Главная
страница 1

"Человеку никак нельзя жить без Родины,

как нельзя жить без сердца”

К.Паустовский


Пояснительная записка
В современном обществе одной из острейших проблем является воспитание патриотизма. В данное время отмечается снижение воспитательного потенциала российской культуры, искусства, образования как важнейших факторов формирования патриотизма. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, цинизм, немотивированная агрессивность, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.

Воспитание гражданина является залогом развития государства. Гражданская активность личности не только обеспечивает процветание общества, но и определяет социальное поведение самой личности, ее удовлетворенность жизнью и собой. Однако не стоит рассчитывать на то, что гражданская активность развивается у ребенка спонтанно – она требует системы специальных педагогических воздействий.

Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.

Важной задачей дошкольной педагогики на современном этапе является приобщение подрастающего поколения к истокам культуры той местности, на которой мы в данный момент проживаем.

Эту работу необходимо начинать со старшего дошкольного возраста, когда происходит становление мировоззрения личности, у детей появляется интерес к своему окружению, к ближайшим и доступным объектам культуры. Кроме того, это возраст наибольшей восприимчивости к внешним воздействиям, дети пытаются всему подражать, отличаются особой эмоциональной отзывчивостью.

Детям еще не доступны понятия «государство», «общество», «Родина», но они уже испытывают чувство привязанности к привычной среде обитания, интересуются родственниками, культурой своей местности, включаются в бытовую деятельность своего народа.

Воспитание любви к родному краю – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вести систематически, планомерно во всех возрастных группах, в разных видах деятельности.

Данная программа была разработана на основе «Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство», её дополнительной части (регионального компонента) под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой (в соответствии с ФГТ) и парциальной программы «Патриотическое воспитание дошкольников», под редакцией Н.В. Алешиной.

Она позволяет педагогу расширять и углублять основное образовательное содержание программы, по которой работает детский сад и позволяет реализовать развивающий потенциал регионального компонента.

Актуальность данной программы:

- дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций;

- в отсутствии должной заинтересованности родителей в воспитании у детей любви к родному краю, чувства гордости за исторические свершения своего народа и его культуру;

- в отсутствии системы работы по ознакомлению с родным краем в детском саду.

Программа «Ты только капелька России,

Но без тебя мне не прожить…»

исключительно важна для воспитания нового поколения усманцев, для которых Усмань – малая Родина, Усмань – это красивая, уникальная со своей заповедной природой и богатая знаменитыми людьми часть России.

Новизна программы: система подачи программных задач, методов, средств по знакомству детей дошкольного возраста с Усманским краем отработана с учетом их возрастных особенностей и интеграции образовательных областей.

Цель программы:

- формирование целостного представления о родном крае, развитие патриотических и гражданских чувств;

- создание системы воспитания любви к родному краю в детском саду.



Задачи программы:

- формирование у старших дошкольников нравственных качеств личности через ознакомление с родным краем;

- формирование патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувство гордости за свою малую Родину;

- расширение представления детей об истории, культуре, профессиях, людях Усманского края, о мире ремесел Липецкой области;

- формирование представление о животном и растительном мире Усманской земли, о красной книге Липецкой области.
Система работы рассчитана на два учебных года: старшая и подготовительная к школе группа.

В программе предусматривается включение регионального компонента в непосредственно образовательную деятельность не реже 1раза в месяц.

Остальной материал отбирается и планируется в совместной деятельности воспитателя и детей и в самостоятельной деятельности.

Поэтому программа включает в себя следующие формы работы:


- НОД,

- экскурсии,

- целевые прогулки,

- наблюдения,

- рассматривание фото, иллюстраций, слайдов,

- видео – фильм,

- рассказы,

- беседы,

- чтение,

- обсуждение,

- развлечение,

- игры,


- конкурсы,

- викторины,

- встречи с интересными людьми,

- проекты,

- изготовление коллажей, макетов, открыток,

- отгадывание кроссвордов,

- собирание коллекций,

- труд,


- работа с картой.

Реализация программы предусмотрена со второй младшей группы. Обучение воспитанников имеет ступенчатый характер (от простого к сложному). Программа рекомендована воспитателям, педагогам дополнительного образования при реализации дошкольной образовательной деятельности.


