Главная
страница 1


ОГОУ КШИ «КОЛПАШЕВСКИЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС»



Ситникова Нина

Дмитриевна,

библиотекарь ОГОУ КШИ

«Колпашевский кадетский корпус»

г.Колпашево,

пер. Чапаева, д.42, стр.1

Тел.: (8 38 254) 5-34-67


2010

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ТРЕТЬЯКОВСКАЯ ГАЛЕРЕЯ
Задачи:

воспитание у обучающихся интереса к истории,

способствование интеллектуальному развитию,

расширение кругозора,

приобщение к национальной культуре русского народа.

Сумрачен и неразговорчив (родные зовут «неулыба»), прижимист, порой даже скуповат (торгуется упорно и обычно добивается своего), аскет (не пьёт, не любит ездить в гости, разрешает себе лишь одну сигару в день, меню не разнообразит: из года в год – щи да каша в обед), пунктуален донельзя (с ранней юности и до смертного часа каждая минута была расписана, близкие проверяли по нему часы), настойчив, порой фанатичен в достижении цели.

Пожалуй, черты на первый взгляд не очень располагающие. Наверное, вряд ли кому захотелось бы сблизиться с таким педантом и «сухарём». Так отчего же чуть не вся передовая художественная, литературная, музыкальная Россия знала, любила, высоко ценила Павла Михайловича Третьякова, человека столь странного характера?

Цель – вот ключ к разгадке этого замкнутого человека. Создать первую общедоступную национальную картинную галерею, показать миру русскую школу живописи, содействовать её развитию – именно эта цель, так рано им осознанная и поставленная перед собой, определила его жизненный уклад и характер, вызвала восхищённое отношение к нему современников и потомков.

Государственная Третьяковская галерея в Москве (1856 г.) – одно из крупнейших собраний русского изобразительного искусства, всемирно известный национальный культурный центр.

Музей носит имя основателя – московского купца Павла Михайловича Третьякова (15.12.1832-04.12.1898), подарившего в 1892 г. городу свою картинную галерею (около двух тысяч произведений), а также коллекцию, завещанную ему братом Сергеем Михайловичем Третьяковым, и дом в Лаврушинском переулке, который затем перестроили под музейное здание.

Именно в 1856 г. году Павлом Михайловичем были приобретены первые две картины у художников, учившихся в Московском училище живописи и ваяния. Они и положили начало галерее (Шильдер Н. «Искушение» и Худяков В. «Стычка с финляндскими контрабандистами»).

Он хотел создать публичный музей национального искусства, дающий «полную картину нашей живописи». Третьяков начинает покупать лучшие картины русских мастеров, главным образом художников реалистического направления. Третьяков не только собирал произведения, важные для истории русского искусства, но, заказывая картины, морально и материально поддерживал художников, чтобы они не зависели от вкусов рынка.



«Он вынес на своих плечах вопрос существования целой русской школы живописи», - писал И.Е. Репин.

Третьяков собирал работы и своих современников, и русских мастеров 18 и начала 19 в., поскольку хотел, чтобы коллекция стала национальным музеем, полно представляющим историю русского искусства.

При поддержке Третьякова П.М. расцвело творчество многих художников. Он был в постоянных заботах о приобретении картин. Много ездил по мастерским, квартирам, где проживали художники, не пропускал выставки, где стремился опередить любителей картин из царской фамилии, других коллекционеров. Приобретённые холсты П.М. не уступал никому, ведь собирал он сокровища не для себя, а для народа. Третьяков понимал важность и значительность включения в галерею каждого выдающегося произведения.

Современное П. Третьякову искусство было представлено в собрании прежде всего передвижниками – художниками демократического направления, но в 60-х годах, когда Товарищества передвижных художественных выставок ещё не было, он покупал картины официальной академической школы, с конца 80-х гг. - произведения М. Нестерова, К. Коровина, В. Серова и др. Тогда же Третьяков начал собирать графику, в 90-х гг. – иконы.

Третьяков знал в галерее всё, вплоть до последнего гвоздя, которым холст прибивался к подрамнику. Он сам покрывал картины лаком и выполнял первые реставрации.

В 1913 г. Совет галереи возглавил художник и искусствовед Игорь Эммануилович Грабарь. Он задумал превратить галерею в музей современного типа. Объединив старое третьяковское и новое собрания, Грабарь разместил картины каждого художника в одном зале или на одной стене, расположив художественный материал в хронологическом порядке. Было оставлено первое научное описание собрания – каталог галереи, изданный в 1917 г., создана постоянная реставрационная мастерская.

Вскоре после Октября 1917 г. музей был национализирован и получил название Государственная Третьяковская галерея. Первым её директором стал И.Э. Грабарь.

