Главная
страница 1

Заказ№1652




Курсовая работа

Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России»



Содержание

Введение 4

Глава 1 Развитие экономических институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции 6

1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты 11

1.3. Понятие и сущность экономических институтов 14

1.4. Предприятие, учреждение и органи­зация как экономические институты 21

Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты 27

Заключение 36

Литература 39




Введение


Проведен анализ теоретических основ для формирования системы экономиче­ских институтов. Рассмотрены экономические институты: «семья», « предприятие», «регион», а также различные межуровневые взаимодействия в рамках государст­венного устройства.

Развитие экономических институтов как субъектов рынка и субъектов госу­дарственного регулирования, как необходимых составляющих по реализации про­грамм социально-экономического развития определяется действующим законода­тельством (нормативно-правовыми актами), а деятельность экономических инсти­тутов в части исполнения законов и нормы обеспечивается регулирующими орга­нами.

Эти контексты присутствуют в развитии любой страны, территории и имеют тот или иной акцент и особенности в силу специфики исторического развития, системы государственного регулирования, развития социальных институтов и гражданского общества, степени влияния процессов интеграции, интернационализации, глобали­зации и т.н. Каждое государство, межгосударственные экономические сообщества стремятся иметь законодательство и регулирующие органы.

Следовательно, вопрос исследования экономических институтов и их роли в современной рыночной экономике по-прежнему актуален.



Целью данной работы является исследование вопроса экономических институтов. Предмет исследования: экономические институты.

Курсовая работа состоит из 2-х глав:

- Глава 1 Развитие экономических институтов в России;

-Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике.



Основные задачи данной работы:

- Проанализировать сущность экономических институтов

-Исследовать предприятия, учреждения и органи­зации как экономические институты;

- Рассмотреть развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты.

В работе были использованы материалы специальной периодической литературы.

Глава 1 Развитие экономических институтов в России

1.1. Институциональные единицы предпринимательства и конкуренции

В воспроизводственном процессе хозяйствующие субъекты распадаются на две группы обособленных, организационно оформленных, самостоятельных, частных единиц: “репрезентативные” отраслевые фирмы, аккумулирующие (локализующие) ресурсы и производящие потребительные блага, и домохозяйства, снабжающие ресурсами фирмы и потребляющие их продукт. Соответствующий замкнутый поток экономических благ обозначен внутренним кругом схемы хозяйственного кругооборота, представленной на рисунок 1. Замкнутый поток доходов домохозяйств и фирм в противоположном направлении на схеме обозначен внешним пунктирным кругом.



Рисунок 1- Схема хозяйственного кругооборота

Оба потока постоянно встречаются и взаимообмениваются на рынках ресурсов и продукта. Рынок как институт обмена контрагентов в условиях разделения труда является сферой экономики, в которой хозяйствующие субъекты осуществляют куплю – продажу благ (учитывая то, что современные торговые сделки иногда заключаются по телекоммуникационной сети, рынком нельзя назвать только место взаимодействия продавцов и покупателей, как это делается в экономической литературе). Рынок, помимо реализации обмена благ, обеспечивает свободу экономического выбора (количества, качества и цен благ), их эффективное распределение, координацию экономической деятельности в целом, т.е. рынок является регулятором экономики.

Известна институциональная двойственность экономики. Она состоит из рынков и фирм (всегда имеются “рыночное пространство” и “пространство фирм”), между которыми существуют подвижные равновесные пропорции (рисунок 2).

Рисунок 2 - Схема институциональная двойственность экономики.

Фирмы – это экономические единицы, построенные на властных вертикальных отношениях субординации руководителя (принципала) и подчиненных, исполнителей (агентов), а рынки – единицы, построенные на равноправных горизонтальных отношениях координации продавцов и покупателей (контрагентов). Все эти отношения в институционализме рассматриваются как внутренние и внешние контракты. Рынки и фирмы представляют собой альтернативные способы организации деловой активности. Но поскольку власть как способность и возможность одних лиц (одного лица) осуществлять свою волю, оказывать воздействие на поведение других лиц является административной властью, то фирмы, располагая и экономическими, и административными ресурсами, имеют общую потенциальную тенденцию к расширению своей деятельности.

Чем ниже транзакционные издержки, тем более устойчива и консервативна институциональная структура экономики, слаба экспансия фирм и медленнее осуществляется распределение рынка между фирмами. Укрупнение же производственной иерархии агентов и контрагентов принципала увеличивает издержки контроля и также влияет на равновесие структур.

Необходимо отметить, что решение вопроса “Производить или покупать?” касается не только фирм, но и домохозяйств, а также государства, производящего общественные блага. Существующие в настоящее время развернутые социально-бытовая и государственная инфраструктуры экономики являются следствием вытеснения соответствующей деятельности в рынок из-за высоких издержек собственного контроля.

Одной из главных задач микроэкономики является объяснение рыночного поведения фирм и большого разнообразия и изменчивости их конкретных институциональных форм. Это предполагает исследование целей фирм, методов и средств получения ими конкурентных преимуществ, эффективных организационно-правовых форм существования предпринимательства.

Деловое поведение фирм, прежде всего, определяется их целями, точнее целями владельцев (владельца), высших управляющих и других агентов фирм. Анализ показывает, что в качестве цели владельцы фирм почти всегда ставят максимизацию прибыли (разницы между совокупной выручкой и совокупными издержками), так как она является результатом социальной выгоды от деятельности фирм (они получают прибыль только в случае производства пользующихся спросом благ) и конкуренции, источником предпринимательского дохода, дивидендов и развития фирм.

Однако мотив прибыли не действует в некоммерческих организациях, например, в области здравоохранения и образования. Считается, что такие “фирмы” работают в условиях иных ограничений и реализуют целевые функции, не связанные с получением прибыли. Анализ поведения хозяйствующих субъектов показывает, что даже те из них, которые находятся в коммерческом поле деятельности, часто проявляют ограниченную рациональность.

Если учесть, что задачи фирм могут быть не только краткосрочными, но и долгосрочными, стратегическими, то общий список возможных целей значительно расширяется.

