Главная
страница 1

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №11

города Палласовки Волгоградской области

Использование краеведческого материала

на уроках и во внеклассной работе как важнейший фактор гражданского становления личности

Из опыта работы

учителя истории

Дранко И.А.

Палласовка

2011

  1. Информационная карта - аннотация передового

педагогического опыта

Элементы НПО

Сведения о ППО и его краткая аннотация

1 .Тема опыта

Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время как важнейший фактор гражданского становления личности

2.Автор опыта Служ. телефон

Дранко Ирина Александровна

тел. 62-2-50



3. Должность автора опыта



Учитель истории и обществоведения муниципального казенного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №11 города Палласовки

4. Преподаваемые предметы

История, обществознание

5. Место функционирования опыта

404263 Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Мира,9, школа №11

6. Условия функционирования опыта

МКОУ СОШ №11, педагогическая вертикаль 5-11 классы, работает в кабинете истории, оснащенном необходимой методической литературой, дидактическими и раздаточными материалами, наглядными пособиями и ТСО. Высокая профессиональная подготовка учителя: эрудированная, эмоциональная, лично заинтересованная в успехах учащихся. Школьники испытывают интерес к предмету, работают с удовольствием.

7. Широта опыта

Система урочной и внеклассной работы

8. Степень новизны опыта

Рационализаторский

9.С какого года наблюдается опыт?

с 2008 года

10. Решение каких актуальных задач достигается в опыте

1. Повышение качества учебно-воспитательного процесса. 2.Развитие индивидуальных способностей, творчества учащихся. 3. Применение краеведческого материала на уроках и во внеклассной работе позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения. 4.Исследовательские и проектные технологии дают возможность использовать базу источников, которых нет в школьной библиотеке.






5. Повышение информационной насыщенности уроков за счет использования краеведческого материала обеспечивает высокий уровень мыслительной, эмоциональной и поведенческой активности учащихся.

6.Использование краеведческого материала обеспечивает проблемность учебного процесса, активность учащихся, связь обучения с жизнью учащихся, воспитание патриотизма, сотрудничество учащихся и учителя.



11. Совокупность педагогических средств, используемых в опыте. В том числен -формы учебных занятий;

-формы внеучебных занятий;

-формы организации деятельности учащихся;

-приемы стимулирования деятельности учащихся

-приемы контроля деятельности учащихся


Уроки:

-лекции, семинары, викторины, конференции, путешествия, заседания ученого совета, конкурсы, КВН, проекты, презентации.

-экскурсии, уроки Мужества, исторические вечера, слеты, проекты, презентации;

-индивидуальная, парная, групповая, коллективная, создание проблемных ситуаций, проектная деятельность, самостоятельная работа, анализ, консультация

Создание ситуации успеха на уроке, система оценки знаний, анализ деятельности, сопоставление разных точек зрения, соревновательность, контроль с учетом способностей

Письменный и устный контроль: срезы, тесты, самоконтроль, взаимоконтроль, зачетные работы, олимпиады, уроки коррекции знаний, экзамены



12. Главная идея-«рациональное зерно опыта»


Краеведческий материал способствует личностно-ориентированному подходу в обучении, прочному усвоению знаний; проектные и поисковые методы развивают интерес к предмету, чувство восприятия себя как личности, формируют активную гражданскую позицию

13. Результативность опыта

Инновационные технологии, используемые в реализации краеведческих проектов, помогают учителю в достижении высокого уровня мыслительной, эмоциональной, поведенческой активности учащихся. Увеличилось число успевающих на «4» и «5», уменьшилось число неуспевающих, возрос интерес к урокам истории

14. Адресная направленность опыта

Учителя истории

15. Аттестован ли автор опыта?


Аттестована на первую квалификационную категорию: приказ по школе № от

Какие звания имеет?


Не имеет

16. Каким материалом представлен опыт в настоящее время?

Описанием с приложениями

17. Где они находятся?

РФ Волгоградская область, г. Палласовка, ул. Мира,9, МКОУ СОШ №11 г. Палласовки

18. Где рассматривались материалы? Когда и где одобрены?

На заседании межшкольного методического объединений учителей истории,

одобрен коллегами



19. Кто составил карту?

Дранко Ирина Александровна, учитель истории

Перечень модулей




  1. Информация об опыте.

  2. Актуальность темы

  3. Условия возникновения и становления опыта.

  4. Противоречия и затруднения, решаемые в данном опыте.

  5. Теоретическая база опыта.

  6. Ведущая педагогическая идея.

  7. Технология опыта.

1) Использование краеведческого материала на уроках истории:

а) краеведческие уроки;

б) уроки - экскурсии по городу и в краеведческий музей;

2) Организация внеклассной работы по краеведению:

а) уроки мужества в школьном музее;

б) исследовательские проекты учащихся по краеведческой тематике.

