Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями)



5.1. Темы семинарских занятий

Практические занятия проходят в виде дискуссий, обсуждения докладов, разбора казусов и анализа источников права, решения задач.


Семинарское занятие по теме 2. Понятие и виды источников римского права

Студенты предварительно готовят доклады по указанным темам в парах (докладчик- оппонент), руководствуясь основной литературой и дополнительной литературой по рекомендации преподавателя. Семинарское занятие проходит в рамках обсуждения докладов по следующим темам:



  1. Обычное право и закон как источники римского права

  2. Эдикты магистратов и преторское право. Сенатусконсульты

  3. Деятельность юристов и ее роль в формировании корпуса источников римского права.

  4. Выдающиеся римские юристы. Сабинианская и прокульянская школы.

  5. Кодификация римского права. Corpus Juris Civilis.

  6. Дигесты Юстиниана.


Семинарское занятие по теме 3. Римский гражданский процесс

Занятие посвящено работе студентов под контролем преподавателя с источниками римского права.



  1. Ознакомление с фрагментами классических источников права по теме «Формулярный процесс» и подготовка ответов на поставленные вопросы в соответствующей главе Практикума (пункт 3 из списка основной литературы).

  2. Обсуждение предложенных ответов.

  3. Подготовка блок-схем для основных и дополнительных частей формулы.

  4. Обсуждение основных принципов коллизии прав и конкуренции исков.


Семинарские занятия по темам 4, 5 Правовой статус населения Древнего Рима. Семейные правоотношения

  1. Ознакомление с фрагментами классических источников права по темам «Адъективная ответственность по сделкам подвластных лиц», «Опека и попечительство», «Агнатическое родство» и подготовка ответов на поставленные вопросы в соответствующих главах Практикума (пункт 3 из списка основной литературы).

  2. Обсуждение предложенных ответов.

  3. Разбор и анализ классических казусов «Покупатель и опекун» (D.18.5.10), «Животные, проданные и удержанные опекуном» (D.26.7.56).

  4. Решение задач под контролем преподавателя. Решить задачи на основании предварительного анализа текстов Дигест (см. Приложение 1). Ответ аргументируйте ссылками на мнения римских юристов. Постарайтесь дать наиболее полный ответ.

Дело № 1


Сея, выйдя замуж за Павла, передала ему в качестве приданого 5 тыс. сестерциев, на которые муж купил дом. После развода Сея потребовала дом, Павел согласился вернуть деньги, но не сам дом.

Как разрешить спор? (См.: D.23.3).
Дело № 2

Гней развелся с Ливией, с которой состоял в браке sine manu. Он согласился вернуть ей имение, но потребовал возместить затраты, которые он понес, построив там мельницу и украсив дом росписями на стенах и скульптурами.

Будут ли удовлетворены требования Гнея? (См.:D.25.1.)
Дело № 3

Жена Тита, желая сделать ему подарок, оплатила его долг. Но тесть Тита, упрекнув дочь в расточительности, обратился к юристу с вопросом о том, есть ли основания для признания этой уплаты незаконной.

Как решить дело? (См.: D. 24.1)


  1. Рассмотрите указанные казусы. На основании имеющихся знаний (дополнительно ознакомьтесь с главами "Брак", "Приданое" в учебном пособии Дождев Д. В. Римское частное право. Учебник для вузов) и мнений римских юристов предложите способ разрешить дело по справедливости.


Дело № 4

Луций Тиций обещал Гаю Сею 100 тысяч сестерциев приданого за своей дочерью. Между Гаем Сеем и Луцием Тицием, отцом женщины, было установлено, что муж не потребует приданого при жизни Луция Тиция, то есть отца жены. Позже брак был расторгнут по вине мужа, и отец жены, умирая, назначил других наследников, лишив наследства свою дочь.

  1. Может ли муж истребовать приданое от наследников своего тестя, учитывая, что он должен будет возвратить его жене?

  2. Как можно решить дело, если Луций Тиций назначит свою дочь наследницей вместе с другими?


Дело № 5

Тиция, будучи моложе 25 лет, обменяла четвертую часть наследства, доставшегося ей от матери, которым она владела совместно с братьями, на земельный участок, как если бы между ними была совершена купля. Этот земельный участок она дала в приданое вместе с другими вещами.

  1. Если принято постановление о восстановлении Тиции в первоначальном положении и она получает свою четвертую часть и возвращает земельный участок, что должен делать муж? Должен ли он удовлетвориться остальными вещами, взятыми в приданое?

