Главная
страница 1страница 2

АДМИНИСТРАЦИЯ ШЕГАРСКОГО РАЙОНА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


ШЕГАРСКОГО РАЙОНА

на 2011 – 2013 годы

МЕЛЬНИКОВО 2011


ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы:
Муниципальная комплексная программа развития общего образования

на 2011-2013 годы



Муниципальный заказчик - Администрация Шегарского района

Разработчик Программы - Отдел образования Администрации Шегарского района




Главная цель

Программы


Приоритетные

задачи


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Создание условий для устойчивого развития муниципальной системы общего образования и обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства

- Обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей в получении бесплатного дошкольного, общего и дополнительного образования в пределах, установленных законом;

- Обновление образовательных стандартов в целях создания условий для раскрытия способностей детей и их ориентации в высокотехнологическом конкурентном мире;

- Выстраивание разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождение в течение всего школьного периода становления личности ;

- Продолжить практику поддержки лучших учителей и талантливой молодежи;

- Развивать инструменты финансирования воспитательной деятельности, механизмы подушевого финансирования и новой системы оплаты труда;

- Поддержка практики использования современных информационных образовательных технологий в образовательных учреждениях;

- Развитие системы дошкольного образования в разных формах, обеспечивающих равные стартовые условия прихода детей в школу;

- Создать условия для качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников;

- Обеспечить доступ к получению общего образования детям-инвалидам;

- Продолжить работу по обновлению современной школьной инфраструктуры, укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных учреждений, обеспечивая комплексное обновление условий реализации образовательных программ.



Обоснование

Кардинальные изменения в экономической и политической политике государства за последние годы существенно повлияли на все стороны жизнедеятельности муниципальных образовательных систем: происходит увеличение числа малокомплектных школ, устаревают материально-техническая база и учебное оборудование, снижается качество общего среднего образования. Спектр услуг, предоставляемых сельскими образовательными учреждениями, значительно уступает городскому.

Для сельских школ характерны устойчивость и уникальность, которые обусловливают их внутреннюю противоречивость и объясняют трудноразрешимость проблем:


  • типовое разнообразие, малочисленность, безальтернативность в образовательном пространстве, зависимость от места расположения и социально- экономического потенциала местности;

  • малые коллективы учащихся (отсутствие параллелей классов; разновозрастные классы – комплекты; малая наполняемость; ограниченность общения со сверстниками; отклонения в индивидуально – психологических особенностях детей);

  • малые педагогические коллективы (совмещение должностей, избыток и недостаток специалистов, ограниченность возможностей, дефицит сельских учителей, широкий профиль деятельности учителя, старение педагогических кадров);

  • малые родительские коллективы (своеобразие образовательного уровня, ограниченность культурного общения, принадлежность одной сфере деятельности, повышенная трудовая занятость, и, в то же время, безработица, значительное число социально-неблагополучных семей);

  • особенности в организации учебно-воспитательного процесса (многопредметное преподавание); ограниченное общение, увеличенные затраты, низкие результаты;

  • малочисленные, малокомплектные школы недостаточно концентрируют внимание на результатах обучения и воспитания;

  • в процессе создания широкого спектра вариативности образования наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене ОУ;

  • территориальная отдаленность, малокомплектность школ значительно повышают уровень финансовых затрат, гарантирующих качественное и доступное образование;

  • усугубляется ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено ОУ ввиду отсутствия доступности дошкольного образования.

Эти и другие тенденции автоматически снижают качество образования и определяют необходимость активизации деятельности по обновлению содержания образования, оптимизации и обновлению инфраструктуры сельских школах.

Главная цель муниципальной образовательной системы - создать условия и предоставить каждому ребенку возможность реализации собственной системы получения образования в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями. Для решения этой задачи необходимо создание полноценной образовательной среды в условиях сельской школы, обеспечивающей современное качество образования, сохранение и укрепление здоровья детей.



Информационная справка о муниципальной системе общего образования

Общее образование Шегарского района – это постоянно развивающаяся система, имеющая как значительные достижения, так и проблемы.

Муниципальная система общего образования включает 17 общеобразовательных учреждений (11 средних школ, 2 основные, 3 начальные школы, Гынгазовский филиал Маркеловской средней школы), 3 дошкольных образовательных учреждения и 3 учреждения дополнительного образования детей. По состоянию на 1.09.2010 г. численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях Шегарского района составила 1806 человек. Дошкольным образованием в разных формах охвачено 519 детей. Численность воспитанников дошкольных образовательных учреждений на 01.09.2010 г. составила 353 человека. Реализуются различные формы дошкольного образования в детских садах, в группах дошкольного образования при школах: 107 детей посещают группы дошкольного образования с сокращенным днем пребывания в четырех общеобразовательных школах, в 10 ОУ 59 человек получают подготовку к школе в группах кратковременного пребывания.

