Главная
страница 1
Профсоюз работников народного

образования и науки РФ
Саратовская

областная организация

Что такое

«Профсоюзный проект»

и как его создать

Саратов, 2008 г.

Содержание

Введение 3


Что такое проектирование? 4
Специфические особенности профсоюзных проектов 7
Что такое проект? 8
Цели и задачи проекта 8
Алгоритм проекта 9
Структура проекта 9
Фаза разработки проекта 10
Фаза реализации инновационного проекта 13
Фаза завершения инновационного проекта 13
Успехи и неудачи 14
Где взять деньги? 15
Заключение 15
Социальный проект «Правовое поле» 16
Анализ проект «Правовое поле» 20
Использованная литература 23
Введение
В Саратовской области с 2008 года проводится эксперимент по модернизации образования. Это полномасштабный образовательный проект регионального уровня и профсоюзы являются неотъемлемым компонентом данного проекта.

Центральный Комитет Профсоюза работников народного образования и науки РФ в постановлении III Пленума «Об укреплении единства и повышении эффективности деятельности Профсоюза» отметил, что в условиях интенсификации процессов модернизации социальной сферы и роста конкуренции среди общественных организаций в сфере образования, становится актуальной задача быстрой и адекватной адаптации к происходящим внешним и внутренним изменениям, которые требуют разработки и реализации проектов по основным направлениям деятельности Профсоюза.

Таким образом, настало время и для профсоюза освоить новые методы работы и привлечения людей в организацию.

В настоящее время для того, чтобы шагать в ногу со временем, чтобы успешно конкурировать с другими общественными организациями в сфере общественных объединений, необходимо уметь создавать и реализовывать проекты и программы, которые позволят повысить статус и конкурентоспособность профсоюзной организации.

Тон задает ЦК Профсоюза, реализуя полномасштабные проекты общероссийского уровня. Так, с 1996 года ЦК общероссийского профсоюза образования совместно с Профсоюзом учителей Швеции реализует проект по созданию развитой системы неформального образования взрослых. В 2005 году совместно с агентством Matra министерством иностранных дел Нидерландов и Всеобщим профсоюзам образования Нидерландов (АОВ) начат проект по подготовке лекторов и созданию региональных учебных центров профсоюза.

В нашей области первопроходцами являются вузовские студенческие профсоюзные организации. Так, ППО студентов СГТУ реализовали проект «SMS» – издание студенческой профсоюзной газеты. ППО студентов СГУ реализуют сразу несколько проектов, входящих в программу «Создание положительного облика студенческой профсоюзной организации».

Сегодня только ленивый не увлекается многочисленными проектами и инновациями. Время такое. Ото всех требуются перемены и активность. Проекты в современной ситуации представляются одной из панацей. Вот как создадим замечательный и интересный проект, и сразу членство повысится в несколько раз.



Однако проект это не панацея! Но использование проектной методики позволяет пробудить творческую мысль. Сами разработчики, охваченные новой идеей, сплачивают вокруг себя единомышленников. Организация живет, развивается, у нее появляются новые ресурсы и возможности для обеспечения будущего.

Ни для кого не секрет, пожалуй, что очень немногие до конца представляют себе, а что же такое на самом-то деле проект, да ещё и профсоюзный.

Для того чтобы четко это себе представлять, и создано данное методическое пособие.

Областной комитет профсоюза работников образования благодарит Козлову М.С. – председателя профкома студентов СГУ им. Н.Г. Чернышевского за предоставленный теоретический и практический материал по созданию и реализации профсоюзных проектов.

Автор очень надеется, что оно поможет вам, дорогие члены профсоюза (лидеры и не лидеры), создать немало эффективных и интересных профсоюзных проектов.

Но для начала давайте выясним …


Что такое проектирование?
До недавнего времени термин «проект» использовался преимущественно в технической сфере, и с ним связывалось представление о разработках сложной документации. В настоящее время любая деятельность может быть связана с выполнением различных проектов. Проекты разрабатываются в самых разных сферах деятельности: общественной, политической, международной, технической, театральной, литературной, педагогической. Поэтому нет ничего удивительного в том, что профсоюз также вовлечен в проектную деятельность.

Процесс создания проекта называется проектированием. В широком смысле проектирование – это деятельность по осуществлению изменений в окружающей среде.

Проектирование является важной частью жизни любого человека. Каждому из нас приходится в жизни намечать какие-либо способы реализации идей или их воплощения, пути продвижения, поиска и составления планов, и пр. Все эти действия, носящие интеллектуальный и творческий характер, и составляют «проектирование».

Целью любого проектирования будет создание чего-то нового, позволяющего решить ту или иную проблему. Создание нового всегда несет в себе элемент развития. Это может быть развитие отдельного человека – лидера, а может быть развитие учреждения или организации. Поэтому на этих страницах мы поговорим о проектах развития. А что они будут развивать – решать вам.

Начать хотелось бы с самых азов – с
принципов проектирования
Откуда они берутся? Из закономерностей. Закономерности объективны и представляют собой идеи, отражающие угол зрения проектировщиков. Закономерности имеют обобщенный характер и поэтому относятся ко всей проектировочной деятельности.