8.Результативность.

9.Список литературы.



Наименование опыта


  1. Использование краеведческого материала на уроках и во внеурочное время как важнейший фактор гражданского становления личности




  1. Автор опыта: Дранко Ирина Александровна-учитель истории и обществознания 1-ой квалификационной категории, стаж педагогической работы 30 лет.




  1. Адрес: Муниципальное казённое образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11 г. Палласовки

Волгоградская область

город Палласовка

улица Мира,9

тел. 62-2-50


  1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ


Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них. Приучает интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это - самый массовый вид науки.

Д.С.Лихачёв.
Волгоградская область в современной России занимает одно из лидирующих мест. Исторические корни области уходят в тысячелетнюю толщу, когда нашим предкам приходилось в изнурительной, кровавой борьбе защищать от набегов кочевников эту землю.
Через Палласовский район опустошительным ураганом прокатилась братоубийственная гражданская война. Во время Великой Отечественной войны через наши земли пролегла знаменитая Астраханская ветка Рязано-Уральской железной дороги, ставшей основным поставщиком живой силы и техники для Сталинграда. Именно здесь произошло крупнейшее противостояние двух систем: добра и зла. Наша Палласовская земля дала трех Героев Советского Союза, более 3000 наших земляков награждены орденами и медалями. Здесь началось освоение целинных и залежных земель, строительство Палласовской оросительно-обводнительной системы было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. По территории нашего района прошел газопровод «Оренбург-Западная граница». Многие наши земляки и сейчас прославляют наш край. Среди них есть художники, актеры, писатели, музыканты, врачи, учителя и т.д. Ратный дух земляков, их смелость, воинское и мирное мастерство ковались столетиями в жестокой борьбе с внешним врагом, сформировав цельный, сильный, способный к самопожертвованию характер.
2. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству. В молодежной среде часто заметна неуверенность в завтрашнем дне, утрата интереса к учению, труду, агрессивность, антипатриотические настроения. Изменение в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций - показатель ухудшения нравственного, психического и физического здоровья российского общества.

Поэтому неотъемлемой стороной образовательного процесса становится воспитание патриотизма, чувства долга, ответственности. Эта проблема становится тем актуальнее, чем острее проявляется крайне отрицательное отношение молодежи к таким понятиям, как любовь к Родине, патриотизм. Как следствие этого – снижается интерес к изучению истории России. Однако сохранение российского государства невозможно пока не будет любви к Родине и патриотических ориентаций каждого гражданина.

На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

Мне, коренной жительнице нашего района, горячо любящей этот уголок России, как и всем моим землякам, не безразлична судьба родного края. Мне хочется, чтобы судьба Палласовского района перешла в надежные руки будущих поколений, которые мы должны воспитать, опираясь на краеведческий материал, который стал неотъемлемой и обязательной частью при изучении отечественной истории. Историческое краеведение содействует обучению и воспитанию партиотизма, гражданской позиции на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, во внеклассной и внешкольной работе. Она стала важным средством повышения качества знаний, способствующим формированию у учащихся научного мировоззрения, нравственного воспитания личности и убежденности. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.



3. УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ОПЫТА
Школа № 11 находится в микрорайоне поселка Водников, возникшем в результате строительства Палласовской обводнительно-оросительной системы. В школе обучается 580 учащихся. Я преподаю в школе предмет историю и обществознание в 5-11 классах (в этом учебном году в 5,7,11-х кл).

Федеральная программа развития образования, принятая в апреле 2002 года акцентировала внимание на формировании гражданских качеств личности: гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе и определила круг задач гражданско-правового содержания.

Сама учебная программа для общеобразовательных учебных заведений сориентирована на участие молодежи в общественной деятельности и деятельности по сохранению культурного наследия и национальных традиций. Изучение особенностей местной культуры, искусства, истории через региональный компонент базисного плана, на который выделяется 15% учебного времени курса истории. Поэтому одна из важнейших задач, которая встала передо мной :

через историко-краеведческую работу воздействовать не только на сознание, но и на чувства детей, формировать у школьников историческое мышление, чувство национального самосознания и патриотизма, воспитывать гражданина России.

Мой опыт позволяет представить основные направления современной практики, в рамках которых осуществляется реализация опыта гражданского воспитания:

1) Через знаниевый компонент, основанный на изучении предметов истории, обществознания.


  1. Через региональный компонент базисного плана (с распростране-

нием гражданской тематики), через изучение истории родного края

и города, через поисковую краеведческую работу.



  1. Через систему классных часов и внеклассных

мероприятий по краеведению и гражданскому воспитанию.

4. ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЗАТРУДНЕНИЯ, РЕШАЕМЫЕ В ОПЫТЕ

В процессе работы в школе я столкнулась с тем, что у учащихся в последнее время снизилось гражданское самосознание, чувство патриотизма, снизился интерес к истории родного края и города, слаба социальная активность учащихся. Столкнулась с тем, что отсутствует единый базовый методический подход к гражданскому воспитанию.

Стало очевидным, что:


  • Низка социально-преобразующая деятельность, направленная на развитие гражданского общества;

  • Низка социальная активность учащихся и гражданская

компетентность;

  • Учащиеся не могут ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом государстве;

  • Наблюдается пассивность на уроках;

  • Низкий уровень самостоятельного мышления;

  • Развитие творческих способностей тормозит наличие «комплексов»;

  • Снизился уровень морально-нравственного воспитания учащихся;

- Учащиеся затрудняются применять свои знания и умения на практике.
Поэтому мой опыт направлен на преодоление этих трудностей.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ОПЫТОМ

       С указанными проблемами я столкнулась давно. Однако негатив в отношении собственной страны и собственной истории, цинизм по отношению ко всему советскому периоду истории России особенно укрепился в последние годы. Это произошло с поколением молодёжи, не знавшей ни Советского Союза, ни реальной практики жизни и деятельности его общественных организаций.

После принятия "Программы патриотического воспитания", изучения научно - методической литературы, опыта работы учителей истории, анализа результатов диагностики исходного состояния сформированности патриотиз= ма у школьников мною было определено направление педагогической деятельности и пути разрешения обозначенного противоречия. Опыт краеведческой работы присутствует в моей деятельности четвертый год.

5. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА
Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы и местных сообществ.

Главными предметами, где происходит гражданское становление личности являются история, обществознание, краеведение. Их цель состоит в том, чтобы дать возможность овладеть знаниями о многовековом историческом пути России, о ее роли в мировом сообществе, приобщить школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям предшествующих поколений, к национальной культуре и народным идеалам, способствовать формированию национального самосознания, воспитывать патриотизм, любовь к Родине, к семье, к родным местам. Воспитывающие и развивающие резервы уроков истории и обществознания наиболее полно раскрываются в условиях деятельного подхода, когда ученик становится не объектом, а субъектом учебной деятельности. Исследовательская работа по краеведению позволяет углубить знания школьников, учит их ориентироваться в потоке информации, отбирать нужный материал, расширяет кругозор, стимулирует исследовательскую деятельность учащихся в учебном процессе. Если в процессе изучения систематически и последовательно внедрять краеведческий принцип, то это, наравне с обогащением учащихся знаниями о родном крае, сформирует представление о мире и о себе, о добре и зле, разовьет чувство восприятия самого себя как личности с присущими ей положительными качествами и недостатками, научит оценивать свои поступки, создаст условия для развития творчества, где человек сможет проявить свой высший потенциал как существо сознательное, мыслящее, способное создавать новое, поможет соблюдать «чистоту своего внутреннего жилища». Для решения этого комплекса задач я использовала различные формы и методы учебно-воспитательной работы и разработала технологию их применения, способы деятельности учителя и учащихся. В процессе поиска конкретных путей обновления уроков истории и обществознания, улучшения результатов обучения и воспитания, я использовала педагогические идеи и методические находки:



  1. Инструктивно-методическая письмо Министерства образования РФ №13-51-08/13 от 15.01.2003 г. «О гражданском образовании учащихся общеобразовательных учреждений Российской Федерации». (ж. «Преподавание истории и обществознания в школе» №6, 2003 г., стр. 16-24).

  2. С.К. Селевко «Современные образовательные технологии», Москва, 2005 г.

  3. А.В. Клименко «Проектная деятельность учащихся» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2002 г.)

  4. В.Н. Мачехина «Организация проектной деятельности старшеклассников при изучении обществознания» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №9, 2002 г.)

  5. Н.Н.Савотина «Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития» (журнал «Преподавание истории иобществознания в школе», №5, 2003 г.)

  6. Г. Кропанова «Технология метода проектов при обучении истории» (журнал «История», №11, 2001 г.)

  7. Н.Т. Студеникина «Активные методы обучения истории в русской школе начала XX века» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №2, 1994 г.)

  8. Я.В. Соколов «Граждановедение: этап становления» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №3, 1994 г.)

10. М.Н. Чернова «Активное усвоение материала» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №7, 1994 г.)

11.К.Б. Умбрашко «Развитие творческого мышления на уроках истории» (журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», №2, 1996 г.)

12.«Методика историко-краеведческой работы в школе» Пособие для учителей под ред. Н.С. Борисова. М. «Просвещение» 1982.

6. ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ
Моя ведущая педагогическая идея - активное усвоение знаний учащимися об окружающем мире, об историческом прошлом своего родного края, города и страны должно способствовать гражданскому становлению личности, имеющей сформированную систему ценностей и активную жизненную позицию. Свои уроки я строю так, чтобы как можно полнее раскрыть каждого ребенка, развивать познавательную активность и творческие способности учащихся, их умственный потенциал и стремление к саморазвитию, заложить основы индивидуального развития личности. Активные методы обучения на мой взгляд:


  1. Способствуют личностно-ориентированному подходу в обучении;

  2. Способствуют прочному усвоению знаний;

  3. Осуществляют развитие творческих и логических способностей;

  1. Учат индивидуальному труду, предоставляют большие возможности для самостоятельной работы;

  1. Поисковые методы развивают интерес к предмету;

  1. Занятия по краеведению учат детей любить жизнь, окружающий мир, всех людей, как самих себя;

  2. Развивают чувство восприятия себя как личности, с присущими ей положительными качествами и недостатками.


7. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
1. Использование краеведческого материала на уроках истории:

а) Краеведческие уроки;

б) Уроки-экскурсии по городу и в краеведческий музей;

2. Организация внеклассной работы по краеведению:

а) Уроки мужества в школьной Комнате Славы;

б) Исследовательские проекты учащихся по краеведческой тематике.



ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
7.1.Использование краеведческого материала на уроках
а) Краеведеческие уроки
Школьными программами по истории России в 7-11 классах предусмотрено изучение истории края с древнейших времен и до наших дней, т.е. история края - это не только составная, но и обязательная часть знаний по истории страны. Однако краеведческим такой подход будет тогда, когда местный объект рассматривается в связях с явлениями местной жизни, местной природы и местной истории. Краеведческая работа является одним из действенных средств повышения качества знаний и эффективности воспитания учащихся.

Я выделяю три уровня краеведческой познавательной работы учащихся:



  1. Получение школьниками готовых знаний о крае со слов учителя.

  2. Самостоятельное приобретение знаний. Источниками таких знаний
    могут быть, кроме учебных пособий, научно-популярная и научная
    литература, публикации в местной и центральной периодической
    печати, материалы школьных и городских музеев.

  3. Изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного
    поиска, когда они выступают в роли исследователей.

Я считаю, что в основе исторического краеведения должен лежать принцип концентризма, когда учащиеся изучают историю родного края как бы продвигаясь по своеобразным кругам знаний: мой дом, родословная семьи;( Приложение №1) родная школа, ее история и традиции; свой город или село - прошлое, настоящее, перспективы развития; история родного края. Возможны и другие темы-концентры: история нашей улицы, квартала, местного предприятия, учреждения. Только активное изучение школьниками истории родного края в ходе углубленного поиска, дает учащимся прочные знания, расширяет их общий и исторический кругозор, развивает художественный вкус, формирует навыки анализа документов, памятников материальной культуры.
Моя роль, как учителя заключается в том, чтобы применять разнообразные оптимальные методы и приемы использования местного материала на уроках истории, но прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соответствие с общеисторическим материалом. Местный материал может быть основой изучения всей темы, включаться в виде отдельных вопросов, фактов, эпизодов по теме урока. Он может использоваться в ходе изложения нового материала в виде краеведческого вступления или дополнения, а также в ходе беседы при повторении изученного материала.

Использую краеведческий материал по-разному: в изложении учителя, в сообщениях или докладах учащихся, в лекции, в беседе, на экскурсии, в работе с книгой, документом, картой или музейным экспонатом.

Одной из наиболее доступных увлекательных форм приобщения школьников к исследовательской работе, способом мотивации познавательной деятельности учеников является изучение ими истории семьи. Рассказы и воспоминания родных – живых свидетелей, очевидцев и участников событий – оживляют историю, приближают её к ребёнку. Занимаюсь этой работой около четырех лет. Периодически реализуем проект «Поиск», где учащиеся занимаются поисковой работой, составляют рефераты. В процессе составления родословной школьники обращаются к семейным архивам. Изучение истории семьи осуществляется в рамках общеобразовательной программы. Накопленный учениками и их родителями материал представлен в виде выкладочного материала и используется на уроках и во внеурочной деятельности. К различным темам в качестве опережающих домашних заданий предлагаю ученикам подготовить краткие сообщения, а также привлечь старшее поколение к заполнению анкет, содержание которых затем использую на уроках. Анкетирование проводится по различной тематике (Приложение №2).

  В ходе изучения истории семьи укрепляются психологические контакты детей и родителей, родителей и учителей, педагогика сотрудничества приобретает реальные очертания. А главное – происходит передача из поколения в поколение традиций, нравственных ценностей, толерантности, позитивного исторического опыта.

