Главная
страница 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В г. ТАГАНРОГЕ

(ТТИ Южного федерального университета)


Факультет управления в экономических и социальных системах

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры теории права
протокол от _____________№__________
Зав.кафедрой Клочков В.В. ___________

(ФИО зав. каф., подпись)


«_____»_______________20________г.




Утверждаю:

декан факультета

Шевченко И.К. _____________

(ФИО декана, подпись)


«____»__________________20_____г.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины «Конституционное право зарубежных стран»

Разработчик
старший преподаватель Назарова В.С.

(подпись) (должность, Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Таганрог

2012

Содержание учебно-методического комплекса

по дисциплине «Конституционное право зарубежных стран»


1. Пояснительная записка 4

2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 4

3. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.) 10

4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания) 11

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями) 16

6. Перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов 17

7. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.) 18

8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы 21







1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации образовательной профессиональной программы (ОПП) 030501 «Юриспруденция».


1.1. Место дисциплины в реализации основных задач ОПП

Дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной теоретического и конституционно-правового профилей в системе юридических наук и юридического образования.


1.2. Место дисциплины в обеспечении образовательных интересов личности обучающегося студента по данной ОПП

Данная дисциплина предоставляет студенту возможность получить набор необходимых знаний, навыков и умений в области особенностей правового регулирования конституционно-правовых отношений в различных странах мира.


1.3. Место дисциплины в удовлетворении требований заказчиков выпускников университета данной ОПП

Конституционное право зарубежных стран занимает ведущее место при подготовке кадров, ориентированных на область конституционно-правовых отношений.


1.4. Знания каких учебных дисциплин должны предшествовать изучению дисциплины в данной ОПП

Изучение дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» использует материал дисциплин: «Конституционное право Российской Федерации», «Теория государства и права», «История государства и права зарубежных стран».


1.5. Для изучения каких дисциплин будет использоваться материал дисциплины при реализации рассматриваемой ОПП

Дисциплина «Конституционное право зарубежных стран» является одной из основ для дисциплин конституционно-правового цикла.


1.6. Цель преподавания дисциплины

Целью преподавания дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» является знакомство студента с современными системами государственного устройства различных стран мира.


1.7. Задачи изучения дисциплины

Задачами изучения дисциплины «Конституционное право зарубежных стран» являются:



  • получение студентами основной информации по изучаемому курсу;

  • изучение системы правовых норм различных стран;

  • ознакомление с основами общественного строя, основами организации и деятельности системы государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы)



2.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины оставляет 144 часа.



Вид работы

Трудоемкость, часов

4 семестр

Аудиторная работа:




Лекции (Л)

36

Практические занятия (ПЗ)

18

Лабораторные работы (ЛР)

0

Самостоятельная работа:

63

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

27

Общая трудоемкость

144


2.2. Содержание курса
Модули дисциплины, изучаемые в 4 семестре




Темы разделов

Кол-во часов

Лекции

СРС




МОДУЛЬ 1







1

Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина

2

4

2

Конституции зарубежных стран

2

3

3

Основы правового статуса личности в зарубежных странах

2

4

4

Основы организации государственной власти в зарубежных странах

2

3

5

Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива

2

3

6

Формы правления в зарубежных странах

2

4

7

Законодательная власть и её органы в зарубежных странах

2

4

8

Исполнительная власть и её органы в зарубежных странах

2

4

9

Судебная власть и её органы в зарубежных странах

2

4




ВСЕГО:

18

33




МОДУЛЬ 2







10

Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления и управления

2

4

11

Основы конституционного права США

2

4

12

Основы конституционного права Великобритании

2

4

13

Основы конституционного права Франции

2

3

14

Основы конституционного права Германии

2

3

15

Основы конституционного права Италии

2

3

16

Основы конституционного права Испании

2

3

17

Основы конституционного права Японии

2

3

18

Основы конституционного права Китая

2

3




ВСЕГО:

18

30




ИТОГО ПО СЕМЕСТРУ:

36

63



2.3. Содержание лекций
Модуль 1.

Лекция 1. Конституционное право в зарубежных странах: отрасль права, наука, учебная дисциплина.

Содержание понятия «Конституционное право зарубежных стран».Предмет и метод конституционного права. Определение конституционного права зарубежных стран. Система конституционного права. Конституционно-правовые институты. Конституционно-правовые нормы. Субъекты конституционного права. Конституционно-правовое регулирование. Методы конституционно-правового регулирования. Правовой статус субъектов конституционного права. Конституционно-правовые отношения. Основные направления и школы в науке конституционного права зарубежных стран. Источники конституционного права. Место и роль конституционного права в правовых системах. Основные тенденции в развитии конституционного права.



