Главная
страница 1


Сценарий

торжественного мероприятия,

посвящённого 100-летнему юбилею

Вятской

средней общеобразовательной школы


3 октября 2008

Встреча и регистрация гостей

(11:00 – 11:55)


Встреча гостей у школьных ворот. Над воротами арка, увитая кленовыми листьями с надписью: «Добро пожаловать!». 2 ученика в парадной форме приветствуют гостей:

- Здравствуйте! Вятская школа с нетерпением ждёт своих гостей!

- Мы рады видеть вас. Добро пожаловать!
Гости проходят по дорожке к крыльцу школы. Их встречают учитель и ученик:

- Дорогие гости, здравствуйте! Просим вас пройти в фойе школы и зарегистрироваться.

- Первый и второй столы регистрации — для выпускников. Третий – для гостей.
В фойе школы размещается зал регистрации. С 11:00 до 11:55 процедуру регистрации проводят шесть учеников под руководством учителя. В ходе регистрации гостям вручаются программы мероприятия, отличительные знаки в форме колокольчика (его цвет соответствует конкретной аудитории), юбилейные календари и брошюры. На карте России (стенд «Где живёшь ты выпускник?») выпускники имеют возможность отметить флажками места своего жительства.

В зале регистрации работает пресс-центр, в котором гости имеют возможность дать интервью, поделиться своими воспоминаниями и впечатлениями в Книге отзывов.

Учитель, ведущий регистрацию:

- Уважаемые гости! Просим вас ознакомиться с программой праздника. До торжественного открытия юбилея, которое состоится в 12:00 в школьном дворе, предлагаем вам свободную экскурсию по школе. В зале регистрации также работает пресс-центр, и мы будем рады, если в течение дня вы согласитесь дать интервью или написать о своих впечатлениях в Книге отзывов.


Для официальных лиц предусмотрена 15-минутная экскурсия под руководством педагога.

Торжественное открытие юбилея

(место и время проведения – во дворе школы, 12:00 – 12:30)
Звуки фанфар, выходят двое ведущих (педагоги)

- Дорогие друзья, односельчане, гости, учителя, ученики и выпускники Вятской средней школы!

Сегодня знаменательное событие, которое мы все с нетерпением ждали! Ровно 100 лет назад в такой же осенний день было открыто в селе Вятское первое в Даниловском уезде четырехклассное городское начальное училище, здание которого верой и правдой служит делу народного образования целый век!

- Торжественное мероприятие, посвященное юбилею школы разрешите считать открытым.

Право поднять государственный флаг Российской Федерации предоставляется выпускникам Вятской средней школы: Горохову Андрею Валентиновичу, заместителю главы администрации Фрунзенского района г. Ярославля, депутату Некрасовской районной Думы Шемету Виктору Евгеньевичу и генералу Российской армии Рыжёнкову Вячеславу Николаевичу.

Звучит гимн РФ. Выпускники подходят к флагштоку и поднимают государственный флаг РФ [3 мин.].

- Юбилей школы событие неординарное. 100 лет назад, как и сегодня, в этом дворе было много народа. К зданию училища собрались все жители Вятского, взрослые и дети. На крыльце чинно стояли вятские купцы. Значительность события подчеркивало присутствие губернатора Александра Николаевича Римского-Корсакова.

Не менее торжественная обстановка и сегодня, у нас в гостях первые лица Ярославской области и Некрасовского МР, социальные партнеры и друзья школы.

- Как и 100 лет назад Вятской школе оказана высокая честь: на нашем юбилее присутствует губернатор Ярославской области Сергей Алексеевич Вахруков, директор департамента образования Ярославской области Степанова Татьяна Александровна, глава Некрасовского муниципального района Золотников Николай Владимирович.

- Слово для приветствия предоставляется губернатору Ярославской области Сергею Алексеевичу Вахрукову [3 мин.]

Ученица вручает цветы.

- Слово для приветствия предоставляется директору департамента образования Ярославской области Степановой Татьяне Александровне [3 мин.]



Ученик вручает цветы.

- Слово для приветствия предоставляется главе Некрасовского муниципального района Золотникову Николая Владимировича [3 мин.]



Ученица вручает цветы.

- Поздравить родную школу со столетием со всем концов страны спешат её выпускники. Это знаменательное событие должно запечатлеться не только в наших сердцах, но и найти материальное воплощение в качестве памятных знаков.

- Право открыть мемориальную доску1 предоставляется выпускникам Вятской школы Журавковой Наталье Андреевне, ведущему специалисту управления образования Администрации Некрасовского муниципального района и Базуриной Елене Владимировне, председателю комитета по делам молодёжи управления по спорту, молодёжной политике, культуре и туризму Некрасовского муниципального района.

Звуки фанфар. Выпускницы подходят к крыльцу школы и открывают мемориальную доску [2 мин.].

- На протяжении ста лет в этом красивом здании вятские школьники успешно овладевают основами учебных дисциплин… Право открыть символический камень, олицетворяющий гранит науки, предоставляется золотым медалистам школы Шахнович Татьяне и Поповой Юлии.



Звуки фанфар. Выпускницы подходят к камню и открывают памятную надпись2. Читают стихи [2 мин.]:
Гранит наук

Сей открывая,

Упорства символ и труда,

Ученикам твоим желаем

Их проявлять во все века.
Гранит науки

Очень твёрдый,

И многим он не

по зубам,

Но тот, кто хочет,

Тот – добьётся…

Успехов всем ученикам!
- Самые маленькие, но самые главные участники сегодняшнего праздника, те, кому ещё в течение долгих школьных лет предстоит штурмовать гранит науки — учащиеся начальной школы. Вам слово…

Звучит музыка. Ученики читают стихи о школе [3 мин.]:
Что у школы День рожденья —

Знают даже малыши.