Исходя из содержания и значимости краеведческого материала, выбираю время его изложения. Так, в 9 классе и в 11 классе при изучении начала Великой Отечественной войны внимание учащихся обращаю на то, что с первых дней на защиту Отечества вместе со всем советским народом поднялось и население нашего края и пос. Палласовка, для этого использую материалы созданного в районе сайта «Палласовский район в годы Великой Отечественной войны» (Приложение 3. http://www.pallasovka.hut2.ru). Местный краеведческий материал утверждает, что во время войны не менее важным был и трудовой фронт. Население Палласовского района, как и население всей страны, жило и трудилось под девизом: «Все для фронта, все для Победы!» К данному уроку учащиеся ведут поисковую работу о тружениках тыла, готовят сообщения и доклады о работе предприятий и организаций Палласовки в годы войны (железной дороге, МТС и др.). Ознакомление учащихся с таким материалом вызывает чувство гордости за земляков, а также усиливает интерес к теме. На конкретных примерах школьники убеждаются в том, что против врага сражался весь советский народ как на фронте, так и в тылу.

При изучении темы «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», на уроки приглашаются ветераны города - участники битв. Местный материал, привлекаемый на уроке, способствует прочному усвоению содержания темы, пробуждает интерес ребят к изучению истории родного края, позволяет им многое узнать о своих земляках, участниках Великой Отечественной войны,

а в конечном итоге помогает успешному осуществлению всего учебно-воспитательного процесса. (Приложение №4. Урок Мужества)

При изучении темы «Итоги и всемирно-историческое значение победы Советского Союза в Великой Отечественной войне» рассказ о героических свершениях советского народа дополняется и конкретизируется местным материалом. Учащиеся в своих сообщениях и докладах на уроке-конференции рассказывают о том, сколько человек из нашего было призвано на фронт, сколько было награждено орденами и медалями, кому было присвоено звание Героя Советского Союза. Учащиеся рассказывают о Героях Советского Союза П.А.Дранко, Г.М.Губареве, о Танове, Серогодском, Табунщикове, в честь которых также названы улицы нашего города. (Приложение №5. Презентация «В названии улиц имена героев»).

Использую на ураках и проектную технологию.. В 10-ом классе перед изучением темы «Социально-экономическое явление - безработица» учащиеся включились в поисковую исследовательскую работу по проблемам безработицы в нашем крае и городе Палласовке. Выбор этой темы определялся актуальностью данной проблемы, как для всей страны, так и для нашего края и города.

Данная проблема вызвала интерес у каждого участника проекта, дала возможность получить знания учащихся в данной области, расширить их кругозор, способствовать их социальной адаптации в обществе. Работа над проектом помогла учащимся в профессиональной ориентации, в выборе тех профессий, которые востребованы в нашем крае и городе.


Уроки с использованием местного краеведческого материала повышают эффективность усвоения учебного материала и дают высокое качество знаний учащимся. (Приложение 6)
б) Уроки-экскурсии по городу и в краеведческий музей
Эффективное изучение местной истории предполагает организацию экскурсий и иных форм работы. Остановлюсь на организации экскурсий.

Организация экскурсий — дело довольно хлопотное, но не стоит жалеть на него усилий, т.к. это одна из наиболее эффективных форм обучения истории.

Только пройдя по улицам родного города, посетив историко-художественный музей, учащиеся получают прочные представления об исторической эпохе, ее традициях, вкусах, архитектурных стилях. Я заранее определяю перечень и тематику экскурсий на четверть и учебный год, продумываю, как использовать для экскурсионной работы каникулярное время.

Затем я составляю задания и вопросы по каждой теме экскурсии. Даю учащимся опережающие задания, это позволяет настроить учащихся на осознанное восприятие материала. При организации экскурсий по улицам родного города, привлекаю учащихся к продумыванию экскурсионного маршрута, вместе с ними выбираем интересные памятные места. Темы экскурсий могут быть такими: «Привокзальная площадь», «В названии улиц имена героев», «Памятники нашего города», «Палласовка в годы гражданской войны». Продумывая экскурсионный маршрут, привлекаю учащихся к сбору материала, учащиеся заранее готовят сообщения, выполняют другие творческие задания. Так, при подготовке пешеходной экскурсии по старому центру г. Палласовка учащиеся собирали материал об истории улицы Лея Роот, узнавали, в названии каких улиц старого центра отразился революционный период нашей истории (ул. Ленина, ул. Красноармейская, ул.Лея Роот) (Приложение №7 ).

Учитывая то, что учащиеся знают о своем городе из повседневной жизни, личных наблюдений, из литературы о Палласовке, учитель может провести экскурсию «Мой город» в форме беседы. Вот некоторые вопросы, которые ставились перед учащимися (VII класс):


  1. Определите исторически сложившийся центр города.

