Главная
страница 1
Арт-рок – музыка современности

Класс: 8

Тип урока: углубление в тему.

Форма урока: урок-игра.

Цель урока: На примере одного из направлений рок-музыки - арт-рока сформировать у учащихся представление о тенденциях развития современной музыки.

Задачи урока:

Обучающие:

  • Сформировать у учащихся представление о направлении рок-музыки - арт-рок, его разновидностях и отличительных чертах.

  • Через сопоставление с произведениями классической музыки учить анализировать современные музыкальные явления, интерпретировать современную музыку с позиций музыкальных традиций, преемственности музыки прошлых веков и современности.

Воспитательные:

  • Формировать навыки оценки рок-музыки с духовно-нравственных и эстетических позиций.

Развивающие:

  • Развивать музыкальное восприятие образцов современной музыки.

  • Развивать критическое мышление школьников в процессе анализа современной музыки.

Музыкальный материал: Rainbow “Ball of Mountain Ling”, Acsept “Metal Heart”, “Лунная соната” Бетховена в аранжировке В.Зинчука, “Лунная соната” Бетховена.

Оборудование: Мультимедийная презентация, СD проигрыватель, жетоны “вошебные ключи, современная энциклопедия “Музыка наших дней”, конверты с вопросами для закрепления нового материала.

Метод и приемы”:



  • В ходе урока используется метод ретроспективы, т. е. повторения знаний, опираясь на которые будет дан новый материал.

  • В процессе изложения нового материала при создании проблемно-поисковых ситуаций, путем метода переинтонирования и размышления о музыке дети анализируют и сравнивают музыку прошлого и современности.

  • Игра “Морской бой”, направлена на создание ситуации занимательности, соревнования и предполагает повторение материала, пройденного ранее.

Учащиеся должны усвоить: Понятие АРТ-РОК, основные характеристики арт-рока, познакомиться с творчеством В. Зинчука, рок-групп Rainbow и Acsept.

ХОД УРОКА

Начало урока.

Учитель: Ребята, сегодня мы проведём урок-игру. Первая часть урока – музыкальный форд Баярд. Для того, чтобы открыть слайд с темой урока, нужно будет набрать определённое количество жетонов. Слушая музыку, размышляя о ней, вы (за каждый верный ответ) будете получать “волшебные ключи”, определённое количество которых позволит нам открыть слайд с темой урока.

Актуализация знаний учащихся…Я предлагаю вам рассмотреть слайд, на котором изображён портрет молодого композитора. Нужно догадаться о каком музыканте пойдет речь … и рассказать известную о нем информацию.

На экране 1 слайд презентации. (Звучит “К Элизе” Бетховена).

Дети: Имя композитора – Людвиг Ван Бетховен.

Учитель: Что позволило вам сделать такой вывод?

Дети: Мы вспомнили произведение, которое называется “К Элизе” и его автора.

На экране 2 слайд презентации

Учитель: Инструментальное и, прежде всего, симфоническое творчество Бетховена имеет ярко выраженный программный характер. Что означает термин “программная музыка”?

Дети: В основе такой музыки лежит тематическая программа, некий сюжет. Программность задаётся или его названием, или излагается в специальном литературном комментарии.

Учитель: Назовите программные произведения разных композиторов.

Дети: Различные оперы, балеты, циклы, например, “Времена года” Чайковского и “Карнавал животных” Сен-Санса, сюита “Пер Гюнт” Грига, Героическая симфония, “К Элизе”, “Лунная соната” Бетховена и др.

Учитель: Вы упомянули циклические формы. Что это за произведения.

Дети: Циклическая форма состоит из нескольких частей, которые объединяет общий замысел.

На экране 3 слайд презентации. (Звучит 1 часть “Лунной сонаты” Бетховена в обработке рок-гитариста В.Зинчука.)

Учитель: О каком странном письме идёт речь. От кого оно?

Дети: С 27-летнего возраста Бетховен страдал глухотой, всё время прогрессировавшей. Тяжёлый для музыканта недуг ограничивал его общение с людьми, затруднял пианистические выступления и, наконец, заставил Бетховен совсем от них отказаться.

Это его “Лунная соната”, первая часть которой посвящена Джульетте Гвиччарди. Но соната написана для фортепиано, а сейчас она прозвучала в переложении для электрических музыкальных инструментов.



Учитель: Влияет ли изменение тембровой окраски на изменение смысла произведения?

Дети: Я считаю, что влияет, но не на столько, чтобы исказился общий замысел произведения.

Учитель: Как именно звучат эти инструменты?

Дети: Инструменты не акустические, а электрические, характерные для рока, но сохранился медленный темп, регистр низкий и средний, гармония произведения.

Дети: Электрические инструменты подобраны таким образом, что лишь подчёркивают глубину чувств композитора, трагизм ситуации и боль человека, отвергнутого любимой.

