Главная
страница 1
Л.М.Гайдукевич

БГУ, г. Минск
КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ БЕЛОРУССКОГО ПОЛЕСЬЯ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В РЕГИОНЕ
Культурно­исторический потенциал, составляющий основу рекреационных ресурсов, является важным элементом туристической привлекательности страны. Культурно-­исторические ресурсы включают объекты экскурсионного показа (памятники и памятные места, природные и производственные объекты, экспозиции музеев), а также этнографические памятники материальной и нематериальной культуры, отражающие национальную специфику жизни народов (обычаи, традиции, праздники, национальная кухня, одежда и т. д.).

Осенью 2004 года Беларусь присоединилась к Конвенции об охране нематериального культурного наследия, тем самым наше государство подтвердило свою ответственность за сохранение нема­териального культурного наследия [1, с. 9]. В октябре 2009 года белорусский ритуальный обряд «Колядные цари» деревни Семежево Копыльского района внесен в список элементов мирового нематериального культурного наследия ЮНЕСКО [2, с. 5].

Культура Беларуси формировалась под влиянием различных историко-культурных и геополитических факторов, что в свою очередь нашло отражение в большом разнообразии и богатстве народных промыслов, ремесел, традиций и является ресурсной основой развития в республике фольклорно-этнографического туризма.

Территория Западного Полесья граничила с украинским и польским этнокультурными ареалами, что сказалось на многих чертах традиционной культуры этой части Беларуси. В целом, Западное Полесье – это регион Беларуси, где в наибольшей степени сохранились фольклор и этнокультурные традиции белорусского народа.



Фольклорно-этнографический туризм – один из видов познавательного туризма, который предполагает посещение объектов и центров материально-духовной культуры народов [3, c. 595]. Динамичность его развития обусловлена поиском национальной самобытности, сохранения национальной культуры, которая испытывает все большее влияние массовых стандартов в период глобализации общественного развития.

В основе фольклорно-этнографического туризма лежит интерес народа к своей истории и этнической культуре: древнему укладу жизни, народным традициям и обрядам, культуре, т.е. ко всему, что отличает один этнос от другого. Ресурсной базой для фольклорно-этнографического туризма является фольклор, обряды, обычаи и традиции, народные праздники и фестивали, ремесла и промыслы. В республике насчитывается около 100 центров народных промыслов и ремесел, десятки локальных районов традиционного ткачества и вышивки, гончарства, плетения и др. Важным элементом туристической привлекательности являются проводимые в республике фестивали, праздники и другие мероприятия, которые составляют ресурсную базу событийного туризма и обогащают программы пребывания иностранных гостей в Беларуси (таблица 1).


Таблица 1 – Фольклорно­этнографический потенциал Беларуси (по состоянию на 2002 год) [4, с. 291]


Наименование

Количество
объектов

Историко­этнографические, краеведческие музеи

83

Памятники народного зодчества

87

Дома ремесел, школы народного творчества

77

Фольклорные коллективы

27

Традиционные фестивали и ярмарки народного творчества

16


Фабрики художественных изделий

25

Всего

315

Объектами данного вида туризма являются памятники народного зодчества, историко-этнографические музеи, дома и центры ремесел, производство сувениров и т.д. Среди объектов нематериального наследия необходимо выделить обряды, национальные праздники, фестивали, ярмарки, которые значительно повышают познавательную ценность туристических объектов.

Термин «фольклорно-этнографический туризм» часто смешивается с понятием «культурный туризм» и «этнический туризм». Однако рассматривать культурный туризм (cultural tourism) как фольклорно-этнографический будет не совсем правильно, так как они в некоторой степени разнятся. Не всякий культурный туристический маршрут можно назвать фольклорно-этнографическим, так как в культурные маршруты помимо фольклорно-этнографической тематики могут входить темы современного искусства и жизни общества, например на маршрутах в индустриальных городских районах, исторических участках города и др.

Этнический туризм – вид туризма, целью которого является посещение людьми мест своего исторического проживания (посещение родственников, места своего рождения или родителей). Особое значение данный вид туризма имеет для стран, часть населения которых проживает за границей – Польша, Израиль, страны СНГ.

Таким образом, фольклорно-этнографический туризм необходимо рассматривать как составную часть культурного туризма.

Последнее десятилетие отмечено появлением новых форм популяризации традиционной культуры Беларуси. В их числе – проведение праздников-конкурсов по различным видам народных художественных промыслов и ремесел. Первый республиканский конкурс-праздник – «Ганчарны круг-96» – был посвящен гончарному промыслу. В празднике принимали участие почти 40 гончаров и мастеров мелкой пластики из всех областей. Успех данного праздника-конкурса, получившего широкую популярность, как среди мастеров, так и широкой общественности, положил начало регулярному проведению в республике праздников-конкурсов и по другим видам ремесел:

1996 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс «Ганчарны круг-96».

