Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13
АРУТЮНЯН ГАГИК ГАРУШЕВИЧ

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД

В СИСТЕМЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

/СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ/
ЭЛЕКТРОННАЯ ВЕРСИЯ


Ереван - 1999

© Электронная версия подготовлена в отделе международных связей Конституционного Суда РА, 1999г.


Тел. 588176, 506544, E-mail: armlaw@concourt.am, http://www.concourt.am

УДК 342.5(479.25)


ББК 67.99(2Ар)01
А 868
АРУТЮНЯН Г.Г.

А 868

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ /СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ/. Ереван, "Нжар", 1999, 238 с.   Электронная версия

Монография Председателя Конституционного Суда Армении Г.Арутюняна пасвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам конституционного правосудия и устойчивого развития общества.

На основе обобщения и сравнительного анализа большого объема теоретического, нормативного и фактологического материала, обоснованы новая концепция и новый методологический подход к формированию эффективно действующей системы конституционного правосудия.

Специалисты широкого профиля, государственные служащие, юристы, политологи, экономисты, а также депутаты могут ознакомиться как с общими основами, так и с особенностями организации и функционирования конституционных судов, их юрисдикцией, формой и методами работы, взаимосвязями с другими институтами государственной власти в различных странах, использовать в своей работе рекомендации автора, а также предлагаемую методику сравнительного конституционного анализа.

Автор выражает благодарность членам Центра конституционного права Республики Армения за совместные обсуждения выдвинутых в работе проблем, ценные советы и предложения.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение

Глава I. Юридическая природа, этапы развития и характерные особенности функционирования основных моделей конституционного правосудия

Глава II. Конституционное правосудие и общественная практика

а) характер общественных отношений и конституционный контроль

б) особенности конституционного контроля в переходный период

Глава III. Взаимоотношения конституционных судов с другими институтами государственной власти. Гарантии независимости конституционного правосудия

Глава IV. Сравнительный анализ механизмов образования институтов судебного конституционного контроля и их основных полномочий

Глава V. Приоритеты выбора форм и проблемы формирования объектов и субъектов конституционного контроля

Глава VI. Особенности судебного конституционного процесса и характер решений Конституционного Суда

Глава VII. Основные подходы к совершенствованию системы конституционного правосудия в Армении

Заключение

Приложение I

Приложение II

Список использованной литературы и нормативных источников

Оценки ведущих научных центров и ученых

Об авторе



Введение

Конституционное правосудие в той или иной форме существовало на протяжении всей истории человечества. XX век отличается тем, что зародились специализированные институты судебного конституционного контроля, которые к концу столетия утвердились более чем в ста странах мира. Данный феномен уже сам по себе представляет особый интерес, стал объектом пристального внимания представителей различных областей науки. Вместе с тем, учитывая исключительную и возрастающую роль конституционного правосудия, в особенности в XXI веке, возникла настоятельная необходимость научного обобщения проблем генезиса новой системы конституционного правосудия, ее функционирования и развития.

В числе актуальных теоретических и практических проблем конституционного правосудия принципиальное значение имеет определение места и роли Конституционного Суда в системе государственной власти, а также утверждение сбалансированных взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей.

Известно, что по этим вопросам не только в теории, но и в практике конституционного правосудия имеют место полярные точки зрения, более того, отсутствие ясности и определенности препятствует внедрению эффективно действующей системы судебного конституционного контроля, цель которой - придание общественному развитию устойчивого динамизма. Это более характерно для стран молодой демократии, в которых конституционное урегулирование общественных отношений все еще носят незавершенный характер. В подобных ситуациях уточнение роли и места органов конституционного правосудия в системе государственной власти, обеспечение необходимых и достаточных предпосылок для их полноценного функционирования приобретают принципиальное значение.

Кроме того, мировое сообщество в настоящее время вступило в новый этап развития, когда доминирующими становятся взаимосвязи и взаимовлияния, а в отношении демократических ценностей формируются общие потребности и подходы. Поэтому система конституционного контроля каждой страны должна соответствовать определенным общим критериям. Выявление последних, научный анализ и формирование системы конституционного контроля непрерывного функционирования - безотлагательная необходимость.

Особую актуальность приобретает конституционное правосудие в конце XX -начале XXI века в качестве одного из стержневых звеньев иммунной системы общественного организма. Это обстоятельство явилось одной из актуальнейших тем повестки дня предстоящего V Международного конгресса по конституционному праву (Роттердам, 12-14 июля 1999 г.). Подходы и предложения автора по этим проблемам представляют новые методологические возможности для разрешения многих актуальных вопросов, касающихся целостности государственной власти и системы конституционного правосудия.

Следует также отметить, что конституционное правосудие - это результат развития научной мысли в двадцатом веке, а многие теоретические и практические вопросы в этой области нуждаются не только в дискретном, но и системном обобщении и анализе.

Главная цель данного исследования - способствовать формированию такой системы государственной власти, в которой гарантированно обеспечивается решение вопросов верховенства Конституции, защиты неотъемлемых прав и свобод человека, создание необходимых предпосылок для устойчивого и динамичного развития общества, в котором преодолены революционность и процесс опережающего накопления отрицательной общественной энергии.