Этапы реализации программы

Диагностический этап

3 квартал

подготовительной к школе группы




3 этап

Подготовительная к школе группа




2 этап

Старшая группа




Подготовительный

этап

Вторя младшая

и средняя группы


Подготовительный этап
Содержание

образовательной области по краеведению во 2-й младшей группе.

Детям младшей группы еще трудно представить себе город, поэтому не стоит с ними проводить занятия и давать какие – либо знания об истории города. Знакомство с городом лучше начать с близлежащих улиц.

Воспитатель проводит наблюдения с детьми за изменениями, происходящими на близлежащих улицах, беседует с ними о том, где им приходилось бывать в городе, что они видели, что запомнили.

На прогулке воспитатель показывает и объясняет, что все дома расположены на определенных улицах, у каждой улицы есть своё название, а у дома – свой номер.

Воспитатель добивается запоминание детьми своих домашних адресов.

Во время праздника воспитатель обращает внимание на то, как преображаются улицы, украшается город – флаги, цветные огоньки.

Во время прогулок, рассматривая с детьми на улице, воспитатель всё время повторяет: «В нашем городе много улиц, наш город красивый» и т.д., и дети постепенно запоминают название города, в котором они живут.

Эта работа продолжается в НОД на рисовании, аппликации.

«Красивые воздушные шары»;

«Зажжем разноцветные огоньки» (иллюминации в городе);

«Флажки на ниточке»;

«Картинка про праздник»;

«Флажок»;

«Домик».


Работа в центре книги.

В центр книги воспитатель помещает иллюстрации различных улиц празднично украшенного города. Рассматривая эти иллюстрации с детьми, он закрепляет знания детей о том, что в городе много улиц, город красивый, особенно в праздники. Спрашивать детей, где они были с родителями в праздничные дни.

Во время игр со строительным материалом, воспитатель предлагает детям построить улицу для машин (дорожки), дети играют с машинами, возят их по дорожкам.

Дети вместе с воспитателем стоят дома. Много домов – это уже улица. Воспитатель предлагает детям украсить дома к празднику (поставить флажки на подставках), говорит, что город украшен, красивый.

Особое внимание следует уделять наблюдению за работой по благоустройству города. Обратить внимание детей на то, что весной подрезают деревья, сажают кустарники, цветы. Горожане хотят, чтобы их родной город был красивым и многое для этого делают.

Необходимо объяснить детям, что фантики от конфет, обертки от мороженого нельзя бросать на землю: для этого существуют урны. Если все люди будут пользоваться урнами, то наш город будет всегда чистым и красивым.

Постепенно воспитатель подводит детей к пониманию того, что они хоть и меленькие, но тоже жители города и должны делать все возможное, чтобы их родной город был красивым.
Содержание

образовательной области по краеведению в средней группе.

В средней группе с детьми можно уже совершать небольшие целевые прогулки по близлежащим улицам, экскурсии, а также проводить занятия по ознакомлению с родным городом: с достопримечательностью города (собор, храм), со страной. Основная цель этих занятий – вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города, родной страны, подчеркнуть, что все вокруг создано руками людей, которые жили очень – очень давно, но городом помнит их имена и бережет то, что сделано руками древних мастеров.

В этой группе по – прежнему большая часть работы проходит вне занятии – это и разговоры с детьми, и чтение художественной литературы, и наблюдение, и целевые прогулки по близлежащим улицам.
Первый этап
Перспективный план

по ознакомлению с Усманским краем в старшей группе.


Месяц

Тема, задачи

Формы работы

Сентябрь

1. «День знаний»

  • Познакомить детей с помещение школы, с некоторыми понятиями – «урок», «перемена», «с трудом учителя». Вызвать желание пойти в школу. Воспитывать уважение к труду людей, занимающихся воспитанием и образованием детей.

2. «История возникновения г. Усмани»

(ко «Дню города»)



  • Познакомить дошкольников с историей возникновения родного города; его достопримечательностями, воспитывать интерес к истории родного города, страны.

3.«Работа транспорта, поведение пешеходов»

  • Объяснить, что в городе есть не только улицы, но и переулки, площадь. Уточнить, что есть в том, микрорайоне, где живут дети. Вспомнить основные правила перехода через улицу.

Стихотворение А. Северного «Три чудесных цвета»

4. «Как я провел лето»



  • Уточнить, где отдыхали дети: в городе, деревне или селе. Попросить рассказать об этом.