И сегодня поздравленья

Здесь звучат — от всей души.


Много тётей, много дядей

И, конечно же, детей,

Собрались сегодня в школе

На столетний юбилей.


Наша школа так красива.

Хоть полсвета обойдёшь,

Но вторую, вот такую,

Ты, конечно, не найдёшь!


И за целое столетие

Кто в ней только не бывал,

И, представьте, здесь учился

Настоящий генерал!


Выпускали эти стены

Даже будущих врачей,

Депутатов и артистов,

Продавцов, учителей.


Всех и не пересчитаешь,

Невозможно перечесть.

Но понятно: Вятской школе,

Чем гордиться – точно есть!


Нам здесь здорово учиться,

И от всей души любя

С Днём рожденья, наша школа

Поздравляем мы тебя!


- Дорогие друзья, сегодня у нас есть уникальная возможность перелистать всем вместе страницы истории Вятской школы, независимо от возраста вновь почувствовать себя учениками.

- В расписании сегодняшнего дня три урока истории по 15 минут и классный час, которые будут проходить на втором этаже школы. Классы уже сформированы. Обратите внимание на ваши нагрудные знаки, полученные при регистрации. Цвет колокольчика подскажет вам аудиторию, где будет проходить урок. А заливистый школьный звонок возвестит о начале занятий.


Это ж здорово!

Просто здорово,

Что есть точка

На карте земной.

Наша малая Родина –

Вятское,


А в нём — школа, наш дом второй.
Звучит звонок. Все присутствующие переходят в здание школы и поднимаются в аудитории.

Урок № 1

«Вятская школа вчера и сегодня»

(12:35 – 12:50)
Слайд №1 (фотография здания школы)
- Здравствуйте, дорогие гости, выпускники, учителя и ученики Вятской средней школы!

- Тема нашего урока: «Вятская школа вчера и сегодня».

Невозможно изложить подробно столетнюю историю школы, рассказать обо всех славных делах и событиях, учителях и учениках. Да мы и не ставим перед собой такую задачу. Брошюра «Вятская школа: годы и люди», автором которой является выпускница 1976 года Мальцева Нина Юрьевна, представляет 2 главы из столетней истории школы, не претендуя на полноту исследования. Это лишь первый шаг. Всем присутствующим выпускникам и учителям предлагаем внести свою лепту в написание летописи школы, представить свои воспоминания, рассказать о достойных людях и делах.

А сегодня в течение 20 минут нам предстоит совершить краткий экскурс в прошлое и настоящее Вятской средней школы.

К столетию Вятской средней школы Государственный архив Ярославской области предоставил следующие справки: «Из истории строительства здания для Вятского городского училища» и «Из истории образования Вятского начального училища», из которых следует что

21 сентября 1908 года в селе Вятское было открыто 4-х классное городское начальное училище. Это было первое в Даниловском уезде училище такого типа. И это неслучайно, потому что в приходах вятских церквей проживало наибольшее количество старообрядцев Даниловского уезда. Правительство считало образование мощным средством в ослаблении раскола. Была и еще одна причина: существовавшее с 1842 года народное училище располагалось в здании волостного правления в центре села.


Слайд №2 (здание волостного правления)
Учителя в своих отчетах писали:

«Совместность правления и школы неудобна в том отношении, что при правлении имеется арестантская, в которую помещают особенно в базарные дни пьяных лиц для вытрезвления. Лица эти, конечно, производят всевозможные ругательства, которые ученики слышат. Помимо этого ученики становятся свидетелями разного рода драк и других дурных поступков, например, истязание одного из арестантов полицейским урядником и сотским в прошлом году. Видят все это ученики, потому что нет при училище отдельного двора, где бы можно было устроить игры».

Поэтому место для строительства нового училища было выбрано неслучайно, здесь, в тишине и уединении, было удобно и учить, и учиться.
Слайд №3 (Г.А. Пашков с учениками)

Слайд №4 (фотография здания школы)
Здание было выстроено специально: двухэтажное, каменное, с просторными классами, большими коридорами, широкой парадной мраморной белой лестницей. Постройка здания стоила 32 тысячи, принадлежало оно казне. Первый год обучалось 30 мальчиков. На следующий учебный год было принято еще 12 мальчиков. Возраст детей от 12 до 15 лет. В одном здании со школой помещался буфет и общежитие.
Слайды № 5-6 (фотографии 10 класса 1957 года и 11 класса 2005)
Вместе со страной школа прошла все противоречивые этапы ее развития: и закат царского самодержавия, и смутное время революций и гражданской войны, когда часть учителей поддержала советскую власть, а другая – в лице школьного учителя Пашкова, возглавившего штаб бело-зеленого мятежа 1919 года, — до конца жизни боролась с большевизмом. И тяжелейшие годы Великой Отечественной войны, и всю неоднозначную эпоху Советской власти с коллективизацией, индустриализацией, репрессиями и неоспоримыми достижениями прогресса. А также перестроечный процесс с неоправдавшимися надеждами, и постперестроечный период с новыми надеждами и первыми обнадеживающими результатами. Но все эти сто лет школа выполняла свою основную функцию – «сеяла разумное, доброе, вечное» в умы подрастающего поколения.

Вятская школа сильна своими вековыми традициями. На протяжении нескольких десятилетий ведущими направлениями работы были патриотическое и туристско-краеведческое.


