Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


О КРИТЕРИЯХ УСТАНОВЛЕНИЯ
МИНИМАЛЬНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ
И ПОЗИЦИИ ПРОФСОЮЗОВ СТРАН СНГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Введение

Последовательные и активные действия профсоюзов в современных условиях должны содействовать практической реализации в странах СНГ принципов достойного труда, неотъемлемой частью которых является достойная заработная плата. Важнейшим направлением деятельности в указанной сфере является борьба за повышение минимальной заработной платы (МЗП). Это практически реализуется в проводимой в рамках ВКП солидарной кампании по доведению минимальной заработной платы в государствах Содружества до уровня не ниже прожиточного минимума (минимального потребительского бюджета). Именно этот критерий выбран сегодня в регионе для определения государственной гарантии в области оплаты труда.

В последнее время в отдельных странах СНГ, в том числе в профсоюзной среде, стали появляться предложения о смене критерия расчета минимальной зарплаты. Одно из них – определять МЗП в процентах от средней зарплаты (средняя зарплата в переводе на английский: median wage; а отсюда и название способа расчета – «медианный»).

В этой ситуации становится крайне актуальным анализ существующих в мире критериев установления минимальной заработной платы, определение целесообразности их использования в государствах Содружества на современном этапе развития, а также анализ методик расчета выбранного критерия и подготовка предложений профсоюзов по их совершенствованию.



Существующие критерии установления
минимальной заработной платы

В мировой практике можно выделить две основные модели установления минимальной заработной платы. В рамках первой модели действует единый для всей экономики размер МЗП в расчете на определенный период отработанного времени (месяц, день, час). В рамках второй модели в государстве нет единого для всей экономики минимального размера оплаты труда, а величина МЗП фиксируется на уровне отдельных отраслей.

Каждая из моделей имеет свои преимущества и недостатки. Единый размер МЗП является определенной гарантией того, что в экономике не будет «серых зон». Одним из главных преимуществ этой модели является то, что облегчается задача координации политики в отношении МЗП с другими аспектами государственного регулирования, направленными на решение общеэкономических задач. Легче и внедрять этот трудовой стандарт и осуществлять контроль за его исполнением. В то же время в рамках первой модели трудно учесть особенности развития отдельных секторов экономики.

Эту проблему можно решить более эффективно в рамках второй модели установления МЗП. Однако здесь возникает опасность значительной ее дифференциации и, как следствие, обострение проблемы структурных диспропорций.

При этом институт общенациональной минимальной заработной платы имеет свои особенности в странах с федеративным устройством, а также в тех государствах, где регионы обладают достаточно высокой степенью самостоятельности. В этих странах региональные законодательные органы обладают правом корректировать уровень МЗП исходя из местных условий. Общенациональный уровень выступает, как правило, в качестве нижней границы. В качестве примера из стран СНГ здесь можно назвать Россию, из развитых стран – США и Канаду.

Что касается критериев установления МЗП, то наиболее известны два способа. Первый – это ее расчет исходя из основных потребностей семей трудящихся в продуктах питания, одежде, жилище, образовании, медицинском обслуживании, поддержании общекультурного уровня через общение и средства коммуникации, пользовании определенными видами услуг (транспорт, связь и т.п.) и др. В этих целях в государствах разрабатываются «потребительские корзины», определяется их стоимостное выражение, устанавливается размер минимального потребительского бюджета или прожиточного минимума, который и служит критерием расчета МЗП.

Безусловным преимуществом этого критерия определения минимальной заработной платы является то, что наглядно виден перечень товаров и услуг, которые могут быть приобретены работником, и можно ответить на вопрос: может ли трудящийся выжить и поддержать свою работоспособность получая такой размер оплаты труда, что является важным аргументом профсоюзов при ведении переговоров с социальными партнерами. Но этот способ, конечно, трудозатратен: определенные институты должны рассчитывать нормативы питания, сроки службы одежды и обуви, должны отслеживаться цены по товарам и услугам, имеющимся в составе «потребительской корзины», разрабатываться методики счета самой «корзины» и т.п.

Очень заманчивым на этом фоне выглядит второй критерий расчета МЗП – процент от средней зарплаты, сложившейся в стране. Здесь явно прослеживается простота счета, возможность международных сравнений не по абсолютному, а относительному показателю (индекс Кейтца – соотношение минимальной зарплаты со средней), прямая связь со сложившимся уровнем жизни в стране. Однако расчет по этому критерию не показывает, что реально может приобрести трудящийся на заработанные средства, хватит ли их ему на то, чтобы поддержать свою трудоспособность.



Справочно: Уровень МЗП по отношению к средним (или медианным) заработкам существенно отличается по странам. В странах Западной Европы он составляет 50 и более процентов от средней зарплаты. В США на протяжении всего периода после принятия Закона о справедливом труде (1938 г.) относительная величина МЗП по отношению к средней всегда была ниже среднеевропейского уровня и составляет примерно одну треть от средней зарплаты. Последние места среди стран ОЭСР по относительному уровню МЗП занимают менее развитые страны: Корея, Мексика и Турция, где этот показатель составляет 20-22%. В странах с переходной экономикой указанный показатель также низкий, но есть тенденция к росту. В развивающихся странах, даже тех, которые отличают быстрые темпы экономического роста, уровень МЗП обычно значительно ниже уровней, которые существуют в странах с развитой рыночной экономикой.

