нефть сырая, уголь, обувь, бумага, продукты легкой, пищевой, текстильной промышленности. Продукция сборочного производства в автомобильной промышленности и отраслях телекоммуникаций почти не экспортируется. Таким образом, Вьетнам пока имеет ограниченные возможности для развития нового конкурентоспособного промышленного экспорта.

Вьетнам пытается сочетать модернизацию с индустриализацией. Но для развития базисных отраслей Вьетнам по-прежнему испытывает острый дефицит в инвестициях. Особенно это касается энергетической и сталелитейной промышленности. Производство стали и электроэнергии не покрывает внутренний спрос. Хотя нефтяная промышленность развивается бурными темпами, но отсутствие в стране нефтеперерабатывающих предприятий вынуждает вывозить всю производимую в стране сырую нефть в обмен на импорт нефтепродуктов. Поэтому нефтедоллары не играют определяющей роли в накоплении инвестиционного капитала. По расчетам Министерства планирования и инвестиций Вьетнама необходимо вложить в ТЭК до 2020г. 45-52 млрд. долл. США.

Для развития энергетики вьетнамское правительство активно использует финансовые средства по линии международной помощи ОДА, составляющие 30% от общих иностранных инвестиций. С учетом международной помощи исследовательский комитет национальной энергетической политики СРВ составил прогноз развития вьетнамского ТЭК на период до 2020гг. Ожидается прирост добычи нефти в 2020г. до 30 млн. т.; газа до 15 млрд. куб. м.; производство нефтепродуктов (с учетом строительства во Вьетнаме НПЗ) до 12-13 млн. т. Общие мощности электростанций должны обеспечить рост производства электроэнергии до 70 млрд. кВтч, включая ввод в эксплуатацию новых источников энергии и строительство атомных, геотермальных станций и пр., а также строительство малых ГЭС на реках горных районов. В результате в энергобалансе доля угля должна снизиться к 2020г. с 25% до 15%, электроэнергии повысится с 15,9% до 26%.

Вьетнам имеет немалые выявленные запасы урановой руды для развития атомной энергетики. Геологоразведку месторождений урановых руд СРВ начинала с южнокорейскими компаниями. МАГАТЭ, начиная с 1978 года, осуществила в СРВ десятки научно-технологических проектов, связанных с мирным использованием атома и строительством АЭС, а в 2007-2008гг. с МАГАТЭ был подписан кон­тракт на сумму 1,5 млн. долл. К развитию атомной энергетики подключилась Россия. В 2007г. Россия вывезла высокообогащенное ядерное топливо (уран-235) с атомного реактора в г. Далат, мощностью 500 кВт. В целом к 2025г. в СРВ должны быть построены АЭС общей мощностью 8 тыс. мегаватт в год, мощ­ность первой АЭС составит 2 тыс. мегаватт, строительство предполагается начать в 2015г. В тендере выявили желание участвовать Россия, Япония, Франция, Китай, Индия, ФРГ, Республика Корея, первый проект был отдан России.

Вьетнамская государственная компания «Петровьетнам» скорректировала прогноз добычи и экспорта нефти, экспорт сырой нефти может сократиться до 3 млн. т.. Поэтому иностранным компаниям было предложено освоить и эксплуатировать нефтяные запасы глубокого морского залегания, в основном в оффшорах, т.к. мелководный шельф на юге Вьетнама эксплуатируется СП «Вьетсовпетро» на 80%. На перспективный период намечено построить два крупных предприятия в нефтегазовой промышленности: нефтеперерабатывающий завод Зыонг-Куат в провинции Куанг Нгай и нефтехимический завод Нги Шон в провинции Тхань Хоа, на строительство последнего предполагается выделить инвестиции в сумме 2,5 млрд. долл. США. Завод ежегодно будет перерабатывать 7 млн. т сырой нефти. Кроме того, на НПЗ Нги Шон предполагается построить фабрику по производству полипрофилена (мощность 150 тыс. т) и фабрику по производству полиэстера (мощность 360 тыс. т).

Ввод в эксплуатацию указанных предприятий на полную мощность позволит в основном удовлетворять внутренние нужды страны в нефтепродуктах и продуктах нефтехимии.