На экране слайд № 4

Учитель: Вы видите слуховую трубку Бетховена и автограф “Героической” симфонии. Художники ставили свои автографы на ими созданных картинах. Это вошло в традицию. Великие музыканты на партитурах также оставляли свои автографы.

На экране слайд № 5(пустой)

Изложение нового материала.

Учитель: Мы уже говорили о современной музыке, и классическую музыку сегодня вспомнили не случайно. Ваши версии, почему мы сегодня говорим о классической музыке ( Возможно, дети догадаются, так как на уроке уже звучали обработки современной музыки)?

Дети: Классическая музыка сегодня звучала в современной обработке, это было произведение Бетховена…

Дети: Может быть потому, что мы услышали сегодня, как современные композиторы используют классические мелодии, поэтому мы говорим о классике…

Дети: Рок-музыканты когда-то были детьми и учились в музыкальных школах и музыка классиков им хорошо известна, а некоторые образцы особенно любимы, поэтому…

Учитель: Действительно, классическую музыку мы вспомнили не случайно, т.к. сегодня мы обратимся с вами к музыке, которая своими корнями уходит в музыку прошлого …

(По щелчку мыши в презентации открывается надпись на слайде).

В ходе дальнейшей работы мы поймём, как луч классической музыки, преломляясь в зеркале времени, отражается в одном из направлений рок-музыки АРТ-РОК



(Звучит Acsept “Metal Heart”)

Дети: Музыка нам знакома, но она звучит в современной обработке. Это начальная мелодия из произведения Л. Бетховена “К Элизе”.

Мелодия варьируется, звучит фрагментами то в низком, то в высоком регистре. Исполняется она соло электрогитарой, под аккомпанемент инструментов рок-группы.



Слайд № 6

Учитель: Во второй половине 60-х гг. в рок-музыке появилось новое направление – (art rock, от art - “искусство” и “рок”). Его представители обратились к классической музыке, традиции которой восприняли и творчески преобразили. Рок-музыканты обращались к музыке И. С. Баха, Л. Бетховена, М.П. Мусоргского, Э. Грига и других композиторов.

Что особенного вы отметили в звучании данной композиции группы Acsept?



Дети: От знакомого произведения Л. Бетховена осталась лишь узнаваемая мелодия. Психологический настрой произведения полностью изменился.

Дети: Композиция звучит очень ярко, насыщенно.

Дети: Музыканты играют виртуозно, и не менее профессионально звучит вокальная партия.

Учитель: В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом. В отличие от некоторых направлений рок-музыки, где вокал иногда заглушается звучанием инструментов, здесь он занимает равноправное положение.

(звучит Rainbow “Ball of Mountain Ling”).

Учитель: Слышны ли знакомые интонации в прозвучавшей музыке?

Дети: Это очень интересная композиция, основанная на главной интонации произведения Грига “В пещере горного короля”.

Учитель: Чем, на ваш взгляд отличается композиция “Ball of Mountain Ling” от произведения Э. Грига, и что общего вы можете отметить?

Дети: В своей композиции рок-музыканты сохранили не только лейтмотив, но и средства выразительности, характерные для этого произведения в классике: так же как и у Грига постепенно меняется темп, нарастает динамика, происходит наслоение тембровых красок, и т д.

Дети: Отличается композиция большой динамичностью, экспрессией….

Учитель: В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментам в арт-роке используют духовые – флейту и саксофон, струнные – виолончель и скрипку и др. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука.

Закрепление нового материала.

Учитель: Для того, чтобы подытожить знания, полученные на уроке, я предлагаю вам поработать в группах ( состав группы определён заранее). Перед каждой группой в конверте лежат вопросы, на которые нужно найти ответ с помощью анализа музыки, услышанной на уроке или с помощью работы с первоисточником (современная энциклопедия “Музыка наших дней”)

Вопросы первой группе:

Как повлияло использование классических мелодий на содержание произведений рок-музыки? Дайте характеристику инструментальному составу и исполнительскому уровню музыкантов.



Вопросы второй группе:

  • Чем отличаются композиции современных рок-музыкантов от классической музыки? Обоснуйте ответ.

Вопросы третьей группе:

  • Какие инструменты используются рок-музыкантами данного направления?

Вопросы четвёртой группе:

  • Что вы можете сказать о сочетании мастерства инструменталистов и вокалистов арт-рока?

Вопросы пятой группе:

  • Есть ли общее в построении композиций между классической музыкой и музыкой, с которой мы сегодня познакомились (Провести параллель с циклическими формами)?

Вопросы шестой группе:

  • Что вы скажете об оформлении альбомов рок-групп?

Учитель-дети: Происходит обсуждение услышанного. В ходе дискуссии дети выделяют особенности, характерные для арт-рока:

Под влиянием классики в арт-роке усложнились музыкальное и поэтическое содержание произведений, расширился инструментальный состав, повысился профессиональный уровень исполнителей.