Лекция 2. Конституции зарубежных стран.

Понятие и значение конституции в различных зарубежных странах. Социально-политическая сущность конституции. Содержание и роль конституции в обществе и государстве в зарубежных странах. Социальные функции конституции. Объекты конституционного регулирования. Действие конституции. Классификация конституции зарубежных стран по содержанию и форме. Структура конституций. Принятие, изменение и отмена конституций. Классификация конституций Цели классификации. Временные и постоянные конституции. Классификация по содержанию и характеру конституций. Институт конституционного контроля.


Лекция 3. Основы правового статуса личности в зарубежных странах.

Конституционные права человека и права гражданина. Историческое развитие прав и свобод. Права и свободы. Права, свободы и обязанности. Способы конституционного формулирования прав, свобод и обязанностей. Классификация прав, свобод и обязанностей. Равенство прав, свобод и обязанностей. Ограничения прав и свобод. Гарантии прав и свобод Конституционный принцип равноправия. Социально-экономические и культурные права. Политические права. Личные права. Коллективные права народа, социальных, национальных и иных общностей. Конституционные обязанности прав и свобод человека и гражданина в условиях чрезвычайного, военного, исключительного положения.

Гражданство и режим иностранцев. Приобретение гражданства. Безгражданство и многогражданство. Убежище, высылка из страны, выдача иностранному государству.

Личные (гражданские) права, свободы и обязанности. Право на жизнь, свободу, физическую целостность и неприкосновенность. Свобода мысли и свобода совести. Тайна частной жизни и коммуникации. Неприкосновенность жилища. Свобода передвижения и поселения. Уголовно-правовые и процессуальные гарантии личных прав и свобод.

Политические прав, свободы и обязанности. Право участия в управлении обществом и государством. Избирательные права. Право на объединение, свобода союзов и ассоциаций. Свобода собраний и манифестаций. Свобода информации. Право петиций. Право и обязанность защиты страны.
Лекция 4. Основы организации государственной власти в зарубежных странах.

Понятие государства как конституционно-правового института. Социальное государство. Правовое государство. Демократическое государство. Светское государство. Конституционные принципы внутренней политики государства. Конституционные принципы внешней политики государства. Конституционные принципы организации государства. Государственный аппарат. Конституционно-правовой статус государственных органов.

Государственная власть как институт конституционного права. Принципы разделения властей в конституциях и на практике. Конституционная концепция единства государственной власти. Новые конституционные положения о единстве и разделении власти.

Лекция 5. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива.

Понятие и принципы избирательного права. Понятие избирательного права и сущность выборов. Принципы избирательного права. Правовое регулирование подготовки и проведения выборов. Назначение выборов. Выдвижение и регистрация кандидатов. Избирательные округа и избирательные участки. Избирательные органы. Списки избирателей. Предвыборная агитация.

Голосование и определение результатов выборов. Абсентеизм и обязательность голосования. Виды избирательных систем. Мажоритарная избирательная система и её разновидности. Пропорциональная избирательная система. Смешанные избирательные системы. Система заранее фиксированного процента. Контроль за проведением выборов.

Голосование об отзыве избранного представителя.

Референдум. Всенародный опрос. Инициатива референдума, формула референдума и организация голосования. Организация референдума. Определение итогов референдума. Виды референдума и его правовые последствия. Результаты референдума.

Народная законодательная инициатива. Средства массовой информации и опросы населения в системе непосредственной демократии: основы правового регулирования.


Лекция 6. Формы правления в зарубежных странах.

Понятие формы государства и формы правления. Понятие формы государства. Классификация форм государства в конституционном праве. Монократическая государственная форма. Сегментарная государственная форма. Форма правления Понятие и классификация форм правления.

Монархия. Монархическая форма правления. Абсолютная монархия. Дуалистическая монархия. Парламентарная (парламентская) монархия.

Республика. Понятие республики. Президентская республика. Элементы парламентаризма в президентской республике и полупрезидентская (смешанная) республика. Парламентская республика. Теократическая (клерикальная) республика.


Лекция 7. Законодательная власть и её органы в зарубежных странах.

Понятие законодательной власти. Понятие парламента и его структура. Правовое положение члена парламента. Права и привилегии членов парламента. Обязанности депутата. Внутренняя организация парламента и его палат. Внутренние органы правления. Аппарат парламента. Полномочия парламента. Классификация парламентов с точки зрения их полномочий. Контроль парламента за деятельностью исполнительной власти и других высших органов государства. Порядок работы парламента. Сессии и заседания парламента. Законодательный процесс. Специальные парламентские процедуры. Непарламентские формы осуществления законодательной власти.