Автором поставлена задача выявить те обстоятельства, предпосылки и факторы, которые предполагают необходимость создания эффективно действующей системы конституционного контроля, что, в свою очередь, требует системного подхода в оценке достижений конституционного правосудия в международной практике, в определении нерешенных задач и "узких мест". Раскрывая общественно-исторические и национальные особенности отдельных стран, автор предлагает конкретные подходы к формированию независимого и эффективно функционирующего органа конституционного правосудия .

Для достижения поставленной цели и решения конкретных задач была изучена обширная специальная литература, в том числе работы многих известных представителей российской школы конституционного и административного права, а также государственного строительства и управления. По инициативе автора был организован и проведен ряд международных конференций, посвященных актуальным вопросам конституционного правосудия.

На основе сравнительного анализа и системного подхода выявлены общие закономерности и основные уроки, доминирующие тенденции и логика развития систем конституционного контроля не только в развитых странах, но и в странах молодой демократии, раскрываются место и роль органов конституционного правосудия в системе государственной власти.

Большое внимание было уделено многофакторной оценке общественной практики, конкретным и характерным особенностям конституционного контроля и связям различных органов государственной власти на разных этапах общественного и государственного развития. Присущая переходному периоду кризисная ситуация не только порождает общественные стрессы, требующие специальных способов их преодоления, но и диктует своеобразный подход к сохранению динамического равновесия в обществе и обеспечению верховенства Конституции. В таких условиях конституционный контроль, как важнейшая составляющая иммунной системы общества, должен сформироваться и действовать, учитывая присущие этой ситуации особенности. Последние, в свою очередь, также стали предметом многопланового анализа в диссертационной работе.

Автор акцентирует внимание на выявлении внутренней логики формирования и деятельности судебного конституционного контроля как системы. Рассмотрены основные дискуссионные проблемы конституционного правосудия, выдвинуты конкретные предложения по совершенствованию систем конституционного контроля в Армении, а также в странах молодой демократии.

Методологической основой и методами исследования являются современные научные подходы философского, правового, экономического и социального познания общественных процессов, которые исследуются как единая система - с позиции выявления закономерностей функционального равновесия и самозащиты общественной и государственной систем. Это вызвало необходимость применения разнообразных методов исследования, в том числе системного, программно - целевого, структурно - функционального, сравнительно - правового, конкретно - исторического, социологического, социально - психологического и др. Специфика проблемы потребовала обращения к теории и практике управления общественными процессами и государством, в т. ч. в кризисных ситуациях, к новым научным достижениям в решении проблем обеспечения внутренней самозащиты системы, к накопленному в демократических странах опыту по конституционному и сравнительному праву.



Научная новизна исследования заключается в следующем:

  • обоснована новая концепция формирования и развития целостной системы конституционного правосудия в конце XX - начале XXI веков, на основе изучения многолетнего опыта судебного конституционного контроля, имеющихся различных моделей, выявления особенностей переходных периодов, а также предлагаемой автором методики сравнительного конституционного анализа;

  • разработана классификация основных форм конституционного контроля, проведен комплексный анализ особенностей превентивного, последующего, конкретного, абстрактного, факультативного, обязательного судебного конституционного контроля, обоснован тезис об оптимальном сочетании указанных форм;

  • на основе сравнительного анализа опыта нескольких десятков государств мира выявлены основные закономерности, доминирующие тенденции и логика развития системы конституционного контроля, сформулированы научно-обоснованные выводы относительно развития этого института. Одновременно осуществлена классификация и типологизация, выявлены особенности судебных систем европейских стран, исходя из взаимоотношений судов общей юрисдикции и Конституционного Суда;

  • выдвигается и обосновывается тезис о том, что Конституционный Суд - единственный орган государственной власти, в прямую обязанность которого входит подчинение политики праву, политических акций и решений - конституционно-правовым требованиям и формам;

  • на основе многофакторного анализа правовой природы и характера института конституционного контроля, его исторической обусловленности, эволюции и динамики как универсального фактора демократизации общества и государства, обосновывается новый методологический подход к оценке места и роли органов конституционного правосудия в системе государственной власти. При этом, данные органы рассматриваются в качестве стержневого звена иммунной системы гражданского общества и правового государства;

  • выдвигается новый подход к оценке места и роли института "особого мнения" в практике конституционного судопроизводства, выявляются особенности данного института при принятии решений по спорам о выборах Президента и депутатов Парламента, а также в малых системах, находящихся в переходном периоде;

  • обоснованы основные принципы и критериальные основы формирования дееспособной системы конституционного правосудия на пороге третьего тысячелетия. Конституционное правосудие рассматривается не только сугубо с точки зрения осуществления судебной функции, но и с позиции общественно-государственного управления и реализации народом права на непосредственное осуществление государственной власти, по-новому раскрывается внутренняя логика формирования и развития европейской системы конституционного правосудия;

