Главная
страница 1


Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –




Факультет философии


Программа дисциплины

«СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ»

для направления 030100.68 «Философия»

магистерская программа «Философская антропология»
Автор д.ф.н., проф. Руткевич Алексей Михайлович

Рекомендовано секцией УМС факультета философии


Председатель

Драгалина-Черная Е.Г.

____________________________

«____» _______________200__г.
Утверждено УС факультета философии

Ученый секретарь

____________________________

«____» _______________200__г.


Одобрено на заседании

кафедры онтологии, логики и теории познания


Зав. кафедрой Порус В.Н.

____________________________

«_____» _____________200__г.




Москва


Пояснительная записка
Философия в ХХ в. живет и действует в совершенно ином мире, по сравнению с тем миром, в котором выдвигала и защищала свои идеи и принципы классическая философия.

Основными особенностями современного общества стали индустрия сознания и массовая культура. Появляется господствующая единая идеология в каждом обществе и мощный аппарат по выработке всевозможных социальных теорий и мифов, которые с помощью средств массовой информации — радио, печати, телевидения ежедневно и ежечасно «воспитывает» народ, прививая всем одни и те же мнения, упрощенные схемы объяснения мира и истории, упрощенные нравственные и эстетические ценности. Современный философ, в отличие от классического, уже имеет дело не с наивной, непросвещенной массой, а с людьми, чьи мозги с самого детства обработаны идеологией, напичканы различными догмами и суевериями, через толщу которых и должна ныне пробиваться философская мысль, чтобы «разбудить» человека, заставить его думать и жить самостоятельно, привить ему вкус к свободе и независимости.

Современная философия – против идеологии как упрощающего, поверхностного способа объяснения мира и человека, человеческих отношений. Философия пытается убедить людей, что никакие искусственные схемы в обществе и истории не работают, что никакой мировой разум не гарантирует человеку счастливого будущего, что мир вообще не устроен рационально, в нем никогда и ничего у человека не получается. Не осуществились идеалы Французской революции, на ее обломках восторжествовало мещанское буржуазное общество, не осуществились идеалы Просвещения, в мире по-прежнему царит зло, невежество, тирания. Все попытки сделать людей счастливыми, внешне переустраивая общественные порядки, приводили в краху. В России попытки построить коммунистическое общество, общество изобилия и счастья, привели к установлению жесточайшей диктатуры.

Современная философия, как, впрочем, и современная литература, отказавшись от претензий на обладание абсолютной истиной, существенно перестроила и сам образ, стиль философствования. Теперь чаще всего это не монолог автора, который заранее знает все, а диалог автора и читателя, предполагающий интуицию и развитое воображение читателя, способного на определенный духовный труд. Только в этих взаимных усилиях может раскрыться подлинный смысл и значимость философского произведения.

Современная философия считает, что есть только один путь изменения — изменение человеком самого себя, внутреннее освобождение от рабства привычек, стандартов, стереотипов мышления и поведения, от стадной морали, от веры в потусторонние силы, которые рано или поздно сделают всех счастливыми, от страха и от душевной и духовной лени.

Многим мыслителям XX в. свойственно трагическое мироощущение, «скорбное неверие» в конечную победу сил разума и добра. Отсюда и стремление уйти от всяких идеологических и мировоззренческих проблем, от попыток построения всеохватывающих философских систем. Всякая система, всякая объективная ценность — это насилие над человеком. Мир, по мнению современных философов, становится полицентричным и полифоничным, здесь нет никаких абсолютных систем отсчета, никаких центров, никаких изначальных масштабов, нет никаких воспитателей и воспитуемых, каждый человек является центром. Каждый должен что-то сделать сам с собой, должен осознать абсолютную негарантированность своего существования (никто не ответственен за него — ни Бог, ни мир, ни общество, за то, что он родился и существует, что он прожил столько-то лет, чего то добился в этой жизни и т.д.) и в этой негарантированности нужно обрести смысл своей жизни, найти свое место и свое дело, которое за него никто не сделает.