Собирание коллекции галереи продолжалось: в неё влились многие частные коллекции, собрания некоторых мелких музеев страны. Третьяковская галерея обогатилась памятниками древнерусского искусства, в ней появились и произведения лучших советских мастеров.

Увеличивавшиеся коллекции требовали постоянного расширения галереи. В 1929 г. к музею присоединили бывший дом Соколикова, расположенный рядом с галереей, а в 1935-1936 гг. по проекту А.В. Щусева возвели новый корпус в правой части музейного комплекса.

В 1986 г. для филиала музея было передано здание Государственной картинной галереи на Крымском валу. С 1982 по 1996 г. шла последняя крупная реконструкция: возвели основной запасник музея, где расположились реставрационные мастерские, инженерный корпус, а также детская студия, лекционные и выставочные залы. Предполагается продолжить строительство музейного комплекса до обводного канала и вдоль Малого Толмачёвского переулка. Тогда «квартал искусств» будет завершён.

За 150 с лишним лет коллекция галереи стала во много раз больше, чем во времена братьев Третьяковых. Но главное не изменилось за полтора века и не изменится никогда – любовь и, что ещё важнее, интерес к искусству у каждого, кто приходит сюда.

Сейчас в собрании галереи более ста тысяч произведений. Оно включает разделы



  • древнерусского искусства, русской живописи 18 в. (здесь хорошо представлены портретисты: Фёдор Рокотов, Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский;

  • первой половины 19 в. портреты Ореста Кипренского, Василия Тропинина, Карла Брюллова, произведения Алексея Венецианова, Павла Федотова) (История живописи насчитывает многие тысячи портретов. И лишь немногим удалось найти уникальный язык, чтобы рассказывать о своих героях что-то неповторимое);

  • второй половины 19 в. (работы передвижников Василия Перова, Ивана Крамского, Виктора Васнецова, Алексея Саврасова, Ивана Шишкина, Василия Поленова и др.);

  • многогранно представлено творчество Ильи Репина, Василия Верещагина;

  • среди произведений художников конца 19-начала 20 вв. работы Исаака Левитана, Михаила Врубеля, Валентина. Серова, Константина Коровина, Михаила Нестерова, Бориса Кустодиева и др.;

Также представлена русская скульптура и крупнейший раздел советской живописи, графики и скульптуры.

Чтобы соприкоснуться с прекрасным, в Государственную Третьяковскую галерею приезжают люди со всех уголков страны. Каждый год здесь бывает более 1 млн. человек.


ОБ ОТДЕЛЬНЫХ КАРТИНАХ, представленных

в Государственной Третьяковской галерее.

Любовь к простому народу переполняет картины Василия Григорьевича Перова. На многих его картинах есть дети. Художник страдал оттого, что дети бедняков живут так тяжело. Он хотел, чтобы люди помнили об их тяжёлой доле.

Одна из таких его картин – «Тройка».

Зимние сумерки. Вьюга. Два мальчика и девочка запряглись в сани и с трудом тянут по городской улице огромную обледеневшую бочку с водой. Дети выбились из сил. Резкий ветер продувает насквозь их драную одежду. Какой-то добрый человек помогает им втащить сани на пригорок.

Перов назвал картину «Тройка». Сколько боли и горечи в этом названии! Мы привыкли к песням о лихой тройке, о резвой тройке, а тут – тройка измученных детей. К названию - «Тройка» - художник приписал: «Ученики мастеровые везут воду».

В ту пору тысячи детей работали на фабриках, в мастерских, в магазинах и лавках. Их называли «учениками». Один человек, который начал трудовую жизнь мальчиком-учеником, позже вспоминал о своём каторжном детстве:

«Нас заставляли таскать ящики весом три-четыре пуда из подвала на третий этаж. Мы носили ящики на спине с помощью верёвочных лямок. Поднимаясь по винтовой лестнице, мы часто падали и разбивались. А тут ещё хозяин подбегал к упавшему, хватал за волосы и стучал его головой о чугунную лестницу... после работы мы снимали платье и сапоги, облачались в грязные халаты, которые подпоясывали верёвкой, а на ноги надевали опорки. Но отдыхать нам не давали.

Мы должны были колоть дрова, топить печи, ставить самовары, возить снег с мостовой... по праздникам нас посылали ещё петь в церковном хоре. Утром и вечером мы ходили с огромным ушатом к бассейну за водой и привозили всякий раз по десять ушатов...»

Так жили и дети, изображённые на картине Перова. Полотно уже было начато, а художник никак не мог найти для неё среднего мальчика. А от него зависело многое: он сразу привлекает внимание зрителей.