Фирмы, которые не преследуют цель максимизации прибыли, оказываются потенциальными кандидатами на вытеснение с рынка, не могут выжить в условиях “естественного отбора” конкуренции.

Важно заметить, что не абсолютная величина прибыли, а ее соотношение с капиталом или издержками, т.е. прибыльность, должны выражать цель фирмы. Прибыльность является действительно унифицированным целевым сравнительным показателем деятельности любых хозяйствующих субъектов.

Установка на достижение максимальной прибыльности фирмы в условиях внутриотраслевой и межотраслевой конкуренции предопределяет институциональные методы и средства создания конкурентного преимущества (см. рис. 3).

Весь комплекс целей, методов и средств конкуренции имеет институциональную (юридически установленную) форму, которая позволяет, с одной стороны, упорядочить разнообразие хозяйственной деятельности субъектов и, с другой стороны, сохранить ее целесообразность, т.е. нацеленность на достижение наивысшей прибыльности.

Идеальным случаем отраслевого взаимодействия хозяйствующих субъектов является так называемая совершенная (“атомистическая” или “действенная”) конкуренция, которая предполагает:

1) однородность производимых товаров;

2) большое число продавцов и покупателей товаров;

3) свободу входа в отрасль и выхода из нее предпринимательского капитала;

4) обладание участниками рынка полной информацией о конъюнктуре;

5) продажу и покупку одним участником рынка количества товаров, которые пренебрежительно малы по сравнению с совокупным объемом операций в отрасли;

6) отсутствие как среди продавцов, так и покупателей сговора;

7) максимизацию потребителями полезности, а производителями прибыльности реализации товара;

8) свободную переместимость товаров. Совершенная конкуренция считается либо чисто теоретической абстрактной конструкцией, либо связывается с классической рыночной экономикой или какой-либо ее отраслью, соответствующими указанным условиям (например, рынок зерна, который наиболее близок к “совершенству”).

Отсутствие хотя бы одного из условий означает существование несовершенной конкуренции, которая более соответствует реальной экономике и огромному количеству конкретных рыночных структур. Несовершенная конкуренция усиливает контрактную основу отрасли и экономики (когда договариваются между собой не только контрагенты, но и конкуренты), а рыночная структура приобретает властный характер, появляются субъекты, объекты (пространство) и средства власти. Реальная отрасль несовершенной конкуренции производителей может сводиться к отдельному предприятию, сильно специализировавшему свой товар, или к нескольким крупным фирмам, составляющим олигополию, либо просто совпадает с монополией.

Явление конкуренции в условиях современного рынка становится, как правило, комплексным и включает в себя:

1) классическую конкуренцию между большим количеством мелких и средних предприятий;

2) конкуренцию между монополизированными фирмами и аутсайдерами;

3) конкуренцию между крупными фирмами, входящими в олигополию;

4) конкуренцию предприятий, входящих в монополистическую структуру, но стремящихся к самостоятельности.


1.2. Структурные и инфраструктурные хозяйствующие субъекты

Объекты микроэкономики являются не только институциональными единицами производства и конкуренции, но и элементами структуры народного хозяйства. Понятие “структура” здесь означает устойчивую, существенную связь составных частей системы, базовое ее строение. Структурные компоненты экономики имеют фундаментальное значение в хозяйственной жизни общества, поскольку характеризуют главные функциональные экономические связи.

Для выделения структурных единиц микроэкономики воспользуемся вышеприведенной схемой кругооборота благ и доходов (см. рис.1), сделав в ней некоторые уточнения и добавления.

Во-первых, “капитализируем” часть потока доходов домохозяйств в виде процентов на капитал и ренты в активы (имущество) фирм и тогда их цель – максимизация прибыльности в виде рентабельности капитала – становится очевидной.

Во-вторых, учитывая, что потребление всегда является и производством, будем считать главной экономической функцией домохозяйств производство рабочей силы, т.е. возобновление работоспособного состояния человека. 1

В-третьих, целью домохозяйств является получение выгоды (прибыли) как разницы между доходами от реализации рабочей силы в производственном секторе экономики и расходами на ее производство. При этом прибыльность становится “сквозным”, универсальным, всеобщим критерием деятельности всех хозяйствующих субъектов экономики.

В-четвертых, критерий прибыльности обусловливает функцию сбережений (инвестиций) хозяйствующих субъектов, которая дополняет функцию текущего потребления.

Домохозяйства, как и фирмы, обладают капитальными благами (предметами потребления длительного пользования), которые за счет капитализации сберегаемой заработной платы наращиваются количественно и качественно.

В-пятых, поскольку капитальные блага фирм дублируются акциями и облигациями, реализуемыми на рынке капиталов физическими и юридическими лицами, то соответствующие потоки ценных бумаг прибавляются к товарам и услугам фирм и домохозяйств. Обратный поток доходов содержит выручку фирм и домохозяйств от продаж корпоративных ценных бумаг.

В-шестых, к структурным компонентам экономики причисляются не только фирмы и домохозяйства, но и государство, производящее общественные блага.

Схема кругооборота экономических благ между этими тремя структурными единицами представлена на рис.4.

На схеме поток V характеризует рабочую силу, продуцируемую домохозяйствами и потребляемую фирмами и государственным сектором. Обратный денежный поток, представляющий собой доходы домохозяйств, складывается из заработной платы работников. Поток Qчастн отражает конечные частные блага, продуцируемые фирмами и потребляемые домохозяйствами и государством. Здесь обратный денежный поток есть оплата соответствующих товаров и услуг. Поток Qобщ приходится на общественные блага, продуцируемые государством и потребляемые всеми остальными хозяйствующими субъектами. Денежный эквивалент этого потока определяется в основном налоговыми поступлениями в государственный бюджет от хозяйствующих субъектов.

Воспроизводственный и устойчивый характер взаимодействия фирм, домохозяйств и государства позволяет трактовать их как системообразующие структурные единицы экономики и исходные объекты микроэкономической теории.

