Главная
страница 1
Управление образования администрации

Выксунского Муниципального района


Конкурсная работа

учителя русского языка и литературы

Муниципального образовательного учреждения

средней общеобразовательной школы № 8 г. Выксы



Моняковой Елены Вениаминовны
Номинация: использование современных педагогических технологий – современные подходы и приёмы работы.

г. Выкса

2008 год

Материалы к конкурсу методических разработок по русскому языку.

Вопрос о том, каким должен быть современный урок (в том числе и урок русского языка), звучал довольно давно и в разные периоды имел разные отклики в педагогических кругах.

Однако, несмотря на все это, однозначных и вполне обо­снованных ответов на него так и не было получено.

Да это и понятно: ведь на успешность построения и про­ведения уроков влияет множество факторов, большинство из которых образуют определенную систему взаимосвязанных и взаимозависимых причин, положений и следствий, кото­рые так или иначе влияют на теорию и практику этого слож­ного педагогического явления.

И хотя основные положения школьного урока из года в год повторяются, являясь в определенном смысле базовыми (фундаментальными), каждый последующий значимый этап в развитии системы образования и общества в целом вносит в концепцию урока свои коррективы и такие специфические требования, которые в наибольшей мере отвечают новым це­лям в задачам обучения, воспитания и развития подрас­тающего поколения.

Современный урок и сейчас рассматривается не как ста­тическая, а как вариативная и постоянно изменяющаяся форма организации учебной деятельности школьников.

Главное же направление этого развития видится в стрем­лении добиться того, чтобы урок стал результатом творчест­ва учителя и учащихся, чтобы он отражал те ведущие тен­денции и изменения, которые произошли в обществе и в сис­теме школьного образования.

Урок — это та часть учебного процесса, где реализуются все основные проблемы обучения, воспитания и развития личности. Эффективный и творческий урок требует серьез­ной психолого-педагогической и методической подготовки учителя, и какими бы хорошими ни были программы, учеб­ники и методические пособия, плохой урок все испортит.

В настоящее время особое значение придается тем идеям и направлениям, которые могут быть реализованы в системе технологий мастерских, личностно-ориентированного и развивающего обучения.

На это ориентируют школу и основные требования Госу­дарственного образовательного стандарта, который делает значительный шаг к обновлению и к разгрузке содержания обучения, с одной стороны, а с другой — впервые норматив­но закрепляет вариативность, дифференциацию и индивиду­ализацию обучения в современной школе.

Стандарт утверждает идею личностно-ориентированного обучения и его развивающую функцию. Он нацелен на боль­шую практическую направленность и жизненную востребованность полученных результатов. Образовательный стан­дарт ориентирует школу на переход от старых к новым принципам образования, от безличностной, «знаниевой» к деятельностной системе обучения, направленной на умст­венное и общее развитие учащихся современной школы.

Таким образом, ориентация стандартов на модер­низацию школы предполагает не только качественное из­менение содержания обучения, но и обновление соответст­вующих ему методов, средств и форм обучения с учетом но­вых реалий в обществе и новых закономерностей самой системы образования.

Все эти установки так или иначе направлены на обновление теории и практики урока русского языка в современной школе.

Обновление и модернизация — это не ломка всего и вся и замена его чем-то новым и неординарным. Мы, как говорят, уже это проходили. Для данного этапа, который можно на­звать переходным (конец XX и начало XXI века), это прежде всего новый взгляд на всю систему профессионально-методической работы учителя, предполагающий:

- новый подход к системе традиционных средств и ме­тодов обучения, усиление их воспитательной и развивающей функции с учетом запросов современного общества и особен­ностей сложившихся реалий;

- использование (и дальнейшая разработка и совершен­ствование) новых технологий и инноваций, в основу кото­рых положены передовой опыт учителей и исследования ученых-методистов и педагогов, представителей смежных наук;

­­­­- новая стратегия организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке как основной форме учебного процесса в школе.