Слайд № 7 (фотография класса 1930-х гг.)
В1938 году газета «Приволжский колхозник» опубликовала заметку «Как мы проведем лето» старшей пионервожатой Вятской школы Батазовой Нюры, в которой сообщалось: «Пионеры неполной Вятской средней школы, обсудив план мероприятий на летний период, наметили организовать площадку с охватом в 100 человек детей. Кроме того, провести ряд экскурсий по Некрасовскому району с охватом 300 человек, в город Ярославль и в турпоход по маршруту Вятское – Бор – Красный Профинтерн – Некрасовское – Ильинское – Диево – Городище. Цель этого похода — сбор гербария, изучение местности, недр земли, выходы в колхозы с постановками и проведение бесед с колхозниками».
Слайд №8 (фотография учительского коллектива 1950-х гг.)
В 50-е годы приехали в Вятское выпускники пединститута: Голосовы Олег Николаевич и Лидия Ивановна, Котова Галина Александровна, Воронцова Софья Николаевна, Кокошкина Агния Васильевна, Урандина Мария Васильевна, Хомутовы Павел Константинович и Нина Степановна, Королева Зоя Павловна, Райкерус Ольга Ивановна, Аксенова Валентина Алексеевна, чуть позднее Петряевы Анна Федоровна и Анатолий Михайлович, Сончилеева Зинаида Степановна. Они на долгие годы определят лицо школы, ее энергичный, лидерский, трудолюбивый характер. С большой любовью они вспоминают тех, у кого учились педагогическому мастерству: Туманову Марию Дмитриевну, Королеву Нину Павловну, Марию Исааковну Пюненен, директоров Дмитрия Михайловича Лебедева, Макеева Юрия Васильевича. Он, как считают многие из них, был прирожденным педагогом, воспитывал каждого молодого специалиста, очень хорошо разбирал уроки, мастерски вел педагогические советы, умел направить коллектив, заставить работать. И они стали достойной сменой ветеранам педагогического труда, унаследовали лучшие традиции, внедрили новые и воспитали не одно поколение вятских ребятишек. Школа стала, благодаря их самоотверженному труду, духовным, культурным центром села. Они подхватили эстафету туристско-краеведческого движения. Во главе этой работы встали Голосова Лидия Ивановна, заслуженный учитель Российской Федерации, Хомутов Павел Константинович, Урандина Мария Васильевна, а вовлечены в это движение были все педагоги и школьники.
Слайд №9 (фотография вятских школьников на вершине Черского)
За 3 место в области на туристском слете команда школы дважды получала путевку в Ленинград, а за 2 место дважды — в Москву. Группа учащихся школы во главе с Лидией Ивановной защищала честь Ярославской области на X Всероссийском слете юных туристов-краеведов в г. Братске в 1967 году. Участники слета побывали на озере Байкал и совершили восхождение на вершину Черского. А в 1969 году за I место на областном слете туристов команда получила путевку в г. Ульяновск.

Многие годы Мария Васильевна Урандина вела исторический кружок, члены которого работали на археологических раскопках фатьяновской культуры в Волосове. Под ее руководством был создан школьный краеведческий музей.

Возможность проведения в таком масштабе туристско-краеведческой работы во многом была обусловлена поддержкой директора школы Макеева Юрия Васильевича, прекрасного педагога. Будучи великолепным хозяйственником, он заменил печное отопление водяным, построил котельную, школьную столовую, гараж, тир, отремонтировал пришедшие в ветхость учительские домики, при нем начала формироваться лесопарковая зона.

С 1984 года по 2006 Вятской школой руководила Дмитриева Людмила Николаевна, заслуженный учитель Российской Федерации, которая приехала в Вятское из Кирова с идеями демократии, сотрудничества, признания за учеником приоритетного права на качественное образование. В этот период коллектив школы сотрудничал с учеными Института педагогики и психологии г. Ярославля: Успенским Владиславом Борисовичем, Паладьевым Сергеем Леонидовичем, Байбородовой Людмилой Васильевной, под руководством которых апробировались модели школьного самоуправления, с 2001 по 2004 год Вятская школа была региональной экспериментальной площадкой по выработке государственно-общественного механизма управления качеством образования. В 2003-2004 учебном году в Вятской средней школе был открыт класс фортепиано Некрасовской детской музыкальной школы, воспитанники которого на протяжении нескольких лет занимают призовые места на районных конкурсах юных пианистов. Успехи детей являются заслугой талантливого педагога Шиман Светланы Владимировны.

С 2002 по 2005 год – новый виток в развитии воспитательной работы школы. Под руководством заместителя директора по воспитательной работе Абрамовой Л.А. (выпускницы школы) был осуществлен проект «Концепция развития воспитательной работы в школе». Куратором проекта являлась доктор педагогических наук Байбородова Людмила Васильевна. Результаты проекта были представлены Абрамовой Л.А. в институте педагогики и психологии на курсах повышения квалификации заместителей директоров по воспитательной работе школ области.

А с первого сентября 2006 года Любовь Анатольевна возглавила педагогический коллектив Вятской средней школы. Проектная деятельность получила свое дальнейшее развитие.

С приходом в коллектив педагога-организатора Мальцевой Нины Юрьевны, выпускницы 1976 года, школа ежегодно стала занимать призовые места на районных и областных краеведческих конференциях. Ею был разработан цикл общешкольных классных часов на патриотическую тематику: «Некрасовская сторонка», «История Вятской школы», «Наши земляки – жертвы политических репрессий», «На той войне незнаменитой» (наши земляки- участники Финской войны), «Мое село Вятское». Некоторые темы нашли отражение в проектной деятельности. Четыре года школа работала над проектом «Для Отчизны дорогой», результатом которого стала книга с одноименным названием, главы которой представляют собой воспоминания вятичей — ветеранов Великой Отечественной войны, в 2006-2007 учебном году стартовал краеведческий проект «Моя малая родина – село Вятское» (автор идеи — Коряковцева Н.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе). Ученики под руководством педагогов школы исследовали топонимику, архитектуру, растительный мир, социально-географическое положение села Вятское, профессии и увлечения односельчан.
Вятская школа сегодня – это 135 учеников, 23 педагога, треть из которых составляют выпускники школы.