Экскурсия в школу

НОД, рассматривание фото

Целевая прогулка по близлежащим улицам, наблюдение.

Чтение


Беседа


Октябрь

1. «С днем рождения, Усмань!»

  • Содействовать эмоциональной вовлеченности детей в событии городской жизни.

2. «Усмань – земля заповедная»

  • Познакомить детей с заповедником; формировать бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости.

3. «Что можно и чего нельзя делать на улице города»

  • Формировать понятие о правилах поведения на улице (во время прогулки, экскурсии).

4. «Первое знакомство с хохломой»

  • Познакомить с элементами хохломской росписи; рассказать о том, как возникло умение так красиво расписывать посуду.

Развлечение ко «Дню города»

НОД, рассматривание фото.

Обсуждение

Рассказ, рассматривание иллюстраций



Ноябрь

1. «Самая красивая улица»

  • Познакомить с понятием «коллаж». Учить создавать коллаж из различных материалов.

2. «Работа светофора»

  • Вспомнить об основных правилах перехода через улицу. Наблюдать за работой транспорта, за поведением пешеходов, за работой светофора.

3. «Название улиц»

  • Рассказать о том, что улицы имеют разные названия: одни названы именами знаменитых людей, другие по названию растущих здесь деревьев и т.д.

4. «Улица, на которой я живу»

  • Учить отображать в рисунке впечатления о наблюдениях; воспитывать любовь к родным местам.

5. «Мини – музей «Изба»

  • Стимулировать детей к собиранию предметов русской старины для дополнения и расширения мини – музея.

Коллаж

Целевая прогулка к светофору

Беседа

Конкурс рисунков



Собирание коллекции

Декабрь

1. «Елочка, елка, лесной аромат»

  • Расширить знания по теме: «Деревья Усманских лесов». Учить различать по листьям дуб, рябину, клен, березу; по хвое и шишкам – ель, сосну.

2. «Путешествие по родному городу»

  • Воспитатель показывает иллюстрации с разными достопримечательностями города, с которыми дети уже знакомы, а дети – экскурсоводы по очереди объясняют, где они находятся.

3. «Памятники родного города»

  • Дать представления о людях, которым поставлены памятники, бюсты, уставлены памятные доски (воеводе Вельяминову, Г.Басову, Заводовсокому, ликвидаторам ЧАЭС).

4. «Ох, уж эти сказки»

  • Закрепить знания детей о русских народных сказках; воспитывать в них любовь к русскому устному народному творчеству.

5. «Кто, где работает в нашем городе»

  • Дети рассматривают фото с изображением разных предприятий, где работают горожане. У детей – картинки с изображением людей разных профессий. Соединить картинку воспитателя со соей картинкой.




НОД

Игра


Слайды

Литературная викторина

Игровое упражнение


Январь

1. «Дорожные знаки»

  • Рассказать о правилах перехода улицы в том месте, где нет светофора. Обращать внимание на некоторые дорожные знаки – «Пешеходный переход», «Дети».

2. «Домашние адреса»

  • Зачем нам нужен домашний адрес? – вызвать скорую помощь, вызвать пожарных и т.д.

3. «Безопасность в городе: знакомство с дорожными знаками»

  • Знакомить детей со знаками «Опасный поворот», «Двустороннее движение», «Въезд запрещен».

4. «Кто, где работает»

  • Закрепление знаний детей о работе в городе и селе.

5. «Знаешь ли ты свой город?»

  • Определить на карточках:

- У кого дворец спорта «Новое поколение?»

- У кого бассейн «Олимпийский?»

- У кого Дворец культуры?» и т.д.


Целевая прогулка

Решение проблемных ситуаций

Беседа

Дидактическая игра



Дидактическая игра

Февраль

1. «Знакомство с городецкой росписью».

  • Продолжать знакомить детей с народными промыслами России; с элементами городецкой росписи: «розан», «кувшинка» и т.д.

2. «Памятники защитникам Отечества в родном городе»

  • Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию; с памятниками защитникам Отечества, установленных в нашем городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны («Аллея Героев», «Памятник воинам – победителям).

3. Рассказ «Санки»

  • Закрепить знания детей о поведении на улицах города (см. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», стр.104).

