Главная
страница 1
Сонина Елена Сергеевна,

канд. филол. наук, доцент

Кафедра истории журналистики

Журналистика, очно-заочная форма, 4 курс

7 семестр

2013-2014 уч. год


ГАЗЕТА И АУДИТОРИЯ: МЕТОДЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЕЙ

В РУССКОЙ ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ ГАЗЕТЕ
Спецсеминар
Русская газета является малоизученным объектом. Изучение тенденций развития газетной периодики убедительно показывает постоянную трансформацию газетного типа, приспособление его к нуждам современности, и поэтому можно выдвинуть гипотезу о невозможности полного исчезновения привычного бумажного формата газеты и его дальнейших изменениях.

Газеты большой и малой прессы, универсальные и специализированные, правительственные и частные, многотиражные и убыточные, с разной периодичностью, политическими взглядами, резко отличающимся авторским составом, – все они создавали неповторимый и одновременно типичный живой организм – русскую дореволюционную газету. В них применялись самые разнообразные методы увеличения читательской аудитории. Многие из них не только применимы, но уже используются современными средствами массовой информации. Знакомство студентов журналистики со способами привлечения подписчиков русской периодической печатью XIX – XX веков расширит их профессиональные возможности.

В ходе занятий будут рассмотрены такие темы, как вопросы рентабельности в русской газетной периодике; приложения, прибавления, премии; вторые издания газет; льготы подписчикам; реклама и объявления как средство расширения читательской аудитории; оформление газет как средство расширения читательской аудитории; структура номера как средство расширения читательской аудитории; жанровое разнообразие как средство расширения читательской аудитории; кадровый состав редакций; тематические и юбилейные выпуски русской дореволюционной газеты; прямая и обратная связь с читательской аудиторией и пр.

Темы курсовых работ, выбранные студентами, будут зависеть от интересов учащихся (кому-то ближе газеты театральные, кому-то музыкальные, кому-то общеполитические) и наличия/доступности подшивок в библиотеках Петербурга. Студенту предстоит определиться и с географией изучаемых газет. Хотя Санкт-Петербург можно назвать газетной столицей дореволюционной России (в Отделе газет Российской Национальной Библиотеки находится 892 наименования петербургских дореволюционных газет – значительная часть фондов), но возможно изучение не только петербургских или московских, но и провинциальных дореволюционных изданий.


Авторские публикации по теме спецсеминара


  1. Сонина Е. С. Петербургская универсальная газета конца XIX века. СПб., 2004.

  2. Сонина Е. С. Взлеты и падения петербургского издателя: О. К. Нотович и газета «Новости» // Известия Уральского государственного университета. 2009. № 4. Серия 1. С. 85 – 94.

  3. Сонина Е. С. Отражение социальной функции газеты в русской дореволюционной живописи // Печать и слово Санкт-Петербурга. Часть I. СПб., 2010. С. 88 – 96.

  4. Сонина Е. С. Г. Р. Державин и газета его старого друга, другом быть переставшего // Г. Р. Державин и его время. Выпуск 6. СПб., 2010. С. 22-49.

  5. Сонина Е. С. Газетный Петербург дореволюционной России. Саарбрюккен, 2011.


План лекционных занятий
Занятие 1. Историография вопроса. Предыстория русской газеты. Становление и развитие русской газеты в XVIII – первой половине XIX века. Зарождение русской журналистики как газетной. Крупнейшие газетные органы начала XIX века и их влияние на русскую культуру. Развитие русской газеты во второй половине XIX – начале ХХ веков. Газетный бум России, связанный с капитализацией страны. Монополизация газетного дела, связь с банками, влияние эпохи на газетные полосы. Крупнейшие издания.
План практических занятий
Занятие 1. Издатели и редакторы русской дореволюционной газеты. Крупнейшие представители издательско-редакторского мира дореволюционной России. Мемуары об особенностях внутриредакционного газетного климата.

Занятие 2. Читательская аудитория русской дореволюционной газеты. Состав читательской аудитории. Прямая и обратная связь русской газеты с читательской аудиторией.