  • дан функциональный анализ понятий "конституционный контроль" и "конституционный надзор". Функция контроля, по мнению автора, более активна, поскольку признание нормативного акта ( или его положения ) не соответствующей Конституции влечет за собой утрату его силы. Надзорная функция имеет целью обратить внимание органов и должностных лиц на неконституционность принятых или изданных ими нормативных актов и вызвать соответствующие меры;

  • предлагается новый методологический подход к оценке и анализу устойчивости общественного развития и выявлению места и роли конституционного контроля в этом вопросе;

  • на основе комплексного анализа материалов, относящихся к различным странам мира, представлена концепция системы конституционного контроля. Она, как правило, включает в себя конституционное правосудие, осуществляемое Конституционным Судом - органом судебного контроля, который самостоятельно и независимо реализует власть посредством конституционного судопроизводства. Выделены особенности и преимущества конституционного правосудия как оптимальной организации конституционного контроля. В рамках данной системы функции конституционного контроля могут осуществлять Президент, Парламент, суды общей юрисдикции, а в некоторых странах (например, в России) и прокуратура. В работе высказаны суждения о рационализации структур и функций звеньев системы конституционного контроля;

  • впервые в Армении осуществлено всестороннее исследование и научный анализ проблемы формирования и развития системы конституционного правосудия, и, в связи с этим, вопросы последовательного проведения принципа разделения властей, формирования независимой судебной системы, укрепления гарантий защиты прав и свобод человека, реформирования действующей Конституции;

  • выдвигается новый концептуальный подход совершенствования механизма конституционного правосудия в Армении с учетом формирования предлагаемых автором необходимых и достаточных предпосылок укрепления внутриконституционной самоохраны;

  • проанализирован и обобщен опыт организации и функционирования конституционного правосудия в широком социально-экономическом и политическом контексте современного общественного и государственно-правового развития в посттоталитарном и постсоветском пространстве, охарактеризованы достижения мировой практики деятельности конституционных судов, выявлены общие проблемы и недостатки в осуществлении конституционного контроля.

Многие предложения, касающиеся функциональных взаимоотношений отдельных ветвей власти, места и роли конституционных сдержек и противовесов, могут существенно повлиять на улучшение институциональной системы органов государственной власти в странах молодой демократии и быть полезными в осуществлении конституционных реформ.

В течение 1996-99 гг., будучи Председателем Конституционного Суда Республики Армения, имея обширный опыт научной и практической работы, используя методологию системного анализа закономерностей общественных процессов, активными усилиями автора формируется не только новая институциональная система конституционного правосудия в Армении, но и научная школа, организационной основой которой стал руководимый им Центр конституционного права Республики Армения.

Специалисты широкого профиля, государственные служащие, юристы, политологи, экономисты, а также депутаты могут ознакомиться как с общими основами, так и с особенностями организации и функционирования конституционных судов, их юрисдикцией, формой и методами работы, взаимосвязями с другими институтами государственной власти в различных странах, использовать в своей работе рекомендации автора, а также предлагаемую методику сравнительного конституционного анализа.

Автор выражает благодарность членам Центра конституционного права Республики Армения за совместные обсуждения выдвинутых в работе проблем, ценные советы и предложения.



Глава I. Юридическая природа, этапы развития и характерные особенности функционирования основных моделей конституционного правосудия

Задачей исключительной важности для гармоничного развития общества является наличие действенной системы государственной власти, обеспечение взаимосогласованной деятельности законодательной, исполнительной и судебной властей, четкая конституционная регламентация их полномочий и контроль за осуществлением.

Одной из фундаментальных ценностей общества несомненно является верховенство права, идеи и принципы которого направлены против возможности авторитарного правления. Присущие правовому государству признаки - примат права, разделение властей, уважение прав человека, подконтрольность власти, демократический режим правления и другие, стали развиваться еще в античные времена.

В демократическом обществе смыслом законотворчества является гарантия и реализация прав и свобод человека при разумном ограничении власти, а также закрепление на уровне Основного закона страны возможности оспаривания законов с целью установления их конституционности, т.е. соответствия праву.

Разделение властей, без чего невозможно представить существование гражданского общества и демократического государства, в то же время выдвигает задачу - путем задействования необходимых механизмов сдержек и противовесов сохранить конституционно закрепленный баланс взаимоотношений различных органов власти, обеспечить динамизм и стабильный прогресс общества. На практике эта задача разрешима только при наличии целостной и полноценной системы конституционного контроля. В этом многие страны, имеющие развитую государственность, как и страны, вставшие на путь демократического развития, убедились давно.

Еще Г. Еллинек подчеркивал, что правовым может считаться лишь то государство, в котором законодатель так же подзаконен (выделено нами - авт.), как и каждый гражданин. Русский ученый-юрист С. Котляревский в организации правового государства особую роль отводит независимому деполитизированному суду1.



1 См.: Витрук Н. В. Конституционное правосудие. М., 1998, с. 8 -9.

Высшим принципом существования и функционирования демократического общества и правового государства является верховенство Конституции, что одновременно является основным содержанием конституционного контроля.

Верховенство - это закрепленный в самой Конституции признак наибольшей общеобязательности ее действия, который учреждает иерархию правовых актов, отводящую конституции роль основы правотворчества и связывающую правоприменителя.

