Главная
страница 1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«История исполнительства на русских народных инструментах»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070102 «Инструментальное исполнительство»

специализация 070102.04 «Инструменты народного оркестра»

(среднее профессиональное образование)



Содержание:
Пояснительная записка 3
Учебно-тематический план 5
Формы контроля 5
Содержание учебной дисциплины 6
Технические средства и материальное обеспечение 8
Библиографический список 8
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс по предмету «История исполнительства на русских народных инструментах» составлен в соответствии с требованиями Государственного стандарта среднего профессионального образования и Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки по специальности «Инструментальное исполнительство» «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень среднего профессионального образования).

Предмет «История исполнительства на русских народных инструментах» в среднем специальном учебном заведении является составной частью профессиональной подготовки студентов и рассматривает актуальные проблемы музыкального исполнительства в основных исторических периодах развития. Он направлен на гармоничное и последовательное развитие учащегося, воспитание профессиональных навыков, расширение кругозора и самостоятельности мышления. Учебно-методический комплекс разработан для отделения народных инструментов Тюменского колледжа искусств и предполагает использование на втором курсе в соответствии с учебным планом

Исполнительство на русских народных инструментах наряду с другими формами музыкального искусства призвано участвовать в формировании и воспитании развитой, творческой личности. История исполнительства неотрывна от истории создания оркестров русских народных инструментов, творчества выдающихся исполнителей - инструменталистов, неотделима от композиторов, работающие в сфере создания оригинальной музыки для народных инструментов, от эволюции н дальнейшего совершенствования инструментов. История исполнительства на русских народных инструментах изучает зарождение народного инструментального творчества, характерные особенности развития оригинальной музыки, эволюцию инструментария, а также пути их дальнейшего совершенствования.

Курс освещает:


  1. Этапы становления самобытной формы музыкального исполнительства.

  2. Своеобразие исторического развития.

  3. Вопросы, связанные с формированием академического исполнительства на
    русских народных инструментах.

4. Создание на рубеже XIX - XX в.в. оркестра русских народных
инструментов.

5. Деятельность выдающихся русских музыкантов, исследователей,


инструментальных мастеров, энтузиастов возрождения народного
инструментария.( В. В. Андреев, О. У. Смоленский, П. И. Белобородов, И. И.
Привалов, Н. П. Фомин, С. И. Налимов )

6. Становление современной исполнительской школы на протяжении XX


века.

В основу учебно-методического комплекса положена на программа для музыкальных училищ по специальности «Инструменты народного оркестра» «История исполнительства на русских народных инструментах» Москва - 2001 . При изучении предмета «История исполнительства» предполагается творческий, развивающий метод. Наряду с лекциями целесообразны практические занятия в форме сообщений рефератов; прослушивание и анализ видео - аудио записей исполнителей, академических концертов и т. д. Такой подход помогает лучше усвоить учебный материал, развивает инициативу, мышление.



Цель курса - сформировать у учащихся представление об исторической закономерности возникновения и развития исполнительства на народных инструментах на основе обобщений в области инструментального исполнительства. Задача курса:

1. Дать учащимся знания для их дальнейшего применения в сфере


музыкального образования.

  1. На практических примерах, теоретических выкладках воспитать сознание
    учащихся.

  2. Расширить кругозор. Обозначить историческую преемственность каждого
    поколения, как необходимое условие прогресса, сохранение традиций,

  3. Утвердить учащегося в мысли сопричастности его учебы и дальнейшей
    деятельности в воспитании следующих поколений музыкантов.

В результате обучения по данной программе учащиеся должны Знать:

1. Основные направления развития исполнительства на русских народных


инструментах.

2. Основные этапы творчества выдающихся исполнителей, ведущих


коллективов, ансамблей.

3. Стилистические особенности оригинальной музыкальной литературы.


Уметь:

1. Ориентироваться в основных направлениях развития музыкального


репертуара.

2. Грамотно, доказательно делать исполнительский анализ произведения.

3. Использовать свои знания в деле развития народного музыкального
исполнительства.

Учебно-тематический план




наименование темы

Количество

часов


I

Введение.

2

2

Народное музыкальное творчество Древней Руси (до XVIII в.)

8

3

Гусли - от истоков к современности.

6

4

Домра - профессиональный инструмент скоморохов. Современное исполнительство на домре.