Занятие 3. Политическое направление русских дореволюционных газет. Сближение политических взглядов, неопределенность позиций или ярко выраженные убеждения. Отражение политических взглядов редакции на газетных полосах.

Занятие 4. Вопросы рентабельности в русской газетной периодике. Расходы и доходы крупной и мелкой русской дореволюционной газеты, успешность и банкротство редакций.

Занятие 5. Методы привлечения читателей в русской газетной периодике. Приложения, прибавления, премии, вторые издания, льготы подписчикам, редакционные встречи и пр.

Занятие 6. Реклама в русской газете как средство расширения читательской аудитории. Влияние рекламы на прибыльность газетного дела, на оформление газетных полос. Тематика, расценки, расположение рекламных модулей.

Занятие 7. Оформление русской газеты как средство расширения читательской аудитории. Верстка, формат, объем, дизайн, использование карикатур, фотографий, схем и пр. Отношение читающей публики к насыщению газетных полос иллюстрациями. Типографские возможности.

Занятие 8. Структура номера русской газеты как средство расширения читательской аудитории. Программа газеты и структура номера. Читательские предпочтения.

Занятие 9. Жанровое разнообразие как средство расширения читательской аудитории русской газеты. Исторические особенности развития жанров русской дореволюционной газеты. Отклики читателей.

Занятие 10. Кадровый состав редакций русской газеты как средство расширения читательской аудитории. Становление журналистской профессии. Права и обязанности журналистов. Крупнейшие имена газетной прессы дореволюционной России.

Занятие 11. Совершенствование системы распространения русской дореволюционной газеты. Газетные артели, самостоятельные попытки редакций распространять издания. Подписка и розница.

Занятие 12. Посещение Музея истории печати Санкт-Петербурга

Занятие 13. Посещение газетного фонда Российской национальной библиотеки.

Занятие 14. Обсуждение черновых вариантов курсовых работ по теме спецсеминара.
Рекомендуемые примерные темы курсовых работ


  1. Вопросы рентабельности в русской газетной периодике.

  2. Приложения, прибавления, премии в русской газетной периодике.

  3. Вторые издания газет.

  4. Льготы подписчикам в русской газетной периодике.

  5. Реклама в русской газете как средство расширения читательской аудитории.

  6. Оформление русской газеты как средство расширения читательской аудитории.

  7. Структура номера русской газеты как средство расширения читательской аудитории.

  8. Жанровое разнообразие как средство расширения читательской аудитории русской газеты.

  9. Кадровый состав редакций русской газеты как средство расширения читательской аудитории.

  10. Привлечение читателей в малой прессе России.

  11. Совершенствование системы распространения русской дореволюционной газеты.

  12. Тематические и юбилейные выпуски русской дореволюционной газеты.

  13. Прямая и обратная связь русской газеты с читательской аудиторией.


Критерии оценки курсовой работы
К защите допускаются готовые курсовые работы - окончательный вариант, исправленный на основании замечаний научного руководителя. На защите студент должен хорошо ориентироваться в представленной работе, отвечать на вопросы как теоретического, так и практического характера, относящиеся к теме работы. После краткого вступления, в котором подчеркиваются задачи работы и степень самостоятельности в ее выполнении, студент переходит к освещению работы и основным выводам. Затем следуют вопросы присутствующих на защите студентов и преподавателя, выступление научного руководителя. В заключительном слове студентом даются ответы на замечания.

Оценка «Отлично» ставится, если курсовая работа студента демонстрирует:

- самостоятельную работу учащегося над источниками и исследованиями, отчетливое представление студента об историческом контексте и тенденциях развития газетной прессы изучаемого периода;

- тщательное соблюдение правил научного текста, глубину проработки поставленной проблемы, достижение поставленных цели и задач;

- грамотность текста.

