Главная
страница 1
Приложение 1 .

Формирование у учащихся основной предметной компетенции «химическая реакция».
Тема. Химическая реакция.

Цели. 1)Используя технологию системно-деятельностного подхода, актуализировать схему определения физических и химических явлений; выявить признаки и условия химических реакций; научиться составлять уравнения химических реакций;

2) формировать у учащихся умения участвовать в обсуждении, отстаивать свою точку зрения, уважая точку зрения других людей;



3) способствовать формированию научного мировоззрения через установление причинно-следственных связей.

Оборудование. На столах учащихся: растворы сульфата меди (II), гидроксида натрия, соляной кислоты, карбоната калия, фенолфталеина; медная проволока, кусочек серы; пробирки, ступка с пестиком, воздушный шарик, карточки-задания, тесты.

На столе учителя: дихромат аммония, асбестовая сетка, спички.

Ход урока.

Учитель. Вокруг нас постоянно происходят процессы, явления. Мы сами совершаем определенные действия, чтобы познать мир. Химия изучает строение и свойства веществ, чтобы находить их свойствам применение. Предлагаю сегодня познакомиться с некоторыми явлениями и классифицировать их. Проведите работу по заданиям, которые находятся на ваших столах. Соблюдайте правила ТБ.

ЗАДАНИЕ. Проанализируйте предложенные явления, сравните их, разделите все явления на две группы.

Пример явления

Какие изменения происходят с веществом (предполагаемые ответы школьников)

Опыт 1. Возьмите медную проволоку, рассмотрите ее, определите свойства (агрегатное состояние, цвет, наличие блеска). Скрутите проволоку в спираль, затем распрямите, зафиксируйте свойства.

Медь – это твердое вещество, красно-бурого цвета, с металлическим блеском.

После скручивания свойства остались те же, поменялась форма.

Опыт 2. К раствору CuSO 4 добавьте раствор NaOH, проанализируйте результат.

До смешивания жидкие прозрачные растворы (голубой и бесцветный). После смешивания осадок синего цвета.

Опыт 3. К раствору K 2 CO 3 добавьте раствор HCl, проанализируйте результат.

До смешивания жидкие прозрачные бесцветные растворы. После смешивания образуется бесцветный газ.

Опыт 4. Рассмотрите выданный кусочек серы, зафиксируйте свойства (агрегатное состояние, цвет). Измельчите серу в ступке, определите свойства.

Сера твердое, хрупкое вещество желтого цвета. После измельчения изменилась форма, агрегатное состояние и цвет не изменились.

Опыт 5. К раствору NaOH добавьте капельку фенолфталеина, затем раствор HCl

Раствор NaOH бесцветен. При добавлении фенолфталеина проявляется малиновая окраска. При добавлении HCl раствор вновь обесцвечивается.

Учитель. Предлагаю обсудить результаты эксперимента. По которому принципу можно разделить изученные явления на две группы?

Предполагаемый ответ школьников: при проведении опытов 1,3, 5 свойства веществ изменились, а при проведении опытов 2,4 свойства веществ не изменились.
Учитель. На стр. 13 учебника найдите определения явлений. Изучите их. Распределите проведенные опыты в соответствии с определениями.

(слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду)

Явления


Физические Химические

Скручивание CuSO 4 + NaOH

проволоки в спираль K 2 CO 3 + HCl

Измельчение серы


Учитель. По каким признакам химические явления отличаются от физических?

Предполагаемый ответ школьников: химические явления можно выделить по таким признакам, как:

- выпадение осадка

- выделение газа

- изменение цвета

Учитель. Пронаблюдайте еще одно явление. Определите, какое оно физическое или химическое, какими признаками оно характеризуется?

Демонстрация: разложение дихромата аммония.

Учитель. К трем перечисленным выше признакам добавляем…

Предполагаемый ответ школьников:

- выделение света

-появление запаха или звука

-выделение или поглощение энергии

Учитель (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду). Запишите выявленные нами признаки химических реакций.

Признаки реакций:



- выпадение осадка

- выделение газа

- изменение цвета

- выделение света

-появление запаха или звука

-выделение или поглощение энергии

Учитель. Еще раз обратитесь к проделанным опытам и определите условия, при которых протекали химические реакции.

Предполагаемый ответ школьников:

При взаимодействии CuSO 4 с NaOH, K 2 CO 3 с HCl, NaOH с HCl и фенолфталеином нужно было перемешать растворы;

При разложении дихромата аммония необходимо нагревание.

Учитель (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду). Запишите выявленные нами условия химических реакций.

Условия химических реакций:



- измельчение

- растворение

- перемешивание

- нагревание

- действие электрическим током и т.д.
Учитель. Каким образом можно отобразить химическую реакцию при письме?

Предполагаемый ответ школьников: с помощью химических формул.

Учитель. Вспомните, как записывается математический пример на сложение и запишите его.