8

5

Балалайка - фольклорная разновидность домры. Инструмент В.В. Андреева. Современное исполнительство на балалайке.

8

6

Гитара - классический инструмент. Русская гитара. Пути развития исполнительства.

6

7

Русская гармоника. Эволюция, совершенствование конструкций.

6

8

Баян - своевременность появления. Современный академический инструмент

4

9

В.В. Андреев - выдающийся русский музыкант-просветитель, организатор Великорусского оркестра. Оркестровое исполнительство современности.

6

10

Ансамбли разных форм. Ансамблевое исполнительство, как самая популярная и востребованная форма музицирования.

4

11

Уральская школа игры на народных инструментах. Ведущие профессиональные коллективы, ансамбли, солисты - исполнители на народных инструментах Тюменской области и всего Урало-Сибирского региона.

6

12

Контрольные уроки, итоговые занятия

8




Всего

72ч.


Формы контроля

Последовательности, плавность изучения «Истории исполнительства» раскрывает полную картин предмета, психологически готовя учащихся к каждой рассматриваемой теме. Однако, разнообразие изучаемого материала требует постоянного подтверждения знаний учащихся и, учитывая это, предлагаются следующие формы контроля:

1. Контрольный урок в виде устного опроса.


  1. Письменный ответ на вопросы теста

  2. Исполнительский анализ прослушанных записей.

  3. Преподаватель учитывает ответы реплики, добавления, мнения каждого учащегося в процессе освоения того или иного материала. Таким образом, итоговая аттестация проводится форме зачёта, учитывая текущую успеваемость.



Содержание учебной дисциплины
ВВЕДЕНИЕ.

История исполнительства на русских народных инструментах - одна нз значительных областей мировой культуры. Связь национальных инструментов с их изобретением н развитием. Народная музыкальная культура, её истоки и особенности. Зарождение инструментальной музыки. Произведения для русских народных инструментов, лучшие достижения в этой области. Преемственность, приумножение традиций. Новаторство в создании новых форм, средств выражения в музыке для русских народных инструментов. Роль профессионального академического исполнительства в пропаганде русских народных инструментов.



Тема 1. Народное инструментальное творчества Древней Руси (до XVIIIв.)

Роль инструментальной музыки. Светская, ратная, бытовая музыка.

Скоморошество на Руси. Синкретичность искусства скоморохов, разделение

на гусельников, гудошников, домрачеев. Значение искусства скоморохов в

развитии русского народного инструментального исполнительства.

Тема 2. Гусли - от истоков к современности.

Пути и формы развития инструмента. Гусли, как самый древний русский

народный инструмент. Выдающиеся исполнители на гуслях. Сложность

существования на современном этапе, как солирующего инструмента. Роль в

русском народном оркестре.

Тема 4. Домра - профессиональный инструмент скоморохов*

Современное исполнительство на домре.

История развития. Разновидности домры. Различные региональные школы

обучения на домре. Выдающие исполнители. Домра - участник различных

ансамблей, роль в оркестре русских народных инструментов Композиторы,

обогатившие домровый репертуар.

Тема 5. Балалайка - фольклорная разновидность домры. Инструмент

В.В.Андреева. Современное исполнительство на балалайке.

Реконструкция русской народной балалайки. Роль В.В. Андреева - балалаечника - виртуоза в утверждения балалайки как равноправного концертного инструмента. Роль балалайки в оркестре русских народных инструментов. Выдающиеся исполнители на балалайке. Композиторы, обогатившие балалаечный репертуар.



Тема 6. Гитара - классический инструмент. Русская гитара. Пути развития инструмента.

Зарождение инструмента в Древних цивилизациях. Родственные инструменты, повлиявшие на формирование гитары. Проникновение инструмента в 'Россию н влияние на музыкальную культуру. Разнообразие гитарных школ Российских и зарубежных.


Тема 7. Русская гармоника. Эволюция, совершенствование конструкций.

Пути и формы развития инструмента; Создатели русской хроматической гармоники. Знаменитые гармонисты - виртуозы. Тяга исполнителей к инструментам с полным хроматическим звукорядом.



Тема 8. Баян - своевременное появление. Современный академический инструмент.

Создатели русского баяна. Совершенствование инструмента.