В планах развития вьетнамской индустрии обозначено автомобилестроение – быстро развивающаяся отрасль. В перспективе намечено создать несколько центров автомобилестроения: на севере Ханой – Хайфон – Куангинь, в Центральном районе Дананг – Кхань Хоа, на юге страны будет создан сервисный центр обслуживания в дельте реки Меконг.

За период 1988 – 2007гг. было осуществлено 6685 проектов с участием 100% иностранного капитала, стоимость которых составила 51,2 млрд. долл. США. Предприятия со 100% иностранным капиталом занимали первое место: как по удельному весу в общем количестве проектов (77,2%), так и по объему инвестиций (61,6%). Совместные предприятия находились на втором месте: 1619 проектов (18,8%) и капитал 23,8 млрд. долл. (28,7%). Контракт о деловом сотрудничестве включал за указанный период 221 проект (2,5%) с капиталом 4,5 млрд. долл. (5,5%) соответственно.

Имеется тенденция к ограничению участия вьетнамской стороны в СП из-за нехватки финансовых ресурсов и уровня квалификации персонала. Как показал анализ совместных предприятий, вьетнамская сторона в 1988 - 2005гг. внесла только 34,2% к общему объему уставного капитала. При этом 90% - это стоимость земельных участков и право на их использование, 8-9% - стоимость имеющихся заводских помещений и другого имущества. Денежные средства занимают только 1-2%, да и то они вносятся не всегда. С вьетнамской стороны в деятельности совместных предприятий, как правило, принимали участие государственные предприятия, поэтому во многих случаях имеет место вмешательство государства в организацию и управление хозяйственной деятельностью совместных предприятий.

Отраслевая структура ПИИ в целом соответствует экономической политике государства с упором на индустриализацию и модернизацию. В 1988 – 2007гг. структура ПИИ была представлена следующим образом: промышленность и строительство – 50,6%, переработка сельхозпродукции – 5,3%, услуги – 44,1%. Причем наиболее высокие показатели освоения иностранного капитала получила промышленность, где 35,17% ресурсов были направлены в тяжелую промышленность, 18,16% - в легкую. В таких ключевых экспортных отраслях, как обувная и текстильная промышленность, а также в производстве электроники, компьютеров и их комплектующих, доля сектора с иностранным капиталом неизменно увеличивалась и составила в 2004г. 42%, 43% и 84% соответственно. Вся добыча нефти и газа на континентальном шельфе ведется с участием иностранных компаний. Почти вся сборка автомобилей, около 50% производства мотоциклов и 85% велосипедов, а также более половины металлопроката производится на предприятиях с иностранным капиталом.

Таблица 2

Прямые иностранные инвестиции в экономику Вьетнама за период 1988-2007гг. (млн. долл. США)

Годы

Число

проектов


Общий суммарный капитал

Объем зарегист-

рированного

иностранного

капитала в новых

проектах


Объем увели-

ченного ино-

странного капи-

тала в уже

действующих

проектах


Объем освоен-

ного иностран-



ного капитала

1988-1990

214

1582,0

1579,0

3,0

н.д.

1991-1996

1784

28813

25894

2919

9232

1991

151

1291,5

1282,5

9,0

328,8

1992

197

2208,5

2158,5

50,0

574,9

1993

274

3347,2

3107,2

240,0

1017,5

1994

367

4534,6

4014,6

520,0

2040,6

1995

408

7695,8

6375,8

1320,0

2556,0

1996

387

9735,3

8955,3

780,0

2714,0

1997-1999

954

13197

10517

2680

7817

1997

358

6055,3

4885,3

1170,0

3115,0

1998

285

4877,0

3997,0

880,0

2367,4

1999

311

2264,3

1634,3

630,0

2334,9

2000-2003

2489

12034

9004

3030

10105

2000

389

2695,7

2265,7

430,0

2413,5

2001

550

3230,0

2650,0

580,0

2450,5

2002

802

2963,0

2043,0

920,0

2591,0

2003

748

3145,5

2045,5

1100,0

2650,0

2004 - 2007

4059

40522,2

32303,9

7770



2004

723

4222,2

2453,9

1300,0

2852,4

2005

771

5800,0

4000,0

1800,0

3300,0

2006

800

10200,0

8000,0

2200,0

4100,0

2007

1765

20300,0

17850,0

2470,0

...