При этом следует отметить, что во многих странах, и, прежде всего, в странах континентальной Европы, на современный критерий расчета МЗП перешли в период, когда государства стали государствами всеобщего благосостояния, когда существовали мощные и влиятельные профсоюзы, а государства в условиях быстрых темпов экономического роста видели в использовании института минимальной зарплаты один из эффективных инструментов смягчения проблемы бедности. В соответствии с социальной Хартией Европы во многих странах этого региона минимальная зарплата вышла на уровень 1,5-2,5 прожиточных минимума. Так, во Франции, в Великобритании МЗП превышает прожиточный минимум более чем в 1,5 раза, в Нидерландах – почти в два раза. В этих условиях, думается, вполне обоснованно при установлении МЗП применение критерия доли в средней зарплате. При этом в целях недопущения значительной дифференциации доходов в соответствии с установкой Европейского комитета по социальным правам минимальный уровень заработной платы в странах ЕС должен составлять 60% от средней заработной платы по национальной экономике. В тоже время соответствующая величина может снижаться в сторону 50%, если государства докажут, что при этом может обеспечиваться «приличный» уровень жизни.

В странах со сравнительно низким уровнем жизни (Мексика, Индия, Уругвай, Боливия, Бразилия, Аргентина, Чили), где основным критерием установления МЗП является не прожиточный минимум, а соотношение со сложившимся уровнем средней зарплаты, наблюдается один из самых низких в мире индексов Кейтца, и МЗП значительно не дотягивает до прожиточного минимума.

Определенный интерес представляет опыт регулирования минимальной заработной платы в странах с переходной экономикой. Например, в 2000 году правительство Словакии пересмотрело закон о минимальной заработной плате с тем, чтобы ее размер постоянно опережал величину прожиточного минимума. Изменился и механизм расчета минимальной заработной платы. Теперь она зависит от роста среднемесячной заработной платы и прожиточного минимума, связанного с «расходами на жизнь» низкодоходных домохозяйств. То есть связь со средней заработной платой установлена при условии опережения минимальной заработной платы прожиточного минимума.



Расчет минимальной заработной платы в странах СНГ
и выбор ее критерия на современном этапе

В государствах Содружества для расчета МЗП используется критерий минимального потребительского бюджета или прожиточного минимума. Это имеет свои исторические предпосылки.

В СССР для обоснования минимальных уровней оплаты труда применялись потребительские бюджеты разных уровней материального обеспечения, включающие минимальные, средние и рациональные потребительские бюджеты. Разработка минимального потребительского бюджета началась еще в конце 50-х годов прошлого века. Было принято, что минимум оплаты труда должен примерно в полтора раза превышать минимальный бюджет, чтобы обеспечить воспроизводство работника и содержание ребенка (иждивенца). Так, в 1965 году МПБ был установлен в размере 40 рублей, а минимальная заработная плата на его основе – 60 рублей; в 1975 году МПБ был повышен до 50 рублей, а МЗП соответственно до 70 рублей. В конце 80-х МЗП составляла 80 рублей. Рассчитывался также минимум материальной обеспеченности (ММО), который был ниже, чем минимальный потребительский бюджет.

При этом законодательно минимальный потребительский бюджет не утверждался, хотя постоянно рассчитывался. Официально минимальный потребительский бюджет обрел свой правовой статус лишь в мае 1991 года, когда был подписан Указ Президента СССР «О минимальном потребительском бюджете». Кстати сказать, ВКП СССР разработала свой состав МПБ, и он был опубликован в газете «Труд» 9 мая 1991 г. (Приложение 1).

Поскольку ввести сразу такой минимальный потребительский бюджет не представлялось возможным из-за отсутствия бездефицитного потребительского рынка, предлагалось утвердить МПБ с ограниченным набором «потребительской корзины» с последующим ее пересмотром с учетом возможностей народного хозяйства. Так «зарождалась» невнятица в определении минимального потребительского бюджета. Однако на практике, этот Указ не применялся.

Приобретя самостоятельность, Азербайджан, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Украина разработали и приняли свои национальные законы о минимальных потребительских бюджетах (1991–1993 годы), которые затем были пересмотрены. Данные о действующих в настоящее время соответствующих национальных нормативно-правовых актах представлены в Приложении 2.

При этом, учитывая сложную социально-экономическую ситуацию в 90-х годах прошлого столетия, ряд государств рассчитывал минимальную зарплату исходя из других критериев: черта малообеспеченности (Украина), базовый должностной оклад (Казахстан). В Армении и Таджикистане МЗП определялся эмпирическим путем.

