Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7
Владимир Владимирович Бочаров

Инвестиционный менеджмент

Серия «Краткий курс»
Главный редактор В. Усманов

Заведующий редакцией Л.Волкова

Выпускающий редактор В. Земских

Редактор А. Ермолаенкова

Художественный редактор В. Земских

Верстка А. Павлова


Корректоры М. Одинакова, Н. Солнцева

ББК 65.010.65я7 УДК 330.322(075) Бочаров В. В.

Б86 Инвестиционный менеджмент. — СПб: Питер, 2000. — 160 с.: ил. — (Се­рия «Краткий курс»).
ISBN 5-272-00085-4

В учебном пособии рассматриваются различные формы инвестиций в основной ка­питал и ценные бумаги предприятий и корпораций. Приводятся источники и порядок финансирования капитальных вложений, методы оценки инвестиционных проектов. Изла­гаются принципы и методы управления инвестиционным портфелем, оценки финансовых рисков и регулирования портфельных инвестиций.

Предназначено для студентов и аспирантов экономических вузов и бизнес-школ, а также специалистов, работающих в органах финансово-кредитной системы, на предпри­ятиях и в коммерческих организациях.

© Бочаров В. В., 2000

© Серия, оформление, Издательский дом «Питер», 2000

Все права защищены. Никакая часть книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


SBN 5-272-00085-4

ЗЛО «Издательство “Питер”», 196105, Санкт-Петербург, Благодатная ул., 67

Лицензия ЛР №066333 от 23.02.99.

Налоговая льгота – общероссийский классификатор продукции ОК 005-93,

Том 2; 95 3000 – книги и брошюры.

Подписано в печать 14.08.2000. Формат 60 * 90/16. Усл. п. л. 14.

Доп. тираж 5000. Заказ № 895.

Отпечатано с фотоформ в АООТ «Типография “Правда”».



191119, C.-Петербург, Социалистическая ул., 14.
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Инвестиции как объект экономического

регулирования

  1. Экономическое содержание и формы инвестиций ……………………………...…..4

  2. Инвестиционная политика предприятий ……………………………………….......7

  3. Правовое регулирование инвестиционной деятельности предприятий,

осуществляемой в форме капитальных вложений ………… ……………………...9

Глава 2. Финансовая оценка эффективности

инвестиционных проектов

  1. Правила инвестирования …………………………………………………………...14

  2. Цена и определение средневзвешенной

стоимости капитала ………………………………………………………………...15

2.3. Финансовые методы оценки эффективности

реальных инвестиционных проектов ………………………………………..……...17

2.4. Анализ чувствительности инвестиционного проекта ………………………..….…24

Глава 3. Экономическое содержание

и назначение финансовых инвестиций

  1. Роль финансового рынка в мобилизации и распределении
    денежных ресурсов предприятий
    ………………………………………………...….25

  2. Финансовые взаимоотношения между участниками
    фондового рынка …………………………………………………………………..….30

  3. Основные модели классического портфельного
    инвестирования …………………………………………………………………..…..33

Глава 4. Анализ современного состояния

портфельных инвестиций в России

  1. Цель и задачи управления инвестиционным портфелем
    акционерного общества
    ………………………………………………………………37

  2. Анализ состояния и перспектив развития портфельных
    инвестиций ……………………………………………………………………...…….39

  3. Типы портфелей ценных бумаг и инвестиционных
    стратегий …………………………………………………………………...………….44

  4. Концептуальный подход к управлению портфелем ценных
    бумаг акционерной компании…………………………………………..……………..46

  5. Практика налогообложения операций

с ценными бумагами …………………………………………………………………..50

Глава 5. Управление портфелем ценных бумаг

акционерного общества

и методы его оптимизации

  1. Методы оптимизации фондового портфеля …………………………………………….53

  2. Диверсификация фондового портфеля ………………………………..……...………..55

  3. Оценка эффективности фондового портфеля …………………………………………..56

  4. Мониторинг портфеля ценных бумаг ……………………………………………..…...57

  5. Оценка инвестиционной привлекательности ценных

бумаг акционерного общества (эмитента) ………………………………………….....61

5.6. Риски, связанные с портфельными инвестициями,



и способы их снижения …………………………………………………………….…..64

5.7. Финансовое регулирование портфельных инвестиций …………………………….…..68



Вопросы по курсу «Инвестиционный менеджмент» …………………………………...…71

Литература ……………………………………………………………………………… …72
Глава 1

ИНВЕСТИЦИИ КАК ОБЪЕКТ

ЭКОНОМИЧЕСКОГО

РЕГУЛИРОВАНИЯ


    1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

И ФОРМЫ ИНВЕСТИЦИЙ

Производственная и коммерческая деятельность предприятий и кор­пораций связана с объемами и формами осуществляемых инвестиций. Термин инвестиции происходит от латинского слова «invest», что означает «вкладывать».