Весной, в погожий солнечный день, Перов, по обыкновению, бродил близ заставы, приглядывался к прохожим. Вдруг он заметил женщину с мальчиком. Подошёл. Мальчик точь-в-точь такой, какого он долго искал. Разговорились. Новые знакомые шли из рязанской деревни в монастырь, добрались до Москвы, а переночевать негде. Перов привёл их в мастерскую, показал начатую картину и попросил позволения написать с мальчика портрет. Женщина согласилась.

Пока Перов работал, женщина рассказывала ему про свою жизнь. Звали её тётушка Марья. Судьба её не баловала. Тётушка Марья испытала голод и нищету, похоронила мужа, детей. Теперь осталось у неё одно утешение – двенадцатилетний сынок Васенька.

Художник слушал грустную повесть, а на холсте с каждым движением кисти всё явственнее показывалось лицо мальчика Васи. Запряжённый в тяжёлые, неподатливые сани, Вася будет теперь напоминать зрителям о трудной доле многих детей вокруг...

Прошло около четырёх лет. Картина «Тройка» давно висела в Третьяковской галерее. Однажды рано утром к Перову пришла нежданная гостья – деревенская старушка в полушубке и больших, покрытых грязью лаптях и заплакала. Перов с трудом узнал тётушку Марью.

Она рассказала, что её единственный сынок прошлый год заболел и умер, а она продала весь свой скарб, зиму работала, скопила немного деньжонок и теперь пришла купить картину, где нарисован Васенька.

Перов объяснил гостье, что купить картину нельзя, а посмотреть можно. Он повёл тётушку Марью к Третьякову.

- Родной ты мой! Вот и зубик-то твой выбитый! – вскрикнула тётушка Марья и опустилась на колени перед картиной.

Перов оставил её одну. Спустя несколько часов он вернулся в зал. тётушка Марья всё ещё стояла на коленях и... молилась. Она молилась не на икону, а на картину. Художник своим искусством сумел подарить её сыну вечную жизнь.

Перов пообещал тётушке Марье написать для неё портрет Васи. Он исполнил обещание и послал ей в деревню портрет в позолоченной раме.


В 1870-е годы Иван Николаевич Крамской – ведущий русский портретист. Он работает в различных жанрах портрета – от этюда до парадной композиции. Именно его кисти принадлежат портреты таких известных людей, как М.Е. Салтыков-Щедрина, А.С. Грибоедова, И.И. Шишкина, Л.Н. Толстого, П.М. Третьякова и др.

Внимание художника неизменно сосредоточено на лице модели. Погружаясь в сложность чужого существования, он вырабатывает живописный язык, способный передать сокровенные глубины ощущений. Через неуловимую игру светотени, мягкость пластики, «незаметность», по его выражению, рельефа он пытается воспроизвести подвижный мир человеческой души.

Картина Крамского «Неизвестная» (1883) оказалась незаурядным произведением, до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью. Это произведение - одно из самых популярных во всём русском искусстве XIX века.

Появившись на передвижной выставке в 1883 г. в Петербурге, картина сразу привлекла внимание и породила бурные споры. Многие увидели в ней прежде всего осуждение лицемерной морали общества.

Критик П.М. Ковалевский писал: «Эта вызывающе красивая женщина, окидывающая вас презрительно чувственным взглядом из роскошной коляски, вся в дорогих мехах и бархате, - разве это не одно из исчадий больших городов, которые выпускают на улицу женщин презренных под их нарядами, купленными ценой женского целомудрия?»

Она смотрит на всех свысока из открытой коляски: лицо вспыхивает презрительным румянцем, губы кривятся, словно все вокруг недостойны её красоты. И кажется, что она – не реальная женщина, а мистическая королева холодного, туманного Петербурга.

Это сейчас мы видим в ней утончённую аристократку. Но современники, глядя на моднейший наряд, легко «прочитывали» её социальное положение: дамы высшего света никогда не надевали столь ультрамодных нарядов, это считалось неприличным, а на прекрасной незнакомке «писк моды»: бархатное, отороченное мехом и синими атласными лентами платье-пальто, называемое «Скобелев», и шляпка-беретка «франциск».

Так что, несмотря на шик, современники понимали: перед ними одна из дам полусвета. Но кто?

Крамского забросали вопросами: «Она существует?» «Конечно, - усмехался художник и показывал на полотно. – Вот!»

Публика снова кидалась к картине, восторженно ахала, пыталась высмотреть, понять, разгадать тайну красоты.

П. Третьяков, по-видимому, воздержался от приобретения картины, и она попала в руки одного господина, затем другого, и только в 1925 г. оказалась в коллекции галереи.

Сегодня зритель видит «Неизвестную» по-другому. За свою долгую жизнь картина приобрела ауру разнообразных смыслов, поэтический ореол. «Неизвестную» отождествляют то с Анной Карениной, то с Настасьей Филипповной из «Идиота» Достоевского, то с «Незнакомкой» Блока. Не прекращаются и попытки найти её реальное имя.