Н.Бердяев писал: «Я не согласен принять никакой истины иначе, как от свободы и через свободу». По моему мнению, такую свободу учащимся и учителю дает технология мастерских, основанная на идеях свободного воспитания Ж.-Ж.Руссо, Л.Толстого, С.Френе, психологии гуманизма Л.С.Выгот­ского, Ж.Пиаже, К.Роджерса.

В технологии мастерских главное не сообщить и освоить информацию, а передать способы работы, будь то естественнонаучное исследование, тексто­логический анализ художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в кера­мике или батике и др. Передавать способы работы, а не конкретные знания -очень непростая задача для учителя. Тем благодарнее результаты, выражаю­щиеся в овладении учащимися творческими умениями, в формировании личнос­ти, способной к самосовершенствованию, саморазвитию.

Целевые ориентации

• Предоставить учащимся психологические средства, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознать самих себя и свое место в мире, понимать других людей, а также закономерности мира, в котором они живут, перспективы -«буду­щего», которые затронут их самих.



Концептуальные соображения

• Гипотеза: культурные формы должны лишь предлагаться ребенку, но не на­вязываться.

• Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников.

• На мастерской предоставляется возможность каждому продвигаться к истине своим путем.

• Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание.

В отличие от урока, знания на мастерских не даются, а выстраиваются. Ученик имеет право на ошибку; ошибка считается закономерной ступенью процесса познания; точные знания следуют за ошибками.

• Творческая деятельность - безоценочная деятельность.

• Мастер - для ученика, а не ученик для мастера.

• Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск.

• Мастер - садовник, выращивающий растение - ребенка, создающий условия I для реализации заложенных в нем природных задатков.



Особенности методики

Мастерская - это оригинальный способ организации деятельности учеников в составе малой группы (7-15 учеников) или индивидуально при участии учителя-мастера, инициирую­щего поисковый, творческий характер деятельности учеников.

Основные методические приемы - элементы технологии: индукция, самоконст­рукция, социоконструкция, социализация, разрыв, коррекция, творческое конст­руирование знания.

Творчество.

Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения* «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания. Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания должна быть полная свобода творчества, ребята сами выбирают пути его осуществления, и одна версия не исчерпывает всего задания. Мастер не гарантирует запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения заданий учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.


Психолого-педагогическая характеристика 5а класса

При оптимальном построении учебного процесса каждый ученик усваивает материал на уровне своих реально достижимых возможностей. Поэтому для достижения высоких результатов учителю необходимо изучить реальные учебные возможности учащихся. Знание их способностей, актуального уровня развития, зоны ближайшего развития не только способствует созданию благоприятной психологической атмосферы на урок, но и дает возможность раскрытию творческого и интеллектуального потенциала каждого ребенка в учебном пространстве.

Реальные возможности ребенка складываются из внутренних (здоровье, мотивация к деятельности, развитие интеллектуальной сферы) и внешних условий (социальная среда, семья, сверстники).

В данном классе 27 учащихся. В целом коллектив сформировался, сплоченность высокая. У каждого ребенка в классе есть друг, изолированных и отверженных нет. Все дети с удовольствием посещают школу, их отношение к учебе положительное. Учащиеся проявляют интерес к различным предметам, в том числе и к русскому языку и литературе. Большинство детей любознательны, умеют выражать свои мысли, суждения, активны на уроке. Дети легко справляются с заданиями, к урокам готовятся, не стесняются показать свою активность, поднять руку, быстро реагируют на вопрос учителя. Отношения между детьми в основном дружеские, конфликты, свойственные детям этого возраста, возникают редко. объясняются "особыми условиями. Здесь сказывается характер семейного воспитания, когда поведение ребенка корректируется, его проступки обсуждаются, им дается объективная оценка.

Ученики этого класса откровенны в выражении своих чувств и эмоций, не склонны к импульсивным поступкам, действуют, только подумав и взвесив все обстоятельства. Потребность подростков в активной внешней разрядке удовлетворяется только на переменах. Дети общительны между собой, чувство справедливости обострено. Они способны и поддержать, и высмеять действия своих одноклассников в зависимости от личности ученика.

