Главная
страница 1
Ницоцот мин а-Нер


Выпуск #6, Ноябрь 2002




СОДЕРЖАНИЕ:

1. ОБЗОР 2

2. положение ОРТОДОКСИИ 7

3. АССИМИЛЯЦИЯ И РОЖДАЕМОСТЬ 10

4. АНАЛИЗ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ 10

5. АНАЛИЗ ПО ГОРОДАМ 20

Этот выпуск "Ницоцот" посвящен мировой демографии. Кирувная работа всегда вписана в контекст; знание этого контекста, противоположно направленных тенденций, очень сильно расширяет кругозор занимающегося такой работой. Оно дает возможность оценивать реальный успех работы, ощутить пульс современности, позволяет понять свое место в общей картине. Особенно важны разделы 2 и 3: "Положение ортодоксии" и "Рождаемость и ассимиляция". Раздел 4, "Анализ по континентам и странам", предлагает не только самый краткий обзор демографии основных еврейских стран, но и столь же краткое рассмотрение кирувной и общиной работы, которая велась и ведется в этих странах.


1.ОБЗОР

Общее число евреев всего мира - 13,3 миллиона человек. Рост численности евреев по всему миру близок к нулю процентов. С 2000 до 2001 года она выросла на 0,3%, в то время как общая численность населения Земли - на 1,4%.

В 2001 году 8.3 миллиона евреев жили в диаспоре, и 4,9 миллиона - в Израиле. Почти ровно половина всех евреев мира постоянно проживает в обеих Америках, причем примерно 46 процентов - в Северной Америке.

Приблизительно 37% мирового еврейства проживает в Израиле. Еврейское население Израиля выросло за прошлый год на 1,6%, а население диаспоры уменьшилось на 0,5%.

. Европа, включая азиатские территории Российской Республики и Турцию, насчитывает примерно 12 процентов всех евреев мира. Менее 2 процентов евреев мира живут в Африке и Океании.

Столичный Тель-Авив, с его 2,5 миллионами евреев, является самым большим еврейским городом мира. Следом за ним идет Нью-Йорк с 1,9 миллиона, Хайфа - 655 тысяч, Лос-Анджелес - 621 тысяча, Иерусалим - 570 тысяч, а затем - юго-восточная Флорида - 514 тысяч евреев.

В 2001 году еврейское население в 8-ми странах превысило 100 тысяч человек, еще в 5-ти странах евреев было более 50 тысяч человек. Нет ни одной страны диаспоры, в которой евреев насчитывалось бы более 2,5 процентов от общей численности населения. Лишь в трех странах диаспоры их более одного процента. В Гибралтаре (24 на тысячу), Соединенных Штатах (20,1), Канаде (11,9), Франции (8,8), Уругвае (6,7), Аргентине (5,3), Венгрии (5,2) и Австралии (5.1)1 доля еврейского населения максимальна.



ОЦЕНКА ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ

ПО КОНТИНЕНТАМ И ВАЖНЕЙШИМ ГЕОГРАФИЧЕСКИМ РЕГИОНАМ:

(Данные округлены до ближайших 100000)





Евреев в мире

13.3 миллиона





Диаспора

8.35 миллиона

63%


Израиль

4.95 миллиона

37%



С. Америка
6.5 миллиона

46%



Европа
1.6 миллиона

12%




Ю. Америка, Африка,

Азия, Австралия
5%



12 стран с наибольшим еврейским населением:


  1. США

  2. Израиль 4,950,000

  3. Франция 600,000 (750,000)

  4. Канада (5) 364,000

  5. Британия (6) 275,000

  6. Россия (3/4) 275,000 (650,000)

  7. Аргентина 197,000 (250,000)

  8. Украина 112,000

  9. Германия 98,000 (115,000)

  10. Бразилия (11) 97,500

  11. Южная Африка (12) 88,000 (65,000)

  12. Венгрия (10) 55,000 (100,000)

Данные, помещенные в скобки, отражают другие оценки количества еврейского населения.

Будучи разбитыми по языкам, данные выглядят следующим образом:


ЯЗЫКИ МИРОВОГО ЕВРЕЙСКОГО НАСЕЛЕНИЯ



Место Язык % в мире % в диаспоре

1. Английский (США, Великобритания, Канада,

Южная Африка, Австралия) 50.0 75.3

2. Иврит (Израиль) 34.8

3. Испанский (Южная Америка2, Мексика, Испания) 2.7 3.3

4. Русский (Россия) 2.8 2.8

5. Украинский (Украина) 1.4 4.0

6. Французский (Франция) 6.2

7. Немецкий (Германия) 0.5 0.7

8. Венгерский (Венгрия) 4.0 0.6



Где больше всего евреев

Больше всего евреев, если не считать США и Израиля, в следующих странах:




Страна с наибольшим количеством евреев на 1000 человек населения:

Канада (11.8)

(Для сравнения, в США это соотношение составляет 20,1)



Страна с наибольшей посещаемостью еврейских дневных школ:

Мексика (90%)

Страна с еврейским населением, превышающим 30000 человек, где ведется наименее активная, сравнительно с населением, кирувная работа:

Венгрия

Что это означает? То, что 90% мирового еврейства сосредоточено лишь в шести странах. Даже если исключить из рассмотрения Израиль, все равно, чтобы набрать те же 90%, потребуется лишь 8 стран. Из этих 8 стран в трех (США, Канаде и Великобритании) говорят по-английски. Южная Африка и Австралия, также англо-говорящие, входят в первые 14 (по числу еврейского населения - перев.) стран. Англоязычное еврейство Северной Америки (США и Канады) составляет 71% диаспоры и 46,4% всего мирового еврейства. Англосаксонское еврейское население в целом включает в себя 76,8% диаспоры. Прочими крупными языковыми группами являются ивритская, русская, французская и испанская. Если рассматривать эти результаты изолированно, не принимая в расчет кирувного потенциала или финансов различных стран, демография потребовала бы, чтобы именно на этих странах была сосредоточена львиная доля кирувной деятельности.