Современный мир, полагают философы XX в., не существует автоматически, он неизбежно рухнет, если каждый человек не будет поддерживать его существование своими усилиями быть умным, своей верой, своей страстью, своими попытками во что бы то ни стало сохранять в себе человеческий облик.

Тематический план учебной дисциплины




п/п



Наименование разделов и тем



Всего часов


в том числе


Аудиторные занятия (час.)

Сам. работа (час.)

лек

сем






Прагматизм

31

8

8

15



Аналитическая философия

33

9

9

15



Экзистенциализм

31

8

8

15



Философская герменевтика

31

8

8

15



Современный психоанализ

31

8

8

15



Структурализм

31

8

8

15



Философия постмодернизма

31

8

8

15



Философия религии в ХХ в.

31

8

8

15



ИТОГО

250

65

65

120

Формы рубежного контроля и структура итоговой оценки:

текущий контроль (ответы на вопросы и решение задач в ходе семинарских занятий, выполнение домашних заданий);

промежуточный контроль (реферат, контрольная работа (40 мин.));

итоговый контроль (устный экзамен);

итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов: работа на практических занятиях (20%), реферат и письменная аудиторная контрольная работа (30%) и письменный экзамен в виде теста (50%).



Содержание программы

Тема 1. Прагматизм

Чарльз Пирс как родоначальник прагматизма

Радикальный эмпиризм Уильяма Джеймса

Инструменталистская версия прагматизма Джона Дьюи


Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная:

Пассмор Дж. Сто лет философии М., 1996. (Гл. 5).

Дьюи Дж. Реконструкция в философии. М., 2001.

Рорти Р. Философия и зеркало природы. М., 1999.




Тема 2. Аналитическая философия

Г.Фреге – предшественник и родоначальник аналитической философии. Классики аналитической философии: Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн, “Ранняя” философия Витгенштейна: “Логико-философский трактат”. «Поздняя» философия Витгеншнейна. Дальнейшее развитие аналитической философии. Развитие философии логического анализа. Лингвистическая философия. У. Куайн. Подходы к естественному языку. Дж. Остин. Теория речевых актов. Дж.Сёрл, М. Даммит. Философский анализ и метафизика. П. Стросон. Аналитическая философия сознания. Г. Райл. С. Крипке.


Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Аналитическая философия: Становление и развитие (Антология). М., 1998.

Аналитическая философия: Избр. тексты. М.: МГУ, 1993.

Людвиг Витгенштейн: Человек и мыслитель. М: Прогресс – Культура, 1993.

Рассел Б. Мое философское развитие // Аналитическая философия: Избр. тексты. М.: МГУ, 1993.
Тема 3. Экзистенциальная философия

Истоки современного экзистенциализма

Проблема существования

Существование и истина

Существование и смерть
Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Больнов О. Философия экзистенциализма. СПб., 1999.

Бимель В. Мартин Хайдеггер, сам свидетельствующий о себе и о своей жизни. Урал LTD. 1998.
Тема 4. Философская герменевтика

Размежевание традиционной и философской герменевтики. Э. Бетти. Герменевтическая философия после Гадамера. П. Рикёр. Р. Виль, Р. Бубнер, М. Франк и др. В числе мыслителей, воспринявших импульс философской герменевтики, следует назвать австрийского теолога Э. Корета, использующего положения «экзистенциальной герменевтики» (или «герменевтической феноменологии») Хайдеггера и Гадамера для модернизации неотомистской антропологии. Из популяризаторов герменевтики в англо-американском культурном пространстве наиболее известен канадский философ Ж. Гронден. Перевод работы Гадамера «Истина и метод» на английский язык – 1975 г. «Герменевтический бум» в Северной Америке. Гадамеровские идеи интенсивно осваиваются не столько философами, сколько литературоведами, литературными критиками и искусствоведами (Д. Хой, Р. Бернштейн и др.). О.-Ф. Болнов и его вклад в развитие герменевтики. Герменевтическая логика. К.-О. Апель. Ю. Хабермас.



Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного, М., 1991.

Михайлов А.А. Современная философская герменевтика. Минск, 1986.

Рикёр П. Герменевтика и психоанализ. Религия и вера. М.,1996.

Хайдеггер М. Кассельские доклады // Два текста о Дильтее. М., 1995.
Тема 5. Современный психоанализ

Концепция А. Адлера

Развитие психоанализа К.-Г. Юнгом

Пересмотр концепций классического психоанализа В. Райхом, О. Ранком, К. Хорни, М. Боссом, Л. Бинсвангером, М. Клайн, Э. Эриксоном, Г. Маркузе, В. Франклом, Э. Фроммом и др. На основе объединения и модификации идей классического психоанализа и ведущих философских школ появились такие направления, как экзистенциальный психоанализ (Л. Бинсвангер, М. Босс, Ж.-П. Сартр), психоаналитическая герменевтика (П. Рикёр, Ю. Хабермас, А. Лоренцер), структурный психоанализ (Ж. Лакан) и др.


Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

Руткевич А.М. Психоанализ. М.:
Тема 6. Структурализм

Этапы развития структурализма: 1) становление метода — прежде всего в структурной лингвистике; 2) распространение метода и филос. осмысление этого процесса; 3) “размывание” метода, включение его в социально-политический и культурно-исторический контекст; критика и самокритика С. и переход к постструктурализму. Пражский лингвистический кружок. Лингвистический структурализм. Соединение лингвистики с семиотикой. Идея примененя метода структурной лингвистики в других областях культуры. Леви-Строс. Идея сверхрационализма. Р. Барт. Социологика. Постструктурализм 1970-х годов.


Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.



Дополнительная

Структурализм: «за» и «против». М., 1975.

Автономова Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977.

Словарь по современной западной философии / Составители В.С. Малахов, В.П. Филатов. М.: ТОН-Остожье, 1998.




Тема 7. Философия постмодернизма

Философско-теоретические истоки постмодерна

Критика «мышления идентичности» и «дифференция»

Серийная событийность против «события бытия». М. Фуко.

«Смерть субъекта» и «критика метафизики». Ж. Деррида.

Параметры трансформации

«Исчезновение социального» и симуляция. Ж. Бодрийар. Ф. Джеймисон.
Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Гидденс Э. Постмодернизм // Философия истории / Ред. Ю.А. Кимелев. М., 1995.

Козловски П. Культура постмодерна. М., 1997.
Тема 8. Философия религии в ХХ в.

Крупнейший протестантский богослов ХХ в. Пауль Тиллих. Основные работы: «Мужество быть» (1952), «Систематическая теология», «Потрясение оснований» (1948).

Концепции Н. Малколма.

Концепции Ж. Маритена.

Проблема религиозного опыта в творчестве Р. Отто.

Кризис традиционного теизма.

Неметафизическая концепция богопознания Б. Вельте.

Критическое переосмысление самой религии. В трудах Д. Бонхёффера, Д. Робинсона, Х. Кокса анализируется возможность христианства без религии.


Литература:

Основная:

Философия / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: Гардарики, 2007. 4-е издание.

История мировой философии / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М.: АСТ-Астрель, 2006.

Дополнительная

Кимелев Ю.А. Философия религии. М., 1998.

Томпсон М. Философия религии. М.: Гранд, 2001.

Примерные темы рефератов
1. Экономико-техническая рациональность и система коммуникации.

2. Понятие “ничто” в философии Шопенгауэра.

3. Шопенгауэр об освобождающей силе искусства и особом значении музыки.

4. Понятие иронии в философии С. Кьеркегора. Образ Сократа как иронизирующего субъекта.

5. Соотношение свободы выбора и абсолютной зависимости человека от Бога в философии Кьеркегора.