Оценка «Хорошо» ставится, если курсовая работа студента демонстрирует:

- самостоятельную работу учащегося над источниками и исследованиями, имеющееся представление студента об историческом контексте и тенденциях развития газетной прессы изучаемого периода;

- соблюдение правил научного текста, достижение поставленных цели и задач;

- грамотность текста.

Оценка «удовлетворительно» ставится, если курсовая работа студента демонстрирует:

- работу учащегося над источниками и исследованиями, слабое представление студента об историческом контексте и тенденциях развития газетной прессы изучаемого периода;

- попытку достижения поставленных цели и задач;

- нарушение логических связей в изложении материала;

- плохую вычитку текста.

Оценка «Неудовлетворительно» ставится, если курсовая работа студента демонстрирует:

- плагиат;

- отсутствие работы студента над источниками и исследованиями;

- отсутствие понимания тенденций развития газетной прессы изучаемого периода;

- отсутствие научного аппарата;

- невычитанность текста.


Список основной литературы:


  1. Бахтиаров А.А. Слуги печати. Очерки книгопечатного дела. СПб., 1893.

  2. Березина В.Г. Белинский о газете и ее месте в русской периодической печати 1830 — 1840-х годов // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. 1983. № 6. С.46 — 53.

  3. Березина В.Г. Газеты 1860-х годов // Очерки по истории русской журналистики и критики. Т.II. Л., 1965. С.30 — 59.

  4. Боханов А.Н. Буржуазная пресса России и крупный капитал. Конец XIX — 1914 г. М., 1984.

  5. Вертинский Н.С. Газета в России и СССР. XYIII — XX в. М.; Л., 1931.

  6. Газета в старой России. М., 1939.

  7. Голомб Э.Г., Фингерит Е.М. Распространение печати в дореволюционной России и в Советском Союзе. М., 1967.

  8. Есин Б.И. Государственные меры поощрения прессы в России конца XIX — начала XX в. // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. 1995. № 4. С.23 — 27.

  9. Есин Б.И. Запрещение розничной продажи газет как средство ограничения свободы печати (на материалах русской газеты второй половины XIX века) // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. 1967. № 6. С.70 — 71.

  10. Есин Б.И. Путешествие в прошлое (газетный мир XIX века). М., 1983.

  11. Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России. Задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1988.

  12. Есин Б.И. Себестоимость русской газеты в 1913 г. (по материалам бухгалтерии «Сельского вестника») // Из истории русской журналистики начала XX века. М., 1984. С.187 — 194.

  13. Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702 — 1917 гг.). М., 1990.

  14. Кривенко С.Н. Газетное дело и газетные люди // Русская мысль. 1906. № 10. С.1 — 16.

  15. Лемке М. Думы журналиста. СПб., 1903.

  16. Летенков Э.В. «Литературная промышленность» России конца XIX — начала XX века. Л., 1988.

  17. Лисовский Н.М. Библиография русской периодической печати. 1703 — 1900 г. (Материалы для истории русской журналистики). М., 1995. В 2 т.

  18. Пешехонов А. Русская политическая газета (Статистический очерк) // Русское богатство. 1901. № 3. С.1 — 21.

  19. Станько А.И. Русские газеты первой половины XIX века. Ростов н/Дону, 1969.

  20. Фединский Ю.И. Материальные условия издания русской буржуазной газеты // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. 1980. № 2. С.25 — 32.


Список дополнительной литературы:


  1. Афанасьев А.П. Столичные либеральные газеты в России на рубеже 70 — 80-х гг. XIX в. Автореф. канд. дис. М., 1975.

  2. Беккер К. Материалы для статистики газетного и журнального дела в России за 1868 год // Журнал министерства народного просвещения. 1870. № 1. С.195 — 243; 1871. № 9. С.162 — 174.

  3. В-л-н. Газетная толкучка (Заметки постороннего наблюдателя) // Русское богатство. 1881. № 1. С.15 — 40.

  4. Глинский Б.Б. «Новое время» (1876 — 1916 гг.). Исторический очерк. Пг., 1916.