Историческая перспектива


В 1939 году в мире насчитывалось 17 миллионов евреев, а к 1945 году - лишь 11 миллионов. Хотя за 17 лет, прошедших после Катастрофы, еврейское население мира увеличилось на миллион, для его возрастания еще на один миллион потребовалось уже 38 лет. Сухие цифры показывают, как замедлился рост крошечного еврейского населения мира за последние 40 лет. Возрастание рождаемости всего лишь на 0,4% дало бы нам миллионы евреев за следующие 50 лет. Но сейчас мы этого не видим.

Как мы знаем, расселение евреев по миру сегодня совершенно отлично от того, что наблюдалось до Второй Мировой войны. Евреи, жившие в Европе, были почти все уничтожены, и новыми основными центрами еврейства стали Израиль и Америка. Франция, Советский Союз и Венгрия представляют собой три затронутые Катастрофой страны, в которых сохранилось заметное количество евреев. После войны осталось 250000 евреев-беженцев, которых поддерживал, в первую очередь, Распределительный Комитет "Джойнт", пока они не осели на новом месте.

Но после войны изменения продолжились. Мусульманские страны опустели, и с течением времени мировое еврейство начало собираться во все меньшем количестве стран, причем городское еврейское население становилось все больше. Главным примером обратной тенденции в Европе стала Германия, приток в которую еврейских иммигрантов из России превысил 100000 человек.

Евреи из арабских мусульманских стран переехали по большей части в Израиль, но не всегда. Алжирские евреи, а также заметное количество марокканцев (75000) и тунисцев (80000), особенно самые богатые, уехали во Францию. В результате этого община Франции возросла вдвое - с 300000 до 600000 человек, - и обозначилось значительное сефардское присутствие. (Алжирские евреи имели французское гражданство уже в Алжире и обладали поэтому автоматическим правом иммиграции во Францию). Жизненная сила ортодоксального еврейства Франции в значительной степени обязана своим существованием этим иммигрантам, придавшим Франции тот высокий кирувный потенциал, которым она располагает на сегодняшний день.

Многие не понимают, сколь многочисленны и жизнеспособны были эти популяции евреев в арабских мусульманских странах, каким они располагали уникальным собственным историческим самосознанием, облитым грязью в литературе времен Холокоста и непосредственно предшествующей. Многие из этих стран вошли бы в десятку стран с самым большим еврейским населением, если бы тамошние общины сохранились до сего дня. В Марокко жили 285000 евреев, в Ираке - 140000, в Алжире - 135000, в Иране - 120000; число евреев, живших в Турции, оценивается в 105000 человек. Многие другие страны вошли бы во вторую десятку. Ливия, в которой в 1970 году осталось 20 евреев, насчитывала их в 1948 году 48000 человек. В Египте жило 75000 человек. Из всех этих стран наиболее трагические, по-видимому, события произошли в Ираке, чья община вела свое происхождение непосредственно от Вавилонских изгнанников.

За последние пять лет Ирак были вынуждены покинуть примерно 150 евреев, так что теперь в Багдаде осталось всего 38 евреев, да еще горстка на территории, контролируемой курдами. Молодых осталось всего двое или трое. В Багдаде, где когда-то работали 53 синагоги, открыта всего одна. Режим Саддама Хусейна в последние годы выказывает определенную терпимость к еврейской общине: он даже подновил надгробия Йехезкеля а-Нави и Эзры а-Софера (считающихся святыми также и для мусульман), а также Йоны.



Современные демографические сдвиги



Страны с возросшей численность евреев

(В основном благодаря иммиграции)


Германия

Канада


Австралия

Гонконг


Панама
Германская община демонстрирует наиболее быстрый рост в сравнении с общинами любого размера из-за массовой эмиграции из СССР. Нероссийское еврейское население Германии крайне немногочисленно: приблизительно 15000 из примерно 115-тысячного современного еврейского населения.


Страны, в которых еврейское население падает



  • Южная Африка - Сегодня там от 88000 до 65000 человек, все, что осталось от населения, достигавшего 120000 евреев или, возможно, больше. Евреи отсюда эмигрировали преимущественно в: Сидней, Мельбурн, Атланту, Торонто, Феникс, Сан-Диего, Лос-Анджелес, Израиль и, в меньшей степени, Лондон, Манчестер, Перт и Новую Зеландию.

  • Аргентина – Переехали в Мехико-Сити, Майами, Испанию и Израиль. Однако, подавляющее большинство евреев - жителей Аргентины все еще там.

  • Россия – Численность населения здесь стабилизировалась в силу развития экономики и ситуации с безопасностью в Израиле. Однако, как и в остальных странах СНГ, эмиграция сохраняется. Больше всего евреев уезжают в Германию, затем - в Израиль и в США.

  • Украина – Дает самую большую группу иммигрантов в США за последние десять лет.

  • Мексика – Постоянная эмиграция в США. Однако еврейское население Мексики пополняется жителями других латиноамериканских стран, переезжающими сюда. Те, кто уезжает, гораздо более материально обеспеченны, чем те, кто приезжает, хотя приезд их в Мексику положительно отражается на их близости к иудаизму. Большая часть клей кодеш (преподавателей, шойхетов, сойферов и т.д. - перев.), которые есть в Мексике на сегодняшний день, привезены из Аргентины.