4. «Покормите птиц зимой!»

  • Воспитывать любовь к природе, желание помогать птицам, живущим в городе.




НОД, подготовка проекта «Веселая ярмарка»

НОД


Чтение

Совместный труд с воспитателем на участке детского сада



Март

1. «Мой родной город»

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города; Уточнить, на сколько они различают здания по их функциональной принадлежности.

2. «Город – село»

  • Закрепить представление о том, что такое город и село, чем они отличаются; знания об особенностях труда в городе и селе.

4. «Ориентировка в микрорайоне детского сада»

  • Закрепление знаний улиц, учить ориентироваться в своем микрорайоне (Если вы пойдете по этой улице до конца, на какую улицу выдете?)

5. «Елецкое кружево»

  • Познакомить детей с народным промыслом «Елецкое кружево» (регион Липецкой области.

Беседа с детьми

НОД, дидактическая игра

Целевая прогулка по близлежащим улицам

Беседа, рассматривание фото, подготовка проекта «Веселая ярмарка»




Апрель

1. «Легенда о названии Усмани»

  • Формировать представление о том, как название нашему городу. Рассмотреть все предположительные факты, ставшие причиной, по которой городу дали название Усмань.

2. «Благоустройство городской территории»

  • Продолжать наблюдение за тем, как люди благоустраивают свой город: на тротуарах и площади – красивая плитка, в сквере и на детской площадке скамейки. Всё вновь окрашено в яркие краски, выставлены вазоны с декоративными растениями.

3. «Храмы нашего города»

  • Познакомить детей с храмами города: Успенский собор и новый Богоявленский собор, немного истории.

4. «Строительство в нашем городе»

  • Закрепить знания детей о различных профессиях людей, работающих в городе. Уточнить и систематизировать знания детей о строительных профессиях, познакомить с обобщающим словом строитель.

5. «Узнай, где нахожусь»

  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города.

6. «Кто, где работает»

  • Закрепить знания детей о работе в городе и селе.

Рассказ воспитателя

Целевая прогулка

НОД, рассматривание фото, беседа

НОД


Игра

Дидактическая игра



Май

1. «Поздравление ветеранов»

  • Содействовать становлению желания детей принимать участие в традициях города и горожан.

2. «Места отдыха усманцев»

  • Формировать представление о парковой зоне города, способствовать желанию детей рассказывать о детских развлечения в городском парке, на детской площадке; о летнем отдыхе на берегу реки и на прудах пригородных сел.

3. «Все работы хороши»

  • Закрепить знания детей о разнообразных профессиях людей города и села, их названиях и роде деятельности. Воспитывать у детей уважения к труду взрослых.

4. Работа в центре книги. Достопримечательности родного города.

5. «Наш родной город»



  • Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, умение рассказывать о своих наблюдениях и событиях своей жизни, связанных с данными достопримечательностями.

Изготовление открыток

Рассматривание фото

НОД

Рассматривание иллюстраций, фото



НОД, игра - путешествие


Второй этап
Перспективный план

по ознакомлению с Усманским краем

в подготовительной к школе группе.


Сентябрь

1. «Посещение школьной линейки»

  • Наблюдать за тем, как встречают тех, кто пришел в первый класс. Выступление детей перед первоклассниками.

2. «Лучше сада не найдешь»

  • Отметить те изменения, которые произошли на территории детского сада после лета: цветы, отремонтированное оборудование, новые постройки и т.д. забота взрослых о детях.

3. «Как возникла Россия (о княжествах)»

  • Закрепить знания о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за нее.

4. «Строительство русской избы»

  • Знакомить детей с жизнью людей в древние времена, с традициями, по которым строили жилище наши предки, с процессом строительства рубленой избы.

5. «История возникновения города»

  • Знакомить детей с историей возникновения города и его названия, древними постройками. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.

6. «Как город готовится ко дню своего рождения»

  • Обратить внимание на чистоту улиц, развешанные флаги, гирлянды шаров, корзины с цветочными растениями. Воспитывать чувство гордости и восхищения за родной город.

7. «Памятник воеводе С.М. Вельяминову»

  • Закрепление знаний детей об основателе города воеводе С.М. Вельяминове. Рассказать о человеке, который помог приобрести этот памятник – подарок городу (Порядин А.).




