Главная
страница 1
Морозова Наталья Игоревна, кандидат химических наук, доцент, и.о. зав. кафедрой химии СУНЦ МГУ

Колясников Олег Владимирович, ассистент кафедры химии СУНЦ МГУ, ассистент кафедры информатики СУНЦ МГУ

Жиров Александр Иванович, кандидат химических наук, доцент кафедры неорганической химии химического факультета МГУ, доцент кафедры химии СУНЦ МГУ

Галин Алексей Михайлович, кандидат химических наук, доцент кафедры химии СУНЦ МГУ

Сигеев Александр Сергеевич, кандидат химических наук, ст.н.с. химического факультета МГУ, ст.н.с. ИНЭОС РАН, ассистент кафедры химии СУНЦ МГУ
Опыт организации творческих/исследовательских работ по химии в СУНЦ МГУ
В связи с дефицитом учебной деятельности, направленной на развитие творческого научного мышления в рамках школы, актуально сотрудничество между школой и ВУЗом в организации учебных и научных исследований школьников. Основная проблема школы – нехватка квалифицированных наставников (руководителей) и оборудования, необходимого для реализации такой деятельности. В решении этой проблемы трудно переоценить роль ВУЗов, заинтересованных в работе с одаренными детьми. Тесный контакт кафедры химии СУНЦ МГУ с факультетами МГУ и некоторыми институтами позволил с 2004 г. систематически проводить творческие/исследовательские работы по химии и биологии для учащихся СУНЦ МГУ.

Взаимодействие со школьниками в рамках творческих/исследовательских работ начинается с начала учебного года. Как правило, к середине октября школьники выбирают темы работ, за ними закрепляются наставники из числа как преподавателей СУНЦ МГУ, так и сотрудников соответствующих ВУЗов. Как происходит выбор темы? В сентябре – начале октября, как правило, проходят экскурсии на факультеты и в институты, беседы с потенциальными наставниками, ознакомление с возможной тематикой работ. Учащийся может и сам предложить тему, которая его интересует, в таком случае кафедра по возможности подбирает для этой темы компетентного руководителя или корректирует тему.

Работа включает сбор информации по теме, экспериментальное исследование под руководством наставника, анализ полученных результатов и их представление в виде доклада на школьной конференции с компьютерной презентацией. Наиболее удачные работы далее выходят на российские и международные конференции (Колмогоровские чтения, Международный молодежный научный форум "Ломоносов", Фестиваль Науки, Чтения Вернадского, Балтийский Научно-Инженерный конкурс, Ученые Будущего, ICYS, MILSET Expo-Sciences Europe и др.).

Тематика исследований весьма разнообразна. Но именно благодаря сотрудничеству с молодыми учеными, разрабатывающими реальные научные проблемы, мы имеем возможность, кроме классических тем школьных химических и химико-биологических исследований, предлагать учащимся новые темы, связанные с актуальными областями современной науки. В 2011-2012 учебном году десятиклассники СУНЦ МГУ выполнили следующие работы:



Крайнева Татьяна, Колесников Никита. Получение индикаторов из природных источников. Исследование их свойств (pH перехода, устойчивость). Руководитель: О.В. Колясников (СУНЦ МГУ)

Ушаков Сергей, Мухалева Елизавета. Нанесение пленок нафтоноата европия методом разнолигандного комплексообразования и разложения. Руководитель: В.В. Уточникова (ФНМ МГУ)

Кравченко Алина, Сигеев Ярослав. Синтез азокрасителей и изучение их свойств. Руководитель: А.С. Сигеев (СУНЦ МГУ)

Побережный Даниил, Субботин Дмитрий. Оптимизация нового метода получения поликристаллического кремния. Руководитель: Е.А. Гудилин (ФНМ МГУ)

Миронов Иннокентий. Оценка ДНК-повреждающей способности некоторых бактериостатических антибиотиков в условиях in vitro. Руководитель: А.А. Синюшин (биофак МГУ)

Порфирьева Наталия. Синтез дипептидного миметика нейротрофина BDNF. Руководитель: А.В. Тарасюк (НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН)

Лозинский Ярослав. Метод сходства гистограмм и его применение. Руководитель: С.Э. Шноль (физфак МГУ)

Жукова Юлия. Синтез полиамидаминовых дендримеров. Руководители: Колясников О.В. (СУНЦ МГУ), Колясникова К.Н. (НИИ фармакологии им. В.В. Закусова РАМН)1

Из этого списка можно получить представление как о темах работ, так и об институтах и факультетах, с которыми мы наиболее тесно сотрудничали в прошедшем году.