Лекция 8. Исполнительная власть и её органы в зарубежных странах.

Понятие исполнительной власти. Глава государства. Понятие главы государства. Монарх. Правовое положение монарха. Президентура. Президент. Способы избрания президента. Полномочия и обязанности президента. Вице-президент.

Правительство. Понятие, состав и структура правительства. Формирование правительства. Виды правительства. Полномочия правительства. Ответственность правительства и его членов. Министерства и ведомства. Государственный аппарат. Государственная служба. Органы отраслевого управления (министерства) и «материальные придатки» государства: армия, полиция, тюрьмы и др.

Модуль 2
Лекция 9.Судебная власть и её органы в зарубежных странах.

Понятие судебной власти. Судебные органы и судебные системы. Статус судей. Виды судебных органов. Модели судебных систем. Системы судебных органов. Судейское самоуправление.

Осуществление судебной власти. Органы и должностные лица, содействующие осуществлению судебной власти. Прокуратура. Адвокатура. Судебная полиция. Судебные исполнители. Нотариат.
Лекция 10. Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления и управления.

Понятие местного самоуправления и управления. Административно-территориальное деление.

Системы органов местного самоуправления и управления. Англосаксонская система местного самоуправления. Романо-германская система местного самоуправления. Иберийская система управления. Система Советов.

Органы общинного самоуправления и управления. Виды органов общинного самоуправления. Староста. Сельский сход. Совет. Глава муниципального образования. Местные референдумы. Территориальные органы общественного самоуправления

Органы регионального самоуправления и управления.

Государственный контроль в отношении местного самоуправления и управления.

Участие органов местного самоуправления и управления в решении общегосударственных вопросов.
Лекция 11. Основы конституционного права США.

Конституция США. Принятие и структура конституции. Основные черты Конституции США. Изменение Конституции.

Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.

Законодательная власть. Структура и порядок формирования Конгресса США. Полномочия Конгресса. Деятельность Конгресса.

Исполнительная власть. Президент, Вице-президент и министры. Выборы Президента. Ответственность Президента. Кабинет Президента, министерства и ведомства.

Судебная власть. Судебные системы. Окружные суды общей юрисдикции. Суды штатов. Административные судьи.

Американский федерализм. Субъекты федерации Владения. Штаты. Местное самоуправление и управление.
Лекция 12. Основы конституционного права Великобритании.

Конституция Великобритании. Структура конституции. Статут. Судебный прецедент. Конституционные обычаи. Доктринальные источники. Содержание конституции. Изменение конституции.

Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.

Законодательная власть Парламент. Палата общин. Палата лордов. Законодательный процесс.

Исполнительная власть. Монарх. Правительство.

Судебная власть Местное самоуправление и управление.



Лекция 13. Основы конституционного права Франции.

Конституция Франции. Структура Конституции. Подготовка, принятие и основные черты Конституции Изменение Конституции. Конституционный контроль.

Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов общественной демократии. Правовое регулирование выборов. Референдум.

Законодательная власть. Парламент. Структура Парламента. Полномочия Парламента. Исполнительная власть. Дуализм исполнительной власти во Франции. Президент республики. Премьер-министр. Правительство. Высшие контрольные и консультативные органы. Государственный совет. Экономический и социальный совет. Счётная палата.

Судебная власть. Пять ветвей осуществления правосудия.

Местное самоуправление и управление.


Лекция 14. Основы конституционного права Германии.

Конституция Германии. Подготовка и принятие конституции. Основные черты конституции Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Референдум, народный опрос. Народная инициатива.

Законодательная власть. Понятие и структура парламента. Бундестаг. Бундесрат. Законодательный процесс.

Исполнительная власть. Федеральный Президент. Федеральное правительство. Федеральный Канцлер. Федеральные министры.

Судебная власть. Принцип полисистемности организации судебной власти в Германии.

Германский федерализм. Местное самоуправление и управление. Конституции земель.


Лекция 15. Основы конституционного права Италии.

Конституция Италии. Структура Конституции Права и обязанности граждан.

Избирательное право и избирательная система. Референдум.

Центральные органы государственной власти.

Президент республики. Правительство. Национальный совет экономики и труда. Государственный совет. Счётная палата.

Законодательная власть Италии. Парламент. Структура парламента. Нижняя палата – Палата депутатов. Сенат.

Конституционный суд Италии. Судебная система.

Местное самоуправление и управление. Областная автономия.


Лекция 16. Основы конституционного права Испании.