Принципы всегда должны быть перед глазами создателей проекта, должны проникнуть в их мышление. Только в этом случае вероятность получения качественного и действенного проекта будет велика. Ошибки проектировщиков, как правило, связаны с несоблюдением какого-то из перечисленных ниже принципов. Рассмотрим каждый из них.



Принцип инновационности (причем, инновационность может содержаться в различных частях проекта: целях, содержании, методах, формах, способах организации и т.д.) означает, что проект должен привнести новое в деятельность организации.

Предположим, вы хотите создать новый способ ознакомления членов вашей организации с её деятельностью. Форма профсоюзного уголка или листка вам надоела, и вы решили создать цикл радиопередач.

Принцип целенаправленности предполагает четкий ответ на вопрос « Что проектанты хотят создать в итоге осуществления намеченного». Соблюдение этого принципа требует от составителей проектов ясности в результате, наличия критериев, с помощью которых возможно будет установить соответствие цели проекта и его ожидаемого результата.

Здесь четко ставим перед собой цель: ознакомление членов профсоюза с деятельностью организации на областном и муниципальном масштабе. Каков будет ожидаемый результат? Создание цикла радиопередач? Нет! Ожидаемый результат – повышение членства вашей организации.
Принцип системности требует наличия четкой логичной структуры проекта, полноты и обязательной взаимосвязи всех его компонентов. Одним из требований к проекту является требование целостности. Так вот наличие всех необходимых системных взаимосвязей в структуре проекта и призвано обеспечить его целостность.
Принцип преемственности требует от составителей понимания, что все революционные проекты («весь мир насилья мы разрушим до основания, а затем…»), как правило, оказываются авантюристичными. Любые инновации возникают и рождаются не на пустом месте, а в организации, в опыте которой может быть много прогрессивного, рожденного в прошлые годы, поэтому нет никакого смысла отказываться от него. Чаще всего новшество являет собой единство прошлого и содержит зачатки будущего. В этом смысле новое обычно представляет собой преемственное развитие того, что уже в какой-то мере имелось в прежнем опыте.

Если вы решили выпускать профсоюзную газету в виде комиксов, то никто вам не мешает один из рассказов посвятить трудовому праву, а другой – расчету больничных листков.
Принцип научности предполагает обоснованность каждой идеи в проекте, опору предполагаемых новшеств на теоретические положения или научные концепции, чтобы было понятно, почему это нововведение может дать новые и лучшие, чем прежде, результаты.

В случае с газетой, предположим, это научные сведения (из социологии, статистики и психологии) о том, каким образом получение информации (из газеты) влияет на принятие конкретного решения (о вступлении в профсоюзную организацию).
Принцип технологичности. Очень часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда проект написан как научный трактат или философское эссе.

Для того, чтобы этого не произошло, проект должен отвечать на вопросы, как, каким образом, за счет каких субъектов, каких действий, в какой последовательности, в какое время и где будет выполнено все то, что изложено в концепции проекта.



Принцип конкретности требует обязательной четкой постановки целей проекта и называния ожидаемых результатов. Иначе говоря: цель, задачи и ожидаемые результаты должны быть сформулированы настолько конкретно, чтобы их достижение можно было определить (измерить количественно или охарактеризовать качественно).

Не просто повышение профсоюзного членства, а повышение на 15% к декабрю 2008 года.
Принцип ресурсной обеспеченности позволяет оценить реалистичность проекта развития.

Что проку проектировать, когда предполагаемое, если и не миф, и его осуществление теоретически где-то может быть и возможно, но в конкретной организации при отсутствии подготовленных кадров (радиожурналистов, способных написать сценарий), необходимой материальной базы (звукозаписывающей студии или связей с местной радиостанцией), необходимого объема финансов (оплата эфирного времени) и т.д. осуществить заведомо невозможно. Вспомним основное положение теории правления: наиболее дефицитными ресурсами при осуществлении проектов являются ресурс идей и ресурс времени. !!!


Принцип оптимальности обязательно должен быть учтен при проектировании, поскольку финансовые ресурсы не всегда соответствуют потребностям. Необходимо выработать оптимальный вариант проекта, когда его реализация может дать наивысшие возможные результаты при минимально необходимых затратах.
Принцип участия в разработке проектов развития всех субъектов, которые должны будут его выполнять. Игнорирование этого принципа при разработке проектов является едва ли не главной причиной того, что проекты даже при достаточном финансировании оказываются нереализованными.
Чтобы понять необходимость и важность соблюдения названных принципов, представим себе, что может получиться при проектировании, если хоть какой-то принцип будет не соблюден.
Специфические особенности

профсоюзных проектов
Профсоюзный проект относится к категории социальных проектов, поэтому необходимо и целесообразно для разработки и реализации профсоюзного проекта учитывать факторы и специфические особенности, влияющие на проектирование и частично нарушающие, так или иначе, продекларированные только что принципы.