  2. Почему город возник именно на этом месте?

  3. Какие экономические и географические условия предопределили его
    планировку?

  4. Когда возник г. Палласовка?

  5. С какой целью Екатерина II приказала освоить наш край?

  6. Путешествие Палласа по Заволжью.

Данные вопросы заставляют учащихся мыслить, вопросы требуют непосредственного осмотра самого города, что повышает интерес и активизирует познавательную деятельность учащихся.

При изучении темы «Родной край в XVII-XVIII вв.» мы идем на экскурсию в историко-краеведческий музей, где сотрудники музея проводят для учащихся интересную беседу о возникновении соляного промысла на озере Эльтон, о строительстве Астраханской ветки Рязано-Уральской железной дороги. В 8 классе при изучении темы «Особенности модернизации пореформенной России», сотрудники музея проводят музейную экскурсию «Наш край в Х1Хв». Рассказывают учащимся о процессе формирования купечества в поселке Палласовка в пореформенный период, об их благотворительной деятельности. Такая работа настраивает учащихся на прочное усвоение нового материала, делает его более доступным, стимулирует познавательную деятельность, повышает качество знаний учащихся.

Итогом экскурсий по улицам родного города и музейных экскурсий становятся доклады, сообщения, рефераты, оформленные стенды с фотографиями памятников, а также проведения исторической викторины «По улицам родного города» (Приложение №8).

Следующий этап работы - подготовка учащихся к самостоятельному проведению экскурсий. Я предлагаю учащимся перечень экскурсий с учетом их интересов и возможностей, даю поисковые задания: например, случайно ли у нас в Палласовке есть улица имени Василия Серогодского, Сергея Танова, Николая Табунщикова.

Многие ребята возвращаются на эти улицы со своими родителями, друзьями, испытывают потребность рассказать близким о том, почему та или иная улица носит такое название. Итогом такой работы становятся сообщения, доклады, рефераты, а также экскурсии, подготовленные самими учащимися.

Таким образом, учебные экскурсии решают задачу дополнения предусмотренных программой знаний, расширяют исторический кругозор учащихся, прививают интерес к предмету, учат учащихся вести исследовательскую поисковую работу, формируют навыки анализа исторических документов и прививают любовь к родному городу, краю, воспитывают гражданина России.




    1. Организация внеклассной работы по краеведению

Внеклассная работа по историческому краеведению подразделяется на массовую, групповую и индивидуальную.

Массовые формы - олимпиады, викторины, конференции, создание школьных краеведческих уголков, встречи с участниками исторических событий.

Групповые формы внеклассной работы - экскурсии, походы, лектории, выпуск стен газет.

Индивидуальная работа по краеведению предполагает чтение литературы по местной истории, работу с документальными материалами архива, подготовку рефератов, запись воспоминаний, наблюдения за жизнью и бытом изучаемого народа, выполнение познавательных заданий и изготовление наглядных пособий. Формы внеклассной работы находятся в тесной взаимосвязи. Из массовой работы вырастает групповая. Результаты занятий в группе часто выносятся на общешкольные мероприятия. Индивидуальная работа является необходимым элементом как массовых, так и групповых форм.
а) Уроки мужества в Комнате боевой и трудовой Славы

(Приложение №9)

В школе имеется Комната Славы, в которой собран материал самими учащимися о жизни героев фронта и тыла. В комнате хранятся документы, фотографии, письма и воспоминания об участниках войны, видеозаписи. Также в музее школы имеются анкеты ветеранов Великой Отечественной войны и тружеников тыла, их фотографии.

Практика проведения уроков мужества в школьной Комнате Славы показывает нам, что использование краеведческого материала в учебных целях обостряет внимание учащихся к фактам и явлениям окружающей действительности, помогает вырабатывать у них самостоятельное творческое мышление и твердость убеждений. Благодаря краеведению я могу внести в учебно-воспитательный процесс элемент живого созерцания, когда на уроки мужества приглашаются ветераны войны и труда, участники боевых действий в Афганистане. На местном материале, собранном учащимися, мы раскрываем участие земляков в важнейших исторических событиях, показываем хозяйственное, экономическое и культурное значение края и города в развитии нашего государства, что способствует патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи. Историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью. В школьной Комнате Славы имеются материалы, которые позволяют наглядно показать учащимся труд людей, рассказать о героических подвигах

Я использую несколько методических вариантов таких музейных уроков. Распространенным методом является такой урок, когда сам учитель ведет рассказ, используя экспонаты Комнаты. Более эффективным вариантом является сочетание рассказа учителя с демонстрацией экспонатов и самостоятельной поисковой работой учащихся. Мои школьники часто выступают с краткими сообщениями, докладами, рефератами на уроке. Такие уроки проводятся при изложении нового материала по истории края и их результативность зависит не только от того, каким материалом располагает Комната Славы и как он преподносится учителем, но и в значительной мере от того, как учащиеся подготовились к уроку, какой поисковый материал ими собран. Организую индивидуальную самостоятельную работу учащихся над документами.