Конституция Испании. Права, свободы и обязанности граждан.

Избирательное право и референдум.

Центральные органы государственной власти. Глава государства Генеральные кортесы. Парламент Испании. Исполнительная власть в Испании. Правительство – высший орган исполнительной власти. Государственный совет. Счётная палата. Совет экономического планирования.

Конституционный суд. Автономия и местное управление. Судебная система.
Лекция 17. Основы конституционного права Японии.

Конституция Японии. Основные положения Конституции. Конституционный контроль. Основы правового статуса личности. Основы правового статуса общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.

Законодательная власть. Парламент. Полномочия Парламента.

Исполнительная власть. Император. Кабинет министров. Правительство. Премьер-министр.

Судебная власть. Конституционный контроль.

Местное самоуправление и управление.


Лекция 18. Основы конституционного права Китая.

Конституция КНР. Основы правового статуса личности. Правовой статус общественных объединений. Конституционное регулирование институтов непосредственной демократии. Высшие органы государственной власти. Высшие органы государственного управления. Органы суда и прокуратуры. Национально-территориальная автономия в КНР. Местные органы государственной власти, государственного управления и общественного самоуправления.



Политическая теория большевизма. В. И. Ленин о социалистической революции и диктатуре пролетариата.

3. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.)



3.1. Перечень рекомендуемой литературы

  1. Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник для вузов. - 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Юстицинформ, 2007. - 517 с. 

  2. Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для студ. юрид. вузов. - М. : Элит, 2007. - 255 с.

  3. Конституции зарубежных государств: Великобритания, Франция, Германия, Италия, Европейский союз, США, Япония, Индия : учеб. пособие / сост. В. В. Маклаков . - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Волтерс Клувер, 2007. - 581 с.

  4. Конституционный контроль в зарубежных странах: учеб. пособие / отв. ред. В. В. Маклаков. - М.: НОРМА, 2007. - 655 с. 

  5. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Особенная часть: учебник / под ред. Б. А. Страшун. - 3-е изд., пересмотр. и доп. - М. : НОРМА, 2008. - 1135 с. 




    1. Контрольные вопросы для текущего контроля


Модуль I

  • Предмет и объект изучения КПЗС

  • Место КПЗС в системе общественных и юридических наук

  • Возникновение и эволюция конституций в зарубежных странах

  • Юридические свойства конституций в зарубежных

  • Классификация конституций

  • .Порядок принятия конституций зарубежных стран

  • Принятие конституционного надзора(контроля). Виды контроля.

  • Компетенция органов конституционного контроля.

  • Формы осуществления конституционного контроля

  • Гражданство, порядок его приобретения и прекращения

  • Органы, ведущие дела о гражданстве

  • Демократические права и свободы граждан ЗС

  • Классификация прав и свобод граждан

  • Порядок осуществления и закрепления прав и свобод граждан

  • Обязанности граждан в зарубежных странах.

  • Форма правления. Понятие и классификация

  • Основные системы разграничения предметов ведения между союзом и субъектами федерации.

  • Автономия в зарубежных странах


Модуль II

  • Политические режимы в зарубежных странах

  • Сравнительная характеристика тоталитаризма и авторитаризма

  • Политические партии и их функции

  • Правовая регламентация и деятельность политических партий

  • Организационная структура и порядок проведения выборов

  • Особенности избирательной системы

  • Парламент в зарубежных странах

  • Внутренняя организация палат парламента

  • Компетенции парламента в зарубежных странах.

  • Место главы государства в системе высших органов зарубежных странах

  • Двухпалатная структура парламента

  • Монарх и его правовой статус

  • Президент его функции и компетенции

  • Муниципальные системы зарубежных стран

  • Основные черты административно-территориального деления зарубежных стран

  • Компетенция муниципальных органов

  • Конституционные основы судебной власти

  • Система органов судебной власти в зарубежных странах

  • Функции и компетенции органов судопроизводства в зарубежных странах

4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания)

Самостоятельная работа осуществляются студентами по заданию лектора в виде выполнения домашнего задания и выполнения творческой работы, а также решения задач.


Домашнее задание – творческая студенческая работа небольшого объема, выражающая индивидуальные впечатления и соображения о той или другой тематике. В домашнем задании предпочтительны новые подходы, свежие мнения. Стиль домашнего задания может быть менее строгим, нежели стиль реферата. Студент вправе выбрать тему домашнего задания самостоятельно, согласовав ее затем с преподавателем.

Данный жанр допускает не только написание работы, но и выступление с нею на семинарском занятии. При этом оценивается как содержание работы, так и стиль его преподнесения. Если выступление невозможно, то домашнее задание подлежит сдаче преподавателю в письменном виде.