  • Цели не всегда могут быть предельно конкретными (в данном случае нарушается принцип конкретности). Они только намечаются и должны корректироваться по мере достижения промежуточных результатов. Однажды сформулированные цели не должны рассматриваться как нечто неизменное. В ходе реализации проекта под воздействием изменений в окружении проекта и получаемых промежуточных результатов цели проекта могут претерпевать изменения.




  • Количественная и качественная оценка социальных проектов, как правило, затруднена (принцип системности, и принцип научности подвергаются изменениям), т.к. достаточно сложно при работе с людьми оценить, какой из факторов оказал существенное воздействие на субъект, то есть на членов профсоюза.




  • Сроки и продолжительность проекта зависят от множества факторов: необеспеченность научными и профессиональными кадрами, несвоевременное выделение средств, как финансовых, так и материально-технических, стихийные бедствия и чрезвычайные происшествия могут оказывать существенное влияние на изменение сроков проекта и его отдельных составляющих ( нарушение принципа технологичности и ресурсной обеспеченности).




  • Расходы на проект, как правило, зависят от собственных ассигнований, но возможно договориться с работодателем, социальным партнером, спонсором, наконец.




  • Ресурсы выделяются в рамках возможного обеспечения, поэтому масштаб разработки проекта, его цели и задачи, определяются в соответствии с выделенными ресурсами (кадровыми, материально-техническими, информационными).

Итак, выяснив основные принципы проектирования, поняв специфические особенности социальных, в нашем случае – профсоюзных—проектов, настало время понять что такое проект, какова его непосредственная структура.
Что такое проект?
В настоящее время нет единого общепринятого определения проекта, существует множество трактовок этого понятия. Рассмотрим некоторые из них.

Проект – ( от лат. рrojektus, буквально – брошенный вперед) :

  1. Совокупность документов (расчетов, чертежей) для создания какого-либо сооружения или изделия.

  2. Предварительный текст какого-либо документа.

  3. Замысел, план.

Воропаев В.И. в своей книге «Управление проектами в России» дает такое определение проекта:

Проект – это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.

Мы определяем профсоюзный проект как план осуществления определенных мероприятий, направленных на улучшение материального положения, социальной защищенности членов профсоюза, план совершенствования профсоюзной организации в рамках определенного времени и денежных ресурсов.



Цели и задачи проекта
Одним из центральных понятий, связанных с инновационным проектом, является понятие цели и задач проекта.

Финансовая мотивация должна совпадать с целями членов организации. Если такое обеспечение отсутствует, самая талантливая и продуктивная цель имеет мало шансов подняться над «частоколом» других намерений и планов.



Цель – это желаемый результат деятельности, осуществляемой в ходе реализации проекта. Цели должны отвечать следующим требованиям:

1. Цели должны быть реалистичны, то есть проект не должен превратиться в «прожект».

2. Цели должны быть ранжируемы, то есть разделены на более мелкие составляющие, согласованные между собой в зависимости от этапа работы (они могут быть представлены как задачи).

3. Цели должны быть диагностируемы, то есть должны иметь измерители (конкретные критерии и методики замера).



Описание цели инновационного проекта определяет сущность проекта.

Задача – желаемый результат деятельности, достижимый за намеченный интервал времени и характеризующийся набором количественных данных или параметров этого результата. Откуда следует, что для решения поставленных задач необходимо указать предполагаемые сроки их достижения и задать количественные характеристики желаемого результата.

Ещё одно условие необходимо учитывать при создании любого проекта – окружающая среда. Реализация проекта происходит в окружении постоянно меняющейся внутренней и внешней среды, которая оказывает на него определенное воздействие. Каждое из таких воздействий может оказать негативное влияние на проект и привести к его разрушению. Значит, необходимо заблаговременно учитывать ближайшее и дальнее окружение проекта и стараться исключить риски связанные в их воздействиями. Их изменения могут впоследствии сыграть решающую роль для успеха проекта.



АЛГОРИТМ ПРОЕКТА
Проектирование можно охарактеризовать как стремление изменить существующую действительность и создать новый «продукт». С этой целью проектанты предпринимают определенные действия, которые можно объединить в алгоритм. Один из вариантов такого алгоритма предлагается ниже.

  • выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;

  • определение цели проекта;

  • постановка задач по реализации цели;

  • определение идей реализации цели и задач;

  • определение работ, необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих;

  • прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;

  • определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;

  • определение допустимых сроков исполнения проекта.

Если же заменить действия предусмотренные алгоритмом, на смысловые блоки, то мы получим с небольшими изменениями предполагаемую структуру проекта.


Структура проекта
По мнению специалиста по педагогическому проектированию — кандидата педагогических наук М.В. Левита, любой проект развития должен состоять из следующих смысловых частей или компонентов:

  1. Обоснование актуальности проекта для его участников

  2. Краткая характеристика проблем проекта, его стратегической цели, объекта и предмета, осуществляемых в рамках проекта экспериментов.

  3. Постулирование исходных теоретических положений проекта.

