Главная
страница 1страница 2 ... страница 82страница 83
Владимир Паронджанов

____________________________________________________________________________________________

КАК
Улучшить
работу
ума


Алгоритмы
без программистов —
это очень просто!


____________________________________________________________________________________________

НОВЫЕ СРЕДСТВА


ДЛЯ ОБРАЗНОГО
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ,
РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА
И ВЗАИМОПОНИМАНИЯ

Академия народного хозяйства
при Правительстве Российской Федерации

____________________________________________________________________________________________

Москва
Издательство «Дело»
2001

Перед вами второе издание книги “Как улучшить работу ума”, вызвавшей большой интерес специалистов и читающей публики. В ней удачно сочетаются рассказы об алгоритмах и новейшие идеи о повышении творческой силы ума.

Мы живем в мире алгоритмов, но знаем о них удивительно мало. Многие люди всю жизнь пользуются алгоритмами, не догадываясь об этом. Между тем алгоритмы играют огромную роль в жизни общества. Они оказывают заметное влияние на эффективность экономики и уровень жизни. К сожалению, многие алгоритмы и программы похожи на загадочный ребус: они непонятны никому, кроме горстки их создателей. Непонимание порождает путаницу и досадные ошибки. Чтобы поправить дело, надо сделать алгоритмы “дружелюбными”. Это позволит превратить алгоритмы-головоломки в наглядные алгоритмы-картинки, обеспечивающие быстрое и глубокое понимание. Глубина понимания сложных проблем — как раз то, чего всем нам (от студента до министра) ой как не хватает!

“Дружелюбные” алгоритмы пишут на эргономичных графических языках. Они создают повышенный интеллектуальный комфорт, улучшают работу ума, повышают продуктивность труда. С их помощью вы научитесь легко и быстро, затратив минимум усилий, решать сложнейшие проблемы: проектировать сложную деятельность и бизнес-процессы, формализовать свои профессиональные знания и выполнять алгоритмизацию самостоятельно, без помощи программистов — по методу “Программирование без программистов”.

Эта книга — прекрасный подарок для студентов, преподавателей, специалистов, бизнесменов и руководителей. Но не только. Она может пригодиться всем, кто хочет улучшить работу своего ума, научиться рисовать свои мысли и планы в виде наглядных и точных блок-схем и разобраться, наконец, что же такое алгоритмы и почему они играют такую важную роль в развитии цивилизации и человеческого интеллекта.

УДК 37+681.3.06+331.015.11

ББК 32.973

П18

Рецензенты:



Ю. И. Журавлев, академик РАН, зам. директора Вычислительного
центра РАН, председатель Научно-методического совета
по информатике Министерства образования;

П. П. Пархоменко, член-корреспондент РАН, гл. научн. сотрудник
Института проблем управления РАН им. акад. В. А. Трапезникова;

Ю. В. Трунов, д-р техн. наук, профессор, Генеральный директор —
Генеральный конструктор Научно-производственного центра
автоматики и приборостроения им. акад. Н. А. Пилюгина,
зав. Базовой кафедрой Московского института радиотехники, электроники и автоматики;

Я. В. Безель, д-р техн. наук, профессор, Генеральный конструктор
Московского НИИ приборной автоматики;

В. П. Кутепов, д-р физ.-мат. наук, профессор, зав. кафедрой
прикладной математики Московского энергетического института (Технического университета)

Паронджанов В. Д.

П18 Как улучшить работу ума: Алгоритмы без программистов — это очень просто! — М.: Дело, 2001. — 360 с. — Илл.: 154.

ISBN 5–7749–0211–0

В книге излагаются новые полезные для практики идеи и достижения


на стыке информатики, управления и психологии. Показано, что алгоритмы, сила ума, интеллектуальный комфорт и эффективность бизнеса тесно связаны. Дается общедоступный практический курс, помогающий увеличить силу ума, ускорить разработку алгоритмов и программ, упростить формализацию профессиональных знаний, облегчить проектирование сложной деятельности и бизнес-процессов. Курс основан на “дружелюбных” графических языках, обладающих удивительной наглядностью, “заставляющих” мозг мыслить отчетливо, глубоко и продуктивно.

Для студентов, изучающих информатику, учителей и преподавателей информатики; алгоритмистов, программистов, математиков, системщиков, постановщиков задач, специалистов по CASE-технологиям, работающих непосредственно на фирмах; бизнесменов и руководителей, желающих эффективно контролировать потоки информации в своих организациях; психологов, изучающих работу ума, а также для широкой публики.