Более четверти века самоотверженно трудятся в Вятской школе:



  • Коряковцева Нина Владимировна, учитель высшей квалификационной категории, успешно применяющий метод проекта в учебной деятельности на протяжении многих лет, «Отличник народного просвещения»;

  • Забелина Любовь Васильевна, учитель биологии и химии, «Почётный работник общего образования», чьи воспитанники ежегодно занимают призовые места на районных олимпиадах по биологии;

  • Шемет Нина Владимировна, учитель начальных классов, руководитель методического объединения педагогов начальной школы. Награждена значком «Отличник народного просвещения»;

  • Мосягина Александра Вячеславовна, учитель физического воспитания, куратор программы «Здоровье школьников»;

  • Лагунина Нина Анатольевна, учитель математики, освоила смежную специальность преподавателя информатики;

Многие годы в школе работают:



  • Абрамова Любовь Анатольевна, директор школы, учитель русского языка и литературы, использующая творческие подходы к обучению.

  • Елизарова Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, на протяжение многих лет даёт основательные знания учащимся, которые успешно сдают ЕГЭ;

  • Кузьмина Елена Леонидовна, учитель начальных классов, дающая учащимся прочные знания, что подтверждает независимая экспертиза по русскому языку (2008 г.);

  • Годовикова Лариса Александровна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного методического объединения, качественно выполняющая функции классного руководителя;

  • Пустобоярова Анжела Валерьевна, учитель начальных классов, качественно выполняющая функции классного руководителя;

  • Карпова Ольга Леонидовна, учитель начальных классов, имеющая высокий рейтинг среди учащихся, их родителей и коллег.

Начинают набирать педагогический опыт:



  • Горшкова Татьяна Сергеевна, учитель начальных классов;

  • Таиров Михаил Владимирович, учитель физической культуры;

  • Коряковцева Мария Николаевна, учитель технологии;

  • Клопов Анатолий Сергеевич, учитель истории.

Активно помогают школе педагогические работники:



  • Березина Элла Николаевна, старшая вожатая,

  • Абрамова Мария Сергеевна, социальный педагог

В этом учебном году начали свою педагогическую деятельность выпускники ЯГПУ им. К.Д. Ушинского Курицын Виктор Михайлович (учитель физики и математики) и Назаров Илья Алексеевич (учитель химии).



Вятская школа сегодня – это современная учебно-методическая база:

  • Оборудованный компьютерный кабинет с выходом в Интернет

  • Библиотека с постоянно пополняющимся фондом учебной и художественной литературы

  • Методический кабинет, оснащенный компьютерной техникой, располагающий медиатекой, методической литературой по всем учебным дисциплинам и периодическими изданиями более 20 видов

  • Новый учебно-методический комплект для кабинета химии, полученный от Департамента Ярославской области

  • Комплекты учебно-методических таблиц по всем предметам

  • Лыжная база и новое спортивное оборудование

  • Интерактивная доска и аудиобиблиотека.


Вятская школа сегодня – это изменившиеся до неузнаваемости после ремонта:

  • новая система отопления здания начальной школы

  • школьная столовая

  • актовый зал школы

  • кабинеты информатики и биологии,

  • коридоры первого и второго этажей, парадная лестница основного здания школы

  • новый санузел в основном здании школы.

Вятская школа сегодня – это благоустроенные:

  • площадка для проведения общешкольных линеек

  • цветник

  • прочищенная парковая зона в полтора гектара.

Такое мощное укрепление материально-технической базы, ремонт и благоустройство школы в канун ее столетнего юбилея во многом стало возможным благодаря плодотворному развитию социального партнерства.

Подводя итог нашего урока истории, можно сделать вывод, что на протяжении 100 лет школа развивалась, выполняя свою основную миссию – воспитание и обучение подрастающего поколения. И успешность дня сегодняшнего предопределена вековой историей школы, ее традициями.



Урок № 2

«Вятская школа в годы

Великой Отечественной войны»

(13:00 – 13:15)

Этот период занимает особое место в истории школы, как и в истории нашей страны. Ценой невероятных потерь и усилий далась нам Победа в этой войне.

Цель нашего урока: показать, как жила Вятская школа, ее ученики, учителя и выпускники в военное лихолетье, рассказать о судьбах некоторых из них.

Свой первый десятый класс Вятская школа выпустила в 1941 году. Их было 32 человека. Все комсомольцы. Учились добросовестно, класс был лучшим в школе, краснознаменным. Выпускной вечер состоялся 21 июня. Девчонки плакали, обнимались. Было грустно расставаться со школой, одноклассниками, учителями, которых они искренне любили. Шли задушевные беседы о том, кто куда поедет. После выпускного вечера ребята отправились всем классом в лес. Радостные, полные надежд и планов возвращались поутру. Но что-то подозрительно тревожно на селе. Война! И мальчишки, и девчонки, вчерашние школьники надели солдатские сапоги и гимнастерки. Всего 20 человек, из числа изображенных на фотографии, были призваны: директор школы Юрьев И.А., учителя Афанасьев А.И., Чернов М.С., выпускники 1941 года: Толобов Гавриил, Лапшинов Михаил, Алферова Вера, Лукьянов Николай, Зимин Иван, Хмельницкая Зинаида, Полетаева Анна, Петряева Мария, Беляева Евдокия, Пигузов Павел, Репина Лидия, Титов Игорь, Чернышов Павел, Звездин Михаил, Короткова Нина, Трутнев Александр, Мерзляков Павел, а также ученик этого класса Васильев Константин, которого на фотографии нет.