  4. Формулирование сущности проектного предложения

В данном случае речь идет о формулировании сущности одной строкой или одной фразой. Заметим, что для авторов проектов формулирование сущности проектного предложения одной строкой нередко оказывается очень трудным, но оно совершенно необходимо и очень полезно, так как помогает самим разработчикам выделить главное, существенное, то есть самим понять и осознать для себя эту сущность.

  1. Заявление проектной гипотезы (основного содержания проекта).

  2. Характеристика методов и средств реализации проекта.

  3. Обоснование этапов и сроков осуществления проекта.

  4. Обоснование бюджета проекта и бюджетов каждого этапа.

  5. Характеристика системы управления проекта самими проектантами.

  6. План реализации проекта с опорой на привлекаемые ресурсы: временные, кадровые, научно-методические, нормативно-правовые, мотивационные, материальные, финансовые, административные, информационные.



Фаза разработки проекта
Определив, таким образом, структурный план проекта следует приступить к его разработке. Определяется состав участников проекта, выстраивается функциональная и организационная структура. Он вступает в начальную фазу – фазу разработки.

Вначале необходимо определить:

- основные идеи реализации проекта. Определить, «как сделать»? Идеи реализации одного и того же проекта могут быть различными, и зависят они от множества факторов, например, на идеи реализации оказывают сильное влияние ресурсное обеспечение (кадровое, материально-техническое, финансовое, информационное), окружение (местные специфические условия) и множество других составляющих;

- круг основных активных участников проекта. Определить, кто будет
разрабатывать проект? Определяя состав группы разработчиков, необходимо исходить из масштаба поставленных целей проекта и, соответственно, сложности и новизны решаемых в проекте задач. Если проект имеет локальный характер, то можно ограничиться силами специалистов данного учреждения или организации. В том случае, если проект будет по масштабу рассчитан на районную или городскую организацию, целесообразно привлечь к его разработке специалистов научного уровня, например, из высших учебных заведений;

- круг основных пассивных участников проекта. Определить, кого касается проект? Выделить так называемую целевую группу. Неотъемлемой частью проектирования является прогнозирование того состояния, в которое мы хотим перевести предмет разработки, т.е. определить изменения, которые произойдут в целевой группе в направлении деятельности по проекту.

- мотивацию участников проекта. Определить, каковы мотивации участников? Объединение их в группы по мотивациям позволит наладить эффективное взаимодействие активных и пассивных участников в процессе реализации проекта.
Коротко можно представить этот этап в виде схемы:


Ответы на эти вопросы позволяют выявить участников проекта, их цели, мотивации, определить взаимоотношения и на этой основе принять обоснованное решение по организации проекта и управлению им. По степени восприятия инноваций коллектив, как правило, разделяется на четыре группы в следующем процентном соотношении:

лидеры -1-3%; позитивисты - 50-60%, нейтралы -30%; негативисты 10-20%.

Для того, чтобы в коллективе или в целевой группе не возникло серьезного сопротивления при реализации проекта, необходимо создать условия, позволяющие перевести достаточно большую группу слабо мотивированных в группу с повышенной мотивацией. Возможно использовать для этой цели управленческие методики по мотивации коллектива на нововведения.

Таким образом, разработка инновационного проекта включает следующие действия:



  • назначение руководителя проекта и формирование команды;

  • установление деловых контактов и изучение целей и мотивации участников инновационного проекта;

  • развитие концепции и разработка основного содержания проекта (конечные результаты, стандарты качества, структура проекта; основные работы, требуемые ресурсы),

  • структурное планирование (декомпозиция проекта, календарные планы;
    смета и бюджет проекта, потребность в ресурсах, процедуры управления проектом и техника контроля; определение рисков).

Прежде, чем начать реализацию проекта, необходимо проверить грамотность его подготовки. Грамотный проект должен соответствовать ряду качеств: актуальность, прогностичность, реалистичность, рациональность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Рассмотрим их.

Актуальность - свойство проекта заключается в том, чтобы быть ориентированным на решение наиболее значимых для вашей организации проблем, то есть таких проблем, решение которых в совокупности может дать максимально возможный полезный эффект.

Прогностичностьсвойство проекта отражать в своих целях и планируемых действиях не только сегодняшние, но и будущие требования к организации и изменения в условиях ее деятельности, то есть способность проекта соответствовать изменяющимся требованиям и условиям, в которых она будет реализовываться.

Реалистичностьсвойство проекта обеспечивать соответствие между планируемыми целями и необходимыми для их достижения средствами.

Рациональностьсвойство проекта определять такие цели и способы их достижения, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный результат.

Целостностьсвойство проекта обеспечивать полноту состава действий, необходимых для достижения поставленных целей, а также согласованность связей между ними.

Контролируемостьсвойство проекта определять конечные и промежуточные цели (ожидаемые результаты), то есть определять их таким образом, чтобы существовал способ проверки реально полученных результатов на их соответствие целям.

Чувствительность к сбоямэто свойство проекта своевременно обнаруживать отклонения реального положения дел от запланированного.

Отсутствие у проекта какого-либо из перечисленных выше качеств, будет приводить к тому, что желаемые результаты либо не будут получены вовсе, либо они будут получены в более поздние сроки или с большими, чем предполагалось, затратами.