Прогнозы на будущее

Одно из исследований предсказывает, что за следующие 80 лет еврейское население Америки сократится на треть, так что евреев здесь останется лишь 3,8 миллиона человек - если рождаемость сохранится на нынешнем уровне, а картина миграции не изменится3. За этот же период, согласно результатам этого исследования, численность евреев в Израиле, вероятно, удвоится, дойдя до 10 миллионов человек. Исследование также предсказывает резкое уменьшение числа евреев в бывшем Советском Союзе. Данные свидетельствуют о том, что к 2080 году тамошняя еврейская община практически прекратит свое существование.

Среди прочих выводов этого исследования содержится и вывод о том, что Израиль станет домом самой большой в мире еврейской общины уже к 2020 году, а большинства евреев мира - к 2050 году. Между 2030 и 2040 годами большая часть евреев будет проживать в Израиле, а не в диаспоре, община которой будет все более стареть.

В 2000 году 48.35% еврейских детей в возрасте 14 лет и ниже жили в Израиле. К 2020 году это число, как ожидается, достигнет 59.20%.

Данное исследование особенно подчеркивает быстрое старение общины диаспоры, утверждая, что к 1080 году более 40 процентов евреев диаспоры будут старше 65 лет.

Ира Ческин из Университета Майами, главный разработчик Национального Исследования Еврейского Народонаселения 2000 года, которое находится сейчас в стадии проведения, назвала разработанные к настоящему времени прогнозы "замечательной начальной точкой обсуждения". Но добавила: "Представьте, если бы сейчас был 1900-й год, - что могли бы мы предсказать? Катастрофу? Государство Израиль? Сама концепция "предсказания" достаточно проблематична".




2.положение ОРТОДОКСИИ

В настоящее время оценки количества ортодоксальных евреев в Израиле колеблются от 900 тысяч до миллиона; в Северной Америке - от 550 до 650 тысяч, и во всем остальном мире - 120-150 тысяч, что дает общее их количество от 1,67 до 1,8 миллиона4.

Почти в каждом городе мира действуют организации ортодоксов. Например, в 1975 году во всем мире насчитывалось 480 организаций Хабада. К 2000-му году их стало 2600. Или возьмите количество ешив и Коллелей, организованных в городах за пределами Северной Америки и Израиля за последние десять лет. Среди городов, которые можно отметить в этом списке - Буэнос-Айрес, Рио-де-Жанейро, Монтевидео, Каракас, Йоханнесбург, Кейптаун, Москва, Саратов, Тула, Киев, Будапешт, Берлин, Манчестер и многие другие.

В России и других республиках прежнего Советского Союза ортодоксальных организаций подавляющее большинство. Претензии реформистов России сильно преувеличены, многие из формально принадлежащих к ним общин существуют лишь на бумаге или не существуют вовсе. Ортодоксальные синагоги составляют большинство и в Германии, хотя другие направления иудаизма по-прежнему хорошо представлены. (Ниже мы будем обсуждать ситуации в России и Германии более глубоко).

В Южной Африке совсем нет консерваторов, а реформистов слишком мало, чтобы о них имело смысл говорить. Стать ортодоксальным евреем в Южной Африке - это такое же разумное решение, как стать, например, адвокатом или доктором. Как и в Англии, Австралии и многих южных городах США, ортодоксы Южной Африки по большей части не соблюдают Шаббат, но сняли бы с должности раввина, если бы заподозрили его в осквернении Шаббата. В Южной Африке кирувное движение более успешно, чем в любой другой стране вне Израиля. В Австралии - самый большой в мире Лейквудский Коллель (в Мельбурне), хотя в терминах кирува работа там только должна начаться..

В Южной Америке ортодоксы, как правило, тоже являются доминирующим течением. В Буэнос-Айресе насчитывается 50 ортодоксальных синагог, пять консервативных и одна реформистская. В Уругвае имеются 14 ортодоксальных синагог и одна реформистская. Около 15-ти синагог существуют в Венесуэле, и все они, кроме одной, считаются ортодоксальными.

Но не везде ортодоксия уже заняла лидирующее положение. В Венгрии ортодоксы могут похвастаться лишь одной синагогой и еще двумя миньянами. Большинство синагог принадлежат "неологистам" - это движение, более близкое к Галахе, чем консервативное, и по крайней мере две неологистские синагоги соблюдают Галаху в полном объеме. Однако, несмотря на ужасную трагедию венгерского еврейства, там существует сейчас небольшой Коллель, где учатся местные уроженцы, и инициативная группа занимается подготовкой к открытию ешивы. Течения, отличные от ортодоксального, сохраняют сильные позиции также в Бразилии. До 1930 года основным религиозным направлением там было ортодоксальное. Сегодня большинство тамошних синагог принадлежат консерваторам или реформистам. Однако и здесь тенденции развития явно направлены в сторону ортодоксии.

В некоторых странах, из которых стоит отдельно отметить Францию и Аргентину, наблюдается заметное различие между сефардами, безоговорочно приверженными своему иудаизму, и ашкеназим, которые в большинстве своем гораздо лучше устроены и гораздо более ассимилированы. В Аргентине 80% евреев - ашкеназим, но 80% ортодоксальных евреев - сфарадим. Более того, религиозное население живет в своего рода гетто, и в одной из областей, Вилья Креспо, осталась лишь одна синагога, обслуживающая еврейское население, достигающее, возможно, 50000 человек. Движение израильских баалей тшува также притягивает лишь считанных ашкеназим, хотя усилия "Шорашим" и других доказывают, что это не обязательно должно быть так.



Ортодоксы в Израиле

В прошлом году фонд "АвиХай" опубликовал результаты заказанного им исследования, касающегося отношения израильтян к иудаизму в 2000 году. Результаты были, в основном, весьма обнадеживающими. Хотя 43% населения определили себя как нерелигиозных, только 5% заявили о своей антирелигиозности. Большинство определило себя как традиционных или строже (35% традиционных, 12% религиозных, 5% харедимных); кроме того, даже светское население исполняет некоторые заповеди, как мы позже увидим. Израильское население в своем подавляющем большинстве все еще идентифицируется со своим еврейским происхождением. 98% имеют на дверях мезузу, огромное большинство постится в Йом-Киппур, не ест квасного в Песах, проводит Седер и зажигает Менору в Хануку.

