Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 5страница 6

Здания вокзалов

Здание вокзала предназначено для проведения всех операций, связанных с отправлением, прибытием или пересадкой пассажиров.

Состав помещений в вокзалах отвечает основным видам обслуживания в них пассажиров, а именно: билетные кассы, справочное бюро, зал ожидания (судна, автобуса, самолета), а также дополнительного обслуживания: помещения общественного питания (буфет, ресторан), медицинского пункта, отделения связи (почта, телеграф, телефон), киоски Роспечати, парикмахерские, уборные, курительные.

Для удобства ориентации пассажиров-инвалидов, а также соблюдения лимитируемой протяженности коммуникаций (с учетом состояния их здоровья) расположение операционных помещений и устройств, доступных для инвалидов, необходимо приблизить к главным путям движения основных потоков пассажиров.

Зоны ожидания пассажиров-инвалидов следует располагать приближенно к перрону отдельно от главных путей движения.

Эти зоны должны быть изолированы от наиболее шумных помещений и иметь специальные выходы на перрон.

В целях сокращения затрат времени пассажиров-инвалидов на любые операции площади отдельных помещений и габариты свободных проходов в них должны обеспечивать возможность беспрепятственного подъезда инвалидов в креслах-колясках с исключением так называемых узких мест и опасности образования скоплений, заторов и очередей.

Для повышения уровня удобств, предоставляемых маломобильным пассажирам, предусматривается строгое функциональное зонирование основных участков и помещений вокзальных комплексов с выделением зон для инвалидов как в отдельных помещениях, так и в общих залах ожидания.

Необходимые пассажирам и посетителям помещения и устройства в здании вокзала и на перроне должны быть расположены с учетом их последовательной обозреваемости, исключающей возвратное движение. Важным элементом при этом являются специальные информационные средства для инвалидов.

Для пассажиров отправления, включая маломобильные категории, особенно важно последовательное расположение наиболее необходимых им помещений: касс, справочных бюро, камер хранения, зала ожидания. Именно в этом порядке - от входов в вокзал и основных операционных помещений - рассматриваются основные приспособления в этих помещениях для инвалидов.

Для пассажиров прибытия основная задача - обеспечить наиболее короткие и удобные пути выхода к остановкам городского транспорта, исключив столкновение с пассажирами отправления и, как правило, минуя помещение вокзала. При большой протяженности пассажирских зданий для удобства выхода с перрона на привокзальную площадь могут быть применены открытые проемы, исключающие необходимость обхода здания по его периметру (арки, разрывы, тоннели).

Привокзальные площади вокзалов, как правило, отделены от перрона ограждениями, препятствующими входу посторонних лиц на перрон, минуя здание вокзала. В этих ограждениях должны быть предусмотрены ворота для проезда необходимых средств транспорта, которые могут использоваться и для проезда инвалидов в креслах-колясках.

Рекомендуется принимать наиболее прогрессивные оптимальные решения, которые могут обеспечить возможность для инвалидов передвигаться с наименьшими затратами времени в вокзальных комплексах.

Для организации рациональных графиков движения пассажиров к поезду широко используются крытые галереи-конкорсы над путями, ведущими к островным платформам. В конкорсе пассажир быстрее ориентируется и располагается ближе к нужной ему платформе. В опорах устраиваются как грузовые подъемники, так и лифты для маломобильных пассажиров.



Основные функциональные зоны

Для удобства обслуживания маломобильных пассажиров, в том числе инвалидов, операционные помещения-вестибюли, кассовые залы, багажные отделения рекомендуется группировать преимущественно со стороны города. Эти помещения должны иметь достаточный фронт устройств для проведения соответствующих операций, а также удобные взаимосвязи с залами ожидания, привокзальной площадью и перронами. Почтовые отделения с телеграфом, междугородными и внутригородскими телефонами, торговые прилавки и киоски следует располагать вблизи пассажирских помещений. Торговые плоскости должны быть на доступной высоте (0,8 м).

Билетные кассы следует располагать группами, объединяя их по категориям пассажиров, включая обслуживание инвалидов, престарелых, а также ослабленных лиц, требующих внимания. Перед билетными кассами должна быть свободная зона глубиной не менее 3 - 4 м для накопления пассажиров.

Автоматы для продажи билетов, как правило, следует размещать на пути следования пассажиров отправления. Багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа размещаются вблизи от мест хранения. Камеры хранения ручной клади рекомендуется располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия и в местах, удобных для использования пассажирами. В малых и средних вокзалах хранение ручной клади обеспечивается преимущественно в автоматических камерах хранения. Около 3% мест в автоматических камерах хранения, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться для пассажиров-инвалидов.

