Главная
страница 1
СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ

Е.П. Белинская, д-р психол. наук, проф.

ПРОГРАММА КУРСА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Социальная психология личности» является специ­альной дисциплиной и предназначен для студентов 4-го курса дневного отделения Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ, обучающихся по специальности 020400 — Психология, специализация «Социальная психология».



Предмет курса — закономерности социализации и социаль­ного поведения людей, обусловленные фактом их включенности в большие и малые группы.

Цель курса — формирование у студентов представления об основных направлениях и методах исследовательской и практи­ческой работы в сфере социального развития личности.

Задачами курса являются:

• ознакомление студентов с представлениями российских и зарубежных социальных психологов о характере и содержании процесса социализации, а также механизмах формирования со­циального поведения личности;

• формирование способности анализировать конкретные ситуации социального развития личности с помощью психологи­ческих понятий;

• развитие способности к проведению экспериментальных исследований в данной области социальной психологии.

Программа дисциплины «Социальная психология личнос­ти» рассчитана на студентов-психологов. Новизна данной программы заключается:

• в авторском анализе зарубежных и отечественных соци­ально-психологических исследований в области социальной психологии личности;

• в утверждении оригинальной типологии процессов соци­ализации;

• во включении ряда разделов и тем, отражающих новей­шие достижения современной социальной психологии по про­блематике социального поведения и социального развития лич­ности.

При изучении курса студент должен приобрести ряд теоре­тических знаний:

• иметь представление об основных понятиях и закономер­ностях процесса социализации;

• знать основные теоретические модели социального разви­тия личности, а также специфическое для них понимание меха­низмов социализации;

• понимать основные закономерности изменения хода социализации на современном этапе общественного развития. Студент должен сформировать навыки для анализа процесса и результатов хода социализации (уровней социального влияния, особенностей социального поведения личности, характеристик Я-концепции и идентичности).

В ходе преподавания дисциплины используются такие ор­ганизационные формы, как лекции, изучение учебной и научной литературы, выполнение письменного реферата в мини-группах по 3—4 человека с последующей защитой. По итогам межсесси­онного контроля студент получает зачет.

Объем курса — 34 ч лекционных занятий.


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
РАЗДЕЛ 1. ЛИЧНОСТЬ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
Тема 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ И В РАННИХ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ

Личность как предмет исследования в социологии и психо­логии. Структурно-функционалистская и феноменологическая парадигмы в анализе проблемы личности. Различные точки зре­ния на соотношение индивидуального и социального в становле­нии личности.

Попытки преодоления двухфакторных моделей личностного развития. Поиск «третьего пути» в понимании социальной природы личности: 1)личность как продукт культуры, 2) личность как «модус» взаимодействия, 3) личность как субъект общественных отношений.
Тема 2. РАЗВИТИЕ ПРОБЛЕМАТИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ

Необходимость выделения социальной психологии лич­ности как самостоятельной предметной области: феноменоло­гический, методологический, гносеологический и социальный аспекты. Личность в системе социальных связей как основная проблема социальной психологии личности.

Социальное влияние и активность личности. Основные на­правления социальной регуляции (трансляция культуры, соци­альных норм и социальных ролей) и формы проявления личност­ной активности в социальном процессе (познание социального мира, социальное поведение и самоопределение).
РАЗДЕЛ 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, МЕХАНИЗМЫ
Тема 3. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Соотношение понятий социализации и социального раз­вития личности, социализированности, воспитания, ресоциализации.

Социализация как инкультурация. Процесс межпоколен­ной трансмиссии культуры. Концепция М. Хесковитца. Этапы инкультурации.

Социализация как интернализация социальных моделей поведения и социальных значений (символов, ценностей, уста­новок). Факторы успешности процессов интернализации.

Социализация как адаптация. Содержание процессов социально-психологической адаптации. Факторы и критерии ус­пешности процессов социально-психологической адаптации.

Позиция социального конструкционизма в отношении проблемы социализации.


Тема 4. АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ БИХЕВИОРИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Социальное развитие личности как результат воздей­ствия внешних факторов (адаптивные модели социального поведения). Личность как результат научения (концепция Б. Скиннера). Бихевиористское направление в групповой пси­хотерапевтической работе и возможности психологической коррекции социального поведения (на примере тренинга уве­ренного поведения).

Социальное развитие личности как результат взаимодейст­вия факторов окружения и познавательных переменных (концепции А. Бандуры и Дж. Роттера). Когнитивные механизмы самоэффективности.
Тема 5. АНАЛИЗ СОЦИАЛИЗАЦИИ В РАМКАХ КОГНИТИВИСТСКИХ КОНЦЕПЦИЙ

Социальное развитие личности как результат функциони­рования когнитивных процессов. Представления о личности в рамках когнитивистских концепций. Когнитивные переменные как основание для построения личностных типологий (на приме­ре концепций Дж. Келли и Л. Колберга). Проблема соотношения когнитивных и мотивационных переменных в анализе социаль­ного поведения.

