Главная
страница 1



Методические рекомендации

по формированию контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников через организацию домашней самостоятельной работы

Чайковский, 2010



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами. (Педагогический энциклопедический словарь. – М., 2003. – С. 253).

В 1-ом классе уже в сентябре начинается работа по формированию графического навыка – обучение написанию цифр и букв. Для начала этой работы есть все условия (страницы из учебника-тетради по математике, математические прописи, прописи по обучению грамоте). Учителя уделяют этой работе много внимания на уроках, задают дополнительные упражнения для домашней работы, но все равно написание цифр и букв вызывает затруднения у многих детей. Одна из причин таких затруднений связана с тем, что у первоклассников еще не сформирована контрольно-оценочная самостоятельность.

Так как 1-й класс является переходным от дошкольного к школьному образованию, в первый год обучения лишь начинается формирование контрольно-оценочной самостоятельности. В 1-ом классе основная цель – обучение учащихся сопоставлению своих действий с заданным образцом. Важно, чтобы дети научились обнаруживать сходство, совпадение, различие; договариваться о выборе образца для сопоставления.

Становление контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников необходимо для того, чтобы ребенок мог видеть возможные «ошибкоопасные» места при решении какой-либо задачи, самостоятельно устанавливать качество своей работы, принимать оптимальное для себя решение, корректировать свои действия.

Начать формирование контрольно-оценочной самостоятельности первоклассников можно с организации работы по формированию графического навыка. Для этого мной была организована домашняя самостоятельная работа учащихся по обучению написанию цифр. Формирование графического навыка письма в курсе математики существует отдельной (обособленной) линией, поэтому именно она может стать предметом домашней самостоятельной работы учащихся. Работаю по системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова, поэтому за основу взяла упражнения из учебника-тетради С.Ф. Горбова «Математика», разработала дополнительные материалы для детей.

Однако для работы в самостоятельном режиме необходимо эти материалы регламентировать для учащихся, то есть договориться с детьми о том, как они с этими материалами будут работать.

В начале обучения в школе у детей есть большое желание, потребность в выполнении «домашних уроков» (Ушинский К.Д.), они готовы переделать все задания из учебника, но быстро и часто неправильно, на скорую руку. Важно не отбить у детей это желание и привести их желание к нашим задачам.

При этом нужно помнить о том, что дети в 6-7 лет быстро утомляются и после уроков в школе выполнять регулярные домашние задания не могут. Таким образом, нельзя лишать ребенка желания делать «домашние уроки», но надо сделать так, чтобы задания не были напрямую связаны с текущим материалом. Необходимо, чтобы ребенок мог эти задания выполнять тогда, когда у него есть желание и силы. Он сам учится (сначала с помощью родителей) определять объем работы и время на эти «уроки», которые он обязательно предъявит классу и учителю в специально отведенное время (на уроке-презентации).



Цель организации домашней самостоятельной работы учащихся: сохранение желания детей к выполнению «домашних уроков», обучение основным способам и приемам самостоятельной работы в домашних условиях.

Задачи, решаемые с помощью организации домашней самостоятельной работы:

1) Освоить первичные приемы планирования своих действий, соотнеся со временем, которое тратится на выполнение «домашних уроков»;

2) Сформировать потребность к осуществлению контрольных действий по образцу;

3) Начать формировать самооценку ученика относительно детского действия, а не личности; оценку работы другого по заданным критериям;

4) Развести такие пространства как «черновик» (работа, которая не предъявляется для внешней оценки) и «чистовик» (результаты этой работы представляются другим для оценки);

5) Показать право ученика на ошибку, на отсроченный результат; возможность не предъявлять «продукт», если он не соответствует образцу (по мнению самого ребёнка).

Знакомство с цифрами начинается в середине сентября. Над правописанием1 каждой цифры необходимо работать две недели. Таким образом, на работу по данной методике требуются 20 учебных недель.

Работа над правописанием каждой цифры ведется в три этапа: 1 этап (в классе) – рассматривание образца цифры, выделение ее элементов, определение последовательности их написания; 2 этап (дома) – работа по отработке умения правильно писать цифру; 3 этап (в классе) – презентация детьми своего умения правильно писать цифру.

Параллельно с этим ведется работа по формированию контрольно-оценочной самостоятельности первоклассников – организация работы с тренировочными и оценочными листами (сопоставление с образцом; обнаружение сходства, совпадения, различия; оценка качества написания цифры).

Данная методика универсальна, так как ее можно использовать в сочетании с любым учебно-методическим комплектом по математике для 1 класса.

Как известно, дети приходят в школу с разным уровнем подготовки, поэтому всем требуется разное время для освоения какого-либо навыка, в том числе и графического. Домашняя работа позволила каждому ребенку тренироваться в своем режиме и тратить столько времени, сколько ему требуется. Кроме того, такая работа позволила снизить уровень тревожности детей и помочь им при адаптации в школе. Дети стали спокойнее относиться к своим ошибкам и указаниям на них (нет страха перед ошибкой).