Наличие проекта, обладающего перечисленными свойствами, дает уверенность руководителю, что он знает, какой конечный результат должен быть получен к определенному моменту времени, какие действия, кем и когда надо совершить для достижения желаемого результата. Не менее важно, что благодаря проекту не только руководитель, но и участники совместной деятельности понимают, на достижение какой общей цели они работают, какова их роль в этой работе, что от них ждут и что произойдет, если они не обеспечат своевременного решения своих частных задач.



Фаза реализации инновационного проекта
Всякое проектирование имеет смысл лишь в том случае, если оно реализуемо. Любой профсоюзный лидер хорошо осуществляет только те идеи, которыми он проникся. Всякий проект в социальной сфере может быть реализован, если к проектированию причастны участники преобразуемой социальной системы (в нашем случае – члены профсоюзной организации). Проект возможен лишь при наличии кадровых и финансовых ресурсов.

Процесс практической реализации включает выполнение следующих работ:

  • заключение контрактов или договоров;

  • обеспечение мотивации и стимулирования команды проекта;

  • оперативное планирование работ;

  • установление системы информационного контроля за ходом работ;

  • руководство, координация работ, согласование темпов, отслеживание положительных или отрицательных изменений (мониторинг), прогноз состояния, оперативный контроль и регулирование основных показателей проекта;

  • решение возникающих проблем и задач.


Фаза завершения инновационного проекта
Важной составляющей проектирования является обратная связь - мониторинг, соотнесение последствий реализации проекта с исходным замыслом и всеми промежуточными шагами его воплощения. Мониторинг проекта предполагает определение способа отслеживания реализации проекта, оценку ею результативности, анализ возможных последствий нововведений (как положительных, так и отрицательных). Подробная фиксация и описание неудач, просчетов, болевых точек, незапланированных проблем, трудностей, с которыми пришлось столкнуться в процессе реализации проекта, способствует определению возможностей роста в дальнейшей деятельности, нахождению новых направлений разработок.

Фаза завершения проектирования предполагает выполнение следующих работ:

  • планирование процесса завершения проекта;

  • опытная проверка окончательного продукта проекта;

  • подготовка кадров для реализации создаваемого проекта;

  • оценка результатов проекта и подведение итогов;

  • подготовка итоговых документов;

  • сопоставление первоначальных целей и планируемых результатов с полученными результатами, если необходимо осуществление корректировки;

  • расформирование команды.



Успехи и неудачи
При разработке и реализации проекта большое количество неопределенных факторов оказывают влияние на эти процессы, поэтому необходимо учитывать факторы, способствующие эффективной деятельности, а также факторы, которые могут привести к негативным результатам.

Наиболее существенные предпосылки успешной реализации проекта:

1. Создание определенного центрального руководства с достаточными полномочиями на принятие решений, способного действовать энергично и целеустремленно.

2. Определение и четкая формулировка целей, выделение различий между старым и новым. Описание проекта.

3. Оценка экономии, которая должна быть достигнута

4. Своевременное обучение лиц, выделенных для работы над проектом, желательно провести обучение еще до начала реализации проекта.

5. Выделение необходимых людских и финансовых средств, для осуществления планируемых изменений .

6. Обеспечение соответствия проводимых изменений интересам большинства.

7. Обеспечение в проекте таких аспектов, которые заинтересовали бы всю организацию.

8. Поддержание коллектива в курсе дел относительно реализации проекта путем достаточно подробной информации (периодические сообщения, наглядная агитация, связь с общественностью, средства массовой информации).

9. Обеспечение наличия консультационной и информационной сети с четким разграничением компетенции и способностью решать конфликтные ситуации (не оставлять без внимания малейшие сигналы).

10. Постоянный контроль за узкими местами в проекте и быстрое реагирование на возникающие сложности.

11. Постоянная коррекция хода реализации проекта (планирование, согласование, информация и обучение).

12. Коррекция временного графика: проекты, рассчитанные на длительный период времени, нередко устаревают.

13. Постоянный контроль за полученными результатами: систематическая оценка хода реализации проекта.



Основные причины неудачной реализации проектов:

  1. Отсутствие четко определенных целей проекта.

  2. Недостаточный учет внешней среды.

  3. Отсутствие эффективной системы управления проектом.

4. Недостаточное внимание к последствиям реализации проекта, разрешению конфликтов, политическим и социальным аспектам.
Где взять деньги?
Главный вопрос, без которого невозможна реализация проекта в принципе, т.к. деньги в той или иной степени нужны для реализации абсолютно любого проекта. Идеальным является вариант, когда профсоюзная организация располагает своими собственными ресурсами. Однако это возможно лишь в том случае, если она достаточно большая – вузовская или районная. Если проект родился в первичной организации, необходим спонсор. Спонсоров можно подразделить на две категории: те, кому выгодно и меценаты.

Поскольку меценатов найти в наше время достаточно трудно (хотя нет ничего невозможного, все зависит от желания), ставку следует делать на «тех, кому выгодно».