Рационально-эмотивная терапия и рациональный тренинг как реализация представлений о личности с позиций когнити­вистских концепций.
Тема 6. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ КАК РЕЗУЛЬТАТ МОТИВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Мотивационные концепции личности. Возможные осно­вания для классификации и виды потребностей, выделяемые в рамках различных мотивационных концепций (на примере взглядов Г. Мюррея и А. Маслоу).

Понятие социальных мотивов. Мотивы аффилиации, влас­ти и достижения как основные мотивы, определяющие социаль­ное поведение человека.

Эмпирическое изучение мотива аффилиации: история и современность (исследования Мехрабяна, Шипли и Вороффа, Фишмана, Уолкера и Хейнса).

Мотив власти как внутренний регулятор социального по­ведения. Социальный и социально-психологический контексты формирования властной мотивации. Личностные причины актуализации мотива власти (концепция А. Адлера). Информационная власть как ведущая особенность постиндустриального общества.

Просоциальные и антисоциальные мотивы.


Тема 7. ФОРМИРОВАНИЕ НОРМ И ЦЕННОСТЕЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Нормативный канон человека и стиль социализации. Усво­ение социальных норм и формирование персональной системы ценностей как один из результатов социализационного процесса. Особенности ценностных ориентации на различных этапах соци­ализации.

Кросс культурные исследования нормативной социализа­ции (Д. Уайтинг и И. Чайльд). Американские социально-психологические исследования 1970-х годов по выработке конформных установок к социальным требованиям. Исследо­вания предварительной социализации и ресоциализации в зарубежной социальной психологии в 1980-х годах. Исследова­ния социально-ригидного поведения и прототипических моделей ценностей и 1990-х годах.

Социализация в меняющемся мире. Изменение содержа­ния и механизмов социализации в условиях быстрых социальных изменений.




РАЗДЕЛ 3. СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ: УРОВНИ, СОДЕРЖАНИЕ, ФЕНОМЕНОЛОГИЯ
Тема 8. КУЛЬТУРА КАК АГЕНТ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Культурная вариативность представлений о личности. Критерии классификации различных культур. Индивидуа­лизм/коллективизм, степень избегания неопределенности, толе­рантность к отклонениям от социальных норм, контекстность, маскулинность/феминность как «измерения» культур.

Особенности самокатегоризации и когнитивных процессов представителей различных культур. Межкультурные различия когнитивных стилей, эталонных схем причинности, атрибутив­ных процессов.

Культурная вариативность процессов социализации. Межкультурные различия социального поведения (норм экспрессивности, социальной компетентности, конформности, полоролевого поведения).

Межкультурные различия моральных суждений и ценностей.
Тема 9. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ УРОВНИ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Семья как институт социализации. Семья как малая груп­па. Состав семьи, сплоченность и качество внутрисемейной коммуникации как параметры взаимозависимости структурно-динамических особенностей семьи и особенностей социального развития ребенка.

Система образования как институт социализации. Особен­ности системы образования с точки зрения социального влияния на личность. Основные направления исследований школы как института социализации.

Средства массовой информации как агент социализации. Интерпретативность, интерактивность и экспрессивность как ведущие характеристики современных СМИ. Личность и совре­менная информационная среда: социализационное влияние но­вых информационных технологий.


РАЗДЕЛ 4. ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ
Тема 10. Я-КОНЦЕПЦИЯ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Значимые другие и формирование Я-концепции. Особен­ности социальной сети как фактор динамики Я-представлений. Феномен изменчивости-устойчивости Я-конценции, возможные факторы влияния (возрастные, социальные, индивидуальные). «Множественность Я» в современном мире.

Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции в социальной психологии. Феноменологическое направле­ние в исследованиях Я-концепции. Генетическое направление в исследованиях Я-концепции. Возможные основания для классификаций Я-представлений. Понятие «рабочая Я-концепция» (концепция Р. Маркус).
Тема 11. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности. Модель социального развития личности в концепции Э. Эриксона. Анализ взаимосвязи структурно-содержательных особенностей идентичности и соци­альных норм, изучение механизмов формирования идентичности (теории Г. Тэджфела, Дж. Тернера и У. Дуаза). Представления о возможных этапах в развитии идентичности (на примере взглядов Э. Эриксона, Р. Томэ и Дж. Марсиа).

Причины современной экспансии термина «идентич­ность». Методологические и методические проблемы эмпириче­ского изучения идентичности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Обязательная литература

Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 180-277.

Андреева Г.М., Богомолова Н.И., Петровская Л.А. Социальная психоло­гия XX столетия. М: Аспект Пресс, 2001. С. 4S-157, 179-219, 243-262.

АсмоловА.Г. Психология личности. М.: Смысл, 2001. С. 291-345.

Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия. М.: Эксмо, 2000. С. 91-142,241-305.

Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект Пресс, 2001. 285 с.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Просвещение, 1986, С. 30-246.

Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2000. С. 60-141.

Кон И.С. Социологическая психология (избранные психологические труды). М.: МПСИ, 1999- С. 58-270.

Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000. С. 60-96, 300-336, 407-448, 506-547, 599-638.

Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999. С. 192-240.

Первин Л, Джон О. Психология личности: теория и исследования. М.: Аспект Пресс, 2000. С. 375-398, 432-452, 489-515.