1997 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс соломоплетения «Саламяны дух».

1998 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс лозоплетения «Лазовыя карункi».

1999 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс резьбы по дереву «Дрэва жыцця».

2000 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс вытинанки «Ажурныя фантазii».

2001 год – 1-й Республиканский праздник-конкурс кузнечного ремесла «Залатая падкова» [5, с.18].

В Брестской области в первую очередь уделяют внимание редким ремеслам, практически забытым в других регионах. С успехом здесь прошли праздники-конкурсы кузнечного ремесла «Баргрымаў перазвон» (Барановичи, 2001 год), бондарства и гончарства «Дубовая клёпка i глiняны збаночак» (Иваново, 2002 год), карая (Пинск, 2004 год), плетения из природных материалов «Магiя прыроднага хараства» (Каменец, 2005 год) [6, с. 677].

Анализ центров традиционных народных промыслов и декоративно-прикладного искусства позволяет выделить следующие административные районы республики, наиболее перспективные для развития в них этнографического туризма. Таковыми являются:

в Брестской области – Пинский район (Пинск – костюм, ткачество; Погост-Загорский – керамика), Ивановский район (Мотоль – костюм, ткачество; Огово – росписи), Ивацевичский район (Ивацевичи – ткачество, костюм; Телеханы – шпалеры, гобелен);

в Витебской области – Витебский район (Витебск – ткачество, керамика); Браславский район (д. Ахремовцы – керамика; Друя – керамика); Дубровенский район (Дубровно – керамика, костюм; Ляды – керамика);

в Гомельской области – Калинковичский район (Калинковичи – костюм, ткачество); Чечерский район (Чечерск – керамика, ткачество); Ветковский район (Неглюбка – костюм, ткачество);

в Гродненской области – Гродненский район (Гродно – керамика; Скидель – керамика);

в Минской области – Любанский район (Доросино – керамика; Уречье - стеклоделие); Копыльский район (Копыль – изразцы, ткачество); Клецкий район (Синявка – керамика; Клецк – костюм, ткачество); Случкий район (Слуцк – костюм, ткачество);

в Могилевской области – Могилевский район (Могилев – керамика, костюм); Кричевский район (Кричев – керамика, изразцы); Мстиславский район (Мстиславль – изразцы, керамика).

Оценка фольклорно-этнографического потенциала Беларуси, изучение его специфики и структуры в разрезе этнографических регионов показывает объективные возможности для развития данного вида туризма. Белорусский народ сохранил традиционный фольклор, обряды, праздники, обычаи и ремесла, тем самым создал современную ресурсную и инфраструктурную базу для развития фольклорно-этнографического туризма на территории Беларуси.

Изучение материалов деятельности ОДО «Виаполь» – крупнейшего тур-оператора республики по организации экскурсионных маршрутов свидетельствует об усилении интереса туристов к фольклорно-этнографическим экскурсиям. Так, если в 2003 году девять маршрутов посетило 872 человека, в 2005 году – 1159 человек, то в 2007 году – 2740 человек, что составило 15,2% от общего числа обслуженных предприятием туристов [7].

Белорусское Полесье, отличается богатым этнографическим наследием и является наиболее привлекательной историко-культурной зоной республики для отечественных и иностранных туристов.

Уникальными и экзотичными объектами экскурсионного показа на территории белорусского Полесья выступают деревни, сохранившие архаичный уклад жизни, традиционные деревянные хозяйственные и жилые постройки с региональными декоративными элементами. В деревнях Кудричи, Курадово, Площево, Христоболовичи (Пинский район) сохранились жилые дома с крышами, крытыми камышом и соломой, некоторые дома имеют земляные полы. Указанные деревни вызывают значительный интерес у отечественных и иностранных туристов и воспринимаются как своеобразные этнографические музеи под открытым небом. Следует учитывать, что численность местного населения в каждой из указанных деревень составляет несколько десятков человек, среди которых преобладают пожилые люди. Очевидно, что в недалеком будущем эти населенные пункты могут перейти в категорию нежилых и исчезнут с лица земли, если не будут приняты меры по их музеефикации и активному включению в экскурсионные программы.

Наибольшую известность в регионе получила архаичная полесская деревня Кудричи, посещение которой в последние несколько лет входит в программы региональных экскурсионных маршрутов («Люди на болоте» и др.). В ближайшей перспективе здесь намечено строительство «агротуристического курорта на 200–300 мест», что должно повысить туристическую аттрактивность данного региона [8, с. 28; 9, с. 4].