Наделение домохозяйств производственными функциями заставляет по-новому подойти и к “инфраструктуре” экономики, расширить рамки этого понятия. В этом случае фирмы и домохозяйства характеризуются как подчиненные, вспомогательные, обеспечивающие нормальное взаимное функционирование части системы. Если домохозяйства обеспечивают фирмы рабочей силой (трудом), то фирмы создают все необходимое для ее воспроизводства. Реальный сектор экономики производит материально-вещественный продукт для домохозяйств.

Ряд же фирменных услуг можно назвать “отраслями потребления”, где обслуживается сам человек, это:

- здравоохранение, общественное питание, детские дошкольные учреждения и учреждения для престарелых, просвещение, образование, повышение квалификации и переквалификация, досуг и сфера рекреации (культура, туризм и путешествия, физкультура и спорт, “индустрия развлечений”).

Инфраструктурой экономики может быть комплекс рыночного предпринимательства, который обеспечивает бесперебойное, успешное функционирование и воспроизводство структуры экономики.

1.3. Понятие и сущность экономических институтов

Институтом называется совокупность ролей и статусов, предназначенная для удовлетворения определенной потребности

Определения институтов можно также найти в работах по политической философии и социальной психологии. Например, категория института является одной из центральных в работе Джона Ролза «Теория справедливости».

Под институтами следует понимать публичную систему правил, которые определяют должность и положение с соответствующими правами и обязанностями, властью и неприкосновенностью, и тому подобное. Эти правила специфицируют определенные формы действий в качестве разрешенных, а другие в качестве запрещенных, и по ним же наказывают одни действия и защищают другие, когда происходит насилие. В качестве примеров, или более общих социальных практик, мы можем привести игры, ритуалы, суды и парламенты, рынки и системы собственности

Институты:

- это, по сути дела, распространенный образ мысли в том, что касается отдельных отношений между обществом и личностью и отдельных выполняемых ими функций;

- и система жизни общества, которая слагается из совокупности действующих в определенное время или в любой момент развития какого угодно общества, может с психологической стороны быть охарактеризована в общих чертах как превалирующая духовная позиция или распространенное представление об образе жизни в обществе.

Институты – господствующие, и в высшей степени стандартизированные, общественные привычки.

   Очевидно, что ключевую роль в обеспечении средне- и долгосрочных темпов экономического роста играет экономическая политика. Ухудшение ее качества в последние годы вызвано, прежде всего, увеличением государственных расходов, повышением тарифов так называемых естественных монополий, ренессансом бюрократического регулирования, расширением размеров нерыночного сектора, неспособностью справиться с "голландской болезнью", повышением реального курса рубля. В результате совокупные издержки ведения экономической деятельности в стране повышаются, российский бизнес теряет конкурентоспособность, объемы производства сокращаются. Продолжают расти лишь потребление, торговля, импорт, процветающие благодаря реальному укреплению рубля.

        Главной причиной замедления экономического роста выступают, поэтому не "сезонные или циклические колебания" и не "исчерпанность потенциала роста, основанного на текущем платежеспособном спросе", а недопустимо быстрый рост внутренних издержек. В этой связи ответственная экономическая политика должна быть направлена, прежде всего, на сокращение размеров нерыночного сектора в экономике и снижение реального курса рубля (не смешивать с девальвацией номинального валютного курса).

Для формирования системы экономических институтов и системы отношений существуют базовые, теоретические, общие для любых государств основы.2

1) Ключевым процессом, присутствующем в создании, деятельности и разви­тии экономических институтов является участие и обеспечении процесса соци­ально-экономического регулирования. Тому служит и изменение за­конодательства, структуры и содержания деятельности экономических институ­тов. Экономическая система является только частью общественной системы и служит удовлетворению политических, экономических и нравственно-культур­ных запросов общества.

2) Экономический порядок в деятельности экономических институтов необходимо понимать как задачу непрерывного формирования рамочных условий с пози­ции порядка, а не регламентирования. Отсюда следует рассматривать рыночную экономи­ку как непрерывную деятельность по созданию и совершенствованию законов, нормативно-правовых актов.

3) Деятельность экономических институтов в рамках экономического порядка как совокупности действующих норм, правил и существующих институтов обра­зуют рамки индивидуальных и государственных действий в экономическом про­цессе страны. Они призваны выполнять общие задачи: создание и сохранение эф­фективной экономики; целенаправленной координации экономической деятель­ности; внесение вклада в осуществление основных общественно-политических целей, таких как свобода, безопасность, справедливость, благосостояние и др.

4) Основные формы, и элементы деятельности экономических институтов следующие:

-система планирования и управления (централизованная, децентрализованная);

-законодательство о частной собственности; механизм ценообразова­ния;

-расчет производственных результатов;

-сопоставление системы рыночной экономики с централизованно управляемой экономической системой и т.п.

5) Для обеспечения эффективности функционирования экономических инсти­тутов рыночной экономической системы должны быть сформированы основные элементы правового порядка, такие как:

- конкурентное законодательство;

- денеж­но-кредитное законодательство (например, двухуровневая банковская система);

- правовое законодательство;

- эффективное государственное управление и др.

6) Любые экономические институты как элементы рыночной экономической системы рано или поздно сталкиваются с различными проблемами, такими как, воз­растающая доля государственных расходов в общественном продукте, внедрение принципа конкуренции, возрастающая концентрация, экологические проблемы, безработица, сочетание политической власти с экономическим развитием и т.п.

7) Социальное обеспечение и социальное уравнивание являются существен­ными конститутивными элементами социальной рыночной экономики, которая интегрируется с системой (структурой) системы социального обеспечения, основ­ные принципы: например, медицинское страхование, страхование от несчастных случаев, страхование по безработице и социальное пособие, страхование по уходу в случае болезни и старости и другое.

Кроме того, в деятельности экономических институтов органично встраиваются основные принципы формирования системы социального обеспечения6

- принцип индивидуализма имеет приоритет перед принципом социальности;

- принцип стра­хования имеет приоритет перед принципом обеспечения;

- принцип субсидиарное имеет приоритет перед принципом солидарности и т.п.

