Главная
страница 1
Политика Республики Беларусь в области защиты прав детей
В Республике Беларусь охрана детства – одно из приоритетных направлений деятельности государства. Права и законные интересы маленьких граждан Беларуси закреплены в Конституции Республики Беларусь, Кодексе Республики Беларусь о браке и семье, Законе Республики Беларусь “О правах ребенка”, Программе демографической безопасности на 2011-2015 годы, Национальном плане действия по улучшению положения детей и охране их прав в Республике Беларусь и других документах.

Первоочередное право каждого ребенка – иметь семью и достойный уровень жизни в ней. Поэтому в Беларуси принят ряд мер, направленных на поддержку семьи: действует система социальных пособий, гарантий и льгот семьям с детьми, которая является одной из самых эффективных среди стран СНГ.

Во всех районах Гродненской области в системе образования созданы и функционируют отделы и сектора по охране детства. Приоритетным направлением деятельности органов охраны прав детства является устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи, передача их на усыновление.

За 11 месяцев 2011 г. в Свислочском районе выявлено 20 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Процент устройства, выявленных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи составляет 90%, по поводу 2 детей (10%) в настоящее время решается вопрос об установлении опеки. За аналогичный период 2011 года в районе усыновлено гражданами Республики Беларусь 2 ребенка сиротской категории.

На 01.12.2011 г. в Свислочском районе на государственном обеспечении всего находится 77 детей категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Постоянно уменьшается число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в интернатах и детских домах. Сокращение обусловлено активным развитием опекунских и приемных семей.

В Свислочском районе всего на воспитании в 30 опекунских семьях находятся – 37 детей, в 17 приемных семьях – 37 детей.

В настоящее время на содержание одного воспитанника в приемной, опекунской семьях в детском доме семейного типа (питание, одежда, обувь, мягкий инвентарь, учебные принадлежности, предметы личной гигиены и др.) ежемесячно в среднем предусматривается около 500 (495 550) тыс. рублей. Также производится компенсация расходов по коммунальным платежам. Проектом постановления Совета Министров Республики Беларусь данные денежные выплаты предусматривается увеличить более чем в 2 раза с 1 января 2012 года. Средняя заработная плата воспитателя в приемной семье составляет 1 млн. 400 тыс. рублей.

Важным в работе органов опеки и попечительства является охрана жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего за 9 месяцев 2011 решением Свислочского районного исполнительного комитета 12 детей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий. 3 лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено общежитие. Всего на учете граждан, имеющих право на получение жилого помещения социального пользования, состоит 106 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из данной категории.

В республике проводится серьезная работа по профилактике социального сиротства. В целях обеспечения защиты прав и законных интересов детей в неблагополучных семьях, повышения ответственности родителей, не выполняющих обязанности по воспитанию и содержанию своих детей, в 2006 году принят Декрет Президента Республики Беларусь № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях» (далее – Декрет). Декрет призван обеспечить регулирование всех аспектов данной сферы отношений – от отобрания ребенка из неблагополучной семьи, утверждения плана защиты его прав, определения его на государственное обеспечение, до принятия мер воздействия на родителей в целях их ресоциализации и обеспечения возмещения ими средств на содержание детей и, в конечном итоге, на восстановление семьи.

Предусмотренные данным нормативным актом меры помогли значительно уменьшить для детей риск оказаться в неблагоприятной жизненной ситуации.

Проводится разъяснительная работа с населением о порядке действий в случаях ставшими известными о фактах ненадлежащего выполнения родителями обязанностей по воспитанию детей. К информированию сельисполкомов о родителях, ненадлежащим образом выполняющих обязанности по воспитанию детей, подключены старосты деревень.

«Телефон доверия» с номером 3-30-18 работает на базе учреждения образования «Свислочский социально-педагогический центр с приютом»

С целью повышения престижа семьи, роли семейных ценностей в обществе, как основы благополучия детей и государства, ответственности родителей за ненадлежащее выполнение родительских обязанностей были проведены районные родительские собрания, конференции, к проведению которых привлекаются общественные объединения, такие как БРСМ, «Белая Русь», представители религиозных организаций.