Мерзляков Павел, Пашечка, так звали его одноклассники, прекрасно знал математику, хорошо владел немецким языком, был чутким, отзывчивым товарищем, военная специальность — сапер, погиб в мае 1942 года под Калинином. А 27 июня этого же года, проявив геройство и мужество, сложил голову «в бою за социалистическую родину» одноклассник Павла, Костя Васильев, лейтенант Васильев Константин Николаевич. А призванный вместе с ними Игорь Титов, школьный поэт, писал с фронта своей однокласснице Вере Алферовой: «Я был беспечным, веселым мальчишкой, не знающим опасности, представляющим бои только по кинокартинам, а теперь я сам побывал в этих военных картинах». В письме к домашним Игорь сообщал: «Жив, здоров. Изменения в моей боевой жизни небольшие: ближе подошел к фронту, работаю в 2-х, 3-х километрах от противника, все время под огнем немцев. Мамочка, верь, что мы победим, несмотря на огромную трудность. Скоро, скоро, дорогие мои увижусь и с вами. Мама, будь спокойна за своего сына, он с честью отдаст долг Родине. Будьте здоровы, а я тороплюсь, до выступления в разведку остался час, надо еще проверить бойцов». Игорь Титов, военная специальность – сапер, погиб в феврале 1943 года. Вот что писал матери Игоря командир части: «Сообщаю Вам, что Ваш сын, Титов Игорь Михайлович, храбро сражался и героически погиб в борьбе с немецкими захватчиками на подступах к Харькову… Немного пережил Игоря староста класса Зимин Иван, он погиб в 1944 году. Не вернулись с фронта директор школы Юрьев И.А., учитель Чернов М.С.

Нелегким был наступивший 1941-1942 учебный год, но трудности понемногу преодолевались. На должность директора был назначен Дмитрий Дмитриевич Тимрот. В школе стали топить понемногу, но заниматься приходилось в пальто.

Вятские учителя и школьники старались быть полезными. Они стучались в каждый дом в селе и просили пожертвовать по клочку шерсти, и ребятам не отказывали, потом дети вязали носки и варежки и отправляли на фронт.

Приютило село Вятское эвакуированных из блокадного Ленинграда детей: в доме Королевых размещался детский очаг, как тогда говорили, малышей 30-40 в возрасте от 2-х до 5-ти лет, в доме Кокошкиных – детский сад, в доме Лядовых – детский дом №20, там жили школьники.

Были у Вятской школы свои приусадебные участки, они находились за селом, один — по направлению к деревне Валино, там сажали капусту, другой — по направлению к деревне Синцово, там выращивали табак. Посадка, поливка, прополка – вся эта нелегкая работа легла на детские плечи. Тяжелее всего детям было пасынковать табак (отрывать липкие желтые листочки), надышавшись, ребята засыпали прямо в поле. Бригадир тетя Шура Денисова подхватывала уснувших под мышки и вытаскивала на обочину, полежат дети на травке, отдохнут, проснутся и опять за работу. А когда табак вызревал, его срезали ножом, разрезали вдоль, он томился на грядке, вылеживался, потом вязали пучки, вешали в сараях, когда просохнет, рубили, упаковывали в ящики и отправляли на фронт. Наравне с колхозниками работали дети на сенокосе: сушили сено, скирдовали. Убирали зерновые: жали снопы, вязали, укладывали в кресты, везли молотить. Заготавливали семена знаменитых вятских огурцов – выпускали «семянники» в огромные чаны, которые стояли неподалеку от школы. Возили навоз, бригадир предупреждал школьников: «На груженую лошадь не садиться». Зимой ходили чистить свинарники, скотные дворы. Дадут по стакану молока, ребятишки выпьют залпом».

Из отчетных ведомостей за 1941-1942 год узнаем: «Ежедневно с 9 до 14 часов ребята 5, 6,7 классов работают на своем участке по окучиванию картофеля и прополке, 3 и 4 классы заняты, за исключением плохой погоды, на заготовке веточного корма. Ребята очень стараются, чувствуется, что они сознательно подходят к делу. Их сильно беспокоит и огорчает, когда колхоз несвоевременно забирает веники, и они остаются лежать в лесу. Всего заготовлено и сдано на ферму 12978 веников для колхоза «Красный луч». Дети 1и 2 классов не остаются в стороне, они убирают помещения, в которых живут, ремонтируют свое белье, убирают территорию вокруг дома, носят воду, собирают щавель и крапиву. Мальчики колют дрова, девочки шьют»3.

А враг был совсем близко, бомбил Ярославль, зарево пожаров было видно и в Вятском. А вскоре разрывы вражеских снарядов раздались на станции Пучковский, что в 9 километрах от села. Самолет-разведчик пролетал и над Вятским, Валя Сучкова в это время была в огороде – полола грядки. Самолет сделал круг над селом, и летел так низко, что женщины, спускавшие с горы от бондарки бочки с огурцами в реку, отчетливо увидели зловещее выражение лица немецкого летчика.