На территории региона сохранились уникальные центры традиционных народных ремесел: керамика (д. Городная, Столинский район, Погост-Загородский, Пинский район), костюм (Пинск, Туров), ткачество (Пинск, Столин, Давид-Городок, Кожан-Городок), резьба по дереву (Теребличи, Оздамичи).

В деревне Оснежицы Пинского района действует Дом ремесел, где туристы могут ознакомиться с традиционными ремеслами, распространенными на территории Припятского Полесья (ткачество, вышивка и др.). В д. Малая Вулька представляет интерес дом-мастерская, знакомящая с традициями соломоплетения. В деревнях Доброславка, Стошаны, Камень Пинского района созданы фольклорно-этнографические коллективы, в Выжловичах действует Дом фольклора.

Выступления фольклорных коллективов этого уникального региона республики: «Чабатухi» (д. Стошаны Пинского района), «Багатуха» (д. Камень Столинского района), «Ярок» (Туровский дом культуры), «Палескiя музыкi» (д. Дворец Лунинецкого района), «Надзея» (д. Кожан-Городок Лунинецкого района) известны далеко за пределами Беларуси [8, с. 27–31].

Музей белорусского Полесья, расположенный в историческом здании Пинского иезуитского коллегиума, открыт в 1926 году и является одним из крупнейших в стране и наиболее посещаемым музеем на территории Полесского региона. Основной фонд музея включает более 75 тыс. единиц, экспозиция музея – ценные коллекции природоведческого, археологического, исторического, этнографического характера. В Пинском районе функционирует ряд музеев регионального и местного значения, представляющих интерес для различных категорий туристов: музей «Усадьба полешука XIX в.» в д. Поречье, Логишинский историко-краеведческий музей, музей этнографии в д. Жабчицы, литературно-краеведческий музей Я. Коласа в д. Пинковичи, литературный музей Е. Янищиц в д. Поречье, народный литературный музей А. Блока в д. Лопатин, музей боевой славы в д. Ласицк [8, c. 18].

Первое упоминание о деревне Городная (Столинский район) в письменных источниках датируется 1448 годом. Городная уже с XVI в., славится традициями гончарства. В XIX в. в Городной гончарным делом занимались около 300 человек. Глиняную посуду пешком несли за несколько десятков километров на рынок в Пинск, Столин, поставляли в лавки и магазины не только белорусских городов, но также в Варшаву и Краков.

В настоящее время в Городной действует Центр гончарства (руководитель – Олимпиада Леоновец), где, помимо осмотра музейной экспозиции, имеется возможность непосредственного знакомства с технологиями гончарного дела, общения с мастерами, приобретения сувениров (включая изготовление сувениров на заказ с учетом пожеланий организаторов туров). Этот центр является единственной в Беларуси мастерской-музеем гончарного дела. Рядом со зданием Центра находится действующая гончарная печь. Сегодня в Городной насчитывается 11 действующих мастеров (как правило, пенсионного возраста), кроме того, обучение проходят 15 школьников кружка при Центре гончарства.

В июле 2008 года в Городной состоялся I Международный пленэр гончаров, в котором принял участие 21 мастер-гончар из Беларуси, России, Польши, Украины, Латвии, Молдовы, Грузии.

Центр гончарства в деревне Погост-Загородский Пинского района включен в фольклорно-этнографический маршрут Бездеж – Мотоль – Погост-Загородский, знакомящий с традиционными народными ремеслами Белорусского Полесья, предлагаемый туристическими фирмами.

На территории Лунинецкого района более 300 мастеров занимаются ткачеством, вышивкой, вязанием, резьбой по дереву, лозоплетением.

В деревне Богдановка Лунинецкого района проживает и работает талантливый народный мастер детской игрушки Василий Максимович Савич. В местном школьном музее создана интересная историко-этнографическая экспозиция. Кроме того, в музее у туристов имеется возможность увидеть процесс изготовления игрушек из глины, приобрести понравившиеся работы в качестве сувениров [8, c. 28–30].

Большой интерес для туристов представляют традиционные народные праздники и обряды: «Каляды», «Купалле», «Гуканне вясны», «Дажынкi», «Шчодрыкi», «Ваджэнне кусты» и др. Для небольших туристических групп инсценировка этих обрядов по предварительному заказу может быть представлена в отделе «Крестьянская хата» краеведческого музея г. Лунинца.