Прогулка, наблюдения

Целевая прогулка по территории детского сада, наблюдение

НОД, подготовка проекта

НОД, подготовка проекта

Экскурсия в краеведческий музей (экспозиция об истории Усмани)

Целевая прогулка к площади им. Ленина

Целевая прогулка


Октябрь

1. «Усманский острог»

  • Развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, событием прошлого и настоящего.

2. «Усмань – земля заповедная»

  • Познакомить детей с заповедником в нашем краю, формировать ответственное отношение к родной природе, воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы.

4. «Красная книга земли Липецкой»

  • Сформировать первоначальное представление о Красной книге; продолжать формирование системы знаний о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

5. «Знакомство с библиотекой»

  • Продолжать знакомить детей с родным городом. Дать знания о том, что в городе есть библиотеки, в библиотеке можно взять книгу домой почитать, там работает библиотекарь, который записывает читателей, помогает им выбрать книгу.

Презентация проекта, открытое занятие

НОД


Беседа, рассматривание иллюстраций

Экскурсия



Ноябрь

1. «Рыбное царство реки Усманки»

  • Дать понятия, что в реке Усманке, так же как на земле обитают животные, растения, рыбы; познакомить с образом жизни, местом обитания, повадками рыб, лягушек, насекомых; воспитывать бережное отношение к водным обитателям.

2. «Улица Котова»

  • Рассказать о Борисе Котове как о герое и поэте.

3. «Деревья Усманских лесов»

  • Учить различать по листьям дуб, рябину, клен, березу по хвое и шишкам – ель и сосну.

4. «Усмань музыкальная»

  • Познакомить с музыкальными коллективами: ансамблем «Горицвет».

5. «Алена Поротикова – молодая «Звездочка г.Усмани» (выпускница нашей группы)

НОД

Целевая прогулка

НОД

Беседа, рассматривание фото, видео



«Встречи с интересными людьми»

Декабрь

1. «Строим город будущего»

  • Способствовать развитию творческого воображения детей на содержание краеведческого материала в ходе игры – фантазии.

2. «Тайны птичьего мира Усманского края»

  • Развивать у детей интерес к жизни птиц; познакомить с удивительными загадками и тайнами живой природы; продолжать активизировать познавательные способности детей.

3. «Хоровод русской матрешки»

  • Приобщать детей к восприятию декоративно-прикладного искусства средствами музыки и рисования; познакомить с семеновской матрешкой.

4. «Правила перехода через улицу»

  • Осудить правила перехода в тех местах, где нет светофора.

5. «Культура и традиции города Усмани»

  • Познакомить детей с традициями нашего города («День города», «Новый год», «Проводы в армию», «Масленица»).




Самостоятельная деятельность, конструирование

НОД


НОД, подготовка проекта «Веселая ярмарка»

Целевая прогулка по близлежащим улицам

НОД


Январь

1. «Романовская игрушка» (регион Липецкой области)

  • Знакомить детей с народно – прикладным искусством Липецкой области.

2. «Учебные заведения города Усмани» (школы, колледжи)

  • Формировать представление об образовательных учреждениях в городе Усмани, о специальностях, которых можно получить в наших учебных заведениях.

4. «Карта города» (детализированная)

  • Учить рисовать карту города и играть с ней.

5. «Как давали названия улицам в прошлом»

  • Напомнить, что по названиям улиц можно узнать отдельные моменты из истории города.

6. «Макет микрорайона детского сада»



НОД, подготовка проекта «Веселая Ярмарка»

Рассказ – беседа, рассматривание фото

Рисование и размещение архитектурных сооружений на карте

Составление рассказов о родном городе по названиям улиц

Работа с макетом


Февраль

1. «Усмань спортивная»

  • Познакомить с достижениями Усманских спортсменов: футбольных команд «Чайка» и «Спартак», лыжников, бегунов.

2. «Герб города Усмани»

  • Рассказать, что обозначают изображенные на гербе символы, дать дополнительную информацию.

3. «Знакомство с дорожными знаками»

  • Выявить знания детей:

- зачем нужны правила дорожного движения?

- какие правила вы знаете?

Формировать представления о том, что пешеходы должны знать некоторые знаки.

4. «Узнай, где я нахожусь»



  • Рассказать о том, что изображено на фото, не называя самого места. Остальным – догадаться, о каком месте родного города им рассказывают.