Учительница Вятской средней школы Афанасьева Нина Николаевна в письме к своей сестре Шуре писала: «Труд сейчас единственное утешение в жизни. Хорошо еще плодотворный труд, от которого можно ожидать пользы для себя и для других ». А 6 декабря 1941 год она сестре сообщала: «Леша последний раз писал 13 ноября, удирали из Малой Вишеры, они остановились на станции Веретье Октябрьской железной дороги. Попал в самую перепалку между Москвой и Ленинградом. Титов Михаил Михайлович тоже был поблизости, получено известие от политрука о том, что пропал без вести, считают погибшим. Тяжело видеть чужое горе, ожидая вот-вот и для себя». Горе не замедлило постучаться в дом Афанасьевых. Секретный осведомитель переживания Нины Николаевны за судьбу семьи и страны подал как клевету на советское правительство. Ночью 20 января 1942 года приехал в село Вятское «черный воронок» за учительницей русского языка, литературы и пения Афанасьевой Ниной Николаевной, приехал, чтобы лишить ее свободы, оставить без родительского попечения двух мальчиков, Павлика и Вадима. На следствие вызывали учеников 10 класса Вятской средней школы. Никто из них не рассказал, о чем спрашивали. С ребят взяли подписку о неразглашении. 3 марта 1942 года Нина Николаевна была приговорена к 8 годам лишения свободы. Узнав об аресте жены, Алексей Иванович хотел застрелиться, да боевые товарищи повисли на руках. За Алексеем Ивановичем была установлена слежка, о которой его предупредили фронтовые друзья. Письма Нины Николаевны из лагеря, находившегося под Рыбинском, полны любви, сострадания и заботы о близких. Здоровье Нины Николаевны таяло от непосильного труда, холода и голода, она скончалась 18 февраля 1943 года. Нина Николаевна Афанасьева была реабилитирована постановлением суда от 29 апреля 1961 года за отсутствием в ее действиях состава преступления.

Нелегким был первый военный учебный год, но взрослые и дети села Вятское не переставали заботиться о тех, кому еще труднее. «Ребятами были даны в Вятском клубе 2 платных концерта в пользу обороны страны, 850 собранных рублей сдали под подписку председателю сельского совета на самолет. Были подготовлены и даны еще 2 концерта в пользу выпускников детского дома, собрано 1120 рублей. Все 4 концерта прошли с большим подъемом»4.

У всех вятских ребятишек были друзья из детского дома, все старались пригласить их к себе домой, угостить картошечкой, огурцами». Новикова Лида училась в 7 классе, сидела за одной партой и, конечно, дружила с девочкой, эвакуированной из блокадного Ленинграда, казашкой Алией Молдагуловой, которую не раз приглашала к себе в гости, оставляла ночевать. «Худенькая, справедливая, всегда шла напролом, училась хорошо» — такой осталась в памяти русской женщины ее казахская подружка. После окончания школы Алия поступила учиться в Рыбинский авиационный техникум. В техникуме Алия проучилась всего лишь 3 месяца и подала заявление в РККА. 18 декабря 1942 года из Рыбинска Алия выехала в школу инструкторов снайперского дела, которую успешно и закончила.5

13 декабря 1943 года Алия писала в письме к подруге Сапуре: «Сейчас мы находимся на переднем крае. Письмо пишу в глубоком окопе, вокруг много деревьев. С немцами встречаемся лицом к лицу. У меня на голове каска, за поясом граната, в руках винтовка…Я думала, что буду трусливой, а сейчас за собой этого не замечаю. Почему? Пули летят рядом, снаряды и гранаты взрываются на каждом шагу. Если б вы увидели меня, не поверили бы, что я такая, наши солдаты удивляются…Фрицев не жалею, а вначале немного волновалась…

Утром на линейке наш командир вызвал меня на три шага вперед. Он говорил так: «Снайпер Лия Молдагулова за три дня убила 14 фашистов. За этот подвиг от имени командования объявляю благодарность. «11 января 1944 года стрелковый батальон, в котором служила отважная девушка, прорвал оборону противника. Лия со снайперской винтовкой шла в боевых порядках роты. В момент атаки противник открыл сильный артиллерийско-минометный и пулеметный огонь…Лия Молдагулова бросила призывный клич: « за Родину! За Сталина! – и кинулась первой. Бойцы за ней. Батальон ворвался в траншеи противника. Действуя винтовкой и гранатами, Лия в траншейном бою уничтожила10 немецких солдат и одного офицера. Немцы, не выдержав стремительного удара батальона, отступили…Противник, стремясь вернуть оставленные позиции, трижды переходил в контратаку. Когда немцы пошли в наступление цепью, Лия, взяв в руки автомат, открыла уничтожающий огонь. При отражении 3-х контратак противника Лия уничтожила 28 немецких солдат и офицеров. Нескольким вражеским солдатам и одному офицеру удалось ворваться в занятые нами траншеи. Завязался рукопашный бой, 8 гитлеровских солдат пали от пуль отважной девушки. К ней подкрался немецкий офицер и, прицелившись, выстрелил из пистолета, смертельно ранив Лию. Но враг не ушел. Лия нашла в себе еще силы. Она взвела автомат и дала длинную очередь. Офицер был убит наповал. Это был последний немец, убитый девушкой-солдатом. Лия Молдагулова пала смертью храбрых».6 Ей было присуждено звание героя Советского Союза.

Не менее мужественно воевал директор Вятской школы Д.Д. Тимрот, его призвали 6 июля 1942 года. Встречи с врагом лицом к лицу, ливень свинца, ужасы плена, побег, присоединение к своим войскам, ранение – вот неполный перечень того, что ему удалось испытать..

Учитель географии Алексей Иванович Афанасьев воевал на Калининском, Ленинградском, Прибалтийском фронтах, в мае 1945 года его часть перебросили в Манчжурию, в обход Квантунской армии, демобилизовался 25 декабря 1945 года.

С первого дня войны и до последнего прошел по военным дорогам выпускник Вятской средней школы Николай Алексеевич Колесин, Он воевал в войсках связи, защищал Москву от врага, Вернувшись, продолжил заочно учебу, прерванную войной, в Ярославском педагогическом институте. Николай Алексеевич с 1946 по 1958 год работал в Вятской средней школе учителем математики и физики, был председателем местного комитета школы. Здесь же трудилась с 1942 года его жена, Колесина Ольга Михайловна, также учитель математики, позднее профессию учителя изберет их дочь, Колёсина Татьяна Николаевна, которая проработает в Вятской школе 25 лет.