С целью оказания психологической, социально-педагогической, адресной социальной помощи семьям, воспитывающим детей, в районе проводятся благотворительные акции. В летний период проведена акция «Соберём детей в школу», в рамках которой была оказана материальная помощь – 33 млн. рублей 105 детям. Традиционным в районе стало проведение благотворительной акции «Наши дети» для детей-сирот, детей-инвалидов, детей из многодетных, малообеспеченных семей, состоящих на учете в социально опасном положении, участников творческих конкурсов, олимпиад, соревнований.

На 1 декабря 2011г. в социально опасном положении в районе находится 85 детей из 45 семей, признанных нуждающимися в государственной защите комиссиями по делам несовершеннолетних - 8 детей.

За 11 месяцев 2011 года из неблагополучных семей отобрано 23 ребенка ( за 9 месяцев по области 745) и в результате применения мер, предусмотренных Декретом, удалось возвратить родителям 10 детей (по области 401 ребенок), признанных нуждающимися в государственной защите. За период действия Декрета в биологические семьи вернулось 92 (1701) ребенка из 149 (2975) отобранных, что составляет 61,7 %.( по области 57,2%).

Основные причины отобрания детей – пьянство родителей, антисанитарное состояние жилых помещений, низких уровень дохода семей, задолженность за коммунальные услуги.

Именно пьянство порождает равнодушие к собственным детям, разрушает семейные узы.



К решению данной проблемы подключается духовенство.

Областным исполнительным комитетом по инициативе УВД принят ряд решений, направленных на борьбу с алкоголизацией населения.

Со стороны органов внутренних дел области проводится работа по пресечению фактов незаконного изготовления и реализации алкогольной продукции. Так, в 2011 году из незаконного оборота изъято 9 тысяч 808 литров самогона, 3 тысячи 777 литров иной спиртосодержащей жидкости, уничтожено 543 очага самогоноварения и более 180 тысяч литров самогонной браги. За нарушения, связанные с нелегальным оборотом алкогольной продукции и самогона, к административной ответственности привлечен 1 886 граждан.

Кроме того, за истёкший период 2011 года органами внутренних дел области изолировано в ЛТП 133 обязанных лица, злоупотребляющих спиртными напитками и допускающих нарушения административного законодательства (в 2009 году таких лиц изолировано – 129, в 2010 – 135).

К сожалению, профилактической работой еще не охвачена каждая такая семья, слабое влияние оказывается на родителей, не исполняющих свои обязанности, злоупотребляющих спиртными напитками и отрицательно влияющих на поведение детей, о чем свидетельствуют факты совершения преступлений, жертвами которых становятся несовершеннолетние.



Так, 20.07.2010 гр-ка Власик С.И. возле д.Толочки Вороновского района, с целью лишения жизни, нанося множественные удары руками по голове и туловищу, причинила своему заведомо малолетнему сыну Александру, 2009 г.р., телесные повреждения, от которых последний скончался на следующий день. Несмотря на то, что указанная семья состояла на учете как находящаяся в социально-опасном положении, надлежащей профилактической работы с ней организовано не было (Остринский поссовет Щучинского района).

16.12.2010 гр-н Янович А.Т., находясь в состоянии алкогольного опьянения, удерживая на руках малолетнего сына своей сожительницы Пацука Даниила, 05.11.2010 г.р., умышленно, несколько раз встряхнул его, после чего бросил в детскую кровать и нанес ребенку два удара ладонью в область головы. В результате малолетнему Пацуку Д.А. были причинены телесные повреждения (покушение на убийство). Указанное преступление совершено в г.Щучине, семья также состояла на учете, как находящаяся в социально-опасном положении.