5. «Книга Людмилы Андреевой «Боярская» ( по волнам памяти)

  • Дать представление о жизни людей на улице Боярской. Об играх, занятиях детей и взрослых (Уникальный материал).

6. «Рассматривание русского национального костюма»

  • Формировать представление об одежде русских людей в прошлом, рассказать о её названии и назначении.




Рассказ – беседа

Рассматривание, беседа

Беседа. Настольная игра «Мы –шоферы»

Игра


Рассматривание фото, чтение

Коллекция кукол в национальных костюмах, рассматривание



Март

1. «Поэты и поэтессы города Усмани»

  • Рассказать о творчестве местных поэтов, познакомить детей с их произведениями.

2. «Добровский гончарный промысел» (регион Липецкой области)

  • Познакомить детей с основателем данного промысла, показать изделия гончарного производства.

3. «Труд людей в нашем городе»

  • Закрепить детей о разнообразных профессиях людей города, их названиях ироде деятельности. Воспитывать в детях уважение к труду взрослых, желание выбрать свою профессию, стремление учиться и делать свою страну богаче и красивее.

4. «Городской транспорт. История транспорта»

  • Закрепить знания детей о понятии «транспорт». Учить сравнивать виды транспорта, находить различия.

5. «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»

  • Знакомить с трудом мам детей нашей группы.

6. «Это русская сторонка, это Родина моя»

  • Содействовать проявление инициативности и желанию принимать участие в культурных мероприятиях детского сада.




НОД

Рассказ – беседа , проекта «Веселая ярмарка»

Беседа, рассматривание иллюстраций

Беседа, наблюдение

НОД

Развлечение с родителями и детьми



Апрель

1. «Что могло бы здесь находиться и происходить»

  • Способствовать развитию творческого воображения детей на содержание краеведческого материала в ходе игры – фантазии.

2. Проект «Веселая ярмарка»

3. «Усманские художники»



  • Знакомить с творчеством местных художников. Воспитывать чувство восхищения и гордости красотой родного края.

4. «Знай и люби свой город»

5. «Путешествие по родному городу»



  • Воспитывать любовь к родному городу, чувство восхищения его красотой.




Игра «Город –мечта»

Презентация, развлечение

Беседа, рассматривание картин

Отгадывание кроссворда

Видео - фильм


Май

1. «Надевают наши деды боевые ордена»

  • Рассказать детям о том, за что человек мог получить тот или иной орден. Воспитывать чувство гордости за ветеранов ВОВ.

2. «Подготовка города к празднованию «Дня Победы»

  • Обратить внимание на красиво убранные улицы, чистоту. Воспитывать чувство гордости и любви к родному городу.

3. «Не спешите уйти, ветераны войны,

Оставайтесь до новой весны…» (о бывших сотрудниках детского сада, ветеранах ВОВ).

4. «Памятники воинам ВОВ в городе» (возложение цветов)

5. «Стихи о войне»

6. «Знатоки родного города Усмани»


  • Закрепить знания детей по истории города, о достопримечательностях родного города; вызвать чувство гордости за свой родной город, стремление сделать его еще краше, узнать что – то новое о его истории.

Рассказ – беседа

Целевая прогулка к площади

НОД, показ слайдов

Целевая прогулка

Чтение

Конкурс среди детей




Диагностический этап


Фамилия ребенка

Название страны


Название города

Домашний адрес

Достопримечательности города

Название улиц и площадей

Герб города

История возникновения города

Кто прославил город

Народные игрушки

Народные праздники и традиции

Обитатели леса

Речные обитатели

Птицы
































































































































Уровни оценки знаний детей
Высокий уровень

Знает название города, страны, имеет первичное представление об истории возникновения города; знает свой адрес; называет и узнает (по иллюстрации) достопримечательности, зеленые зоны города, 4- 5 улиц, площадей; знает и узнает флаг; герб города; проявляет интерес к народному творчеству, узнает и называет изделия народного промысла области; знает представителей растительного и животного мира родного края; имеет представление о карте.


Средний уровень

Знает название страны, города, свой адрес; герб города; затрудняется назвать достопримечательности, зеленые зоны, улицы, площади города (делает это после пояснений взрослого); затрудняется назвать народные праздники, игрушки, затрудняется назвать обитателей леса., водоемов.