Дополнительным образованием в 2010-2011 учебном году охвачено 1288 чел.

В Центре детского творчества занимаются 559 детей и 277 человек – в филиалах Центра, открытых при 16 школах и детском саде № 1. ДЮСШ № 1 посещают 59 человек и 70 - в филиалах при трех школах (Бабарыкинская, Каргалинская, Побединская). ДЮСШ № 2 – 117 человек и 46 - в филиалах на базе школ (Бабарыкинская, Маркеловская, Каргалинская).

Муниципальная образовательная система испытывает серьезные трудности с кадровым обеспечением образовательного процесса: увеличивается средний возраст педагогов, не хватает квалифицированных кадров по отдельным предметам, таким, как иностранный язык, математика, физика и др., слабый приток молодых кадров, в ряде школ уровень квалификации учителей по предметам не отвечает современным требованиям, по-прежнему невысок социальный статус учителя.

Всего в системе дошкольного, общего и дополнительного образования осуществляют образовательный процесс 349 (с совместителями) педагогических работников.

Кадровый состав дополнительного образования – 43 педагога (из них 21 человек - совместители), 19 тренеров – преподавателей (13 совместителей), работают 3 методиста, педагог –организатор, педагог-психолог. Уровень профессионализма педагогов и тренеров достаточно высокий: 18,8 % педагогов имеют высшую квалификационную категорию, 23,2% -первую, 36,2% - вторую.

Кадровый состав педагогических работников общеобразовательных учреждений различается по возрастному составу, уровню образования и квалификации. 68% педагогов имеют высшее образование (из них 97% - высшее педагогическое), 32% – среднее специальное (из них 93% - педагогическое). Средний возраст педагога по району составляет 44,5 года (по области – 48 лет). 10% педагогов - в возрасте до 30 лет, 10% - от 56 лет и старше. Мужчины составляют только 10% от общего количества школьных учителей. Приток молодых специалистов невелик. Причин несколько: это и небольшая заработная плата педагога, и отсутствие муниципального жилья. Проблема с приобретением жилья решается через федеральную целевую программу «Социальное развитие села до 2012г.», в рамках которой предусмотрено выделение безвозмездной социальной помощи на улучшение жилищных условий молодому специалисту. Ежегодно 1-2 молодых специалиста приобретают жилье через эту программу. В общеобразовательных учреждениях района не хватает учителей иностранного языка, математики, физики, истории, физической культуры, технологии. Неплохо зарекомендовала себя практика работы учителей из соседних школ. Осуществляется подвоз учителей автомобилем Отдела образования в Гусевскую, Новоильинскую, Монастырскую, Трубачевскую средние школы, Малобрагинскую основную школу.

Имеют звание «Заслуженный учитель школы РФ» 2 педагога. Имеют нагрудные знаки «Отличник народного просвещения» - 12 учителей, «Почетный работник общего образования»- 18 педагогических работников.

Творческий нетрадиционный подход к организации работы школы определяется требованиями сегодняшнего дня к образованию 21-го века. Прежде всего – это образование личностно-ориентированное. В центре образовательной системы – личность ученика, его возможности, потребности, проблемы. Это предъявляет повышенные требования к содержанию школьного образования, определяет потребность в его расширении.

В школах нашего района это осуществляется по таким направлениям как:

- проведение единого государственного экзамена в штатном режиме;

- участие в эксперименте по апробации новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов;

- расширение содержания образования через создание профильных классов, ведения спецкурсов и факультативов; по каждой дисциплине учебного плана учителя создают модифицированные программы, рабочие программы, которые содержат требования к подготовке выпускника по результатам изучаемых дисциплин, рекомендации по организации образовательного процесса;

- в начальных классах всех ОУ дополнительно введено по 0,5 – 1 часу физической культуры в разных формах - спортивные игры, часы здоровья;

- продолжены эксперименты по профильному обучению и малокомплектным школам, с целью перехода в 2010-2011 учебном году на новое поколение государственных образовательных стандартов;

- профильное обучение обучающихся старших классов организовано через муниципальную сетевую образовательную программу.

Существует отлаженная система внедрения инновационного педагогического опыта и результатов экспериментов статусных образовательных учреждений в практику массовой школы.