В России с 1992 года в качестве критерия для установления минимального размера оплаты труда стали использовать «прожиточный минимум». Согласно Указу Президента РФ от 2 марта 1992 года «О системе минимальных потребительских бюджетов населения Российской Федерации» в России предусматривалось «разработать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющих основные материальные и духовные потребности». Вместе с тем на период преодоления кризисного состояния экономики Указом наряду с минимальным потребительским бюджетом вводился «прожиточный (физиологический) минимум» по основным социальным группам и характеризующий минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг (продукты питания, предметы санитарии и гигиены, лекарства, жилищно-коммунальные услуги).

Прожиточный (физиологический) минимум просуществовал всего полгода – с апреля по октябрь 1992 года. А с ноября 1992 года по ноябрь 1997 года в России в соответствии с Методическими Рекомендациями стал рассчитываться показатель «прожиточный минимум». При его расчете нормы потребления основных продуктов питания оказались гораздо ниже, чем в прожиточном (физиологическом) минимуме. Более того, в качестве основы для определения доли расходов на непродовольственные товары и услуги использовалась фактически сложившаяся структура потребления у наименее обеспеченных семей. По сути этот низкий стандарт не обеспечивал нормальное воспроизводство рабочей силы. Однако он на протяжении ряда лет использовался как основа для определения минимальной заработной платы. В дальнейшем, в целях исправления сложившегося положения, не изменяя названия критерия, в России стали рассчитывать прожиточный минимум на основе «потребительской корзины», нормативного метода, устанавливая при этом отдельные нормы выше их физиологических значений. Думается, отсюда исходит и определенное смешение понятий «прожиточный минимум» и «минимальный потребительский бюджет».

И то, и другое являются стоимостной оценкой набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для жизнедеятельности человека. Принципы формирования потребительских корзин как прожиточного минимума, так и минимального потребительского бюджета схожи, рассчитываются они нормативным методом, имеют нормы, нормативы, сроки службы товаров, развернутый перечень товаров и услуг и т.д. Поэтому в дальнейшем в данной записке указанные понятия будут условно использоваться как синонимы, хотя это абсолютно разные понятия.



Справочно: ПМ и МПБ относятся к потребительским бюджетам различного уровня, отличаются по нормам их потребления, ассортименту товаров и услуг. Прожиточный минимум является потребительским бюджетом самого низкого уровня, позволяющим удовлетворять лишь самые насущные физиологические потребности человека. МПБ – потребительский бюджет более высокого уровня. В отличие от прожиточного минимума он достаточен для простого воспроизводства рабочей силы и позволяет удовлетворять основные потребности человека, необходимые для восстановления его физических и интеллектуальных сил, а также предусматривает содержание иждивенца.

Сегодня научные организации занимаются разработкой системы потребительских бюджетов разного достатка. Например, Всероссийский Центр уровня жизни разработал восстановительный потребительский бюджет (ВПБ), бюджет высокого достатка (БВД).

В Татарстане выстроена целая система потребительских бюджетов (три уровня стандартов): минимальный, средний, рациональный. В составе этих стандартов был разработан целый комплекс социальных норм и нормативов потребления продуктов питания, медикаментов, коммунальных, бытовых, транспортных услуг и др.

Рассчитываемый сегодня в государствах Содружества прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет) является критерием при установлении МЗП. В трудовом законодательстве Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Украины прямо зафиксировано, что месячная минимальная зарплата не может быть ниже прожиточного минимума. Однако, несмотря на имеющиеся гарантии, в большинстве стран СНГ это соотношение не выдерживается. На 1 января 2009 года только в Казахстане минимальная зарплата достигла прожиточного минимума, да и то с учетом инфляции в 2008 году ее размер требует индексации, иначе в 2009 году она будет ниже ПМ. В Азербайджане, Белоруссии, России, Украине она составляет от 80 до 90% от прожиточного минимума трудоспособного человека, в Киргизии и Молдавии – соответственно 8 и 46%. То есть устанавливаемый сегодня размер МЗП не обеспечивает во многих государствах физиологического выживания трудящихся.

Если рассчитать удельный вес минимальной зарплаты в средней, то в декабре 2008 г. он составил в Азербайджане – 25, Армении – 21, Белоруссии – 23, Казахстане – 19, Киргизии – 5, Молдавии – 20, России – 22, Таджикистане – 18, Украине – 30 процентов. Но эти скупые проценты ничего не говорят о том, сможет ли трудящийся выжить на эти средства, не говоря уже о содержании семьи. Даже если увеличить процент, то ответа на этот вопрос мы не получим. Да и аргументов у профсоюзов о необходимости увеличения представленного процента тоже нет (только потому, что маленький процент, а в Европе больше – это не аргумент).

Следует иметь в виду, что, несмотря на то, что в мире в целом МЗП выросла относительно средней зарплаты с 37% в 2000-2002гг. до 39% в 2004–2007 гг., в более длительной временной перспективе наблюдается тенденция к сокращению удельного веса минимальной оплаты труда в средней зарплате.