Итого

9500

96148

79298

16402

...


Источник: Ле Дык Тань. Промышленная политика Вьетнама. Автореферат канд. диссертации. М. 2009, стр.14.

В утвержденной правительством стратегии развития промышленности до 2020 года были обозначены главные ориентиры и задачи на перспективу. К ним, в частности, относятся следующие:

1) В приоритетных отраслях значатся те, где Вьетнам может показать конкурентоспособность: переработка продукции сельского – лесного – рыбного хозяйства, электроника, конструкционные материалы.

2) Селективное развитие таких базисных отраслей реальной экономики, как энергетика, химия, металлургия.

3) Усиление роли промышленных госкорпораций и экономических групп, повышение качества их управления.

4) Определение своего места в региональном промышленном экспорте, которое будет укрепляться и развиваться за счет экспорта из СРВ таких вьетнамских товаров, как текстиль, одежда, обувь, пищевые продукты, электроника.

5) Обращено внимание на поддержку государством высокотехнологичных, инновационных отраслей, к которым были отнесены следующие:

- энергетика, в т.ч. развитие атомной энергетики;

- нефтегазовая;

- металлургия;

- судостроение и ремонт судов;

- малое и среднее машиностроение для сельского хозяйства и

обрабатывающей промышленности;

- электроника;

- информатика;

- производство минеральных удобрений и ядохимикатов.

Дальнейшее развитие многоотраслевого промышленного комплекса позволит повысить долю промышленного экспорта до 85-90% к общему его объема в 2020г.

Говоря о модернизации промышленности, нельзя не остановиться на роли научно-технического прогресса.

Расходы на науку и технологии стремительно возрастают, а их доля в расходах госбюджета возросли с 0,75% в 1996г. до 2,13% в 2002г., в стоимостном выражении они превышают 3,1 млрд. донгов. Из государственных ресурсов обеспечивается 1/3 закупок оборудования для научно-исследовательских работ. 6

Достигнуты хорошие научные результаты по следующим направлениям новой экономики:

- информационные технологии и коммуникации;

- биоинженеринг;

- технология новых материалов;

- автоматизация;

- научное и технологическое отслеживание производства

высококонкурентных и новых экспортных товаров;

- методы и технология борьбы со стихийными бедствиями;

- новая технология в агросфере и морском хозяйстве.

В научно-исследовательских инновациях СРВ руководствуется Законом о науке и технологии. Наука востребована правительственными и центральными органами управления. Достаточно сказать, что только за период 1996 - 2000гг. были использованы правительством Вьетнама 70 предложений и рекомендаций к новому пятилетнему плану, поступивших от 485 исследовательских групп, которые включали широкий круг инноваций для развития почт и телекоммуникаций, аквапроизводства, туризма и пр. отраслей. Помимо этого наукой разработаны рекомендации по улучшению работы налоговых служб, методов администрирования и управления, по макроструктуре экономики и инвестициям. Наука достигла мирового уровня по таким новейшим сферам, как молекулярная биология, нанотехнологии, технология генетики.

Вместе с тем, как и в других развивающихся странах, многие научные инновации не доходят до производителей, остаются ими не востребованными, а уровень оснащения научно-исследовательских центров и лабораторий значительно уступает другим странам Юго-Восточного Азиатского региона. Поэтому народнохозяйственная эффективность научно-исследовательских инноваций остается не высокой.

Вьетнамские исследователи считают, что более серьезные причины возникли из-за слабой утилизации научно-технологических достижений, что связано не только с нежеланием их использования производителями, но и в целом с неэффективной структурой государственного управления: господством монополий, протекционизма, слабой защитой интеллектуальной собственности, с отсутствием широкой информации (через Интернет, радио, рекламу, печать, бизнес-форумы) о достижениях вьетнамских инноваций и налоговой политики, установления налоговых каникул для фирм и компаний, внедряющих инновации. Крупный государственный и частный бизнес должны стать главным проводником разработки отечественных инноваций и их внедрения в экономику и общественную жизнь. В этом же направлении следует обновлять бюджетную политику расходов, направляя их на прорывные отрасли инновации и на фундаментальные исследования.