Районный ресурсный центр, расположенный на базе Шегарской СОШ № 1, является методическим и информационным центром внедрения информационных и коммуникационных технологий, повышения квалификации педагогических работников.

Образовательные учреждения активно привлекают внебюджетные средства, участвуя в различных программах и конкурсах (грантах), используя их как для укрепления материально-технической базы, так и для реализации социальных проектов.

Одновременно с реализацией стандарта общего образования выстраивается система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности. По-прежнему, одним из важнейших инструментов выявления умственной одарённости является участие школьников в олимпиадах различных уровней. В 2009 году наибольшее количество победителей (90%) и призёров (62%) муниципального этапа – это обучающиеся МОУ «Шегарская СОШ № 2», что говорит о серьёзности и системности в работе с одаренными детьми в этом учебном заведении.

Средняя наполняемость классов в общеобразовательных учреждениях в пределах норм, установленных СанПиНами – 12,2 чел.(12,8- с учетом обучения в РВГ). Самая высокая – в Шегарской СОШ № 2 – 21, самая низкая – 3 - в Новоильинской СОШ, 3,5 - в Гынгазовской НОШ. Тем не менее, в ОУ происходит оптимизация затрат на 1 обучающегося посредством внедрения в образовательный процесс технологий обучения в разновозрастных группах. В ряде школ с малой наполняемостью классов по технологии разновозрастного обучения (далее - РВГ) проводятся уроки не только таких предметов, как ИЗО, технология, физическая культура, предметы вариативной части БУП, но и уроки русского языка, литературы, математики. Особую тревогу вызывает низкая наполняемость классов на старшей ступени : от 2 человек (Бабарыкинская СОШ) до 18 человек в Шегарской СОШ № 2. Отсутствуют 10 – 11 классы в Гусевской и Трубачевской СОШ. Причины - повышенная тревожность старшеклассников малочисленных школ перед ЕГЭ, низкая материальная обеспеченность семей на селе, вследствие чего выпускники предпочитают общему среднему образованию получение начального профессионального образования; отсутствие шагов со стороны учредителя по реорганизации малочисленных средних школ.

Материальная база и оборудование, ресурсообеспеченность муниципальной системы общего образования. Оснащенность техническими средствами учреждений образования: компьютеры - 164 единицы для учебных целей, 34 – для администрации ОУ, 15 компьютерных классов, выход в Интернет имеют все общеобразовательные учреждения. Работает районный ресурсный центр (РРЦ) на базе Шегарской СОШ №1. С открытием в 2004 году РРЦ снят вопрос обучения компьютерным технологиям. Существенно увеличился удельный вес педагогических работников, прошедших подготовку по направлениям изучения и использования информационных технологий в учебном процессе – 80%. Информационную поддержку образования осуществляют 9 школьных, 7 объединенных (с сельскими) библиотек.

На базе Анастасьевской, Баткатской, Каргалинской школ работают краеведческие музеи.

Медицинское обслуживание: медицинские кабинеты есть в Шегарских СОШ № 1, № 2. Лицензию на медицинскую деятельность имеют только Шегарская СОШ № 2 и Шегарский детский сад № 1. Заключены договора на медицинское обслуживание с ОВП Побединская СОШ, Трубачевская СОШ) с ФАП (Гусевская СОШ, Татьяновская НОШ, Гынгазовский филиал Маркеловской СОШ).

Спортивные залы работают в 12 школах района, спортивные площадки при 8 школах. Осуществляется подвоз учащихся на занятия в базовую школу из близлежащих сел округа : имеется 16 транспортных единиц.

Состояние помещений: новое здание школы в райцентре, 2 капитально восстановленные школы в деревянном исполнении (Монастырская, Гусевская СОШ), в удовлетворительном состоянии находятся 12 школ, здание Новоильинской СОШ – в достаточно ветхом состоянии. Произведена реконструкция зданий детского сада в с. Мельниково, групп дошкольного образования полного дня в с. Баткат, с.Вороновка.

Участие общего образования Шегарского района в составе Томской области в Комплексном проекте модернизации образования в 2008 -2010 г.г. позволило получить позитивные изменения по многим направлениям деятельности.



За время реализации проекта, который совпал по срокам с реализацией Программы развития общего образования Шегарского района на 2008-2010 г.г., удалось достичь следующих результатов:

  • Внедрение НСОТ во всех ОУ, обеспечившей заметный рост реальных доходов у значительной части учителей.