Краеведческий материал создает благоприятные условия для организации различных заданий творческого характера, применения в учебной работе различных элементов поиска и исследования, широкого использования местных документов и материалов.

Так, в память о палласовцах, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане мною в 7 классе был проведен в школьной Комнате Славы урок мужества на тему: «На афганской выжженной земле». Перед проведением урока, учащиеся были разделены на рабочие группы, каждой из них было дано поисковое задание.

Первая группа должна была собрать статистический материал о савинчанах, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане. Учащиеся узнали, сколько человек служило в Афганистане, сколько человек погибло, получили ранения или стали инвалидами войны. Узнали о числе награжденных орденами и медалями, узнали имена погибших в Афганистане (Упрямов, и др.)

Вторая группа собирала материал о И. Маденове, о его учебе, жизни и героическом подвиге в Чечне.

Учащиеся ходили в военкомат, работали с собранными материалами в музее, записывали воспоминания родственников, друзей, одноклассников.

После проделанной поисковой работы на основе проверенных фактов был составлен учителем совместно с учащимися сценарий урока мужества. Учащиеся читали стихи об афганских событиях, слушали песни времен Афганской войны, рассказывали о героических подвигах земляков, выполнявших свой интернациональный долг в Афганистане и Чечне.

Такой краеведческий материал, как наиболее близкий, наглядный и конкретный способствует гражданскому воспитанию школьников и повышает качество знаний учащихся. Результатом этой работы стал стенд «Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы…»

б) Исследовательские проекты учащихся
Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в повышении мотивации учащихся в получении дополнительных знаний, изучения важнейших методов научного познания (выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно сформулировать задачу проекта, найти метод анализа ситуации, рефлексия результатов).

Работа над проектом способствует воспитанию у школьников значимых общечеловеческих ценностей: чувства ответственности, самодисциплины, самоорганизации, желания делать свою работу качественно.

Участие в исследовательской деятельности развивает творческие способности личности, способность к самоопределению и целеполаганию, умению самостоятельно конструировать свои знания, коммуникативные умения и навыки, способность ориентироваться в информационном пространстве, (отбирать информацию из различных источников, т.ч. с использованием возможностей Интернета), умения планировать свою работу и время, представить результаты своей работы.

Ежегодно в школе реализуются большие проекты:

2008 г. - «Мы в историю заглядываем снова»

2009 г. - «У стен Сталинграда»

2010 г. - «Дети войны»

2011 г. - «Личности в истории»


В 2008-2009 году я вела работу секции исторического краеведения. Главные цели, которые я ставила в работе:

  1. Обеспечение возможностей творческой самореализации учащихся;

  2. Формирование у школьников исторического мышления, национального сознания и воспитания гражданина России;

3) Изучение школьниками истории родного края .
Секция в течение года работала по следующим направлениям:

  1. Изучение истории г. Палласовка, его прошлого и настоящего.

  2. Углубленный поиск и сбор материала к проекту «У стен Сталинграда».

В ходе работы по направлениям подготовлены:

  • беседы на темы: «Палласовка-город трех столетий»», «Паллас- знаменитый путешественник»;

  • презентации - «Памятники моего города», «В названии улиц имена героев», «Юные герои Сталинградской битвы», «У войны не женское лицо», «Железная дорога в огне», «Наши земляки-Герои Советского Союза», «Тараны над Палласовкой», «История одного памятника».

  • экскурсии по улицам родного города, экскурсии в краеведческий музей, на основе которых была проведена викторина «По улицам родного города» (Приложение №8).

  • Выставки-стенды- «Памятники города» , «У войны не женское лицо», «В названии улиц - имена героев», «Город войной опаленный».

Визитная карточка проекта прилагается (Приложение №10).

Закончилась работа общешкольным праздником - своеобразным творческим отчетом о проделанной работе. Вечер проходил в форме устного журнала.