Основанием для этого является сам характер Конституции как правового акта учредительной силы, степень общеобязательности которого выше юридической силы любых иных предписаний публичной власти, поскольку Конституция сама конституирует ее.

Для того, чтобы выполнить эту роль, Конституция сама не должна противоречить высшим принципам права, она должна вобрать их в себя2. Конституция - это право справедливости, а не механическое сочленение общеизвестных положений.



2 См., в частности, Алексеев С. С. Философия права. М., 1998, с. 16-20, 112-115, 219-239; Нерсесянц В. С. Философия права. М., 1997, с. 92-107; Он же. Право и закон. М., 1983; Кудрявцев В. Н. О правопонимании и законности. Государство и право. 1994. N 3, с.7.

Конституция является фундаментальной правовой субстанцией, призванной не только учредить институты власти, установить их компетенцию и порядок взаимоотношений, но и гарантировать ограниченность правления, предусмотреть такие ограничения для государственной власти, которые порождают тесную связь, сопричастность и взаимную ответственность государства и личности за управление обществом и в наибольшей степени проистекают из свободы каждого и совокупной воли всех. Конституция определяет такое соотношение властей и такие основы их взаимоотношений, которые имеют целью обеспечение перманентно-динамичного развития общества. Соотношение сил имеет дискретный характер, в то время как его формы и пределы предусматриваются Конституцией, а единственным способом легитимации является волеизъявление избирательного корпуса.

Конституция призвана очертить границы права и придать ему внутреннюю определенность. А это, в свою очередь, выдвигает необходимость формирования функциональной и институциональной системы внутриконституционной самоохраны.

Высшая воля союза граждан структурируется в адекватном ей высшем законе государства, одновременно связывающим правовым воздействием не только конституируемое государство, но и конституирующее его общество. В этом и проявляется учредительный характер народного суверенитета, юридическим проявлением которого является конститутивная воля граждан, обеспечивающая внутреннюю правовую связь социума и государства, поскольку последнее никогда не сможет стать частью этого социума.

Высший закон правового государства, обладающий учредительной силой и тем самым стоящий над самим государством, являющийся правовой основой формирования и осуществления публичной власти, государственного волеобразования, уже в силу того, что обладает признаками такой универсальности и абстрактности, которые позволили бы при отсутствии защитных механизмов переместить центр тяжести публичной власти к законодателю и тем самым подменить право законом, подразумевает функцию охраны Конституции как высшую функцию правового государства, имеющую контрольный характер. На практике общественный организм приобретает своеобразную иммунную систему самозащиты, которая в динамике обеспечивает функциональное равновесие общества. Фактически конституционный контроль становится стержнем иммунной системы общественного организма.

Содержание и формы конституционного контроля в различных правовых системах неодинаковы. Конституционный контроль, являясь специфической функцией обеспечения верховенства Конституции, не может быть основной функцией органов, наделенных полномочиями по принятию правовых актов, которые, в свою очередь, могут стать объектами конституционного контроля. Поэтому полномочия по обеспечению конституционности нормативных актов нельзя вверять парламенту. В странах, где конституционный статус главы государства совмещен со статусом главы исполнительной власти, функцию обеспечения конституционности иногда допустимо возложить на него, но только в сфере контроля над административными актами. Следовательно, конституционный контроль могут осуществлять лишь те органы, которые в силу своей независимости от публичных властей способны наиболее беспристрастно разрешать правовые конфликты.

Этим полномочием не могут обладать те институты общественного организма, которые имеют законодательную или исполнительную функции. Конституционный контроль выступает в сфере сдержек и противовесов, и главной его задачей являются обнаружение, оценка и восстановление нарушенного равновесия. Конституционный контроль не допускает иррационального воспроизводства функциональных нарушений или накопления отрицательной общественной энергии, которая, набирая критическую массу, может привести к новому качеству взрывным способом. На практике это выбор между динамичным, эволюционным или революционным развитием. Конституционный контроль призван исключить революционность и общественные катаклизмы.

Конституционный контроль имеет многовековую историю. Его характер, философия осуществления, формы и методы, организационные системы пережили серьезные изменения и сегодня находятся на стадии активного совершенствования. Главное здесь состоит в том, что обеспечение гармоничной деятельности органов государственной власти не является чем-то неизменным, а требует постоянного контроля за стабильностью системы. Поэтому роль конституционного контроля можно сравнить с ролью иммунной системы в человеческом организме. В общественном организме также при возникновении иммунодефицита любой "сквозняк" может стать причиной развала системы.

Органы конституционного контроля осуществляют подобную роль прежде всего тем, что обеспечивают верховенство Конституции, решают возникающие в системе государственных органов споры по вопросам полномочий и, что не менее важно, создают гарантии правового регулирования политических разногласий, возникающих внутри общества.

Иначе говоря, конституционный контроль является средством и возможностью обеспечения стабильности общества путем последовательного и непрерывного характера его развития. Эта роль осуществляется посредством проверки, выявления, констатации и устранения несоответствий нормативных актов Конституции, в ходе которой органы конституционного контроля полномочны отменять обнаруженные несоответствия. А среди этих органов определяющим звеном является институт судебного конституционного контроля3.