Крайне важно, чтобы темы исследований, наряду с их научностью и даже в некотором роде вопреки ей, были доступны школьнику. Настоящая ценность работы в том, что учащийся полностью владеет ее материалом, большую ее часть делает своими руками и по меньшей мере разбирается в сущности тех операций, которые проводят для него взрослые (например, некоторые виды анализов).

В 2011-12 году был также проведен ряд работ на базе практикумов химического факультета МГУ с привлечением одиннадцатиклассников. Традиционно исследовательская деятельность развивалась у нас в 10-м классе, поскольку считалось, что учащиеся 11-х классов ориентированы главным образом на подготовку к поступлению в ВУЗ. Однако мало кто упустил предложенную возможность выполнить небольшое исследование, посвященное разработке или модификации методик синтеза различных веществ. В силу специфики 11-го класса оно заняло немного времени, но содержало все перечисленные выше элементы (сбор информации, эксперимент, анализ результатов, доклад). Темы некоторых работ, выполненных под руководством преподавателей СУНЦ МГУ Н.И. Морозовой, А.И. Жирова, А.М. Галина на базе химического факультета:



Коваленко Антон. Получение периодатного комплекса меди (III).

Потапов Павел, Старостин Леонид, Анохин Евгений. Мой любимый синтез – CsICl4.

Васильева Татьяна. Синтез тетрахлороиодата калия.

Антипин Денис, Фам Киеу Ань. Получение хлора и SnCl4.

Гершова Виктория. Перекристаллизация ZnSO4 и получение цинкового шенита.

Жилин Михаил, Тишкин Алексей. Хромокалиевые квасцы: синтез и перекристаллизация.

Циганов Владислав. Нитрозный способ получения серной кислоты.

Евдокимов Константин. Разработка методики получения бромэтана из 40% водного раствора этанола, бромида калия и серной кислоты.

В результате выполнения творческих/исследовательских работ учащийся приобретает навыки научной деятельности, развивает свои творческие способности и логическое мышление, учится представлять и обсуждать полученные им результаты. А что приобретает при этом ВУЗ и его сотрудники, тратящие время на «малышню», кроме морального удовлетворения от доброго и полезного дела? В первую очередь это возможность привлечения заинтересованных абитуриентов, психологически готовых к исследовательской деятельности. Сейчас, когда интерес к естественным наукам низок, а уровень подготовки выпускников и того ниже, такие «юные кадры» особенно ценны.

Мы благодарим за поддержку Фонд «Династия», грант P12-127 (Фонд инновационных научно-образовательных программ «Современное Естествознание», ДП-16/12).

Выражаем отдельную благодарность химическому факультету МГУ, ФНМ МГУ и всем остальным упомянутым выше организациям, неравнодушным к школьникам.



1 Полный отчет о творческих/исследовательских работах опубликован на официальном сайте СУНЦ МГУ: http://internat.msu.ru/?page_id=1333


Смотрите также:
Морозова Наталья Игоревна
46.77kb.
1 стр.
Исследовательская работа Беликова Полина Игоревна 4 класс мбоу «Анцирская сош» Биттер Наталья Николаевна
175.76kb.
1 стр.
Глухова Наталья Игоревна студент группы опи-1-09м научный руководители: Юшина Татьяна Ивановна
40.42kb.
1 стр.
Юрий Дружников. Доносчик 001, или Вознесение Павлика Морозова
3312.13kb.
17 стр.
Шумайлова Наталья Игоревна, старший воспитатель мкдоу «Детский сад компенсирующего вида №20 «Росинка» г. Омутнинск Кировской области
75.69kb.
1 стр.
1 сентября 2012 год Мы – часть Отечества 1 – 3 класс комплект Учитель: Морозова Наталья Георгиевна ход урока
82.57kb.
1 стр.
Г. В. Морозова- профессор Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, Президент Гильдии режиссеров и педагогов по сценической пластике Г. В. Морозова о пластической композиции спектакля: Методическое пособие
1489.93kb.
7 стр.
А. А. Морозова специфика информационного контента школьных медиаобразовательных радиопроектов
100.82kb.
1 стр.
Кафедра культурологии
55.29kb.
1 стр.
Наталья Бурлинова Война в Афганистане (2001 – 2011 гг.): обзор и перспективы Наталья Бурлинова – кандидат политических наук, президент Общественной инициативы «Креативная дипломатия»
218.8kb.
1 стр.
Отчество: Игоревна
29.05kb.
1 стр.
Гуйвик наталья Васильевна
14.48kb.
1 стр.