Предполагаемый ответ школьников: 2 + 3 = 5

Учитель. Подобно этому примеру, мы будем записывать химические уравнения реакций. Попытайтесь составить схему второго опыта, если в результате реакции образовался осадок Cu(OH)2 и Na2 SO4 .

Предполагаемый ответ школьников (запись на доске):

CuSO 4 + NaOH = Cu(OH)2 + Na2 SO4

Учитель. Можно ли данную схему назвать уравнением, т.е. левая часть равна правой? Предполагаемый ответ школьников:

Количество атомов натрия, кислорода и водорода до знака равенства и после него не одинаково

Учитель. Изучите материал стр.139 параграфа 27 и выясните, каким законом необходимо пользоваться при составлении уравнений реакций и кто его авторы?

Предполагаемый ответ школьников: законом сохранения массы веществ, открытого Ломоносовым и подтвержденным Лавуазье.

Учитель. В ТПО на стр.98 ознакомьтесь с алгоритмом составления уравнений химических реакций и доработайте нашу схему.

Предполагаемый ответ школьников:

CuSO 4 + 2NaOH = Cu(OH)2 + Na2 SO4

Учитель. Составьте уравнения реакций для опытов 3 и 5.

Предполагаемый ответ школьников (слайд на интерактивной доске, составляют школьники, проверка правильности действий по готовому слайду):

K 2 CO 3 +2HCl = 2KCl + H 2CO 3 2 О + СО2)

NaOH + HCl = NaCl + Н2 О
Заключительное слово учителя.

Задания для эксперимента (на столах учащихся).
ЗАДАНИЕ. Проанализируйте предложенные явления, сравните их, разделите все явления на две группы.

Пример явления

Какие изменения происходят с веществом

Опыт 1. Возьмите медную проволоку, рассмотрите ее, определите свойства (агрегатное состояние, цвет, наличие блеска). Скрутите проволоку в спираль, затем распрямите, зафиксируйте свойства.




Опыт 2. К раствору CuSO 4 добавьте раствор NaOH, проанализируйте результат.




Опыт 3. К раствору K 2 CO 3 добавьте раствор HCl, проанализируйте результат.




Опыт 4. Рассмотрите выданный кусочек серы, зафиксируйте свойства (агрегатное состояние, цвет). Измельчите серу в ступке, определите свойства.




Опыт 5. К раствору NaOH добавьте капельку фенолфталеина, затем раствор HCl





ЗАДАНИЕ. Проанализируйте предложенные явления, сравните их, разделите все явления на две группы.

Пример явления

Какие изменения происходят с веществом

Опыт 1. Возьмите медную проволоку, рассмотрите ее, определите свойства (агрегатное состояние, цвет, наличие блеска). Скрутите проволоку в спираль, затем распрямите, зафиксируйте свойства.




Опыт 2. К раствору CuSO 4 добавьте раствор NaOH, проанализируйте результат.




Опыт 3. К раствору K 2 CO 3 добавьте раствор HCl, проанализируйте результат.




Опыт 4. Рассмотрите выданный кусочек серы, зафиксируйте свойства (агрегатное состояние, цвет). Измельчите серу в ступке, определите свойства.




Опыт 5. К раствору NaOH добавьте капельку фенолфталеина, затем раствор HCl





Смотрите также:
Тема №10 Химическая реакция и диффузия как лимитирующие стадии сложного гетерогенного физико-химического деградационного процесса
27.53kb.
1 стр.
Тема. Химическая реакция
77.3kb.
1 стр.
Программа-минимум кандидатского экзамена по специальности 01. 04. 17 «Химическая физика, горение и взрыв, физика экстремальных состояний вещества»
101.93kb.
1 стр.
«Вытеснение металлов из растворов другими металлами» («Реакция замещения») 2 урока
55.39kb.
1 стр.
Мастер-класс «Информация! Осторожно!»
69.27kb.
1 стр.
Химическая и нефтехимическая промышленность
61.01kb.
1 стр.
В. А. Физические аспекты предбиологической эволюции : сложность иерархичность. Динамика / В. А. Аветисов // Химическая физика. 2003. 22(2). С. 16-20. Авцын, А. П. Введение в географическую патологию : монография
552.34kb.
3 стр.
Учебно-тематический план по программе Методологические основы преподавания дисциплин по основной образовательной программе химическая технология и биотехнология
108.51kb.
1 стр.
72часа, контрольная работа, зачет краткое содержание курса: Тема Дробление Тема Грохочение Тема Измельчение Тема Классификация
718.91kb.
4 стр.
Химическая технология
946.41kb.
6 стр.
Андгуладзе Ш. Н. Кинетика сернокислотного выщелачивания пиритных огарков. «Химическая технология», Москва, 2002.№11; с. 24-26. Андгуладзе Ш. Н
35.78kb.
1 стр.
Химическая безопасность в интересах устойчивого развития
532.06kb.
4 стр.