3 См.: Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. Ростов-на-Дону, 1992, с. 42. Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. М., 1995, с. 9.

Конституционный контроль является также стимулом к постоянному совершенствованию системы государственной власти и гармонизации непрестанно меняющихся общественных отношений.

Конституционный контроль формирует вкус к государственному мышлению и необходимое качество общественного сознания. Он играет серьезную превентивную роль, когда, действуя четко, побуждает не только органы государственной власти, но и каждого члена общества к правовому, конституционному образу действий.

Понятие "конституционный контроль" непосредственно связывается с наличием Конституции, сохранением конституционно закрепленных норм и принципов, обеспечивающих установленный баланс полномочий различных органов власти, а также с задачей обеспечения конституционных гарантий защиты прав и свобод человека и гражданина. Иначе, главная миссия конституционного контроля - обеспечение верховенства и стабильности Конституции, сохранение конституционного разделения властей и гарантирование защиты конституционно закрепленных прав и свобод человека.

Возникает вопрос: каков был характер контроля за соблюдением основных правил общественного поведения в то время, когда Конституция отсутствовала? Нередко приводится пример Англии, где формально отсутствует институциональная система конституционного контроля. Однако означает ли это, что контроль как способ сохранения баланса, регламентирующего общественные отношения, отсутствует вообще. Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прежде всего отделить определенным образом формализованный и упорядоченный контроль от несистематизированного, или так называемого "юридически функционально нерегламентированного контроля". Следует согласиться с мнением, что в период раннего христианства в обязанности церкви входил надзор над властью, скорее всего это был моральный контроль за властителями. Длительный период реформации в Западной Европе привел к тому, что стало ясно: нужен не моральный контроль, а нечто иное. В результате долгих поисков была выработана техника контроля над властью, называемая юридической4.



4 «Конституционный контроль и демократические преобразования в новых независимых государствах». Сборник материалов Международного семинара. Ереван, 16-18 октября 1996 г., с.223.

Ситуация коренным образом изменилась, когда были конституционно оформлены законы общественного поведения. Логика развития общественной жизни диктовала конституционное и законодательное упорядочение государственного управления, разделение властей и гармонизацию их деятельности, внедрение новой системы ценностей в отношениях между обществом и личностью.

В подобной ситуации для сохранения адекватной системы контроля за основными правилами общежития неизбежно возникает необходимость конституционного контроля как залога здорового и стабильного развития общества.

Что же собой представляет конституционный контроль как система? Очень часто в литературе этот вопрос просто обходят молчанием или отождествляют с судебной системой конституционного контроля. В дальнейшем мы вернемся к различным аспектам данного вопроса. Здесь же хотелось бы особо выделить два принципиальных момента. Во-первых, конституционный контроль не ограничивается только рамками судебного контроля. Ибо следует иметь в виду также и функциональную роль законодательной и исполнительной властей, порядок и традиции сохранения нравственных, национальных и духовных ценностей. Во-вторых, конституционный контроль как система, как совокупность сложных и требующих гармоничного функционирования органов, имеющих разные правомочия, может существовать и результативно действовать только при наличии определенных предпосылок. Из них необходимо выделить конституционное упорядочение общественных отношений, закрепление демократических принципов развития общества (во время революций или при диктатуре данной системе нет места), независимость контроля, его всеобъемлющий характер, доступность членам общества, гласность конституционного контроля и т. д. /сказанное можно представить в виде схемы 1/.

Принципиальное значение имеет обеспечение целостности системы, четкой функциональной взаимосвязи между ее основными звеньями, рациональное взаимодействие при обеспечении сбалансированности системы в динамике, а также институциональная гармоничность системы конституционного контроля. Изучение международного опыта формирования и функционирования системы конституционного контроля в течении XX века, а также сложившейся ситуации в странах молодой демократии наглядно показывают, что, к сожалению, многие проблемы конституционного контроля рассматриваются и решаются дискретно, что в итоге не приводит к желаемым результатам. Учитывая особую важность правильного методологического подхода к формированию дееспособной системы конституционного контроля, этот вопрос всесторонне рассматривается в следующих главах работы.

Развитие различных систем конституционного контроля можно разделить на два основных этапа. Первый - до конституционного регулирования общественных отношений, когда сохранение правил

Схема 1


общежития являлось не только и не столько задачей правовой сферы, сколько вопросом этики, морали, духовности и традиций. Второй - в последние два столетия, когда развитие общественных отношений продиктовало необходимость приведения жизни людей и государства в более упорядоченный вид, когда принятие Конституции, признание ее верховенства и ее защита стали для общества жизненной необходимостью. Это был путь построения гражданского общества, требовавший не только общественного согласия относительно правил общежития, но и наличия надежной системы защиты и контроля.

Организация верховных судебных органов для защиты конституционности и законности не является открытием современных юридических систем, а скорее относится к развитию конституционного права, особенно на европейском континенте. Конституционный судебный контроль прошел несколько характерных стадий развития.