8) Государство в рыночных экономических системах вмешивается в деятель­ность экономических институтов множеством разных способов. Необходимо учиты­вать и различать следующие важные сферы государственной деятельности:

- сис­темная политика;

- структурная политика;

- процессная политика, причем в рамках различных (часто меняющихся, сочетающихся и конфликтующих) политико-экономические концепций (например, концепции, ориентированные на предло­жение и спрос, социально-экономическое регулирование и т.п.).3

9) Гарантом от слишком дорогих ошибок выступает развитие государственно-общественных и общественных форм управления, развитие форм самоуправле­ния, местного самоуправления.

10) Деятельность любого экономического института должна отвечать основ­ным критериям — функциональности и эффективности в контексте программ социально-экономического развития.

То есть, с одной стороны, к рыночным институтам относят некие организационные формы, а, с другой, — способы, нормы и правила взаимодействия хозяйственных субъектов, оформленные договорами.

Институты в любой экономической системе предопределяют процесс принятия решений. Поэтому в первую очередь следует выяснить, какие институты играют ведущую роль в рыночной экономике, как они возникли и изменялись, как взаимосвязаны между собой. Весьма важным, в особенности для экономики переходного периода, представляется различие внешних институтов как фундаментальных предпосылок рыночного хозяйства и внутренних институтов, создаваемых корпорациями в ходе их развития. Внешние институты образуют свод основополагающих норм и правил, на базе которых возможно осуществление рыночного хозяйства. Это институты, которые гарантируют и защищают права собственности, обеспечивают ответственность, свободу и обязательность выполнения договоров, составляют основу рыночной экономики, будучи вместе с тем производными элементами общеправового демократического и свободного государственного порядка.

Все экономические институты по функциональности условно можно поделить по уровням хозяйствования:

-домашнее хозяйство (экономический институт семьи, экономика семьи);

-экономика предприятия, учреждения, организации;

-экономика региона, муниципального образования региона в рамках регио­нального и государственного устройства;

-экономика межинституциональных отношений (в рамках внутри муниципальных, межмуниципальных, межрегиональных, межведомственных и международных отношений) в контексте регионального (окружного) и, государственного территориального устройства.

В этих заданных рамках возникают многочисленные непосредственно рыночные (внутренние) институты, которые делают возможными связи, сделки между субъектами, снижают степень неопределенности и риска, то есть представляют собой формы приспособления хозяйствования к внешним институтам. Их формирование шло снизу вверх и продолжалось длительное время, подвергаясь испытаниям на прочность, эффективность и соответствие интересам хозяйственных субъектов. Функционирование внутренних институтов постоянно осуществляется под двойным контролем: правовым — со стороны государства — и экономическим — со стороны рынка.

Все указанные институты объединены общими признаками:

1) они характерны для системы разделения труда;

2) они действуют на основе принципа договорных отношений.

Правильное оформление права собственности (распоряжения) содействует снижению издержек и более рациональному использованию ресурсов. Следовательно, договорная форма взаимоотношений экономических элементов в немалой степени решает проблему информационной неопределенности для отдельных хозяйствующих субъектов, имеет существенное значение для экономики в целом. Однако для реализации договорной формы требуется создание определенных экономических институтов.

Значительна роль экономического института семьи и в определении положения детской и молодежной группы потребителей в экономическом процессе. Высока роль социально-ролевых установок в семье, в их формировании, в том числе и через призму рекламы (включая социальную рекламу), нормы поведения и т.п., что помогает развивать более сознательное потребительское поведение, функцио­нальную готовность и активность каждого гражданина. Экономический институт семьи влияет на взаимосвязь между экономическим и правовым порядком.

Реально функционирующие институты рыночной экономики есть в гораздо большей степени продукт деятельности миллионов экономических субъектов и каждодневной реальной государственной политики, чем формальных установлений.

Можно рассматривать институт как структуру, минимизирующую транзакционные издержки, и оценивать его по этому критерию. Однако институт способен обеспечивать локальную минимизацию транзакционных издержек и вместе с тем создавать глобальную неэффективность (подобным свойством обладает, например, институт бартерного обмена). Можно анализировать, сколь эффективно институт помогает решить или, по крайней мере, смягчить проблему ограниченной рациональности. Так, предприятия с разной формой организации бизнеса по-разному справляются с последствиями ограниченной рациональности своих работников. Аналогично и различные институты с разной степенью эффективности могут добиваться смягчения последствий ограниченной рациональности.

1.4. Предприятие, учреждение и органи­зация как экономические институты

Первоначальной точкой в развитии современных форм организации производства являлось индивидуальное предприятие, управлявшееся одним собственником, который был одновременно и работником предприятия.

В течение длительного времени предприятие рассматривалось как изолированная единица, как автономная юридическая и экономическая организация. Такое автономное видение предприятия существовало в неоклассической экономической теории.

С точки зрения этой теории предприятие представляет собой целостный объект, осуществляющий преобразование исходных ресурсов в процессе производства в готовую продукцию. Модель предприятия складывается из производственной функции, выражающей зависимость результатов от затраченных факторов производства. Основным критерием эффективности функционирования такого предприятия является прибыль.

Экономические институты - предприятие, учреждение, организация - выступают как производители товаров и услуг и являются экономи­ческими, социальными, технологическими и организационными системами.

Основными содержательными аспектами их деятельности являются:

- место в экономическом процессе и в существующем экономическом порядке;

-основные компоненты, которые оказывают влияние на производственные процессы, а именно: система целей, система менеджмента, процесс производства, финансовые процессы, социальные процессы и т.п.;

-предпринимательская этика, корпоративная этика и т.п.;

-организационная структура и организация производственно-управленческих процессов;

-эконо­мические и социальные показатели деятельности. Такие как: производительность, «продук­тивность-эффективность», рентабельность, ликвидность и др.;

-устав и право;

-трудовые и социальные отношения;

-участие работников в управлении; процессы интеграции, интернационализации и глобализации и их воздействие на предпри­ятие и др.

Регион, муниципальное образование, государство как экономические институ­ты через развитие экономического законодательства и экономического порядка создаст рамочные условия для экономических процессов и своими экономиче­скими и общественно-политическими мероприятиями оказывает влияние, напри­мер, на жизнедеятельность на рабочем месте, в семье, в свободное время, в соци­альной группе, социуме и т.д.