По учебным возможностям класс считается сильным. Результаты психологической диагностики позволяют дифференцировать учащихся класса на 3 группы:

В 1 группе 18 человек. Это учащиеся с высоким уровнем развития общих учебных способностей. Этих детей отличает высокая работоспособность, познавательная активность, подлинно познавательная мотивация к ученой деятельности, интерес к учебе повышенный, устойчивый. Дети настойчивы, старательны. Интеллектуальное развитие выше возрастной нормы. Они хорошо ориентируются в новом материале, умеют проводить анализ, сравнения, владеют понятиями, полно излагают фактический материал, легко выделяют основные мысли.

Во 2 группе 7 человек. Учащиеся со средним уровнем общего развития. У этих детей средний темп учебной деятельности, познавательная активность присутствует, но интерес к учебе ситуативный, неустойчивый, зависит от предмета. Они испытывают положительные эмоции, попадая в нестандартные учебные ситуации, хотя могут испытывать и отрицательные, когда временно не удовлетворены собой при столкновении с трудным заданием. Эти дети успешно воспринимают учебный материал при постоянном повторении и закреплении, хорошо работают под руководством учителя.

В 3 группе 2 человека. Учащиеся с низкими учебными способностями. У этих детей снижен уровень интеллектуального развития, они с трудом способны сосредоточиться на учебной задаче, познавательный интерес почти отсутствует. Характер учебной деятельности исполнительский, мотивы учебной деятельности не сформированы. Применение знаний не

обосновывают. В основном дети социально ориентированы, т.е. школа их привлекает внеучебными сторонами (общение с одноклассниками, требования родителей и т.п.). У этих детей неустойчивое внимание с низкой концентрацией, объем памяти снижен.

Заучивают содержание без осмысления, работает только кратковременная память. Они с трудом анализируют и обобщают, сравнивают явления по случайным признакам. Понятийный аппарат не развит. Эти дети требуют индивидуального подхода, четких и конкретных заданий по заданному алгоритму, заданий упрощенного характера с постоянным контролем учителя или одноклассника-консультанта. Они способны выполнить задания только репродуктивного характера по заданному образцу или алгоритму. Исследовательский метод им недоступен. У них отсутствует поддержка со стороны семьи в учебной деятельности.

Важным фактором, влияющим на успешность учебной деятельности, является школьная тревожность. В классе 12% детей имеют высокий и повышенный уровень тревожности в различных школьных ситуациях. Этим детям трудно быстро ответить на вопрос, они боятся ситуации проверки знаний, ситуаций самовыражения и самопрезентации, испытывают трудности в общении с педагогами. У них есть страх не соответствовать ожиданиям окружающих: как родителей и педагогов, так и одноклассников. В учебной деятельности эти дети внешне мало активны. Создание благоприятной психологической атмосферы, создание ситуаций успеха для каждого ребенка, щадящее оценивание их ответов, поощрения, в том числе и словесные, психологическая поддержка тревожных детей - это задача учителя на уроке в этом классе.

В процессе учебы учащиеся постоянно развивают свои познавательные способности, доводя их до более высокого уровня. Все психологические особенности детей учитываются в работе с ними при формировании знаний, умений и навыков.

Проект урока по развитию речи в 5 классе

Тема: «Художественный стиль речи»

(по учебному комплексу под редакцией

М.М. Бабайцовой, учебник «Русская речь» 5 класс Никитина Е.И.)
Урок - мастерская творческого письма.
Задача урока: создание художественного текста: (стихотворения или лирической прозы).
Цели урока: Обучающая.


  • выполняя задания педагога (мастера), анализируя стихотворения, учащиеся учатся создавать смысловые (зрительные) и звуковые ассоциации, настраиваются на поэтическую волну; пишут стихотворение или лирическую прозу.


Развивающая.

