Главная
страница 1
«Нефть и капитал».-2011.-№4(177).-С.20-22.
Каспийский прилив
Азербайджан теснит Россию на нефтяном рынке Украины и Белоруссии
Нефть из Каспийского региона заполняет место, освободившееся на рынках из-за сокращения присутствия российских ВИНК. В авангарде идет Азербайджан, второй год наращивающий свои поставки на Украину и начавший экспорт в Белоруссию.

Такое положение дел — закономерный результат развития тенденций последних лет. Они заключаются в том, что Москва строит собственные нефтеэкспортные системы — БТС-2 и ВСТО-2, отвлекающие объемы из транзитных «Дружбы» и Одесса — Броды. А Киев и Минск привлекают новые источники загрузки своих трубопроводов и НПЗ, в том числе ценой ущемления интересов российских нефтяников. Теперь, похоже, подготовительная фаза перестройки отношений на рынке этой части Восточной Европы закончилась. Политические перемены совпали с интеграцией деловых интересов местных и каспийских элит. Остается понять, как это повлияет на бизнес российских компаний.


В апреле должен заработать новый маршрут трубопроводного экспорта каспийской нефти: азербайджанская ГНКАР начнет регулярные поставки на западноукраинские НПЗ. Они пойдут по трубопроводу Одесса — Броды (см. «Туда-сюда и обратно»), а от станции Броды — по системе «Дружба». Мозырьский НПЗ в Белоруссии также с апреля начнет перерабатывать азербайджанскую нефть вместо российской. Каспийское сырье поступает на завод по тому же маршруту до Брод, но далее уже по реверсированной нитке той же «Дружбы» (см. «Настоящая Santa Barbara»).

В этом году ГНКАР рассчитывает отправить не менее 4 млн тонн нефти в Белоруссию и около 5 млн тонн по различным трубопроводам на украинские НПЗ. Если планы осуществятся, то совокупный экспорт азербайджанского сырья в славянские страны вырастет в пять раз по сравнению с 2010 годом. При этом Россия, скорее всего, поставит на заводы Украины 3 млн тонн против почти 6 млн год назад. В Белоруссию Россия планирует продать 21,7 млн тонн, но при этом общая мощность белорусской нефтепереработки составляет 22 млн твг, так что Москва и Баку оказываются конкурентами на этом рынке. Цена на российскую нефть ниже, чем на азербайджанскую, но при экспорте нефтепродуктов из нее Минск выплачивает Москве пошлину. Для каспийского сырья таких ограничений нет, поэтому покупать его Белоруссии интересно.

Исходные условия на Украине и в Белоруссии схожи: в первой стране российский нефтяной транзит уже уменьшился, так как в 2010 году сырье ушло в ВСТО, во второй то же самое, скорее всего, произойдет после запуска в ноябре БТС-2, которой для загрузки понадобится только на первом этапе 30 млн твг, снятых с других направлений западного экспорта. И первый кандидат на изъятие — «Дружба». Украинский же пример показывает, что, когда возникают «нефтеполитические» проблемы между государствами, всегда находятся предприимчивые люди, способные использовать их для развития собственного бизнеса.
Дела «приватные»

На Украине ведущая роль в переформатировании нефтяного рынка принадлежит альянсу самой мощной в стране ФПГ «Приват», владеющей тремя НПЗ и сбытовыми активами, и окружения президента Азербайджана Ильхама Алиева, контролирующего ГНКАР.

Этот союз возник в 2009 году, когда «Приват», главный собственник компании «Укрнафта», решил попробовать вывести Кременчугский НПЗ из сырьевой блокады, устроенной российскими ВИНК. КНПЗ принадлежит «Укртатнафте», совместной компании «Укрнафты» и «Татнефти», в которой «Приват» сначала отнял в 2007 году у россиян оперативное управление, а затем и 18% акций из 56-процентного пакета. «Татнефть» с тех пор судится с бывшим партнером, и нефть из России в Кременчуг не поставляется.