Для этого формируются приоритетные направления деятельности в рамках общей концепции экономической, социально-экономической политики, разрабатываются и апробируются, желательно в инновацион­ном режиме, инструменты и средства, применяемые в рамках рыночной экономики.

Только на этой основе формируется и соотносится связь государства с интересами различных субъектов, участвующих в экономическом процессе, складыва­ются отношения и возникают конфликты (например, связанные с экономическим ростом и благосостоянием или же соотношением экономики и экологии, выявля­ются проблемы функционирования рыночной экономики).

Модель совершенной конкуренции предполагала, что функционирование экономической структуры осуществляется автоматически, в основном посредством ценового механизма, а рынок представляет собой единственный способ производства и распределения благ. Отсюда экономическая система, соответствующая этим условиям, представляет собой авторегулируемую систему с множеством субъектов-индивидуумов, абсолютно автономных по отношению друг к другу, где предприятие играет роль базового элемента системы.

Данная модель должна была радикальным образом измениться в условиях расцвета индустриального капитализма. Полностью были изменены постулаты экономической мысли и, соответственно, было изменено видение модели предприятия.

Экономическая модель совершенной конкуренции, которая, в конечном счете, являлась чисто логической конструкцией, была заменена на модель кооперации и интеграции. Поведение экономических субъектов выявляет естественные тенденции к росту, а экономический мир все более становится отражением процесса корпоратизации предприятий, который становится наиболее характерной чертой современной экономической организации.

В случае стран с переходной экономикой, прежде всего, существует сложность задач госу­дарственной экономической политики, которая, с одной стороны, должна отка­заться от до сих пор имеющейся власти в принятии решений относительно опре­деления хода народнохозяйственных процессов (самоограничение государства) и, с другой стороны должна сконцентрировать все свои мероприятия на формиро­вании рамочных условий функционирования народного хозяйства, что в то же время требует устройства государства, как системы, способной в этой ключевой сфере добиться успеха и ориентированного на общее благосостояние.

Межинституциональные отношения экономических институтов (в рамках МО, региона, округа, РФ и т.п.) целесообразно строить в правовом поле, прежде всего в контексте решения основных социально-экономических проблем развития тер­риторий (см. рис. 4) .


Учреждения системы образования

Учреждения культуры и искусства

Учреждения здравоохранения

Предприятия и др.



Проблема 1



Проблема 2

Проблема 3


Проблема 4






Организация 1

Организация 2

Другие партнеры

Рисунок 4. Принцип проблемного (объектного) целеполагания в развитии региона и муниципального образования

Наряду с эмпирической картиной разделения труда, на первый план выдвига­ются задачи по формированию подходов к развитию межинституциональных социально-экономических отношений, в которых особую роль играют правила тор­говли и их конкретные урегулирования, экономические институты. Особое значе­ние приобретает разговор о различных этапах экономической интеграции, препятствиях и конфликтах (например, в связи с централизацией, глобализацией и т.п.).

Для нашей страны с переходной экономикой на первый план выходит открытость экономических институтов всех уровней в направлении интеграции. При этом должны быть соблюдены условия экономической, энергетической и др. безопасностей.4

Особый интерес в рамках межинституциональных отношений приобретают следующие контексты, которые следует учитывать:

- причины и теории объяснения социально-экономических отношений; развитие торговли и движения капитала;

- примеры торговли; барьеры торговле (тарифные, нетарифные торговые ограничения);

- региональные, муниципальные, международные организации;

- глобальные организации (валютный порядок в МВФ, торговый порядок в МТО, социальный порядок в МОТ и ООН, экология и международное сотрудничество по развитию);

- интеграция муниципальных экономических институтов в региональную экономику, а региональной в российскую и мировую экономики;

- внутри муниципальная, межмуниципальная, межведомственная, межрегиональная, международная кооперации.

Таким образом, предприятие в институциональном аспекте представляется своеобразным экономическим интегратором, целостным экономическим субъектом, объединяющим во времени и пространстве разнообразные социально-экономические процессы и извлекающее эффект путем использования системных мультипликативных эффектов. Ключевым моментом здесь является интеграция во времени, т.е. обеспечение существования, безопасности и стабильности развития предприятия.

В наибольшей мере соответствует этому определению современная корпорация.

Далее рассмотрим развитие рыночных институтов в России.

Глава 2 Роль экономических институтов в современной рыночной экономике

2.1 Развитие рыночных институтов в России: функциональные приоритеты


Прослеживая динамику социально-экономических преобразований в России можно выделить три основных этапа.

На первом этапе основной упор был сделан на разрушение хозяйственного механизма централизованно управляемой экономики. На данном этапе была ликвидирована система разветвленного иерархического планирования. Одновременно было ликвидировано большинство органов отраслевого и территориального социально-экономического регулирования. Этот этап можно охарактеризовать как период целенаправленного разрушения вертикальных взаимосвязей в народном хозяйстве.

На втором этапе были сделаны попытки создания институтов макроэкономического регулирования. Были сформированы механизмы реализации монетарной политики государства. Данный этап был направлен на стабилизацию экономического функционирования чисто экономическими средствами. Однако в дальнейшем стало очевидно, что макроэкономические методы не дают требуемого функционального результата.

Основное направление третьего этапа связано с микроуровнем. На данном этапе в качестве целевой сферы здесь выступает корпоративное управление.

Имеющиеся сейчас в экономике институционные механизмы пока еще недостаточно эффективны.

В условиях полимодельности рыночно­го потенциала российской экономики его оценка и реализация возможны на основе выявления функциональных приоритетов рыночных институтов в России.

Центральным моментом стратегии ин­ституциональных преобразований может и должно стать создание системы институтов власти и механизмов государственного эко­номического регулирования. Приоритетом в этом направлении выступает обеспечение способности власти вырабатывать и прово­дить в жизнь политику согласования общих (общественных) интересов.5

Антагонизм между институтами государства и рынка в современной России сохраняет черты, определявшие его положение в административно-командной системе и в силу исторической инерции, сохранившиеся в переходной экономике.