Чтобы убедить их выделить деньги на реализацию вашего проекта, предложите им варианты материальной или социальной выгоды (предположим, прибыль или рекламу), которую они получат в результате реализации проекта. Достаточно просто на каком-то собрании или празднике сказать большое спасибо своему спонсору и он будет счастлив и доволен. Можно в процессе реализации проекта постоянно использовать его символику на тех или иных мероприятиях. Одним словом, здесь все будет зависеть от вашей смелости, и воображения. И помните: дорогу осилит идущий. Поэтому дерзайте!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Целью пособия было знакомство членов профсоюза, профактива с методикой создания инновационных проектов. Рассказав о принципах проектирования, структуре и фазах существования проектов, о возможных причинах успехов и неудач на проектном поле деятельности, мы её достигли.

Далее начинается самый сложный этап – практический, ибо теоретизировать всегда проще, чем реализовывать. Так что Вам, дорогие читатели, остается самое сложное, но, безусловно, гораздо более интересное занятие. Воплотить все знания, полученные из данного методического пособия в жизнь. Удачи!


Методическое пособие подготовлено

ведущим специалистом областного

комитета профсоюза Тимофеевой А.М.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Для более четкого понимания и усвоения материала пособия, вам предлагается анализ социального проекта ППО студентов СГУ им. Н.Г. Чернышевского «Правовое поле» по всем основным параметрам, представленным в данном методическом пособии.


Социальный проект «Правовое поле»

Наименование проекта: «Правовое поле».

Главные цели проекта: создание информационно-правового поля для студентов и ориентация в нем студентов.

Если Центр создать по предлагаемому нами варианту при Профсоюзной студенческой организации, то это дает возможность расширения задач, выполняемых для достижения целей:



  • юридическая поддержка студентов, защита их прав;

  • правовое обеспечение;

  • повышение уровня правового сознания студентов посредством их участия в дискуссии, семинаре, круглом столе, лекции.

Целевые группы: студенты ВУЗа.

Анализ текущего состояния исследуемой проблемы выявил необходимость реализации данного проекта по следующим причинам.

В современной России за последние несколько лет наблюдается стремительный рост экономики. Один за другим принимаются законы, направленные на улучшение жизни граждан; реализуются целевые программы, в которых, зачастую, без специальных консультаций тяжело разобраться в одиночку. Нужно также заметить, что большинство проектов и законов направлены и на молодежь, которая, в свою очередь в настоящее время проявляет крайне низкий уровень правового сознания и правовой культуры. Проект «Правовое поле» призван решить эту проблему, посредством создания информационно-правового поля.



Основные этапы и виды деятельности по проекту:

На подготовительном этапе основной задачей является создание Рабочей группы. Активные и ответственные студенты отбираются посредством предоставляемых рекомендаций деканата и профсоюзных организаций факультетов, при учете желания самих студентов участвовать в реализации проекта. Предполагается, что Рабочая группа станет Исполнительным органом данного проекта, в состав которой, в соответствии с направлением деятельности, включаются студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», если таковые имеются, а также профактивисты. Из числа участников Рабочей группы выбирается руководитель (он и курирует всю деятельность и является ведущим проводимых мероприятий).

На начальном этапе деятельность в рамках проекта будет выражаться в организации и проведении семинаров и дискуссий по правовым вопросам.

В качестве актуальных тем можно предложить рассмотреть на семинарах следующее:



  • «Бесплатное здравоохранение: миф или реальность?»;

  • «Подумай о пенсии сейчас!» (в связи с новой пенсионной реформой в стране);

  • «Ипотечное кредитование: проблемы и перспективы» (в связи с реализацией в стране проекта «Доступное жилье»), для информирования семейных студентов;

  • «Многодетные семьи: возможно ли это?» (в связи с принятыми законами о материнском капитале, о дополнительных выплатах на рождение 2-го и последующих детей);

  • «Автономия высших учебных заведений: что это такое?»;

  • «Трудоустройство студентов: проблема первого рабочего места»;

Будет замечательно, если темы будут подсказывать студенческие массы, например, в ходе опросов о волнующих или интересных направлениях.

Каждый семинар заранее готовится: Рабочая группа во главе с Руководителем группы подбирает необходимую литературу, самостоятельно исследует нормативную, законодательную базу для составления плана мероприятия и раздаточного материала, приглашает экспертов.

Кроме этого, Рабочая группа:


  • прорабатывает темы и материал для обсуждения на семинарах, тренингах, лекториях, путем проведения мероприятий по выявлению общественного мнения;

  • осуществляет информационную поддержку проекта, посредством постоянного размещения информации в СМИ ВУЗа.

Руководитель проекта:

  • руководит деятельностью проекта;

  • исполняет роль ведущего в ходе мероприятия;

  • определяет состав экспертов и приглашенных.

В ходе проработки нормативной базы, получения опыта при общении с экспертами, приглашенными на семинары, члены Рабочей группы приобретают способность самостоятельно и индивидуально оказывать правовую помощь своим коллегам-студентам.