  • стимулировать творчество учащихся и учителя, их сотворчество в написании стихотворений или лирической прозы.



Воспитывающая.


  • убедить, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать.

  • формировать ценностное отношение к процессу творчества; подарить радость нового открытия мира и своих возможностей; создать условия для ощущения свободы и раскрепощенности.



Обеспечение и оборудование:

  • раздаточный материал по теме: «Средства художественной выразительности».

  • учебник «Русская речь» 5 кл. Никитина Е.Н.

  • Альбом П. И. Чайковского «Времена года» (DVD диск).

Характеристика исходного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для усвоения нового материала и постановки задач.
Проводимый урок- урок развития речи - последний по теме "Художественный стиль речи". Ученики на нем пользуются полученными в 5 классе на уроках русского языка и литературы знаниями о художественном стиле речи, его особенностях и средствах художественной выразительности

Учащиеся знают:

- что такое текст, признаки текста;

- понятия «стили речи»; разговорный, научный и художественный стили речи;

- основные средства художественной выразительности: тропы и звукопись.

Учащиеся умеют:

- использовать учебный комплекс по русскому языку для 5-9 классов под редакцией В.В.Бабайцевой для поиска нужной информации и получения знаний под руководством учителя и самостоятельно;

- применять знания, полученные на уроках, на практике;

- создавать тексты разговорного и научного стилей;

- анализировать стихотворения, определяя в них средства художественной выразительности и приемы звукописи.


План урока. Хронометраж.



Этап урока



Вид работы



Время


I.Мотивационно-ориентировочный этап.
1. Контроль настроения.
2.Создание ситуации успеха
3. Постановка целей урока, подготовка учащихся к решению проблемной ситуации.

Устное сообщение учителя.


Беседа с учащимися.
Беседа с учащимися.

1 мин.
7 мин.


2 мин.


II.Операционно-исполнительский этап.
1. Деконструкция.
2. Реконструкция.
3. Творчество.


Коллективная работа.


Составление таблицы.
Самостоятельная работа.

15 мин.
13 мин.


25 мин.

III.Рефлексивно-оценочный этап.
1. «Социализация».
2. «Разрыв».
3. Домашнее задание.

Чтение творческих работ и обсуждение.

Беседа.
Устное сообщение учителя.

12 мин.
4 мин.


1 мин.



Ход урока:

Проект урока

Теоретическое обоснование

1 урок.

I. Мотивационно - ориентировочный этап.

1. Контроль настроения.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Я вижу, что у вас хорошее рабочее настроение, и надеюсь, что к концу урока оно сохранится.

Сегодня мы с вами проведём не обычный урок, а урок - мастерскую. Я буду мастером, а вы мои подмастерья! Готовы к работе? Тогда начнем.


2. Создание ситуации успеха:

Толчок, «индуктор» (наведение, побуждение).

Учитель:

- Пытались ли вы когда-нибудь писать стихи? Легко ли это?

- Как вы думаете, что необходимо, чтобы

родились стихи?

(Вдохновение, нужная рифма, образы, наблюдательность)

Учитель: действительно, сочинительство - занятие непростое. Писать стихи осмеливаются избранные, понимая, что поэзия - это дар неповторимо видеть мир и выражать словом свои открытия. Существует достаточно формул поэтического творчества, принадлежащих поэтам:

А.С. Пушкин, живший в XIX в., писал в стих - и «Осень»: И мысли в голове волнуются в отваге,

И рифмы легкие навстречу или бегут,

И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,

Минута - и стихи свободно потекут.


А Константин Бальмонт, поэт XX века, так говорил о процессе творчества:

Рождается внезапная строка,

За ней встает немедленно другая,

Мелькает третья ей издалека

Четвертая смеется, набегая.

И пятая, и после, и потом,

Откуда, сколько, я и сам не знаю,

Но я не размышляю над стихом

И, право, никогда - не сочиняю.

