Главная
страница 1
Тезисы выступления П.В. Журавлёва, руководителя Приволжского окружного межрегионального территориального управления

Медиа-среда Приволжского федерального округа в целом может рассматриваться как срез медиа-среды всей страны, но имеет как сходства, так и различия с общероссийскими показателями. На основе исследований информационного пространства и статистических данных можно сделать вывод о том, что медиа-среда ПФО является одной из наиболее динамично развивающихся в России.

На основании проведённого исследования информационного пространства Приволжского федерального округа и обобщения полученных результатов, которые нашли своё отражение в сборнике «СМИ ПФО» (по состоянию на начало 2003 года) можно выделить ряд тенденций, характеризующих состояние и современные особенности рынка периодических печатных изданий.

1. Сохраняется положительная динамика регистрации СМИ, хотя за последние 3 года можно констатировать её замедление.

2. При общем увеличении количества СМИ доля участия государства на медиа-рынке практически не возрастает, а число СМИ, учредителями которых являются государственные органы власти относительно стабильно. То же можно сказать о ситуации с муниципальными СМИ. Для Приволжского округа исключение составляет Нижегородская область, где можно констатировать рост регистрации государственных СМИ в 4 раза в течении первого полугодия 2003 года.

3. По количеству печатных изданий лидерами являются СМИ с общественно-политической тематикой. Рекламные находятся на 2 месте. Однако динамика регистрации показывает, что в перспективе доля таких СМИ значительно увеличится. Также увеличивается число печатных СМИ развлекательной тематики. В целом показатели регистрации рекламных и развлекательных СМИ увеличились в 2 раза по сравнению с 2002 годом.

4. Менее привлекательными остаются средства массовой информации молодежной, детской и культурно-просветительской тематики. Так, за год (2-ое полугодие 2002 г.-2-ое полугодие 2003 гг.) количество таких СМИ выросло лишь на 4%.

5. Одной из характеристик окружной медиа-среды и в то же время одной из существенных проблем, является неравномерность насыщенности информационного пространства округа. В одних регионах мы наблюдаем заполненный и сформированный медиа-рынок, в других – свободные, незанятые никем ниши и неразвитую медиа-среду. Так, например, в Самарской области концентрация печатных СМИ достаточно высока: 0,22 СМИ в расчете на одного человека, тогда как в Оренбургской и Пензенской областях – 0,08.

6. Можно отметить не только различную концентрацию периодических печатных СМИ, различны и объёмы государственного финансирования периодических печатных изданий. Практически во всех регионах Приволжского округа финансирование возросло в среднем за последние 3 года более чем в 2 раза.

7. По информационному влиянию можно констатировать лидерство районных газет в «нестоличных» в региональном плане средних и мелких муниципальных образованиях и в сельской местности, тогда как рынок крупных городов завоеван федеральными печатными изданиями, а также влиятельными городскими и областными газетами. Также можно отметить как специфику конкурентных предпочтений тот факт, что печатные издания такого рода, как газета «Жизнь», так называемые «таблоиды», завоевывают все большую популярность среди населения и находятся на первых строчках рейтингов по тиражности во многих регионах ПФО. Вероятно, что подобная тенденция характерна для всей России.

Основными проблемами, с которыми сталкиваются периодические печатные издания, являются: проблемы административного вмешательства в деятельность СМИ и проблемы финансирования или экономической эффективности деятельности СМИ. Вторая проблема в основном относится к СМИ городского и районного уровня. И первая и вторая проблемы впрямую влияют на конкурентоспособность периодических печатных изданий регионального и муниципального характера. Отчасти можно объединить две проблемы в одну, поскольку административное вмешательство зачастую осуществляется через регулирование бюджетного финансирования дотируемых СМИ.

Если для городских и областных периодических печатных изданий эта проблема разрешима посредством проведения эффективной экономической политики, то для районных газет это является неразрешимой дилеммой, поскольку для них это единственная возможность выжить.