  5. Есин Б.И. Материалы к истории газетного дела в России // Вестник Моск. ун-та. Серия 11. 1967. № 4. С.84 — 86; 1969. № 3. С.79 — 82.

  6. Есин Б.И. Русская газета второй половины XIX века. Автореф. докт. дис. М., 1973.

  7. Есин Б.И. Русская дореволюционная газета. 1702 — 1917 гг. Краткий очерк. М., 1971.

  8. Зайцева А.А. Газета «Голос» во внутренней политике самодержавия периода буржуазных реформ. 1863 — 1870. Автореф. канд. дис. М., 1985.

  9. Канаева Т.М. Газета «Неделя» в общественном движении пореформенной России (1875 — 1893 гг.). Автореф. канд. дис. М., 1981.

  10. Капнист П.И. Краткое обозрение направления периодических изданий и газет и отзывов их по важнейшим правительственным и другим вопросам за 1862 год. СПб., 1862.

  11. Киселев А.П. Реклама в дореволюционной газете // Вестник Моск. ун-та. Серия 10. 1990. № 4. С.28 — 34.

  12. Киселев А.П. Эволюция формы русской газеты (1702 — 1917 гг.). Основные этапы и факторы формообразования. Автореф. докт. дис. М., 1990.

  13. Книга в России. 1861 — 1881. В 3 т. М., 1988 — 1991.

  14. Книга в России. 1881 — 1895. СПб., 1997.

  15. Кузнецова О.Ф. Газета «Сын Отечества» в 60-е годы XIX в. (становление и развитие прессы для среднего сословия). Автореф. канд. дис. М., 1988.

  16. Луночкин А.В. Газета «Голос» в общественном движении России 70 — начала 80-х гг. XIX в. Автореф. канд. дис. СПб., 1995.

  17. Некрасова Е.Н. Были ли у нас газеты для народа? // Русская мысль. 1889. № 12. С.63 — 91.

  18. Плетнев А.П. Газеты и публика (очерк современной прессы). СПб., 1902.

  19. Сергеев М.В. Формирование массового читателя второй половины XIX в. (на примере петербургских городских газет). Автореф. канд. дис. СПб., 1996.

  20. Типы современных газет. «Голос» // Слово. 1879. № 9. С.168 — 182.

  21. Типы современных газет. «Новое время» // Слово. 1879. № 8. С.225 — 242.

  22. Цертелев Д. Печать и общественное мнение // Русский вестник. 1899. № 11. С.375 — 387; № 12. С.807 — 826.

  23. Шестаков П.М. Материалы для характеристики фабричных рабочих // Русская мысль. 1900. № 1. С.157 — 184.

  24. Шпицер С. Права и обязанности редакторов и издателей в 1830 — 1840 гг. // Наша старина. 1916. № 2. С.152 — 154.








Смотрите также:
Газета и аудитория: методы привлечения читателей в русской дореволюционной газете
93.08kb.
1 стр.
Газета и аудитория: методы привлечения читателей в русской дореволюционной газете
55.38kb.
1 стр.
Газета? Газета. Газета!
146.67kb.
1 стр.
Книга «Генератор прибыли»
23.67kb.
1 стр.
Интервью начало интервью было дано «самой независимой и самой бесплатной газете»
73.47kb.
1 стр.
Отзыв на деятельность Егиной Валерии, лидера школьного пресс-клуба
23.54kb.
1 стр.
«Спортивная газета» в газете Новые старты, победы, медали
54.6kb.
1 стр.
Лекции-беседы с применением икт «с любовью о и. С. Бахе»
367.8kb.
1 стр.
Школьная газета
148.09kb.
1 стр.
Сжатое представление предмета деятельности Ukraine-Beratung und Projektmanagement
83.65kb.
1 стр.
Немировский E., Изобретатель Ливчак, "Знание — сила", 1952, № в середине прошлого века газета «Берлинер Тагеблатт»
117.54kb.
1 стр.
Новые автоматизированные функции малогабаритных приборов серии «Эксперт» и «Экотест-ва»
60.17kb.
1 стр.