Государственная власть стоит над обществом, вне общества, но не рассматривает себя как часть общества, которому она должна служить». Государство выражает интересы отдельных предпринимательских групп и энергично покровительствует им, но при этом не способствует развитию пред­принимательского сектора вообще.

Признание того факта, что в современной России противоречие между частным и общим интересом на уровне эко­номических субъектов принимает формы противоречия между государством и обществом позволяет по­нимать проявления борьбы со стороны государственных функций. В одних случаях государство позволяет себе нарушать собственные законы, в других — нет.

При этом особенность состоит в различии субъектного состава участников конкретных отношений. Общественная форма проявления такого феномена состоит в распространяющейся системе неисполнения законов и коррупции. В результате формируются особые правила легитимного поведения в обществе. К законодательству бизнесмены относятся как к некоему препятствию, которое так или иначе следует обойти.

Однако такое противоречие может находить свое разрешение в цивилизованных, приемлемых для общества формах. Коррупция и криминализация экономики не являются по своей природе процессами самодостаточности и самоорганизации, а, следовательно, имеют объективные границы своего развития. Как бы парадоксаль­но ни казалось, такое подчинение частных ка­питалов обеспечивает осуществление общественных интересов в значительно меньшей мере, чем обратное подчинение государства капиталистам. Капиталисты в большей степени, чем государственный ап­парат, зависят от общества, составляют более активную его часть и потому намно­го лучше и точнее могут выражать общественные интересы, чем чиновничий аппарат. Коррупция является неизбежным элементом общественного развития в период трансформации.

Преступные капиталы вне­дряются в государственный аппарат, но в период первоначального накопления любой капитал преступен по определению, так как соответствующие законы еще не выработа­ны обществом. Таким образом, пока не создана действующая юридическая база, место закона занимает иная сила, обычно военная. Любой капитал вынужден так или иначе соприкасаться с ней и яв­ляться, таким образом, и в этой части пре­ступным капиталом. Но «приватизация» ча­сти государственного аппарата ставит перед капиталом противоположную задачу. Капиталу приходится заботиться о своем приоб­ретении и в конечном счете —об обще­стве, чтобы не довести его до революци­онной смены аппарата управления. Капиталист, сумевший создать капитал, достаточный для влияния на государство, в среднем достаточно разумен, чтобы понимать последнее.

Традиционное противодействие данной проблеме на институциональном уровне заключается в ее законодательном регулировании. Законы, необходимые для нормальной реализации экономической политики, условно могут быть разделены на четыре группы.

К первой относятся законы, регулирующие права собственности и управления ею. Такие законы образуют фундаментальные рамки для всех других законов, регулирующих экономическую деятельность. К ним относятся законодательство об объектах и субъектах собственности на уровне Российской Федерации, субъектов РФ и муниципаль­ных образований;

- законодательство о банкротстве и приватизации, о залоге, гарантиях и других способах обеспечения обяза­тельств;

- законодательство о функциониро­вании рынка недвижимости, о государствен­ной регистрации прав на недвижимое иму­щество и сделок с ним и о регулировании отношений в сфере землепользования.

Ко второй группе относятся законы, предусматривающие правила функциониро­вания реального сектора экономики на уров­не взаимодействия равноправных экономи­ческих субъектов; законы, регулирующие порядок заключения хозяйственных сделок, вопросы ценообразования, регулирования товарных рынков, внешнеэкономической деятельности и т. д.

Третья группа включает законы, регу­лирующие обращение финансового капита­ла, то есть аккумулирование и использова­ние финансовых ресурсов государства, орга­низаций и частных лиц.

Четвертая группа — законы, регули­рующие отношения между неравноправны­ми субъектами экономической деятельнос­ти: законодательство о функционировании рынка труда, законодательство о налогооб­ложении, законодательство о регулировании монополистической деятельности и др.6

Отсюда для преодоления негативных тенденций противопоставления государ­ственного и общественного интересов не­обходимы и неординарные меры. В институциональном аспекте необхо­димо прививать в обществе культуру политэкономического мышления, чтобы вопрос об экономическом интересе конкретных общегосударственных решений мог приоб­ретать конкретные персонифицированные формы, что предполагает длительный период становления.

По мнению Л. Абалки­на, «требуется восстановление социального контракта между властью и народом. В лю­бом демократическом обществе, и Россия не исключение, в соответствии с ее кон­ституцией высшим сувереном власти и пра­ва является народ. Он заключает пусть не всегда оформленный юридически соци­альный контракт с властью. Народ передает ей свои естественные права и полномочия при определенных условиях, гарантиях, обеща­ниях и объявленных целях. На этом осно­вана сила власти, а именно - на кредите доверия к ней. Последний, как и всякий кредит, не бывает бессрочным и предполагает соответ­ствующее выполнение возникающих при этом обязательств.

Тем не менее, и в краткосрочном плане возможны определенные практические шаги в этом направлении, связанные с усилени­ем системы государственно-общественного контроля над исполнением органами власти и управления действующих законов, институционализацией процесса широкой обще­ственной экспертизы законопроектов и др.

Учитывая исторически сложившиеся традиции и правила осуществления пред­принимательской деятельности, построение эффективной экономической системы в России требует создания адекватных совре­менному уровню технологического и эко­номического развития институтов. Как об­разно пишет А. Мовсесян, «давно известен хороший способ прокладывания пешеход­ных асфальтовых дорожек, при котором ас­фальтируют уже протоптанные в парках и на газонах тропы. Примерно так же необхо­димо законодательно фиксировать полезные для государства и общества сложившиеся и действующие институты, внося в них лишь необходимые коррективы и придавая им нормативную определенность».

В период рыночной трансформации экономики важным моментом является институционализация процесса принятия го­сударством общеэкономических стратегичес­ких решений с четким определением конеч­ных целей, приоритетов, последовательно­сти этапов.

Любая экономическая система в силу ограниченности ресурсов в каждый данный момент времени находит разрешение эко­номических противоречий в форме измене­ний общественно-производственных отно­шений.