Рекомендуемый объем домашнего задания - 5-6 страниц.
Творческое задание – новое средство взаимодействия студента и преподавателя. Оно может быть работой научного, практического или методического характера, связанной с поисками, оформлением, систематизацией знаний в конституционно-правовой сфере. Содержание задания должно быть согласовано с преподавателем, ведущим семинарские занятия.

Творческие задания имеют нестандартный характер, и каждое из них оценивается индивидуально - в зависимости от объема проделанной работы и ее сложности.


Примеры творческих заданий:
1.Составление пакета цифровых данных (в том числе – таблиц, графиков) по одной или нескольким темам конституционного права зарубежных стран.

2. Составление аналитического обзора (комментария) к пакету цифровых данных.

3. Подготовка учебной игры по тематике конституционного права зарубежных стран.

4. Подборка серии афоризмов (не менее 20) по конституционному праву зарубежных стран.

5. Подготовка серии задач или ситуаций (не менее 5) по вопросам конституционного права зарубежных стран.

6. Разработка базы данных по тематике конституционного права зарубежных стран (избирательной, парламентской, правительственной и т.д.).

7. Создание графических ситуаций (схем, карт, компьютерной графики и др.) по тематике конституционного права зарубежных стран.

8. Перевод в электронную форму монографической работы или сборника материалов (сканирование текстов, их форматирование, вычитка).

9. Организация диспута (дискуссии) по вопросам конституционного права зарубежных стран.
Примеры упражнений в качестве самостоятельной работы
Упражнение 1
Прочитайте отрывок из работы Д. Л. Горовица «Избирательные системы: пособие для тех, кто принимает решения»1.

«Система единственного передаваемого голоса (далее − ЕПГ) действует в многомандатных избирательных округах. Для того чтобы быть избранным, кандидат должен получить следующую квоту:


c:\кафедра тп\цифровой кампус\материалы для размещения\2011-2012\2012-04-18\1.jpg
Другими словами, кандидат считается избранным, если в избирательном округе, где соревнуются четыре кандидата, он или она получают на один голос больше, чем одна пятая голосов. Такой низкий порог дает мало стимулов для межпартийных соглашений по обмену голосов, хотя судьба последнего места может быть решена передачей голосов, так как голоса выше победной квоты могут обмениваться в соответствии со вторыми и последующими предпочтениями избирателей, отдающими эти избыточные голоса. Следовательно, в целом система ЕПГ дает более слабые стимулы к компромиссу, чем преференциальные системы с порогом большинства.

Если партиям не нужны голоса (на этот раз в форме вторых и последующих предпочтений) от избирателей, первоначально являвшихся сторонниками другой партии, из этого проистекает важное последствие. В социально поляризованной обстановке партиям, возможно, не нужно умерять свои позиции, а их сторонники, возможно, и не должны быть осведомлены о требованиях других социальных групп. После выборов, разумеется, может возникнуть необходимость в заключении межпартийных договоренностей для того, чтобы можно было управлять. При списочном пропорциональном представительстве, системе ЕПГ или избрании кандидатов относительным большинством голосов, в условиях фрагментации партий будут, вероятно, необходимы после-выборные коалиции, но они не будут основываться на таких договоренностях, которые требуются от партий, создающих предвыборные коалиции для того, чтобы максимально увеличить свой процент голосов, а не только получить достаточно мест, чтобы сформировать правительство.

Это не означает, что система ЕПГ не выполняет никаких полезных функций. В целом она дает сравнительно пропорциональные результаты, если измерять пропорциональность первых предпочтений, хотя эта пропорциональность сильно зависит от того, сколько мест дает каждый избирательный округ (чем больше мест, тем более пропорциональны результаты). А поскольку система ЕПГ базируется на избирательных округах, она обеспечивает примерно такую же отзывчивость к нуждам избирателей в округах, как и системы избрания кандидатов относительным большинством или альтернативным голосованием, хотя, конечно, наличие многомандатных избирательных округов и низких порогов для избрания может ослабить потребность кандидатов в обслуживании интересов тех, кто принадлежит к группам, с которыми они сами себя не идентифицируют. ПП со списками в избирательных округах также являются системой, обеспечивающей отзывчивость к избирателям в округах и такого рода внимание к местным нуждам, какого не дает ПП с общенациональными списками».
Вопросы


  1. Насколько больше голосов по сравнению с другими кандидатами
    нужно получить кандидату, чтобы победить по избирательному округу?

  2. Как может быть решена судьба последнего мандата?