В более широкой трактовке они выражают вложение капитала с целью его последующего увеличения. При этом прирост капитала, полученный в результате инвестирования, должен быть достаточ­ным, чтобы компенсировать инвестору отказ от имеющихся средств на потребление в текущем периоде, вознаградить его за риск и воз­местить потери от инфляции в будущем периоде.

Инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринима­тельской деятельности, в результате которой образуется прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Инвестиционная деятельность — вложение инвестиций и осуществление практи­ческих действий для получения прибыли или иного полезного эф­фекта.



Инвестиции в активы предприятия отражаются на левой сто­роне бухгалтерского баланса, а источники их финансирования — на правой (в пассиве баланса). Они могут направляться в капиталь­ные, нематериальные, оборотные и финансовые активы. Последние выступают в форме долгосрочных и краткосрочных финансовых вло­жений.

Инвестиции в основной капитал (основные средства) осуще­ствляются в форме капитальных вложений и включают в себя затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение оборудо­вания, инструмента и инвентаря, проектной продукции и иные расхо­ды капитального характера. Капитальные вложения неразрывно свя­заны с реализацией инвестиционных проектов. Инвестиционный проект — обоснование экономической целесообразности, объема и сроков проведения капитальных вложений, включая необходимую до­кументацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес-план).

Источники финансирования инвестиций (пассив баланса) — собственные (нераспределенная прибыль) и привлеченные средства (кредиты банков, займы юридических лиц, авансы, полученные от за­казчиков проектов).

Следовательно, при рассмотрении понятия «инвестиции» следу­ет ответить на три основных вопроса:

1. Кто инвестор?

2..Что он вкладывает?



  1. С какой целью и куда?

В роли инвесторов выступают юридические лица (предприятия и организации), государство, граждане. Российской Федерации, ино­странные юридические и физические лица.

Итак, что можно вкладывать?

Авансируется капитал в различных формах:


  1. амортизационные отчисления и чистая прибыль (оставшаяся после налогообложения предприятий (фирм));

  2. денежные ресурсы коммерческих банков, страховых компаний и иных финансовых посредников;

  3. финансовые ресурсы государства, мобилизуемые в рамках бюд­жетной системы;

  4. сбережения населения;

  5. профессиональные способности и навыки к труду, а также здо­ровье и время вкладчика (предпринимателя).

Основу инвестирования составляет вложение средств в реальный сектор экономики, т. е. в основной и оборотный капитал предприя­тий и корпораций.

Главными этапами инвестирования являются:



  1. Преобразование ресурсов в капитальные затраты, т. е. Процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестици­онной деятельности (собственно инвестирование);

  2. Превращение вложенных средств в прирост капитальной сто­имости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительской стоимости (зданий, со­оружений и т. д.);

  3. Прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реали­зуется конечная цель инвестирования.

Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, обра­зуя новую взаимосвязь: доход—ресурсы—конечный результат (эф­фект), т. е. процесс накопления повторяется.

Итак, источником прироста капитала и целью инвестиций явля­ется получаемая от них прибыль (доход). На практике масса прибы­ли (П) сопоставляется с инвестиционными затратами (ИЗ) и опреде­ляется их эффективность:

Эффективность инвестиций = (1)

Процесс сравнения инвестиционных затрат и финансовых резуль­татов (прибыли) осуществляется непрерывно: до инвестирования (при разработке бизнес-плана инвестиционного проекта), в ходе его (в процессе строительства объекта) и после инвестирования (при эк­сплуатации нового объекта).

Процессы вложения капитала и получения прибыли могут проис­ходить в различной временной последовательности.

При последовательном протекании этих процессов прибыль реа­лизуется сразу после сдачи готового объекта в эксплуатацию и выхо­да его на проектную мощность, как правило, в пределах до одного года. Например, установка новой технологической линии на действу­ющем предприятии.

При параллельном их протекании получение прибыли возможно до полного завершения строительства нового предприятия. Напри­мер, при вводе в эксплуатацию первой очереди (цеха или пускового комплекса).

При интервальном протекании процессов вложения капитала и полу­чения прибыли между периодом завершения строительства предприятия и реализацией прибыли проходит длительное время (несколько лет).

Продолжительность временного лага зависит от форм инвестиро­вания и особенностей конкретных объектов, а также от финансовых возможностей застройщиков. Следует также отметить характерные неточности, допускаемые отдельными авторами при определении тер­мина «инвестиции».

Во-первых, к ним часто относят «потребительские» инвести­ции граждан (покупка бытовой техники, автомобилей, недвижи­мости и т. д.). Такие инвестиции не приводят к росту капитала и получению прибыли.

Во-вторых, встречается отождествление терминов «инвести­ции» и «капитальные вложения». Капитальные вложения — форма институциональной деятельности предприятий, связанная с аванси­рованием денежных средств в основной капитал. Инвестиции же могут осуществляться в нематериальные и финансовые активы.

В-третьих, во многих определениях отмечается, что инвестиции являются вложением денежных средств. На практике так бывает не во всех случаях. Инвестирование может осуществляться и в других формах, например взносов в уставный капитал предприятий движи­мого и недвижимого имущества, ценных бумаг, программного про­дукта и др.