С методической точки зрения очень важным в работе секции являлось разнообразие его форм: чтение научной и художественной литературы, подготовка докладов и рефератов, организация экскурсий по городу и в исторический музей, встреча со старожилами города, работа в архиве и проведение творческого отчета. В ходе изучения прошлого Палласовского района, на ярких примерах и образах шло формирование высоких моральных качеств школьников и воспитание гражданина России. В процессе работы историко-краеведческой секции накопился богатый и интересный материал в виде альбомов, докладов, рефератов. Все эти материалы находятся в школьной Комнате боевой и трудовой Славы и используются в учебно-воспитательной работе.
8. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Хотя результаты патриотического воспитания покажет жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. И главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению истории родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экспедицию по родному краю. И тогда малая родина откроет тебе массу своих тайн, массу таких факторов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без твоей малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своему городу, возникнет необходимость бережного обращения с нему, как с уникальному месту без которого Россия была бы, несомненно, беднее. Мне удалось заинтересовать подростков историей родного города и результаты говорят сами за себя:

2008г.- Дранко Николай -Диплом Палласовского историко-художественного музея за активное участие в работе поисковой и историко-краеведческой секции научного общества «Эврика».

2008 г.- 2 место в районном слете юных краеведов в номинации «Конкурс выставок «Вспомним всех поименно»

2008 г. -3 место в районном слете юных краеведов, посвященном 65- летию Сталинградской битвы.

2008 г.- 2 место в районном смотре-конкурсе школьных музеев, залов, комнат боевой и трудовой славы

2008 г. – Дранко Николай Диплом лауреата VII областного фестиваля презентаций учебных проектов

2008 г. - Победители районного конкурса «Пионер года» в номинации «История пионерской организации»

2009г. – Авраменко Елена, победитель 1 районной молодежной конференции «Я горжусь своей Родиной!», посвященной Дню народного единства

2009 г. - 3 место в районном слете юных краеведов «Конкурс путеводителей»

2009 г. – Районный фестиваль презентаций учебных проектов

2009 г. - Участие в районной конференции исследовательских работ «Сталинградская битва в истории России»

2010 г.- Материалы Комнаты Славы, исследовательские работы школьников были использованы в создании сайта «Палласовский район в годы Великой Отечеественной войны».

2010 г.- Дранко Николай, Батаргазиева Нурия, Авраменко Елена-победители молодежной конференции НОУ ВПО «ВИБ» «Я-помню! Я-горжусь!», посвященной 65-летию Победы.

2011 г.- Супрунова Елена, победитель районного социального проекта «Лидер XXI века»

2011 г.- Батаргазиева Нурия 2 место в интеллектуальных состязания по истории и обществознанию во Всероссийской олимпиаде информационных и компьютерных технологий «Наука нефтегазовой отрасли – молодежи России»

В результате работы по данной теме были выявлены следующие положительные моменты:

1) повысился интерес к изучению предмета за счёт активизации деятельности учащихся. Повысилось качество выполняемых индивидуальных работ;

2) ребята стали более активно работать на уроках;

3) во время работы на уроках с краеведческим материалом снижается состояние тревожности, незнание не наказывается, стимулируется процесс познания. Учащиеся достигают лучших результатов;

4) система моей работы позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность, и таким образом, я получаю возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания.



Главным условием успеха своей работы считаю оптимистично-позитивное отношение ко всем ученикам, постоянное поощрение не только достигнутых результатов, но и стараний, вера в их возможности и способности.

Литература

  1. Аронов А.А. Воспитывать патриотов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989.




  1. В помощь работе по краеведению. - Барнаул: Алт. кн. изд-во,1988.




  1. Методика историко-краеведческой работы в школе: Пособие для учителей /Н.С. Бортов, В.В. Дранишников, П.В. Иванов, Д.В. Кацюба; Под ред. Н.С. Борисова. - М.: Просвещение, 1982. с. 3.




  1. Нравственное воспитание во внеклассной работе по истории и
    обществоведению. Составители: И.З. Озерский, Е.М. Бердникова, А.Н. Хмелёв. - М.: Просвещение, 1965




  1. Сейненский А.Е. Музей воспитывает юных: О работе шк.
    обществ.-полит, музеев: Кн. для учителя: - М.: Просвещение,1988. с. 31




  1. Аронов А.А. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1987.




  1. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. A.M. Прохоров. - 4-е изд. - М.: Сов. Энциклопедия, 1988. с 643.





Смотрите также:
2011 Информационная карта аннотация передового
341.17kb.
1 стр.
Информационная карта
47.05kb.
1 стр.
Информационная карта
53.94kb.
1 стр.
1. информационная карта
666.09kb.
5 стр.
Информационная карта
56.71kb.
1 стр.
Информационная карта проекта
55.12kb.
1 стр.
Информационная карта общеобразовательного учреждения
1073.3kb.
9 стр.
Информационная карта
36.17kb.
1 стр.
Информационная карта общеобразовательного учреждения
1872.59kb.
16 стр.
Информационная карта результативности деятельности
449.17kb.
5 стр.
Информационная карта общеобразовательного учреждения
458.05kb.
5 стр.
Информационная карта спортивной школы
645.85kb.
5 стр.