Главная
страница 1



САМОЛЕТОВОЖДЕНИЕ

ВОЗДУШНАЯ СКОРОСТЬ ПОЛЕТА.

Устройства и применение указателей воздушной скорости

Аэродинамический метод измерения воздушной скорости


Воздушной скоростью полета называется скорость перемещения самолета относительно воздушной среды. При этом различают истинную воздушную скорость и приборную скорость. Истинная воздушная скорость используется экипажем в целях самолетовождения, а приборная скорость используется летчиком для пилотирования самолета. Показания указателя воздушной скорости принято называть приборной скоростью.

В самолетовождении считают, что вектор воздушной скорости совпадает с продольной осью самолета и лежит в горизонтальной плоскости. Такое допущение существенно не влияет на точность решения навигационных задач. Приборы, предназначенные для измерения воздушной скорости полета, называются указателями скорости.

Наиболее распространенным методом измерения воздушной скорости полета является аэродинамический, основанный на замере давления встречного потока воздуха - скоростного напора. Величина скоростного напора определяется скоростью движения тела и плотностью воздуха:

где q - скоростной напор;



н массовая плотность воздуха;

V -воздушная скорость.

Отсюда воздушная скорость .

Выразим массовую плотность н через значения статического давления воздуха Рнст, абсолютной температуры воздуха на высоте полета Тн, газовой постоянной R и ускорения силы тяжести g:

Тогда


Таким образом, при малых скоростях полета для определения истинной воздушной скорости необходимо измерять динамическое давление, статическое давление и температуру воздуха на высоте полета. При переходе к истинным скоростям, превышающим 400 км/ч, необходимо учитывать сжимаемость воздуха. Поэтому тарировка современных указателей скорости производится по более сложным формулам.


Приемники воздушных давлений


Указатели скорости посредством трубопроводов соединяются с приемниками воздушного давления ПВД. В настоящее время применяются два типа ПВД: совмещенный и с раздельными системами замера давлений.

Совмещенный приемник воздушных давлений (Рис. 1) состоит из двух камер: динамической и статической. Динамическая камера состоит из собственно камеры / и латунной динамической трубки 2, имеющей в своей приемной части впаянное донышко 3 с боковым пазом для поступления воздуха. Донышко динамической трубки предохраняет ее от засорения. Динамическая трубка проходит вдоль всего приемника и заканчивается штуцером 4.

Рис. 1 . Приемник воздушных давлений.



1-динамическая камера, 2 -динамическая трубка; 3- донышко; 4- штуцер динамический, 5-статическая камера, 6-штуцер статический, 7 - кожух, 8 - втулка, 9 - наконечник, 10 - элемент обогрева, 11, 12-контактные кольца, 13-изоляционная втулка, 14 - электропровода, 15 - латунные трубки, 16 - отверстия

Рис. 2. Общий вид указателя воздушной скорости УС-350

Статическая камера 5 отделена от динамической камеры перегородкой и имеет восемь расположенных, по окружности отверстий 16, посредством которых она сообщается с атмосферой. Штуцер 6 служит для соединения статической камеры со статическим штуцером корпуса указателя скорости. В кожухе 7 и во втулке 8 имеются три отверстия для отвода влаги из динамической камеры 1. Кожух и его наконечник 9, навинчивающийся на втулку 8, снаружи покрыты никелем.

Приемник снабжен электрообогревателем, предохраняющим его от обледенения. Электрообогреватель состоит из элемента обогрева 10, двух контактных колец 11 и 12, вставленных в изоляционную втулку 13, и двух электропроводов 14, расположенных в латунных трубках 15.

Второй тип приемника имеет раздельные системы замера полного и статического давления. Статическое давление подается через отверстие в борту фюзеляжа.

Устройство указателей воздушной скорости


В настоящее время применяются указатели скорости двух типов: указатели приборной скорости УС и комбинированные указатели скорости КУС. Первые устанавливаются на самолетах, вертолетах и планерах с небольшой скоростью полета, вторые - на скоростных самолетах.