- Поверим, что стихи писать легко, ведь это могут делать не только поэты. Вспомните героев книги Николая Носова, которые делают это свободно и непринужденно:

Я поэт. Зовусь я Цветик.

От меня вам всем привет!


3. Постановка целей урока, подготовка учащихся к решению проблемной ситуации.

Учитель:


- Ребята, чем же мы будем заниматься в творческой мастерской?

(Вероятно, попробуем писать стихи или прозу.)



II. Операционно - исполнительский.
I. «Деконструкция»

Чтение фрагментов стихов, насыщенных метафорами, поэтическими ассоциациями.

После чтения каждого из фрагментов делаю паузу и прошу выписать на лист слова, словосочетания, которые остались в памяти.

Задание:

Вслушайтесь в поэтический ритм, музыку стиха, представьте картины, которые поэт рисует словами.(учащиеся выполняют задания, опираясь на раздаточный материал)

1 . -Всю ночь гремел овраг соседний,

Ручей, бурля, бежал к ручью,

Воскресных вод напор последний

Победу разглашал свою.

А.А. Фет.

Вопрос: Какие картины возникли в вашем воображении? Как создаёт автор эти картины?

(Создавая картины ранней весны автор использует олицетворение «ручей бежал», «напор разглашал» и метафору, сравнивая весенний ручей с глашатаем, возвещающим приход весны.)

(Аллитерация на р - передает активный шум, грохот, звуки бурлящей воды.)
2. Облака опять поставили

Паруса свои.

В зыбь небес свой бег направили

Белые ладьи.

В. Брюсов.

(Развернутая метафора – сравнение облаков с кораблями)

(Аллитерация на [в` в; л` л] - рисует звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего.)
3. Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замираньем летит на звезду

С. Есенин.

(Автор использует сравнение «словно бабочек легкая стая»; эпитеты «листва золотая»)

(Аллитерация на [ в` в; л` л ] - рисует звуковой образ ветра, то усиливающегося, то ослабевающего.)
4. Свет луны таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя.

Но никто под окрик журавлиный

не разлюбит отчие поля.

С. Есенин.

(Есенин использует эпитеты: «таинственный и длинный свет»; олицетворение «плачут вербы, шепчут тополя»)

(Ассонанс на о/е/а создает музыкальность напевность, передает состояние светлой грусти)
Учитель:

- Обменяйтесь листочками, посмотрите, что выписано соседом, можете позаимствовать понравившиеся слова.

(Ученики меняются листочками друг с другом.)

- Из выписанных слов выберите слова, которые для вас притягательнее всего.

(можно предложить подчеркнуть понравившиеся слова)

2. «Реконструкция».

1. Игра со словами (работа звуковых и слуховых ассоциаций) Работа с таблицей: подбираем смысловые ассоциации: эпитеты, метафоры, олицетворения. Звуковые ассоциации: рифмующиеся слова.

(смотри приложение № 1)

3. «Творчество».

Учитель:

Выделите одно слово, выражающее суть того, о чем вам хотелось бы написать.

Создайте, подберите смысловые и звуковые ассоциации, то есть эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, рифмующиеся слова.

2 урок

Учитель:

Есть ассоциации, созвучия, рифмы, слова ожили, зазвучали. Можете написать стих или лирическую прозу - что получится.

(ученики и учитель работают под музыку)

III. Рефлексивно - оценочный этап

1. «Социализация».


Учитель:

- Прочитайте, что у вас получилось (Начать нужно с самых смелых, можно прочитать понравившуюся строфу, прокомментировать, как рождалось стихотворение).

(Закончить можно тем, что получилось у учителя.)

- Ребята, оцените творческий опыт своих одноклассников.

2. «Разрыв».

Учитель:


Ребята, а как вы теперь считаете: трудно писать стихи и прозу?

- Есть ли желание еще попробовать свои силы в творчестве?

- Чем необычно, неожиданно было это занятие?

- Изменилась ли оценка ваших творческих возможностей?

- Какие домашние задания вы бы хотели получить?