Однако, хоть и гораздо слабее, израильтяне стали проявлять склонность к созданию личной религии, о которой мы писали в применении к американцам в нашем последнем выпуске. С одной стороны, процент верящих в Б-га, по сравнению с результатами исследования 1990-го года, слегка вырос (от 63% до 65%). Вера в награду и наказание, в Б-жественность Торы, в то, что мы являемся Избранным Народом, также возросла. Однако, число людей, определяющих себя как "традиционных", упала с 42% до 35%, в то время, как число определяющих себя как "нерелигиозных" возросло с 38% до 43%. Эти цифры отражают растущую поляризацию израильского общества и означают, что в будущем кирувные усилия, направленные на светское население Израиля, будут сталкиваться с большими сложностями.


3.АССИМИЛЯЦИЯ И РОЖДАЕМОСТЬ


Установленные (приблизительно) цифры ассимиляции на 2000 год:




  • Более 70% евреев России, Украины и некоторых западных стран с небольшими еврейскими общинами (в Москве эта цифра достигает, возможно, 90%).

  • 55% для Европы в целом.

  • 54% для Южной Америки в целом.

  • 53% для республик бывшего Советского Союза в целом.

  • 50-52 % среди евреев Америки и Франции.

  • Близко к 40% среди английских евреев.

  • Более 30% среди евреев Канады и Австралии.

Рождаемость среди евреев мира
Израиль Европа США Ю. Америка СНГ

4.А
НАЛИЗ ПО СТРАНАМ И КОНТИНЕНТАМ



Обзор

Достаточно трудно рассуждать о точных цифрах еврейского населения каждой страны в отдельности, не говоря уже о каждом отдельном городе в мире. Цифры для России и других республик СНГ представляют собой лишь более или менее обоснованные предположения. Хабад и Еврейское Агентство стараются давать цифры побольше, хотя Еврейское Агентство говорит о "Закаей Алия" (имеющих право на репатриацию), не обращая никакого внимания на то, что большинство из них не являются евреями. Кроме того, во многих странах имеется большое количество потерянных евреев, которые никак не связывают себя со своей еврейской сущностью. Например, официально еврейское население Буэнос-Айреса насчитывает 200000 человек. Однако все общинные лидеры полагают, что это число должно быть удвоено. Франция дает цифру 600000 человек, однако те, кто там работает, исходят из числа 750000. Мы обычно приводим низкую, официальную цифру первой, а "местное", оценочное значение заключаем в скобки.



Израиль

Накануне 5761 года (2000/01) население Израиля достигло 6.3 миллиона5. За 5760 год население страны возросло на 2,5%, или на 165000 человек, что немного меньше, чем в предыдущем году.

Евреи и иммигранты, прибывшие в страну согласно Закону о возвращении, составляют 82% населения, и их число возросло на 2,5%, составив 4,95 миллиона человек. Это - достаточно большой рост по мировым стандартам: средний рост населения в мире - 1,3%. Зарегистрированные евреи составляют 78,57% всего населения.
Здесь живут примерно 200000 неевреев-иммигрантов и членов их семей, из которых 180000 - христиане, и 20000 никак не записаны.

Арабское население достигло 1,15 миллиона человек - 18% всего населения. В это число входят мусульмане, друзы и христиане, и оно последние несколько лет остается постоянным. Иммиграция принесла 34% роста еврейского населения, что не сильно отличается от 36% прошлого года. В страну прибыли примерно 63000 иммигрантов, что чуть меньше, чем 73000 приехавших в прошлом году. Почти 90% иммигрантов прибыли из бывшего Советского Союза, 36% из Российской Федерации.








2000

2025

Показатель естественного прироста (в процентах)

1.3




Ожидаемая продолжительность жизни (в годах)

78.6

81.6

Общий показатель рождаемости (на женщину)

2.6




Израильтяне за рубежом:

Израильтяне включаются в данные по Израилю, а не по странам проживания. Однако это приводит к ошибочным выводам, так как большинство израильтян в настоящее время фактически постоянно проживают в других странах. Текущие цифры таковы:

США 350,000 (500,000)

Канада 40,000

Франция 40,000

Англия 30,000

Южная Африка 10,000 (15,000)

Германия 8,000

Австралия 5,000
В 2001 году индийское посольство в Израиле зафиксировало 50-процентный рост количества просьб израильтян об эмиграции в Индию. Посольство Великобритании зафиксировало 15-процентный рост, а американское - 10-процентный. (Эти данные могут включать израильских арабов и арабов Западного Берега).

Демографическое равновесие с израильскими арабами

Средний показатель рождаемости у мусульман - 4,6%, а у израильских евреев - 2,6%. 110000 бедуинов из Негева имеют еще более высокий показатель рождаемости: 5,9%. Половина бедуинов младше 13-летнего возраста. Их число удваивается каждые 12 лет. Если убрать из картины бедуинов, то средний показатель рождаемости у мусульман будет равен 3,2%, что по-прежнему больше, чем еврейские 2,6%. Другими словами, на каждую еврейскую женщину приходится 2,6 ребенка, а на каждую мусульманскую - 4,6. (В 1970 году на каждую мусульманскую женщину приходилось 9 детей).

Среди еврейского населения, у харедим, так же, как и у эфиопов, показатель рождаемости равен 3,5%. Годовой прирост остального израильского еврейского населения примерно равен 0,8%, что чуть выше среднего прироста в западных странах6.

С момента провозглашения независимости Израиля арабское население возросло более чем в шесть раз, от 160000 в 1949 году до 1,1 миллиона сейчас7.