Низкий уровень

Не знает названия страны, города, своего адреса, но узнает герб; отсутствуют знания о достопримечательностях родного города; плохо знает названия улиц; не может назвать народные праздники, игрушки; природные богатства края.



Перечень

учебно – дидактического материала для сопровождения программы

  1. Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». 2005г.

  2. Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и действительностью (по всем возрастным группам). 2005г.

  3. «Мой родной город» (о Москве).

  4. «Познавательные беседы по краеведению» из приложения к учебно – методическому пособию по «Разработке основной общеобразовательной программы ДОУ». Авторы: Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева, Л.Ю. Демихова, г. Липецк.

  5. Буклет «Воронежский государственный биосферный заповедник».

  6. Аннотированный список «Позвоночные животные Воронежского заповедника», ВГПУ 2008г. г. Воронеж.


Формы работы с родителями по реализации программы.

1. Анкетирование.

2. Индивидуальные консультации, беседы.

3. «Круглый стол для родителей: «Воспитать патриота и гражданина».

4. Фотовыставки: «Мой любимый город», «Самое красивое место в нашем городе», «Игра и дети», «Мой папа служил в армии».

5. Совместное творчество родителей и детей (создание рисунков, аппликаций).

6. Совместное создание взросло – детских проектов.

7. Оформление информационных стендов.

8. «Встречи с интересными людьми».
Создание развивающей среды.
Педагог организует предметно-развивающую среду с учетом данной программой, ведет подборка художественной литературы, готовит презентации, посвященные памятным датам, разрабатывает конспекты игр-занятий и сценарии развлечений.

В старших подготовительных группах предусмотрено создание центра краеведения, в котором находятся карты Липецкой области, г.Усмани и Усманского района, изображение флага и гербов области и района, фото выдающихся горожан, селян прошлого и настоящего, предметы быта и народно – прикладного искусства, фото и картинки с флорой и фауной Воронежского государственного заповедника, макеты улиц, площадей и т.д.

Решая задачи нравственно - патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:


  • "позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;

  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

  • Деятельностный подход;

  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Содержание программы
1. Пояснительная записка.

2. Цели.


3. Задачи программы.

4. Формы работы.

5. Этапы освоения программы:

Подготовительный этап


  • Содержание образовательной области по краеведению во второй младшей и средней группах.



1 этап

  • Перспективный план по ознакомлению с Усманским краем в старшей группе.



2 этап

  • Перспективный план по ознакомлению с Усманским краем в подготовительной к школе группе.



Диагностический этап

  • Итоговые результаты освоения образовательной области по краеведению

6. Перечень учебно – дидактического материала для сопровождения программы.


7. Формы работы с родителями.

8. Приложение.




Смотрите также:
Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца
274.92kb.
1 стр.
Семинары по гуманной педагогике «Без сердца что поймем?»
150.15kb.
1 стр.
«Без мамы жить нельзя на свете, нет!»
223.63kb.
1 стр.
«Производственные аварии и катастрофы»
34.07kb.
1 стр.
Герасим Авшарян Супер-память. Проверенный тренинг для школьника
1323.73kb.
9 стр.
Орёл 2010 Часто ли мы задумываемся о прошлом? Ещё древние учили, что без глубокого знания истории, без понимания её бесконечности нельзя двигаться в будущее
86.69kb.
1 стр.
Конспект открытого занятия "Нам без птиц никак нельзя птицы лучшие друзья"
55.28kb.
1 стр.
Литературно – музыкальная композиция «Нет поэта без Родины»
165.21kb.
1 стр.
Информационный бум охватил все слои общества, включая и детей дошкольного и школьного возраста. Нельзя жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, интернет
86.12kb.
1 стр.
Моделирование как метод исследования физических явлений. Построение модели исследуемого физического явления
51.09kb.
1 стр.
"Можно – Нельзя". Видно невооруженным взглядом, что это понятия двойственности, то есть одно без другого существовать не может. В основном в нашем обществе есть общепринятое Можно и общепринятое Нельзя
52.67kb.
1 стр.
Цель: 1 формирование представления об освоении космического пространства человеком; 2 формирование эле­ментарной эрудиции учащихся, их общей культуры; 3 воспитание эмо­ционально-положительного взгляда на мир
137.24kb.
1 стр.