В-четвертых, в ряде определений подчеркивается, что инвести­ции — это долгосрочное вложение средств.

Безусловно, капитальные вложения, связанные с новым строи­тельством, расширением и реконструкцией производственных объектов, как правило, носят долгосрочный характер. Однако час­то они бывают и краткосрочными. Например, приобретение машин и оборудования, не требующих монтажа.

Темпы роста объема инвестиций зависят от ряда факторов.

Прежде всего объем инвестиций зависит от распределения полу­чаемого дохода на потребление и накопление (сбережение). В усло­виях низких среднедушевых доходов населения основная их доля (75-80 %) расходуется на потребление.

Рост доходов граждан вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые являются источником инвестиционных ре­сурсов. Следовательно, рост доли сбережений в общем доходе вызы­вает увеличение объема инвестиций, и наоборот.

На объем инвестиций оказывает влияние ожидаемая норма при­были, так как прибыль является основным побудительным мотивом для них. Чем выше ожидаемая норма прибыли, тем больше объем инвестиций, и наоборот.

Существенное влияние на объем инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в процессе инвестирования используют­ся не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожида­емой чистой прибыли оказывается выше средней ставки ссудного процента, то такие вложения выгодны для инвестора. Поэтому рост процентной ставки вызывает снижение объема инвестиций в эконо­мику страны.

На объем инвестиций также влияет предполагаемый темп инф­ляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая прибыль инвестора и меньше стимулов к увеличению объема инвестиций (особенно в процессе долгосрочно­го инвестирования). Поэтому в разработке бизнес-планов инвести­ционных проектов указанные факторы должны учитываться при оценке эффективности их отбора для реализации.



Инвестиции в объекты предпринимательской деятельности осу­ществляются в различных формах. Для учета, анализа и планирова­ния они классифицируются по отдельным признакам.

Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые инвестиции.

Реальные инвестиции (капиталовложения) — авансирование денег в материальные и нематериальные активы (инновации). Капи­тальные вложения классифицируются по:

  1. Отраслевой структуре (промышленность, транспорт, сельское хозяйство и т. д.);

  2. Воспроизводственной структуре (новое строительство, рас­ширение, реконструкция и расширение действующих предпри­ятий);

  3. Технологической структуре (строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, прочие капитальные затраты).

Финансовые инвестиции — вложения средств в ценные бума­ги: долевые (акции) и долговые (облигации).

Во-вторых, по характеру участия в инвестировании — прямые и косвенные инвестиции.

Прямые инвестиции предполагают непосредственное участие инвестора в выборе объекта для вложения денежных средств.

Косвенные инвестиции осуществляются через финансовых посредников — коммерческие банки, инвестиционные компании и фонды и др. Последние аккумулируют и размещают собранные средства по своему усмотрению, обеспечивая их эффективное ис­пользование.

В-третьих, по периоду инвестирования вложения делятся на краткосрочные (на срок до 1 года) и долгосрочные (на срок свыше 1 года). Последние из них служат источником воспроизводства ка­питала.

В-четвертых, по форме собственности инвестиции подразде­ляются на частные, государственные, совместные и иностранные.

Частные инвестиции выражают вложение средств в объекты предпринимательской деятельности юридических лиц негосудар­ственных форм собственности, а также граждан.

Государственные инвестиции характеризуют вложение капи­тала государственных унитарных и муниципальных предприятий, а также средств федерального и регионального бюджетов и внебюд­жетных фондов.

В-пятых, по региональному признаку инвестиции подразделяют­ся на вложения внутри страны и за рубежом.

В-шестых, по уровню инвестиционного риска выделяют следую­щие виды инвестиций.

Безрисковые инвестиции характеризуют вложение средств в такие объекты инвестирования, по которым отсутствует реаль­ный риск потери ожидаемого дохода или капитала, и практически гарантированно получение реальной прибыли.
Низко рисковые инвестиции характеризуют вложения капитала в объекты, риск по которым ниже среднерыночного уровня.

Средне рисковые инвестиции выражают "вложения капита­ла в объекты, риск по которым соответствует среднерыночному уровню.

Высокорисковые инвестиции определяются тем, что уровень риска по объектам данной группы обычно выше среднерыночного.

Наконец, спекулятивные инвестиции выражают вложение капитала в наиболее рисковые активы (например, в акции моло­дых компаний), где ожидается получение максимального дохода.

Субъектами инвестиционной деятельности в России являются инвесторы (заказчики проектов, пользователи объектов, подрядчи­ки, финансовые посредники, граждане и т. д.). Они классифициру­ются по следующим признакам.

1. По направлениям основной эксплуатационной дея­тельности — индивидуальные и институциональные инвес­торы. В роли индивидуальных инвесторов выступают физи­ческие лица, а институциональных — юридические лица (например, финансовые посредники).