После пары лет работы на мизерных объемах украинского сырья «Приват» сделал предложение о поставках ГНКАР.

Дело пошло успешно: в 2009 году на КНПЗ поступило несколько сот тысяч тонн азербайджанской нефти, в 2010 — более 1,6 млн тонн, в нынешнем планируется не менее 2 млн. Возможно, будет и больше — в августе прошлого года «Приват» включил в схему поставок из Азербайджана известную на Украине кременчугскую компанию «Ливела», имеющую право импорта нефти без уплаты ряда налогов, что существенно повысило рентабельность бизнеса. Более того, эта сделка способствовала тому, что ГНКАР обещала поставить в нынешнем году по 1,5 млн тонн западноукраинским НПЗ — нефтеперерабатывающему комплексу «Галичина» и «Нефтехимику Прикарпатья», которые также принадлежат «Привату».

Можно предположить, что «Приват» сделкой с «Ливелой» установил тесные отношения с Партией регионов (ПР), чей кандидат Виктор Янукович стал президентом Украины в 2010 году. Ранее связи между ФПГ и ПР отсутствовали. Как утверждают украинские СМИ, «Ливела» принадлежит одному из влиятельных депутатов украинского парламента от ПР. В результате такая операция закрепила за «Приватом» роль представителя Украины в нефтеторговых отношениях с Азербайджаном.


ГНКАР наступает

Источники в Баку убеждены: ГНКАР так заинтересованно отозвалась на предложения «Привата» потому, что они вписались в реализуемую руководством компании стратегию получения неподконтрольных государству доходов в области торговли нефтью и нефтепродуктами. Для этого создаются азербайджано-иностранные структуры или собственно зарубежные организации. Это позволяет освободить операции ГНКАР (английская аббревиатура — SOCAR) от обязательств транспарентности, которые ей навязаны западными партнерами в части управления другим источником доходов — Государственным нефтяным фондом, куда стекаются поступления от проектов разведки и добычи с иностранным участием. Таким образом, республиканские и корпоративные верхи ведут дела в самом Азербайджане и Грузии, где созданы компании SOCAR Petroleum и SOCAR Georgia Petroleum.

На Украине, скорее всего, ГНКАР будет действовать аналогичным образом. В 2009 году, после заключения договора с «Приватом», ГНКАР купила под Одессой нефтебазу Усатово, способную принять на хранение 14,6 тыс. м3, в начале 2010 — небольшую сеть АЗС компании «Тала-Нафта». В ближайшие пять лет под брендом SOCAR планируется открыть 500 заправок в Одесской, Николаевской, Киевской и Донецкой областях. Это, кстати, больше, чем имеют на Украине «ЛУКОЙЛ» и ТНК-ВР, — вместе 435.

А «Укртраснафта», в свою очередь, начала переговоры с Венгрией, Словакией и Чехией о доставке им 3 млн твг азербайджанской нефти.

Азербайджанские источники сообщают, что сейчас ГНКАР рассматривает свои поставки на Украину как необходимое условие для приобретения акций в одном из нескольких НПЗ. По их словам, «Приват» предлагает азербайджанцам западно-украинские НПЗ, но у Баку отношение к ним сдержанное, поскольку это наиболее технологически отсталые на Украине заводы. Источник, близкий к ГНКАР, сообщил «НиК», что руководство компании также пока отложило покупку акций «Укртат-нафты» — до окончания судебных разбирательств нынешних дольщиков. Зато у Баку есть идея уговорить Вагита Алекперова продать принадлежащий «ЛУКОЙЛу» Одесский НПЗ.
Осталось уговорить Алекперова?