Управление наукой во Вьетнаме также нуждается в обновлении, поскольку государство обязано финансировать фундаментальные направления научных исследований, одновременно предоставляя самостоятельность и инициативу в поисках источников финансирования самим разработчикам инноваций.

В командно-административной системе научно-технологический продукт не является товаром, а рынок продаж этой продукции отсутствует. В рыночной экономике Вьетнама своевременно был поставлен вопрос о развитии рынка продаж научно-технических инноваций, впервые он был обозначен, как одна из главных задач политики обновления в 1998г. на II Пленуме ЦК КПВ VII созыва. 7 В резолюции по итогам VII съезда КПВ отмечено, что переход к рыночной экономике связан с необходимостью открытия новых рынков, какими являются рынок рабочей силы, фондовый рынок и рынок научно-технологического продукта (Market Science and Technology).

О рынке научно-технологических товаров прямо сказано в Законе о науке и технологии, где определены формы продаж (трансферта) и участники этого нового рынка - рынка инноваций. Однако хотя прошло уже более 10 лет после партийных указаний и принятия Закона, рынок отечественных инноваций так и не сформировался. Причин много: отсутствие сервисной инфра­структуры; сильная конкуренция западных трансфертов ноу-хау; адресное прямое указание, минуя рынок, о внедрении инновации со стороны министерств и ведомств; корпоративная замкнутость использования инноваций только в рамках собственных компа­ний, а также отсутствие научно обоснованной методики определе­ния цены продаваемой инновации.

Уровень заработной платы в государственных университе­тах и

академических НИИ не стимулирует приток в науку моло­дых кадров. По данным Статуправления г. Хошимина, более 80% окончивших Вузы оседают в компаниях и административных офисах, значительная часть уезжает продолжать учебу за границу. Сейчас примерно 25 иностранных государств принимают на учебу вьетнамскую молодежь в свои Вузы по линии грантов, выделен­ных организациями ОДА, общее число выехавших превышает 35 тыс. человек.8 И хотя вьетнамские официальные службы утверждают, что для СРВ не стоит проблема «утечки» мозгов, как на­пример, для Китая или

Республики Корея, но низкие заработки (во Вьетнамской академии наук месячная заработная плата дипломи­рованного специалиста равна 80-100 долл. США) и скудость ла­бораторного оборудования вынуждают вьетнамцев выезжать и работать по контрактам в крупнейших западных странах, в Японии, Сингапуре, Австралии, а в последнее время и в Китае.

Инновационная политика СРВ основывается на достижени­ях мировой и вьетнамской науки и на привлечении в страну круп­ных иностранных инвестиций.

В первом десятилетии наметился прорыв в развитии инновационных отраслей. Среди новых отраслей вьетнамской экономики, активно внедряющих инновации, лидером являются телекомму­никации. В рамках выполнения стратегии развития науки и техники подготовлены четыре программы IT: 1) создание и совершенст­вование общей инфраструктуры телекоммуникаций и сети Интер­нет; 2) подготовка кадров для работы в области информационных технологий; З) развитие индустрии программного обеспечения; 4) развитие индустрии вычислительной техники.

Зарегистрированы 2500 компаний, связанных с разработкой и продажей продукции программного обеспечения, из них 400 - компании разработчики.

В работу по созданию индустрии IТ включились крупные государственные корпоративные объединения, финансирование IТ со стороны Вьетнама осуществляется из средств государственного и местных бюдже­тов, из прибыли государственных корпораций и крупных частных фирм.

Среди иностранных фирм, участвующих в развитии инноваций лидирует США. Американские инвестиции привлекаются в ряд телекоммуникаци­онных проектов во Вьетнаме: 9

- проект спутниковой связи ВИНАСАТ;

- проект трансвьетнамской магистральной оптической линии для

обслуживания 650 тыс. абонентов мобильной связи стандарта CDМA;

- проект развития широкодоступных сетей интернета;

- проект развития производства и сборки телекоммуникаци­онного оборудования в г. Хошимин;

- проект развития индустрии программного обеспечения в городах Ханой, Хошимин и Донгнай.