2.По целям инвестирования выделяют стратегических и пор­тфельных инвесторов. Первые из них ставят цель приобрести контрольный пакет акций компании или большую долю в ее ус­тавном капитале для осуществления реального управления фирмой. Они также осуществляют стратегию слияния и погло­щения других компаний. Портфельные инвесторы вкладывают свой капитал в различные финансовые инструменты с целью получения высокого текущего дохода или прироста капитала в будущем".

3.По принадлежности к резидентам выделяют отечествен­ных и иностранных инвесторов. В роли последних могут вы­ступать иностранные физические и юридические лица, государства и международные финансово-кредитные орга­низации (Мировой Банк, Европейский Банк реконструкции и развития и т. д.).

Классификация форм инвестиций и видов инвесторов позволяет предприятиям и корпорациям более эффективно управлять инвести­ционным портфелем.

1.2. ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Инвестиционная политика — составная часть общей финансо­вой стратегии предприятия, которая заключается в выборе и реали­зации наиболее рациональных путей расширения и обновления про­изводственного потенциала.

При выработке инвестиционной политики целесообразно руко­водствоваться следующими принципами.

1.Достижение экономического научно-технического и социаль­ного эффекта от рассматриваемых мероприятий. При этом для каждого объекта инвестирования используются конкретные методы оценки эффективности. По итогам такой оценки осу­ществляется отбор отдельных инвестиционных проектов по критерию эффективности (рентабельности). При прочих рав­ных условиях принимаются к реализации те из них, которые обеспечивают предприятию максимальную эффективность.

2.Получение предприятием наибольшей прибыли на вложенный капитал при минимальных инвестиционных затратах.

3.Рациональное распоряжение средствами на реализацию бес­ прибыльных проектов, т. е. снижение расходов на достиже­ние научно-технического, социального или экономического эффектов.

4.Использование предприятием государственной поддержки для повышения эффективности инвестиций в форме бюджет­ных ссуд, гарантий Правительства РФ и т. д.

5.Привлечение субсидий и льготных кредитов международных финансово-кредитных организаций и частных иностранных ин­весторов.

6.Обеспечение минимизации инвестиционных рисков, свя­занных с реализацией конкретных проектов. Влияние коммерческих рисков (строительных, производственных, транспортных и иных рисков) может быть оценено через ве­роятное изменение ожидаемой доходности инвестиционных проектов и соответствующее снижение их эффективности. Такие риски могут быть снижены заказчиками проектов и привлеченными инвесторами посредством самострахования, т. е. созданием финансовых резервов, диверсификации инвестиционного портфеля и коммерческого страхования. Защита от некоммерческих рисков (стихийные бедствия, аварии, беспорядки и др.) обеспечивается путем предостав­ления гарантий Правительства РФ и страхования инвести­ций.

7.Обеспечение ликвидности инвестиций следует предусмат­ривать в силу значительных изменений внешней инвести­ционной среды, конъюнктуры рынка или стратегии разви­тия предприятия в предстоящем периоде (году). Поэтому по отдельным объектам инвестирования может существен­ но снизиться доходность, что окажет негативное воздей­ствие на общую инвестиционную привлекательность пред­приятия. В силу влияния этих негативных факторов часто приходится принимать решение о своевременном выходе из неэффективных проектов и реинвестировании высво­бождающегося капитала. С этой целью по каждому инве­стиционному объекту следует оценить уровень ликвиднос­ти инвестиций по формулам:

(2)

где ОПл — общий период ликвидности конкретного объекта инвес­тирования, дни; ПКв — возможный период конверсии конкретного объекта инвестирования в денежные сред­ства, дни; ПКт — технический период конверсии инве­стиций с абсолютной ликвидностью в денежные сред­ства, принимаемый за 7 дней.



(3)

где Кли — коэффициент ликвидности инвестиций, доли единицы; ПКт и ПКв - технический и возможный периоды кон­версии конкретного объекта инвестирования в денеж­ные средства.



Пример

ПКв = 60дн.; ПКт = 7дн.

Тогда ОПл = 60-7 = 53 дня;

Кли = 7 / 60 = 0,12.

По итогам оценки производится ранжирование проектов по кри­терию их ликвидности. Для реализации отбираются те из них, кото­рые имеют максимальный уровень ликвидности.

При разработке инвестиционной политики учитываются следую­щие факторы:

- финансовое положение предприятия;

- технический уровень производства, наличие незавершенного строительства и не установленного оборудования;

- возможность получения оборудования по лизингу;

- наличие у предприятия как собственных, так и возможнос­ти привлечения заемных средств в форме кредитов и зай­мов;

- финансовые условия инвестирования на рынке капитала;

- льготы, получаемые инвесторами от государства;

- коммерческая и бюджетная эффективность намечаемых к реа­лизации проектов;

- условия страхования и получения соответствующих гарантий от некоммерческих рисков.

Потребность в ресурсах для реализации инвестиционной поли­тики предприятия определяется его производственным и научно-техническим потенциалом, необходимым для обеспечения выпуска продукции в соответствии с запросами ранка. При оценке рынка продукции учитываются следующие факторы:

- географические границы реализации рынка данной продук­ции;

- общий объем продаж и его динамика за последние три года;

- динамика потребительского спроса, прогнозируемого на пе­риод реализации инвестиционного проекта;

- технический уровень продукции и возможности его повыше­ния за счет реализации конкретных проектов.