Одесский НПЗ был закрыт осенью прошлого года формально на плановый ремонт, но сами представители «ЛУКОЙЛа» признают, что он был остановлен раньше планового срока. Причина — убыточность работы из-за большой себестоимо­сти производства нефтепродуктов и низких цен на импортное моторное топливо. При этом на себестоимо­сти сильно сказывались транспорт­ные затраты — в 2009 году «Укртранснафта» лишила «ЛУКОЙЛ» возмож­ности доставки нефти на Одесский НПЗ по кратчайшему маршруту — по системе Приднепровских нефте­проводов. Реверсированный участок Одесса — Кременчуг понадобился «Привату» для снабжения своего НПЗ азербайджанской нефтью.

Чистый убыток Одесского НПЗ по итогам 2010 года превысил 763 млн гривен (около $10 млн), по итогам 2009 года также был зафи­ксирован убыток.

В конце марта правительство Украины подписало с владельцами НПЗ страны меморандум о партнер­стве. Однако Вагит Алекперов после этого заявил журналистам, что при существующей схеме поставок сырья запуск Одесского НПЗ малове­роятен. «Пока там (в нефтепроводе — прим. ред.) есть нефть «азери-лайт», все очень сложно», — цити­рует главу «ЛУКОЙЛа» УНИАН. То есть предпосылки к продаже НПЗ азербайджанской госкомпании определенно есть.

ТНК-ВР, в свою очередь, не сняла с повестки дня вопрос о закрытии Лисичанского НПЗ. «Мы посмотрим, как изменится ситуация», — сказал исполнительный директор компании «ТНК-ВР Менеджмент» Герман Хан после подписания меморанду­ма. Никаких проблем с доставкой нефти по трубе в Лисичанск у ТНК-ВР нет, но и здесь переработка убы­точна — ТНК-ВР настаивает на вве­дении пошлин на импорт топлива, но правительство Украины к такому шагу не готово (см. также «На дне» в «НиК» в №3, 2011 г.)


Шаткое равновесие

Таким образом, позиции россий­ских и азербайджанских компаний на Украине сегодня находятся в определенном равновесии. Предста­вители РФ контролируют «два с половиной» завода (ведь «Татнефть» еще продолжает судиться за КНПЗ), ГНКАР намерена поставлять сырье на три НПЗ. Азербайджан наполняет Одесса — Броды и одну нитку южной «Дружбы», Россия — вторую, но планирует прокачать по ней транзитом не менее 15 млн твг, а это больше, чем Азербайджан по обоим трубопроводам.

Однако в конце текущего года должна вступить в действие труба БТС-2, в конце следующего — ВСТО-2. Это неминуемо повлечет за собой сокращение объемов транзита рос­сийской нефти через Украину и даже, возможно, поставок россий­ской нефти на украинские НПЗ...

Между тем к ГНКАР в обозримом будущем может присоединиться «КазМунайГаз», который уже прора­батывает варианты поставок 2 млн твг на украинские НПЗ и 6 млн — транзитом в Словакию и Чехию. В 2015 году Баку и Астана планируют добывать 55 и 95 млн твг нефти соответственно, а в 2020—75 и 135—140 млн. Этим объемам нужны рынки сбыта, и Восточная Европа — не самый плохой вариант.

Пример Украины показывает, как могут развиваться события в Белоруссии. Эта страна недавно акционировала свои магистральные трубопроводы, но не факт, что для продажи именно российской «Транснефти». Компании из Каспий­ского региона способны побороться за активы белорусской «нефтянки» так же, как борются за рынок. Чем может ответить Россия? Наверное, сохранением присутствия в нефте­проводах Белоруссии и Украины с объемами, достаточными для оста­новки каспийских конкурентов.
Настоящая Santa Barbara

ЛЕТОМ прошлого года Белорусская нефтяная компания (БНК) и венесуэльская PdVSA создали СП Petroil VB для поставок южноамериканской нефти. Минск инициировал эту сделку, поскольку Россия отказалась продавать Белоруссии без пошлины сырье, которое используется для производства нефтепродуктов на экспорт.