Поэтому в дальнейшем, предполагаем организацию постоянно действующего Центра правовой поддержки при профсоюзной организации, в рамках деятельности которого уже кроме семинаров будет проводиться индивидуальное консультирование студентов, выпуск справочных пособий для всех студентов как на основе материалов проведенных тематических семинаров, так и общего университетского характера, а также пособий для актива по ориентированию в нормативно-правовой базе по студенчеству.



Необходимые ресурсы для реализации проекта:

Проект рассчитан на длительное время и предполагает финансирование из средств ВУЗа (или профсоюзной организации), в зависимости от структурной подчиненности. При удачном развитии проекта считаю возможным финансирование из средств Федерального бюджета, если выводить Центр «Правовое поле» на межвузовский, городской уровень.

Реализация проекта не потребует больших финансовых затрат.
Смета проекта:


п/п

НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЬИ РАСХОДОВ

ЗАПРАШИ-ВАЕМАЯ СУММА

1.

ТИПОГРАФИЧЕСКИЕ УСЛУГИ:

а) набор и распечатка анкет

б) распечатка положения проекта


500 шт.2 руб. = 1000 руб.

100 шт. 2 руб.

=200 руб.


2.

ИЗДАНИЕ СПРАВОЧНИКА ДЛЯ СТУДЕНТА (объем: 20 стр.)

а) типографические услуги

б) расходы на публикацию


100шт. 20руб.

= 2000 руб.



3.

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ 1 ЗАСЕДАНИЯ

  • программа семинара;

  • раздаточный материал;

30 шт. 4 руб.

=120 руб.



ИТОГО:

3320 руб.

Надо отметить, что для постоянного существования проекта необходимы информационные ресурсы в целях информирования о планах и результатах деятельности, привлечения студентов к участию. Это можно осуществить через местные СМИ, интернет-сайты, собрания актива, используя кадровый потенциал профсоюзной организации.



Система оценки и мониторинг реализации проекта:

Для определения устойчивости проекта воспользуемся SWOT-анализом, т.е. выявим сильные и слабые стороны проекта, возможности и угрозы для данного проекта.



SWOT – анализ

Цель проекта: создание информационно-правового поля для студентов.

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Наличие активного кадрового потенциала.


Пассивность основной массы студенчества к восприятию информации.

Внешняя среда

Возможности

Риски

Широкие перспективы для развития инициативы студентов, привлечения опыта и развития практики студентов юридического факультета.

Расхождение теории и практики в стране по обсуждаемым темам.

Качество реализации проекта предполагается определять путем проведения исследований по:

- количеству студентов, посещающих семинары;

- периоду (частоте) встреч (как показатель интенсивности работы группы);

- возникновению интереса со стороны аспирантов, молодых сотрудников университета (как показатель значимости проекта);

- реакции со стороны СМИ,



Планируемые результаты:

В ходе реализации проекта ожидаются следующие результаты:

1. Повышение уровня правового сознания студентов;

2. Формирование у студентов ВУЗа активной гражданской позиции в условиях современной цивилизации и демократии;

3. Реализация проекта будет способствовать практической помощи в решении проблемных вопросов, возникающих у студентов;

4. Активизация самопознания.


Начнем анализ с проверки соответствия проекта принципам проектирования. Выясним, насколько они соблюдаются в этом проекте.

Принципы инновационности и целенаправленности. Соблюдаются. В данном случае создание информационно-правового поля для студентов является одновременно инновацией (создание нового для данной организации информационного «продукта») и целью.

Принцип системности. Структура проекта достаточно логична. Присутствуют все необходимые компоненты: руководитель, активные и пассивные участники, определено ресурсное обеспечение, даны прогнозируемые результаты и т.д.

Принцип преемственности тоже соблюден. В данном случае наработанный «старый» потенциал профактива будет участвовать в «новой» деятельности по созданию этого самого информационно-правового поля.

Принцип научности условно можно связать с анализом состояния текущей проблемы. Проблема обозначена, дан её анализ. Кроме этого дан и SWOT-анализ возможных рисков, внешней и внутренней среды. Несмотря на то, что нет серьёзных научных выкладок и цифр, тем не менее, элемент изучения проблемы существует.

Принцип технологичности. В данном проекте четко изложено как, каким образом, за счет каких субъектов, каких действий, в какой последовательности, и где будет выполнено все то, что изложено в концепции, поэтому принцип соблюдается. Единственный ресурс, который не раскрыт – временной, что является небольшим минусом. Сказано только, что проект рассчитан на длительное время, т.е. сроки реализации проекта четко не определены.

Принцип конкретности. Соблюдение этого принципа немного хромает. Планируемые результаты сформулированы общими фразами, недостаточно четко.

Зато принцип ресурсной обеспеченности обозначен очень хорошо. Определены и финансовые и кадровые ресурсы, необходимые для реализации проекта. Предоставлена смета расходов.



Принцип оптимальности тоже достаточно соблюдается. Планируются затраты небольших финансовых ресурсов. Кадровые ресурсы, которые предполагается использовать, уже обладают знаниями, необходимыми для реализации проекта, следовательно, нет необходимости тратиться на их обучение.