В Житковичском районе действуют 34 самодеятельных коллектива народной музыки, песни, танца, в том числе 17 коллективов имеют высокое звание «народный любительский коллектив». Помимо признанного лидера – народного ансамбля «Ярок» Туровского дома культуры, наиболее известны: фольклорные коллективы «Мiжрэчча» (д. Погост), «Стрэчанне» (д. Грабовка), «Дубравiца» (д. Рычов), «Сцвiжанка» (д. Семурадцы), «Абiбок» (д. Запесочье), ансамбль народной песни «Жытнiца» (Житковичи)

Популяризации народных культурных традиций и развитию познавательного туризма способствует проведение праздников деревень и этнографических фестивалей: «Палескi кiрмаш» – Столинский район, «Колеры Палесся» – Пинский, «Беларусь – мая песня» – Лунинецкий район, «Спявай, маё Палессе» – Житковичский и др. [8, c. 30–31].

Оценка фольклорно­-этнографического потенциала регионов республики свидетельствует о том, что ресурсы материальной и духовной культуры белорусского народа представляют собой объективную основу для развития внутреннего и выездного туризма, позволяют разрабатывать тематические туристические маршруты по основным культурным центрам страны.

Таким образом, фольклорно-этнографический туризм можно рассматривать как одно из направлений культурного туризма, основанного на интересе человека к древнему укладу жизни, народным традициям, обрядам и культуре, как своего, так и других народов и этнических групп.


Список используемых источников:


  1. Об утверждении Конвенции об охране нематериального культурного наследия: Указ Президента Респ. Беларусь [№ 627 от 29.12.04] // Нац. Реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2005. – Т.2. – С. 9.

  2. Полосмак, А. «Цари» ищут наследников / А. Полосмак // СБ Беларусь сегодня. – 2007. – 19 ноября. – С. 5.

  3. Туристская энциклопедия Беларуси / Редкол.: Г.П. Пашков [и др.]; под общ. ред. И.И. Пирожника. – Минск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. – 648 с.

  4. Мечковская, O.A. Экономико-географические тенденции развития международного туризма в странах Центральной и Восточной Европы / О.А. Мечковская // Туризм и региональное развитие: сб. науч. статей. – Смоленск: Универсум, 2006. – Вып. 4. – С. 270-276.

  5. Информация о выполнении Национальной программы развития туризма на 2006-2010 годы / Текущий архив Департамента по туризму Министерства спорта и туризма Республики Беларусь. – Минск, 2009. – 28 с.

  6. Современная Беларусь: энциклопедический справочник: в 3 т. / Редкол.: М.В. Мясникович [и др.]. – Минск: Белорусская наука, 2007. – Т. 3: Культура и искусство. – 779 с.

  7. Сводный журнал деятельности ООО «Виаполь» за период 2003-2007 гг. / Текущий архив ООО «Виаполь». – Минск, 2007. – 35 с.

  8. Разработка концепции устойчивого развития экологического туризма в заказнике «Средняя Припять»: отчет о НИР (заключ.) / Белорусский государственный университет; рук. В.М. Руденков. – Минск, 2008. – 165 с. – № ГР № ГР 20081177.

  9. Шульга, Ч. Стало модно проводить свободное время на экскурсиях / Ч. Шульга // Туризм и отдых. – 2008. – 25 сентября. – С. 4.


Смотрите также:
Культурно-историческое наследие белорусского полесья как основа развития туризма в регионе
115.12kb.
1 стр.
Экологическое состояние природно-социальной среды Белорусского Полесья  2008 г. Елисеева А. А
71.47kb.
1 стр.
Немецкое наследие поволжья: инвентаризация и информационное обеспечение
25.05kb.
1 стр.
Животный эпос западной части белорусского полесья и использование его в агроэкотуризме
64.45kb.
1 стр.
Проблемы сохранения и перспективы использования старинных парков беларуси
140.8kb.
1 стр.
Лагерь 4*! Все включено! Шведский стол! Собственный пляж!
45.39kb.
1 стр.
Пути развития делового туризма в россии the way soffuture tourism development in russia
56.88kb.
1 стр.
Семинар «Тропа Алтын-Келя : проблемы и перспективы развития активного детского и молодёжного эколого-познавательного туризма в Алтае-Саянском регионе»
56.57kb.
1 стр.
Геоэкологический анализ туристско-рекреационного потенциала белорусского полесья 25. 00. 36 геоэкология
240.74kb.
1 стр.
Примерные вопросы к зачету по учебной дисциплине «культурно-религиозное наследие россии»
52.36kb.
1 стр.
Программа «Развитие туризма в Андреапольском районе на 2010 -2012 годы»
199.23kb.
1 стр.
«культурно-религиозное наследие россии»
53.66kb.
1 стр.