Выпускники и учителя Вятской средней школы мужественно сражались на полях Великой Отечественной. Их судьбы не оставили равнодушными последующие поколения. В Вятской школе существует давняя традиция встреч с участниками Великой Отечественной войны. Из первых уст дети узнают о войне и нелегком быте солдата, его боевых буднях.

Выпускники 1968 года, будучи школьниками вместе со своим классным руководителем Голосовой Л.И. собрали информацию о боевых дорогах первого выпуска Вятской средней школы, оформили альбом, благодаря чему у нас есть та бесценная информация, которую сегодня мы бы нигде не получили.

Достойным продолжением данной традиции стал проект «Для Отчизны дорогой», над которым школа работает пятый год. В 2004-2005 году учащиеся 1-11классов под руководством педагогов записали воспоминания здравствующих ветеранов Великой Отечественной войны, которых на тот момент было 13 человек. С большим интересом слушали ребята рассказы участников Великой Отечественной войны. 7 мая 2005 года состоялось праздничное мероприятие, посвященное 60-летию Победы, и презентация книги «Для Отчизны дорогой». Праздничный концерт, воспоминания ветеранов, техника презентации, позволившая увидеть наших ветеранов молодыми защитниками Родины, – все это произвело огромное впечатление как на детей, так и на взрослых.

Казалось , можно было бы поставить точку в данном проекте, но тема не отпускала. В 2005 –2006 году удалось найти воспоминания ушедших из жизни наших земляков – участников Великой Отечественной войны. По этим материалам была создана вторая часть книги «Для Отчизны дорогой» и преподнесена в качестве подарка ветеранам к Дню Победы.

7 мая 2007 года прошло мероприятие, посвященное Дню Победы, на котором прозвучали рассказы о судьбах наших земляков- участников Финской войны, были представлены воспоминания Тихомирова Василия Васильевича, Тимрота Дмитрия Дмитриевича, звучали песни военных лет. Отлаженная работа ученического и педагогического состава позволила провести мероприятие на высоком эмоциональном уровне. Традиционным стало участие вятских школьников в туристско- краеведческом движении «Отечество», в 2006-2007 учебном году на районной конференции в номинации «Великая Отечественная война» ученицы 11 класса Филимонова Е., Барышкова М., Голованова Е., Сарамотина С. Заняли 2 место.

В 2007 – 2008 учебном году к очередной годовщине Победы педагог -организатор краеведческой работы Мальцева Нина Юрьевна, используя в Интернете сайт Министерства обороны Объединенная база данных «Мемориал» и Книгу Памяти выявила 100 ранее неизвестных фамилий односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны. Теперь эти фамилии на мемориальных плитах у памятника воину-освободителю в центре села.

Своеобразным итогом нашего урока станет напутствие, которое дал вятским школьникам ветеран Великой Отечественной войны Соколов Геннадий Васильевич во время интервью к 60-летию Победы.



Звучит песня «Журавли» в исполнении двух учениц.

Урок-экскурсия № 3

«Торговое село Вятское»

(13:25 – 13:40)
Содержание:


  1. Фойе второго этажа у картины – краткая историческая справка о селе Вятское

  2. Переход в Некрасовский класс к экспозиции

  3. Топонимика улиц Вятского и её связь с торговым прошлым села (фото общего плана и улиц села)

  4. Местоположение торговой площади и время проведения ярмарок (фото)

  5. Статистические данные Ярославской казённой палаты за 1889 г. (экспонаты)

  6. Статистические данные за 1905 г. (фото трактира, экспонаты)

  7. География поступления товаров (карта-схема)

  8. Торговля скотом, скорняжный и кузнечный промыслы (фото, экспонаты)

  9. «Особый товар» - вятские огурцы (огурцы, карта-схема)

  10. Заключение

Здравствуйте, уважаемые гости, позвольте познакомить вас с уникальным, в своем роде, селом. В документах Государственного архива Ярославской области можно найти следующие сведения о с. Вятское.

Точная дата возникновения села, к сожалению, не известна, первые письменные сведения относятся к началу XVIII века. Село было казенным, многонаселенным, богатым и одним из самых красивых в Ярославской губернии.

По документам Ярославского статистического комитета за 1898 год, можно узнать о том, «что большинство крестьян живет зажиточно, есть и богатые, большой бедности нет.

В 1894 году в с. Вятское прошла первая ярмарка, которая стала традиционной и проводилась раз в год, ярмарка была обширной и располагалась на общественной земле.

Каждый четверг на базарной площади проходила торговля сельскохозяйственной продукцией и промысловыми товарами; развивались промыслы: кузнечный, столярный, кожано-сапожный, бондарный; в селе находилось много лавок, трактиров, несколько гостиниц, постоялых дворов. (переход в «Некрасовский» класс).

Название улиц села: Давыдковская, Ярославская, Середская указывают на торговые связи, именно по этим улицам в Вятское привозили товар на продажу, а в период ярмарки гоняли скот и проводили лошадей (фото 1:общий вид Вятского, фото 2: конный проезд).

Торговая площадь располагалась в центре села, сюда каждый четверг стекался люд из близ лежащих деревень и сел. А на ярмарку приезжали гости из Нижнего, Вологды, Архангельска и других городов (фото 3: торговая площадь, фото 4: ярмарка, фото 5: базар)

По данным Ярославской казенной палаты за 1889 год мы узнаем, что в селе имеются:


  • оптовый склад вина купца Черногорова;

  • три ренских погреба, принадлежащих Богородскому, Телушкиной и Герасимовой;

  • 2 гостиницы, 3 трактира, 2 мучных лабаза, 13 базарных лавок в рядах, 6 лавок в домах (фото 6: лавка — чайная, экспонаты: бутылки, штофы)

Торговля росла и ширилась, об этом свидетельствуют данные Ярославской торговой промышленной палаты за 1905 год:

  • Появились еще 4 трактира;

  • 4 пивных лавки;

  • 20 лавок в домах..

