Главная
страница 1
Анализ деятельности МО учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов и педагогов эстетического цикла «Интегрированный коррекционно-развивающий блок»

Цель работы МО– своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи, психического развития учащихся, содействие педагогическому коллективу в создании ситуации развития, соответствующей индивидуальности обучения и обеспечивающей необходимые условия для охраны здоровья и полноценного развития личности учащихся с ОВЗ, педагогических работников.

Деятельность логопедов осуществлялась по следующим направлениям: диагностика, планирование и анализ, коррекционная работа, учебно-методическая работа.

Целью первичной логопедической диагностики было выявление речевых нарушений, их этимологии и механизмов. Первичное обследование, показало, что количество учащихся, имеющих речевые нарушения различной степени тяжести – 104 человека. Это составляет более 64% от числа всех учащихся школы. На основе первичного обследования были составлены списки учащихся , имеющих речевые нарушения.

Логопедические занятия посещали 60 учащихся - 58% от всего количества детей, имеющих речевые нарушения.

С этими учащимися было проведено углубленное обследование речи. Диагностический материал для обследования речи учителя-логопеды школы разработали на основе методики Фотековой Г.А., Ахутиной Т.В. «Дигностика речевых нарушений с использованием нейропсихологических методов» .В результатые обследования выяснились характерные речевые нарушения:

В 1-х классах – нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слов, грамматического строя речи, связной речи, бедность словарного запаса.

Во 2-х классах – нарушение звукопроизношения, нарушения звукобуквенного анализа и синтеза, слоговой структуры слов, фонематического недоразвития речи.

В 3-4х классах – нарушения лексико–грамматического строя речи, морфемного анализа, умения четко излагать и записывать свои мысли, дизорфографические ошибки.

В 5-8-х классах – нарушения письменной речи, обусловленные фонетико-фонематическими нарушениями, лексико-грамматическими нарушениями речи.

На основании данных диагностики была спланирована групповая и индивидуальная работа с учащимися. С учетом речевого нарушения комплектовались группы учащихся, были составлены рабочие программы учителей-логопедов.

Все занятия проводились по расписанию, утвержденному директором школы.

Групповые занятия с учащимися 1-х классов проводились 3 раза в неделю по 40 минут. Остальные групповые занятия проводились 2 раза в неделю по 40 минут

Индивидуальные занятия посещали учащиеся, имеющие нарушения звукопроизношения и учащиеся, имеющие тяжелые речевые нарушения (Мясоедова В. – ринолалия, Адамян В. – дизартрия тяжелой степени, алалия).

Работа по коррекции звукопроизношения проводилась в системе поэтапно: звук ставился изолированно, затем автоматизировался в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи. У детей со сложными речевыми нарушениями (ринолалия, дизартрия) проводился логопедический массаж, укрепляющий мышцы языка, артикуляционные упражнения.

Закрепление поставленных звуков достигалось путем упражнений, направленных на обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи, связной речи. Результативность работы по коррекции звукопроизношения отражена в таблице (см. приложение)

На групповых занятиях проводилась работа по коррекции нарушений устной и письменной речи по методикам И.Н. Садовниковой, А.В. Ястребовой, Л.Н.Ефименковой, Р.И. Лалаевой.

Продолжая работу предыдущего учебного года и учитывая результаты обследования нынешнего, были сформированы группы по единой структуре дефекта.

Коррекционно-развивающее обучение проходило в три этапа. Основным принципом обучения являлась одновременная работа над всеми компонентами речевой системы. На протяжении всей поэтапной работы происходила:

. работа над фонетико-фонематическими ошибками;

. развитие звукобуквенного анализа и синтеза слов;

. анализ и синтез на слоговом уровне и на уровне предложений;

. обогащение словарного запаса (умения образовывать новые слова, разъяснение лексических значений слов);

.развитие грамматического строя речи;

. развитие связной речи.

Эффективность логопедической работы отражена в динамике речевого развития:






Значительно

улучшилось



Незначительно

улучшилось



Динамика

отсутствует



Звукопроизношение

+







Грамматический строй речи




+




Словарный запас

+







Связная речь




+




Письмо

+






Большое внимание уделялось здоровьесбережению детей. На занятиях соблюдались все гигиенические нормы, создавались благоприятные психологические условия, комфорт. Каждое логопедическое занятие начиналось с артикуляционной гимнастики. Практиковался логопедический массаж. На каждом занятии проводились упражнения для развития мелкой моторики рук, гимнастика для глаз массаж кистей рук при помощи массажных колец, шаров. Проводились физминутки, минуты тишины. Предлагались упражнения на релаксацию, психогимнастику. Использовались элементы методики М Монтессори, дыхательной гимнастики Стрельниковой, Су-джок терапии.