Общий вид указателя приборной скорости УС-350 изображен на Рис. 2, а схема его механизма - на Рис. 3. Чувствительным элементом указателя является манометрическая коробка 1. Она представляет собой две гофрированные мембраны, изготовленные из фосфористой бронзы и спаянные между собой по краям

К нижней стороне манометрической коробки припаян жесткий центр 2. Жесткий центр служит для крепления коробки к основанию механизма и для присоединения трубопровода 3, по которому поступает полное давление воздуха во внутреннюю полость чувствительного элемента. Второй конец трубопровода 3 припаян к штуцеру 4, укрепленному на задней стенке корпуса прибора. Штуцер 4 называется динамическим и обозначается буквами «Дн». К нему присоединяется трубопровод, идущий от штуцера динамической трубки приемника воздушных давлений.

К верхнему жесткому центру коробки припаяна стойка 5, к которой шарнирно прикреплена тяга 6 передаточного механизма. Второй конец тяги шарнирно соединен с рычагом 7 валика сектора. С противоположной стороны валика укреплен противовес 9, предназначенный для статической балансировки механизма. На оси валика 8 укреплен сектор 10, сцепленный с трибкой 11. Ось трибки находится в центре прибора, и на нее насажена стрелка. На оси трибки укреплена спиральная пружина 12, служащая для устранения люфтов и затираний в механизме. Механизм прибора не имеет температурной компенсации, так как температурная погрешность прибора практического значения не имеет.

Шкала прибора оттарирована в диапазоне скоростей от 50 до 350 км/ч. Цена деления 10 км/ч; деления оцифрованы через каждые 50 км/ч.

Рис. 3 Схема механизма указателя воздушной скорости типа УС-350:



1 - манометрическая коробка; 2 - жесткий центр; 3 - трубопровод;4-штуцер; 5-стойка; 6-тяга; 7-рычаг; 8-валик сектора; 9- противовес;10-сектор; 11-трибка;' 12-спиральная пружина; 13-противовес сектора; 14- шкала

Корпус прибора герметичный, изготовлен из алюминиевого сплава или пластмассы. С лицевой стороны корпус закрыт стеклом. На задней стенке имеется статический штуцер, обозначенный буквами «Ст». К нему присоединяется трубопровод, идущий от штуцера' статической камеры приемника воздушного давления.


Расчет воздушной скорости полета

Ошибки указателей воздушной скорости


Инструментальные ошибки Vинстр объясняются несовершенством изготовления механизма указателя скорости, износом деталей и изменением упругих свойств чувствительных элементов. Они определяются в лабораторных условиях. По результатам такой проверки составляются графики и таблицы инструментальных поправок, которыми пользуется экипаж в полете.

Аэродинамические ошибки Vа указателей воздушной скорости обусловлены погрешностью измерения статического давления воздуха на высоте полета. Характер и величина этих ошибок зависят от типа самолета, места установки приемника воздушного давления и скорости полета. Ошибки Vа определяются на заводе при выпуске самолета и заносятся в специальный график или таблицу поправок. На некоторых самолетах составляется таблица суммарных поправок, учитывающая инструментальные и аэродинамические ошибки.

Методические ошибки возникают в результате несоответствия условий, принятых в расчете приборов, фактическому состоянию атмосферы. Скоростной ,напор является функцией плотности воздуха р и воздушной скорости полета V. Следовательно, прибор будет давать точные показания только при одном значении массовой плотности воздуха, на которое он рассчитан. При тарировке шкалы указателя скорости массовая плотность воздуха берется равной 0,125 кг с24 Такая плотность соответствует атмосферному давлению Р=760 мм рт. ст. и температуре воздуха tо= +15° С. В действительности фактическая плотность воздуха очень редко совпадает с расчетной. При подъеме на высоту массовая плотность воздуха уменьшается, вследствие. чего указатель скорости показывает скорость меньше истинной.

Ошибку указателя скорости Vм, возникающую от изменения плотности воздуха, определяют при помощи навигационной линейки по температуре наружного воздуха и высоте полета, от значения которых зависит плотность воздуха.