Другие ТНК после присоединения Вьетнама к ВТО в 2007г. также стали активнее проникать в сферу высоких технологий, в т.ч. в сферу производст­ва компьютерного оборудования. В качестве территории для пи­лотных проектов избран г. Хошимин, с его современной инфра­структурой, развивающейся сферой образования и высококвалифицированной рабочей силой. В марте 2007г. крупнейший в мире производитель компьютерных чипов ТНК Intel приступил к строительству здесь завода компьютерного оборудования с объе­мом производства 5 млрд. долл. в год.

Вышеозначенная ТНК Intel в том же марте 2007г. одновременно начала строительство анало­гичного завода компьютерного оборудования в Китае (г. Даляне) с объемом инвестиций 2,5 млрд. долл.

Intel наладит производство в СРВ выпуск высокотехноло­гичной продукции: чипов флэш-памяти, микропроцессорных на­боров для компьютеров, микросхем для мобильных телефонов, что позволит увеличить конкурентные возможности СРВ для участия на мировом и региональном рынках.

В мае 2007г. правительство Вьетнама и мировой лидер в разработке и производстве программного обеспечения корпорация «Майкрософт» заключили соглашение о стратегическом партнер­стве. Данная договоренность была достигнута по итогам рабочего визита в Ханой исполнительного директора «Майкрософт» Стива Баллмера.

В соответствии с соглашением, ТНК «Майкрософт» намерена оказать содействие Вьетнаму в организа­ции широкополосных каналов связи для публичных учрежде­ний - библиотек, школ и университетов.

Другим документом, подписанным во время визита Баллме­ра, стало соглашение о переводе всех правительственных учреж­дений страны на лицензионное ПО «Майкрософт». Стоимость контракта превысила 1 млрд. долл. Эти средства будут потра­чены на приобретение лицензионных программных продуктов для 300 тыс. компьютеров, задействованных во вьетнамских прави­тельственных учреждениях и организациях по всей стране. По словам премьер-министра СРВ Нгуен Тан Зунга, соглашение о приобретении лицензионного ПО свидетельствует о намерении правительства Вьетнама значительно активизировать борьбу с на­рушениями прав интеллектуальной собственности.

На сегодняшний день уровень компьютерного пиратства во Вьетнаме один из самых высоких в мире. Свыше 90% ПО, про­дающегося на местном рынке, незаконное. К примеру, купить пи­ратскую копию популярной операционной системы Windows, раз­работанной «Майкрософтом», здесь можно в любом компьютерном магазине примерно за полдоллара.

В ноябре 2007 г. российские и вьетнамские телекоммуникационные компании создали совместный телекоммуникационный холдинг «Глобал телеком Корпорейшн». Это первая совместная структура в рамках Министерства общественной безопас­ности СРВ будет выполнять функции двойного назначения.

Активное развитие деловых, политических и культур­ных контактов Вьетнама со странами мира требует коренного об­новления транспортной инфраструктуры, в первую очередь свя­занной с внешними авиаперевозками. Крутой поворот в обновле­нии авиапарка во Вьетнаме произошел после подписания торгово­го соглашения с США и полной нормализации с этой сверхдержа­вой политических и дипломатических отношений.

Авиационный парк Вьетнама быстро пополняется на основе активного сотрудничества с авиакомпаниями США и ЕС.

Авиационный сектор пока монополизирован государственной компанией «Вьетнам Эйрлайнз», которая за 2005-2006гг. закупила 10 самолетов «Аз-21» у европейского концерна «Эрбас» (стои­мость контракта 62,5 млн. долл.). У США (компания Боинг) вьет­намская компания в 2008-2009гг. закупит 4 пассажирских самолета «Боинг­787-8», стоимость контракта 500 млн. долл. В 2010-2013гг. СРВ за­купит у «Боинг» еще 11 авиалайнеров. На середину 2005г. вьетнамский авиапарк включал 37 самолетов, а к 2010г. он возрастет до 75.

С США достигнута договоренность о совместных авиаперевозках и СРВ сможет использовать свой логотип на маршрутах в США, Японию, Францию, Германию - всего по 25 маршрутам, что является доказательством укрепления деловых связей СРВ с США.

Мировой финансовый кризис оказал влияние на Вьетнам. От мирового финансового кризиса пострадали во Вьетнаме в первую очередь отрасли ориентированные на экспорт продукции: легкая, швейная, кожевенно-обувная, рыбная промышленность, сократились общие долларовые доходы государства от сокращения внешней торговли и ресурсы, выделяемые для погашения крупной государственной внешней задолженности, понесли урон отрасли, развивающиеся на основе совместного предпринимательства с иностранным капиталом, в первую очередь отрасли новой экономики: автомобилестроение и телекоммуникации.