Построение эффективной целостной социально ориентированной экономики на рыночных началах возможно только на основе многоуровневого системного подхода, учета особенностей взаимодействия между уровнями экономики, характерных для России и сложившихся в результате длительной социально-экономической эволюции

В связи с этим одной из приоритетных субъектных потребностей всех экономичес­ких субъектов в институциональной сфере является институционализация функции пла­нирования экономической деятельности.

Другим функциональным приоритетом рыночных институтов в России является их адаптация к институтам социального парт­нерства. В современной отечественной эко­номической литературе подчеркивается, что хотя идея социального партнерства доволь­но необычна для России, она имеет шансы на воплощение в жизнь благодаря глубоко укоренившимся в социальной практике и сознании патерналистским стереотипам.

Го­сударственный по форме, патернализм на деле оборачивается сотрудничеством на уровне хозяйственных единиц между работ­никами и работодателями. При этом вопре­ки распространенным утверждениям соци­альное партнерство возможно не только при развитом среднем классе, но и при сравни­тельно высокой степени дифференциации материального благосостояния населения. Для этого необходима активная роль проф­союзных движений и ее защита на государ­ственном уровне.

Переходное состояние российской экономики характеризуется двумя разно­направленными процессами, действующи­ми одновременно, — процессами отмира­ния старых и становления новых институ­циональных форм, что является основ­ным свойством переходной экономики лю­бого общества.

При такой постановке воп­роса объективно возникает проблема субъекта оценки, контроля и анализа адек­ватности изменений институциональных форм по отношению к потребностям хо­зяйственной практики.

Специфика российской экономики зак­лючается в том, что на современном этапе развития рыночных отношений государство не обладает необходимыми признаками осо­бого экономического субъекта, персонифи­цирующего все общество. В то же время в современных условиях экономический ин­терес общества как самостоятельного эко­номического субъекта выражается в потреб­ности обеспечения возможности расширенного воспроизводства собственного (преж­де всего — экономического) потенциала.

Проблема субъекта оценки и контро­ля экономической деятельности становится актуальной потому, что все другие существу­ющие субъекты, как показала практика, в большинстве случаев не оформлены инсти­туционально, то есть не действуют с учетом разнонаправленных интересов участников общественного производства.

Необходимость институционального подхода в экономике была продиктована, прежде всего, развитием самих рыночных отношений, от которых зависит формирование экономических институтов.

Рынок определяется как система общественных отношений, позволяющая определенным образом уравновешивать спрос и предложение. Взяв за основу это положение, можно было бы представить механизм рыночной экономики достаточно простым: все сводится к сделке между двумя хозяйствующими субъектами: продавцом и покупателем, которые обменивают некоторыми ценностями в пропорции, определяемой соотношением спроса и предложения. Однако, даже обыкновенная сделка невозможна без наличия институциональных рамок (или среды) и норм, правил, форм, инструментов, без которых не срабатывает даже простейший рыночный механизм. Отсюда современный рынок, как форма хозяйствования, утверждается не только в организации процессов, но еще и в ходе становления и совершенствования институтов. Особое значение имеет комплексность и взаимосвязанность хозяйственных институтов, их рыночная и общественная адекватность в целом.

Сторонники институциональной теории пытаются расширить возможности неоклассического экономического анализа путем изучения проблем рыночных институтов.7

Согласно теории, важнейшими институтами являются рынки, предприятия, фирмы и, что особенно важно, система контрактных связей между участниками рыночных отношений.

Таким образом, анализ функциональ­ных приоритетов рыночных институтов в России показывает, что:

- во-первых, приоритетной задачей об­ретения экономическими институтами со­временной российской экономики рыноч­ного атрибута является реализация основ­ного конституционного принципа, соглас­но которому единственным источником вла­сти в России является ее народ;

- во-вторых, реализация указанного принципа позволит устранить несвойствен­ное проявление противоречия между част­ным и общим интересом на уровне эконо­мических субъектов, которое в современных условиях принимает форму противоречия между государством и обществом;

- в-третьих, институционализация функций планирования экономической де­ятельности является одной из приоритетных субъектных потребностей всех экономичес­ких субъектов российской экономики;

- в-четвертых, для эффективного раз­вития рыночных институтов в России необ­ходима их адаптация к институтам социаль­ного партнерства;

- в-пятых, поскольку рыночная эко­номика невозможна без денежного опосре­дования движения товарных ценностей, а организатором денежного обращения может выступать только государство, то институ­ционализация финансовой деятельности экономических субъектов в условиях рыноч­ной трансформации носит государственно-организованный характер;

- в-шестых, в отношении «перерасп­ределительных» институтов необходима их целевая переориентация с фискальных целей на решение задач социально-экономи­ческого развития;

- в-седьмых, для становления циви­лизованных отношений на пути к рыноч­ной экономике и эффективной реализации государством общеэкономических программ в масштабах всего российского общества объективно необходимы альтернативные институты общественно-государственного контроля.



Заключение

Экономика как система воспроизводства и развития общества состоит из подсистем и элементов. Подсистемами воспроизводства являются сферы производства, распределения, обмена, потребления и накопления, которые, в свою очередь, состоят из менее крупных образований. Эти структуры экономики реализуют институты разделения труда и рынка, которые обеспечивают эффективность конкурентного производства, обмена и распределения экономических благ. Другим базовым институтом рыночной экономики является частная собственность во всей полноте ее прав владения, распоряжения и пользования благами предприятиями, организациями и домохозяйствами.

Начало преодоления разрыва уровня экономического развития России и ведущих стран предполагает коренное изменение многих сторон хозяйственной жизни страны, исключительных усилий государства, бизнеса и граждан. Для этого необходимо качественное повышение эффективности российской экономики, проявлением чего явилось бы превращение России из страны, вывозящей капитал и ввозящей товары с высоким уровнем добавленной стоимости, в страну, ввозящую капитал и вывозящую товары и услуги с высокой добавленной стоимостью.

Для решения этой задачи государство должно обеспечить формирование современных экономических институтов, способствующих развитию предпринимательской активности и трудовой мотивации граждан, превращению России в страну, притягательную для иностранных инвестиций. Иными словами, речь идет о формировании благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, об обеспечении высокого уровня экономической свободы.