В то же время возникает вторая производная проблема, касающаяся других участников этого рынка, которые в результате попадают в неравные конкурентные условия, зачастую непреодолимые в связи с ограниченностью финансово-экономических возможностей конкретных территорий. Этот фактор снижает конкурентную способность для других СМИ и мешает формированию полноценного медиа-рынка. В сложившейся ситуации, связанной с государственной поддержкой городских и районных газет, региональные власти создают 100%-ные возможности по влиянию на информационную политику средств массовой информации, несмотря на то, что практически те же СМИ получают дотацию из федерального бюджета. Это связано с тем, что федеральный объем дотаций незначителен по сравнению с региональными вложениями.

Так, анализ, проведенный в ряде субъектов ПФО показывает, что на 1 рубль федеральной дотации в регион приходится от 4 до 15 рублей региональных дотаций.

При том, что при расчётах использовались только показатели соответствующих разделов бюджетов регионов. Хотя помимо этого используются в деятельности дополнительное точечное дотирование так называемых «своих СМИ» или образно говоря «непокорных» СМИ с целью проведения нужной информационной политики и размещения нужных материалов.

Финансовую поддержку районной прессы регулирует Федеральный Закон «Об экономической поддержке районных (городских) газет». Согласно Закону, экономическая поддержка газет осуществляется путем выделения средств из федерального бюджета на развитие материально-технической базы районных газет и оплату расходов, связанных с их производством и распространением (оплата полиграфических услуг, бумаги, услуг федеральной почтовой связи).

Практика работы с регионами позволяет сделать вывод о том, что исполнение норм Закона связано с механическим переписыванием перечня тех районных, городских СМИ, которые из года в год подаются субъектами в МПТР для получения дотаций. Зачастую игнорируется одно из наиболее важных положений Закона о коллегиальном принятии решения (специально созданными комиссиями) в отношении дотаций конкурирующих СМИ с точки зрения их целесообразности для конкретной территории. Данная проблема встаёт наиболее остро в связи с тем, что рынок СМИ не стоит на месте. Если совсем недавно мы имели не более 1 районной газеты в одном муниципальном образовании, то сейчас - 3-4 периодических печатных издания в одном муниципальном образовании это нормальное явление. Поэтому назрела необходимость изменения подходов к выделению дотаций, они должны использоваться более эффективно.

Тенденции развития медиа-рынка позволяет сделать вывод о том, что на протяжении последних лет печатные СМИ все более рассматриваются как экономически равноправный субъект рынка, постепенно превращаясь в полноценный бизнес, и пытаясь развиваться без помощи субсидий. Таких СМИ в регионах становится все больше, и они в перспективе станут основой новой медиа–индустрии.



С учётом выявленных изменений рынка периодических печатных изданий, и влияния на эти процессы государства, стратегическим приоритетом должно стать не государственное регулирование информационной политики, а государственное регулирование эффективности применения инструментария для доведения информации до конкретного потребителя, т.е. создание оптимальных условий для развития свободной прессы в рамках развития саморегулируемого конкурентноспособного рынка СМИ. МПТР РФ в свою очередь демонстрирует именно эту политику в отношении деятельности периодических печатных изданий.






Смотрите также:
Тезисы выступления П. В. Журавлёва, руководителя Приволжского окружного межрегионального территориального управления
50.42kb.
1 стр.
Тезисы выступления на конференции рабо «Роль бизнес-образования в системе управления знаниями»
117.92kb.
1 стр.
Митину Сергею Герасимовичу
48.83kb.
1 стр.
Архангельское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта
339.91kb.
1 стр.
Тезисы выступления
51.92kb.
1 стр.
Тезисы выступления председателя Комитета по образованию Натальи Владимировны Третьяк >07. 06. 2012
59.24kb.
1 стр.
Енисейское бассейновое водное управление
1015.32kb.
5 стр.
В. А. Бадил 15 октября 2010 года план работы западного окружного управления образования департамента образования города москвы ноябрь 2010
768.97kb.
6 стр.
Тахмезов Тахмез: «Дагестан в дни Сталинградской битвы» Тезисы выступления на Международной научно-практической конференции «Подвиг Сталинграда в судьбах народов»
33.52kb.
1 стр.
Отдела дошкольного образования Южного окружного управления образования и окружного учебно-методического центра
1110.56kb.
6 стр.
Тезисы выступления 24. 11. 04 на заседании комитета торгово-промышленной палаты по предпринимательству в сфере строительства и жкх
49.03kb.
1 стр.
Тезисы выступления ОАО «Связьинвест»
67.87kb.
1 стр.