  2. Если бы Тиция умерла и ее наследники от ее имени претендовали на восстановление в первоначальном положении и просили бы четвертую часть наследства, а от мужа – возвращения земельного участка, был бы муж обязан вернуть участок, довольствуясь остальным приданым в качестве прибыли?


Семинарские занятия по темам 6 и 7. Вещное право. Права на чужие вещи.

Семинарское занятие проходит в форме собеседования по темам "Владение. Право собственности. Права на чужие вещи" и обсуждения заранее подготовленных эссе по темам, при работе над которыми студент сопоставляет отдельные аспекты римского и современного российского гражданского права.



  1. Подготовьте к собеседованию следующие вопросы:

  • Понятие вещных прав. Классификация вещей.

  • Владение. Классификация владельческих ситуаций.

  • Установление и прекращение владения.

  • Защита владения.

  • Понятие права собственности. Ограничения собственности.

  • Приобретение права собственности (способы).

  • Защита права собственности и иски о защите права собственности.

  • Сервитуты: понятие, виды. Личные и предиальные сервитуты. Узуфрукт. Защита сервитутов.




  1. Подготовьте краткое эссе на тему (по выбору студента).

  • Каковы причины внесения изменений в современный ГК РФ в духе римского учения о правах на чужие вещи?

  • Как связано учение о классификации вещей в римском и современном российском праве?

  • Как связаны понятия «титулы собственности», «способы и основания приобретения права собственности» в римском и современном российском наследственном праве?


Семинарское занятие по теме 8. Общее учение об обязательствах и договорах.

  1. Ознакомление с фрагментами классических источников права по теме «Условие и срок» и подготовка ответов на поставленные вопросы в соответствующей главе Практикума (пункт 3 из списка основной литературы).

  2. Обсуждение предложенных ответов.

  3. Собеседование по примерному блоку теоретических вопросов:

  • Как соотносятся понятия сделки и договора, односторонней сделки и одностороннего договора?

  • Какие условия должны быть соблюдены для признания договора действительным и какие существуют недействительные договоры?

  • Какие формы вины известны римскому частному праву?

  • Основанием обязательства по возмещению вреда является только деликт?

  • Что такое абстрактный способ определения вины в договоре и что такое вина in concrete? Как с этим соотносятся понятия обычный человек, хороший хозяин?

  • В чем специфика обязательств с множественностью лиц? Что такое делимые и солидарные обязательства, пассивная и активная множественность, право регресса?


Семинарское занятие по темам 9–11. Отдельные виды договоров. Обязательства из деликтов и как бы из деликтов.

  1. Подготовьте таблицу следующей формы, в которой должны быть сопоставлены отельные виды договоров




Название

Тип договора

Названия сторон

Предмет и цель

Права и обязанности сторон

Ответственность

Отдельные виды

и их специфика



























  1. Деловая командная игра. Учебная группа делится на три команды, каждому из членов которых дается две задачи и отводится время на ее самостоятельное решение и письменное обоснование ответа. В ходе игры каждый студент, таким образом, выступает в роли юриста, дающего развернутую консультацию по конкретной юридической проблеме. Для решения задачи студент долен правильно квалифицировать факты и обстоятельства конкретной ситуации, выделить значимую и незначимую информацию и на основании имеющихся теоретических знаний и базовых принципов римского права решить дела по справедливости. После сдачи ответов проводится их общее обсуждение и присуждаются баллы за наиболее грамотное, верное, аргументированное, справедливое и лаконичное решение однотипной задачи.

При подготовке деловой игры использованы материалы электронного учебного пособия: Коптев А.В. Римское частное право. Сборник задач и проверочных вопросов. http://ancientrome.ru/publik/

Задачи


  1. Квинт Энний передал Гнею Невию на хранение денежную сумму, которую тот сложил в шкатулку вместе со своими деньгами. Эта шкатулка была у Невия украдена. Обязан ли Невий возвратить Эннию деньги?

  2. Павел занял у Сульпиция 1000 сестерциев в золотых монетах. Когда пришел срок возвращения кредита, он принес ту же сумму медными и серебряными монетами. Сульпиций не принял их, требуя возвращения кредита золотыми монетами. Павел возразил на это, что при заключении договора не было оговорено, какими монетами будет произведен платеж долга. Сульпиций заявил, что это разумеется само собой и не требует специальных оговорок. Кто их них прав?

  3. Поппей Сабин передал Клавдию Клавдиану в безвозмездное пользование лошадь для вывоза урожая сроком на три месяца. Через месяц лошадь сдохла от старости. Сабин потребовал компенсации за умершее животное, а Клавдий предъявил встречную претензию о компенсации ущерба за несобранный вовремя из-за гибели лошади урожай. Правомерны ли претензии сторон друг к другу?