УДК 37+681.3.06+331.015.11

ББК 32.973

ISBN 5–7749–0211–0

©  Издательство “Дело”, 2001


Оглавление


Оглавление 4

Маленькая увертюра 14

Легкомысленный словарик 14

Третий глаз для бизнесменов


и руководителей 16

Интеллектуальный


терроризм:
фантазия или реальность?
(Вместо предисловия) 18

Почему умные люди страдают и гибнут? 18

Разве такая проблема существует? 18

Информационный стресс – зловещий спутник


информационного общества 18

Камикадзе умственного труда 19

Что такое интеллектуальный
терроризм? 19

Гуманитарная


постановка задачи 20

Компьютерная мифология:


облегчают ли
компьютеры умственный труд? 21

Что такое интенсификация интеллекта? 21

Критерий Декарта и эргономизация науки 22

О чем эта книга? 22

Секреты мудрого дракона:
объяснение на пальцах 23

Притча о том, как Господь Бог языки создавал 23

Смена терминов
или изменение концепции? 25

Самая сложная вещь на свете 25

Зачем Дракону две головы? 26

Справка о состоянии дел 26

Глава 1:
На подступах к новому языку 28

Зачем нужен язык Дракон? 28

В чем секрет Дракона? — в когнитивном подходе 28

Почему люди не интересуются


собственным мозгом? 29

Станет ли Дракон чемпионом мира


по критерию «понимаемость алгоритмов»? 29

На кого рассчитан язык Дракон? 30

Перечень задач, решаемых с помощью
языка Дракон 30

Выводы 31

Глава 2:
Можно ли создать язык,
улучшающий
понимание и взаимопонимание? 32

Почему специалисты не понимают


друг друга? 32

Язык Дракон как «эксперанто»


делового мира 32

Что такое интеллектуальное


взаимопонимание? 33

В чем особенность Дракона? 33

Выводы 33

Глава 3:
Соображения,


повлиявшие на создание
языка Дракон 35

Что важнее:


компьютеры или человеческий мозг? 35

Что такое производительность


умственного труда? 35

Зависит ли


производительность персонала
от производительности компьютеров? 36

Можно ли увеличить скорость работы


человеческого мозга? 37

Проблема формализации


профессиональных знаний 37

Можно ли


обойтись без когнитологов? 38

Чем отличается алгоритм


от технологического процесса? 39

Что такое технологический язык? 39

Технологические
и декларативные знания 40

Почему нельзя жить по-старому? 41

Социальные технологии
и электронные методологии 42

Методология быстрой разработки


систем RAD 42

Схемы действий и язык Дракон 43

Необходимость культурных изменений 44

Техноязык как элемент струкутуры 44

Выводы 45

Глава 4:
Понимание и взаимопонимание –


ключевые проблемы
информатики 46

Отсутствие понимания ведет


к миллионным убыткам 46

Издевательство над здравым смыслом


под названием
«Абсолютная правильная программа» 46

Спецификации программ – вот


главный «Гадючник»! 47

Спецификации программ


и методология RAD 47

Концепция


когнитивного программирования 48

Выводы 49

Глава 5:
Проблема улучшения работы ума:
новый когнитивный
подход 50

Текст как зрительная сцена 50

Симультанное и сукцессивное
восприятие 50

Как повысить продуктивность


человеческого мозга? 51

Когнитивный недостаток


текстового представления знаний 51

Каким должен быть формат диосцены? 52

Когнитивные рекомендации 53

Зачем нужны психологические


эксперименты? 54

Ошибка Джеймса Мартина 55

«Это чудакам-инженерам нужны
большие чертежи,
а мы, хитрецы-программисты,
обойдемся маленькими» 55