Применение данной методики способствовало осознанному и целенаправленному освоению детьми учебного материала, что помогло детям овладеть такими контрольно-оценочными умениями, как сопоставление своих действий с заданным образцом, обнаружение ошибок в своих и чужих работах, выполнение действий по развернутой инструкции, оценка качества работы по заданному критерию. Эти умения впоследствии позволят овладеть учащимся действиями пооперационного контроля.

Эту методику можно применять и для формирования навыка каллиграфического письма в курсе русского языка.

Методика организации домашней самостоятельной работы по обучению письму цифр

К концу первого года обучения все учащиеся должны овладеть навыком письма цифр. Практика показывает, что написание цифр вызывает у школьников определённые трудности. Ребёнок видит цифру в целом, ему трудно выделить её элементы. Отсюда искажения цифр на письме. Поэтому так важно на первых этапах обучения письму цифр уделять внимание начальному анализу и синтезу каждой цифры, сравнению и сопоставлению одинаковых элементов разных по конфигурации цифр.

Необходимо помочь ребёнку научиться определять «опорные» точки, составляющие элементы цифр, последовательность написания и взаиморасположение элементов в пределах клетки. Наблюдение за цифрами поможет сделать «открытие» о том, что написание целого ряда цифр начинается в одной и той же точке клетки (0-6-9; 2-3-8; 4-5), что отдельные элементы встречаются сразу в нескольких цифрах (длинная наклонная линия в цифрах 1 и 7, верхний малый полуовал у цифр 2 и 3, нижний малый полуовал у цифр 3 и 5, первые элементы цифр 4 и 5, первый элемент цифры 7 и последний элемент цифры 2).

Именно для такой работы и были разработаны специальные материалы (мультимедийная презентация, образцы цифр и карточки-заготовки для их написания, тренировочные листы, карточки-«чистовики», оценочные листы).

С каждой цифрой ребенок работает две недели. Вся работа разделена на три этапа. Первый и третий этапы работы с цифрой проводятся в классе. Основная часть работы вынесена на домашнюю самостоятельную работу, по договоренности с классом один раз в две недели (по пятницам) проводится специальный «урок-презентация» результатов самостоятельной работы первоклассников (третий этап).

На первом этапе работы необходимы увеличенные образцы цифр и карточки-заготовки для начертания цифр.

Увеличенные образцы цифр (см. Приложение 1) предназначены для того, чтобы у детей создался правильный «образ» цифры. На этом образце выделены «опорные точки» другим цветом, сделана дополнительная разбивка квадрата для правильной ориентировки цифры. Нужны два комплекта таких цифр: один находится в классе, другой - дома.

Прежде, чем ребёнок будет работать самостоятельно дома, нужно в классе проанализировать образец цифры, выяснить, из каких элементов состоит цифра (прямая линия, закругление, овал, волнистая линия, полуовал), в каких цифрах уже встречались эти элементы, определить последовательность написания и взаиморасположение элементов цифры в пределах клетки. Для этого проводится работа с образцами цифр. Можно использовать еще и мультимедийную презентацию «Учимся писать цифры» (см. Приложение 5).

Дома образцы цифр должны быть на видном месте, чтобы ребёнок мог во время домашней самостоятельной работы опираться на них.

Карточки-заготовки для начертания цифры (см. Приложение 2) представляют собой укрупненный вариант клеточек. Дополнительное разделение клеточки на четыре квадрата позволяет детям при написании цифры обращать внимание на все детали её начертания, расположение элементов внутри клеточки. Карточки-заготовки предназначены для первичного обучения начертанию цифр.

Этот этап не стоит пропускать и в том случае, если дети уже «умеют» писать цифры (в детском саду не ведется специальная работа по формированию графического навыка, поэтому дети не учатся правильно писать цифры, а «срисовывают» их так, как получится).

Целесообразно, чтобы у детей было много таких карточек, которые они могли бы порвать, выбросить, если цифра не получается. С этими карточками дети работают дома, поэтому они являются предметом оценки только самих детей (после сопоставления с образцом).

Для второго этапа работы по обучению написанию цифры предназначены тренировочные листы на каждую цифру (см. Приложение 3). Тренировочный лист имеет следующую структуру:

- образец цифры;

- место для имени и даты выполнения;

- тренировочные квадраты-клетки.

Кроме этого на тренировочных листах даны упражнения для сопоставления «готовых» цифр с образцом, для обнаружения сходства и различия; упражнения для самоконтроля и оценки качества написанных знаков («поймать точкой • » свою неточность, отметить знаком « + » правильно написанные цифры).

У каждого ребенка должно быть столько тренировочных листов, сколько ему будет необходимо, чтобы научиться писать данную цифру (можно завести тетрадь в клетку для тренировки в написании цифр).