Справочно: Особенно резкое падение зафиксировано в Нидерландах, что стало следствием замораживания МЗП на протяжении большей части 80-х годов прошлого столетия. В Греции, Португалии, Испании снижение индекса Кейтца было связано преимущественно со значительным отставанием в «подтягивании» этого показателя по сравнению с общим ростом заработков. Если рассматривать долю МЗП в производственных издержках, то тенденция к падению проявиться еще более зримо.

К тому же в условиях глобализации и прихода на территорию государств СНГ предприятий транснациональных корпораций борьба профсоюзов за повышение заработной платы будет более эффективной, если они будут опираться на «потребительскую корзину», рассчитанную исходя из цен на товары и продукты, которые по многим позициям вышли на мировой уровень, что не скажешь о среднемесячной зарплате.

Думается, на современном этапе, когда в большинстве стран СНГ сохраняется низкий уровень жизни, минимальная зарплата не вышла на прожиточный минимум, несвоевременно рассматривать вопрос о смене критерия установления МЗП. К тому же следует иметь в виду, что в условиях экономического кризиса, когда в ряде государств отмечается снижение номинальной зарплаты и не приходится рассчитывать не ее значительный рост, переход на расчет МЗП в процентах от средней может даже ухудшить положение трудящихся.

По мере того, как в государствах Содружества МЗП выйдет на прожиточный минимум (а лучше и превысит его), можно будет рассмотреть вопрос о смене критерия счета МЗП. Пока же необходимо рассчитывать прожиточный минимум или минимальный потребительский бюджет, бороться за совершенствование методики его счета, более полное наполнение «потребительской корзины», увеличение норм, нормативов и т.п. Стоит подумать и о расчете критерия минимального потребительского бюджета (МПБ), который, являясь бюджетом более высокого достатка, способен обеспечить достойный уровень жизни работнику и его семье.

На наш взгляд, такой подход в полной мере соответствует Конвенции МОТ № 131 и Рекомендации МОТ № 135 (1970 г), где при определении уровня МЗП предлагается использовать ряд критериев, и на первом месте стоит – «потребности работников и их семей», а «общий уровень заработной платы в стране» – на втором месте.

В тех государствах Содружества, где профсоюзы на современном этапе сочтут все же целесообразным переход на определение МЗП по медианному методу (в % от средней зарплаты) то, на наш взгляд, надо настаивать на исчислении на государственном уровне ПМ или МПБ с тем, чтобы иметь параллельно второй критерий сравнения МЗП.



Определение критерия прожиточного минимума
(минимального потребительского бюджета)

Выбрав прожиточный минимум (минимальный потребительский бюджет) в качестве критерия определения МЗП, государства подтвердили это законодательно (в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, России, Украине приняты соответствующие законы, в Молдавии – постановление правительства, в Таджикистане заканчивается разработка проекта закона).

Как показывает анализ соответствующего законодательства (Приложение 2), в государствах СНГ действуют во многом схожие по структуре и содержанию законодательные акты, регулирующие отношения в области определения и применения прожиточного минимума.

В определении понятия «прожиточный минимум» («МПБ») в законодательстве стран Содружества применяются различные термины (сумма, стоимость, стоимостная оценка, стоимостная величина и др.), однако все они по сути отражают стоимость минимальной потребительской корзины, служащей основой для расчета прожиточного минимума.

В соответствии с законодательством стран СНГ прожиточный минимум рассчитывается с учетом природно-климатических, национальных и иных особенностей потребления материальных благ и услуг в целом на душу населения, по основным социально-демографическим группам (трудоспособное население, в т.ч. мужчины и женщины; пенсионеры; дети), а также по регионам государства. В Белоруссии рассчитывается прожиточный минимум еще и на студента, а в Азербайджане – на инвалида.

Стоимостная величина прожиточного минимума по основным социально-демографическим группам населения утверждается: в Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, России – ежеквартально. В Украине ПМ утверждается ежегодно Верховной Радой в законе «О государственном бюджете Украины» с разбивкой по кварталам, в Азербайджане – утверждается в целом на год вместе с государственным бюджетом.

Пересмотр натурально-вещественной структуры и состава потребительской корзины в Белоруссии, Киргизии, России, Украине производится не реже одного раза в 5 лет с учетом социально-экономического развития и изменений в нормах потребления. В Азербайджане и Армении – не реже одного раза в три года, в Молдавии – не реже одного раза в два года. К сожалению, не всегда выдерживаются установленные сроки.

В законодательстве большинства государств Содружества предусмотрено, что в разработке прожиточного минимума участвуют уполномоченные органы государственной власти, научные учреждения, профсоюзы и работодатели.

Для определения прожиточного минимума, исчисляемого из стоимости потребительской корзины и размеров обязательных платежей и сборов, в государствах Содружества разрабатываются методические рекомендации.