Некоторые элементы конституционного контроля восходят к 1180 г., то есть к древнему немецкому государству. Вначале соответствующие юридические органы имели дело в основном со спорами по предмету юрисдикции между отдельными правителями, частично даже с нарушением прав. Некоторые элементы конституционного контроля проявлялись в той или иной степени на всем протяжении истории права в Германии до тех пор, пока он не был введен в современном смысле слова Веймарской Конституцией. Предварительные формы конституционного контроля существовали во Франции в середине XIII в. Португалия ввела конституционный контроль в Кодекс Филиппа в XVII в. Более серьезные проекты конституционного судебного контроля появились в конституциях Норвегии, Дании и Греции в XIX в.

С точки зрения истории конституционализма и особенно исторического развития конституционного правосудия исключительной является Конституция, написанная Акопом и Шаамиром Шаамирянами под названием "Капкан тщеславия" в 1773-1788гг. Этот труд, содержащий 521 статью и изложенный в соответствии с принципами теории естественного права, является, по существу, первой Конституцией, содержащей в себе идею особого специализированного суда - " Высшего суда" , чья миссия, по современным понятиям, заключалась в осуществлении судебного конституционного контроля.

Уже одно название указанного труда - целая теория. Его сущность сводится к тому, что авторы создают конституционный "капкан" для носителей власти, чтобы они держались и действовали в рамках своих конституционных полномочий. В удивительной гармонии представляются полномочия в сфере функции сдержек и противовесов.

В 1867 г. Австрийский Федеральный Суд получил право разрешать споры по юрисдикции в защиту политических прав личности против администрации. Государственный суд, с другой стороны, принимал решения по конституционным жалобам (Staatliche Verfassungsbeschwerde).

Хотя некоторые первоначальные элементы конституционного контроля уже можно видеть в Федеральной Конституции Швейцарии (1848г), Швейцарский Федеральный Суд получил более широкие полномочия лишь с изменением Конституции в 1874 г.

В Норвегии конституционный контроль зарождается в юриспруденции начиная с 1890. Румыния ввела конституционную юстицию перед Первой мировой войной по американской модели.

В современной английской юридической системе отсутствуют специализированные институты конституционного контроля, однако правовая история Англии включает некоторые из ее элементов, а именно, принцип главенства Конституции, который восходит к 1610 г. и имеет важное значение в истории развития конституционного права Англии. Еще один пример английского вклада в этой области представляет собой институт импичмента, возникший в позднем средневековье. Идеи главенства Конституции и права на судейский надзор распространились из Англии в США. Там уже в конце XVIII в. суд провозгласил отдельные английские законы недействительными на территории Северных Американских Штатов. Однако по Конституции 1789 года Верховный Суд как высший федеральный суд не имеет сколько-нибудь выраженных конституционных прав. Решающее влияние на развитие конституционного права оказало знаменитое дело Марбури против Мэдисона (1803 г.), когда Верховный Суд присвоил себе полномочия конституционного контроля в вопросе определения соответствия закона Конституции5. Это дало возможность применить власть американского Верховного Суда для судебного пересмотра закона. Этим решением была, фактически, признана неконституционной та часть процессуального акта, принятая Конгрессом в 1789 г. , которая относилась к полномочиям Верховного суда (параграф 13)6. Классической формулировкой стала мысль председателя Верховного суда США Джона Маршалла по поводу решения от 24 февраля 1803 г.: "Только и только обязанность судебной ветви говорить о том, что же представляет собой закон…. Закон, несовместимый с Конституцией, недействителен"7.



5 См.: Laurence H. Tride. American Constitutional Law. New York, 1988, p. 23-42; Constitutional Law, Cases - Comments - Questions. West Publishing Co., 1996, p. 1-57; Christopher Wolfe. The Rise of Modern Judicial Review, 1994.

6 John E. Novak, Ronald D. Rotunda. Constitutional Law. Fifth edition West Publishing Co. 1995, page 4.




7 Об этом подробно смотри: Sulvia Snowiss, Judicial Review and the Law of the Constitution. Yale University Press, 1990, p. 108-174.

В настоящее время большой интерес представляет изучение опыта развития конституционного правосудия на протяжении XIX-XX вв. , поскольку заметен ряд стадий качественных преобразований, а также накоплен большой опыт, который может очень пригодиться, особенно новым независимым государствам, в деле укрепления эффективных систем конституционного контроля. Учитывая принятие Верховным Судом США первого постановления по поводу конституционности правового акта и новые подходы в течение этого столетия, можно условно выделить следующие стадии преобразования и развития систем конституционного контроля (схема 2):

1. 1803-1920 гг.


2. 1920-1940 гг.
3. 1945-1990 гг.
4. После 1990 г.

Схема 2



Вторая стадия совпадает с созданием первого специализированного института конституционного контроля. Время между двумя войнами называлось «Австрийским периодом». Дело в том, что Конституция 1920 г. знаменует собой появление Австрийского Конституционного Суда с исключительным правом на конституционный контроль за статутом (вначале, правда, превентивного характера), особенно благодаря австрийским юристам-теоретикам Адольфу Мерклу и Гансу Келзену.