21.06.2010 гр-ка Шляпникова М.А., находясь в состоянии опьянения в доме д.Рексти Зельвенского района, взяла грудного ребенка соседки Цветаева Кирилла, 16.02.2010 г.р., из детской кроватки и положила рядом с собой. В результате небрежных действий и отсутствия контроля за своим поведением ребенок оказался у нее в ногах под ватным одеялом лежащим лицом вниз, в связи с чем наступила его смерть. Семья Цветаевых состояла на учете как находящаяся в социально-опасном положении ввиду злоупотребления алкоголем.

В текущем году в Новогрудском и Слонимском районах в семьях, где дети были признаны находящимися в социально-опасном положении, имели место факты гибели малолетних детей от возгорания жилых домов.

В соответствии со статьей 3. Закона «О правах ребёнка» права ребенка и их защита обеспечиваются местными исполнительными и распорядительными органами, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

В случае установления фактов того, что родители уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей, либо злоупотребляют своими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами, они могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей. Это самая крайняя мера, применение которой наступает лишь в случае, когда все иные меры исчерпаны, а проживание детей в родительской семье представляет угрозу их физическому либо психическому здоровью.

Уклонение родителей может выражаться в их бездействии: отсутствие заботы о нравственном и физическом развитии детей, их здоровье, обучении, подготовке к общественно-полезному труду, содержании. В данном случае ребенок не имеет благ, которые совершенно необходимы для нормального существования и развития.

При наличии соответствующих оснований комиссия по делам несовершеннолетних принимает решение об отобрании ребенка у родителей.

Данное решение является обязательным для исполнения государственными органами, организациями, должностными лицами, гражданами.

Отобрание ребенка осуществляется комиссией, в состав которой включаются представители управления образования, органа внутренних дел и при необходимости управления здравоохранения местного исполнительного и распорядительного органа.

За 11 месяцев 2011 года наполняемость детского социального приюта в г.Свислочь составила 75,4 % (областной показатель - 113,5%), (75,75% за аналогичный период 2010, по области - 90,9%).

Проводится работа с родителями по определению детей, находящихся в социально опасном положении, в дошкольные учреждения. На 1 декабря 2011 г. в районе признано находящимися в социально опасном положении 29 детей в возрасте до 6 лет (по области на 1 октября 2011 - 1018), из них до года – 8 (по области 137), от года до 3 лет - 10 (не посещают дошкольные учреждения) по области 333, посещают дошкольные учреждения 34,5%, от 3 до 6 лет - 11 (посещают дошкольные учреждения - 91%), по области 488, посещают дошкольные учреждения 85,7%.

Многие родители закодированы или направлены в ЛТП, получили в СПК добротное жилье, но на этом нельзя останавливаться.

Обязанные родители возмещают государству расходы по содержанию их детей, находящихся на государственном обеспечении. В настоящее время от общей взыскиваемой суммы взыскано 43,9 % (областной показатель 57,4%). Основной причиной невысокого возмещения расходов является значительное количество обязанных лиц проживающих за пределами района, что затрудняет работу по взысканию, низкая заработная плата обязанных лиц, так как многие из них не имеют специальности, квалификации, мотивации к труду, неоперативное исполнение нанимателями решений и определений суда, исполнительных надписей нотариуса по перечислению средств в доход бюджета. Ежеквартально информация подается на координационный совет по контролю за реализацией Декрета № 18.

Должное внимание со стороны государства уделяется детям с особенностями психофизического развития. На начало 2011/2012 учебного года в районе проживает 411 детей с особенностями психофизического развития, из них 52 ребенка-инвалида. Образовательные услуги детям данной категории оказывает специальное учреждение образования «Государственный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Свислочского района», государственное учреждение образования «Порозовская специальная общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушением слуха», учреждение образования “Дошкольный центр развития ребенка г.Свислочь”.

Социальные гарантии детям с особенностями психофизического развития предоставлены в качестве бесплатной дефектологической и психологической помощи, бесплатного пользования учебниками, питания в школах и проживания в интернатных учреждениях. Для детей с интеллектуальной недостаточностью ежегодно бронируются места в спецгруппах ПТУЗов. (справочно: в 9 ПТУЗах области обучается 386 детей).