Потребность предприятия в инвестиционных ресурсах соответ­ствует расходам, которые предстоят с начала периода реализации инвестиционной политики. Стоимость объектов незавершенного строительства, оплаченного не установленного оборудования, иные затраты истекших лет не включаются в общий объем капитальных вложений предстоящего периода.

При разработке инвестиционной политики рекомендуется опре­делить общий объем инвестиций, способы рационального использо­вания собственных средств и возможности привлечения дополни­тельных денежных ресурсов с кредитного и фондового рынков.

Инвестиционные проекты в рамках долгосрочной стратегии пред­приятия целесообразно согласовывать между собой по объемам выде­ляемых ресурсов и срокам реализации исходя из достижения макси­мального экономического эффекта (дохода или прибыли), полученного в ходе реализации инвестиционной политики.

Данная политика разрабатывается специалистами предприятия на 1-2 года, а долгосрочная — на период свыше двух лет. Ключевые ас­пекты данной политики рекомендуется учитывать при принятии ре­шений по разработке технико-экономических обоснований (ТЭО) проектов, привлечению различных источников финансирования, уча­стию в реализации проектов сторонних организаций в порядке доле­вого вклада в строительство.

Эффективность инвестиционной политики оценивается по пока­зателям доходности и срока окупаемости инвестиций.

Указанные показатели определяются на основе бизнес-плана и предварительных расчетов по обоснованию проектов в рамках инве­стиционной стратегии предприятия. Для конкретизации сроков осу­ществления различных мероприятий в рамках инвестиционной по­литики и обеспечения их финансовыми ресурсами предприятия разрабатывают бизнес-план инвестиционных проектов.

Бизнес-план включает в себя следующие разделы:

а) вводнную часть;

б) обзор состояния отрасли, к которой относится предприятие;

в) производственный план реализации проектов;

г) план маркетинга и сбыта продукции;

д) организационный план реализации проекта;

е) финансовый план;

ж) оценку экономической эффективности затрат, осуществлен­ных в ходе реализации проекта.

Ключевым разделом бизнес-плана является финансовый план ре­ализации проекта. Календарный план денежных потоков, поступле­ний и платежей в ходе реализации проекта включает три блока рас­четов, относящихся к производственно-сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.

Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств.

Сальдо поступлений и платежей от производственно-сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой и амортизационных отчислений предприятия по годам.

Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).

Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу эмитированных акций, необходимых для реализации проекта, и суммой средств, направляемых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.

Условием успеха инвестиционного проекта является положи­тельное значение общего сальдо денежного потока, определяемое суммированием итоговых величин сальдо производственно-сбыто­вой, инвестиционной и финансовой деятельности.


1.3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ В ФОРМЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

В рыночном (товарном) хозяйстве объем намечаемых в экономику инвестиций зависит от уровня доходности капитальных и финансо­вых активов. Норма дохода, а через нее цена (курс) этих активов оп­ределяются спросом и предложением на инвестиционные товары.

Государство посредством финансовой и денежно-кредитной по­литики может влиять на изменение соотношений между инвести­ционным спросом и предложением, а следовательно, на величину нормы дохода, получаемого от различных капитальных и финансо­вых активов.

Государство определяет стратегию поведения инвесторов на рынке инвестиционных товаров, а также структуру инвестиций. Исходя из состояния экономики (уровня инфляции, дефицита бюджетной системы, структуры производства, платежеспособно­го спроса населения на товары и услуги и иных факторов) приме­няются те или иные концепции регулирования рынка инвестици­онных товаров.

При этом любая концепция базируется на целевых установках двух уровней: конечных целях (рост национального дохода, увеличе­ние занятости населения, снижение темпов инфляции до 3-5 % в год); промежуточных целях (соотношение между спросом и предло­жением на капитал, процентные ставки на кредитные ресурсы, дина­мика денежной массы и др.).

Конечные (стратегические) цели определяют степень воздей­ствия данной формы финансовой и денежно-кредитной политики на производство.

Промежуточные цели служат в качестве ориентиров регулиро­вания пропорций между спросом и предложением на ресурсы в фи­нансовой и денежно-кредитной сферах.

Принципы регулирования инвестиционной сферы в Рос­сии определяются федеральными законами «Об инвестиционной де­ятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка­питальных вложений» от 25.02.1999 г. № 39-ФЗ и «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 9,07.1999 г. № 160-ФЗ.

Если рассмотреть данные законодательные акты с позиции их со­ответствия рыночным отношениям, то можно отметить следующие аспекты.



  1. Расширительная трактовка инвестиций и инвестиционной де­ятельности как вложение инвестиций и осуществление прак­тических действий для получения прибыли или иного полезно­го эффекта.