В зоне операционных помещений для инвалидов необходимо предусмотреть ряд планировочных мер и приспособлений:

обеспечение свободного пространства перед билетными кассами, автоматами для их продажи и т.д., достаточного для маневрирования инвалида в кресле-коляске в условиях скопления в этих зонах пассажиров;

расположение окошек касс, камер хранения ручной клади и т.д. на пониженном уровне (0,8 м) (черт.3);

расположение автоматических камер хранения на доступной для инвалида высоте.


"Черт.3. Схема решения багажной кассы"


Зоны перед кассами, справочными бюро надо отделять стойками с поручнями и с проходом, в который пассажиры могут попасть лишь после окончания обслуживания кассиром предыдущего клиента (черт.4).

Такое решение исключает скопление у касс пассажиров и облегчает работу кассиров. Проход в ограждении должен обеспечивать возможность проезда инвалида в кресле-коляске. Зона ожидания непосредственно примыкает к кассовой зоне.


"Черт.4. Схема решения билетных кассы"


В существующих вокзалах следует рассмотреть возможность использования и приспособления к потребностям маломобильного населения в каждом отдельном случае существующих подъездов, пандусов, подъемных устройств при багажных отделениях для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках (с минимально необходимым уровнем изменений).

На контрольных постах в зонах таможенного досмотра ширину одного из проходов следует увеличить до 0,9 м, чтобы обеспечить возможность проезда кресла-коляски (черт.5).


"Черт.5. Схема контрольных постов (план)"


Камеры для хранения багажа пассажиров-инвалидов рекомендуется располагать на первом этаже.

Прилавки обычных камер хранения должны размещаться на доступной для инвалидов высоте (не более 0,7 м). Перед ними, равно как и перед ячейками автоматических камер хранения, должно предусматриваться свободное пространство, достаточное для маневрирования кресла-коляски (черт.6). Расстояние между рядами ячеек автоматических камер хранения должно быть не менее 2,1 м. Места расположения ячеек, предназначенных для инвалидов, должны маркироваться специальной символикой.


"Черт.6. Камеры хранения"


В кассовых залах расположение и конструктивное решение части окошек касс должны соответствовать антропометрическим параметрам инвалидов на колясках (черт.7). Часть подвесного или напольного оборудования (кассовые автоматы, телефоны, справочные автоматы и т.п.) должна располагаться на высоте, доступной для инвалида, и размещаться в плане, не создавая помех и опасных препятствий на путях движения, т.е. обеспечить свободный доступ к нему. Расстояние между кассовыми окошками должно составлять не менее 1,6 м.

"Черт.7. Кассовые залы"


На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/мин и более и протяженности физически ослабленных лиц, включая маломобильных пассажиров, необходимо предусматривать движущиеся дорожки, тротуары.

Для облегчения перемещения багажа, особенно в зонах таможенного досмотра вокзалов, как правило, используются транспортеры и другте движущиеся устройства (черт.8).


"Черт.8. Схема транспортера"


Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне. Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или композиционными соображениями. Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для обеспечения удобного перехода на платформу железнодорожного вокзала без неоправданных перемещений пассажиров по вертикали. Для маломобильных пассажиров требуется устройство лифтов (черт.9).

"Черт.9. Схема лифта для маломобильных пассажиров"


В залах ожидания необходимо выделить зоны, где могли бы разместиться инвалиды, пользующиеся креслами-колясками. Площадь таких зон определяется исходя из показателя - 2,1 м2 на одно место. Часть оборудования залов ожидания (киоски, телефоны, игровые автоматы и др.) должна быть доступна для инвалидов.

Часть диванов или скамей для сидения в залах ожидания следует располагать на расстоянии не менее 2,7 м друг от друга.

В случае объединенного решения кассового зала и зала ожидания следует соблюдать четкое зонирование помещения с обеспечением проходов достаточной ширины в зоне пребывания инвалидов (черт.10).

"Черт. 10. Вариант совмещенного решения зала ожидания и кассового зала"


Перспективным с точки зрения обслуживания маломобильного населения представляется объединение в едином пространстве (зоне) операционных помещений и помещений для ожидания. Функциональное зонирование в этом случае обеспечивается при помощи стационарных и передвижных рекламных щитов и стендов, секционной мебели, декоративного озеленения и других приемов, что позволит не только избежать строительных барьеров при перемещении инвалидов по горизонтали, но и исключить передвижение по вертикали. Важным элементом в этом случае становится система пространственных ориентиров, помогающая инвалидам различных категорий находить наиболее рациональные пути перемещения.