  • Существенное расширение практики «предшколы», в том числе нормативное и финансовое обеспечение групп дошкольного образования, функционирующих на базе школ в режиме сокращенного дня пребывания и кратковременного пребывания.

  • Развитие муниципальной системы оценки качества образования - переход в штатный режим Единого государственного экзамена, введение новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов, участие независимых экспертов в процедурах лицензирования и аккредитации, начата работа по моделированию и внедрению внутришкольных систем оценки качества образования.

  • повышению статуса классных руководителей способствует введение дополнительного вознаграждения;

  • существенное обновление материально-технической базы ООУ, обновление школьного автобусного парка;

  • 100%-ное подключение к скоростным каналам связи обеспечило равный доступ всех школьников к информационным ресурсам и создало условия для развития дистантных форм образования;

  • увеличилось количество компьютерной техники в ООУ: доля школьников, приходящихся на 1 компьютер, снизилась с 19 до 9 чел;

  • увеличился % ООУ, имеющих интерактивные доски с 6% до 35,3% (в 6 ОУ – 9 ИД),

  • увеличилось количество мультимедийных проекторов, сканеров и др.;

  • педагоги района создают собственные мультмедийные учебные пособия, которые используют в учебном процессе, а также распространяют их через «Ярмарку медиапродуктов» (организатор - Шегарская СОШ №1)

  • Уменьшилось втрое количество ветхих зданий общеобразовательных учреждений в деревянном исполнении – из 3 ОУ проведен восстановительный капитальный ремонт МОУ «Гусевская СОШ», МОУ Монастырская СОШ;

  • Ведется капитальный ремонт одного из корпусов Шегарская СОШ №1;

  • построен гараж для автобуса в Малобрагинской ООШ;

  • произведена замена котлов отопления в МОУ «Баткатская СОШ», Трубачевская СОШ; строительство отопительного модуля в МОУ «Монастырская СОШ»;

  • произведены замена электроплит на пищеблоках на более экономичные (Баткатская СОШ, МОУ Маркеловская СОШ, Шегарская СОШ №1); ремонт канализации в столовой, приобретение оборудования для пищеблока (МОУ «Бабарыкинская СОШ»);

  • Проведено лицензирование медицинских кабинетов (МОУ Шегарская СОШ №2, МДОУ Шегарский детский сад №1

  • разработан проект районной целевой программы «Модернизация школьного оборудования в общеобразовательных учреждениях муниципального образования «Шегарский район» на 2010-2012 годы»

Оснащены учебные кабинеты:

  • МОУ Гусевская СОШ, МОУ Монастырская СОШ - приобретение оборудования и учебно-наглядных пособий на сумму 3,26 млн. руб.,

  • другие ООУ – проведено оснащение кабинетов физики, химии, биологии на сумму 1 972,6 тыс. руб.;

  • приобретены и внедрены в практику работы всех ОУ аппаратных средств контроля знаний « Символ-Тест»;

  • приобретены две информационные системы «Портфолио» (Шегарские СОШ № 1, № 2)

  • оснащен Ресурсно-внедренческого центр на базе МОУ «Бабарыкинская СОШ».

Возросла открытость образовательной системы :

- введение института общественного наблюдения при лицензировании и аккредитации ОУ, при проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников;

- в практику работы образовательных учреждений вошло представление публичных докладов руководителей перед общественностью о состоянии и развитии образовательных учреждений;

- открытости, гласности процессов и результатов образования способствует размещение материалов на сайтах образовательных учреждений;



- развитие общественного управления – в районе создано 12 управляющих советов, ориентированных на выполнение полномочий по внешней оценке деятельности школ и учителей, в том числе и на реальное участие в распределении стимулирующих выплат;

  • Значительное расширение практики использования проектных форм повышения квалификации работников образования .

Кроме того, можно отметить такие позитивные достижения, как:

  • Построена система внедрения инновационного педагогического опыта и результатов экспериментов статусных образовательных учреждений в практику массовой школы.

  • Создана муниципальная образовательная сеть, которая обеспечивает широкий спектр вариативности образования, в том числе профильного, подготовку старшеклассников к государственной (итоговой) аттестации.

  • Созданы организационно-педагогические и ресурсные условия для развития новых форм дошкольных образования.

  • Образовательные учреждения активно участвуют в различных конкурсах (грантах), привлекая внебюджетные средства, повышая уровень профессиональной компетентности педагогических работников.

  • Растет число обучающихся – участников творческих конкурсов, научно-исследовательских проектов.

  • Повысилась мотивация педагогов к профессиональному росту : количество педагогов, активно принимающих участие в конкурсах, возросло за 3 года на 15%.