  2. Четкая и конкретная формулировка основных понятий, харак­теризующих инвестиционную сферу, что создает единую тер­минологию для изучения инвестиционного процесса (напри­
    мер, капиталовложения, инвестиционный проект, субъекты инвестиционной деятельности и др.).

  3. Легализация сферы негосударственного инвестирования, функ­ционирующей на основе договоров между субъектами инвести­ционной деятельности (застройщиками и подрядчиками).

  4. Широкий перечень мер государственного регулирования инве­стиционной деятельности, включая экономические и админис­тративные методы управления инвестициями.

5. Комплексный характер защитных мер и гарантий государства в области инвестирования, в том числе для иностранных инве­сторов.

Законодательные основы политики инвестирования ре­гулируют инвестиционную деятельность в различных формах (табл. 1.1).

Таблица 1.1

Формы государственного регулирования инвестиционной деятельности предприятий



п/п

Наименование форм регулирования

1

Создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности

1.1

Налоговая политика (налоговые льготы)

1.2

Амортизационная политика (применение методов ускоренной амортизации)

1.3

Расширение использования средств населения и других внебюджетных источников

1.4

Развитие возможностей использования залога при кредитовании инвесторов

1.5

Развитие финансового лизинга движимого и недвижимого имущества

1.6

Создание возможностей субъектам инвестиционной деятельности для формирования собственных денежных фондов развития

2

Прямое участие государств в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений

2.1

Разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, а также реализуемых РФ совместно с иностранными инвесторами

2.2

Предоставление на конкурсной основе государственных гарантий по проектам, реализуемых за счет средств федерального бюджета и бюджета субъектов РФ

2.3

Размещение на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ для финансирования проектов

2.4

Выпуск облигационных займов для финансирования конкретных инвестиционных проектов

2.5

Предоставление концессий отечественным и иностранным инвесторам по итогам торгов (конкурсов и аукционов) и др.

3

Иные формы регулирования инвестиционной деятельности

3.1

Экспертиза инвестиционных проектов

3.2

Защита законных прав и интересов субъектов инвестиционной деятельности и т.д.

Раскроем содержание каждого блока.



Первый блок — создание благоприятных экономических условий для развития инвестиционной деятельности заключа­ется во взвешенной налоговой политике. Данная политика в сфере инвестиционной деятельности включает совершенствование систе­мы налогов, установление субъектам этой деятельности специаль­ных налоговых режимов, не носящих индивидуальный характер.

Например при исчислении налога на прибыль облагается прибыль при фактически произведенных затратах за счет прибыли, остающей­ся в распоряжении предприятия, исключая суммы, направленные:

а) предприятиями отраслей сферы материального производства, а финансирование производственных капитальных вложений в том числе в порядке долевого участия), а также на погаше­ние кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам;

б) предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финан­сирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, по­лученных и использованных на эти цели, включая проценты по ссудам.

Данная льгота предоставляется указанным предприятиям, осуще­ствляющим развитие собственной производственной базы и жилищ­ное строительство, при условии полного использования ими сумм начисленной амортизации на последнюю отчетную дату.

Амортизационная политика является составной частью инвести­ционной стратегии предприятия, так как амортизационные отчисле­ния служат важнейшим источником финансирования капитальных вложений в основные фонды.

В процессе эксплуатации основные средства постепенно изна­шиваются, т. е. утрачивают свои первоначальные физические свой­ства. В результате погашается их первоначальная (реальная) сто­имость. Изменение первоначальной стоимости происходит в случаях реконструкции, достройки, до оборудования и частичной ликвидации отдельных объектов. Увеличение (понижение) перво­начальной стоимости основных средств относится на добавочный капитал. Стоимость объектов основных средств погашается по­средством начисления амортизации, которая относится на издер­жки производства и обращения. Объектами для начисления амор­тизации являются основные средства, находящиеся на предприятии на праве собственности, хозяйственного ведения и управления. Начисление амортизации производится до полного погашения стоимости объектов либо списания их с бухгалтерско­го учета в связи с прекращением права собственности. Срок полез­ного использования объекта определяется предприятием при при­нятии его к бухгалтерскому учету. Величина амортизационных отчислений зависит от балансовой стоимости основных средств и установленных форм их возмещения. Обычно нормы амортизации устанавливаются в процентах к балансовой стоимости основных средств и дифференцируются исходя из вида инвентарных объек­тов и условий их эксплуатации.