При наличии небольших перепадов уровня между залами для перемещения пассажиров-инвалидов следует устраивать пандусы или устанавливать на лестницах подъемники (черт.11).


"Черт. 11. Подъемник на внутренней лестнице"


Комнаты длительного отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала следует размещать изолированно от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором и третьем этажах. Комнаты отдыха пассажиров, размещаемые в вокзале, проектируют в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Эти комнаты по своим параметрам не удовлетворяют особенностям параметров для инвалидов в креслах-колясках.

В данном блоке помещений для обслуживания инвалидов необходимо предусматривать устройство пассажирского лифта. Согласно ВСН 62-91*, в комнатах для отдыха пассажиров следует предусматривать не менее 3% мест (но не менее 1) для инвалидов (черт.12).


"Черт.12. Схема решения номера для инвалидов в гостинице при вокзале"


Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров, такие, как парикмахерские, отделения связи, помещения общественного питания, комнаты для отдыха и развлечений, следует проектировать с учетом потребностей инвалидов (черт.13).

"Черт.13. Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров"


В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,65 - 0,7 м.

Высота прилавков в помещениях общественного питания, а также стоек в отделениях связи должна соответствовать требованиям инвалидов.

Проблема обслуживания инвалидов в торговых залах ресторана, кафе-закусочной или буфетах сводится к обеспечению инвалидов удобными проходами к раздаточным (ширина прохода между ограждением и раздаточными стойками не менее 1,2 м), а также к устройству столиков и кафетерийных стоек на доступной для инвалида высоте (0,8 м). К столикам должны вести проходы, доступные для инвалидов в креслах-колясках.

В торговых залах следует предусматривать не менее 3% мест для инвалидов (но не менее 4, черт.14).


"Черт.14. Торговые залы"


В крупных вокзалах, обслуживающих транзитных пассажиров, устраивают согласно заданиям на проектирование залы для просмотра кинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы. Эти помещения должны быть приближены к зоне ожидания. В залах согласно ВСН 62-91* следует предусматривать места для инвалидов в креслах-колясках из расчета 1 на каждые 300 мест, но не менее 4 мест (черт.15).

"Черт.15. Примеры расположения мест для инвалидов в зрительных залах"


Парикмахерские с подсобными помещениями, курительные и другие помещения бытового обслуживания пассажиров размещаются вблизи пассажирских залов и имеют с ними удобную связь. Курительные комнаты (одна или несколько) располагаются рядом с санитарными узлами и являются непроходными. В больших и крупных вокзалах имеются помещения для срочного ремонта обуви, одежды, часов, заправки авторучек и других услуг.

В больших и крупных вокзалах предусматривают медицинский пункт с удобными входами в него со стороны перрона (черт.16). При проектировании следует предусмотреть удобную связь медпункта с пассажирскими залами, учитывая маломобильное население.


"Черт. 16. Медицинский пункт"


Места общего пользования должны быть отмечены знаками или символами: приспособленные для инвалидов входы в здание и помещения, переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные и т.д. (черт.17).

"Черт. 17. Примеры применения информационных средств"


Для инвалидов с дефектами зрения большую роль играет звуковое оповещение, как централизованное, так и локальное.

В вокзалах должна быть обеспечена хорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаются пассажиры и посетители, включая инвалидов и престарелых, в том числе видимость операционных и кассовых залов с привокзальной площади и видимость перронов из залов ожидания с устройством светопрозрачных ограждений. Светопрозрачные ограждения вокзалов проектируют с учетом того, чтобы шум не превышал установленных норм.




<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Выпуск 19 "Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения" Госстрой России, Минсоцзащиты России, 2001 г
383.81kb.
6 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других
359.82kb.
1 стр.
Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения" Минстрой рф, Минсоцзащиты рф, 1997 г
297.09kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"
317.58kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"
388.6kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
261.97kb.
1 стр.
Проектирование театров
1602.27kb.
11 стр.
Здания, сооружения, строения
75.48kb.
1 стр.
Строительные нормы и правила сниП 08. 02-89* "Общественные здания и сооружения" (утв постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 г. N 78)
1280.33kb.
6 стр.
Программа 4-й Международной научно-практической конференции
44.62kb.
1 стр.
Межгосударственный стандарт здания и сооружения
257.27kb.
1 стр.
На заседании кафедры проектирования зданий и сооружений
38.35kb.
1 стр.