Демократичность инструмента. Баян - аккомпаниатор. Баян - солист. Роль в оркестре русских народных инструментов. Выдающиеся исполнители на баяне. Композиторы, обогатившие баянный репертуар.

Тема 9. В.В. Андреев - выдающийся русский музыкант – просветитель организатор Великорусского оркестра. Оркестровое исполнительство современности.

Биография В. В. Андреева. «Кружок любителей игры на балалайке» - основа будущего оркестра. Деятельность В. В Андреева совместно с музыкантами сподвижниками. Концертно-исполнительская деятельность Великорусского оркестра. Создание по всей России профессиональных коллективов. Формирование оригинального репертуара.



Тема 10. Ансамбли различных составов. Ансамблевое исполнительство,

как самая популярная и востребованная форма музицирования.

Классификация ансамблей русских народных инструментов. Тембровая красочность смешанных ансамблей. Строгость и монолитность однородных ансамблей. Популярность ансамблевого исполнительства в современных условиях.



Тема 11. Уральская школа игры на русских народных инструментах. Ведущие профессиональные коллективы, ансамбли, солисты исполнители на народных инструментах Тюменской области и всего Урало - Сибирского региона.

Возникновение и становление кафедры народных инструментов У.Г.К. им. М.П. Мусоргского. Е.Г. Блинов - основатель кафедры. Методическая, исполнительская деятельность педагогов кафедры. Исполнительские силы Тюменской области - постоянное присутствие на Российской и международной сцене.



Тема 12. Список тем для самостоятельных сообщений, докладов.

1. Сподвижники В. В. Андреева.

2. Знаменитые гармонисты XIX - XX в.в.


  1. Оригинальный репертуар домристов.

  2. Основные направления развития репертуара для оркестра.

  3. Б. Трояновский, Н. Осипов - выдающиеся исполнители на балалайке,

  4. П.. Гвоздев, И. Паницкий - выдающиеся исполнители на баяне.

  5. Выдающиеся исполнители на народных инструментах (60-70 г.г.)

  6. Композиторы Урало-Сибирского региона (А. Вызов, Г. Колобов).

  7. Традиции народного исполнительства в Тюменской области.



Технические средства и материальное обеспечение учебного процесса

1. Аудио и видео аппаратура.



  1. Нотный материал.

  2. Непосредственное общение с музыкальным коллективом, ансамблем,
    солистом инструменталистом в форме прослушивания концертного исполнения.


Библиографический список
Акимов, Ю. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне / Ю. Акимов. – Москва, 1980

Андреев, В. Из воспоминаний / В. Андреев. – Советская музыка. – 1961 г. – № 1.

Бусурманов, А. Справочник баяниста / А. Бусурманов. – Москва, 1982.

Белкин, А. Русские скоморохи / А. Белкин. – Москва, 1975.

Бендерский, Л. Народные инструменты на полях В.О.В / Л. Бендерский. – Екатеринбург, 1995

Бендерский, Л. Страницы истории исполнительства на народных


инструментах / Л. Бендерский. – Екатеринбург, 1983

Егоров, Б. РАМ. им. Гнесиных / Б. Егоров. – Москва, 2000

Имханицкий, М. У истоков русской народной оркестровой культуры / М. Имханицкий. – Москва, 1987.

Имханицкий, М. История исполнительства на русских народных


инструментах / М. Имханицкий. – Москва, 2002

Максимов, Е. Оркестры и ансамбли русских народных инструментов / Е. Максимов. – Москва, 1983

Максимов, Е. Российские музыканты самородки / Е. Максимов. – Москва, 1987

«Народник» - информационный бюллетень. – Москва, 1993 г. - 2002 г.

Новожилов, В. Баян / В. Новожилов. – Москва, 1988

Пересада, А. Балалайка / А. Пересада. – Москва, 1990.



Яблоков, М. Классическая гитара в России / М. Яблоков. – Тюмень, 2002.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
113.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Инструментальное исполнительство»
388.65kb.
3 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям 070102 «Инструментальное исполнительство»
216.69kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
122.34kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство
183.34kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 070102 Инструментальное исполнительство
302.8kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Оркестровые народные инструменты»
332.14kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
124.55kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов института музыки, театра и хореографии специальность 070101. 65 «Инструментальное исполнительство. Фортепиано»
319.63kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.