И, наконец, принцип участия в разработке проектов развития всех субъектов, которые должны будут его выполнять. Поскольку проект профсоюзный, участвует в его разработке профактив, и он же заявлен как главный кадровый активный ресурс. Следовательно, налицо соответствие и по этому принципу.

Продолжая анализ этого проекта по тексту методического пособия, определяем следующий предмет для анализа: соблюдение алгоритма создания проекта:


  • выявление потребностей в изменении на основе анализа существующего положения и выделение проблемы;

Потребностью является повышение уровня правового сознания и правовой культуры. Проблема, соответственно, низкий уровень правового сознания и правовой культуры.

  • определение цели проекта;

Создание информационно-правового поля для студентов и ориентация в нем студентов.

  • постановка задач по реализации цели;

Юридическая поддержка студентов, защита их прав; правовое обеспечение; повышение уровня правового сознания студентов посредством их участия в дискуссии, семинаре, круглом столе, лекции.

  • определение идей реализации цели и задач;

Деятельность в рамках проекта будет выражаться в организации и проведении семинаров и дискуссий по правовым вопросам.

  • определение работ, необходимых для разработки и запуска проекта или его составляющих;

Создание Рабочей группы которая станет Исполнительным органом данного проекта. В её состав, в соответствии с направлением деятельности, включаются студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», если таковые имеются, а также профактивисты. Из числа участников Рабочей группы выбирается руководитель (он и курирует всю деятельность и является ведущим проводимых мероприятий).

Проведение Рабочей группой семинаров и дискуссий по правовым вопросам

  • прогнозирование результатов проекта (ожидаемые положительные результаты, возможные потери, негативные последствия, компенсационные меры по их устранению) и критериев их оценки;

Прогнозируемые результаты:

1. Повышение уровня правового сознания студентов;

2. Формирование у студентов ВУЗа активной гражданской позиции в условиях современной цивилизации и демократии;

3. Реализация проекта будет способствовать практической помощи в решении проблемных вопросов, возникающих у студентов;

4. Активизация самопознания.

  • определение участников проектной деятельности на этапе разработки и запуска проекта;

Круг пассивных участников: студенты ВУЗа.

Круг активных участников: Рабочая группа, в состав которой, в соответствии с направлением деятельности, включаются студенты, обучающиеся по специальности «Юриспруденция», если таковые имеются, а также профактивисты. Из числа участников Рабочей группы выбирается руководитель проекта.

  • определение допустимых сроков исполнения проекта. Проект рассчитан на длительное время. Т.о. четких сроков реализации не установлено.

Поскольку структурный план проекта – в некотором роде дубликат алгоритма, анализировать его не будем. Последнее, на что хотелось бы обратить внимание – соответствие необходимым качествам проекта.

Напомним их:

актуальность, прогностичность, реалистичность, рациональность, целостность, контролируемость, чувствительность к сбоям. Здесь подробно хотелось бы осветить только последние два качества. И контролируемость, и чувствительность к сбоям предполагается реализовывать с помощью проведения исследований.

Качество реализации проекта предполагается определять путем проведения исследований по:

- количеству студентов, посещающих семинары;

- периоду (частоте) встреч (как показатель интенсивности работы группы);

- возникновению интереса со стороны аспирантов, молодых сотрудников университета (как показатель значимости проекта);

- реакции со стороны СМИ.

Что касается всех остальных необходимых качеств, если внимательно прочитать анализ соответствия проекта принципам проектирования, можно без труда заметить, что данный проект им удовлетворяет. Именно поэтому в данный момент он с успехом реализуется.



Использованная литература.


  1. В С. Лазарев. Системное развитие школы - М, 2002 .

  2. М.М. Поташник. Как подготовить проект на получение грантов. М., 2005.

  3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1989.

  4. Т.Г. Новикова. Проектирование эксперимента в образовательных системах. М., 2002.

  5. Йеннекенс Ж. Осуществление преобразований. В кн. Менеджмент в условиях рыночной экономики. - Минск: ЭНИС, 1992


Смотрите также:
Профсоюз работников народного образования и науки РФ саратовская областная организация Что такое «Профсоюзный проект»
315.86kb.
1 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
34.96kb.
1 стр.
Ивановская областная организация профсоюза работников народного образования и науки
909.23kb.
6 стр.
Ивановская областная организация профсоюза работников народного образования и науки
932.83kb.
6 стр.
Владимирская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки РФ
46.56kb.
1 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки РФ
43.58kb.
1 стр.
Постановление Г. Лениногорск от 10 января 2013г. О плане основных мероприятий Совета профсоюзной организации работников образования Лениногорского муниципального района на 2013 год. Президиум спо работников образования постановляет
194.75kb.
1 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
618.57kb.
4 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
682.76kb.
4 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
57.63kb.
1 стр.
Постановление Г. Новосибирск № 2010 г. О проведении I открытого форума профсоюзных лидеров Восточного округа «Проект -54», посвященного 20- летию Профсоюза работников народного образования и науки РФ и Дню учителя
78.73kb.
1 стр.
Профсоюз работников народного образования и науки
1647.28kb.
9 стр.