Но, безусловно, эти попытки бесплодны. Во-первых, потому, что Крамской писал не портрет, а обобщённый образ, а во-вторых, в самом названии картины заключен глубокий смысл. Ведь имя – это эмблема, формула личности. «Неизвестная» выступает как человек без имени, чья сущность от нас скрыта. Перед нами не лицо, а маска, не личность, а её личина.

Положение героини Крамского – это положение изгоя из общества, возвращающего ему его презрение. В её взгляде вызов, но за ним читается опустошённость и надломленность... Крамской передаёт трагическое одиночество человека, которого не любят и который сам уже не в состоянии любить, болезненное желание самоутвердиться и при этом ранимость, неспособность к контакту с миром.

Наверное, романтический ореол придала картине красота «Неизвестной» - а она маняще красива. Художник наделяет её бархатными чёрными глазами, чувственным ртом, смуглой кожей с нежным румянцем. С любовью и тщательностью пишет перо на шляпке, пушистый мех, синий атлас лент.

«Неизвестная» - пожалуй, единственная работа Крамского, в которой он достигает такой осязательности, достоверности предметного мира. Он вглядывается в лик Красоты, задумывается над тем, что она – добро или зло, от Бога или от Дьявола. И всё же для художника, воспитанного на нравственных идеалах, красота остаётся дьявольским наваждением, он воспринимает чувственное в женщине как противоположное духовному. «Неизвестная» - это образ злой женственности.

Эта картина Крамского по праву снискала любовь самых разных зрителей, она соединяет в себе острое чувство современности с размышлениями над «вечными вопросами»; по мере вглядывания в картину раскрываются её разнообразные пласты – социальный, психологический, философский.

…В возрасте 66 лет П. Третьяков скончался. К его дому шёл непрерывный поток людей. Знакомые и незнакомые, художники и студенты, торговый люд и рабочие... Серов, стоя у гроба, рисовал последнее изображение человека, столько сделавшего для родного искусства.



Русское общество понесло тяжёлую утрату. Гроб его несли на руках художники во главе с Васнецовым и Поленовым и долго потом не расходились с кладбища. Наверное, многих из них не покидала мысль, так точно высказанная позже Нестеровым, о том, что, «не появись в своё время П.М. Третьяков, не отдайся он всецело большой идее, не начни собирать воедино Русское Искусство, судьбы его были бы иные, быть может, и мы не знали бы ни «Боярыни Морозовой», ни «Крестного хода», ни всех, тех больших и малых картин, кои сейчас украшают знаменитую Третьяковскую галерею. Тогда, в те далёкие годы, это был подвиг...»
ИСТОЧНИКИ:

  1. Ватолина Н. Прогулка по Третьяковской галерее: Русский и советский портрет. Образы эпохи. – М.: Сов. Художник, 1983.

  2. Званов А. Приключения «Неизвестной». - Семья. - 2006. - №41. - С. 22.

  3. Знаменитые русские художники: Биогр. словарь. - СПб.: Азбука-классика, 2001.

  4. Литература в школе. - 1981. - №3. - С. 77.

  5. Наука и жизнь. - 2006. - №5. - С. 3-12.

  6. Ненарокомова И. Почётный гражданин Москвы: П. Третьяков. – М.: Мол. Гвардия, 1978.- (Пионер – значит первый).

  7. Порудоминский В. Первая Третьяковка: Рассказы. - М.: Дет. литература, 1979.

  8. Простоквашино. - 2006. - №5. - С. 12-14.

  9. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. – С. 618-621.

  10. Энциклопедия для детей. Т.7. Искусство. Ч.2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков. – М.: Аванта+, 2003.





Смотрите также:
Государственная третьяковская галерея
100.84kb.
1 стр.
Государственная Третьяковская галерея
53.33kb.
1 стр.
Программа «Культура России (2006 2011 годы)»
1165.45kb.
5 стр.
Государственная третьяковская галерея
118.07kb.
1 стр.
Галерея Нагорная
16.44kb.
1 стр.
Даты Маршрут Дни / ночи
429.4kb.
1 стр.
Нижний Новгород
52.19kb.
1 стр.
Бенуа, А. Н. История русской живописи в XIX веке. 3-е изд. М. Республика, 1999. 448 с ил. Бурышкин, П. А
24.8kb.
1 стр.
Всемирное наследие Третьяковская галерея (презентация)
94.67kb.
1 стр.
Серебрякова Зинаида Евгеньевна
90.67kb.
1 стр.
Проект «Музейный эшелон» к празднику Великой Победы
10.36kb.
1 стр.
Воркшоп «Самарская губерния. Холмы. Степи. Волга» Галерея «Новое пространство»
48.76kb.
1 стр.