При скорости полета примерно 350 км/ч воздух впереди самолета сжимается, его плотность и, следовательно, скоростной напор увеличиваются. На малых высотах ошибка вследствие сжимаемости воздуха Vсж незначительна, но с увеличением высоты и скорости полета она заметно возрастает. Поправка на изменение сжимаемости воздуха определяется с помощью графика (Рис. 4) или по специальной шкале навигационного расчетчика. При расчете истинной скорости эта поправка всегда вычитается, а при расчете приборной скорости -прибавляется.

Методические ошибки приводят к значительному расхождению приборной и истинной скорости, особенно при полетах на больших высотах и скоростях. На скоростных и высотных самолетах применяются двухстрелочные комбинированные указатели скорости (КУС), так как они имеют два чувствительных элемента: манометрическую коробку для замера скоростного напора и блок анероидных коробок для замера статического давления воздуха на высоте полета.

Однако КУС не имеет чувствительного элемента для замера фактической температуры воздуха на высоте полета. Температура в приборе учитывается по стандартной атмосфере при тарировке шкалы. Величина методической погрешности КУС зависит от величины отклонения температуры наружного воздуха на высоте полета от стандартной.

Рис. 4. График поправок на изменение сжимаемости воздуха.


Расчет истинной воздушной скорости по показанию однострелочного указателя скорости


Расчет производится по формуле: Vист=Vпр+Vинстр+Vм

где Vпр -приборная воздушная скорость;

Vинстр -инструментальная поправка указателя воздушной скорости;

Vм -методическая поправка указателя воздушной

скорости на изменение плотности воздуха.

Пример. Показание указателя воздушной скорости 220 км/ч; высота полета 2700 м; температура воздуха на высота полета tн= -10° С; инструментальная поправка Vинстр = +6 км/ч. Определить истинную воздушную скорость.

Решение: 1. В показание воздушной скорости по прибору вносим инструментальную поправку со своим знаком: Vпр + Vинстр = 220+6 = 226 км/ч.

2. Затем на шкале линейки НЛ-10М. «Температура на высоте для скорости» находим деление, равное температуре воздуха на высоте .полета tн = -10°, и устанавливаем его против высоты полета 2700 м на шкале «Высота по прибору (км)». После этого на шкале линейки «Высота и скорость по прибору» находим деление, соответствующее воздушной скорости по прибору с учетом инструментальной поправки (226 км/ч), и против этого деления на шкале «Исправленные высота и скорость» определяем скорость Vист=255 км/ч.


Расчет приборной воздушной скорости для однострелочного указателя скорости


Приборная воздушная скорость рассчитывается по формуле: Vпр = Vист Vинстр.

Пример. Заданная истинная воздушная скорость 200 км/ч; высота полета 3000 м; температура воздуха на высоте полета tн=-20 С; инструментальная поправка указателя скорости Vинстр= + 5 км/ч. Определить показание указателя воздушной скорости для полета с заданной истинной воздушной скоростью.

Решение. 1. Учитываем по линейке НЛ-10М методическую поправку на изменение плотности воздуха. Для этого температуру воздуха на высоте полета, взятую по шкале 11 (см. рис. ??), необходимо подвести против высоты полета по шкале 12. Затем против истинной воздушной скорости, взятой по шкале 14, прочитать по шкале 15 исправленную скорость, которая равна в данном случае 178 км/ч.

2. Учитываем инструментальную поправку и определяем Vпр.

Vпр = Vпр. испр - Vинстр = 178 - (+ 5) = 173 км/ч.

Расчет истинной воздушной скорости по показанию широкой стрелки КУС


Расчет производится по формуле:

Vист = Vпр + Vинстр + Vа - Vс.ж + Vм.,

где Vпр - показание широкой стрелки;

- аэродинамическая поправка указателя скорости;

Vс.ж - Поправка на изменение сжимаемости воздуха с высотой.



Пример. Приборная скорость полета на высоте 7800 м равна Vпр = 450 км/ч; фактическая температура наружного воздуха tн = -40°; инструментальная поправка Vинстр = + 5 км/ч; аэродинамическая поправка Vа = -8 км/ч. Определить истинную скорость.

Решение. 1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки:

Vпр. испр = Vпр + Vинстр + Vа =450+5 + (- 8) = 447 км/ч.