Потребительская корзина включает в себя минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимый для обеспечения сохранения здоровья и обеспечения его жизнедеятельности. При ее формировании в настоящее время применяются два метода расчета: в Азербайджане, Белоруссии, России, Украине – нормативный; в Казахстане, Киргизии и Молдавии – нормативно-статистический (комбинированный). Нормативный метод основывается на научно-обоснованных нормативах минимального потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг. При комбинированном методе по нормативам рассчитывается только продовольственная корзина. Стоимость расходов на непродовольственные товары и услуги определяется путем увеличения стоимости минимальной продовольственной корзины на фиксированную долю (процент). Эта доля (процент) устанавливается на основании сложившейся структуры расходов малообеспеченных семей.

Выбор метода формирования прожиточного минимума имеет принципиальное значение, так как от этого зависит достоверность его определения. Практика показывает, что применение комбинированного метода, как правило, занижает стоимостное выражение потребительской корзины, особенно в настоящее время, когда цены на жилищно-коммунальные услуги, транспорт и другие услуги растут значительно быстрее, чем на продовольственные товары. В России и Украине при пересмотре прожиточного минимума были предприняты попытки перейти с нормативного на комбинированный метод его расчета. И только благодаря жесткой позиции профсоюзов удалось отстоять нормативный метод расчета прожиточного минимума.

Практически все страны СНГ в соответствии с методиками расчета потребительской корзины определяют ее продовольственную часть.

В ряде государств Содружества обозначены основные принципы формирования минимального набора продуктов питания такие как: удовлетворение потребностей основных социально-демографических групп населения в пищевых веществах исходя из химического состава и энергетической ценности продуктов питания; сложившаяся структура питания с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семья; выбор продуктов, позволяющих организовать питание при минимальных затратах.

Все страны СНГ используют нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных социально-демографических групп населения. Нормы разрабатываются соответствующими национальными органами в области здравоохранения, а Азербайджан, Россия, Украина используют еще и рекомендации Всемирной организации здравоохранения.

Как показал анализ, между наборами продуктов питания в потребительских корзинах государств существует разница, как по ассортименту, так и по нормам потребления (Приложение 3).

Общим недостатком методологии формирования продуктовых корзин в странах СНГ являются заложенные в них низкие нормы потребления продуктов питания. Они не в состоянии обеспечить возмещение затрат физической и умственной энергии человека. В них заложена углеводистая модель с пониженным потреблением мяса, животных жиров, молока и молочных продуктов, рыбы, фруктов.



Справочно: По отдельным видам мяса и мясопродуктов нормы потребления в некоторых странах СНГ снизились в 1,2-2,2 раза по сравнению с нормами, которые были предусмотрены в минимальном потребительском бюджете СССР в 1991 году, по рыбопродуктам в 1,3-4 раза, по молокопродуктам – в 1,2-3 раза.

В ряде стран нормы потребления некоторых продуктов питания установлены ниже, чем получал каторжанин в царской России. Так, каторжанин получал в день 819 граммов хлеба и 128 грамм мяса, тогда как белорусская корзина предусматривает для трудоспособного мужчины только 438 грамм хлеба и 99 грамм мяса, казахская соответственно – 368 и 127 грамм, российская – 465 и 114 грамм, украинская – 276 и 110 грамм в сутки.

Все это снижает энергетическую ценность продуктового набора на трудоспособного мужчину, которая составляет в Азербайджане 2409 ккал, Белоруссии 2899 ккал, Грузии 2300 ккал, Казахстане – 2646 ккал, в Киргизии – 2661,3 ккал, Молдавии 2721 ккал, России – 2730 ккал, в Украине – 2790,8 ккал (Приложение 3). Тогда как в соответствии с нормами рационального питания, разработанными Академией медицинских наук СССР, в зависимости от рода занятий человек должен потреблять в день 2800-3700 ккал1. В целом же для взрослого человека при средней по утомительности работы (главным образом сидячей) требуется суточный рацион в 3000 ккал1.



Справочно: В промышленно развитых странах (Германия, США, Франция) калорийность суточного рациона питания составляет 3300-3700 ккал.2

Учитывая физиологические особенности организмов мужчин и женщин, разработчики в некоторых странах СНГ заложили в продуктовые корзины женщин калорийность значительно ниже, чем мужчинам. Так, в Белоруссии и России калорийность продуктовой корзины женщины на 23% ниже, чем у мужчины, в Казахстане – на 21%, в Киргизии – на 9%, в Молдавии ниже на 14 процентов. В Азербайджане и Украине калорийность питания у женщин и мужчин принята равной.

Кроме того, набор продуктов питания должен быть сбалансирован по содержанию белка (выдерживается соотношение животного и растительного белков), жира и углеводов. В обобщенном виде рациональной считается структура питания, когда норма потребления белка составляет 15%, жиров 30% и углеводов 55% от общей калорийности. При этом доля белка растительного не должна превышать 50%. Это соотношение не выдерживается в Грузии и Молдавии, где оно составляет соответственно 60 и 62 процента.