Увеличилась возможность использования на логопедических занятиях цифровых ресурсов.

В течение года учителя-логопеды столкнулись со следующими трудностями:

-увеличилось число детей со сложными речевыми нарушениями;

-нет достаточной помощи со стороны родителей;

-недостаточное обеспечение наглядным и дидактическим материалом.

На протяжении всего учебного года учителя-логопеды тесно сотрудничали с учителями. Воспитателями, медицинским персоналом, администрацией. Постоянная взаимосвязь осуществлялась через обмен информацией, вступления на МО учителей и воспитателей по различным темам, знакомство с результатами анализа проведенных диагностик, выработку рекомендаций, выступления на заседаниях методического совета школы, педагогических советах.

Педагог-психолог Кравченко И.А. свою деятельность осуществляла в соответствии с планом работы психологической службы.

В начале и в конце года провела диагностику на выявление среди учащихся школы уровня:



  • Адаптации (по Лускановой среди 1, 5 классов);

  • Тревожности (по Спилбергу)

  • Агрессивности (по Риллипсу)

В течении года проводилась диагностика учащихся «группы риска» на выявление уровня:

  • Агрессивности (по Риллипсу);

  • Тревожности (по Спилбергу);

Использовались методики:

  • Проективные;

  • Изучения уровня развития познавательных процессов;

  • Изучения самооценки.

По результатам диагностики проводились коррекционные занятия. Велась индивидуальная работа с учащимися по запросу учителей и воспитателей

С учащимися выпускных классов в рамках методической недели по профориентации было проведено анкетирование по профориентационным методикам:



  • Карта интересов;

  • Нравится ли вам? Хотели бы вы?

Педагог-психолог Кравченко И.А. ежемесячно принимала участие в работе РМО педагогов-психологов, руководитель Акулова И.А.

Результаты деятельности отражены в анализе работы за 2011-2012 учебный год.

Работа социально-педагогической службы строилась на основе нормативно-правовых документов. Учитывая данную базу, была поставлена цель: формирование и всесторонне развитие личности средствами обучения и воспитания. Исходя из этого, были определены задачи социально-педагогической службы.

На основе данных первичного обследования составлен социальный паспорт школы.

Были проведены диагностики:

1.Выявление социометрического статуса учащихся в коллективе с 1-12 классы

2.Анкета «Расскажи о школе» проведена с целью анализа социально-педагогической адаптации учащихся 1-х и 5-х классов.

3.В декабре проведен мониторинг вовлеченности учащихся в употребление ПАВ, алкогольных, табачных изделий и наркотических средств.

Результаты показали, что все учащиеся знают о вреде алкогольных, табачных изделий и наркотических средств на подростковый организм. Данные мониторинга отражены в годовом отчете.

По результатам диагностики на определение уровня воспитанности (по В. Васильеву) у 4 учащихся средний уровень, а у 3 – низкий уровень. Но по сравнению с прошлым учебным годом уровень воспитанности у учащихся «группы риска» в целом остался прежним.

Проводился ежедневный контроль за посещением учащихся, отрабатывались заявки учителей и воспитателей по индивидуальным проблемам воспитанников. На всех учащихся «группы риска» разработан комплексный индивидуально-профилактический план коррекционной работы и внедрена карта индивидуального сопровождения подростка «группы риска».

Главными задачами коррекционных занятий являлись:



  • развитие и коррекция нарушений познавательной сферы;

  • развитие зрительного и слухового восприятия;

  • развитие моторных навыков;

  • активизация речи детей в единстве с их мышлением;

  • выработка положительной учебной мотивации.

В ходе каждого занятия развивались различные психические процессы. Для этого в содержание занятий включались специальные коррекционные игры и упражнения с элементами занимательности, неожиданности, новизны, создавались проблемные ситуации, направленные на развитие внимания, памяти, восприятия, представлений, мышления, речи. Тем самым закладывала фундамент успешности учебной деятельности. Задания были направлены на развитие тех сторон деятельности, которые отстают у ребенка в большей степени, препятствуя усвоению учебного материала.