  4. Тиций передал Луцию на хранение осла. Осел был убит упавшим с горы камнем, когда Луций вез на нем овощи на городской рынок. Несет ли Луций ответственность за гибель осла?

  5. Гай заключил с Сеем договор о покупке коня, который на момент заключения договора являлся собственностью Тиция. Затем Сей заключил такой же договор с Тицием, получил от него коня и передал Гаю, но Тицию покупную цену не уплатил и скрылся с деньгами, полученными от Гая. Тиций предъявил против Гая виндикационный иск с целью возвращения своего коня. Правомерен ли данный иск?

  6. Собственник поместья заключил договор о продаже будущего урожая оптовому торговцу. Он получил деньги и истратил их на обеспечение сельскохозяйственных работ. В результате стихийного бедствия урожай погиб на корню. Торговец потребовал возвращения уплаченных денег. Правомерно ли это требование?

  7. Гай заключил с Сеем договор о покупке коня, который на момент заключения договора являлся собственностью Тиция. Затем Сей заключил такой же договор с Тицием, получил от него коня и передал Гаю, но Тицию покупную цену не уплатил и скрылся с деньгами, полученными от Гая. Тиций предъявил против Гая виндикационный иск с целью возвращения своего коня. Правомерен ли данный иск?

  8. Гай заключил с Титом договор купли-продажи, по которому последний должен был поставить из Египта пять кораблей с определенным объемом пшеницы. По дороге корабли затонули во время шторма. Покупатель заявил, что он не будет платить деньги, пока не получит товар. Продавец подал в суд. Каково будет судебное решение?

  9. Гай взял заказ на постройку корабля для Сея, включив в смету стоимость необходимого материала, который Гай закупал полностью самостоятельно. За ночь до сдачи работы на верфи случился пожар, и корабль сгорел. Заказчик отказался оплатить работу, сославшись на неполучение им результата. Правомерен ли этот отказ?

  10. Из предоставленного заказчиком материала ювелир сделал ожерелье. Ночью в его доме случился сильный пожар, после тушения которого обнаружилось, что в огне изделие ювелира вернулось к исходному состоянию слитка металла. Заказчик отказался оплатить работу и потребовал вернуть ему металл. Правомерно ли это требование?


Семинарское занятие по теме 12. Наследственное право

После обсуждения основных теоретических вопросов в форме краткого собеседования, проводится разбор классических казусов по наследственному праву.

Список вопросов

1.Понятие и исторические этапы развития римского наследственного права.

2.Наследование по завещанию и по закону в римском частном праве.

3.Принятие наследства и его последствия. Иски о наследстве.



4.Легаты и фидеикомиссы.


    1. Тематика письменных работ (примерные блоки):

Рефераты

  • Деятельность юристов как источник римского права.

  • Учение об исках (actiones) в римском праве.

  • Право народов (ius gentium) как особая историческая система римского частного права.

  • Рецепция римского права и ее историческое значение.

  • Кодификация римского права.

  • Опека и попечительство.

  • Цивильный брак в римском праве.

  • Институт приданого в римском праве.

  • Пекулий и адъективная ответственность подвластных лиц.

  • Сервитуты в римском праве.

  • Залоговое право.

  • Условие и срок как акцидентальные элементы сделки.

  • Реальные контракты

  • Консенсуальные контракты

  • Безыменные контракты.

  • Обязательства из деликтов и как бы из деликтов.

  • Наследование по завещанию.

  • Наследование по закону.


Эссе по темам 6-7.

  • Каковы причины внесения изменений в современный ГК РФ в духе римского учения о правах на чужие вещи?

  • Как связано учение о классификации вещей в римском и современном российском праве?

  • Как связаны понятия «титулы собственности» , «способы и основания приобретения права собственности» в римском и современном российском наследственном праве?

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
1336.55kb.
5 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
419.99kb.
4 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
329.87kb.
1 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
516.92kb.
6 стр.
Рассмотрен и рекомендован к утверждению
3715.25kb.
18 стр.
Практикум по курсу "Коммерческое право" для студентов юридического факультета. Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 135с
1858.51kb.
8 стр.
Программа и правила проведения аттестационного испытания для абитуриентов, поступающих на второй и последующие курсы по направлению подготовки бакалавров
40.41kb.
1 стр.
Диссертации
12.04kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению
554.55kb.
4 стр.
Рекомендована к утверждению
548.18kb.
4 стр.
Рассмотрен на педагогическом совете " " 2010г
46.78kb.
1 стр.
Рекомендована к утверждению в качестве типовой
265.3kb.
1 стр.