По примеру австрийской модели до Второй мировой войны конституционный контроль был введен в следующих государствах: Чехословакии (1920), Лихтенштейне (1925), Греции (1927), Египте (1941), Испании (1931) и Ирландии (1937). Тенденция к более широкому обязательному введению конституционного контроля была прервана войной, и уже образованные институты не смогли развернуть практическую деятельность (например, с 1933 по 1945 г. Австрия не имела конституционного контроля, а Чехословакия - с 1938 г.)

Третья стадия - послевоенный период ( 1945 - 1990 гг. ), когда в европейских странах почти повсеместно образовались конституционные суды, главной задачей которых являлось обеспечение соответствия законов и других нормативных актов Основному закону.

Конституционный контроль, рассматриваемый с теоретической точки зрения, мог бы возникнуть лишь в том случае, если вместо принципов суверенитета парламента8 «преобладала бы идея верховенства Конституции9, и конституционный контроль осуществлялся бы специальным органом, независимым от законодательной и исполнительной властей10. Эти подходы были характерны для послевоенного периода.



8 Когда представительный орган сам принимает решение относительно конституционности законов.

9 Когда Конституция является основой и источником всей государственной власти




10 Не самим парламентом, а либо обычными судами, либо специальным органом, например, Конституционным Судом или другим органом.

Поэтому многие государства ввели конституционный контроль сразу после второй мировой войны: Бразилия (повторно в 1946 г.), Япония (1947), Бирма (1947), Италия (1948), Таиланд (1949), Германия (1949), Индия (1949), Франция (1958), Люксембург и Сирия (1950), Уругвай (1952). Кроме того, конституционный контроль распространялся с различной практической эффективностью в других странах Азии, Центральной и Южной Америки и Африки.

В этот период в странах с коммунистическим строем и однопартийной системой правления институты конституционного контроля рассматривались скорее как буржуазная роскошь. В противоположность этому многие европейские страны (Австрия, Германия, Испания, Италия и др.) поставили вопрос о том, чтобы защита конституционных прав и свобод человека стала одним из стержневых вопросов конституционного контроля. Естественно, в послевоенный период не только конституционные суды этих стран были наделены подобными полномочиями, но и сами граждане получили право защищать свои права вплоть до Конституционного Суда.

Разделение властей и укоренение четкой системы сдержек и противовесов, обеспечение с их помощью согласованной работы законодательной, исполнительной и судебной властей предполагало также внедрение эффективной системы для решения споров, возникающих между различными ветвями власти. Опыт европейских стран свидетельствует, что для формирующихся специализированных органов конституционного контроля в послевоенный период эта задача также была одной из основных.

Четвертая стадия совпадает по времени с волной качественно новых процессов демократизации, т. е. с периодом образования многочисленных новых независимых государств. Учитывая опыт, накопленный европейскими странами, молодые независимые государства одним из первых и основных шагов в своем государственном строительстве и развитии демократических институтов посчитали также реализацию принципа разделения властей и создание целостных систем конституционного контроля.

Это также обусловлено тем, что нужно было надежно защитить Конституцию, которая почти во всех странах была разработана и принята с определенными трудностями, а также решить те задачи, которые обуславливали переход общественного развития из плоскости кризисного управления в плоскость динамичного развития и обеспечения общественной и государственной стабильности.

Последние этапы отмечаются также политическими изменениями в определенных странах Южной Европы, которые ввели конституционный контроль после отмены диктатуры: Греция (1968), Испания (1978), Португалия (1976). В этот период конституционный контроль также вводится в следующих странах: на Кипре (1960), в Турции (1961), Алжире (1963), бывшей СФРЮ (1963) /а также в Словении и других субъектах федерации/. При этом некоторые существующие институти конституционного контроля ввели системный контроль (Австрия, Германия, Швеция, Франция, Бельгия). В результате политических и социальных изменений в восьмидесятые годы конституционный контроль начал меняться и во многих странах Центральной и Южной Америки. В этой части света особое место принадлежит Аргентине, где процесс демократических преобразований в федеральном государстве сначала развернулся в его субъектах и выделялся постепенным увеличением элементов конституционного контроля различной интенсивности отдельными регионами.

Все большее количество стран принимает европейскую модель конституционного контроля, что обусловлено необходимостью формирования надёжной системы гарантий стабильности общественного развития.

В прошлом столетии во всем мире, а во многих странах и в настоящее время, действующая американская модель конституционного контроля характеризуется следующими основными признаками:

- всеобъемлющим характером, включающим не только законы, но и любые нормативные акты всех уровней;

- контроль осуществляется децентрализованно, любым судом, не систематически, при рассмотрении любого конкретного дела, если закон или нормативный акт касается конкретных интересов истца;

- имеет относительный характер, поскольку решение суда обязательно только для сторон и не распространяется на все поле правоприменения.

Почему Европа XX века не приняла американскую модель? На этот вопрос пытались ответить многие11. В одном случае ответ искали в плоскости разнохарактерного восприятия понятий "Закон" и "Конституция". В другом - акцент ставился на особенностях судебной системы и деятельности судей (особо выделяя степень независимости суда и способность судей вынести решение по вопросу конституционности закона). В третьем случае на первый план выносился характер поставленных перед обществом данной страны задач и характерные особенности их решения.