Учитывая особенности психического развития детей имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата и умственную отсталость (патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему) для оптимизации обучения способы педагогического воздействия были направлены на активизацию познавательных процессов.

Результат коррекционной деятельности представлен в мониторинге уровня обученности за I и II полугодие.

На уроках изобразительного искусства решались как дидактические задачи:



  • развитие у учащихся умения наблюдать предметы и явления окружающей действительности;

  • овладение учащимися в практической деятельности элементами художественно-изобразительной грамоты и средствами выразительности в области рисунка , живописи и т.д.;

  • воспитание эстетических чувств понимания красоты окружающей действительности;

  • развитие у учащихся художественного вкуса, интереса и любви к занятиям изобразительным искусством и др.

так и коррекционные задачи:

  • коррекция недостатков познавательной деятельности школьников путём систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;

  • умение находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;

  • развитие у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать;

  • умения ориентироваться в задании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

  • исправление недостатков моторики и совершенствование зрительно-двигательной координации путём использования вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала;

Для решения этих задач работа на уроках были предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Целью уроков музыки было воспитание эстетических чувств учащихся и формирование у них музыкальной культуры. Работа на уроках осуществлялась по следующим направлениям:



  • слушание музыки;

  • пение;

  • теоретические знания ( основные жанры музыки, формы построения музыки, элементы музыкальной выразительности и т.д.)4

  • музыкально-дидактические игры;

  • музыкально-ритмические движения.

Разумеется, работа, проводимая на уроках, выходили за рамки только эстетического воздействия. Решались также специфические задачи коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоцонально-волевой сферы. Все уроки были направлены на активизацию мышления, формирование целенаправленной деятельности и устойчивости внимания.

С целью изучения преподавания был проведен мониторинг качества и степени усвоения знаний, умений и навыков по предмету.

По результатам мониторинга успеваемости большинство учащихся успевают по вышеуказанным предметам на «хорошо» и «отлично». Преподаватели эстетического цикла добиваются стабильно положительного результата.

Сравнительный анализ за год показывает, что уровень обученности в течение учебного года в общеобразовательных классах оставался стабильным (100%). Во вспомогательных классах: по предмету музыка и пение увеличился на 14%, по предмету Изобразительное искусство и черчение увеличился на 1,5%.

Качество обученности увеличилось:

-на 3,8% по предмету Музыка и пение в общеобразовательных классах;

-на 4% по предмету Изобразительное искусство во вспомогательных классах.

Качество обученности снизилось:

-на 5,6% по предмету Изобразительное искусство и черчение в общеобразовательных классах;

-на 3% по предмету Музыка и пение во вспомогательных классах.



Анализ деятельности МО учителей-логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов

и педагогов эстетического цикла «Интегрированный коррекционно-развивающий блок»

2011-2012 учебный год


Смотрите также:
Деятельность логопедов осуществлялась по следующим направлениям: диагностика, планирование и анализ, коррекционная работа, учебно-методическая работа
87.35kb.
1 стр.
Отчет о работе системы
147.71kb.
1 стр.
Работа семьи и шолы по преодолению ассоциального поведения подростков
64.7kb.
1 стр.
5 6 октября г. Cамара, 2005 год Работа конференции планируется по следующим направлениям
26.24kb.
1 стр.
И развития гражданского общества
597.06kb.
3 стр.
Анализ работы мо учителей-логопедов за 2011-2012 учебный год
198.25kb.
1 стр.
Холодный период года
29.99kb.
1 стр.
Работа Управления в сфере геодезии и картографии велась по следующим направлениям
52.3kb.
1 стр.
Методические рекомендации для учителей физической культуры по подготовке к аттестации на I и высшую квалификационные категории
310.08kb.
1 стр.
Анализ работы Центра матери и ребёнка «Маргарита» в 2010 г. Деятельность Центра в 2010 г осуществлялась в следующих направлениях: работа семейных клубов «Мать и дитя»
93.68kb.
1 стр.
Xvi крымские международные Шмелёвские чтения «К. С. Шмелёв и писатели литературного зарубежья» Планируется работа по следующим направлениям
16.28kb.
1 стр.
Курсовая работа Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности
25.7kb.
1 стр.