6. Религиозная философия Кьеркегора и экзистенциализм ХХ века.

7. Понятие “Непостижимого” (“Непознаваемого”) в философии Г. Спенсера.

8. Эволюция взглядов Кассирера. Философия символических форм (основные понятия и идеи).

9. Понятия “опыта” и “факта” в неокантианстве и их отличие от позитивистской трактовки.

10. Долженствование как фундамент познания и истина как ценность в философии Риккерта.

11. Ницше о роли и функциях языка. Язык и жизнь.

12. Смысл тезиса Ницше “Бог мертв”, его интерпретации в философии и культуре 20 века.

13. Учение о воле А.Шопенгауэра и Ф. Ницше.

14. Типы мировоззрений (религия и метафизика) и жизнь согласно Дильтею.

15. “Описательная психология” как основа наук о духе.

16. Влияние идей Бергсона на западную эстетику и культуру (Дж. Джойс, М. Пруст, “новый роман” во Франции и т. д.).

17. Критика Бергсоном традиционных подходов к эволюции: механицизма, телеологизма, учений Дарвина и де Фриза.

18. Ч.С. Пирс о познании как переходе от сомнения к устойчивому верованию.

19. У. Джеймс о “воле к вере” и личностном аспекте религиозного опыта.

20. Прагматизм и философская мысль наших дней (У. Куайн, Р. Рорти и др.).

21. Теория влечений З.Фрейда. “Принцип удовольствия” и “принцип реальности”. Психоаналитическая интерпретация искусства.

22. Гностическое богословие К.-Г.Юнга.

23. Учение Э.Фромма о социальном характере.

24. Феноменологический метод и частнонаучные исследования (феноменологическая социология, психология, психиатрия, лингвистика и т.п.).

25. Пути трансформации феноменологического метода: экзистенциальный вариант феноменологии (Ж.-П. Сартр, М. Хайдеггер, М. Мерло-Понти); феноменологическая социология М.Шелера; феноменологическая этика Э.Левинаса; феноменологическая герменевтика П. Рикера.

26. Время у Бергсона, Гуссерля и Хайдеггера ( сравнительный анализ).

27. “Страх” как философское понятие (экзистенциал).

28. Взгляды Ясперса в области психологии и психиатрии. Проблема “гений и безумие”.

29. Философия техники Ясперса.

30. Понимание гуманизма у Хайдеггера, Сартра и Камю (сравнительный анализ).

31. Сознание и мир в романах Сартра “Тошнота” и Камю “Посторонний”.

32. “Логический атомизм” Витгенштейна.

33. Логическое исследование оснований математики (Б.Рассел, А.Уайтхед). Парадоксы теории множеств, кризис оснований математики.

34. Идеи и методы философии лингвистического анализа: Г. Райл, Дж. Уиздом, П.Стросон и др.




Автор программы

Декан факультета философии ГУ-ВШЭ, зав. кафедрой истории философии, дфн, профессор






А.М.Руткевич





Смотрите также:
Программа дисциплины «современная философия»
134.83kb.
1 стр.
Программа наименование дисциплины философия
311.34kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Философия постмодерна»
192.12kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины «Политическая философия»
193.56kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современная политическая наука»
143.69kb.
1 стр.
Программа дисциплины «современная социальная политика»
239.22kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по философии
151.09kb.
1 стр.
Учебной дисциплины (модуля) Наименование дисциплины (модуля) История русской литературы. Современная русская литература Рекомендуется для направления подготовки
525.41kb.
2 стр.
Программа дисциплины «Философия»  для специальности 030300. 62 «Психология»
323.99kb.
1 стр.
Программа дисциплины «Современная социологическая теория: модели объяснения и логика социологического исследования»
274.04kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины История и философия науки од. А. 01 «История и философия науки»
281.2kb.
1 стр.
Программа дисциплины Этика для направления 030100. 62 «Философия» подготовки бакалавра
477.47kb.
5 стр.