  3. Какое воздействие на политическую систему оказывает данная избирательная система?

  4. Какие полезные функции, по мнению автора, выполняет система ЕПГ?

Упражнение 2



Ознакомьтесь с тем, как голосование по системе единственного передаваемого голоса и подведение его итогов показаны в Википедии2 на примере голосования в виде выборов пищи. Пять кандидатов баллотируются на три места. В выборах участвуют Апельсин, Груша, Шоколад, Земляника и Конфета. Двадцать гостей на вечеринке выразили свои предпочтения крестиками в своих избирательных бюллетенях на двух столах (рис. 1). Нужно подвести итоги голосования (этапы отражены на рис. 2).


Гости

x x x x

x x

x x x x
x x x x


x x x x

x

x

Первая преференция

orange

pear

chocolate

chocolate

strawberry

candy

Вторая преференция




orange

strawberry

candy







Рис. 1


Кандидат


Этап

orange

pear

chocolate

strawberry


Итог
candy

Первый

x x x x

x x

x x x x
x x x x

x x x x

x

x

Сначала вычисляется квота по формуле Друпа:



c:\кафедра тп\цифровой кампус\материалы для размещения\2011-2012\2012-04-18\10001.jpg

Следовательно, для избрания необходимо получить шесть голосов.

Бюллетени раскладываются в соответствии с первыми преференциями. Шоколад объявляется избранным, поскольку он набрал по первой преференции число голосов, значительно превышающее квоту

Второй

x x x x

x x

x x x x
x x

x x x x
x

x x x

Бюллетени раскладываются в соответствии со вторыми преференциями. Излишек голосов у Шоколада передается пропорционально Землянике и Конфете согласно второй преференции избирателей Шоколада. Однако даже с передачей этого излишка ни один кандидат не достиг квоты. Поэтому Груша, у которой наименьшее количество голосов, устраняется из дальнейшего подсчета



Третий

x x x x
x x

 

x x x x


x x

x x x x
x

x x x

Голоса Груши переходят по второй преференции Апельсину, в результате чего Апельсин достигает квоты и является избранным. Однако Апельсин имеет только квоту, поэтому не возникает никакого излишка, чтобы его передать другим кандидатам



Четвертый

x x x x
x x

 

x x x x


x x

x x x x
x

x x x

Ни один из оставшихся кандидатов не имеет квоты, поэтому устраняют Конфету, имеющую меньше всего голосов. В результате Земляника – единственный остающийся кандидат – является кандидатом, избранным в Парламент


Рис. 2

Вопросы


  1. В какой степени при данной системе учтено мнение избирателей?

  2. Насколько повлияло бы на результаты введение дополнительных преференций (третьей, четвертой)?

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями)



5.1. Темы семинарских заданий

Практические занятия проходят в форме дискуссий по наиболее актуальным темам изучаемого курса.


Занятие 1. Классификация конституций. Источники КПЗС.

Классификация конституций по социальным признакам. Классификация конституций по юридическим признакам. Тенденция развития зарубежных конституций.

Законы как источники конституционного права зарубежных стран. Нормативно-правовые акты исполнительной власти. Регламенты палат парламента. Решения органов местного самоуправления. Судебный прецедент. Конституционно-правовые обычаи. Международные договоры. Научные доктрины.
Занятие 2. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества в зарубежных странах.

Конституционные принципы экономической структуры общества в условиях неодинакового общественного строя государств. Конституционные положения о социальной структуре общества в разных странах. Конституционные принципы политической системы. Конституционные принципы духовной жизни общества.


Занятие 3. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий и иных общественных объединений.

Порядок создания партий и иных общественных объединений. Регистрация общественных объединений и её юридическое значение. Правовое положение и роль политических партий в обществе и государстве. Правовое положение общественных объединений социально-экономического и иного характера. Порядок прекращения деятельности политических партий и общественных объединений.


Занятие 4. Формы территориально-политического устройства в зарубежных странах.

Унитарное государство и его разновидности. Автономия и её виды. Федерация. Регионалистское государство. Конфедерации, содружества, иные политико-территориальные образования с элементами конституционно-правового характера.


Занятие 5. Государственный режим в зарубежных странах.

Демократический государственный режим. Авторитарный государственный режим. Тоталитарный государственный режим. Чрезвычайный режим и иные разновидности временных режимов.


Занятие 6. Основы конституционного права США.

Конституция США и её развитие. Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Американский федерализм. Местное самоуправление и управление.


Занятие 7. Основы конституционного права Великобритании.

Основные особенности конституционных актов Великобритании. Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление и управление.


Занятие 8. Основы конституционного права Франции.