Психология самосознания (хрестоматия по социальной психологии личности). Самара: Бахрах, 2000. С. 107—261.

Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской. М.: Гардарики, 1999. 395 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М: Аспект Пресс, 2001. С. 101—200.

Фернхем А., Хейвен 77. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2001. С. 15-67.

ХъелЛ,, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. С. 331-476.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1997. С. 100-277.
Дополнительная литература

Белинская ЕЛ, Стефаненко Т.Г. Этническая социализация подростка М; Воронеж: МГТСИ, 2000. 152 с.

Бергер П., Лукмаи Т. Социальное конструирование реальности. М.: Academia, 1995. С. 210-303.

Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб.: Питер, 1997. С. 22-55, 125-156.

Кле М. Психология подростка. М.: Просвещение, 1991. 243 с.

Кон КС. Ребенок и общество. М.: Наука, 1988. С. 6-65, 110-165.

Личность, культура, этнос (современная психологическая антрополо­гия). М: Смысл, 2001. С. 104-134, 309-329.



Muд M. Культура и мир детства. М: Наука, 1988. 398 с.

Орлов А.С. Проблема личности в психологии: парадигмы, перспективы. М: Смысл, 1997.396 с.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб.: Пи­тер, 2000. С. 50-91, 219-251, 390-408.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст (проблемы становления личности). М: Мир, 1994. С. 165-230.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. 363 с.

Фрейджер Р., Фейдимеп Дж. Личность: теории, упражнения, экспери­менты. СПб.; М.: Олма-Пресс, 2001. С. 221-248, 357-431.

Фромм Э. Бегство от свободы. М: Прогресс, 1989. 266 с.

Хорни К. Невроз и развитие личности. М.: Смысл, 1998. 374 с.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Специфика социально-психологического подхода к понима­нию личности.

2. Возможные основания выделения социальной психологии личности как самостоятельной предметной области.

3. Социальное влияние и активность личности.

4. Проблема личности в социальной психологии: история и раз­витие.

5. Социализация: понятие, содержание, механизмы.

6. Проблема социализации: актуальный контекст исследования.

7. Изменения содержания социализации в условиях социально­го кризиса.

8. Основные теоретические подходы к анализу социализации.

9. Проблема социального развития личности в социогенетических теориях.

10. Анализ социального развития с точки зрения интсракционистских концепций.

11. Социально-экологический подход У. Бронфенбреннера.

12. Общая характеристика теорий социального научения.

13. Социальное поведение как результат воздействия внешних факторов.

14. Сравнительная характеристика концепций Б. Скиннера и А. Бандуры.

15. Социальное поведение как результат взаимодействия факто­ров окружения и познавательных переменных.

16. «Социально-научающая теория личности» Дж. Роттера.

17. Проблема личности в когнитивистских концепциях.

18. Теория личностных конструктов Дж. Келли.

19. Концепция морального развития Л. Колберга.

20. Общая характеристика ролевых теорий.

21. Социальный статус и социальная роль. Факторы, детермини­рующие ролевое поведение личности. Профессиональные и тендерные роли.

22. Ролевой конфликт: факторы возникновения и способы пре­одоления.

23. Концепция социальной драматургии И. Гоффмана.

24. Социальное поведение как результат мотивационных про­цессов.

25. Социальные мотивы. Мотивы аффилиации, власти и дости­жения.

26. Теория самоактуализации А. Маслоу.

27. Эмпирические исследования социальной мотивации.

28. Проблема соотнесения когнитивных и мотивационных пере­менных в анализе социального поведения.

29. Идентификационные структуры личности как результат со­циального развития.

30. Социально-психологические аспекты формирования Я-кон­цепции: феноменология, механизмы, факторы влияния.

31. Различные теоретические подходы к изучению Я-концепции в социальной психологии.

32. Проблема изменчивости/устойчивости Я-концепции. «Мно­жественность Я» в современном мире.

33. Социальная идентичность как результат социализационного процесса.

34. Социально-исторические и гносеологические предпосылки становления проблематики идентичности.

35. Подход Э. Эриксона к анализу идентичности.

36. Современная зарубежная социальная психология о понятиях персональной и социальной идентичности личности.

37. Концепции А. Тэшфела и Дж. Тернера: сравнительный анализ.



38. Основные направления эмпирических исследований соци­альной идентичности.


Смотрите также:
Программа курса пояснительная записка курс «Социальная психология личности»
120.2kb.
1 стр.
Программа курса пояснительная записка курс «Организационная психология»
312.17kb.
1 стр.
Психология личности
123.34kb.
1 стр.
Психология личности и социальная психология
15.99kb.
1 стр.
Пояснительная записка Учебная программа курса «История педагогики»
225.04kb.
1 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности 19. 00. 05 «Социальная психология»
266.55kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов по курсу «Психология рекламы»
218.42kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс дисциплины «психология личности»
192.53kb.
1 стр.
Программа курса «Социальная психология»
747.02kb.
3 стр.
Пояснительная записка. Программа элективного курса «Энергия будущего»
302.6kb.
1 стр.