Главная
страница 1

ПОРТАЛ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ УГТУ-УПИ: ЕДИНАЯ БАЗА ДАННЫХ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ

А.А.Карасик, Д.В.Наливайко, В.С.Третьяков, Е.В.Чубаркова

Уральский государственный технический университет – УПИ, Екатеринбург

Тел.: (343) 375-95-34, e-mail: kalex@do.ustu.ru


Эффективная деятельность высшего учебного заведения невозможна без применения современных информационных технологий. Одним из аспектов использования передовых информационных технологий в вузе является организация учебного процесса с использованием современных средств обучения.

В рамках комплексной программы информатизации Уральского государственного технического университета – УПИ ведется работа по разработке Интернет-Портала информационно-образовательных ресурсов.

Основной задачей, которую призван решить разрабатываемый нами Портал является повышение качества информационного сопровождения учебного процесса. Немаловажную роль в этом процессе играет в первую очередь методическое обеспечение учебного процесса, в том числе и с использованием электронных методических материалов. В настоящее время имеется огромное количество разработок, которое сделано преподавателями УГТУ-УПИ в этом направлении, и их число постоянно растет, но, к сожалению, большая часть из них зачастую не может быть эффективно использована в учебном процессе в силу ряда причин. Во-первых, отсутствуют эффективные механизмы получения информации о наличии уже разработанных электронных методических ресурсов по аналогичным дисциплинам. Это приводит к тому, что преподаватели лишены возможности использования опыта и наработок других авторов и вынуждены создавать ресурсы практически с нуля. Во-вторых, отсутствуют эффективные механизмы распространения и публикации разработанных преподавателями ресурсов, что автоматически ограничивает круг их потенциальных пользователей лишь студентами, у которых данные преподаватели непосредственно ведут занятия.

Для решения этих проблем важным является решение задачи создания единой базы данных электронных учебно-методических ресурсов. Попутно организация подобного Портала позволит решить еще одну задачу, касающуюся внедрения дистанционных образовательных технологий в традиционный учебный процесс.

В силу выше изложенных задач Портал обеспечивает реализацию следующих базовых функции:


  • накопление, систематизация и учет описаний электронных учебно-информационных ресурсов;

  • хранение исходных файлов ресурсов и обеспечение управляемого доступа к ним участников учебного процесса.

Данная функциональность Портала определяет набор сервисов, непосредственно реализуемых сервером Портала. Во-первых, это база данных описаний ресурсов. Во-вторых, это сервис публикации содержимого ресурса в компьютерной сети.

База данных описаний ресурсов фактически будет играть роль централизованной базы данных для учета всех электронных методических ресурсов, создаваемых в УГТУ-УПИ. Занесение в нее описаний ресурсов предполагается стать обязательной процедурой при регистрации ресурса в УГТУ-УПИ. Что касается второго сервиса, то в принципе публикация ресурсов на сервере Портала, во всяком случае, на начальном этапе его внедрения, не будет являться обязательной. Ресурс может быть размещен и на других Web-серверах, например, кафедральных, с указанием ссылки на его местонахождение, или же распространяться прочим несетевым способом. Однако, использования сервиса публикации ресурсов, реализованного на Портале позволит воспользоваться рядом определенных преимуществ.

Изначально с целью максимального расширения круга потенциальных пользователей Портала и упрощения процедуры его внедрения, было принято, что доступ к Порталу с правами читателя автоматически предоставляется любому неавторизованному пользователю, зашедшему на Портал.

При этом любому посетителю портала предоставляются следующие возможности:



  • свободный доступ на использование электронных каталогов Портала;

  • свободный доступ на просмотр описаний ресурсов Портала;

  • свободный доступ на просмотр ограниченного набора сведений об авторах ресурсов;

  • свободный или закрытый паролем доступ на чтение содержимого ресурсов, хранящихся на сервере Портала.

Таким образом, одной из возможностей предоставляемых сервисом публикации Портала, является возможность парольной защиты ресурсов. При хранении ресурсов на прочем сервере доступ к нему определяется уже политиками того сервера, на котором он хранится.

Для получения доступа к дополнительным функциям (например, возможности публикации своих ресурсов в Портале) пользователь Портала должен пройти процедуру авторизации на Портале. После этого ему будут предоставлены права одного из авторизованных пользователей: автор, эксперт безопасности, администратор.

Пользователям группы «Авторы» предоставляется право выполнения следующих действий:


  • создание новых описаний ресурсов и редактирование существующих описаний;

  • загрузка исходных файлов ресурса на сервер Портала или указание адреса размещения ресурса на прочем сервере;

  • открытие доступа к ресурсам, размещенным на сервере Портала и разрешенным к публикации соответствующим экспертом безопасности;

  • редактирование личных сведений.

Встроенная экспертиза информационной безопасности ресурсов является еще одной из возможностей, предоставляемых сервисом публикации Портала. Функции экспертов информационной безопасности заключаются в следующем:

  • просмотр описаний и содержимого ресурсов, на которые имеются адресованные им авторами запросы разрешения на публикацию;

  • рассмотрение запросов разрешения на публикацию с последующим их удовлетворением или отклонением.

Эксперты безопасности играют важную роль в процессе публикации ресурсов на портале и несут ответственность за отсутствие в публикуемых материалах сведений, запрещенных к публикации.

Для решения проблемы эффективного управления Порталом, за основу принята децентрализованная схема администрирования, при которой все пользователи различных структурных подразделений объединяются в группы, администрируемые независимо друг от друга.



Ожидаемые результаты полномасштабного внедрения Портала в учебный процесс в УГТУ-УПИ:

  • накопление и систематизация базы данных электронных учебно-методических ресурсов;

  • организация эффективной платформы для реализации современных педагогических технологий;

  • повышение эффективности и качества учебного процесса за счет обеспечение качественной информационной поддержки.


Смотрите также:
Портал информационно-образовательных ресурсов угту-упи: единая база данных электронных учебно-методических ресурсов
46.38kb.
1 стр.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
66.71kb.
1 стр.
Сайт Российского государственного исторического архива (ргиа) На сайте ргиа представлена единая база данных архива «каиса-архив»
11.81kb.
1 стр.
Об электронных образовательных ресурсах
77.23kb.
1 стр.
Использование систем метаданных для описания информационных образовательных ресурсов
84.9kb.
1 стр.
Об электронных образовательных ресурсах, доступ к которым обеспечивается обучающимся (включая перечень таких электронных ресурсов), электронном каталоге изданий, содержащихся в фонде библиотеки мобу сош с. Удельно-Дуваней
120.59kb.
1 стр.
Перечень электронных ресурсов для педагогов и родителей обучающихся (фгос ноо)
60.81kb.
1 стр.
Образовательные ресурсы угту-упи
48.45kb.
1 стр.
Уровень, ступень образования, вид образовательной программы
203.2kb.
1 стр.
Консорциумы библиотек узбекистана. Организация и развитие
72.63kb.
1 стр.
Коллекция электронных образовательных ресурсов
143.03kb.
3 стр.
Приложение 1 Аннотированный перечень электронных ресурсов и рекомендации по использованию их на уроках литературы
138.3kb.
1 стр.