Конституция. Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Местное самоуправление и управление.


Занятие 9. Основы конституционного права Германии.

Конституция. Основы правового статуса личности. Правовое регулирование общественных объединений. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии. Законодательная власть. Исполнительная власть. Судебная власть. Германский федерализм. Местное самоуправление и управление.


6. Перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов


  1. Содержание понятия «Конституционное право зарубежных стран».

  2. Сущность, содержание и роль конституции в различных зарубежных странах.

  3. Разработка, принятие и изменение конституции. Классификация конституций по содержанию и форме.

  4. Основы организации государственной власти в зарубежных странах.

  5. Субъекты конституционно-правовых отношений и природа конституционно-правовых отношений.

  6. Конституционные права и обязанности человека и гражданина.

  7. Публичная власть территориального коллектива: органы местного самоуправления и управления.

  8. Формы правления в зарубежных странах.

  9. Государственный режим в зарубежных странах.

  10. Нормы конституционного права и конституционно-правовые институты.

  11. Формы территориально-политического устройства зарубежных государств.

  12. Институты гражданства.

  13. Институты непосредственной демократии: выборы, отзыв, референдум, народная законодательная инициатива. Абсентеизм.

  14. Конституционные принципы экономической, социальной и политической систем и духовной жизни общества в зарубежных странах.

  15. Правовое регулирование институтов непосредственной демократии.

  16. Правовое регулирование создания и деятельности политических партий и иных политических объединений в зарубежных странах.

  17. Исполнительная власть и её органы в зарубежных странах.

  18. Законодательная власть и её органы в зарубежных странах.

  19. Судебная власть и её органы в зарубежных странах.

  20. Конституционные принципы экономической, социальной, политической систем и духовной жизни общества в зарубежных странах.

  21. Основы конституционного права США.

  22. Основы конституционного права Великобритании.

  23. Основы конституционного права Франции.

  24. Основы конституционного права Германии.

  25. Основы конституционного права Италии.

  26. Основы конституционного права Китая.

  27. Основы конституционного права Японии.

  28. Основы конституционного права Испании.

7. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.)



Тесты рубежного контроля
Задание 1.

Вопрос 1. Конституционное право зарубежных стран это (выбрать правильные, на ваш взгляд, ответы):

А. Это раздел международного права;

Б. Это отрасль правовой системы государства;

В. Это наука;

Г. Это учебная дисциплина;

Д. Это отрасль российского права.


Вопрос 2. Конституционное право зарубежных стран как отрасль правовой системы это:

А. Система внутренне согласованных и взаимосвязанных международных юридических норм и правил, содержащихся во Всеобщей Декларации прав и свобод человека;

Б. Это совокупность общепризнанных норм и правил поведения людей в обществе и государстве, основанная на взаимном соблюдении прав и обязанностей;

В. Система внутренне согласованных юридических норм, содержащихся в конституциях и других нормативных актах, имеющих конституционное значение и направленных на урегулирование определенной группы общественных отношений (основы общественного устройства, правовой статус личности и т.д.);

Г. Совокупность законов парламента, указов Президента, других нормативных актов;

Д. Система представлений о конституционном праве.



Вопрос 3. Предметом конституционного права зарубежных стран является:

А. Совокупность различных теорий и взглядов, учений и гипотез по вопросам конституционно-правового регулирования;

Б. Совокупность общественных отношений, складывающихся в области гражданско-правового регулирования;

В. Совокупность базовых общественных отношений, складывающихся во всех сферах жизни общества и государства;

Г. Совокупность правовых норм, регулирующих защиту жизни и здоровья граждан страны;

Д. Совокупность правовых норм, регулирующих возникновение, изменение, прекращение гражданства страны.


Вопрос 4. Предмет отрасли конституционного права:

А. Возникновение, изменение, прекращение гражданства страны;

Б. Защита жизни и здоровья граждан;

В. Регулирование основ правового статуса человека и гражданина РФ, установление видов органов государственной власти;

Г. Возникновение, изменение и прекращение права частной собственности граждан РФ;

Д. Правовое регулирование вопросов социальной защиты населения страны.


Вопрос 5. Методы конституционно-правового регулирования:

А. Управомачивание, дозволение;

Б. Анализ;

В. Синтез;

Г. Метод требований;

Д. Метод репрессий;


Задание 2.