Не менее важной составной частью потребительской корзины является набор непродовольственных товаров. Как уже отмечалось, Азербайджан, Белоруссия, Россия и Украина рассчитывают непродовольственную корзину по нормативам. В Киргизии определяется фиксированная доля расходов на непродовольственные товары (16,5% на трудоспособное население), устанавливаемая правительством. В Казахстане Правительство установило общую фиксированную долю расходов на непродовольственные товары и услуги в размере 40 процентов. В Молдавии расходы по этой статье определяются на основании средних затрат семей. Такой подход скрывает реальные затраты граждан на эту группу товаров и ведет к занижению ПМ.

В Азербайджане, Белоруссии, России, Украине по большинству позиций наборы непродовольственных товаров индивидуального пользования на трудоспособного мужчину, а также предметов бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования практически совпадают (Приложения 4 и 5).

Как показал анализ, заложенный ассортимент одежды, белья, обуви в потребительские корзины не в полной мере учитывает потребности человека, в корзинах отсутствуют крайне необходимые товары. Так, плавки, носовые платки, галстук, электробритва включены в набор непродовольственных товаров только в Украине.

В наборе предметов бытового и хозяйственного назначения общесемейного пользования, например, в Азербайджане, России и Украине не предусмотрены электрические лампочки. Кроме того, во всех странах СНГ в наборе отсутствуют крайне необходимые при ведении домашнего хозяйства предметы обихода, такие как мясорубка, бидон, терка для овощей, шторы на окна и карнизы для них, тумбочка под телевизор, веник и другие. Ни в одной из методик не предусмотрены потребности сельских жителей, а также горожан, имеющих приусадебные участки. В наборы не включены лопаты, вилы, грабли, гвозди и т.д.

Что касается сроков службы (износа) то здесь наблюдаются некоторые различия по отдельным товарам (Приложения 4 и 5).

Анализ нормативов потребления непродовольственных товаров показывает, что установленные в методиках сроки износа одежды, белья и обуви необоснованно завышены. Трудно представить, что для активного мужчины трудоспособного возраста будет достаточно, например, только 3 сорочки на 4 года, 7 пар носок на год, 5 трусов на 2 года, 1 галстук на 10 лет, 1 домашние тапочки на 3-7 лет. Тем более, что по стоимости в потребительскую корзину включены самые дешевые товары, не отличающиеся высоким качеством.

В соответствии с методиками при формировании набора услуг в составе потребительской корзины в государствах Содружества предусмотрены расходы населения на жилищно-коммунальные, бытовые, транспортные услуги, а также услуги связи и культуры (Приложение 6).

Существенным недостатком действующих потребительских корзин во всех странах СНГ является то, что в них не учитываются последствия реформирования жилищно-коммунального комплекса, растущие транспортные расходы, расширение платности на многие виды услуг в области здравоохранения и образования в сфере досуга. Практически в потребительских корзинах эти расходы отсутствуют.

При расчетах прожиточного минимума должны приниматься во внимание размеры обязательных платежей и сборов (подоходный налог, отчисления в различные социальные фонды, оплата процентов по кредитам и т.д.). Однако в Армении и Казахстане в методиках расчета прожиточного минимума эта расходная статья бюджета не предусмотрена. В ряде государств при расчете прожиточного минимума не учитываются личные взносы трудящихся (там, где они введены) в фонды социального страхования, пенсионные, уплата налогов за собственность (включая жилье и землю в пределах социальных норм) и другие введенные государством обязательные платежи.

Разработанные в государствах Содружества потребительские корзины не отвечают задачам динамичного развития стран, поскольку сохраняют все признаки «модели выживания», где значительная часть расходов приходится на продукты питания, что характерно для слаборазвитых стран. Как показывает анализ стоимостной структуры прожиточного минимума, в большинстве стран СНГ основная часть расходов приходится на группу продовольственных товаров. Например, доля продовольственной корзины в Белоруссии составляет 53,6%, Казахстане – 60%, в Киргизии – 63,96%, в России – 45,8%, в Украине – 53,5 процента. Тогда как в развитых странах удельный вес этих расходов составляет 10-15%, в частности в США – 9%, в Канаде – 11 процентов.1

Справочно: В Приложении 7 представлены минимальные потребительские корзины, которые содержат значительно больший ассортимент потребительских товаров.

Все это свидетельствует о том, что методики расчета прожиточного минимума в государствах Содружества нуждаются в совершенствовании в направлении улучшения его структуры, расширения ассортимента, увеличения норм и нормативов, приведения потребительской корзины к современным социально-экономическим реалиям.



Позиция и действия профсоюзов по совершенствованию
определения критерия расчета минимальной заработной платы

Профсоюзы всех государств Содружества внимательно следят за правильностью, обоснованностью и своевременностью расчетов прожиточного минимума, принимают активное участие в пересмотре методических рекомендаций, вносят и отстаивают свои предложения.