Дети-инвалиды имеют льготы на приобретение лекарственных препаратов, на оздоровление, преимущества при поступлении на учебу в средние специальные и высшие учебные заведения. Им предоставлено право бесплатного проезда в транспорте общего пользования, а также лицам их сопровождающим. Инвалидам гарантирована социальная поддержка со стороны государства в виде денежных выплат (пенсии, пособия, государственная адресная социальная помощь), обеспечения техническими средствами социальной реабилитации, включая кресла-коляски, протезно-ортопедические изделия, печатные издания со специальным шрифтом, звукоусиливающую аппаратуру и сигнализаторы, а также путем оказания социальных услуг и услуг жилищно-бытового обслуживания.

Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 процентов на оплату жилого помещения и оплату коммунальных услуг, а в жилых домах, не имеющих центрального отопления, - на стоимость топлива.

Государство уделяет пристальное внимание организации питания несовершеннолетних, предоставляет отдельной категории граждан льготы по оплате питания их детей в учреждениях образования.

Плата родителей за питание детей в учреждениях дошкольного образования  взимается в размере 40 процентов от действующих денежных норм; снижается на 50 процентов для семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, для проживающих на территории радиоактивного загрязнения; не взимается с родителей детей-инвалидов, детей, страдающих онкологическими заболеваниями, больных туберкулезом, инфицированных вирусом иммунодефицита человека и других категорий. Стоимость питания в день на одного ребенка в зависимости от возраста и времени пребывания в дошкольном учреждении составляет: в обычном - от 9 до 14 тыс. рублей, в санаторном – от 13 до 17 тыс. рублей.

Право на бесплатное одно-, двух-, трехразовое питание в учреждениях общего среднего образования в зависимости от длительности пребывания имеют школьники из малообеспеченных семей, из семей, имеющих трех и более детей в возрасте до 18 лет, и из числа детей-инвалидов. Остальные 10 категорий детей имеют право на бесплатное одноразовое питание. Стоимость в день на одного учащегося при одноразовом питании в зависимости от возраста составляет: от 5 до 6,5 тыс. рублей - в сельской местности; от 7 до 8,5 тыс. рублей - в городской местности.

Учащиеся учреждений профессионально-технического образования имеют право на одноразовое бесплатное питание если обучаются более одного года. Трехразовым бесплатным питанием обеспечиваются учащиеся, обучающиеся более одного года, из малообеспеченных семей и иногородние учащиеся учреждения образования, расположенного в сельской местности (УО «Малоберестовицкий государственный профессиональный лицей перерабатывающей промышленности»). Стоимость в день на одного учащегося при одноразовом питании – 10 тыс. рублей.
Управление образования Управление внутренних дел

Гродненского облисполкома Гродненского облисполкома


Отдел образования

Свислочского райисполкома



 


Смотрите также:
Политика Республики Беларусь в области защиты прав детей
111.09kb.
1 стр.
«Семейная политика в крупных городах: опыт реализации, перспективы»
135.38kb.
1 стр.
Доклад о положении инвалидов в Республике Беларусь
1063.23kb.
6 стр.
Государственная политика в сфере защиты прав ребенка в россии
396.95kb.
3 стр.
Инструкция о порядке ведения учета доходов, расходов и хозяйственных операций индивидуальными предпринимателями
717.88kb.
3 стр.
Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в области карантина и защиты растений
72.25kb.
1 стр.
Права детей. Международные документы о правах детей
65.01kb.
1 стр.
Заказчик: гу «Департамент по защите прав детей Костанайской области Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан»
223.01kb.
1 стр.
Заказчик: гу «Департамент по защите прав детей Костанайской области Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан»
322.19kb.
1 стр.
Заказчик: гу «Департамент по защите прав детей Костанайской области Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан»
1075.47kb.
3 стр.
1. Политика Республики Беларусь в области обороны
100.23kb.
1 стр.
Закон республики беларусь 21 июля 2008 г. №419-з о государственной границе Республики Беларусь
457.99kb.
3 стр.