Начиная с октября 2008 года правительство СРВ начало интенсивную работу над программой антикризисного регулирования экономики. К первоочередным мерам были отнесены: выделение 1 млрд. долл. США на поддержку малого и среднего бизнеса; временная отмена НДС, введение налоговых каникул по другим налоговым поступлениям в госбюджет; усиление контроля над ростом инфляции; введение обязательного размещения 80% валютной выручки предприятия от экспорта на депозитных счетах в государственных коммерческих банках; введение запрета на свободную продажу валюты в целях недопущения девальвации донга.

Правительство СРВ объявило о принятии стимулирующих мер для поддержки отечественных производителей в целях удовлетворения потребительского спроса преимущественно продукцией отечественных предприятий. Было заявлено, что будут преследоваться в судебном порядке или отзываться лицензии у тех промышленных компаний, которые повышали внутренние цены на свою продукцию без достаточного обоснования. Введено государственное регулирование внутренних цен на пять «стратегических товаров»: электроэнергию, уголь, цемент, сталь, рис.

В новый пакет антикризисных мер в декабре 2008г. входили отложенное взимание всех налогов, выделение из госбюджета одного млрд. долл. на кредитование бизнеса отечественных экспортеров. Ограничена выдача банковских кредитов на непрофильное строительство, обеспечена гарантированная государством сохранность денежных банковских вкладов физических и юридических лиц, независимо от суммы в местной или иностранной валюте, размещенных в государственных коммерческих банках.10

Мировой финансовый кризис не перечеркнул планы продолжения модернизации Вьетнама, поскольку успехи антикризисных мер, достигнутые к началу 2010 года, сохранение достигнутых договоренностей о производственно-техническом сотрудничестве с основными странами- донорами свидетельствуют, что поступательное и стабильно устойчивое развитие экономики страны может сохраниться в ближайшей перспективе. Вместе с тем с учетом уроков глобального кризиса необходимы коррективы стратегии развития, инвестиционная и технологическая поддержка инновационных отраслей: телекоммуникаций, интернета, атомной энергетики, космических исследований. Локомотивами внедрения новых технологий в СРВ стали промышленные зоны. Доля продукции, производимой в этих свободных экономических зонах с 35% ВВП в 2007г. возрастёт до 50% в 2020г. Вьетнам также может более активно участвовать в решении глобальных проблем продовольственной безопасности. Являясь крупным экспортёром риса и другой сельхозпродукции, Вьетнам добивается перехода сельского хозяйства на новую технологическую базу и усиливает государственную помощь аграрному сектору.


следующая страница >>
Смотрите также:
Обновление азиатских моделей модернизации в свете уроков глобального кризиса
405.72kb.
2 стр.
Иммигранты и принимающие общества в условиях глобального экономического кризиса: Опыт Испании Хенкин С. М
415.57kb.
3 стр.
1997 год для стран Южной и Восточной Азии стал годом начала серьезного экономического кризиса, известного в экономической истории под названием «Азиатский экономический кризис»
49.47kb.
1 стр.
Стратегия глобального выживания
317.02kb.
1 стр.
Исследование состояния и перспектив развития аграрного сектора экономики с использование экономико-математического моделирования
96.62kb.
1 стр.
Будущее тнк: сценарии для мировой политики Сергей Афонцев
90.03kb.
1 стр.
Оценка кризисоустойчивости экономических систем сша, кнр и РФ в условиях возможной "второй волны" глобального экономического кризиса
216.67kb.
1 стр.
Денисенко Н. П. д э. н., профессор Киевского национального университета технологий и дизайна
147.42kb.
1 стр.
Экологию сдавала 31. 05, поэтому тоже не знаю, подойдет или нет
30.34kb.
1 стр.
Возможности использования зарубежного опыта в россии
229.05kb.
1 стр.
Деятельность строительных комплексов в условиях глобального финансового кризиса
270.58kb.
1 стр.
Тбилисского государственного университета им. Иванэ джавахишвили
73.27kb.
1 стр.