Представители Федерации независимых профсоюзов России в 2003–2007 гг. принимали активное участие в работе по пересмотру состава потребительской корзины, лежащей в основе определения прожиточного минимума. Были подготовлены предложения по актуализации минимальной потребительской корзины, которые касались вопросов зонирования территории Российской Федерации по факторам, влияющим на формирование минимальной потребительской корзины, расширения ассортимента, норм и нормативов потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, сокращения сроков службы товаров индивидуального и общесемейного пользования. В принятом в марте 2006 года законе «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» был учтен ряд предложений профсоюзов по ассортименту и нормам потребления. В результате ее стоимостной рост составил 6,6% против 3,3%, предлагаемых Правительством РФ в начале рассмотрения законопроекта.

Однако вопрос совершенствования методики расчета прожиточного минимума до сих пор не утратил своей остроты и работа в этом направлении продолжается. В Генеральном соглашении на 2008-2010 годы предусмотрено, что ФНПР должна подготовить новые предложения по совершенствованию методологии определения прожиточного минимума в целом по Российской Федерации.

Острую борьбу за пересмотр прожиточного минимума (норм и нормативов, расширение перечня услуг) ведет Федерация профсоюзов Украины. Прожиточный минимум в государстве до сих пор рассчитывается на основании потребительской корзины, утвержденной в 2000 году. Разработанная новая потребительская корзина в 2006 году не была принята в связи с принципиальными разногласиями между правительством и профсоюзами республики. Профсоюзы до сих пор настаивают на пересмотре корзины с учетом новых наборов продуктов питания, непродовольственных товаров; на включение затрат на строительство или покупку жилья, или взятие его в наем, аренду; затрат на платные услуги образования и здравоохранения; затрат на оздоровление; на содержание детей в детских дошкольных учреждениях.

В 2005 году ФПУ удалось добиться включения в закон о прожиточном минимуме суммы налога с доходов работающих граждан. Однако до сих пор Правительство и Верховная Рада эту норму не выполняют. Конституционный суд Украины дважды (в 2007 и 2008 годах) признавал неконституционным такое решение.

Кроме того, в Украине профсоюзы добиваются, чтобы величина прожиточного минимума ежегодно утверждалась отдельным законом до начала формирования Госбюджета на соответствующий год, а также восстановления в законе о прожиточном минимуме нормы, предусматривающей корректировку величины прожиточного минимума с учетом роста потребительских цен (если рост цен превышает прогнозируемые параметры). Это положение было исключено из закона в 2005 году.

Противостояние между Федерацией профсоюзов и Правительством Украины по этим вопросам продолжается.

Федерация профсоюзов Беларуси в соответствии с Генеральным соглашением на 2009-2010 гг. примет участие в работе по пересмотру состава и структуры потребительских корзин.

Федерация профсоюзов Казахстана постоянно ведет работу по совершенствованию методики расчета прожиточного минимума. Им удалось добиться расширения ассортимента продуктовой корзины до 41 наименования против 20 предусмотренных ранее, а также снижения доли продуктов питания в структуре прожиточного минимума с 70 до 60 процентов.

По настоянию ФПРК в Генеральное соглашение на 2009-2011 гг. было внесено обязательство по совершенствованию расчета величины прожиточного минимума.

Профсоюзы Молдавии резко выступили против подготовленного постановления Правительства о порядке исчисления прожиточного минимума, где были значительно урезаны нормы потребления основных продуктов питания (хлеб из пшеничной муки, говядина, свинина, молоко, ягоды и фрукты).

Профсоюзы Армении ведут настойчивую борьбу за утверждение методики расчета прожиточного минимума, которая до сих пор не принята, хотя закон «О минимальной потребительской корзине и минимальном потребительском бюджете» был принят еще в 2004 году.

Профсоюзы Таджикистана принимали активное участие в разработке проекта закона о прожиточном минимуме и в настоящее время лоббируют прохождение данного проекта в парламенте страны.



Выводы и предложения

В настоящее время в странах Содружества основным критерием установления минимальной заработной платы является прожиточный минимум, правовой статус которого закреплен национальным законодательством государств.

Ориентация минимальной заработной платы на данный социальный стандарт, который показывает необходимый уровень потребления материальных благ и услуг для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности трудоспособного человека, дает возможность профсоюзам аргументировано отстаивать свою позицию при обосновании минимального размера оплаты труда. Однако следует отметить, что методика расчета прожиточного минимума требует совершенствования.

В современных условиях развития стран СНГ, когда уровень жизни значительной части населения достаточно низкий, минимальная зарплата в большинстве государств не превышает прожиточный минимум, к тому же в условиях кризиса в ряде стран идет снижение номинальной зарплаты ставить вопрос о смене критерия установления МЗП несвоевременно.

Учитывая это, профсоюзам следовало бы сосредоточить свои усилия на следующем:

1. Добиваться принятия законов о прожиточном минимуме и методических рекомендаций по расчету этого показателя в тех государствах, где на протяжении ряда лет они находятся в разработке.

2. Участвовать в работе по пересмотру прожиточного минимума, добиваясь изменения его структуры, расширения ассортимента, входящих в потребительскую корзину товаров и услуг, увеличения норм и нормативов их потребления, сокращения сроков использования предметов индивидуального и общесемейного пользования.