 Ключевыми элементами этого климата являются обеспечение гарантий прав собственности, обеспечение равных условий конкуренции, снятие административных барьеров на пути ведения бизнеса, движения труда и капитала, ответственная бюджетная и денежная политика.

Предпринимательский и инвестиционный климат характеризуется комплексом взаимозависимых факторов. В их числе:

- политическая стабильность и предсказуемость;

- макроэкономические показатели (бюджет, платежный баланс, государственный долг);

- защищенность и определенность прав собственности, уровень корпоративного управления;

- уровень договорной дисциплины контрагентов по исполнению контрактов;

- уровень законности и правопорядка, масштабы преступности и коррупции;

- качество налоговой системы и уровень налогового бремени;

- качество банковской системы и других финансовых институтов;

- компетентность и политика центральных и местных властей, уровень конфликта интересов в их структурах;

- открытость экономики;

уровень монополизации рынков, величина барьеров входа на рынок;

- уровень развития инфраструктуры; качество рабочей силы.

Если какой-то институт работает неэффективно, страна может пытаться реформировать его, руководствуясь опытом других стран.

Перенос института на новую почву в некоторых случаях инициируется страной-экспортером. Экспорт институтов странам выгоден — помогая странам-импортерам провести реформы, они распространяют на них свое влияние или получают возможность снизить свои риски. Но зачастую они выделяют средства на соответствующие институциональные реформы на условиях согласия с предлагаемыми ими решениями, а у страны-импортера просто может не оказаться иной возможности, кроме как принять эти условия. Возникает дилемма: помощь спасает, но ослабляет. “Покупая” извне институциональные реформы, нация лишается возможности самой сделать свой выбор. К тому же перенос институтов, во-первых, происходит с помощью двух неэффективных (по определению) бюрократических машин — страны-донора и страны-реципиента — и, во-вторых, не все институты одинаково полезны в новой среде. Широко известны как удачные, так и неудачные примеры импорта институтов.

Но страны и сами могут импортировать институты, причем процесс этот может инициироваться как снизу, так и сверху. Скажем, в рамках нашей судебной системы сложно улаживать хозяйственные споры, “домашние” институты в этой сфере неэффективны, и люди в массовом порядке начинают обращаться в другие суды — в английский, например.

Однако в институциональном импорте, так же как в бухгалтерском балансе, содержащем, помимо активов, пассивы, всегда есть положительные и отрицательные моменты. И это должны осознавать обе стороны: и та, которая экспортирует свои институты, и та, которая принимает их.

Литература

1.Агапова И.И. «История экономических учений». М. «Юристъ», 2001

2. Бартенев С.А. «История экономических учений в вопросах и ответах». М. «Юристъ», 2002

3. Булатова. А. С. Экономика: Учебник / Под. ред. А. С. Булатова. М., 2003.

4.Добрынина А. И. , Л. С. Тарасевича. Экономическая теория: Учебник для вузов \ Под ред. А. И. Добрынина, Л. С. Тарасевича. СПб, 2004.

5.Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1.- М.: Прогресс- Универс, 2003. - С.69.

6. Мюллер-Армак А. Предложения по осуществлению социальной рыночной экономики (подборка статей) Журнал «Политэконом».2006.№1 С.56.

7. Маркс К. Капитал. Т. 1-3 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23-25.

8.Нестеренко. А. Социальная рыночная экономика: основы, исторический опыт уроки для России. Вопросы экономики. 2005.№8.

9. Пашкус Ю. В. Деньги: прошлое и современность. Л., 2002.

10. Политическая экономия: Учебник для вузов / Под. ред. В. А. Медведева, Л. И. Абалкина, О. И. Ожерельева. М., 2003.

11. Расков Н. В. Макроэкономика России 2000-2005 гг. СПб., 2006.

12. Рузавина Г. И. Курс экономической теории / Под ред. Рузавина Г. И. – М.: Изд. объединение ЮНИТИ, 2004.

13. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. Т.2. М.-Л.:соцэккгиз,2002-С.5.

14. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002.

15. Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М., 2001.

16. Эклунд К. Эффективная экономика. Шведская модель. Перевод со шведского. М. Экономика. 2002. С. 294 - 312.

17. Экономическая теория. Вып. 1. СПб., 2001.



18. Экономическая теория. Вып. 2. СПб., 2002.


1 М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002.


2 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. 1.- М.: Прогресс- Универс, 2003. - С.69.


3 Бартенев С.А. «История экономических учений в вопросах и ответах». М. «Юристъ», 2002


4 Политическая экономия: Учебник для вузов / Под. ред. В. А. Медведева, Л. И. Абалкина, О. И. Ожерельева. М., 2003.


5 М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002.


6 Хейне П. Экономический образ мышления: Пер. с англ. М., 2001.

7 М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. М. Н. Чапурина, Е. А. Киселевой. Киров, 2002.




Смотрите также:
Курсовая работа Тема: «Экономические институты и их роль в современной рыночной экономике. История развития экономических институтов в России»
390.16kb.
1 стр.
Тема финансы в рыночной экономике Место и роль финансов в рыночной экономике
1794.21kb.
8 стр.
Деньги. Роль денег в рыночной экономике. (Урок 1)
51.1kb.
1 стр.
Лондонская фондовая биржа и ее роль в современной мировой экономике
529.17kb.
3 стр.
Исторический опыт свидетельствует, что главным направлением развития современного общества является интернационали­зация и глобализация общественных отношений
246.8kb.
1 стр.
Некоторые особенности обучения менеджеров в рыночной экономике
94.03kb.
1 стр.
Развитие исламских финансовых институтов в регионах России Магомедова Юлдуз Джамалутдиновна
44.15kb.
1 стр.
Курсовая работа на тему: Экономические законы и экономические категории
554.96kb.
5 стр.
Институты регионального развития и конкурентоспособности
31.23kb.
1 стр.
Основные направления исследований семейного домохозяйства в современной социальной рыночной экономике
364.69kb.
1 стр.
Курсовая работа на тему: студентка 2-го курса группы 97-ст-1 Гершун Олеся Олеговна
368.65kb.
1 стр.
Влияние православия на институты власти и гражданского общества в современной России
509.29kb.
3 стр.