Тогда же БНК, PdVSA и швейцарская дочка ГНКАР — SOCAR Trading — подписали соглашение о поставках на сво-повых условиях. Стороны договорились, что SOCAR будет получать в Венесуэле нефть и продавать ее в США в рамках собственных контрактов, а в Белоруссию поставлять сырье, добытое в Азербайджане. Такое замещение позволит экономить до $60 на тонне.

Источники в Баку сообщают, что SOCAR особенно интересует венесуэльская нефть сорта Santa Barbara. Компания рассчитывала, что благодаря сделке с белорусами сможет продавать в США до 10 млн твг такой нефти, но контракт на 2011 год предусматривает только 4 млн. При этом, утверждают источники, между партнерами в I квартале уже возникли некоторые трения из-за того, что SOCAR вроде бы недополучает венесуэльскую нефть, поскольку Белоруссия берет меньше нефти, чем планировал Баку.

Оговоренная торговая схема сделала схему транспортную довольно-таки изощренной. Азербайджанская нефть доставляется сначала к Черному морю по трубопроводу Баку — Супса и переваливается в танкер. Затем везется по морю до терминала «Южный», откуда перегружается в трубопровод Одесса — Броды. Через НПС Броды нефть попадает в одну из ниток южной ветки «Дружбы» и курсом, встречным российским поставкам в Венгрию и Словакию по другой нитке, идет на Мозырь.


Туда-сюда и обратно

ТРУБОПРОВОД Одесса — Броды протяженностью 674 км и пропускной способностью 14,5 млн твг был построен в 2001 году для импорта каспийской нефти. Несколько лет он простаивал из-за ее отсутствия, а с 2004 стал использоваться в реверсном режиме для прокачки уже российского сырья. Главный пользователь — ТНК-ВР — на пике отправлял по нему до 9 млн твг. Но с начала прошлого года российский поток стал постепенно пересыхать до тех пор, пока в октябре не прекратился вовсе, открыв дорогу Азербайджану.

Впрочем, 9 млн твг каспийской нефти, пока запланированные для прокачки в 2011 году, не обеспечат рентабельность трубопроводу Одесса — Броды, поскольку, как утверждают украинцы, для этого необходимо 10 млн.



Напомним также, что есть старинный план развития маршрута Одесса — Броды и создания на его базе Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора с продлением трубы до польского Плоцка и Гданьска и увеличением мощности до 30-40 млн твг. Главное — чтобы нашлась нефть.


Смотрите также:
«Нефть и капитал». 2011.№4(177). С. 20-22. Каспийский прилив Азербайджан теснит Россию на нефтяном рынке Украины и Белоруссии
82.03kb.
1 стр.
Азербайджан увеличил продажу бензина и дизельного топлива на внутреннем рынке
2633.63kb.
15 стр.
Программа проведения ежегодной встречи руководителей архивных служб и центральных государственных архивов России, Белоруссии и Украины
49.27kb.
1 стр.
О состоянии мирового рынка товаров. Нефть
173.48kb.
1 стр.
Закон украины о режиме иностранного инвестирования
186.59kb.
1 стр.
Чихаухуа г/ш, д/ш
64.73kb.
1 стр.
Социальный капитал, индекс доверия, радиус недоверия, социологические опросы, открытый социальный капитал, закрытый социальный капитал, гражданская культура
128.54kb.
1 стр.
Отчёт о выполнении плана осенних каникул мбоу «Успенская сош»
36.11kb.
1 стр.
Влияние музыки славянских народов России, Украины, Белоруссии на духовное развитие младших школьников (4 класс)
50.34kb.
1 стр.
Выборы в Парламент. Белорусская модель государственного управления
144.1kb.
1 стр.
Информация о премии «…Нужно ясно понимать, что рано или поздно отечественный капитал будет уже всерьез конкурировать с иностранным на нашем собственном российском рынке»
21.03kb.
1 стр.
Анализ ситуации на рынке труда муниципального образования г. Ноябрськ в 2011 год
249.24kb.
1 стр.