Торговали готовым платьем и крытыми мехами, мануфактурой, бакалейным, мучным и галантерейным товаром. В базарных рядах шла торговля мясом, льняным маслом, повседневным крестьянским товаром (фото 7: лавка Озерова, экспонаты: крестьянская утварь).

Товар на Вятскую ярмарку привозили из Москвы, Санкт-Петербурга, Архангельска, Костромы, Вологды (карта-схема)

Особо важной чертой Вятской ярмарки было наличие конных рядов, для продажи лошадей была выделена целая улица, носившая название Конной (фото 8: Конная улица), здесь же процветала торговля кузнечным и скорняжным товаром (экспонаты: подковы, гвозди для ковки, конская сбруя).

Во внеярмарочное время кузнецы делали ремонт земледельческих орудий и домашней утвари (экспонаты: печные заслонки, замки, ключи и т.д.). Кузниц в селе было 6, располагались они в основном на 1-ой и 2-ой Набережных, большинство кузниц принадлежало семье Петряевых (фото 9: Первая Набережная).

«Особым» товаром в Вятском являлись огурцы — свежие, а в особенности соленые, они продавались в Ярославль, Петрозаводск, Вологду, Воркуту, Архангельск, Мурманск, Кострому, ими особо гордились местные жители и именно огуречный промысел послужил основой развитию бондарного ремесла (Экспонаты: бондарные принадлежности, огурцы).

Торгово-промышленная деятельность вятских крестьян и купцов способствовала процветанию села, формировала его архитектурный облик, устои и социальную направленность. Накопление капитала привело к развитию меценатства и попечительства, деньги при этом, в основном шли на развитие богоугодных заведений и школ. Именно таким образом было построено здание Вятской школы, столетие которой мы отмечаем.



Классный час

«С днём рождения, школа!»

(13:50 – 14:50)

Место проведения – актовый зал (число посадочных мест — 100). Примерный перечень выступлений:



  • Выступление директора МОУ Вятской СОШ Любови Анатольевны Абрамовой со словами благодарности социальным партнёрам, принявшим участие в подготовке школы к 100-летнему юбилею.

  • Выступление начальника управления образования Администрации Некрасовского муниципального округа Ларисы Романовны Строгаловой.

  • Выступление председателя Некрасовской районной думы Николая Федотовича Аниканова.

  • Выступление и.о. Главы сельского поселения Красный Профинтерн Ирины Садофьевны Баловой.

  • Выступление настоятеля храма «Утоли моя печали» о. Михаила (Бучина).

  • Выступление председателя Комитета по физической культуре, спорту Управления по спорту, молодёжной политике, культуре и туризму Некрасовского МР Андрея Юрьевича Маслова.

  • Выступление директора МОУ Бурмакинской СОШ № 2 Галины Романовны Боровковой.

  • Выступление выпускника школы, заместителя главы Администрации Фрунзенского района г. Ярославля Андрея Валентиновича Горохова.

  • Выступление выпускника школы, генерала российской армии Вячеслава Николаевича Рыжёнкова.

  • Выступление групп выпускников 1953, 1958, 1967, 1976 и 1987 гг.

Выступления носят поздравительный характер, ряд из них – в творческой форме (регламент – 3 мин.). Наряду с выступлениями гостей и официальных лиц учащиеся школы исполняют музыкальные и вокальные номера.



1 «Вятское 4-классное городское начальное училище. Открыто 4 октября (21 сентября по старому стилю) 1908 г.».

2 «Гранит науки. 1908—2008».

3 ГАЯО, Р-2224,оп. 1, д.81. Отчетные материалы 1941 – 1942 г. Труд в детском доме и школе.

4 ГАЯО, Р – 2224, оп. 1, д.81. Отчетные материалы 1941 – 1942 г. Труд в детском доме и колхозе.

5 Газета «Ленинская смена», 4 февраля 1970 года.

6 Из письма начальника политотдела воинской части, полевая почта 33435-ж, подполковника Ефимова В.И. начальнику снайперовского училища.



Смотрите также:
3 октября 2008 Встреча и регистрация гостей (11: 00 – 11: 55) Встреча гостей у школьных ворот. Над воротами арка, увитая кленовыми листьями с надписью: «Добро пожаловать!»
282.76kb.
1 стр.
План подготовки и проведения 45-й годовщины со дня образования Новосибирского высшего военного командного училища
62.92kb.
1 стр.
Синопсис цикла видеороликов «Добро пожаловать в лдпероленд» По мотивам к\ф «Добро пожаловать в Зомбиленд» Цикл видеороликов «Добро пожаловать в лдпероленд»
53.3kb.
1 стр.
Программа на новогодние каникулы и рождество в стоимость входит: проживание питание: завтрак+обед «шведский стол»
58.55kb.
1 стр.
А. Тыугу 7 лекций в Израиле в октябре 2008 г
1283.73kb.
6 стр.
Тур по Чайным плантациям Индии Дели – Дибругарх – Жорхат – Казиранга – Гувахати – Джалпайгури – Дарджилинг – Багдогра – Дели
54.07kb.
1 стр.
Добро пожаловать в нашу страну и в наши школы
59.53kb.
1 стр.
Международная конференция
19.61kb.
1 стр.
Код тура ukr903 630099, Новосибирск, Коммунистическая,77, о
62.38kb.
1 стр.
Код тура ukr902 630099, Новосибирск, Коммунистическая,77, о
72.76kb.
1 стр.
Код тура ukr905 630099, Новосибирск, Коммунистическая,77, о
110.64kb.
1 стр.
Ток-шоу. Вся, правда, о вампирах
160.82kb.
1 стр.