  • Все ОУ обеспечены транспортом для перевозки обучающихся, что гарантирует доступность качественного общего образования независимо от места проживания.

  • Своевременная диагностика, профилактика заболеваний, оказание доврачебной помощи детям в ОУ.

В то же время, существуют проблемы, требующие решения в ближайшие годы:

  • Низкая наполняемость классов, образовательные учреждения, в том числе реализующие инновационные образовательные программы, недостаточно концентрируют внимание на результатах обучения и воспитания.

  • Результаты независимой оценки знаний выпускников показывают снижение показателей уровня общеобразовательной подготовки обучающихся.

  • Хронические проблемы старения педагогических кадров (в среднем количество пенсионеров в педагогических коллективах составляет 21% - 23%, низкий уровень закрепляемости молодых специалистов).

  • Слабая материально-техническая база ОУ: недостаточно компьютерной техники, значительная часть имеющейся устарела, недостаточно учебного оборудования, наглядных пособий; устаревшее технологическое оборудование столовых, недостаточно оборудованных медицинских кабинетов и медицинских работников.

  • Старение основного фонда ОУ, изношенность инженерных сетей, электропроводки.

  • Старение автобусного парка, нет условий для выполнения требований, предъявляемых к техническому состоянию транспорта, условий для стажировки водителей.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

1. Обновление образовательных стандартов

Цель: Создание реальных предпосылок для повышения качества общего образования, совершенствование системы мониторинга и оценки результатов образовательной деятельности, переориентация структуры содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе.

Задачи :

обновление образовательных стандартов, включающих три группы требований: требования к структуре образовательных программ, требования к условиям реализации образовательных программ и требования к результатам их освоения;

главным результатом школьного образования должно стать соответствие целям опережающего развития;

развитие системы оценки качества образования, в том числе, оценки качества при переходе с одной школьной ступени на другую;

создание условий для расширения возможностей для детей раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире : вовлечение обучающихся в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать новое и осваивать неожиданное, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения.

Основные направления деятельности и мероприятия:


  • Обеспечение условий реализации основных образовательных программ начальной общей школы (далее - ООП НОО), методическое сопровождение апробации ООП НОО.

  • Создание банка педагогических разработок, необходимых для введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)

  • Проведение семинаров по теме: «Проектирование основной образовательной программы начального общего образования ОУ» для управленческих команд ОУ;

  • Организация работы и оказание методической помощи ОУ по участию в конкурсе рабочих программ по отдельным предметам и программам и учебно-методическим комплексам развивающих курсов, образовательных модулей, программ дополнительного образования детей;

  • Оказание методической помощи ОУ при подготовке к экспертизе основных образовательных программ начального общего образования пилотных ОУ;

  • Создание проблемных групп учителей начальных классов для перехода на ФГОС второго поколения.

  • Подготовка к проведению и организация Единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации выпускников 9 классов в новой форме.


следующая страница >>
Смотрите также:
Программа развития общего образования шегарского района на 2011 2013 годы мельниково 2011 паспорт программы
483.72kb.
2 стр.
Программа развития мадоу детский сад ов №14 на 2011-2015 годы Паспорт Программы г. Боровичи
301.67kb.
1 стр.
Программа энергосбережения мбоу сош с. Соколовка на 2011-2013 годы паспорт программы
112.88kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2016 годы Дон-Терезин, 2011
14565.38kb.
77 стр.
Информация о ходе выполнения Комплексной программы социально-экономического развитию района на 2011-2013 годы в 2011 году
70.87kb.
1 стр.
Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы Кировское 2011
1973.67kb.
13 стр.
Приказ № от 2011г. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011-2015 годы Ирбит 2011
3282.53kb.
21 стр.
Программа развития гбоу цо №1130 на 2011-2016 I информационно аналитическая часть Паспорт программы
414.52kb.
3 стр.
Паспорт программы инновационного развития ОАО «ниц аск» на 2011 – 2016 годы и на период до 2020 года Москва 2011 Общие положения Программа инновационного развития ОАО «Научно-исследовательского центра автоматизированных систем
89.25kb.
1 стр.
Паспорт программы развития государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы центра образования №1455 на 2011-2016 годы
1228.3kb.
11 стр.
Программа социально-экономического развития Бугульминского муниципального района на период 2011-2015 гг. Бугульма, 2011 год
769.49kb.
7 стр.
Программа социально-экономического развития Сморгонского района на 2011-2015 годы глава 1
352.49kb.
1 стр.