2. Из графика (см. Рис. 4) находим поправку на изменение сжимаемости Vсж = 13 км/ч и учитываем ее:



Vпр. испр - Vсж = 447 - 13 = 434 км/ч.

3. Учитываем с помощью НЛ-10М методическую поправку на изменение плотности воздуха и определяем истинную скорость: Vист = 650 км/ч.


Расчет истинной воздушной скорости по показаниям узкой стрелки КУС


Расчет производится по формуле:

Vист = Vкус Vинстр + Vа + Vтемп,

где Vкус - показания узкой стрелки КУС;



Vтемп - температурная поправка.

Пример. Показание узкой стрелки Vкус =820 км/ч;

высота полета 9000 м; температура наружного воздуха, определенная по прибору типа ТНВ, tпр = -35°; инструментальная поправка Vинстр = -8 км/ч, Vа + 10 км/ч. Определить истинную воздушную скорость.



Решение. 1. Учитываем инструментальную и аэродинамическую поправки:

Vкус + Vинстр + Vа = 820 + (- 8) + (+ 10) = 822 км/ч.

2. По шкале поправок навигационного расчетчика НРК-2 находим t = 20°.

Тогда фактическая температура наружного воздуха будет равна

tн = tпр -t = -35°-20° = -55°.

3. Учитываем с помощью НЛ-10М методическую температурную поправку и определяем истинную скорость Vист= 800 км/ч.


Измерение температуры на высоте полета


В настоящее время для измерения температуры наружного воздуха применяют электрические термометры сопротивления.



Рис. 5 Внешний вид термометра

Принцип действия такого термометра основан на измерении сопротивления проводника, зависящего от окружающей температуры.

На самолетах (вертолетах) устанавливаются термометры наружного воздуха ТУЭ-48 и ТНВ-15.

Шкала поправок для ТУЭ-48 нанесена на навигационной линейке НЛ-10М и навигационном расчетчике НРК-2. Шкала поправок для ТНВ-15 нанесена на навигационном расчетчике. При сравнении шкал поправок термометров ТУЭ-48 и ТНВ-15 видно, что для истинных скоростей полета до 800-900 км/ч шкалы имеют малое различие. При полете на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях разница в поправках к термометрам ТУЭ-48 и ТНВ-15 значительна, поэтому необходимо пользоваться только соответствующими шкалами поправок. При расчете фактической температуры поправку надо всегда вычитать.


Определение Vист по показаниям Vпр КУС


Температура окружающего воздуха является основным фактором для определения Vист

Зависимость Vист от температуры окружающего воздуха является точно такой же, как и при определении Hucпр.



t=1%Vпр.кус

Пример. Определить Vист, если t = +20°, VпрКУС =500 км/ч.

Решение:t = +20-15 = +5°, следовательно l/ист = 505 км/ч.

Аэроклуб "ОКБ Сухого"


Смотрите также:
Аэродинамический метод измерения воздушной скорости
106.21kb.
1 стр.
Тестирование экспериментальный метод психодиагностики
64.75kb.
1 стр.
Докладу на rusgrav-14, «Изменение скорости света, эксперимент.»
44.67kb.
1 стр.
Задача Лазерный доплеровский анемометр
268.18kb.
1 стр.
Руководство по эксплуатации назначение
54.06kb.
1 стр.
Бураго С. Г. 27. Об опытной проверке зависимости скорости света от скорости источника § из книги
103.15kb.
1 стр.
Литература г. Мамедов. Земельная реформа в Азербайджане: правовые и научно-экологические вопросы. Баку, 2000
491.85kb.
3 стр.
Методы прогнозирования потерь на трассе распространения между воздушной платформой и спутником, наземным терминалом или другой воздушной платформой
23.01kb.
1 стр.
1. Механическое движение, его характеристики. Относительность скорости, перемещения, траектории механического движения
415.19kb.
3 стр.
1 Метод статистического моделирования
167.58kb.
1 стр.
February 2008 Обзор телевизионной аудитории за февраль 2008 года
207.68kb.
1 стр.
February 2007 Обзор телевизионной аудитории за февраль, 2007 года
90.21kb.
1 стр.