Иммиграционная политика Израиля также способствует падению доли еврейского населения. Принято считать, что 60% тех, кто сделал алию (приехал в Израиль - перев.) за последние десять лет, не являются евреями.

Да и сама иммиграция в Израиль в количественном отношении сильно снизилась. В 2001 году она снизилась до 33858 человек, а к сентябрю 2002 года в Израиль прибыли 25296 иммигрантов. Только 13792 приехали в этом году из Восточной Европы, что означает, что евреев оттуда прибыло меньше 6000 человек. (В прошлом году приехало почти 26000 человек, а в 2000 - почти 38000).8

Еще 1.5 миллиона палестинцев живут на Западном Берегу, и еще 1 миллион - в секторе Газа.


Северная и Южная Америка

Вот как оценивается распределение еврейского населения по Америкам на 1/1/2001:


Страна Еврейское население Евреев на 1,000 человек

Канада 364,000 11.8

Соединенные Штаты 20.1

Мексика 40,500 (60,000) 0.4

Аргентина 197,000 (250,000) 5.3

Бразилия 97,500 0.6

Уругвай 22,000 (30,000)

Венесуэла 16,000


Канада. Канадская перепись дала 351705 канадцев еврейского этнического происхождения, и, частично благодаря иммиграции из Южной Африки, количество евреев в Канаде оценивается на сегодня в 364000 человек, что делает канадскую еврейскую общину четвертой по величине в мире. Кроме того, примерно 50000 канадцев сообщили, что по этническому происхождению являются евреями, но идентифицируют себя с другой религией.

Торонто на сегодняшний день - самый большой город Торы, в котором ведется также огромная кирувная работа. Монреаль - чрезвычайно энергичный город, и в нем, возможно, легче вести кирувную работу, чем в любом другом городе Северной Америки, хотя по численности еврейского населения этот город постоянно проигрывает Торонто. Ванкувер, с третьим по величине еврейским народонаселением, все еще является ареной борьбы за начало кирувной работы, хотя оттуда уже вышли десятки баалей тшува. Новые проекты начаты на острове Виктории, в Гамильтоне и в других местах.


Мексика: Еврейская община столичной области Мехико-Сити в меньшей степени, чем другие города диаспоры, охвачена современной тенденцией снижения рождаемости, смешанных браков и старения населения. Почти все в Мексике происходят из ортодоксальных семей, хотя достаточно новая консервативная синагога тоже растет. Поразительное количество еврейских детей - 90%! - посещают еврейские дневные школы. В Мексике сегодня примерно 40000 евреев, хотя многие говорят, что их истинное количество приближается к 65000.
Аргентина: Еврейская община Аргентины является самой большой в Латинской Америке и шестой по величине в мире. Максимального размера она достигла в начале 1960-х годов, когда в ней насчитывалось 310000 человек. Большинство евреев проживают в Большом Буэнос-Айресе и примерно 25000-50000 - в провинциальных городах, преимущественно в Кордове, Тукумане и Росарио. В Буэнос-Айресе осталось приблизительно 190000 евреев, но руководители местной общины приводят гораздо большие численные оценки.

В Аргентине множество ортодоксальных (и неортодоксальных) школ, синагог, Коллелей и ешив. Серьезная кирувная работа началась там, когда раввин Элиэзер бен Давид, персидский еврей и ученик Хазон Иша, прибыл сюда в шестидесятых годах и буквально из ничего создал огромную и энергичную общину. С тех пор Аргентина стала главным источником клей кодеш для всей Латинской Америки. Религиозное население представлено по большей части сефардами и проживает весьма компактно, в то время как еврейское большинство, ашкеназим, полностью ассимилировано.

Коллапс финансовой системы Аргентины создал беспрецедентные трудности местной общине, хотя и вызвал целую волну посещения еврейскими детьми ортодоксальных школ и кирувных программ, предлагавших обучение и горячую еду. Ожидания массового исхода евреев из Аргентины не оправдались, хотя уровень эмиграции в Мексику, Майами, Испанию и Израиль остается постоянным.

Бразилия: Официально еврейское население Бразилии насчитывает 100000 человек: примерно 45000 в Сан-Паулу, 26000 в Рио, а остальные - в Порто-Алегре и в Белеме. Однако, некоторые руководители местных общин считают, что соответствующие цифры для Сан-Паулу составляют 60-80 тысяч человек, для Рио - 30-40 тысяч, а для Порто-Алегре - 15 тысяч.

Сан-Паулу является сегодня городом Торы, в котором главенствуют сефарды. В Сан-Паулу четыре ортодоксальных школы и четыре традиционных. Рио среди Бней-Тора (людей, изучающих и соблюдающих Тору - перев.) пользуется репутацией "запретного" города разврата, хотя и здесь иудаизм продвигается вперед: открыты две ортодоксальные школы, мини-Коллель, отделение "Бней Акива", филиал "Биньян Олам" и огромный хабадский общинный комплекс. Однако, в отличие от Сан-Паулу, все клей кодеш здесь привозные, в первую очередь, шлихим (посланцы - перев.) из Израиля. Порто-Алегре впервые позволил ортодоксальному раввину преподавать в своей школе, что представляет собой значительное достижение.



Прочие: В Монтевидео, Уругвай, несмотря на обнищание (катастрофа его финансовой системы была еще более значительной, чем в Аргентине), недавно открылся ортодоксальный колледж. Кроме того, там существует динамичный комплекс ("Явне"), включающий в себя школу, мини-Коллель, кирувные организации для взрослых и общинные структуры. Однако сформировавшиеся ортодоксы все еще держатся от него подальше, и община в значительной степени зависит от шлихим из Израиля. В Чили около 21000 евреев, в Панаме - 5000, в Коста-Рике - 2500. В Сантьяго-де-Чили действует роскошная ортодоксальная школа и Коллель, и положение там относительно стабильно. В Панаме также присутствует на сегодняшний день сильная ортодоксальная основа. Движение "Гиллель" недавно началось в Сан-Паулу, Рио, Монтевидео и Буэнос-Айресе. Все это сделано ортодоксами.