В течение 1991 -1999 гг. в России действовали нормы амортиза­ционных отчислений на полное восстановление основных средств, утвержденные постановлением Совета Министров СССР от 22.10.1990г. № 1072 «О единых нормах амортизационных отчисле­ний на полное восстановление основных фондов народного хозяй­ства СССР». Они предназначены для возмещения балансовой (пер­воначальной) стоимости основных фондов предприятий путем включения начисленной амортизации по данным нормам в себе­стоимость продукции (работ, услуг). В соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 8.05.1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и о мерах по укрепле­нию налоговой и платежной дисциплины» внесен ряд изменений в порядок оценки стоимости имущества, относящегося к основным средствам. В частности, в состав имущества, подлежащего амортизации для целей налогообложения, включается имущество, сто­имость которого превышает 100-кратный размер установленного законодательством месячного минимального размера оплаты тру­да, полезный срок использования которого более одного года. В отношении нематериальных активов амортизационные отчисле­ния производятся равными долями в течение срока их существова­ния. Если срок использования данных активов определить невоз­можно, то период их амортизации устанавливается в 10 лет. Исходя из решения Правительства РФ о переходе отечественных предприятий на принципы ведения бухгалтерского учета и отчет­ности, заложенные в международных стандартах, в январе 1998 г. Минюстом РФ зарегистрировано Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» от 3.09.1997 г. (ПБУ 6/97).

В 1998 г. были введены в действие методические указания по бух­галтерскому учету основных средств, утвержденные Приказом Мин­фина РФ от 20.07.1998 г. № 33 н. Этими нормативными документа­ми установлены следующие новации.

1. Предприятиям предоставлено право не чаще одного раза в год (на начало отчетного года) переоценивать объекты основных средств по восстановительной стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам с отнесением возникающих разниц на добавочный капитал.

2.Амортизационные отчисления отражаются в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете по учету амортизации. Они начисляются в отчетном пе­риоде независимо от результатов деятельности предприятия.


  1. В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Феде­рации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ малые предприятия вправе начислять амортизацию по основным производственным фон­дам по нормам, в 2 раза превышающим нормы, установленные для соответствующих видов основных средств. Они могут так­ же списывать дополнительно как амортизационные отчисле­ния до 50% первоначальной стоимости основных средств со сроком полезного использования более трех лет.

  2. Предприятиям предоставлено право самостоятельно устанав­ливать порядок начисления амортизации одним из следующих способов:

- традиционным линейным способом;

- способом уменьшаемого остатка;

- способом списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использования;

- способом списания стоимости основных средств пропорци­онально объему продукции (работ).

Применение одного из способов по группе однородных объектов производится в течение всего срока их полезного использования и предусматривается в учетной политике предприятия.

При линейном методе амортизация начисляется равными до­лями в течение всего срока службы основных средств до полного пе­ренесения их стоимости на издержки производства и обращения.

При использовании метода уменьшаемого остатка годовая сумма амортизационных отчислений определяется исходя из оста­точной стоимости инвентарного объекта на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного фун­кционирования этого объекта и коэффициента ускорения, установ­ленного законодательством РФ. Коэффициент ускорения применяется по перечню высокотехнологичных отраслей и эффективных ви­дов оборудования и составляет, как правило, 2,0, а по оборудова­нию, составляющему предмет финансового лизинга, не более 3,0.

При методе списания стоимости основных средств по сумме лет полезного использования амортизация начисляется линейным способом, по понижающимся нормам. В результате ускоренной амор­тизации значительно понижается налогооблагаемая прибыль пред­приятия.

При способе списания стоимости основных средств про­порционально объему продукции (работ) начисление аморти­зации производится исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной сто­имости объекта.

Несмотря на возможность применения различных методов начис­ления амортизации, определяющим фактором амортизационной по­литики является выбор оптимального амортизационного срока служ­бы различных категорий основных средств. Выбор такого срока находится в компетенции дирекции предприятия.

Наряду с налоговой амортизационной политикой предусмотрено расширение возможностей использования залога при осуществле­нии кредитования. Согласно Федеральному закону «Об ипотеке (за­логе) недвижимости» от 16.07.1998 г. № Ю2-ФЗ, ипотека может быть установлена в обеспечение обязательства по кредитному дого­вору, по договору займа, а также иного обязательства.

Ипотека обеспечивает уплату залогодателем (должником обя­зательства) залогодержателю (кредитору) основной суммы долга по кредитному договору или иному обеспеченному ипотекой обяза­тельству полностью либо в части, предусмотренной договором об ипотеке. Ипотека, установленная в обеспечение кредитного дого­вора (договора займа), обеспечивает уплату кредитору (заимодав­цу) причитающихся ему процентов за пользование кредитом. Ипо­тека призвана способствовать развитию жилищного строительства в России.

Субъектам инвестиционной деятельности предоставлена воз­можность создавать собственные денежные фонды для развития производственного потенциала и решения социальных задач (фон­дов накопления и потребления). Основным источником их образо­вания является чистая прибыль предприятий.



Второй блок — прямое участие государства в инвестици­онной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, находит утверждение в разработке, утверждении и фи­нансировании проектов, реализуемых за счет средств федерального и региональных бюджетов.

Формирование перечня строек и объектов технического перевоору­жения для федеральных государственных нужд и финансирование их за счет бюджетных ассигнований осуществляет Правительство РФ. Размещение заказов на подрядные строительные работы для государ­ственных нужд за счет средств федерального и региональных бюдже­тов для реализации инвестиционных проектов осуществляется государ­ственными заказчиками путем проведения конкурсов. Правительство РФ может предоставлять на конкурсной основе государственные гаран­тии по инвестиционным проектам, реализуемым за счет средств феде­рального бюджета. Для реализации таких проектов на конкурсной ос­нове могут размещаться средства федерального бюджета.

