Главная
страница 1
Аспекты взаимовлияния искусства и истории

Семенова Анастасия Николаевна

Студент II курса

Сибирского федерального университета,

факультета искусствоведения и культурологии, кафедры искусствоведения,

Красноярск, Россия

Традиционно считать, что искусство отражает исторические аспекты современного ему времени. История несет с собой изменения в самосознании человечества, выраженные в произведениях искусства, а значимые события фиксируются в произведениях художественной культуры, будто иллюстрируя эпоху. Кроме того, каждый творец принадлежит к определенному времени и хотя бы косвенно, но отражает в своем произведении актуально-историческую ситуацию. Искусство, таким образом, становится своеобразной летописью сменяющихся эпох, записывающей смену времен точнее любого ученого. Но неужели искусство всегда лишь следует за историей, то догоняя, то отставая от событий реальности? Быть может, случается так, что история вынуждена подчиниться силе искусства и развиваться под его влиянием иначе? Ведь, как и история, искусство – дело рук человечества, ежедневно решающего для себя проблему существования в мире, далеком от идеального. Люди стремятся изменить окружающую их реальность либо путем активных действий, в совокупности создающих историю, либо творчеством идеалов, носителями которых становятся произведения искусства. История и искусство находятся в постоянном взаимодействии, неизбежно оказывающем влияние друг на друга. Взаимовлияние истории и искусства создает картину мира определенной эпохи в целом, а, следовательно, остается важным пунктом в изучении обеих областей знаний.

Если допустить, что факт обратного влияния возможен, то, чтобы доказать его, необходимо рассмотреть одновременно исторические и художественные процессы и понять их взаимодействие.

Столь значительное для истории событие, как Столетняя война Англии и Франции (1337-1453), стало целой эпохой внутри европейского Средневековья и самым длительным в истории человечества военным конфликтом. Особенно тяжело перенесла эти времена Франции, территория которой стала ареной боевых действий и внутренних противоречий. Не смотря на все трудности, Франции удалось одержать победу в 116-летней войне за свою свободу, которую во многом принесли стране простые люди, поднятые призывами Жанны д'Арк и других патриотов.

При этом художественная культура времени Столетней войны характеризуется, что интересно, не упадком, а напротив, сильным подъемом. Среди смерти и болезней, бедствий и разрушений парадоксально строительство «воздушных» готических храмов, возносящих молитвы страдающего человека о спасении к Богу. В конце XIV-начале XV вв. осуществляется переход от зрелой готики Франции к поздней в связи с отчаянным желанием человека спастись среди всего происходящего вокруг, докричаться до Господа любыми путями. Это время тяжелейших поражений для страны, практически лишенной независимости и захваченной англичанами. Позднеготические храмы стали еще более вытянутыми вверх, декоративные элементы приобретают огненную, устремленную к небесам форму. Как пламенеет пожар в душе верующего, так сам храм становится почти полностью прозрачным от витражных окон, являя собой Горний Град среди земного хаоса. Кроме того, показательно развитие самого типа городского собора, вмещающего (собирающего) в себя все население города и являющегося его «сердцем». Его слитные объемы объединяют верующих в едином молитвенном порыве так же, как народное движение объединило под своими знаменами почти все население Франции для борьбы за свободу своей Родины. Храмовая скульптура готических храмов, оживляющая соборы, в эпоху Столетней войны большое внимание уделяет Богоматери. Усиление Её культа говорит о необходимости в мировоззрении человека времени Столетней войны обрести успокоение у близкого, человечного Божества. Образ Матери Бога выступает здесь и образом Матери всего человечества, готовой выслушать все печали несчастного человека и донести молитвы к Господу. Стремление изменить страшную реальность наблюдается не только в храмовом искусстве, но и в народной литературе, где появились песни-компленты, составлявшиеся простыми людьми, описывающими тяготы жизни и надежды на светлое будущее.

Художественные образы, созданные в период Столетней войны, помогли человеку осознать, что он способен победить, и народ, объединенный верой и патриотизмом силой произведений искусства, смог освободить свою страну. Человек, угнетенный историческими событиями, может найти выход из духовного кризиса с помощью художественной культуры. Именно художественные произведения сильнее всего влияют на внутренний мир человека, изменяют его отношение к миру. Человек существует в определенной реальности, которую стремится изменить. Это возможно лишь с помощью искусства, где создаются такие пространства, в которых человека окружает иной мир (во время войны строятся храмы). Помогая людям найти идеалы, искусство показывает путь к новой реальности, толкает к действиям, способным изменить окружающий мир, а, значит, изменить ход истории. Процесс взаимовлияния истории на искусства и искусства на историю не останавливается ни на мгновение. Признавая, что процессы исторического и художественного развития находятся в постоянном взаимодействии, можно предположить, что моделирование гармонии этих двух процессов было бы лучшим выходом для создания реально-идеального мира.

Автор выражает  благодарность  своему научному руководителю  Тарасовой  Марии Владимировне, кандидату философских наук, доценту кафедры искусствоведения ГИ СФУ, за помощь в проведении данного исследования.

Литература:

Военно-исторический словарь //http://www.medieval-wars.com/enc/index.html

Тарасова М.В. Всеобщая история искусства. Модуль 4. СФУ, 2008.

Очереп Ю.В. Очерки истории французской литературы. Восстановленное издание. Майкоп, 2009



Hedeman Anne D. The Royal Image. Illustrations Of The Grandes Chroniques De France, 1274–1422. University Of California Press, 1991 //http://Publishing.Cdlib.Org/Ucpressebooks/View?Docid=Ft8k4008jd&Chunk.Id=D0e4785&Toc.Depth=1&Toc.Id=D0e4785&Brand=Ucpress


Смотрите также:
Аспекты взаимовлияния искусства и истории Семенова Анастасия Николаевна
39.23kb.
1 стр.
Программа итогового (государственного) комплексного междисциплинарного экзамена по направлению 521800 (031500. 62) «Искусствоведение»
353.16kb.
1 стр.
Философско-эстетические и художественные аспекты танцевального искусства
391.25kb.
1 стр.
Анастасия Новых. «Притча о поисках единого зерна Истины» из книги «АллатРа» Анастасия
48.44kb.
1 стр.
М. В. Ломоносова Исторический факультет. Отделение истории и теории искусства
164.91kb.
1 стр.
Тематическая подборка документов
45.39kb.
1 стр.
В данном пособии представлены основные позиции в изучении III части уд «История мировой литературы и искусства», в частности «Истории искусства» в статусе отдельной дисциплины
568.82kb.
3 стр.
Программа курса Теория искусства
138.38kb.
1 стр.
Урок по теме "Древний Восток". 5-й класс Кокорева Мария Николаевна, учитель истории "
86.19kb.
1 стр.
Конкурс ювелирного, камнерезного и гранильного искусства
385.44kb.
1 стр.
Праздник семенова дня и рождества пресвятой богородицы
191.36kb.
1 стр.
Проект «Музыкальное королевство» Баева Анастасия Николаевна, мбоу дод ддт
244.19kb.
1 стр.