Вопрос 1. Система знаний о правовом регулировании основ общественного строя и политических систем в зарубежных странах, форм государства, взаимоотношений личности и государства, системы, структуры и порядка формирования органов государственной власти, их полномочий и организации деятельности, а также местного самоуправления в зарубежных странах это -:

А. отрасль Конституционное право зарубежных стран;

Б. наука конституционное право зарубежных стран;

В. учебная дисциплина конституционное право зарубежных стран;

Г. Учебно-методическое пособие по Конституционному праву зарубежных стран;

Д. Учебник по Конституционному праву зарубежных стран.


Вопрос 2. В чем особенность норм КПЗС:

А. отсутствует гипотеза;

Б. отсутствует диспозиция;

В. как правило, отсутствует санкция;

Г. санкция носит политический характер;

Д. Нет правильного ответа.


Вопрос 3. Из перечисленных источников выберите характерные для конституционного права Германии:

А. Конституция;

Б. международно-правовые акты;

В. конституционные обычаи;

Г. судебные прецеденты;

Д. Священные религиозные книги.


Вопрос 4. Конституция какого государства требует усложненного порядка пересмотра ее положений

А. Великобритании;

Б. Израиля;

В. США;


Г. Германии;

Д. Испании.


Вопрос 5. Какие признаки характеризуют конституционный контроль

А. рассмотрение спорного акта;

Б. прекращение действия акта при признании его неконституционным;

В. проверка спорного акта;

Г. установление неконституционности спорного акта;

Д. Внесение поправок в неконстетуционный акт.


Задание 3.

Вопрос 1. На какую часть территории государства распространяется действие конституции?

А. На всю территорию государства;

Б. Только на государственные органы;

В. На всю территорию государства за исключением местного самоуправления;

Г. На все территорию государства за исключением автономий;

Д. На всю территорию государства за исключением республик в составе государства.


Вопрос 2. Какая конституция называется

А. Конституция, которая твердо гарантирует основные права и свободы всем гражданам;

Б. Конституция, изменение которой требует квалифицированного большинства в палатах парламента;

В. Конституция, в которую включены нормы международного права;

Г. Конституция, которая регламентирует жесткий порядок управления государством;

Д. Конституция, которая не может быть изменена.


Вопрос 3. Базовые общественные отношения, регулируемые конституционным правом, касаются:

А. Поведения человека в обществе и принципов политического устройства общества;

Б. Принципов построения демократического государства;

В. Принципов отношения человека и государства, устройства государства и организации государственной власти;

Г. Государственного регулирования прав и свобод человека и устройства государственной власти;

Д. Распределения государственных полномочий между субъектами государственной власти и разграничения предметов их ведения.


Вопрос 4. Конституционное право регулирует:

А. Все сферы жизни общества;

Б. Сферу гражданско-правовых и политических отношений в обществе;

В. Отношения власти и подчинения;

Г. Базисные отношения во всех сферах общественной жизни;

Д. Экономико-политическое устройство государства.


Вопрос 5. Система источников конституционного права – это

А. Совокупность внешних форм выражения нормативных правовых актов, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу государственно-правовые нормы, характеризуемая такими качествами как взаимосвязь и иерархия;

Б. Внешняя форма выражения правовых норм юридически обязательного характера;

В. Форма придания правилам поведения юридически обязательного характера, характера норм права;

Г. Совокупность законодательных актов издаваемых органами гос.власти;

Д. Решения Конституционного суда РФ.


8. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы


  • Презентации по курсу доступны на сайте кафедры теории права http://tp.tti.sfedu.ru/ и в Цифровом кампусе http://incampus.ru/.

  • Тексты лекций по курсу доступны на сайте кафедры теории права http://tp.tti.sfedu.ru/ и в Цифровом кампусе http://incampus.ru/.

  • Систематическая картотека статей по курсу доступны на сайте кафедры теории права http://tp.tti.sfedu.ru/

1 Горовиц Д.Л. Избирательные системы: пособие для тех, кто принимает решения // http://www.cipdd.org/files/30_203_570763_Horowitz.ElectoralSystemsR.doc.

2 http://en.wikipedia.org/wiki/Single_transferable_vote



Смотрите также:
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
1336.55kb.
5 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
419.99kb.
4 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
329.87kb.
1 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
516.92kb.
6 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
3715.25kb.
18 стр.
Практикум по курсу "Коммерческое право" для студентов юридического факультета. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 135с
1858.51kb.
8 стр.
Программа и правила проведения аттестационного испытания для абитуриентов, поступающих на второй и последующие курсы по направлению подготовки бакалавров
40.41kb.
1 стр.
Диссертации
12.04kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению
554.55kb.
4 стр.
Рекомендована к утверждению
548.18kb.
4 стр.
Рассмотрен на педагогическом совете " " 2010г
46.78kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
265.3kb.
1 стр.