Европа


В начале 2001 года в Европе проживали примерно 1,6 миллиона евреев. 66 процентов из них жили в Западной Европе, 34 процента - в Восточной Европе и на Балканах, включая азиатские территории Российской Республики и Турцию. Европейский Союз (ЕС) начитывал, согласно оценкам, 1032100 человек смешанного еврейского населения.



Франция: С развалом СССР во Франции оказалась третья по величине еврейская община в мире, после Соединенных Штатов и Израиля. Париж является самым большим еврейским городом за пределами Америки и Израиля, в котором работают в сумме 27 еврейских дневных школ. Хотя с началом новой интифады разразился мощный всплеск антисемитизма, положение французского еврейства по-настоящему стабильно. Политическое влияние общины в целом за последние 30 лет возрастало (хотя оно и компенсируется присутствием во Франции 5 миллионов мусульман), и имеет место медленный, но постоянный рост иудаизма. Однако здесь наблюдается резкая поляризация сфарадим, которых очень легко приближать к Торе, и изначальным ашкеназским населением, весьма ассимилированным. Наблюдается также постоянный поток эмигрантов в Израиль, хотя подавляющее большинство французских евреев остается здесь.

Великобритания9: Британское еврейское население уменьшается, начиная с, по крайней мере, 1970 года, и к 1995 году его численность оценивается в 285000 человек. Это связано с низким соотношением рождаемости/ смертности10, высоким процентом смешанных браков11 и некоторой эмиграцией в Израиль12. На 2001 год число евреев Великобритании оценивается в 275000 человек - пятая по величине в мире еврейская община.
Германия: Когда Гитлер пришел к власти, здесь насчитывалось 500000 евреев. 350000 из них были вынуждены покинуть страну. После войны их осталось 16-17 тысяч человек, половина из которых состояла в смешанных браках, большинство детей которых воспитывалось как неевреи.13. В 1990 году произошло политическое объединение Германии, и ее еврейское население в 32000 человек к настоящему времени снизилось, по оценкам, до 28000 человек. С тех пор в Германию из республик прежнего Советского Союза прибыли более 100000 иммигрантов, включая неевреев - членов семей. Такой наплыв связан с исключительно либеральной политикой Германии по отношению к приему беженцев. Американский Еврейский Ежегодник оценивает численность "евреев по сути" в 98000 человек, что выводит еврейскую общину Германии на девятое место в мире по численности. Евреи расселены фрагментарно, наибольшая компактная община - в Берлине, где проживает 25000 евреев. Фонд Лаудера основал там ешиву.

В Германии каждый, кто заявляет о своей религии, платит 9-типроцентный налог, который идет на нужды местных культовых зданий. Поэтому общинные здания, построенные после 60-х годов, выглядят современно и привлекательно. Но управляют ими непрофессионалы, которые, как правило, соблюдают заповеди лишь частично; это чрезвычайно затрудняет кирувную работу, проводимую раввинатом. Кроме того, на всю страну есть всего лишь две действующих ортодоксальных школы, и Германии не удалось получить той внешней помощи, которой пользуется Россия. "Религиозный налог" приводит также к тому, что в Германии чрезвычайно трудно собрать деньги на любой новый проект. Тем не менее ситуация в целом, вне сомнений, меняется в положительном направлении.


Бывший Советский Союз: На всем протяжении советского периода наблюдалось постоянное снижение численности официально зафиксированного еврейского населения: с 2267800 в 1959 году до 1450500 евреев в 1989 году. Затем, в течение десятилетия с 1990 по 2000 годы, еще 980000 евреев (1,4 миллиона тех, кого определяет как евреев Закон о Возвращении14) эмигрировали из бывшего Советского Союза. К тому же рождаемость среди евреев России составляла 2,8, а смертность - 30 на тысячу человек еврейского населения15. Смешанные браки составляли в 1996 году примерно 70 процентов, а на Украине и в Латвии - ближе в 80%; более того, детям таких смешанных браков предпочитали указывать нееврейскую национальность.

Численность всего еврейского населения бывшего Советского Союза оценивалась в 2001 году в 462000 человек, хотя некоторые организации, например, Хабад, утверждают, что истинные цифры значительно выше: миллион или больше только по России. Россия, с ее 27500016 евреев, имеет сейчас пятую по численности еврейскую общину мира. (Нер ле-Элеф оценивает численность евреев России примерно в 650000). Численность евреев Украины оценивается 11200017 человек, так что ее еврейская община - восьмая по численности в мире. В Беларуси проживают 25000 евреев, и 16000 - в трех балтийских странах: Латвии, Литве и Эстонии, - вместе18.

Американский Еврейский Ежегодник, из которого взято большинство вышеприведенных показателей, утверждает, что некоторое увеличение численности советского еврейства в последние годы не связано с реальным увеличением "евреев по сути", но вызвано различными (не названными) способами измерения большой еврейской популяции.