Возможна ли


стретегическая реформа мировой практики
программирования 57

Выводы 57

Глава 6:
Изюминки языка Дракон 59

Критика блок-схем 59

Преимущества Дракон-схем 59

Иконы и макроиконы 59

Зачем нужна ветка? 62

Как работает ветка? 64

Как следует располагать ветки
в поле чертежа? 64

Что такое шапка? 64

Что лучшее: примитив или силуэт? 69

Как описать силуэт с помощью


текстового языка? 69

Есть ли в алгоритме


«Царская дорога»? 71

Главный маршрут силуэта 71

Пересечения линий? — БОЖЕ УПАСИ! 71

Визуальный и текстовый


синтаксис Дракона 77

Семейство Дракон-языков 78

Выводы 78

Глава 7:
Эргономичные алгоритмы 80

Визуальная проверка алгоритмов 80

Что такое эргономичный алгоритм? 80

Чем отличается икона “Вопрос”
от развилки? 80

Маршруты и формулы маршрутов 83

Что такое рокировка? 83

Использование рокировки


для улучшения эргономичности 86

Вертикальное и горизонтальное


объединение 86

Эргономичность литеральных алгоритмов 87

что делать, если эргономические требования
противоречат друг другу? 92

Икона-вставка как эргономический прием 92

Что такое подстановка? 93

Улучшение эргономичности алгоритмов


с помощью цепочки
эквивалентных преобразований 97

Выводы 98

Глава 8:
Визуализация циклов 99

Обычный цикл 99

Переключатель и переключающий цикл 105

Цикл Для 106

Веточный цикл 108

Главный маршрут силуэта 112

Выводы 114

Глава 9:
Визуализация логических


формул 116

Визуализация функции И 116

Визуализация функции ИЛИ 122

Визуализация функции НЕ 122

Визуализация сложных логических функций 126

Выводы 126

Глава 10:
Что такое эргономичный текст? 127

Можно ли сделать логические выражения


эргономичными? 127

Пример для исследования эргономичности


логических выражений 127

Логическое выражение


с абстрактными идентификаторами 128

Логическое выражение


с короткими смысловыми идентификаторами 130

Логическое выражение


с длинными смысловыми идентификаторами 131

Важный момент,


о котором часто забывают 131

Как присвоить значение логической


переменной? 131

Правила записи


рамочных логических выражений 132

Как построить эргономичный логический текст? 132

Выводы 135

Г лава 11:


Визуальные операторы
реального времени 136

Список операторов реального


времени 136

Операторы ввода-вывода 136

Оператор “Пауза” 137

Операторы


“Пуск таймера” и “Синхронизатор” 137

Цикл Ждать 140

Оператор “Период” 141

Оператор “Параллельный процесс” 141

Особенности операторов
реального времени 143

Выводы 146

Глава 12:
Дружелюбное
Программирование 147

Гибридный язык программирования


Дракон-Си 147

Гибридный язык программирования


Дракон-Модула 147

Пример эргономической оптимизации


программы 150

Диалоговые программы 150

Идентификаторы 152

Обработка массивов 153

Абстрактные Дракон-схемы 154

Философия языка Дракон 160

Классификация знаний 160

Выводы 160

Глава 13:
Человеческая деятельность
и формализация знаний:
живописные примеры 162

Что такое


профессиональные знания? 162

Учебные экспертные системы 164

Визуализация экспертных систем 165

Визуализация описания


технологических процессов 167

Что такое методология? 167

Визуализация методологий 167

Система “Человек—машина” 178

Визуализация биологических алгоритмов 178

Визуализация медицинских алгоритмов 181

Другие примеры визуализации 181

Описание структуры деятельности 186

Нужен ли стандарт для описания
деятельности? 188

Выводы 188

Глава 14:
Визуальный дракон-редактор 189

Зачем нужен Дракон-редактор? 189

Заготовка-примитив и заготовка-силуэт 189

Что такое атом? 189

Пример построения Дракон-схемы
«Примитив» 192

Операция «Пересадка лианы» 192

Операция “Заземление лианы” 192

Пример построения


Дракон-программы «Силуэт» 194

Формирование надписей «Да» и «Нет» 197

Выводы 197

Глава 15:


Описание визуального синтаксиса
языка Дракон 198

Общие понятия 198

Шампур-блок 198

Операция «Ввод атома» 198

Дополнительные сведения об атомах 198

Критические и нейтральные точки 199

Правила использования операции “ввод атома”
при построении дракон-схемы 201

Операция с лианой 203

Пересадка лианы 203

Заземление лианы 203

Прочие операции 205

Основные результаты 205

Выводы 205

Глава 16:


Визуальное структурное
программированиее 206

Постановка проблемы 206

Историческая справка 206

Отживающий метод? 207

Прав ли Игорь Вельбицкий? 207

Четыре принципа структуризации блок-схем,


предложенные Э.Дейкстрой 208

Почему научное сообщество не приняло


видеоструктурную концепцию Э.Дейкстры? 208

Парадокс
структурного программирования 211

Плохие блокс-схемы
или плохие стандарты? 212

Блок-схемы и теоретическое


программирование 212

Новые цели стандартизации блок-схем 213

Чем отличаются блок-схемы
от Дракон-схем? 213

В чем сходство визуального и текстового


структурного программирования? 216

В чем различие визуального и текстовго


структурного программирования? 216

Почему самолет не машет крыльями? 221

Выводы 222

Глава 17:


Исчисление икон и попытка
предсказать будущее 223

Визуальное логическое исчисление 223

Общеизвестные
сведения о математической логике 223

Об одном распространенном


заблуждении 223

Принцип абсолютизации текста 224

Визуализация
понятий математической логики 225

Исчисление икон 225

Еще раз о шампур-методе 226

Шампур-схема как абстрактная


модель программы 226

Преобразование шампур-схемы


в шампур-программу 227

Шампур-метод и докуазательство


правильности программ 227

Возможна ли теория визуального программирования? 228

Гипотеза о будущем императивных
языков программирования 228

Визуализация логики


и интенсификация интеллектуальной
деятельности 229

Выводы 230

Глава 18:
Место языка Дракон
в системе
человеческой культуры 232

Между сциллой и харибдой 232

Принцип структуризации
деятельности 232

Генеральная концептуальная схема 233

Проблема деятельности в эргономике 235

Искусственный интеллект:


алгоритмизация – это ночной кошмар! 236

Эргономический анализ


проектно-конструкторской деятельности 237

Подводные камни


проектно-конструкторской деятельности 238

Почему взорвался Чернобыльский реактор? 239

Сон разума рождает чудовищ 241

Интенсификация интеллекта и языки программирования 242

Улучшение работы ума — проблема
номер один 242

Выводы 243

Глава 19:
Возможна ли эргономизация
математики? 245

Почему Джойн фон Нейман провалился


на экзамене? 245

Существует ли пропасть


между математикой и эргономикой? 245

Алгебра Диофанта 246

Эргономический анализ алгебры Диофанта 248

Эргономизация алгебры


после Диофанта 249

Осознание полезности


эргономического поворота в математике 251

Эргономическая победа Лейбница 252

Методологическая ошибка
историков математики 253

Аналогия между математической


Диосценой и панелью
отображения информации 254

Математическая и эргономическая эффективность 254

Как повысить производительность математического труда? 256

Два метода визуализации


математики 257

Проект «Когнитивный стиль»


(COGNISTYLE) 257

Пример математической


визуализации с помощью метода
COGNISTYLE 258

Выводы 260

Глава 20:
Можно ли стать
интеллектуальным суперменом? 261

На пороге создания


теории улучшения работы ума 261

Человеческий мозг


нужно грамотно проектировать 262

Разгадка тайны человеческого интеллекта 266

Развитие и интенсификация интеллекта 268

Знаковая и предметная информация 268

Знаковое и предметное обеспечение
информатики 268

Знаковая и предметная программа 270

Переломная веха в истории информатики 270

Одноглазые миссионеры,


или заброшенное дитя информатики 271

Когнитивная письменность —


новый способ представления знаний 272

“Кастрированный” интеллект 273

Что такое проектоника? 273

Проектоника и искусственный


интеллект 274

Особенности проектоники 275

Микроинформация и микроителлект 275

Стратегическая


интеллектуальная инициатива 276

Дорога в будущее


(Вместо заключения) 278

Интеллектуальные трудности


как глобальная проблема 278

Вызов интеллектуального терроризма 278

Бессилия интеллекта 278

Цель — значительное улучшение интеллекта 279

Список литературы 280

Интеллектуальный терроризм:


фантазия или реальность? 280

Глава 1 280

Глава 3 280

Глава 5 280

Глава 6 281

Глава 13 281

Глава 16 281

Глава 17 281

Глава 18 281

Глава 19 282

Глава 20 282

Отзывы 285





следующая страница >>
Смотрите также:
Владимир Паронджанов
4032.7kb.
83 стр.
Младший сержант Исаков Владимир Тимофеевич геройски погиб при выполнении интернационального долга в Афганистане. Исаков Владимир Тимофеевич
34.41kb.
1 стр.
Владимир Маканин. Голоса
855.55kb.
7 стр.
Петр Баренбойм, Гадис Гаджиев, Владимир Лафитский, Владимир Мау «Конституционная экономика»
6027.25kb.
23 стр.
Программа обновление гуманитарного образования в россии
3954.54kb.
19 стр.
Почему астрология лженаука? Владимир Сурдин
245.04kb.
1 стр.
Владимир Путин подвел финансовые итоги года
624.16kb.
5 стр.
Знаменитые врачи: Бехтерев Владимир Михайлович
134.32kb.
1 стр.
Резюме фету Владимир Владимирович
11.57kb.
1 стр.
Степанов Владимир Михайлович 17. 07. 1946 – 27. 03. 2011
10.47kb.
1 стр.
Владимир вернадский
64.23kb.
1 стр.
Кх алкснис Владимир Алексеевич
58.25kb.
1 стр.