3. Требовать от органов исполнительной власти пересмотра натурально-вещественной структуры и состава потребительских корзин строго в соответствии со сроками, установленными национальным законодательством.

4. Настаивать на переходе к более высокому критерию – минимальному потребительскому бюджету в тех странах, где минимальная зарплата достигла прожиточного минимума.

5. Настаивать на ратификации Конвенции № 131 и Рекомендации № 135 МОТ об установлении минимальной заработной платы и Конвенции № 117 об основных целях и нормах социальной политики в тех странах СНГ, где они не ратифицированы.

Департамент ВКП по вопросам защиты социально-экономических интересов трудящихся

Приложение 1



Минимальный потребительский бюджет
на трудоспособного мужчину, рассчитанный ВКП СССР


(по ценам 1991 года)

Продовольственные товары

Расчет стоимости
минимальной продовольственной «потребительской корзины»
для мужчины трудоспособного возраста по новым ценам


№№ пп

Наименование

Минимальный норматив на год, кг

Цена по прейскурантам 1991 г., руб.

Стоимость приобретения в год, руб.




Хлебные продукты
(в пересчете на муку)


125. 70

0. 99

124. 67



Ржаной хлеб и мука

35. 00

0. 78

27. 30



Пшеничный хлеб и мука

64. 00

0. 94

60. 16



Пшеничный хлеб в/с и мука

7. 00

1. 40

9. 80



Макаронные изделия

7. 00

1. 30

9. 10



Рис

3. 00

2. 20

6. 60



Манная

0. 80

1. 50

1. 20



Пшенная

1. 60

1. 10

1. 76



Гречневая

2. 60

1. 68

4. 37



Овсяная

0. 80

0. 98

0. 78



Бобовые

3. 00

0. 90

2. 70



Прочие крупы

0. 90

1. 00

0. 90



Сахар

26. 00

2. 00

52. 00



Масло растительное

5. 00

3. 00

15. 00



Маргарин

9. 00

3. 00

27. 00



Мясо, птица, мясопродукты
(в пересчете на мясо)


64. 00

6. 67

427. 00



Рыба и рыбопродукты

22. 00

2. 33

51. 30




Молоко и молочные продукты
(в пересчете на молоко)








160. 61



Молоко цельное

120. 00

0. 50

60. 00



Молоко обезжиренное

16. 40

0. 33

5. 41



Масло животное

4. 50

8. 80

39. 60



Творог

10. 00

2. 00

20. 00



Сметана

4. 00

2. 50

10. 00



Сыр

4. 00

6. 40

25. 60



Яйцо – штук

250. 00

0. 18

45. 00



Картофель*

110. 00

0. 50

55. 00




Овощи и бахчевые

135. 00

1. 17

157. 60



Капуста

35. 00

0. 28

9. 80



Помидоры

20. 00

2. .50

50. 00



Морковь

10. 00

0. 50

5. 00



Огурцы

8. 00

3. 30

26. 40



Свекла

10. 00

0. 30

3. 00



Лук

10. 00

0. 70

7. 00



Прочие овощи

22. 00

1. 20

26. 40



Бахчевые

20. 00

1. 50

30. 00



Фрукты и ягоды

52. 60

2. 83

149. 11



Прочие продукты







40. 00




Итого:













в год







1304. 29




в месяц







108. 69


* На картофель, овощи, фрукты и ягоды установлены договорные цены. Расчет произведен по ценам покупки 1990 года, скорректированным на прогнозируемый рост цен.

следующая страница >>
Смотрите также:
О критериях установления минимальной заработной платы
1927.13kb.
7 стр.
Управление труда Мониторинг социально-трудовой сферы
151.94kb.
1 стр.
Постановление 27 октября 2011 г. №8-5 Москва
77.81kb.
1 стр.
Заработная плата. Как ее рассчитать?
35.62kb.
1 стр.
Размер средней заработной платы учителей школы за май, июнь, сентябрь 2011 года
53.8kb.
1 стр.
«Учет заработной платы»
25.34kb.
1 стр.
Отпуск без сохранения заработной платы
25.33kb.
1 стр.
Численности в количестве 1 человека и средней заработной платы в 2011 году в размере 11159 руб., определенной из расчёта средней заработной платы, учтенной в 2010 году и индекса-дефлятора на 2011 год 1,079
17.6kb.
1 стр.
Уровень средней заработной платы работников по категориям в организациях государственной и муниципальной форм собственности по отношению к средней заработной плате в Чеченской Республике
108.6kb.
1 стр.
Индикатора
47.61kb.
1 стр.
Постановление От 23 сентября 1969 г. N 379/23 об утверждении районных коэффициентов к заработной плате работников проектных и изыскательских организаций во исполнение Постановления Совета Министров СССР от 28 мая 1969 г. N 391
83.17kb.
1 стр.
Ф. и о. Студента
562.73kb.
11 стр.