11 См., в частности, Боботов С. В. Конституционная юстиция. М., 1994, с. 55-57.

Так или иначе, больше века во всем мире функцию конституционного контроля осуществляли суды общей юрисдикции. Однако бурные перемены в общественной жизни начала XX века, причем в условиях разделения властей, поставили перед специалистами ряд проблем:

1. Становилось возможным с помощью закона достичь большей централизации власти, вплоть до ее узурпации.


2. В условиях быстрого изменения общественной ситуации и, соответствующего ему законодательного поля, контроль, осуществляемый только по конкретным делам, был, очевидно, недостаточным для эффективного конституционного контроля.
3. В условиях разделения властей главным детонатором дестабилизации общества стала борьба разных ветвей власти за полномочия.

Наряду с перечисленным, на наш взгляд, иной была и методология подхода. На первый план выдвинулось не только решение вопроса, связанного с интересами конкретного человека и относящегося только к нему, но и проблема общественной стабильности и динамичного развития общества путем обеспечения конституционности всей законодательной системы. Фактически был выдвинут на первый план лозунг: "Стабильность государства, динамизм развития"12.



12 Пожалуй, не случайно, что после Второй мировой войны Италия (1948 г.) и Германия (1949 г.) первыми по новой Конституции утвердили обстоятельство создания судов как специализированных институтов конституционного контроля.

В европейской системе приоритетными являются три основные задачи:

а) обеспечение конституционности нормативных актов и посредством этого сохранение конституционно закрепленного функционального равновесия самостоятельных ветвей власти;


б) четкое регламентирование решения спорных вопросов, появляющихся между различными органами власти по вопросу полномочий;
в) создание наиболее целостной и надежной системы защиты конституционных прав человека.

Другой вопрос - как решались эти проблемы в начале века. По нашему мнению, реальность такова, что осуществление конституционного контроля новой специализированной и централизованной системой обеспечивает постепенное, поэтапное решение этих вопросов, и эта тенденция сегодня лежит в основе внутренней логики развития системы.

Характерная особенность этих систем не только в том, что контроль осуществляется специализированным органом. Особую важность имеет то обстоятельство, что существенно меняются также и формы, и характер контроля.13(схема 3)


13 См.: Боботов С. А. Указ. работа, с. 62-63. Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М., 1998, с. 19-20. Арутюнян Г. Г. Конституционный контроль: характер функционирования и развития системы. М., 1997, с. 39-42.

Схема 3


В частности, только этой системе свойственны формы превентивного, абстрактного и обязательного контроля. Благодаря такому подходу конституционный контроль приобретает целостный, комплексный характер и может осуществляться последовательно и эффективно.

Эта система, имея ту основную особенность, что контроль централизован и осуществляется посредством специализированного органа, одновременно имеет также значительные как структурно-организационные, так и функциональные особенности. Здесь надо отметить, что эти особенности отражаются в том, как формируются органы конституционного контроля, каковы его состав и структура, кто и как может обращаться в эти органы, каков характер контроля (абстрактный или конкретный, предварительный или последующий, обязательный или факультативный), что является объектом контроля, а кто субъектом, каков характер решений, принятых органом конституционного контроля, и т. д. Вот те вопросы, ответы на которые мы попытались дать как при рассмотрении отдельных проблем, так и при рассмотрении особенностей функционирования институтов конституционного контроля в отдельных странах.




следующая страница >>
Смотрите также:
Арутюнян гагик гарушевич конституционный суд
3096.3kb.
13 стр.
2 Организация Конституционного суда 2 Компетенция Конституционного суда 4 Производство в Конституционном суде 6 о месте и роли Конституционного суда в государственно-правовой жизни Австрии 10
260.61kb.
1 стр.
Председатель Совета судебных исполнителей Латвийской Республики
46.06kb.
1 стр.
Ниу вшэ, доктор юридических наук Конституционный Суд рф: проблемы с компетенцией требуют решения
176.7kb.
1 стр.
Закона Республики Дагестан «Об Уполномоченном по правам человека в Республике Дагестан»
444.01kb.
3 стр.
Жалоба на нарушение избирательных прав в соответствии с п. 1 ст. 22 Фз «О прокуратуре рф»
59.88kb.
1 стр.
Конституционный Суд Республики Карелия
41.75kb.
1 стр.
Теория права
251.38kb.
1 стр.
1. Вопрос о необходимости разграничения природы государственного правосудия и третейского разбирательства неоднократно являлся предметом научных исследований
148.65kb.
1 стр.
Конституционный суд республики карелия
62.45kb.
1 стр.
П л а н: Введение. 2 Центральные органы государственной власти 3
123.65kb.
1 стр.
Буряад Республикын Республика Бурятия конституционносyyд конституционный суд определение об отказе в принятии к рассмотрению обращения граждан Н. И. Глумовой, В. Т. Труш, Л. И. Еременко, М. К. Курай, С
29.89kb.
1 стр.