Композиции музыкантов, работающих в направлении арт-рок, отличаются мелодическим, гармоническим и ритмическим разнообразием, богатством аранжировок, продуманностью и завершённостью структуры, насыщенностью звучания.

В дополнение к традиционным для рок-музыки музыкальным инструментам в арт-роке используют инструменты классического оркестра: духовые – флейту и саксофон, струнные – виолончель и скрипку и др. Музыканты обычно применяют всевозможные синтезаторы и устройства для преобразования звука.

В арт-роке виртуозное мастерство сочетается с ярким, драматическим вокалом.

Подобно сюитам в классике, композиции рок-музыкантов на пластинке объединены одной или несколькими темами в целостное произведение.

Подобно тому, как художники и музыканты отмечали свои работы автографами, рок-музыканты стремятся к тому, чтобы их произведения были доступны и привлекательны для публики, поэтому большое внимание уделяют художественному оформлению альбома, внешнему оформлению дисков … Концерты исполнителей арт-рока – это красочные представления. Воздействие музыки усиливается световыми эффектами и сценическим действием.

За верные ответы ребята получают жетоны.



Слайд № 7

Учитель: Наряду с “арт-роком” употребляются такие понятия, как прогрессивный рок,

симфо-рок (в случае, когда речь идёт о включении в музыку оркестровых эпизодов),

классик-рок, техно-рок (если акцент делается на техническую сложность материала), барокко-рок (мелодические стилизации под музыку Ренессанса с использованием или имитацией барочных инструментов)

Домашнее задание:

Слайд № 8

Учитель: Дома я предлагаю вам выполнить следующую работу:

Найти дополнительную информацию о рок-группах, работающих в направлении арт-рок.

Найти и прослушать музыкальные произведения, написанные в стиле арт-рок.

Учитель: Вы неплохо ориентируетесь в классической музыке. Так ли хорошо вы знаете музыку XX века? Я предлагаю вам сыграть в игру “Морской Бой”.

Игра “Морской бой”

Открывается презентация №2

Класс делится на 2 команды. На экране вы видите сетку - игровое поле. Выбирая ячейку, назовите её. При нажатии курсором на текст “Твой ход” открывается вопрос. Выбрав ответ, нажать на него курсором, если ответ верен, открывается слайд с изображением салюта. Если ответ ошибочен, то буквы этого предложения упадут. В случае правильного ответа, в правой нижней части слайда вы найдёте гиперссылку, по которой сможете возвратиться на первый слайд. За верный ответ участник команды получает жетон.



Сосчитав количество жетонов, заработанных командами, и сравнив их количество, чествуем победителя игры аплодисментами!

Подведение итогов урока

Учитель: Ребята, надеюсь, вы увидели взаимосвязь и преемственность музыки прошлых веков и современности, академического направления и рок-музыки. Желаю вам, ребята, критично относится к вновь возникающим музыкальным явлениям, уметь оценивать их с эстетической точки зрения на основе музыкальных знаний.

Всех благодарю за работу. Урок окончен.


Смотрите также:
Арт-рок – музыка современности Класс: 8 Тип урока: углубление в тему. Форма урока
96.78kb.
1 стр.
№ n\n №урока Тема урока Тип урока Форма проведения Оборудование урока Дата Практические работы 10
440.64kb.
2 стр.
Конспект урока музыки во 2 классе Тип урока : Углубление и закрепление материала. Проблема
93.29kb.
1 стр.
Уроке и попытайтесь определить тип урока музыки. 1(2) класс, 2 четверть, тема «О чем говорит музыка» Учитель начинает урок с беседы и задает вопрос: У: «Кто создает музыку?»
25.66kb.
1 стр.
№ Урока Дата проведения Тема раздела, урока Тип обучения Педагогическая технология Тип урока Объект и форма контроля
205.42kb.
1 стр.
1. План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы» Тип урока: «Комбинированный урок»
228.37kb.
1 стр.
Номер урока Тема урока Тип урока Форма контроля Наглядность Применение икт, цор зун
395.14kb.
3 стр.
Форма урока: урок-лекция с использованием икт тип урока: Урок изучения нового в форме лекции Тема урока : достопримечательности Великобритании Оснащение: персональный компьютер
64.49kb.
1 стр.
Урока английского языка в 5 классе. ( март 2012г.) Тип урока нетрадиционный. Форма урока урок-концерт. Тема урока: «Mother`s Day». Аспект программы обучения : культурные традиции Англии и России
78.39kb.
1 стр.
Урок №8 Тема урока: «Когда музыка не нуждается в словах» Тип урока : урок закрепления и обобщения знаний
77.59kb.
1 стр.
Урока. Тема урока: «В чем сила музыки оперы «Снегурочка» Н. А. Римского Корсакова». Тип урока: углубление и закрепление темы
96.24kb.
1 стр.
Место проведения урока: моу «сош №42» г. Улан-Удэ Класс: 7 «а» Предмет: русский язык план-конспект урока тема: Текст. Тип урока : развитие речи
58.33kb.
1 стр.