Республики бывшего Советского Союза наблюдают исключительно большой приток людей и финансовых ресурсов, направленных на возрождение российского еврейства. Поразительное количество еврейских организаций, религиозных и светских, участвуют в этом процессе в настоящее время и планируют делать это и далее. Некоторые организации, такие, как Хабад (ФЕОР) и КЕРООР (зонтичная организация нехабадских общин) заняты строительством местных общин, в то время как другие, такие, как Мигдаль Ор, до недавнего времени занимались возрождением в среде российских евреев интереса к иудаизму и затем как можно более быстрым устройством их в школы и ешивы по всему миру. По данным на 2001 год, КЕРООР, зонтичная организация общин, связанных с РЕКом (Российским Еврейским Конгрессом) зарегистрировал 71 общину, а Федерация Еврейских Общин России (ФЕОР, или Хабад) - 73 общины. Реформисты зарегистрировали 30 общин. (Однако, многие из этих общин были зарегистрированы больше, чем один раз). Только в Москве работают 2 еврейских университета, 3 ешивы, 2 семинара для девушек и 2 Коллеля. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, есть и еще несколько городов, в которых, вместе с городами-спутниками, проживает от 5 до 20 тысяч евреев. Среди них - Екатеринбург, Саратов, Самара, Новосибирск, Ростов и Челябинск.

Организация "Гиллель" за последние пять лет обучила сотни еврейских студентов бывшего Советского Союза проводить Пасхальный Седер в больших общинах, часто совместно с приезжающими студентами из "Гиллелей" Северной Америки и Израиля. Консервативное движение в России почти не представлено.

Реформистское движение ведет обучающую программу подготовки полупрофессиональных руководителей для работы в реформистских конгрегациях по всему бывшему Советскому Союзу. Тем же занимается Мигдаль Ор, ортодоксальная организация, работающая совместно с "Джойнт". (Эти краткие пояснения не имеют своей целью дать полное представления о проводимых в России мероприятиях, отчет о которых был бы очень длинным и запутанным.)



Венгрия: В Венгрии проживает достаточно большое еврейское население: примерно 150-200 тысяч человек. С другой стороны, подробная оценка перемещений евреев и демографическая статистика, основанная на количестве выживших в Катастрофе к концу 1945 года, определенном примерно в 144 тысячи человек, дает еврейское население в 50-55 тысяч человек к концу 2000 года, с существенным превышением смертности над рождаемостью. Многие общинные деятели оценивают численность еврейского населения Венгрии примерно в 100 тысяч человек, 80000 из которых проживают в Будапеште.
Испания: К концу Второй Мировой войны в Испании осталось меньше 1000 евреев, почти исключительно ашкеназим. Изначальное сефардское население почти полностью исчезло. С тех пор наблюдался постоянный рост численности еврейского населения, достигшего к 1976 году 10000 человек, многие из которых прибыли из Марокко. После 1945 года евреям было разрешено молиться, но лишь в частных домах, и они по-прежнему страдали от антисемитизма Франко. В 1965 году состоялась первая со времен Инквизиции публичная еврейская молитва на острове Майорка. В 1967 году исповедующим религии, отличные от католицизма, было разрешено проводить публичные службы, а в 1968 году Испания наконец отменила Указ об изгнании евреев Фердинанда и Изабеллы. Франко умер в 1975 году, и с этого времени в Испанию стали приезжать евреи из Аргентины, Чили и Израиля, так что постоянный рост численности евреев продолжился. Точные числа получить трудно, но предполагается, что эта численность достигла отметки в 30000, так что еврейское население Испании больше, чем в большинстве европейских стран19.
Прочие европейские страны: В Бельгии, Италии и Нидерландах проживает примерно по 30000 евреев. (15000 евреев, проживающих в Риме, принадлежат к старшейшей в западном мире еврейской общине, насчитывающей 22 века существования). В Турции 19000 евреев, в Швейцарии 17577, в Швеции и Испании 15000 и 12000 соответственно. В Румынии - примерно 11000. В Чешской республике, Польше, Словакии и Болгарии проживает от 1 до 3,5 тысяч евреев..

Азия

Оценка распределения еврейского населения Азии на 1/1/2001


СТРАНА ЕВРЕЙСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ

Азербайджан 7,500

Грузия 5,500

Казахстан 5,200

Узбекистан 7,000

Иран 11,50020


Всего в азиатских республиках бывшего Советского Союза проживает, согласно оценке, 28000 евреев. Самая большая община по-прежнему в Азербайджане (7500 в 2001 году против 30800 в 1989), следующая - в Узбекистане (7000 против 94000), затем - в Грузии (5500 против 24800), Казахстане (6800 согласно переписи 1999 года и 5200 в 2001 году против 19900 в 1989 году).

В других азиатских странах с маленькими древними общинами численность еврейского населения проявляет тенденцию к уменьшению вплоть до исчезновения. Это нынешнее уменьшение численности евреев особенно заметно в Сирии и Йемене после того, как евреям было официально позволено эмигрировать.




Африка



Южная Африка: Из 88000 африканских евреев 90% живут в Южноафриканской Республике. Официальное значение численности евреев Южной Африки - 79 тысяч человек в 2001 году, хотя это означает, что изначально это население было гораздо больше, чем принятые 120 тысяч. Если основываться на этом последнем значении, окажется, что в Южной Африке осталось не более 65 тысяч евреев. В нескольких десятках городов вообще не осталось еврейских общин, и более половины южноафриканского еврейства сконцентрировалось в сравнительно небольшой области Йоханнесбурга. В этой области, однако, иудаизм процветает. Существует лишь еще одна живая община в Кейптауне, где действует "Ор Самеах", Коллель и новая ортодоксальная синагога; все они открыты в последние три года.
Эфиопия: В 1991 году еврейская община этой страны - примерно 20000 человек - была перевезена в Израиль, большинство по потрясающему однодневному воздушному мосту. Между 1992 и 2000 годами в Израиль прибыли еще 17700 иммигрантов из Эфиопии.
Марокко и Тунис: Остатки марокканского и тунисского еврейства проявляют тенденцию к дальнейшему уменьшению путем эмиграции, по большей части в Израиль, Францию и Канаду. По оценкам 2001 года в Марокко проживало 5700, а в Тунисе - 1500 евреев.