Работа с тренировочными листами проводится дома (рекомендуем на эту работу в день выделять 10-15 минут). Ребенок может работать с одним тренировочным листом несколько дней (в квадрате «дата» указываются все дни работы с листом).

При затруднении в написании цифры можно использовать письмо по кальке – этот приём помогает первокласснику перейти к написанию цифры нужного размера. Также можно использовать дополнительные тренировочные листы (см. Приложение 3а) для запоминания «образа» цифры.



На третьем этапе в классе проводится урок-презентация, для которого нужны оценочные листы и карточки-«чистовики».

На оценочном листе (см. Приложение 4) выделяются четыре поля: 1 – образец цифры, 2 – место для тренировки на уроке («черновик»), 3 – место для оценки («чистовик»), 4 – оценочная шкала для ретроспективной2 самооценки.

В классе на уроке-презентации ребёнок получает оценочный лист, на котором, опираясь на образец, ещё раз тренируется в написании цифры (поле «черновик»). После этого ребёнок приступает к работе в «чистовике», затем оценивает свою работу по критерию «соответствие образцу» (поле «оценочная шкала»). Оценочный лист сдаётся учителю. На оценочной шкале учитель отмечает своё мнение по поводу написания цифры и соответствия её образцу.

Карточка-«чистовик» (см. Приложение 2) - это место для оценки успешности ребенка. В нём ребенок работает только тогда, когда примет для себя решение перейти от тренировочных листов к «чистовику». Если тренировочный лист не подвергается оценке со стороны других, то «чистовик» призван именно для этой цели – дать внешнюю оценку успеха конкретного ребенка.

На урок-презентацию ребёнок приносит все тренировочные листы (тренировочную тетрадь). А в классе ему выдаются две чистые карточки-заготовки, на которых ребёнок, просмотрев свои тренировочные листы, должен написать цифры для оценки. После того, как две цифры будут написаны, предлагается еще раз их сравнить с образцом. Если ребёнок решит, что его цифры достойны высокой оценки, он вывешивает их на Доску достижений (можно вывесить только одну цифру, можно вообще не вывешивать, если, по мнению ребенка, цифра не соответствует образцу). Класс оценивает и выбирает цифры, которые наиболее соответствует образцу.



Такая планомерная работа способствует не только овладению графическим навыком, но и процедурами самоконтроля и самооценки, что поможет ребенку быть успешнее в обучении и жизни.

Литература

  1. Воронцов А.Б. Краткие методические рекомендации по формированию графического навыка у первоклассников // www.sooro.ru.

  2. Горбов С.Ф. и др. Математика: Учебник-тетрадь для 1-го класса [1-4]. – В 3-х ч. – М.: Вита-Пресс, 2001.

  3. Истомина Н.Б. Тетрадь по математике для 1-го класса (1-4). – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2002. – 64 с.

  4. Контроль и оценка в учебной деятельности: Материалы для слушателей курсовой подготовки учителей начальной школы. – Часть 3. – М.: Международная ассоциация «Развивающее обучение»; Открытый институт «Развивающее образование», 2003.

  5. Шевцова С. Учимся писать цифры // http://viki.rdf.ru.



1 В традиционной методике работа над правильным написанием цифры обычно проводится в начале каждого урока математики – «минутка чистописания».

2 Ретроспективная самооценка предполагает оценку учащимися выполненной работы по заданным или совместно выработанным критериям. Самооценка учащихся предшествует учительской оценке. Учитель оценивает работу ученика по тем же критериям. Несовпадение этих оценок становится предметом обсуждения.



Смотрите также:
По формированию контрольно-оценочной самостоятельности у первоклассников через организацию домашней самостоятельной работы
96.4kb.
1 стр.
Урок проверки знаний в 6 классе по теме №1 «У истоков средневековой Европы»
76.45kb.
1 стр.
Цели проведения контрольно-проверочной работы
168.71kb.
1 стр.
Формирование контрольно оценочной деятельности учащихся в условиях безотметочного обучения
173.69kb.
1 стр.
Методическое пособие по практическим занятиям и самостоятельной работе по дисциплине «Теория и практика оценочной деятельности»
3825.04kb.
40 стр.
Большая психологическая игра «Морское путешествие»
67.71kb.
1 стр.
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках географии через организацию самостоятельной деятельности учащихся
257.29kb.
1 стр.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов. Планы семинарских (практических) занятий с методическими указаниями
1244.5kb.
8 стр.
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Правоведение» содержит в себе описание самостоятельной работы и ее отдельных видов
225.07kb.
1 стр.
И активизация самостоятельной работы студентов
1992.78kb.
8 стр.
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной работы по дисциплине «эконометрика» для специальностей: 080105. 65 «Финансы и кредит»
569.43kb.
2 стр.
Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов Павлодар (07) ббк 28. 083я7+48я7 п 18
142.57kb.
1 стр.