3. Д/з: попробовать написать стихотворение или прозу.



Цель: отслеживание

эмоционального состояния учеников.

Создание позитивного настроя на учебную деятельность. Четко провести этот этап урока - значит, воспитать у детей умение быстро мобилизоваться, сосредоточиться, заранее спланировать свою деятельность.


Цель: создать эмоциональный настрой,

«ненавязчивую» творческую атмосферу; вызвать личную заинтересованность каждого ребенка в результате работы.

Системообразующим элементом мастерских является проблемная ситуация. Проблемная ситуация характеризует определенное психическое - воп­росное состояние субъекта (ученика), возникающее в процессе выполнения такого задания, которое требует открытия (усвоения) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий. Вопрос должен занимать, волновать ум ис­следователя, быть в круге его интересов; представить это неизвестное, показать необходимость работы с ним; определить круг средств, объектов, которые позво­лят начать работу и через период незнания прийти к открытию; присоединить к имеющемуся знанию новое и поставить иные проблемы для исследования. Такая проблемная ситуация в технологии мастерских называется индукцией (индукто­ром).

Цель этапа: определить цели и задачи урока, организовать и направить учащихся на решение поставленных целей, мотивировать на активную творческую деятельность.

Цель: активизировать воображение, настроить на поэтическую волну, развивать художественное мышление.

Художественное мышление служит показателем развития художественных литературных способностей школьника. Образы являются «почвой» для развития воображения учащихся, всякое создание образа требует от них творчества. Значит, развивая образность, мы развиваем у учащихся творческое начало.

От того, как организовано восприятие, зависит качество создаваемых ребенком образов, следовательно, значительный уровень развития художественного мышления определяет и значительный уровень развития художественных способностей школьников.

Цель: сравнить поэтические

ассоциации, пополнить свои.

Цель: создание поэтических образов: смысловых, а затем и звуковых ассоциаций.

Работа по созданию поэтических образов позволяет использовать уникальные способности ребят, дает им возможность самореализоваться.

Каждому предоставляется независимость в выборе пути поиска образов и ассоциаций, дано право на ошибку и на внесение корректив.
Цели: стимулировать творчество учащихся и учителя, их сотворчество в написании стихотворений или лирической прозы.

Мастерская дает ученикам творческий «опыт дерзновения», а не «опыт послушания». В какой же мере на мастерской предоставляется возможность использовать свое дерзновение, в какой мере мастер требует от него послушания. Каковы их пропорции на мастерской? Принять задание мастера - акт послушания ученика. Но в выполнении задания должна быть полная свобода творчества. Мастер не получает запланированных им дома ответов, а иногда результат выполнения заданий учениками приводит к разрыву цепей, сковывающих самого мастера.

Цели: ученики

делают самоанализ действий

чувств, открытий. Убеждаются, что не всем дано быть поэтами, но у каждого в душе есть поэтические струны, что писать могут все, надо попытаться это сделать. Формировать ценностное отношение к процессу творчества; подарить радость нового открытия мира и своих возможностей; создать условия для ощущения свободы и раскрепощенности.

Цель: осознать ограниченность прежних представлений с новым открытием своих возможностей.



Разрыв. Ближе всего отражают смысл этого слова озарение, инсайт, понимание. Понимание всякое: себя, других, науки. Разрыв - это внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия старого знания, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблеме, поиску ответа

Цель: стимулировать творчество учащихся.

Проводя мастерскую, учитель-мастер никогда не стремится просто передать знания, старается задействовать разум, мысль ребенка, сделать их активными, развить в нем то, что скрыто даже для него самого. Все задания мастера и его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребенка, создать такую атмосферу, чтобы он проявил себя как тво­рец. Мастер мягко, демократично, незаметно руководит работой ребят.

Удивительная миссия мастера: разблокировать способности человека, разоб­рать завалы в самом человеке и в окружающем его мире, убрать то, что тормозит реализацию творческого потенциала, заложенного природой.




