5.АНАЛИЗ ПО ГОРОДАМ


Столичные районы с наибольшим еврейским населением:




Место

Столичная область

Страна

Еврейское население

Доля в мировом еврействе

Общий %


1 Тель-Авив Израиль 560,000 19.3 19.3

2 Нью-Йорк США. 1,970,000 14.9 34.2

3 Хайфа Израиль 655,000 4.9 39.1

4 Лос-Анджелес США. 621,000 4.7 43.8

5 Иерусалим Израиль 570,000 4.3 48.1

6 Южная Флорида США. 514,000 3.9 52.0

7 Париж Франция 310,000 2.3 54.3

8 Филадельфия США. 276,000 2.1 56.4

9 Чикаго США. 261,000 2.0 58.4

10 Бостон США. 227,000 1.7 60.1

11 Сан-Франциско США. 210,000 1.6 61.7

12 Лондон Англия 95,000 1.5 63.1

13 Буэнос-Айрес Аргентина 175,000 1.3 64.5

14 Торонто Канада 175,000 1.3 65.8

15 Вашингтон США. 165,000 1.2 67.0

16 Беэр-Шева Израиль 165,000 1.2 68.3

17 Москва Россия 108,000 0.8 69.1

18 Балтимор США. 95,000 0.7 69.8

19 Монреаль Канада 95,000 0.7 70.5

20 Детройт США. 94,000 0.7 71.2


По странам эти двадцать городов распределяются следующим образом:

1. Соединенные Штаты 10

2. Израиль 4

3. Канада 2

4. Франция 1

5. Англия 1

6. Россия 1

7. Аргентина 1


Если, однако, исключить из рассмотрения США и Израиль, то в первой десятке городов окажутся:

  1. Париж

  2. Лондон

  3. Буэнос-Айрес

  4. Торонто

  5. Москва

  6. Монреаль

  7. Санкт-Петербург

  8. Киев

  9. Будапешт

  10. Сан-Паулу

В трех из этих городов говорят по-английски, в трех - по-русски, а в каждом из оставшихся четырех - свой язык.



1 Информация предоставлена демографом Еврейского Университета профессором Сержио де ла Пергола, а также взята из Американского Еврейского Ежегодника.

2 За исключением Бразилии, где говорят по-португальски. В Суринаме, где говорят по-английски, еврейское население пренебрежимо мало.

3 Эти результаты получены группой ученых из Еврейского Университета и опубликованы Американским Еврейским Комитетом в Американском Еврейском Ежегоднике за 2000 год. Статья, "Взгляд в еврейское будущее: прогнозы численности народонаселения, 2000-2080" содержит демографические прогнозы состояния еврейских общин всего мира в 2000, 2050 и 2080 годах. В ней также предлагаются уточненные сценарии, основанные на прогнозах изменения рождаемости. Исследование было осуществлено под руководством Сержио Делла Пергола, ректора Хармановского института Современного еврейства Еврейского Университета.

4 Менахем Бергер, Письмо редактору. "Джуиш Обсервер" (февраль 2000)


5 Согласно данным Центрального Статистического Бюро.

6 Данные из этого и предыдущих абзацев предоставлены Институтом Политики и Стратегии в Герцлии.

7 Данные Центрального Статистического Бюро

8 Данные Министерства Абсорбции иммигрантов

9 Существенно исправленные данные о еврейском населении Соединенного Королевства были опубликованы в 1998 году Объединением Исследования Общин (CRU) Совета Депутатов Британских евреев.

10 Смертность превышает рождаемость в соотношении примерно 1000-1500 в год.

11 50% для женатых мужчин младше 30 лет

12 Более 7000 эмигрантов в Израиль в 1980-1989 годах и примерно 6,000 в 1990-2000 годах.

13 "Диаспора", Говард М. Сахар, стр. 13-15.

14 Из них примерно 900000 уехали в Израиль, около 300000 - в Соединенные Штаты, и более 200000 избрали другие страны, в первую очередь - Германию.

15 Старение общин в странах исхода было еще усилено тем, что среди еврейских эмигрантов преобладала молодежь. На Украине соответствующие показатели - 4,2 и 35,9 на 1000.

16 В 2001 году сложение 275000 "евреев по сути" и 245000 их нееврейских членов семей вызвало увеличение численности евреев до 520000 человек.

17 Уменьшившись с 487300 в 1989 году.

18 Против 39900 в 1989 году.

19 "Диаспора", Говард Сахар

20 Трудно оценить еврейское население Ирана, сосчитанное в последний раз во время переписи населения в 1986 году. Если основываться на факте очевидного постоянного уменьшения его численности, можно полагать, что к 2001 году там осталось 11500 евреев.


Смотрите также:
1. обзор 2 положение ортодоксии 7
299.58kb.
1 стр.
Социально-экономическое положение
2102.55kb.
14 стр.
Социально-экономическое положение
2202.69kb.
16 стр.
Краткий обзор gsm-смартфона Nokia 6681
145.82kb.
1 стр.
Экономика Казахстана: современное состояние и перспективы развития
893.59kb.
5 стр.
Свобода ассоциаций и правовое положение Неправительственных организаций в Беларуси Обзор за 2011 год
349.52kb.
1 стр.
Памятка туристу географическое положение
52.8kb.
1 стр.
Информационно-аналитический обзор ноябрь Санкт-Петербург 2007 г
378.28kb.
1 стр.
Аналитический обзор литературы Аллергенная флора и заболеваемость поллинозом в различных странах мира
166.88kb.
1 стр.
Антоненко Василь Николаевич Курс: I группа 426 Тема: Сортировка данных. Обзор. Анализ. Реализация. Перечень вопросов, подлежащих разработке: 1 аналитический обзор
409.16kb.
1 стр.
2011г. 2011г. Положение об условиях оплаты труда
296.6kb.
1 стр.
В поисках солидарности краткий обзор
1291.68kb.
9 стр.