Размещение средств федерального бюджета осуществляется, как правило, на возвратной и срочной основах с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых Законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

Бюджет развития исходя из требований Федерального закона «О бюджете развития Российской Федерации» от 26.11.1998 г. № 181-ФЗ предназначен для осуществления государственной поддержки инвесторов путем предоставления им государственных гарантий либо путем непосредственного выделения им средств (в форме ссуды) на условиях возвратности, срочности и платности. Объем денежных средств, направляемых в Бюджет развития, уста­навливается федеральным законом о федеральном бюджете на со­ответствующий год. Средства Бюджета развития образуются за счет следующих источников:

- внутренних и внешних заимствований на цели инвестирования;

- части доходов федерального бюджета от использования и при­ватизации объектов федеральной собственности, созданных в результате финансирования инвестиционных проектов за счет средств Бюджета развития;

- части доходов федерального бюджета от использования и продажи имущества, находящегося в федеральной собственности;

- доходов федерального бюджета от ранее произведенных бюд­жетных ассигнований на условиях возвратности, срочности и платности и др.

Денежные средства бюджета развития аккумулируются на спе­циальных счетах органов Главного управления федерального казна­чейства Минфина РФ и в учреждениях Центрального банка России.

Денежные средства Бюджета развития направляются на:

- финансирование инвестиционных проектов, отобранных на конкурсной основе;

- исполнение обязательств Правительства РФ по предоставлен­ным инвесторам государственным гарантиям за счет средств Бюджета развития.

Отвлечение временно свободных средств Бюджета развития на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов, не допускается. Предоставление средств за счет Бюджета развития осуществляется:

- путем кредитования отобранных на конкурсах инвестиционных проектов, обеспеченных собственными средствами инвес­тора и иными источниками финансовых ресурсов в дополне­ние к собственным средствам;

- посредством прямых вложений в имущество коммерческих организаций, осуществляющих проекты при соответствую­щем увеличении доли государства в их уставном капитале.

Для финансирования инвестиционных программ государство впра­ве выпускать облигационные займы, вовлекать в инвестиционный про­цесс временно приостановленные и законсервированные стройки и объекты, находящиеся в федеральной собственности. Государство предоставляет также концессии отечественным и зарубежным инвес­торам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с за­конодательством РФ.



Третий блок — иные формы государственного регулиро­вания инвестиционной деятельности включает экспертизу про­ектов и защиту прав субъектов инвестиционной деятельности. Все инвестиционные проекты независимо от форм собственности и ис­точников финансирования до их утверждения подлежат экспертизе. Она проводится для предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права юридических и физических лиц или не отвечает требованиям утвержденных стандартов (норм и пра­вил), а также для оценки эффективности капитальных вложений. Порядок проведения государственной экспертизы инвестици­онных проектов устанавливается Правительством РФ.

Защита прав субъектов инвестиционной деятельности вы­ражается в следующем:

- обеспечении равных прав при осуществлении данной деятель­ности;

- гласности при обсуждении инвестиционных проектов;

- праве обжалования в судебном порядке любых решений орга­нов государственной власти и должностных лиц, противореча­щих законным интересам юридических лиц и граждан.

Капитальные вложения могут быть:


  1. национализированы только при условии предварительного и равноценного возмещения государством убытков, понесенных субъектами инвестиционной деятельности;

  2. реквизированы по решению органов государственной власти в случаях и порядке, определенных Гражданским Кодексом РФ.

Страхование капиталовложений осуществляется в соответствии с законодательством РФ.


следующая страница >>
Смотрите также:
Инвестиционный менеджмент Серия «Краткий курс»
2055.31kb.
7 стр.
Программа курса «Сравнительный менеджмент»
153.45kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине Государственное регулирование Направление подготовки: Менеджмент
1234.35kb.
8 стр.
Лекции Краткий курс
1421.68kb.
10 стр.
Уголовное право общая и особенная части краткий курс
4796.56kb.
19 стр.
Литература по темам курса Инвестиционный анализ. Раздел
161.02kb.
1 стр.
Правила доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости «Русское поле» под управлением ООО «тринфико пропети Менеджмент» с изменениями и дополнениями
1126.92kb.
8 стр.
Правила доверительного управления
751.92kb.
3 стр.
Курс лекций Харьков хнагх 2004 Ю. А. Фатеев. Логика: Краткий курс лекций. Харьков: хнагх, 2004. 56 с
644.18kb.
4 стр.
Правил а доверительного управления фондом «Закрытый паевой инвестиционный фонд акций «Спортинвест» под управлением зао «Управляющая компания Менеджмент-Центр» с внесенными изменениями
1009.33kb.
9 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины по выбору «Риск-менеджмент инвестиционного проектов»
9.74kb.
1 стр.
Очень краткий курс фотографии
132.79kb.
1 стр.