Весна.

Вот уж солнце проснулось

От зимней дремоты.

Вот трава зеленеет,

Расцветают цветы.

Пробудились все звери

И птицы в лесу

Только мне стало грустно:

Я зиму люблю!



Лето.

Скоро лето придет,

И разъедутся все.

Кто поедет на юг,

Кто жить будет в Москве,

Только я все сижу и мечтаю.

Скоро ль я по полям погуляю.




Моя прабабушка. Воспоминания.

Как часто я скучаю

Без нежных ее глаз

И с грустью вспоминаю

Слова любимых фраз.

Как я хочу по парку

За ручку с ней пройтись,

Цветы собрать в охапку

И ей лишь подарить.

Мне часто не хватает

Улыбки ее милой,

Она вспорхнула в небо

Голубкой сизокрылой.

Я даже попрощаться

С ней толком не успела

Ее как не бывало –

Она уж улетела.


Каникулы.

Каникулы, Каникулы!

Уж скоро вы придете.

Меня на крыльях ветра

С собою унесёте.

Но как же без него я

Так долго проживу?

Я буду верить в сказку,

Его с собой возьму.

И полетим мы вместе

В волшебную страну.

Там будем петь с ним песни!

Ночами смотреть на луну.

Но вдруг покинет солнце

Волшебную страну.

И мы вернёмся в школу

Любимую свою.

Здесь будем мы за партою

Вновь думать про луну,

Учебник будет картою

В волшебную страну.

Листва.

Листва, словно птица,

В вальсе кружится.

Она потанцует

И в воду ложится.

Листва молодая

И грустно ей знать,

Что скоро на землю

Придется упасть.

И вот уже

Листик последний остался.

Вдруг ветер подул,

И листочек сорвался.

Он падал и думал,

Что там на земле

Он сможет найти

Свое счастье во сне.









***

Любовь! Да, странное понятие!

Мы в ней находим упоенье,

Но помни, что любовь – уменье,

Душевный дар и вечное проклятие!




***

Смотрю в окно –

В окне гроза,

В окне глухая тишина.

Молчит береза поутру,

Лишь серьги колышутся на ветру.




Титаник.

Корабль снов, мечты, желаний –

В нем было много добрых лиц,

Но айсберг помешал их счастью,

Их души так и не слились,

На нем был мир, любовь, страданья,

Знакомство, встречи, легкий флирт...

Там было много-много счастья,

Но счастье превратилось в крик.

Увы, корабль снов, мечты, желаний

Бессмертно утонул в воде.

Его название "Титаник" исчезло

Вдруг в кромешной тьме.


Друг.

В мороз, метель, ненастья, вьюгу,

Когда на сердце тяжело,

Идешь ты к надежному другу,

Идешь так бодро и легко.

Ты знаешь: друг тебе поможет

И даст он правильный совет.

Свои ошибки и везенье

Ты не расскажешь никому,

Зато без всякого сомненья

Изложишь другу своему.


Смотрите также:
Конкурсная работа учителя русского языка и литературы Муниципального образовательного учреждения
246.7kb.
1 стр.
Отчет Учителя русского языка и литературы Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей №1
1007.91kb.
4 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 8 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
1334.05kb.
10 стр.
Учебно-методическое пособие «Школа нравственности юного журналиста»
1880.66kb.
10 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 5 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
942.98kb.
4 стр.
Проект школьного праздника «День Матери»
124.1kb.
1 стр.
Разработка урока литературы в 10 классе учителя русского языка и литературы маоу «сош №1» г. Нурлат Республики Татарстан Сагировой Алсу Радиковны
108.06kb.
1 стр.
Урок русского языка в 6-м классе учителя русского языка и литературы Куренковой Л. А
39.23kb.
1 стр.
Предгорного муниципального района ставропольского края методика подготовки к сдаче егэ по русскому языку
408.37kb.
3 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Исследовательских работ школьников томаровского школьного округа
2089.54kb.
11 стр.